Обливион игра обзор

Обновлено: 28.06.2024

«The Elder Scrolls IV: Oblivion» – вне всякого сомнения, игра совершенно особая. Её выход – событие года номер один для всех поклонников жанра RPG. Понятное дело, не все увидели то, чего ждали долгих три года. Кто-то разочарован (в основном это владельцы не слишком производительных компьютеров), кто-то, напротив, до сих пор – то есть уже три с лишним недели – пребывает в полном восторге и проводит в провинции Cyrodiil чуть ли не круглые сутки.

Одно из самых живописных мест Imperial City. Толку от этой части города никакого, но зато очень красив

Посему мы решили на сей раз написать обзор «в четыре руки» и рассмотреть игру с двух точек зрения. Говоря образно, сыграть в «злой полицейский – добрый полицейский». Для начала предлагаем вам выслушать критику, дабы сгладить переход к достаточно доброжелательному финалу, потому что оба автора данной статьи находят игру весьма и весьма интересной и захватывающей, пусть и не без некоторых недостатков.

«Злой полицейский» (Виктор Зайковский)

Писать обзоры игр, подобных «The Elder Scrolls IV: Oblivion», необычайно сложно. Во-первых, потому, что в этой игре тысячи всевозможных тонкостей, влияющих на самые разные элементы геймплея. Во-вторых, потому что здесь великое множество классов персонажей, которым доступно неимоверное количество разных навыков, заклинаний и перков. Поэтому данный материал призван скорее подготовить читателя к тому, с чем ему предстоит столкнуться в процессе игры, ибо детальный рассказ о каждом более-менее значимом элементе займёт как минимум 2-3 страницы печатного текста. Своими первыми впечатлениями мы уже успели с вами поделиться, сегодня мы лишь переведём все впечатления в цифры финальных оценок, расскажем немного об оптимизации, а также о возможных трудностях и технических тонкостях.

Рассматривать в деталях все тонкости игры мы не будем по двум простым причинам. Во-первых, игра слишком масштабна, и на упоминания обо всех характеристиках персонажа уйдёт слишком много времени и места, а во-вторых, отдельные моменты слишком противоречивы. К примеру, магия.

(карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)

(карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)

Карта провинции Cyrodiil, в которой, собственно, и происходит действие игры

По каким-то неведомым причинам запас маны в «The Elder Scrolls IV: Oblivion» восстанавливается сам по себе, причём очень быстро. Зачем тогда нужны все эти банки-склянки с зельями? Вообще при таком подходе игру можно пройти с двумя заклинаниями: файрбол и восстановление здоровья. Убили несколько монстров, остановились, подлечились и идём дальше. Да и вообще баланс в игре хромает на обе ноги. То же самое можно сказать и об интерфейсе. Здесь, по-видимому, сказалось то, что игра одновременно разрабатывалась для двух платформ: РС и Xbox 360. Многие ругают игру за неуклюжий консольный шрифт, однако нас больше всего огорчил инвентарь и система настройки горячих клавиш.

Предметы нарисованы просто отлично – особенно если учесть, что в игре их совершенно невообразимое количество

Ролевая система существенных изменений не претерпела. Навыки по-прежнему прокачиваются по мере их использования. Но! Появились перки – дополнительные сверхнавыки, которые даются по мере развития. Аналогии можно провести с Fallout или, например, Neverwinter Nights. Среди таких полезностей можно обнаружить возможность удара в прыжке, усиление эффекта от какого-либо заклинания или получение доступа к уникальным заклинаниям. В случае с последними особо радоваться не приходится. Зачем изобретать велосипед, если у нас есть верный файрбол и заклинание восстановления здоровья?

Традиционные для ролевых игр «полезные советы». В Oblivion они контекстные – например, если вы приезжаете в город, то получите некоторое количество информации о нём

Система открытия замков при помощи отмычек сначала показалась нам довольно интересной и забавной. Но лишь поначалу. Наблюдать за тем, как работает генератор рандомайзер (сломается/не сломается отмычка) 30 раз в течение часа – это откровенное издевательство над играющим. Однако на помощь приходит кнопка Auto Attempt.

Пресловутые лошади Oblivion – почти бесполезные, дорогие (впрочем, можно ведь и украсть), но чертовски красивые

Разрекламированная «фишка» – передвижение на лошадях – не внесла в игру ровным счётом ничего нового. Сначала, конечно, разбирает здоровый интерес: как это здесь реализовано? Но вскоре катание на лошадках становится утомительным. К тому же сидя на лошади, делать по сути ничего нельзя, а для быстрого перемещения в необходимое вам место достаточно просто кликнуть по карте.

Лошадки бывают четырёх мастей: чёрные, белые, рыжие и пегие

Теперь о хорошем. О квестах. Самым главным достоинством Oblivion является уход от стандартного «сходи/принеси/убей». Вернее, ухода как такового не произошло. Изменилась форма подачи, да и сами задания стали более сложными и многостадийными. Показательный пример: вы проходите мимо парочки общающихся горожан и случайно слышите о какой-то проблеме. Затем ловите другого горожанина и расспрашиваете об услышанном подробнее. Вот вам новый квест! Вперёд – на баррикады!

С пейзажей Oblivion можно писать картины. Чем и занимаются некоторые NPC

Со времён «The Elder Scrolls III: Morrowind» NPC стали более разговорчивыми. Их действия, разговоры, суета создают иллюзию того, что жизнь в игровом мире течёт независимо от игрока. Если не углубляться в детали, не вслушиваться в каждый звук в городе и не следить за отдельными жителями, то иллюзия жизни будет преследовать вас до конца игры. Однако нетрудно заметить, что общение NPC между собой ограничивается большим набором стандартных фразочек. Пусть большим. Но набором. Их поведение зачастую слишком шаблонно, а подчас вовсе не поддается разумному объяснению. Тем не менее, работа, проделанная разработчиками, достойна как минимум уважения.

Весёлые пираты в порту Imperial City очень любят петь

Искусственный интеллект в целом неплох. Но порой поведение противников вызывает искреннее недоумение. То же самое, впрочем, было и в «Morrowind», однако это не означает, что монстрам можно простить беспричинное зависание. Наглядный пример: вы сражаетесь с тройкой скелетов. Двое из них получают по файерболу и отправляются к праотцам, а третий, зачуяв неладное, бросается наутёк. Упирается в стену, разворачивается и стоит как вкопанный… Ступор после дикого испуга, не иначе.

Яркий пример качественного AI и действительно непредсказуемого поведения виртуальных головорезов был перед нами относительно недавно. Во времена шутера «F.E.A.R.». Оно, конечно, понятно. У «Oblivion» другая тематика, другой сеттинг, наконец, другой жанр. Но всё же хотелось бы хотя бы отсутствия грубых ляпов.

Подозрительные граждане в красных майках. Идеологический противник не дремлет!

О боевой системе мы вкратце рассказали в нашем предварительном обзоре. Здесь всё просто до безобразия. Левая кнопка мыши – удар, правая – блок. Причём если удерживать левую кнопку, то персонаж наносит более мощный удар. А вот в случае с блоком никаких вариантов нет: можно просто выставить щит либо вообще его не выставлять.

Оружие в игре отличается не самым большим разнообразием, но посмотреть всё-таки есть на что

Физика, о которой мы обмолвились в прошлом материале по этой игре, тоже не совсем понятна. Моментов, в которых законы Ньютона действительно как-то влияют на игровой процесс, на весь «Oblivion» всего пара-тройка. Разрушаемых объектов нет вовсе. Деревянная бочка после 5 ударов топором продолжает стоять невредимой. Доски, образующие мостик, не гнутся, не двигаются и не ломаются. А ведь скинув их, можно было бы отрезать путь кучке монстров… На дворе 2006 год, а создатели по-прежнему мыслят категориями прошлого века.

Разрушенный город Kvatch. В этой части карты всегда плохая погода

Но, с другой стороны… От удара двуручной секирой тушки монстров правдоподобно отлетают на несколько метров назад или скатываются по лестницам. Взрыв файербола разрывает скелет на части, а косточки зрелищно разлетаются в разные стороны. Проку от этого ноль, но выглядит красиво. Как и игра в целом.

Врата Oblivion’а. Кто-кто в теремочке живёт?

Фигуры и движения людей очень хорошо проработаны – не в пример лошадям, которые выглядят естественно, только стоя на месте

Здешние лица не выражают никаких эмоций и не врезаются в память так, как те же доктор Кляйнер или Аликс. И это при том, что «Half Life 2» великолепно работала на конфигурации, указанной в графе минимальных системных требований «The Elder Scrolls IV: Oblivion». Реализация водных поверхностей осталась на том же уровне, что и в «Morrowind». Четыре года назад это был прорыв, а сейчас не вызывает никаких эмоций.

Если же абстрагироваться от подобных мелочей, то в целом игра выглядит просто восхитительно. Разумеется, если играть на максимальных настройках. А для этого понадобится конфигурация, собранная по последнему слову моды. К слову, на конфигурации Athlon 64 3000+, 1024 Мбайт RAM, GeForce 6600 GT с 128 Мбайт VRAM автору удалось добиться приемлемой играбельности в разрешении 1024 х 768 и со всеми настройками в максимальном положении. Правда, не сразу, а после некоторых упражнений с драйверами и редактирования конфигурационных файлов игры. Об этом мы коротко расскажем в самом конце материала, а также приведём несколько полезных ссылок.

Установленные почти на всех перекрёстках дорожные указатели не позволят заблудиться

А сейчас пришло время подвести итог всему вышесказанному и перевести слова в цифры. Несмотря на то, что в процессе разработки создатели твердили, что новая игра будет гораздо объёмнее «The Elder Scrolls III: Morrowind», её сюжетная линия проходится быстрее, чем в том же «Morrowind». Если не заворачиваться на побочных квестах и не лезть без надобности в каждую пещеру, то на полное прохождение у вас уйдет порядка 10-12 часов. При повторном прохождении в таком же стиле – ещё на час-два меньше. Это при том, что современные шутеры способны выдать около 15 часов чистого игрового времени. Впрочем, «Oblivion» – это такая игра, одиночного прохождения которой вряд ли хватит для полного насыщения. После убийства Mehrunes Dagon в мир «Oblivion» хочется вернуться снова, обследовать каждый клочок земли, заглянуть в каждую пещеру, осмотреть каждый кустик, прочитать, наконец, каждую книгу, которых в игре полным-полно.

Green Emperor Way – центральный квартал Imperial City – представляет из себя одно большое кладбище

На многочисленных фанатских форумах наблюдается во многом негативное отношение к игре. После прочтения этого материала вы тоже могли подумать, что игра – далеко не шедевр и вообще не достойна внимания. ЭТО НЕ ТАК! «The Elder Scrolls IV: Oblivion» – очень качественный проект, который способен увлечь не на одну неделю. По каким-то непонятным причинам игроки в большинстве своём ждали революции, как в плане графики, так и в плане геймплея. Однако революции не произошло, и «Oblivion» стал всего-навсего достойным продолжением серии и просто качественной игрой, которых сейчас очень не хватает. Точно такое же отношение у многих игроков было ко всем последним играм: «Half Life 2», «Doom 3», «Quake 4», «Age Of Empires III». Не стоит выискивать недостатки, пытаться тыкать разработчиков носом в мелкие недоработки. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

«Добрый полицейский» (Алексей Дрожжин)

Итак, с критической точкой зрения вы ознакомились. Теперь взглянем на Oblivion более спокойно и доброжелательно. Благо, взглянуть тут есть на что. В первую очередь стоит упомянуть, конечно же, разнообразие. Разнообразие буквально всего – предметов, растений, алхимических ингридиентов, магии (правда, как было замечено выше, реально «рабочих» заклинаний не так много), оружия, доспехов, классов, рас, навыков и так далее. В этом смысле «Oblivion» продолжает дело «Morrowind» – вряд ли можно припомнить ещё хотя бы одну столь же разнообразную игру.

Одних только статуй в игре, наверное, не меньше сотни

Как и Morrowind, Oblivion – один из редких случаев, когда в игре многие вещи, места и люди существуют «просто так», а не с великой целью обогащения или «прокачивания» приключенца. И именно эти бестолковые – по большому счёту – мелочи создают то ощущение «живого мира», за которое и ценится серия TES.

Любители собирать дары природы не будут разочарованы – различных «плодоносящих» растений и грибов великое множество. К тому же через пару дней их можно использовать по второму разу

Ествественно, нельзя не упомянуть и о графике. И даже не столько о технологической составляющей. Хотя и здесь есть на что посмотреть, чего стоит хотя бы динамическое освещение или колышащаяся «на ветру» растительность.

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)

Освещение реализовано просто потрясающе – все источники света в игре динамические

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)

Абсолютно вся растительность движется «под порывами ветра»

Да и та же вода выглядит вполне прилично, пусть кромка всё ещё представляет из себя ровную линию, но есть и волнение, и круги от дождя, и пена в быстринах.

Во время дождя на воде появляются круги

Но дело даже не в этом. Приплюсуйте к отличной графике превосходную проработанность пейзажей, архитектуры, одежды персонажа и NPC, в конце концов. В игре есть бесчисленное множество мест, которыми можно просто стоять и любоваться.

Рассвет в Oblivion – это просто надо видеть

Great Forest – идеальное место для любителей лесных пейзажей

В степях Anvil’щины.

Мост, ведущий в Imperial City, и Great Forest на заднем плане

Утро красит красным светом стены древнего Кремля. Морской порт города Anvil – одно из красивейших мест в Cyrodiil’е

Каждый город имеет свой архитектурный стиль, свою растительность, униформу стражников. Даже карты городов не так просты, как это обычно бывает в играх.

Каждый город в игре имеет собственный характер: свою архитектуру, растительность, климат и так далее

Башня Императора в Imperial City. Видимо, так он компенсирует недостаток размера в другом месте.

В любом из городов можно обзавестись собственным домом – дополнительная возможность потратить заработанные нелёгким трудом раскалывания черепов и обшаривания заброшенных крепостей деньги.

Ваш дом в городе Cheydinhal – недорогой и достаточно просторный

Дом, милый дом. Интерьер конспиративной квартиры в Cheydinhal

Даже на старте можно потратить немало времени, экспериментируя с внешностью своего персонажа. А ведь есть ещё куча различной одежды и украшений – не говоря уже о доспехах и оружии.

Для того, чтобы «изготовить» вашему герою правильное лицо, придётся как следует потрудиться – рандомизатор порождает не слишком-то приятную внешность

Так что, несмотря на катастрофически короткую и простую сюжетную линию, вряд ли «Oblivion» даст вам заскучать раньше, чем через пару месяцев игры. К тому же, как и «Morrowind», игра поддерживает моды (которых уже написано немало), так что к тому моменту, когда вам надоест играть в «Oblivion» «как он есть», можно будет поэкспериментировать с различными новыми возможностями.

В конце концов, в Oblivion можно просто гулять и наслаждаться пейзажами. Ваш покорный слуга при снятии скриншотов чувствовал себя настоящим туристом – «сфотографировать» хотелось буквально всё, и кнопка F10 чуть ли не раскалилась от многочисленных нажатий. В итоге получилось около гигабайта скриншотов, из которых, скрепя сердце, пришлось выбирать наиболее красивые и интересные. Честно говоря, это оказалось непростой задачей.

В общем и целом, игра удалась на славу. Конечно, требования к «железу» очень и очень жёсткие. Причём не только к видеокарте, но также и к процессору, и к памяти. К примеру, на слабеньком Athlon XP 1700+ с 512 Мбайт памяти игра идёт не слишком шустро, даже несмотря на вполне ещё приличную видеокарту ATI Radeon 9800XT с 256 Мбайт VRAM. Так что запасайтесь производительным «железом» – и в бой!

«Тюнинг» системы для повышения скорости в Oblivion

Напоследок, как мы и обещали, скажем несколько слов о том, как повысить производительность игры. Итак, тем, кто играет на видеокартах от NVIDIA, следует в обязательном порядке скачать драйвер ForceWare 84.25, который, по словам компании, специально оптимизирован для игры в «Oblivion». Ссылку мы приведём ниже, а вы имейте в виду, что это никакая не волшебная таблетка, и на видеокартах GeForce 2 MX игра всё равно не заработает. Игроки, использующие карточки 6600 и 6800, говорят о небольшом приросте FPS, особенно на открытых пространствах (до 5-10 FPS). На вышеописанной конфигурации компьютера у автора статьи прирост производительности составил в среднем 3-4 FPS. Что ж, мелочь, а приятно.

Четыре года – время между одними из лучших игр в истории homo sapiens. 2002-ой порадовал нас глобальной и увлекательной TES 3: Morrowind, нынешний осчастливил TES 4: Oblivion. Четыре года… Кажется, будто пролетело лет десять, не меньше!
В ожидании хита многие геймеры считали дни, вырывали календарные листы с неземным наслаждением, закрашивали цифры красным цветом и обводили дату, которая для многих стала памятной – 20-ое марта. Этого числа в свет вышла игра, способная доказать миру, что на свете есть еще качественные проекты. Забегу вперед и скажу, что Oblivion это подтвердила, с первых минут завладев моим сердцем и не покидая его ни на минуту, даже во сне.

Сюжет поначалу кажется банальным и детским, будто Bethesda денно и нощно штудировала творчество Братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена. Наш альтер-эго начинает свой путь в Имперской тюрьме, оказавшись там, наверное, за дебоширство. Вдруг, как снег на голову, голодранцев (нас и других заключенных) решает навестить сам Император! Неизвестно по каким причинам, но он заходит к нам в камеру и заводит разговор, по которому уже можно понять – король явно не в себе. Особа голубых кровей дарует нам свободу, а позже, умирая у нас на руках, и амулет. С этого момента начинается добротно сваянный туториал, в котором мы обучаемся жизненно необходимым первичным навыкам.

Предыдущее действо происходило в пещере, а после – Божий свет! Как он прекрасен! Выбравшись наружу, ты в полной мере познаешь все великолепие Oblivion! Словами описать красоту здешних лесов, полей и рек затруднительно - не каждому дано быть Л.Н.Толстым. Просто вглядитесь внимательно в скриншоты и поймите одну немаловажную вещь – данные картинки взяты прямо из игры, они не ретушировались в Photoshop и не проходили процедуры «омолаживания». Что, захватывает дух? То ли еще будет!

Собственно, после сомнительного побега (сомнительного в том плане, что мы ни от кого не убегали) наш герой оказывается совершенно свободным, в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Сюжетная ветвь присутствует, но никто не басит тебе в ухо: «Вася, чем же ты занимаешься?! Дуй закрывать врата Oblivion!» Ни единая душа не в праве заставить вас выполнять ее желания. Даже стражникам можно дать бой, а не отсиживаться в сырой тюрьме. Чего уж говорить о простых смертных.

О графике в TES 4: Oblivion нельзя рассказывать без разбрызгивания слюней и бурных жестикуляций! Поверьте, я вовсе не преувеличиваю и не пытаюсь расхвалить новоиспеченную RPG, просто она действительно завораживает. Смена дня и ночи происходит плавно как никогда, мягкие тени, поддержка HDR (не вдаваясь в подробности – реальное освещение) и многих других новомодных эффектов. К сожалению, чтобы насладиться в полной мере всеми красотами следует играть в Oblivion на конфигурации не двухлетней давности (процессор не ниже 2,5 ГГц, память 1024 Мб, видеокарта уровня GeForce 6800). Как говориться, за удовольствие надо платить.
В прессе мало говорили о физической составляющей, которая, кстати, способна заткнуть за пояс даже Half-Life 2 с ее вечным Source. Многие предметы интерактивны, «ragdoll» предстает во всей красе, хотя умерщвленные тела иногда выделывают ну прямо цирковые трюки.

Звук выше всяких похвал - он идеально гармонирует с визуальной средой, придавая игре большего шарма, несмотря на уже и так обильное его содержание. Только после включения колонок происходит полное погружение в Cyrodiil. Каждый звук, будь то шорох ботинок, стук дверей или лязганье мечей, выполнен на высоком уровне. При прослушивании у вас никогда не возникнет желания закричать: «Вранье! Падающая книга производит совершенно другой шум!»
Фоновая музыка как всегда эпическая, возвышенная, местами загадочная или угрожающая. Все зависит от нашего месторасположения. Или это Великая Арена, а может Таинственный Лес или потусторонний мир.

Но это все в общем, а если копнуть глубже, то перед нами предстает многочасовая (да что там – многолетняя!) работа художников, дизайнеров, программистов. Речь идет о всяких мелочах, которые в первые дни игры можно вообще не заметить, они кажутся настолько необходимыми и обязательно присутствующими! К сожалению, многие разработчики просто пренебрегают ими, после чего их проекты становятся неудобоваримыми и несъедобными.
Например, для того чтобы производить меньше шума при скрытной ходьбе, вам следует обзавестись легкими ботинками; воин, который разговаривает с обнаженным мечом, производит меньшее впечатление, чем воин с мечом, вложенным в ножны; в Oblivion можно найти порядка сотни книг с исписанным множеством страниц (иногда их действительно интересно читать!). Таких примеров – десятки, сотни.

Конечно, не обошлось и без надувательств, правда, они не столь значительны. Если кто интересовался Oblivion задолго до его выхода (сентябрь-октябрь) и смотрел трейлеры на тему «как это было» помнят, как разработчики взахлеб рассказывали об инновационном AI. Спешу огорчить, таких умных электронных болванчиков как в FEAR нет, и не будет. А пресловутая система «24/7», по которой каждая душа в мире живет по собственным законам и желаниям без скриптов, оказалась если и не провалом, то разочарованием. На роликах было совершенно не так: там существа действительно умели думать, занимались своими делами, тренировались в конце концов. В TES 4 они пытаются изобразить наличие мозга посредством выполнения действий, с виду ну очень похожих на скрипты. Вот человек просунулся, поел, пошел на работу, пришел, снова поел, лег спать. Конечно, по ходу дела он может остановиться и с кем-нибудь заговорить, может слегка подкорректировать свой «список дел на сегодня», но не больше.
Зато в сражениях воины показывают себя с лучшей стороны: вы никогда не увидите наступающего мага или лучника, а вот отступающего – да. На ближних дистанциях бойцы умело обороняются (на легком-то уровне сложности!) и атакуют. Совладать с одним нападающим легче простого, но когда вас окружит три-четыре существа, поверьте, будь вы хоть десятого уровня, придется несладко. Не убьют, конечно, но потреплют будь здоров!

Просматривая форумы, я был несколько озадачен – многие геймеры серьезно выказывали свое недовольство, дело доходили почти до брани. А все из-за компаса, оснащенного стрелкой-навигатором, и возможности быстрого перемещения по карте в открытые области. Боже, такая мелочь, а столько шуму! Самое удивительное, но уже давно в Сети есть файлы, стирающие напрочь и компас, и «быстрое путешествие». Господа, подумайте, ну не все же такие хардкорные геймеры! В Oblivion играют и девушки, и дети, которые без этих вещей как рыба на суше. Будьте снисходительнее.

Итоговые комментарии:

Такие игры появляются, к сожалению, раз, максимум два раза в год. Их нельзя пропускать, про них невозможно не слышать – это безоговорочные хиты. Хиты, которые заслуживают внимания каждого геймера. TES 4: Oblivion, безусловно, лидер в этих рядах.

Геймплей: Bethesda подошла со всей ответственностью к созданию Oblivion, поэтому найти огрехи в балансе или мире не так-то просто. Уверяю, игра не наскучит ни через год, ни через два.
Графика: Великолепно, блистательно, сногсшибательно, умопомрачительно! Приготовьтесь увидеть фотореалистичные пейзажи.
Звук: Звук, исходящий из колонок, будто бы пришел из мира нашего: отличить его невозможно. Полностью озвученные диалоги нельзя не записать в плюс.
Надолго ли?: Разработчики уверяют нас, что приблизительно 100 часов мы проведем за прохождением Oblivion. Не забываем про TES Construction Set и народных умельцев, которые уже принялись за модификации.

18 лет назад вышла игра которая до сих пор заставляет сердца олдовых геймеров биться чаще — The Elder Scrolls III: Morrowind. А через 4 года после неё, свет увидела Oblivion, о которой не принято часто и много говорить. Почему так? Давайте разбираться.


«Морровинд» не была первой игрой в этой серии, не была и самой большой, но удивительный остров Ваандерфел с суровыми данмерами, необычной архитектурой, историей о древнем пророчестве и возвращении древнего героя Нереварина, в купе с восхитительной музыкой Джереми Соула, сделали свое дело. Так, компания Bethesda явили миру одну из лучших игр не только в жанре RPG, но и в истории.

Вполовину меньше времени прошло, а вернее 9 лет после выхода самой успешной игры в серии The Elder Scrolls V: Skyrim, с суровыми нордами в заснеженной провинции Скайрим. Самые наблюдательные уже заметили, что мною пропущена 4 часть серии — Oblivion, а именно она была первой для меня в серии The Elder Scrolls. Почему же так вышло, плоха ли эта часть, об этом и многом другом дальше в тексте.

Сюжет

Повествование стартует с вступительного ролика, где голос императора Уриэля Септима VII сообщает о том, что видел мрачное знамение: врата в измерение Обливион вскоре будут открыты и злобное божество Мерунес Дагон готов вторгнуться в Тамриэль. Также император чувствует, что дни его сочтены. Мы же, по сложившейся традиции серии, начинаем заключенным имперской темницы, и в нашей камере оказывается тайный проход, через который, после нападения таинственной организации Мифический рассвет, пытается сбежать император Уриэль.

Его сопровождает небольшое элитное подразделение Клинков. Император снисходит до общения с нашим героем и говорит о том, что видел нас в видении, но какую мы сыграем роль в дальнейших событиях ему неизвестно. Взяв ноги в руки, пользуясь случаем, мы покидаем нашу темницу. После небольших скитаний в подземелье, наши с императором пути снова пересекаются. Тут же и подосланные убийцы настигают императора Уриэля и перед смертью он успевает передать нам амулет королей, который мы должны передать его бастарду Мартину. Ибо только тот в ком течет кровь королей, может закрыть врата в Обливион и изгнать Дагона. Далее, можно прочитать спойлеры к основной сюжетной линии The Elder Scrolls Oblivion.

Нажмите, чтобы развернуть

Далее, события, если следовать сюжетной части игры, развиваются довольно предсказуемо: мы находим Мартина, изначально он не верит что является сыном императора, но после соглашается. Мы, в лице нашего героя, как мальчик на побегушках бегаем с одного конца карты в другой.


Карта провинции Сиродил

Ищем тайные манускрипты, возвращаем амулет королей, который успели похитить. Попадаем в Обливион убиваем главу Мифического рассвета, получаем последний ингридиент для ритуала закрытия врат. Мерунес Дагон в своем воплощении громит столицу. Мартин героически жертвует собой воплощаясь в огромного дракона Акатоша, изгоняет Дагона и после этого обращается в каменное изваяние. Кризис остановлен, врата в Обливион закрыты.

Типичные виды Обливиона Принц даэдра Мерунес Дагон Все что осталось от Мартина

Геймплей

По сравнению с предшественником, боевка сделала шаг в сторону экшена, урон рассчитывается непосредственно от попадания по противник. В Morrowind, на манер изометрических RPG, шанс попадания рассчитывали невидимые кубики. Также, динамику повысили тем, что магия и холодное оружие можно было использовать одновременно, ранее только либо магия, либо холодное оружие.


Тренировка элитной стражи императора

В сражении с вампирами можно было подхватить их болезнь, и со временем стать вампиром. Вы получаете новые способности, но и ограничения появляются. Для перемещения по миру можно использовать быстрое перемещение, которое доступно с самого начала и лошадь. Герой может вступать в различные гильдии — магов, убийц, воров, и в каждой вас ожидает куча дополнительных заданий и своя сюжетная ветка. Есть возможность сражаться на гладиаторской арене.

Выводы

И после всего прочитанного, возникает вопрос — почему же эта игра менее всего любима в серии? Тут свою роль сыграли совокупность причин. Про баги ни слова — это все же Bethesda.

Начнем с сюжета, а именно роли нашего протагониста — его можно характеризовать как боевого курьера. Даже после прохождения основного сюжета нас именуют — Чемпион Сиродила. Это лучший воин, но не как не мессия или избранный, а это не подходит для серии в которой происходят великие события. Поэтому сюжетную арку продолжили в отличном DLC «Дрожащие острова» которое и является истинной концовкой нашего героя.

Поэтому, от такой концепции героя «серой мыши» в дальнейшем отказались, в TES V мы вновь избранный. Магия — магия стала не такой безумной и разнообразной, потеряны многие билды. Местом действия выбрана провинция Сиродил и она представляет собой копипасту из лесов и полян (в создание ландшафта использовали процедурную генерацию), малое разнообразие биомов.

И конечно же скандал и возмущение игроков от DLC, которое предлагало купить сбрую для лошади. Для 2006 года это было в диковинку и ругали данный подход не только геймеры, но и рецензенты. И как можно забыть автолевелинг, который напрочь убивал желания прокачивать уровень, так как смотреть на рядовых разбойников в даэдрической броне было просто смешно.

Сейчас если и играть в TES IV: Oblivion, то только в рамках ознакомления с серией и с установкой графических модов. Лица персонажей введут в ступор неподготовленного геймера. Или же для прохождения сюжетной арки Темного Братства, на мой взгляд, лучшей в серии.

В августе 2021 года актёр Джеймс Макэвой (James McAvoy), которого вы можете знать по ролям в фильмах «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Искупление» и «Грязь», рассказал о своих сложных отношениях с Oblivion. Примерно в 2007 году, когда актёр снимался в картине «Джейн Остин», ему подарили Xbox 360 и The Elder Scrolls IV. Макэвоя так затянула игра, что однажды он засел за неё в восемь вечера, а спать лёг в полшестого утра. Через десять минут актёра уже будил водитель. Макэвой решил, что с увлечением нужно завязывать, достал диск из консоли и сжёг его на газовой плите.

Во многом благодаря Bethesda и Oblivion консоль Xbox 360 вышла не с 256, а с 512 мегабайтами памяти на борту — компания очень просила Microsoft установить в приставку побольше ОЗУ и на примере TESIV показывала, что 256 мегабайт недостаточно. Когда Microsoft таки решила удвоить объём памяти, счастливые разработчики даже устроили вечеринку в эту честь.

В своё время The Elder Scrolls IV: Oblivion стала одной из первых AAA-игр с микротранзакциями. Лошадиная броня, за которую Bethesda просила 2.5 доллара, превратилась в мем — раньше продажа такой мелочи за такие деньги не считалась нормой. В 2019 году руководитель Bethesda Game Studios Тодд Говард (Todd Howard) заявил, что доспехи для скакуна стоили так дорого из-за Microsoft. Та продавала темы для Xbox 360 и просила за них больше, чем Bethesda собиралась просить за DLC с бронёй. Чтобы не получилось так, что тема для приставки обходится дороже внутриигрового предмета, Microsoft убедила авторов Oblivion поднять цену на контент.

Читайте также: