Xenoblade chronicles definitive edition обзор

Обновлено: 25.06.2024

На счету Monolith Soft немало игр, но именно Xenoblade Chronicles можно смело называть самой амбициозной серией студии. Команде Тецуи Такахаси удалось откинуть практически все жанровые клише, взамен предложив своё видение jRPG: с огромнейшими мирами и занимательным игровым процессом, который лучше всего характеризуется фразой «однопользовательская ММО». Правда, не всё получилось гладко. В Xenoblade Chronicles X были спорные моменты, а основной сюжет задвинули на пятый план. Xenoblade Chronicles 2 оказалась слегка перегруженной по части боевой системы и настолько мерзкой в плане повествования, что из-за разворачивающейся на экране глупой комедии игру можно было забросить задолго до её перехода в более-менее адекватное русло. Однако в Xenoblade Chronicles, положившей начало всему циклу, все необходимые элементы с первого раза объединились в практически идеальных пропорциях. Спустя 10 лет после выхода на Wii приключение перебралось в обновлённом виде на Switch, так и оставшись эталонным проектом компании.

Конечно, невозможно говорить о первой «Ксено», не упомянув её уникальный антураж. События игры разворачиваются на телах двух титанов, застывших посреди океана после смертельной схватки. Одного из них, Биониса, обжили представители органических рас, а второй, Меконис, стал пристанищем для разнообразных механизмов. Естественно, между разными формами жизни разгорелся конфликт, куда оказался втянут и главный герой, Шулк. И хотя история в самом начале может показаться простенькой, по мере прохождения она расширяется: найдётся место и неожиданным открытиям, и неоднозначности, и непредсказуемости. Вы будете неотрывно следить за происходящим до самых титров.

Ну, привет, графически подтянутая стрекоза

Ну привет, графически подтянутая стрекоза

Причём студии отлично удалось передать масштабность придуманного мира. Что много лет назад на Wii, что сейчас на Switch от открывающихся видов захватывает дух. Даже если это далеко не первое прохождение. Monolith Soft при создании Xenoblade ударилась в откровенный гигантизм, однако это пошло проекту лишь на пользу. Всё-таки нечасто удаётся не только насладиться необычными, проработанными инопланетными пейзажами, но и исследовать локации вдоль и поперёк.

С переездом на новую консоль виды стали ещё краше. Ну по меркам ремастера. Возможно, кому-то не понравится, что по части персонажей первая часть стала куда ближе к анимешной Xenoblade Chronicles 2, однако вместе с тем улучшилась и детализация окружения. Пусть по дальности прорисовки некоторых элементов заметно, где разработчики экономили ради производительности, но в остальном обновлённая версия Xenoblade Chronicles выглядит хорошо, особенно в портативном формате.

Ночью по этой локации сложно идти вперёд — постоянно останавливаешься и разглядываешь окрестности

Ночью по этой локации сложно идти вперёд — постоянно останавливаешься и разглядываешь окрестности

По интерфейсу тоже здорово прошлись. Иконки персонажей и показатели здоровья теперь ютятся в углу, не закрывая добрую треть экрана, а смена экипировки стала в разы удобнее — больше не нужно копаться в куче подменю, как в изначальной версии. Только стрелочке, которая не слишком явно указывала в сторону нужного направления, не повезло — её заменили «хлебными крошками» на мини-карте, что немного сказалось на элементе исследования.

Это самое исследование — одна из сильнейших сторон Xenoblade Chronicles. Игра очень любит любопытных и щедро награждает их. Опытом за найденную новую область или секретную локацию, трофеями, предметами, уникальными врагами или же красивыми видами. Да, здешние пейзажи стоят того, чтобы пробиваться к ним через толпы врагов.

Что, к слову, делать очень и очень весело благодаря необычной боевой системе, похожей на подогнанную под одиночное прохождение ММО. Всех врагов видно на карте, во время сражений игра не переключается на отдельный экран или арену, персонажи автоматически бьют врага, а после применения той или иной способности необходимо ждать её перезарядки. Нужно следить ещё и за позиционированием — некоторые способности наносят дополнительный урон при ударах сбоку или сзади. В таких условиях прекрасно работает привычная по многопользовательским играм тактика, когда «танк» отвлекает монстров, а шустрый боец шинкует их. Есть и ещё одна занимательная деталь. Благодаря уникальному мечу главный герой может заглядывать в будущее, предсказывая потенциально смертельные или чересчур мощные атаки, — грамотными действиями можно спасти товарищей от гибели.

Из ММО в «Ксено» переехала и любовь к бронированным труселям

Из ММО в «Ксено» переехала и любовь к бронированным труселям

В битвах позволяют управлять лишь одним персонажем, контроль над двумя другими берёт на себя неплохой ИИ. Время от времени он чудит, затягивая с лечением до последнего момента или подходя бойцом поддержки слишком близко к противникам, но в целом особых нареканий не вызывает. «Боёвка» в немалой степени формирует притягательность Xenoblade Chronicles. Она удобная, довольно простая в освоении, не выбивает из потока постоянными загрузками и не надоедает даже спустя сотни часов. Проверено на личном опыте.

Более того, проект старается быть максимально удобным и минимизировать количество рутинных действий. Здоровье автоматически восстанавливается после схваток, а за поражения не наказывают вовсе. Вас просто откинет к последней контрольной точке со всем полученным в сражении опытом, что весьма удобно для игры с огромным миром, где можно забраться в какую-нибудь глушь и больно получить по голове от внезапного жука, превосходящего партию на пару-тройку уровней.

Один из лучших видов в игре

Один из лучших видов в игре

Вообще, как раз то самое пресловутое состояние потока прекрасно описывает игровой процесс Xenoblade Chronicles в целом. Приключение получилось настолько бесшовным, насколько это вообще возможно (даже телепортация из одного конца мира в другой занимает секунду!), поэтому при каждом запуске игры просто проваливаешься в неё, чередуя продвижение вперёд по сюжету с выполнением побочных заданий, коллекционированием всяких жучков да растений и изучением самых отдалённых уголков. Все занятия органично переплетаются между собой, поэтому уходить совсем не хочется — как тут уйти, когда остались невыполненные поручения и места, куда нужно попробовать добраться!

Думаю, вы уже поняли, что, несмотря на прошедший десяток лет, серьёзных претензий к первой «Ксено» толком не набралось. Разве что работу камеры так и не починили — она рассчитана на открытые просторы, а в небольших помещениях ей иногда становится плохо. Зато к бонусному эпилогу Switch-версии, Future Connected, рассказывающему о событиях через год после финала основной игры, вопросов куда больше.

Хотя бы потому, что эпизод оказался довольно бесполезным и ничего толком не добавляет к сюжету. И даже больше — самым наглым образом пытается увеличить скромный хронометраж своей кампании, гоняя туда-сюда-обратно просто ради диалогов, чем первая часть никогда не злоупотребляла. Заодно в эпилог зачем-то опять напихали огромное количество нопонов (зверушек-помощников), причём из них даже можно собрать небольшой отряд, который поможет в сражениях. «Монолиты» в сиквеле «Ксено» слишком уж переборщили с этими раздражающими меховыми шариками, а сейчас притащили часть балагана и в Xenoblade Chronicles.

Нопоны снова здесь. И их много. А-А-А-А-А-А-А-А

Нопоны снова здесь. И их много. А-А-А-А-А-А-А-А

К счастью, Future Connected идёт отдельным пунктом в меню, используя собственный файл сохранения, поэтому повторно проходить большую игру, чтобы добраться до не самого лучшего контента, не понадобится. Те, кто помнят события, могут сразу запрыгнуть в эпилог, быстренько пробежать его, получить бонусы для основной кампании и вернуться к ней.

Nintendo, судя по всему, обожает первую «Ксено», раз выпустила проект на трёх своих платформах. А если учитывать цифровую версию для Wii U, то на четырёх. На самом деле игру действительно есть за что любить. Ей, как и Final Fantasy XII, хватило смелости выкинуть практически все жанровые клише, преследующие jRPG на протяжении десятилетий. Предложив взамен мощную связку из затягивающего игрового процесса, уникального мира и занимательного сюжета. Xenoblade Chronicles даже спустя десятилетие отлично играется и остаётся одной из лучших и необычных японских ролевых игр. И эталонным проектом Monolith Soft.

Достоинства:

  • масштабный мир в уникальном антураже;
  • удобная и интересная боевая система;
  • сюжет, который не раз удивит своими поворотами;
  • игра за счёт грамотного сочетания многих элементов делает всё, чтобы не выпустить из своих виртуальных просторов.

Недостатки:

  • камера всё ещё чудит;
  • проблемы с частотой кадров так и остались;
  • довольно «ленивый» бонусный эпилог.

Графика

Ремастер выглядит куда лучше версии для Wii (и тем более 3DS), предлагая относительно современную картинку. Однако при этом явно видно, что и где приносилось в жертву ради производительности.

Звук

Музыка в Xenoblade Chronicles по большей части фоновая и редко выходит на первый план, что, впрочем, не делает её хуже. Для обновлённой версии саундтрек был перезаписан, однако возможность переключиться на оригинальное звучание тоже есть. И спасибо за японскую звуковую дорожку!

Одиночная игра

Пожалуй, по масштабности мира с первой частью могут соперничать лишь два её продолжения. При этом игра так гармонично смешивает исследование, боевую систему и повествование, что вылезать отсюда не хочется.

Коллективная игра

Общее впечатление

Время идёт, а Xenoblade Chronicles ничуть не потеряла своего шарма. Это всё ещё одна из лучших и самых затягивающих японских ролевых игр.

Xenoblade Chronicles 2 обзор игры

В волшебном мире Алрест осталось не так много городов. Всё потому, что лежат они на плечах и спинах огромных древних монстров — титанов. Титаны стары как мир и уже начинают умирать. Пространство для жизни уменьшается, люди становятся всё более жестокими, в воздухе царят печаль и обречённость. Среди бескрайнего облачного океана кочует от одного континента-титана к другому парнишка Рекс. Он живёт на спине монстра компактных размеров — на спине как раз помещается хижина — и зовёт чудище Дедком (Gramps).

А фанаты Xenoblade привыкли к тому, что главное в этом сериале — огромный великолепный мир. И тут их ждёт уже понятное разочарование. Ведь если раньше у нас были один-два больших континента, то теперь планета состоит из дюжины островов. Пусть иногда огромных, но разделённых. В итоге тех впечатлений, когда ты бежишь-бежишь, исследуешь-исследуешь и конца-края твоим поискам не видно, тут гораздо меньше. Впрочем, все титаны получились очень разными, а выросшая на них природа — впечатляющей, так что мир всё равно ощущается живым и дышит полной грудью.

Xenoblade Chronicles 2 обзор игры

Грандиозная природа вокруг и её причудливые формы — визитная карточка сериала. Здесь XC2 держит марку.

Снятся ли Драйверам электрические Блейды?

Полной грудью дышит и Пайра — девушка с бюстом примерно пятого размера, которую Рекс встречает ещё в прологе. Правда, она не совсем девушка: она — Блейд. Не темнокожий борец с вампирами, а совершенное оружие, старинный меч с огненными способностями и одновременно привлекательная барышня. Пайра хочет попасть в Элизиум — волшебную страну, откуда произошли титаны, и Рекс охотно составляет ей компанию в этом путешествии.

Блейдов в мире Алреста много, они могут выглядеть как люди, животные или монстры, и каждый Блейд для раскрытия своих способностей должен соединиться с Драйвером. То есть человеком, способным совладать с могущественной энергией этого оружия. Драйверов вокруг тоже предостаточно, большинство из них созданы прямо по канонам жанра сёнэн — это очень крутые парни и девушки, которые ни перед чем не остановятся ради достижения цели.

Взаимоотношениям одних и других и сущности Блейдов посвящена основная линия игры. В своих попытках поднять тему взаимоотношения человека и искусственного существа, тему памяти и одушевлённости Xenoblade очень напоминает знаменитую книгу Филипа Дика (Philip K. Dick). И, как всегда в сериале, нас ждут внезапные повороты сюжета, заставляющие переосмыслить всё происходящее. Правда, искусственность многих персонажей, не особо прикрытые тела героинь и дурацкие существа — нопоны в серьёзных ролях заметно разрушают впечатление от Xenoblade Chronicles 2.

«Положи руку мне на грудь», — говорит Пайра через пять минут после знакомства. Все бы девушки так!
Но Monolith Soft не была бы собой, если бы создала просто сёнэн-аниме. Здесь даже наигранная сцена может быть дополнена забавной деталью: вот Рекс и девушка-кот Ниа всерьёз разговаривают про реальность Элизиума — барышня пытается уйти из команды, а глупый Тора выбегает из-за спины Рекса (судя по всему, в попытке остановить её), и тот одним резким движением опрокидывает своего круглого товарища на землю. Беда лишь в том, что герои даже в подобных ситуациях напоминают кукол на верёвочках, а англоязычное озвучивание пусть и сдобрено классными европейскими акцентами, но сильно уступает в эмоциях японскому.

«Это что за покемон?»

В каком-то смысле Xenoblade Chronicles 2 напоминает последнюю часть Pokemon. Мы собираем себе спутников-Блейдов, привязываем до трёх напарников к каждому из основных членов команды и грамотно тасуем всю эту партию в битвах. С напарниками всё легко: у них есть три типичных для RPG класса — танк, медик и боец. Блейды могут быть оружием как ближнего, так и дальнего боя, причём их основные способности «прокачиваются» обычной покупкой нового чипа в магазине. Более того, прямо как покемоны, Блейды могут быть особенно редкими и появляться только из особых кристаллов ядра.

Если сама идея совместить оружие и напарника — замечательная, то её использование в бою ну очень запутанное. Итак, на базовом уровне у нас есть умения (Arts) — они меняются в зависимости от Блейда и постепенно накапливаются во время автоматических атак. Дальше в дело вступают специальные приёмы Блейда — те разделены на четыре уровня и могут быть связаны со специальными приёмами Блейда ваших напарников. Причём для комбо у напарника накопленный уровень специального приёма должен быть выше, чем у вас.

Xenoblade Chronicles 2 обзор игры

Вы, конечно, поняли, что происходит. Потому что надо ещё и подсказки успевать читать.

При умелом соединении таких комбо можно проводить мощнейшие атаки, но для этого нужно, чтобы стихийные возможности вашего и союзного Блейдов совпадали согласно задуманной игрой логике. Пути могут быть разные, и вроде бы комбинации с «покемонооружием» должны доставлять неописуемое удовольствие… Но беда в том, что эта система слишком неочевидна в местных хаотичных сражениях, когда на экране постоянно десятки информационных линеек, множество цифр, а бойцы орут. Желание не испорченного японскими ролевыми играми человека в такой ситуации — пустить всё на самотёк. Но в этом случае драки станут очень долгими, а сопартийцев будут убивать.

В своих остальных механиках вторая Chronicles тоже не слишком щадит. Например, у Блейдов есть пассивные «скиллы», регулярно выпадающие в виде кристаллов. Но перед тем, как использовать кристалл, его надо «прокачать» в специальной лавке, отдав определённые предметы. Итак, вы выбили из монстра классную возможность, а чтобы ей воспользоваться, вам надо побегать ещё полчаса и набрать в полях ещё десяток кусков древесины или жуков. Это не ободряет. Я сознательно не буду расписывать все здешние мелочи вроде уровня близости между героями — раскрывать их самостоятельно всё же интересно, но иногда очень муторно.

Не всё то золото, что звучит

Те, кто прорвётся через нагромождения информации на боевых экранах, должны заметить, что игра очень сильно различается в портативном и консольном режимах. Подключаем к телевизору — и перед нами симпатичная картинка, чёткие текстуры и плавная смена кадров. Но стоит достать Switch где-нибудь в метро — и Алрест с его жителями словно возвращаются в эпоху второй PlayStation. Мутные облака, внезапно возникающие из ниоткуда противники, обшивка помещений, подгружающаяся после того, как вы забежали в комнату, и постоянные «тормоза» — это первый раз, когда производительность консоли так сильно разнится в док-станции и вне её. И хочется верить, что один из первых патчей поправит проблему.

Xenoblade Chronicles 2 обзор игры

Ещё хочется, чтобы ближайшая серьёзная заплатка сделала что-то с навигацией и пояснениями. С первой тут катастрофические проблемы, удивительные ещё и потому, что в прошлых частях всё было просто и понятно. Нам не дают полноценную карту, где можно изучить хитросплетения гигантских корней и подземных гротов. А направляющие маяки помогают очень слабо. Чтобы добраться до одного из сюжетных квестов, мне пришлось просить помощи в Сети, потому что после пары часов блуждания по окрестностям хотелось бросить консоль о стену.

С пояснениями всего хардкора из прошлых абзацев всё ещё хуже. В Xenoblade Chronicles нельзя просто взять и узнать из меню, как работает любая из упомянутых комбосистем. Если вы пропустили, не поняли и не сделали снимок экрана, всё, что остаётся, — выяснять принципы работы самому. Где-то в пути встретятся персонажи, которые очень косвенно смогут растолковать отдельные механики, но обычной для JRPG «книги знаний» здесь нет. Как и бестиария. Явная спешка и халтура.

Но вот с чем точно не спешили, так это с музыкой. Её начали записывать года два назад, и Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) создал потрясающие композиции, искупающие многие грехи игры. Когда меня что-то начинало бесить, я выбегал в чистое поле, смотрел на шикарное звёздное небо, прислушивался к чудо-мелодии и крошил «монстрятину». Очень медитативно — а потом решение задачи приходило само.

Xenoblade Chronicles 2 обзор игры

Впрочем, все недостатки компенсируют подобные сцены. Или нет.

Xenoblade Chronicles 2 — очень хорошая игра, но ей недостаёт каких-то мелочей, и в итоге впечатления постоянно смазываются. К тому же Тецуя Такахаси (Tetsuya Takahashi) и команда использовали очень рискованный, откровенно «фансервисный» стиль, который обязательно оттолкнёт многих фанатов серьёзных JRPG. А любители простых развлечений, наоборот, сойдут с ума от местной боевой системы и общей затянутости. Возможно, проекту не хватило каких-то месяцев для полировки, возможно, Monolith Soft было сложно в третий раз собрать шедевр на одной и той же базе, но этот выпуск Xenoblade, в отличие от первых двух, ни в одном своём компоненте не делает чего-то важного и прорывного. Хотя поклонникам больших волшебных миров и прыгающих на пятьдесят метров подростков пропускать такое просто нельзя.

Плюсы: шикарный мир, пусть и не бесшовный, как раньше; огромная продолжительность; выдержанная основная тема и неожиданные повороты в сюжете; отличная идея с Блейдами-напарниками и небанальная боевая система; уносящий в космос саундтрек.

Минусы: в портативном режиме производительность и графика весьма слабые; не хватает пояснений как по боевой системе, так и по навигации; слишком откровенный фансервис и местами глупые сцены.

Скриншоты из игры

Трейлеры


в портативном режиме производительность и графика весьма слабые

Что-то схожее случилось с Rocket League, картинка которой в портативе хуже становится, и тут дело даже не в разрешении… Слышал в докстанции падает частота кадров в особо тяжелых по объему локациях, тогда как на портативе все получше, но при этом динамическое разрешение падает чуть ли не до 320p. Надеюсь это смогут пофиксить какими-нибудь патчами, ибо самому удобнее порой в дороге чуть поиграть. — Чувствуешь запах?
— Напалм?
— Фан-сервис… волшебный запах… Ну… хрен его знает, Nintendo. Хрен его знает…
Купить Switch хочется, так-как… ну, там есть целые 2 игры достойные внимания. Но глядя на цену, хочется отложить покупку ещё на года полтора, ведь PlayStation тоже требует покупки.

Суть в том, что в портативе сам графон точно такой же, как и в стационаре и из-за этого проблемы с разрешением большие. Не понимаю почему Монолиты так сделать решили, лучше бы немного графику порезали, как это в марио и других играх сделано.

А по самой игре и говорить не надо, даже в рецензиях где 60-70 баллов говорят что Сюжет, Мир, Музыка, Персонажи — выше всяких похвал.

И главное очень крутая и сложная боевая система, за которую некоторые казуалы даже оценки занизили.

Как по мне, претензия к разбитому на локации миру не особо корректная. Бесшовный мир был только XCX, в оригинальном XC мир ровно так же был разбит на отдельные локации. Вот там как раз разбитость и не особая связность мира чувствовались как никогда. Выйдя с вечно покрытого туманом болота, попадаешь в джунгли, а оттуда — в заснеженные горы. Ощущение, что ты находишься на участках одного и того же титана, было просто минимальным. В XC2 же каждый титан явно больше одной локации в XC, это скорее две-три полноценные локации, сшитые воедино, но при этом в пределах одного титана явно чувствуется выдержанная общая стилистика. А сама концепция мира довольно логично объясняет разбитость на локации в виде отдельных титанов. Вы же не ожидали в XCX, что там можно будет физически без экранов загрузки добраться с одного континента на другой. Я уже не говорю о том, что локации в XC2 куда интересней исследовать, за счет того, что игра поощряет исследование.

А вот позагрузка текстур у меня и в режиме док-станции воспроизводится, так что это не столько проблема портативного режима, сколько пробелма всей игры.

Боевка довольно гибкая, и после часа-двух выучиваешь все аспекты. Но вот с отсутствием базы туториалов, как в первой части, вполне согласен, этого местами очень не хватает. Как и вменяемой карты, особенно разбития на этажи.

Но вот с чем точно не спешили, так это с музыкой. Её начали записывать года два назад, и Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) создал потрясающие композиции, искупающие многие грехи игры.Но вот с чем точно не спешили, так это с музыкой. Её начали записывать года два назад, и Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) создал потрясающие композиции, искупающие многие грехи игры.

Вообще-то OST к ксено 2 начали записывать только весной. Ну и да, где же вы нашли в первом ксено два огромных континента то? Если там только обычное разделение на локации. Хочу русский сабы. Буду играть с японской озвучкой. Саааабы дайте.
она — Блейд. Не темнокожий борец с вампирами, а совершенное оружие, старинный меч с огненными способностями и одновременно привлекательная барышня.

Ох уж эти японцы. У них даже линкоры имеют облик красивых девушек :3 Я сейчас рискую словить субстанцию, но есть ощущение, что тот кто занимается локализациями в Nintendo абсолютно не умеет подбирать английский каст. Английская озвучка японских игр в принципе страдает то от переигрывания, то от монотонности, но тут прям совсем плохо с английским звуком. На switch вообще планируют хоть одну новую (не ремастер) не мультяшную игру?

Не понимаю ряда указанных проблем.

Во-первых, единственной локацией оригинала, у которой конца и края не было видно, можно назвать только Гауровы Равнины. Остальные по размеру примерно такие же, как и во второй части. При этом здесь локации вертикальны, так что на одном титане, за редким исключением, располагаются 1,5-3 локации оригинальной игры. А что касается двух континентов — не было их в оригинале. Там был разбитый на разномастные локации Бионис, и выдержанный в едином стиле Меконис. Бесшовные континенты были только в ХСХ.

Во-вторых, прокачка упоминается дважды, но, как ни странно, тема прокачки не раскрывается, ссылаясь на «раскрывать самостоятельно интересно», и обзывается «мелочью». Зря Вы, сударь, такое решение приняли. Чипы — это просто оружие, и от них просто повышается урон, а кристаллы — просто баффы, которые абсолютно опциональны, и почти не использовались мной за всё прохождение. Реальная же прокачка блейдов происходит за счет системы близости (affinity) — визитной карточки серии. Заключается она в выполнении определенных действий в бою или при исследовании мира, благодаря которым у блейдов открываются перки, которые повышают статы, дают баффы и развивают способности, полезные в исследовании мира. Чтобы развивать перки дальше первого уровня нужно открывать «древо близости». Открывается оно за счет накопления очков близости, которые даются за сражение бок о бок с блейдом, за выполнение сайд квестов с экипированным блейдом, а также за выполнение личного квеста блейда, в случае с уникальными (к слову, о том, что уникальные блейды — это полноценные персонажи со собственными характерами и мини-сюжетами также не упоминается). Ну а когда набирается пара дюжин блейдов, которые невозможно прокачивать индивидуально, то в дело вступает открывающаяся в начале 4 главы система заданий наемников, которые проходят за кадром, набивая блейдам очки близости и перки.

В-третьих, как боевка может быть непонятной? Я пропускал все обучалки, и при этом отдельно искать пришлось только цепную атаку (о которой также ни слова). Причина проста — только у цепной атаки нет отдельного индикатора. Все остальные механики отображаются либо во время боя, либо в меню. Что тут запутанного или неочевидного? Огонь+Вода = Пар. Пар+Огонь = паровой взрыв/Пар+Лёд=полная заморозка. Экипируй спутников соответственно, и проблем не будет. Я ни разу не упускал полных комбо, так как запомнить их легко, а спутники всегда вовремя меняли блейд.

В-четвертых, чем Вам ноппоны не угодили? Вы знакомы с легендарным геропоном Рики? Тора немногим хуже Рики, а в плане значимости для сюжета даже лучше. Или речь о Бане? Ну так он далеко не на первых роля, да и представляет по большей части карикатурное отражение капиталиста, просто добавляющее к теме загнивания Алреста. И тут будет уже моё субъективное мнение, но единственным значимым для сюжета ноппоном в серии, реально портившим игру был Татсу из Х. Остальные, на мой взгляд, никак ничего не портили. И как раз то, что ноппоны здесь вставлены не только для комедии игру дополняет.

Одна из лучших и самых новаторских японских ролёвок получила ультимативное издание.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Жанр JRPG очень консервативен, и во многом это послужило залогом его упадка. Классические пошаговые ролёвки не смогли состязаться на ААА-поле со зрелищными и динамичными западными блокбастерами, поэтому в середине нулевых окончательно вышли из моды.

С тех пор выходит не так много больших и впечатляющих JRPG. Persona продолжает старую пошаговую традицию, но радует раз в десять лет, современные Final Fantasy с переменным успехом ударились в экшен. Но они не пытаются перевернуть жанр с ног на голову, переизобрести его, как это в своё время сделала Final Fantasy XII (и Valkyria Chronicles в случае с TRPG).

Последней игрой, которая решилась на нечто подобное, была вышедшая десять лет назад Xenoblade Chronicles.

Лучшее от двух миров

Многие называли Final Fantasy XII оффлайновой ММО – хотя это, конечно, не так. Ведь FFXII объединила условный открытый мир и сражения в реальном времени с классической пошаговой боёвкой серии. А вот Xenoblade Chronicles – это самая настоящая оффлайновая ММО, где боевая система разительно отличается от всех JRPG, что выходили раньше. В игре нет концепции хода, МР и предметов, которые можно было бы использовать в бою. Персонажи атакуют автоматически, – игроку же нужно вовремя активировать их умения.


Анимации у способностей длинные, и в это время автоатаки не проходят: местному призывателю-кастеру отвлекаться на них вообще некогда

Как и у разных классов в MMORPG, у каждого героя Xenoblade есть уникальные умения и собственный стиль боя. Один «танкует» и полагается на комбинации ударов, другой отравляет группы противников, третьему для максимальной эффективности нужно чередовать атаки сбоку и сзади. А четвёртый, например, мощно лечит, но периодически должен охлаждаться. Словом, все эти архетипы наверняка знакомы любителям ММО.

У Xenoblade есть и множество других черт, характерных для онлайн-ролёвок. Огромные открытые локации с быстрым перемещением между ключевыми точками, крутые уникальные монстры, за убийство которых полагается весомая награда, сотни NPC с сотнями же опциональных квестов. И при всём этом игра остаётся настоящей JRPG – с яркими персонажами, множеством катсцен, насыщенным сюжетом и увлекательным приключением на многие десятки часов.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Большое путешествие

Посреди бескрайнего моря стоят два титана, в незапамятные времена поразившие друг друга насмерть. На теле одного из них, Биониса, расцвела биологическая жизнь; в другом же, Мехонисе, живут машины. Они продолжают войну, начатую их прародителями: люди и другие расы, живущие на Бионисе, отчаянно сдерживают натиск механических орд.

Главный герой игры – Шулк, юноша, живущий в поселении на голени Биониса. Чтобы защитить родные земли от нападения машин, он берёт в руки Монадо – меч, с чьей легендарной силой могут совладать лишь единицы. Артефакт даёт герою возможность видеть будущее, и он даёт отпор агрессорам – но спасти всех близких людей не получается. Ведомый жаждой мести, Шулк отправляется на поиски тех, кто не позволяет войне закончиться.


И путь его будет непростым: через просторные поля на ноге и болота на пояснице Биониса – к густым джунглям на спине и огромному морю на шее. Большая часть Xenoblade – один сплошной роуд-трип по диковинным краям

Стоит прямо сказать: сюжет в Xenoblade – типичное аниме. Местами он чересчур натужно пытается быть драматичным, местами подкидывает действительно неплохие сюжетные повороты в духе Xenogears, но к её величию не подбирается даже близко. История тут целостная и логичная, но главная её заслуга – в динамике: вокруг постоянно что-то происходит, а у героев всегда есть и глобальная, и локальная цель.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Тактика и удобство

В центре геймплея лежат две вещи: исследование мира и сражения с представителями местной фауны (или злыми роботами-агрессорами). Всё это происходит максимально органично, без переходов на отдельные экраны и подгрузок. Увидели врага, достали оружие и ринулись в бой, а после – собрали лут и пошли гулять дальше. В Xenoblade очень много просторных локаций, так что при желании мимо монстров можно просто пробежать; враги на шесть уровней слабее сами попытаются обойти вас стороной, так что спотыкаться о совсем ненужные бои не придётся.


В бою участвуют три персонажа из группы, но управлять можно лишь одним. Увы, переключаться между ними на манер Final Fantasy VII Remake нельзя, хотя это тут было бы очень кстати

Также в битвах важно следить за боевым духом подопечных. Критические удары его повышают, промахи и (особенно) павшие товарищи – понижают. Если дела идут плохо, всегда стоит подойти к другу и приободрить его – или сделать ему комплимент, вовремя нажав на кнопку в QTE. Это заполняет особую шкалу, которую можно расходовать или на воскрешение напарников, или на мощные совместные атаки. Если наловчиться грамотно распоряжаться ресурсами, то этими комбо можно контролировать даже самых сильных врагов.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG


К слову, Xenoblade, в отличие от многих других JRPG, где диалоги, бои и прогулки по локациям существуют в отдельных мирах, отлично переплетает сюжет и геймплей. Взять, например, Монадо. Чудо-меч шлёт Шулку видения не только в сюжетных сценках, но и в побочных заданиях, и даже периодически подсказывает, какие из только что полученных предметов пригодятся в будущем. А в бою он прямо предупреждает игрока о смертельных атаках и даёт несколько секунд на то, чтобы найти выход.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Эта деталь сильно влияет на геймплей и даёт сражениям элемент кризис-менеджмента. Как спасти свою шкуру? Играя за Шулка, можно использовать защитную силу Монадо исходя из типа вражеской атаки. За танка – постараться отвлечь внимание противника с хиленького товарища на себя. За хилера – попробовать вылечить жертву на полную и наложить какой-нибудь бафф. А за кусочек шкалы можно обратиться за помощью к товарищу и заказать ему любую атаку, даже если та перезаряжается.

Если ваши решения изменили будущее, это тут же отразится на «прогнозе» в удобном окошке – такое всегда приятно видеть. Так Xenoblade переплетает сюжет и геймплей, давая нам возможность предотвращать трагедии не только в катсценах, но и в каждом непростом бою.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Мегатонна контента

Даже те элементы Xenoblade, в которых она не совершила революцию, всё равно выполнены на приличном уровне – как минимум выше среднего. Характеры NPC ограничены парой личностных черт, но у каждого – свой дом, распорядок дня и отношения с другими людьми. Они не существуют в вакууме. Квесты, которые они выдают, в массе своей довольно банальны: собери такие-то предметы, убей таких-то врагов. При желании эти поручения можно спокойно игнорировать, но без них просторы Биониса и Мехониса остались бы лишь декорациями, фоном для забега от одного сюжетного события к другому. С ними же у игрока появляются десятки мелких целей, которые дают мотивацию исследовать мир и обращать внимание на детали, которые иначе можно и не найти. Xenoblade поощряет инициативу опытом, лутом, деньгами, уникальными диалогами и попросту ачивками.

Синергия сюжета и геймплея работает и здесь. Общаясь с NPC в городе, вы расширяете свою сеть знакомств и выясняете, как люди друг к другу относятся. Чем больше знакомств, тем больше побочных заданий – а, выполняя их, вы повышаете репутацию среди обитателей локации. Если втереться к местным в доверие, то они будут готовы торговать всё более редкими предметами.


Сами герои тоже общаются и с окружающими, и друг с другом. Да и в боях они постоянно подбадривают друг друга – так улучшаются отношения между ними. Чем дружнее товарищи, тем больше пассивных умений они могут друг у друга позаимствовать и тем успешнее их совместный крафтинг. Вдобавок, сдружившихся героев ждут опциональные сценки, в которых они раскроются поглубже.


В Definitive Edition появилась возможность отдельно настраивать внешний вид персонажей. При желании можно разбавить серьёзность сюжетных сценок пляжным прикидом

Лучшей игре – лучшее издание

Всё вышеописанное применимо к предыдущим версиям игры: оригиналу, вышедшему на Wii в 2011 году, и порту на New 3DS 2015 года. Графика в них была, конечно, простенькая, но с технологической точки зрения они всё равно были чудом. Шутка ли: многокилометровые локации, населённые десятками NPC и монстров, и всё это – без заметных подгрузок!


Телепортация отсюда до подножья той горы вдалеке занимает полторы секунды

В Definitive Edition визуал сильно похорошел. Игра идёт в достаточно высоком разрешении (как XC2), интерфейс больше не занимает полэкрана, у ключевых персонажей появилась мимика, а катсцены смотрятся особенно приятно. Озвучку перезаписывать не стали, но это даже хорошо – английский дубляж из 2011-го великолепен. При желании можно выбрать оригинальные японские голоса, но я бы не советовал: помимо прочего, по репликам в бою можно понимать, что делают ИИ-напарники.

Вдобавок, в переиздании появилось несколько маленьких, но безумно приятных улучшений. Например, автобег, очень важный для игры, где нужно так много путешествовать. Удобные маркеры для побочных заданий, уведомления, которые подсказывают, где лучше встать, чтобы использовать умение эффективнее всего. «Казуальный» режим, который даёт возможность просто насладиться сюжетом, и «экспертный» режим, где можно вручную снизить уровень подопечных. Чтобы даже перекачанная группа всё равно сражалась с интересными противниками более-менее на равных.

Заново был перезаписан великолепный саундтрек игры. На мой взгляд, в новой версии он стал чуть менее великолепным – на счастье, можно играть с классической музыкой. Оцените эту же мелодию в оригинале

Также в Definitive Edition входит дополнительный сценарий Future Connected: отдельный эпизод, рассказывающий о событиях через год после концовки игры. Эту локацию находили ещё в файлах оригинальной игры на Wii, но тогда её так и не использовали. А для Definitive Edition её доделали и пополнили контентом ещё часов на 12 – для тех, кому после финала Xenoblade захочется добавки. Ничего особенного, но всё равно неплохо – это как добротное DLC к выдающейся игре.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

За прошедшие с релиза оригинальной Xenoblade Chronicles десять лет её успех пытались повторить сиквелы, но тщетно. Xenoblade Chronicles X манила потрясающе красивым миром, но не справилась с балансом элементов JRPG и MMO. А Xenoblade Chronicles 2 превратилась в постыдный гаремник и безбожно затянула сражения, заставляя игрока проводить их по одному сценарию.

Так что первая Xenoblade по-прежнему актуальна. А её Definitive Edition – издание действительно ультимативное.

Если вы нормально воспринимаете японские мультфильмы и любите большие RPG, то Xenoblade Chronicles 2 может стать для вас одной из главных игр 2017 года.

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2
Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2
Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Евгений Ассесеров, автор Игромании и поклонник китайских единоборств, японских видеоигр и английской прозы

С младых ногтей осознал, что видеоигры, как книги, музыка или кинематограф, могут быть настоящим искусством. Уважает Nintendo: любит всё, что они делают. Считает, что смекалка, творческий подход и упорство — залог успеха как в жизни, так и в виртуальных развлечениях.

Последние три игры серии Xeno отличаются огромным и необычайно красивым открытым миром, качественной музыкой и боевой системой, вобравшей в себя всё лучшее, что есть в жанре ММОRPG. Все персонажи до жути анимешны, и это может отпугнуть не любящих стиль аниме игроков. Но если вы нормально воспринимаете японские мультфильмы и приветствуете большие RPG, то Xenoblade Chronicles 2 может стать для вас одной из главных игр 2017 года. И на то есть несколько веских причин.

XC2 не похожа на Xenoblade Chronicles X

Первую Xenoblade Chronicles игроки и критики признали лучшей JRPG прошлого поколения. В игре простой, но любопытный сюжет с неплохо прописанными персонажами.

А два года назад на WiiU вышла уже не столь удачная Xenoblade Chronicles X: проект раскритиковали в основном за затянутую и невнятную историю и отсутствие толковых героев в кадре. В XCX игрок создавал себе персонажа сам, он не был прописан сценаристами, и именно это многие поклонники первой части посчитали главным недостатком сиквела.


Рекс, изведав горечь жизни, всё же остаётся ребёнком.

В Xenoblade Chronicles 2 всё как в первой части: герои вновь по-настоящему живые личности с непростым прошлым и полным приключений будущим. В игре понятная история с обилием юмора и драмы. По ходу сюжета, между битвами и прокачкой, игрок будет наблюдать массу продолжительных сюжетных вставок с достойной постановкой.

Философский сюжет

Повествование крутится вокруг парня по имени Рекс, который вместе со своим блейдом Пайрой ищет Элизиум — рай, где народ Альреста некогда жил бок о бок с Архитектором, своим создателем. По неизвестной причине Архитектор изгнал людей вниз, и теперь весь люд обитает на огромных титанах, которые постепенно вымирают.

Если все огромные существа падут, люди тоже канут в небытие, так что Элизиум необходимо найти как можно скорее. В итоге главный герой и игроки вместе с ним оказываются в центре событий умирающего мира и конфликтующих между собой регионов Альреста.


История Xenoblade Chronicles 2 полна анимешных клише, но за массой бестолковых диалогов и долгих кат-сцен прослеживается довольно серьёзный сюжет и прямолинейная экзистенциальная философия о человеческой природе. История многогранна и, несмотря на общую наивность, подкупает не хуже, чем боевая система.

Проработанная боевая система

Первые часы в игре кажется, что сражения стали невнятно-хаотичными. Однако чувство сумбура уходит, когда начинаешь вникать в механику: она походит на ту, что была в предыдущих частях, но при этом кажется самобытной. Все дело в блейдах, на которых держится вся суть сражений.

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Блейды — это живые клинки с собственным сознанием, которые умеют атаковать, защищать, лечить и всячески помогать дайверам. Согласно мифологии проекта, судьбы первых и вторых тесно переплетаются испокон веков. В пылу сражения игрок переключается между тремя блейдами, — на них в основном и строится боевая система с разнообразной тактикой и подходами. Постепенно игрок прокачивает и создает новые блейды для комбинирования в бою.

Сам персонаж, находясь рядом с противником, атакует автоматически, но это не значит, что герой волен стоять на месте. Напротив, необходимо постоянно «порхать» вокруг врагов, выискивая удобные места для удара. Удары, в свою очередь, заряжают мощные спецатаки, которые бывают нескольких видов, что тоже разнообразит тактику. Также в боевой системе немаловажны разные стихии, задающие те или иные статусные эффекты.

В итоге битвы получаются не такими эффектными, как хотелось бы, но своей проработкой и разнообразием способны увлечь на много часов.


Каждый персонаж XC 2 — отдельная личность со своими скелетами в шкафу.

Прекрасная музыка и потрясающий арт-дизайн

Мир Xenoblade Chronicles 2 похож на то, что мы видели в прошлых двух частях серии. И это, безусловно, достоинство: миры от художников Monolith Soft единственные в своём роде. Вселенные Xenoblade Chronicles огромны и разнообразны: необычные цветовые решения, странная и притягательная флора и фауна, масса причудливых существ, живущих в дикой природе и городах. В Xenoblade Chronicles сказочно-фэнтезийная атмосфера граничит с мягкой психоделикой.

А еще музыка. Она превосходна безо всяких «но». Над игрой работали сразу несколько талантливых композиторов под началом продюсера Ясунори Мицуды. Сам Мицуда-сан известен по культовой Chrono Trigger, над которой он работал в команде Нобуо Уэмацу. Помимо этого музыкант отвечал за создание звукового полотна к Chrono Cross, Xenogears и многим другим довольно известным проектам.



Продолжительные заставки отлично срежиссированы. Любители аниме обязательно оценят.

В Xenoblade Chronicles 2 много по-хорошему «слёзных» треков и достаточно динамичных музыкальных тем. Каждая подчёркивает и задаёт нужный тон тому или иному действу на экране. Мелодии запоминаются и хорошо звучат даже вне контекста игры: например, в машине по дороге на работу или дома в фоновом режиме.

Ирландский ансамбль ANÚNA записал для игры хоровую балладу.

К сожалению, в Xenoblade Chronicles 2 далеко не всё идеально. При всех её плюсах, здесь жутко однообразные побочные задания, кривая система навигации и раздражающие высокоуровневые враги, которые иногда влезают в драки и мгновенно выносят всю команду героев. Но XC 2 — это всё равно по-настоящему редкий в наше время и стоящий внимания эксклюзив для Nintendo Switch. Если вам близки по духу типично японские игры, я рекомендую вам попробовать.

Читайте также: