Yakuza like a dragon обзор

Обновлено: 01.07.2024

Текст в демоверсии на 99 % состоит из японских иероглифов, поэтому детали сюжета и смысл диалогов пройдут мимо большинства игроков. Но если это уже не первая ваша Yakuza, разобраться во многом удастся без особых проблем. Доступны коротенькая сюжетная миссия, несколько побочных заданий, разного рода мини-игры, магазинчики, драки и многое другое. Играем мы за мужчину по имени Итибан Касуга, которого всегда сопровождают его компаньоны. А разворачиваются события в совершенно новой локации в районе города Иокогама, хотя Камуротё вроде как тоже обещают показать в финальной версии.

Новая область заметно крупнее Камуротё, и после стольких игр серии непривычно гулять по незнакомым улицам, не представляя, что ждёт тебя за следующим поворотом. Зато уже примерно начинаешь понимать, где потом начнут появляться побочные задания, какие места предстоит посетить и как лучше всего распланировать дорогу к следующей точке, чтобы по пути зайти в забегаловку и плотно поесть. Хотя не очень удобно, что в юго-западной части карты ресторанов нет вообще, зато в остальных районах их много.

Yakuza: Like a Dragon превью игры

Избавиться от компаньонов, видимо, нельзя, но они и не мешают.

С самых первых минут демоверсия предлагает оценить одно из важнейших нововведений, разделившее фанатов серии на два лагеря. Речь, конечно, о пошаговой боевой системе — теперь вы не берёте в руки велосипед и не раскидываете хулиганов в разные стороны за пару секунд, а ходите по очереди, действуя не в одиночку, но в отряде из четырёх человек. В начале «демки» вас трое, ещё один компаньон станет доступен почти сразу, в полной же версии наверняка позволят выбирать других соратников.

Пошаговые драки авторы объясняют очень просто: протагонист фанатеет от Dragon Quest и представляет, будто он находится в одной из игр этой серии. Поэтому даже противники здесь порой выглядят комично — как только начинается бой, они превращаются в крупных толстых «танков» или вооружаются палкой и крышкой от мусорного бака, которую используют в качестве щита. Отсылки к JRPG на этом не заканчиваются — достаточно вспомнить шагающие «пиксельные» изображения Итибана и его товарищей на экране загрузки или коротенький музыкальный семпл, проигрывающийся при присоединении к группе нового компаньона — прямо как в Dragon Quest.

Шаг для серии

Если честно, я тоже был настроен скептически и с трудом понимал, как такая «боёвка» впишется в Yakuza. Но стоило опробовать её лично — и все сомнения улетучились. Реализована идея отлично, динамика не теряется, камера не стоит на месте и выбирает удачные ракурсы, благодаря чему темп сохраняется идеальный. Хотя почти все приёмы нацелены лишь на одного оппонента, во время их исполнения можно задеть других врагов, нанеся им бонусный урон. А если после вашего очередного удара противник оказался рядом с вашим напарником, тот пнёт его или ударит, даже если сейчас не его ход. Это работает и в обратную сторону — одному из моих компаньонов не повезло во время драки в маленькой комнате в побочном задании.

Все персонажи, когда наступает их очередь, могут просто ударить оппонента, совершить особый приём, использовать предмет в инвентаре (съесть что-то или выпить) и пропустить ход. Приёмы — самая интересная часть сражений, поскольку их немало и все они сопровождаются отличными анимациями. Кто-то взбалтывает бутылку шампанского и поливает противника, кто-то ложится на бок и пару секунд спит для восстановления здоровья, девушка пшикает на себя духами, чтобы на время улучшить характеристики. Чем круче навык, тем больше энергии (или маны, если угодно) на него потратится. После боя ни энергия, ни здоровье не восстанавливаются — нужно идти в ресторан. Первая же кнопка там позволяет сразу накупить достаточно еды для заполнения всех соответствующих шкал, хотя и по старинке изучать меню тоже можно. Либо затаривайтесь напитками и супчиками в магазинах — описания подскажут, что именно они восстанавливают.

В связи со всем этим развитие получила система экипировки. У всех героев в инвентаре есть несколько слотов: один для оружия, три для «брони» (голова, туловище и обувь) и два для аксессуаров. В демоверсии открыто три магазина с этими товарами: тут и мечи, и шлемы, и сабли, и сумочки — всегда написано, какому персонажу что подходит и какие показатели улучшаются. У кого-то может вырасти сила атаки, кто-то увеличит свою защиту. Что-то из этого и ранее было в «Якудза», но чаще всего это можно было игнорировать, а здесь безалаберное отношение к экипировке наверняка приведёт к проблемам в драках.

Возможность носить те или иные вещи также зависит от выбранной профессии, и по крайней мере в демо сменить её можно в любой момент, посетив специальное здание. Профессия влияет на умения и внешний вид героя во время драк — Итибан, к примеру, переодевается в брейк-дансера с кепкой на голове и с цепями на шее или примеряет другой костюм, хотя за пределами сражений выглядит нормально. Можно сделать кого-то мастером кулачного боя, обзавестись навыками владения холодным оружием или стать своеобразным магом, который накладывает на врагов «дебаффы», восстанавливает союзникам здоровье и улучшает их характеристики. После боёв увеличиваются как уровень персонажа, так и ранг профессии, что открывает дополнительные возможности. Главное, чтобы персонаж не «умер» в драке, иначе останется без опыта.

В результате драться в Like a Dragon чуть ли не веселее, чем в старых «Якудза». Градус безумия не уменьшился, равно как и динамика, хотя казалось бы. С особыми приёмами, несколькими профессиями, призывами (в них не удалось разобраться из-за языка, но они тут есть и сопровождаются забавными роликами), возможностью блокировать удары нажатием на Х, а не стоять столбом, и другими тонкостями и деталями «боёвка» получается зрелищной и не надоедает. Если хотите попробовать сами — в демо меню приёмов открывается на «Треугольник», а благодаря значкам около всех навыков легко понять, что происходит при их использовании. Уличные драки с хулиганами, кстати, трудно назвать затянутыми — они отнимают не больше минуты.

В остальном это Yakuza, какой мы её знаем. О сюжете пока говорить трудно, но откровенно разочаровывающих номерных частей не было уже давно, а здесь основную историю планируют сделать чуть ли не в два раза длиннее, чем в прошлых играх. В городе полно развлечений и мини-игр — от караоке и маджонга до потешных гонок, в которых вы с конкурентами собираете на улицах мусор и уворачиваетесь от машин. А побочные задания, которых здесь 52, наверняка окажутся не менее интересными, чем раньше. Одно из них заставит вспомнить кое-какую «побочку» из Yakuza Kiwami 2, которая запомнилась своей абсурдностью больше остальных.

Эпическая гангстерская сага переродилась в виде пошаговой RPG.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Серия Yakuza изначально не прижилась на Западе: плохая локализация, отвратный маркетинг (сравнения с GTA были совершенно ни к чему) и специфика игры (JRPG с боёвкой из beat’em up в японском сеттинге) похоронили шансы первой части на популярность. С тех пор новые выпуски переводились на английский нехотя, с большим опозданием и без озвучки. Yakuza успешно стала культовой серией для узкого сообщества поклонников, но широкая публика её не замечала.

Всё изменилось с выходом Yakuza 0. Она стала своеобразным ребутом: те, кто пропустил предыдущие пять частей, могли спокойно начать с неё. За прошедшие с релиза первой Yakuza десять лет серия выросла и похорошела, а конкретно нулевая часть могла похвастаться ещё и отличным сюжетом и побочными заданиями. Пресса и игроки были в восторге.

Вслед за этим спрос на франшизу закономерно возрос — и за четыре последующих года разработчики выкатили ремейки первых двух частей, ремастеры ещё трёх, а также новую шестую и спин-офф Judgment. И все, кроме Judgment, связаны единым сюжетом! Чтобы гангстерская сага не превращалась в бесконечную мыльную оперу, разработчики решили устроить серии ещё один ребут, поменяв в седьмой части и героя, и даже жанр. В западном издании у игры пропала даже цифра из названия — вместо неё оно напоминает, как серия называется на родине. Ryu Ga Gotoku — то есть Like a Dragon.

Из грязи в князи

В конце шестой части бессменный протагонист Yakuza Кадзума Кирю официально ушёл на пенсию. Теперь в главной роли Итибан Касуга — член того же преступного клана Тодзё. Хотя оба героя предельно благородны и готовы помогать кому ни попадя, характерами они различаются очень сильно. Кирю был хмурым, молчаливым стоиком. Касуга же — болтливый добряк и душа компании, не скрывающий свои эмоции. Иногда он раздражает своими необдуманными выходками, иногда — чрезмерной патетичностью, но в целом проводить с ним время куда веселее, чем с мрачным Кадзумой.

Завязка истории Касуги тоже сильно напоминает то, через что прошёл Кирю в первой части: он сел в тюрьму за преступление, которого не совершал, и вышел аж через 18 лет, за которые мир успел измениться до неузнаваемости. На свободе ему никто не рад: родной клан Тодзё разорён, Токио захватили якудза-конкуренты, а получилось у них это из-за предательства Аракавы — бывшего босса Касуги, ради которого он отсидел срок. Наивный Итибан отказывается верить в то, что Аракава, который был ему как отец, обернулся иудой — и рвётся к нему на аудиенцию. Где и получает пулю под сердце.

Полуживой Итибан просыпается в Йокогаме, пригороде Токио. Его откачали местные бомжи — в их лагере ему и придётся поначалу жить. Что ещё делать? У него нет ни семьи, ни дома, ни денег, а единственный близкий человек только что его подстрелил. Он опустился на самое дно, и единственный путь теперь — вверх.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Значительная часть Yakuza: Like a Dragon посвящена этому долгому пути из грязи в князи. Поначалу Касуга вынужден копаться в мусоре, искать копеечки под автоматами с газировкой и собирать пустые банки поутру, чтобы сдать их за гроши. Затем — заниматься грязной работой в чёрную. Даже найдя место жительства, получить легальное трудоустройство он сможет лишь в борделе. В общем, о тяготах безденежной жизни игра повествует очень красочно.

Но ближе ко второй трети сюжета она забрасывает эту тему и переключается на то, чего от «Якудзы» и стоило ожидать: историю о разборках криминальных группировок, интригах и хитрых многоходовочках в духе Metal Gear Solid. В Йокогаму крутые токийские бандиты не суются — там и без них народу столько, что яблоку некуда упасть. Японская якудза, китайская мафия, корейцы — все они контролируют разные части города и ведут друг с другом холодную войну, которая грозит перерасти в открытый конфликт. А Итибан, горячая голова, не может остаться в стороне, когда рядом творится несправедливость. Он ведь, как-никак, герой.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Like a Dragon (Quest)

Слово «герой» тут звучит вовсе не в переносном смысле. Итибан — большой поклонник JRPG-серии Dragon Quest и мечтает совершать подвиги в реальности. Себя он буквально нарекает героем, своих товарищей — партией, а противники в его глазах буквально преображаются из простых людей… во что-то, что лишь отдалённо их напоминает. Казалось бы, откуда широкому бестиарию взяться в игре про современную реальность? Но Yakuza: Like a Dragon есть чем удивить. Заискивающе танцующие вуайеристы, бронированные носители рекламных щитов, пациенты с капельницами, моряки с трезубцами, повара с тесаками, их клиенты с гигантскими сосисками — Касуга кого только себе не напридумывает.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

На его фантазию можно удобно списать и переход к пошаговой боевой системе. Над каждым ходом можно думать сколько угодно, команды выбираются из меню, а анимации крутейших приёмов по зрелищности могут посостязаться с какой-нибудь Final Fantasy. При этом бои на удивление динамичны: длинные анимации можно пропустить, а во время выполнения обычных спецприёмов нужно выполнять простенькие QTE, чтобы усилить их эффект. Даже во время вражеских ходов не приходится скучать: своевременное нажатие кнопки блока снижает полученный от них урон.


Удары тут ощущаются не менее смачно, чем в предыдущих экшеновых частях

В духе классических RPG у каждого играбельного персонажа есть профессия, которую он волен менять. В рамках классов прокачка линейная: за новый уровень профессии герой получает или бонус к характеристикам, или новое умение. Однако и бонусы, и некоторые приёмы сохраняются при смене классов, так что уделить какое-то время альтернативным видам деятельности будет полезно. Проблема тут только в том, что их надо будет качать с нуля, сильно откатываясь назад по характеристикам.

Сами профессии и умения же под стать бестиарию. Хостесс обливает врагов шампанским и закидывает льдом, доминатрикс хлещет плёткой, бомж накладывает дебаффы зловонным дыханием и натравливает голубей (как в «Один дома 2»), прораб мутузит кувалдой… Поскольку все противники — мужчины, девушки могут строить им глазки и тем самым понизить атаку или защиту. Несмотря на всю серьёзность сюжета, в плане геймплея Yakuza: Like a Dragon выглядит как первоапрельская шутка. Собственно, именно так в своё время её и анонсировали.

При этом сильного диссонанса между сюжетом и механиками не возникает: за то время, что мы познаём тягости бомжевания вместе с Итибаном, все эти безумные бои начинают казаться чем-то обыденным — их начинаешь принимать как данность. К тому же по структуре Yakuza всегда была близка к JRPG (много катсцен, подземелья с боссами, рандомные бои в открытом мире) и нередко забывала про реализм в угоду зрелищности. Так что переход к новой боевой системе кажется и уместным, и удачным. но не без оговорок.

В семье не без оябуна

Большинство претензий к Yakuza: Like a Dragon касаются именно сражений. Во-первых, случайные стычки в городе сильно докучают. Их теоретически можно избежать (на мини-карте видно прогуливающихся врагов и их радиус обзора), но на узких улочках с ними ничего не поделать — приходится вляпываться в бой, который, как правило, приносит крайне мало денег и опыта. Противников настолько много, что, расправившись с одной группой, можно сразу же наткнуться на следующую — не продохнуть! Да, есть опция убежать (это заставляет врагов исчезнуть, позволяя пройти вперёд спокойно), но она срабатывает далеко не всегда.


Подземелья вообще представляют собой коридоры с натыканными на каждом повороте врагами. Очень безыскусно

Во-вторых, многие боевые умения героев бьют по площади, будь то определённый радиус или линия. Однако передвигаться по полю боя самостоятельно нельзя, а враги, наоборот, постоянно елозят туда-сюда. Нередки случаи, когда, нацелившись на толпу, персонаж попадает всего в одного-двух противников, потому что, пока его анимация начиналась, они успели разбежаться. Из-за этого продумывать тактику довольно трудно.


Опциональный уровень из постгейма вообще потребует максимального уровня и героев, и их профессий. Качаться почему-то выгоднее всего на вот этих бомжах, которые, как слаймы из Dragon Quest, часто убегают в свой первый ход, и надо ещё успеть их убить

В-четвёртых, Like a Dragon позаимствовала худшую черту серии Shin Megami Tensei: game over при смерти главного героя. Это можно оправдать сценарно — ведь именно Итибан всё это себе воображает, — но насколько же это неудобно в геймплее! Что если мощный босс два хода подряд ударит своими бронебойными атаками именно протагониста? Сразу проигрыш. Один из финальных злодеев вообще моментально убивает своим суперударом — так, что никакая защита не спасёт. Если он хоть раз попадёт в Касугу, опять-таки придётся переигрывать (а за это надо заплатить половину накопленных денег). Так дела не делаются.

Yokohama, je t’aime

К счастью, в остальном Yakuza: Like a Dragon — достойный выпуск культовой серии (хоть и не лучший: Yakuza 0 остаётся непревзойдённой). Как заведено, тут, помимо основного сюжета, есть множество занятий, за которыми можно провести десятки часов. Здесь собрана вся классика мини-игр: от дартса и гольфа до маджонга и аркадных автоматов Sega. Есть и новые занятия: гонки Dragon Kart — по сути, простенький клон Mario Kart; сбор мусора на время; попытки не уснуть в кинотеатре; наконец, менеджмент фирмы с целью превратить её из убыточной в самую прибыльную в городе.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Сам город огромен. Представленный в Like a Dragon кусочек Йокогамы больше, чем хорошо знакомые по прошлым частям злачные кварталы Токио и Осаки вместе взятые (а они тут тоже есть). В Йокогаме разворачивается с полсотни побочных историй — правда, в основном милых и добрых (и потому не таких интересных, как во всё той же нулевой части). Касуге предстоит помочь бывшей звезде корейского кино найти уверенность в себе, свести разучившегося чувствовать боль мазохиста с одинокой доминатрикс, провести экскурсию по Чайна-тауну и победить гигантский робот-пылесос.

Но лучшие побочные задания — те, что продолжают личные истории центральных персонажей. Прокачав отношения с каждым из своих шести друзей, Касуга может поговорить с ним по душам в баре за стаканом горячительного, узнать, что его заботит, и предложить посильную помощь. У сопартийцев вообще полно опциональных диалогов — и за едой, и даже просто во время прогулок по городу. Yakuza: Like a Dragon очень старается сделать своих героев живыми, правдоподобными, и у неё это неплохо получается.

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG
Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Yakuza хорошо себя чувствует в новом жанре: Like a Dragon смогла передать в пошаговом формате драйв, присущий предыдущим экшен-частям, и практически ничего не потеряла. Её боевая система требует и тактики, и реакции; осталось лишь сгладить очевидные недостатки в следующей части — и выйдет конфетка. А сюжет седьмой части хоть и не лишён изъянов (слишком уж многое Итибану сходит с рук), но при этом развивается довольно динамично и увлекает до самого конца.

Близится западный релиз Yakuza: Like a Dragon, и в рамках игрового фестиваля Summer of Gaming издание IGN представило локализованную версию игры. В опубликованном ролике показали 14 минут игрового процесса с комментариями старшего продюсера локализации.

Седьмая часть культовой японской серии Yakuza радикально отличается от саги Кадзумы Кирю. Мало того, что теперь у нас новый главный герой, якудза-неудачник Итибан Касуга, так ещё и новая боевая система — теперь каждое столкновение с хулиганами выливается в пошаговые сражения.

Всё же прочее осталось без изменения: частично открытый мир, лихо закрученный сюжет, огромное количество возможностей, побочных занятий и мини-игр и запоминающиеся яркие персонажи. Касуга сможет проявить себя в хорошо знакомых по серии развлечениях наподобие караоке.

Не обойдётся и без новшеств. Герой сможет принять участие в гонках на картах, провести дебаты с акционерами, заняться уборкой улиц, собрать коллекционных сюдзимонов и повстречаться с хорошо знакомыми по серии персонажами. Включая самого Кадзуму Кирю.

На Западе Yakuza: Like a Dragon выйдет до конца года на PS4, Xbox Series X, Xbox One и РС.

Я удивлён что Василий упомянул Bakamitai с Rickroll'ом, но не вставил это в ролик.

Камон, серия Dragon Quest не от Sega, а от Enix (ныне — square enix)

Из обзора так и не понял, что там с сюжетной частью и стоит ли она внимания, если почти не связана с прошлыми играми серии. Выглядит, как эксперимент, максимально забитый японским сюром даже за рамками мини-игр и побочек. После истории про гринд это сразу проходняк для меня, особенно с деньгами и управлением компанией. На мой взгляд, это крайне существенный минус и я был бы вполне «категорично настроен», да что уж там, я бы скорее всего забросил игру.

Читайте также: