Изменение цены договора по 223 фз судебная практика

Обновлено: 03.07.2024

1. В отношении требований закона № 443-ФЗ, если в Положении были перечислены все заказчики, на которых распространяет свое действие закон № 223-ФЗ, то нужно заменить слова «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» на слова «обращения с твердыми коммунальными отходами». Если такого перечисления не было, то заказчикам, которые не имеют отношения к обращению с ТКО, изменений в Положение вносить не требуется.

2. В отношении требований закона № 452-ФЗ, объем изменений зависит от того, на сколько подробно в Положении о закупке описаны конкурентные процедуры с участием субъектов МСП. Если в Положении были даны только ссылки на статью 3.4 закона № 223-ФЗ, то изменения в этой части не требуются. Если же процедура конкурентной закупки у субъектов МСП была описана подробно, то соответствующий раздел следует полностью переработать с учетом новой редакции статьи 3.4 закона № 223-ФЗ (изменения необходимы в части этапов конкурентных процедур среди субъектов МСП, требований к участникам закупки, к составу заявки, к протоколам и др.).

Кроме того, если Положение дублировало обязанности оператора электронной площадки из статьи 3.3 закона № 223-ФЗ в части обеспечения конфиденциальности информации, соответствующие правила также нужно либо изменить, либо исключить из Положения.

Если требования к участникам закупки и к составу заявки на участие в закупке выделены в общей части Положения о закупке (в общих положениях о проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений), то в отношении закупок у субъектов МСП теперь нужно определить приоритет специальных норм, установленных новой редакцией статьи 3.4 закона № 223-ФЗ.

Дополнительно можно рекомендовать заказчикам единые требования к участникам закупки в части формулировок унифицировать с требованиями, указанными в виде декларации в п.9 ч. 19.1 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

3. В отношении требований закона № 86-ФЗ: необходимо дополнить или отредактировать Положение таким образом, чтобы в нём был определен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Кроме того, необходимо внести изменения в требования к документации о конкурентной закупке — добавить пункт об обязательном включении в документацию обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги.

В этой части следует обратить внимание заказчиков на то, что цена в документации о конкурентной закупке, как и до принятия закона № 86-ФЗ, указывается одним из трех возможных способов:

  1. В виде начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).
  2. В виде формулы цены и максимального значения цены договора.
  3. В виде цены единицы товара, работы, услуги (ЦЕ ТРУ) и максимального значение цены договора.

Порядок обоснования необходим именно в отношении НМЦД или начальной ЦЕ ТРУ. Здесь можно рекомендовать использовать уже проверенные методы, перечисленные в статье 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ), за исключением нормативного метода и затратного метода, с допустимостью обоснования применения иного метода, когда методы анализа рынка, тарифный или проектно-сметный не позволяют определить цену договора.

В отношении формулы цены следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», с учетом которого можно в Положении перечислить объекты закупки, в отношении которых возможно использовать формулу цены, по аналогии. Рекомендуется предусмотреть, что конкретная формула цены будет установлена в документации о закупке (в проекте договора), так как практика закупок в рамках контрактной системы показала разнообразные подходы к её определению.

Что касается максимального значения цены договора, то оно определяется, как правило, расчетным путем, исходя из выделенных объемов финансирования на соответствующий объект закупки, ориентировочного количества необходимого товара (планового объема работ, услуг), установленных предельных цен (если определение предельных цен практикуется в организации заказчика).

4. В отношении минимальной доли закупок российских товаров (постановление от 3 декабря 2020 г. № 2013), в Положении рекомендуется предусмотреть возможность закупки российских товаров, включенных в реестры Минпромторга, способами неконкурентных закупок, в том числе у единственного поставщика (такие рекомендации, например, даны в письме Минфина от 15 января 2021 г. № 24-03-07/1390).

Кроме того, рекомендуется перечень исключений из сферы регулирования закона № 223-ФЗ и Положения о закупке предусмотреть в виде ссылки на часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ, не перечисляя в Положении соответствующие пункты закона. Практика показывает, что постоянные изменения этого перечня законодателем требуют неоправданных и неэффективных затрат ресурсов заказчиков на внесение соответствующих изменений в Положения о закупке.

Из глобальных изменений Положения о закупке рекомендуется подумать о требованиях к составу заявки при проведении конкурентных и неконкурентных процедур закупки не для субъектов МСП. Нововведения в части 19.1 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ могут быть частично распространены на все закупки, например, в части подтверждения полномочий лица на подписание заявки, подтверждения предоставления обеспечения заявки, предоставления в виде декларации информации об официальном сайте, где в открытом доступе находится информация о лицензиях или членстве в СРО.

Также следует задуматься о количестве и содержании протоколов, оформляемых при проведении конкурентных закупок. Поскольку оператор электронной площадки теперь не обязан обеспечивать конфиденциальность информации о ценовых предложениях участников до подведения итогов закупки, появилась возможность (с учетом функционала электронной площадки) подвести итоги без оформления отдельного протокола рассмотрения заявок (рассмотрения вторых частей заявок). Например, при проведении запроса котировок в электронной форме может быть оформлен всего один протокол — подведения итогов закупки, хотя требования статьи 3.2 закона № 223-ФЗ о двух вариантах протоколов (промежуточных и итоговом) остались без изменений. При проведении электронного аукциона заказчик мог бы оформлять только два протокола: рассмотрения первых частей заявок и подведения итогов аукциона. Такой подход к минимизации трудозатрат заказчиков при проведении процедур закупок давно существует в закупках по закону № 44-ФЗ.

С учетом административной и судебной практики в соответствующем регионе заказчикам следует обратить внимание на порядок сопоставления ценовых предложений, предусмотренный Положением о закупке: с учетом всех налогов (как рекомендует и указывает в предписаниях по результатам рассмотрения жалоб ФАС России) или в определенных исключительных случаях без учета НДС, если такая практика принципиальна для заказчика с учетом обеспечения соблюдения требований об эффективности соответствующих закупок.

В заключении следует напомнить, что Положение о закупке должно быть эффективным инструментом, позволяющим заказчикам построить максимально удобную систему закупок с учетом специфики структуры и объемов закупок конкретного заказчика, а также требований о минимизации рисков обжалования и отмены процедур закупок, заключения договора с недобросовестным поставщиком.

Богацкая Софья Германовна, Руководитель направления по государственным, муниципальным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», к.э.н.

Нарушения, связанные с извещением и документацией

Очень много нарушений заказчики допускают именно п ри составлении и публикации документов. Законодательство содержит ряд требований, которые в обязательном порядке должны быть включены в извещение и закупочную документацию. Если они не соблюдаются, может быть наложен штраф 5-10 тыс. рублей на заказчика и 2-3 тыс. рублей — на должностное лицо.

Например, один заказчик не внес в конкурсную документацию перечень разрешительных документов, которые должны быть в заявке (лицензии, допуски, свидетельства). По идее заказчика, участники должны были приложить их на свое усмотрение. Однако это явное нарушение закона, ведь он требует четко определить перечень документов. Иначе условия для сравнения заявок будут неравными. В данном случае заказчика заставили внести в документы изменения и оштрафовали.

Нарушения своих же требований к заявкам

223-ФЗ не устанавливает каких-то конкретных критериев — заказчик должен разработать их сам и закрепить в Положении о закупке. Если потом заказчик начнет предъявлять иные требования к участникам, к договору или же начнет применять не указанные в Положении критерии, то тем самым он нарушит закупочное законодательство.

Тем не менее заказчики умудряются нарушать собственные правила. Не так давно ФАС России вынесла постановление в отношении одного заказчика, который поступил именно так. Согласно его Положения, при закупке услуг по обслуживанию высокотехнологичного оборудования обязательно подтверждается опыт претендента. Это должен быть выполненный договор на сходные услуги с прочими сопоставимыми параметрами, а также отзыв заказчика. Был объявлен запрос предложений на закупку таких услуг и получено 2 заявки. Один участник свой опыт подтвердил, а второй соответствующие документы не приложил. Заказчик должен был такую закупку отклонить, но он не только ее допустил, но и выбрал победителем.

Нарушение сроков публикации данных

Заказчик должен ежемесячно до 10 числа размещать отчеты по своим закупкам за прошлый месяц. И зачастую эти строки нарушаются. Так, один заказчик, в отношении которого УФАС вынесла постановление в конце января, систематически нарушал сроки размещения этого отчета. Иногда он опаздывал на несколько дней, в другие разы — на несколько месяцев. Штраф получила и сама организация, и должностное лицо.

Также часто заказчиков штрафуют за то, что они не вовремя размещают протоколы — они должны быть опубликованы не позднее трех дней с даты подписания.

Весьма жесткие санкции ждут тех, кто и вовсе не разместит в ЕИС необходимую информацию. В этом случае штраф для должностного лица может составить 30-50 тыс. рублей, а для самого заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Причем в ФАС могут расценить как неразмещение тот факт, что заказчик не загрузил в ЕИС документы в нужном формате. В одной закупке заказчик не выложил протокол в формате . PDF, не представил информацию о сроке исполнения контракта и объеме услуг, а также о порядке оценк и заявок и шкале баллов. Контролирующий орган посчитал, что н евозможно определить, н а каком основании выбра н победител ь . Поэтому результаты закупки были аннулированы, а заказчик и его должностные лица получили штраф ы .

В другой закупке заказчика оштрафовали за то, что он не разместил в ЕИС:

  • запросы на разъяснения, которые подавали участники;
  • свои ответы на эти запросы.

Санкции были наложены несмотря на то что запросы были рассмотрены заказчиком в срок, а участники получили разъяснения.

Закон 223-ФЗ позволяет вносить изменения в договор, который заключается в результате закупки. И на практике это не является редкостью, например, продлеваются сроки. Однако важно соблюсти требования пункта 5 статьи 4 закона и разместить информацию об изменении договора с указанием новых условиях. Сделать это нужно в течение 10 дней после внесения таких изменений. Если заказчик не выполнит это требование, его оштрафуют.

Типичный пример: заказчик заключил договор на ремонт крыши, но исполнителю понадобилось больше времени. Поэтому было подписано дополнительное соглашение об увеличении срока. Заказчик изменил сведения в ЕИС лишь спустя 15 дней после внесения изменений, за что и был оштрафован.

Невнесение изменений в документацию по итогам разъяснений

Если заказчик изменил документацию, он должен продлить сроки проведения процедуры. В свою очередь, изменение документации может потребоваться из-за направления заказчику запасов на разъяснение положений документации. Об этом нужно помнить, иначе у контролирующих органов будет повод наложить штраф.

Вот яркий пример: в техзадании на капремонт заказчик вообще не перечислил никаких работ, а дал лишь адрес помещения. Участники стали направлять запросы, на которые заказчик своевременно отвечал, а также публиковал ответы в ЕИС. Однако вносить изменения в документацию он не стал, поскольку не хотел двигать сроки. Управление ФАС нашло в этом нарушение. Дело в том, что заказчик не указал в документации важную информацию, которая в силу закона должна была там присутствовать. И после разъяснения этих вопросов ему следовало документацию изменить и продлить сроки приема заявок.

Отметим, что ФАС не всегда в такой ситуации находит нарушения. В подобных противоречивых вопросах нужно обращаться к практике своего региона и отталкиваться именно от нее.

Объединение в один лот несвязанных товаров

Иногда заказчики для упрощения пытаются поместить в одну закупку товары, не связанные между собой ни технологический, ни функционально. Однако это нарушает закон 135-ФЗ о защите конкуренции. Ведь далеко не любой поставщик может одновременно предложить по выгодным ценам, скажем, канцелярские товары и музыкальные инструменты. Это пример из реальных торгов, которые проводились для обустройства нового дома отдыха. Заказчик поместил в одну закупку все, что было ему необходимо — от оборудования для пищеблока до предметов интерьера. В УФАС посчитали, что тем самым он ограничил количество потенциальных участников и заставили заказчика внести изменения в документацию.

Нарушения, связанные с коллективным участником

Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора. Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками. Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.

В практике ФАС последних лет есть решения, когда на заказчика накладывали штраф за отклонение коллективного участника по указанной причине, а закупку аннулировали.

Бумажная закупка вместо электронной

Закон разрешает наряду с конкурентными закупками в электронном виде проводить реальные процедуры, но это право должно быть прописано в Положении о закупке. Вместе с тем есть два случая, когда процедуру придется провести строго в электронном виде:

  • закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • закупка товаров, работ или услуг, которые входит в перечень из постановления № 616.

Один из недавних примеров: заказчик приобрел оборудование для видеонаблюдения и услуги по его монтажу. Объект закупки входит в постановление № 616, поэтому ее нужно было проводить на электронной площадке. Однако вместо этого заказчик запросил цены у поставщиков напрямую и заключил договор. УФАС признала сделку недействительной и обязала стороны вернуть друг другу все, что они передали в ее рамках. Помимо этого, на заказчика и должностных лиц наложили штрафы.

В другой закупке заказчик допускал аналогичное правонарушение неоднократно. На протяжении определенного времени закупались услуги по уборке помещения, также входящие в постановление № 616. При этом заказчик в закупочной документации прямо прописал, что участники должны подавать заявки в прошитом виде, что подразумевает проведение бумажной закупки. Поскольку нарушение было совершено несколько раз, штрафы оказались довольно существенными.

Заточка ТЗ под нужного исполнителя

В этом плане заказчики позволяют себе самые разные нарушения. Например, довольно интересным является следующий случай.

Заказчик закупал услуги по текущему ремонту. Среди прочих требований фигурировали нужные ему параметры краски: определенная атмосферостойкость или водостойкость. За сутки до конца срока подачи заявок один внимательный участник заметил, что текст чудесным образом изменился — теперь заказчик требовал, чтобы в заявке были указаны оба параметра: атмосферостойкость и водостойкость. Понятно, что к этому времени заявки уже были поданы, и после поставщики уже вряд ли отслеживали документацию. На это и был сделан расчет заказчиком, который судя по всему планировал отклонить все неугодные заявки по причине их несоответствия требованиям. Однако ФАС предписала изменить документацию и наложила штраф.

Заказчик не всегда виноват

Система государственных закупок построена таким образом, что контролируются в основном действия заказчика. Но иногда неправ может оказаться и поставщик. В завершение нашего обзора рассмотрим подобный случай, причем он иллюстрирует довольно жесткую позицию ФАС и судов. Речь пойдет об уклонении от заключения договора, хотя, по мнению поставщика, причиной стали технические неполадки.

Но поставщик отправил заказчику только договор и документ, подтверждающий внесение обеспечения контракта. Срок подписания истек, обоснование цены так и не поступило, и заказчик посчитал, что поставщик уклонился от подписания договора. Сведения о нем были переданы в ФАС. Антимонопольный орган постановил, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и все сделал правильно. Победителя признали уклонистом и включили в РНП.

Однако суд не проникся этими доводами. Он указал, что перед проведением закупки участник должен был знать о необходимости предоставления дополнительных документов при сильном снижении цены. И тот факт, что был технический сбой, не снимает с него обязанности представить документы в срок. За 5 дней, которые отводятся на подписание договора, исполнитель должен был использовать какие-то другие возможности. Но он бездействовал и сорвал подписание договора по небрежности, поэтому его следует оставить в РНП.

Нарушения, связанные с критериями оценки заявок

Очень распространенное нарушение допускают заказчики, когда не публикуют критерии оценки заявок. В итоге непонятно, по каким параметрам они будут сравниваться, и как будет определяться победитель. Это является нарушением закона о защите конкуренции. Есть решения и ФАС, и судов, подтверждающие, что это неправомерно.

Еще одно типичное нарушение — критерии и их вес установлены, а шкала баллов в документации не приводится. Например, один заказчик при проведении конкурса на проектирование и строительство указал довольно много критериев оценки. Цене договора отводилось 30%, качеству — 25%, по 10% он отвел на выручку исполнителя за последние 3 года, опыт за тот же период и срок ввода объектов в эксплуатацию. Еще нескольким критериям заказчик дал по 5% — это количество и квалификация трудовых ресурсов, степень внедрения системы менеджмента качества и стаж работы руководителя в строительстве на определенных должностях.

Некоторые критерии, например, стаж работы руководителя, сами по себе являются довольно спорными. Но главное, что заказчика не установил в документации порядок оценки и сопоставления заявок. То есть он дал каждому критерию вес, а как он будет присваивать тот или иной балл, не указал.

В итоге ФАС аннулировала закупку, поскольку из документации не было понятно, как заказчик будет определять выгодность каждого неценового критерия.

Рекомендуем

Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ. Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 223-ФЗ, тематическим подборкам судебной и административной практики, образцам и примерам заполнения документов, а также возможность закрепить и расширить полученные знания в электронной информационно-образовательной системе.

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение цены договора по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Изменение цены договора по 223-фз

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2019 N Ф05-552/2019 по делу N А40-8624/2018
Требование: О взыскании задолженности по договору на выполнение проектных работ по разработке технической документации.
Обстоятельства: Исполнитель ссылается на то, что выполненные им работы заказчик оплатил лишь частично.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что заявление заказчика о недействительности договора и применении последствий его недействительности не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые ссылается заказчик в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заказчика. Вместе с тем, делая вывод о том, что последующее увеличение цены договора, изменения вида работ противоречит закрепленным правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принципам закупки товаров, работ и услуг суд апелляционной инстанции не учел правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 20 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также нормы статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение цены договора по 223-фз

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2021) Закон N 223-ФЗ позволяет сторонам при исполнении изменить количество (объем), цену закупаемых товаров, работ, услуг, а также сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Однако возможность такого изменения не безгранична. Если вы заключали договор по результатам конкурентной закупки, не меняйте условия, которые повлияли на формирование участниками закупки своих предложений и на определение победителя. Например, нельзя увеличить цену договора с победителем аукциона без пропорционального увеличения объема работ либо продлить сроки выполнения работ с победителем конкурса, в котором данный срок являлся одним из критериев оценки заявок и повлиял на выбор победителя. Верховный Суд РФ с учетом п. 8 ст. 448 ГК РФ считает, что такие изменения не допускаются, так как нивелируют условия проведенных торгов и нарушают принципы проведения закупок (п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Возможно ли изменение цены по договору, заключенному по Закону N 223-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1) "Вестник Института госзакупок", 2021, N 1

Нормативные акты: Изменение цены договора по 223-фз

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 01.07.2021)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 5. При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение цены договора по 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Изменение цены договора по 223

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2019 N Ф05-552/2019 по делу N А40-8624/2018
Требование: О взыскании задолженности по договору на выполнение проектных работ по разработке технической документации.
Обстоятельства: Исполнитель ссылается на то, что выполненные им работы заказчик оплатил лишь частично.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что заявление заказчика о недействительности договора и применении последствий его недействительности не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые ссылается заказчик в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заказчика. Вместе с тем, делая вывод о том, что последующее увеличение цены договора, изменения вида работ противоречит закрепленным правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принципам закупки товаров, работ и услуг суд апелляционной инстанции не учел правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 20 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также нормы статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение цены договора по 223

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2021) Закон N 223-ФЗ позволяет сторонам при исполнении изменить количество (объем), цену закупаемых товаров, работ, услуг, а также сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Однако возможность такого изменения не безгранична. Если вы заключали договор по результатам конкурентной закупки, не меняйте условия, которые повлияли на формирование участниками закупки своих предложений и на определение победителя. Например, нельзя увеличить цену договора с победителем аукциона без пропорционального увеличения объема работ либо продлить сроки выполнения работ с победителем конкурса, в котором данный срок являлся одним из критериев оценки заявок и повлиял на выбор победителя. Верховный Суд РФ с учетом п. 8 ст. 448 ГК РФ считает, что такие изменения не допускаются, так как нивелируют условия проведенных торгов и нарушают принципы проведения закупок (п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Возможно ли изменение цены по договору, заключенному по Закону N 223-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1) "Вестник Института госзакупок", 2021, N 1

Нормативные акты: Изменение цены договора по 223

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 01.07.2021)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 5. При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.


Предлагаем познакомиться с обзором практики ФАС и судов и узнать, какие нарушения заказчики по 223-ФЗ допускают чаще всего.

Читайте также: