Xcom enemy within ios обзор

Обновлено: 05.07.2024

До выхода XCOM 2 осталось чуть меньше полугода — самое время вернуться к первой части и освежить воспоминания. Тем более что на то есть замечательный повод: пару недель назад завершилась разработка Long War, масштабнейшей любительской модификации для XCOM: Enemy Within.

Она добавляет в игру новое оружие, новые технологии, новые задания, новые профессии для бойцов и кучу других новых вещей. Но главная ее заслуга в другом: Long War полностью перекраивает баланс сил в игре. Везде — в тактических боях, в исследованиях, в производстве, на глобальной карте.

И чем же именно это хорошо?

Модификация делает игру гораздо длиннее, гораздо разнообразнее. И гораздо сложнее, особенно с непривычки. Если начать партию, не удосужившись покопаться в настройках сложности, можно с удивлением обнаружить, что солдаты «последней опоры и надежды человечества» — все как один криворукие инвалиды, которые в сарай с пяти шагов не попадут. Или что плюгавенькая разведывательная тарелка может уйти от трех-четырех истребителей подряд. Но это не страшно — такие усложнители можно выключить, вернув солдатам и пилотам почти первозданную меткость.

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Выложиться на полную заставляет другое — переосмысленная стратегия пришельцев. В отличие от изначального XCOM (и даже совсем изначального X-COM: UFO Defense, чего уж там), где инопланетяне наращивали давление на человечество потихоньку и постепенно, в Long War события развиваются куда более стремительно. Игрока ждут несколько недель относительно спокойного прощупывания разведывательными отрядами.

А потом начнется ад.

В небе начнут рыскать тяжелые корабли, сбивающие перехватчики парой плевков. На землю примутся садиться транспортники с двумя-тремя десятками солдат. Любой террор с участием крисалидов (то есть почти любой террор вообще) превратится в форменный зомби-апокалипсис и вызовет катастрофический всплеск паники по всему материку.

Команда доктора Вален будет проводить исследования черепашьими темпами, но это не страшно, потому что инженерная бригада доктора Шена будет работать еще медленнее — и поглощать при этом столько денег и ресурсов, что голова закружится. А новые виды пришельцев будут появляться едва ли не каждый месяц — только успевай приспосабливаться.

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Long War наглядно демонстрирует, каково это — бороться с противником, который превосходит вас и числом, и вооружением, и технологиями. Притом дает прочувствовать это на собственной шкуре.

Довольно быстро приходит понимание: Long War не такая уж и катастрофически сложная, она просто совершенно другая. В самом XCOM жизненно важно реагировать на все поползновения пришельцев — здесь, напротив, можно и нужно игнорировать цели, которые команде не по зубам. Тщательно соизмерять силы и выбирать, когда и куда нанести удар.

В оригинале мы развивались примерно с той же скоростью, что и пришельцы, — здесь одна из сторон будет постоянно вырываться вперед. То мы соберем лазерные пулеметы и начнем сбивать летунов одной очередью, то задохлики-сектоиды окрепнут и начнут спокойно принимать в лоб по два-три лазерных луча.

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

XCOM крутился в первую очередь вокруг паники — там уменьшим, тут дадим увеличиться, в среднем все довольны. Long War же построен вокруг гонки технологий и ресурсов. Сбили разведывательную тарелку — враг не получил информацию о расположении вашего спутника. Упустили «рейдер» с исследовательской бригадой — пришельцы используют полученные данные и станут чуть-чуть сильнее. И никаких больше «пришельцы похищают людей одновременно в трех местах, выбирайте, какое защищать»: пришельцы похищают людей там, где приземлился корабль класса «похититель», а если его сбить в пути — не похитят вообще ниоткуда.

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Как только наша команда начнет по-настоящему досаждать пришельцам, они живо найдут на нее управу — и не просто собьют спутник, а подойдут к вопросу творчески. Например, измотают солдат небольшими операциями маленьких отрядов, а потом вышлют на террор целую бригаду элитных бойцов. Или устроят засаду: отправят на самое видное место крохотную тарелку и усадят ее там. Наверняка игрок вышлет небольшую группу новобранцев, набраться опыта. И обнаружит, что в «тарелочку», как сардины в банку, набиты полтора десятка бронированных мутонов да еще и кибердиск с эскадрой «Искателей» прикрытия.

Попытки применять к Long War стратегии из оригинала чреваты полнейшим фиаско — моментом, когда понимаешь, что партия окончательно проиграна, ее уже никак не вытащить, нужно бросать и начинать заново. Приятного в таком моменте мало — особенно если он наступает этак после двух лет игрового или семидесяти часов реального времени, — но он лучше всего доказывает, что в игре есть вариативность. Что можно действовать разными путями и в разные моменты игры оказаться в совершенно разных условиях.

Это то, чего так не хватало Enemy Unknown и что лишь отчасти исправила Enemy Within.

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Самая последняя надежда человечества. Три причины поставить XCOM: Long War

Long War — тот самый (не первый и, смеем надеяться, не последний) случай, когда творчество поклонников вдыхает в игру новую жизнь. Если вы играли в XCOM и он вам понравился — попробуйте обязательно. Если играли и не понравился, попробуйте тем более. Может, с модификацией понравится больше.

А вот если не играли — начните лучше с оригинала. Просто потому, что Long War и Enemy Within — чуть ли не разные игры, а познакомиться стоит с обеими.

С серией XCOM я был знаком через “одно рукопожатие”. То есть многие мои знакомые в неё играли и очень нахваливали. Я видел геймплей, читал обзоры авторитетных изданий. Поэтому мобильная версия XCOM: Enemy Unknown с самого момента выхода висела в моём WishList на покупку. И занимала она в этом списке чуть ли не первое место по важности. Но так сложились звёзды, что я дотянул до последнего и дождался необычного финта ушами со стороны издателей из 2K.

xcom-enemy 30

XCOM: Enemy Within

Сюжет

Сюжет в XCom банален. На нашу планету напали инопланетяне. Они появляются в тех или иных местах, нападают на население, похищают людей. На помощь отправляется организация XCOM, в составе которой есть инженеры, учёные, бойцы… Управлять этой организацией предстоит игроку.

В игре есть видеовставки для большей атмосферности. Помимо пафосного начального ролика видеовставки будут появляться и по мере прохождения. Через десяток часов геймплея можно спокойно увидеть ролик, который вполне мог бы претендовать на отдельный трейлер игры.

XCOM: Enemy Within

Геймплей

Геймплей чётко делится на две части: стратегическая и тактические битвы. То есть в любой момент времени вы занимаетесь или тем или другим.

Стратегическая часть XCom

В вашем распоряжении имеется большая организация, за которой нужен глаз да глаз. Стратегическая часть делится на множество составляющих. Попробую перечислить основные вещи, которыми предстоит заниматься управляющему XCOM.

Проведение исследований в лабораториях. Исследования позволяют повышать уровни оружия, изобретать новые приспособления для бойцов, узнавать новую информацию о пришельцах и т.п. Например, можно провести допрос пленного, выведать какие-то технологии и тут же применить их в мастерских.

XCOM: Enemy Within

XCOM: Enemy Within

Найм солдат и управлением ими. Вы можете переименовать их, сделать им другое лицо, наградить медалью, чтобы повысить какой-то навык. К сожалению, солдаты гибнут в битвах… Поэтому как бы вы хорошо ими не управляли, нужно периодически проводить набор новичков.

XCOM: Enemy Within

Строительство базы. Игроку необходимо самостоятельно планировать базу, строить к ней новые модули и отсеки.

XCOM: Enemy Within

Базу тоже надо отстраивать с умом. Некоторые комнаты надо строить в определённых местах, чтобы они давали дополнительные бонусы.

xcom-enemy-ipad 1

В итоге управление организацией XCOM можно свести к такому определению: делай почти всё что хочешь, главное, чтобы не было плохо, хватало денег на всё. Давно я не встречал такого погружения в менеджмент. Словно Tycoon какой-то…

Тактические битвы в XCOM

XCOM: Enemy Within

Все передвижения осуществляются пошагово. По умолчанию у каждого бойца есть два действия. Сходили все ваши бойцы, наступает ход инопланетян. И так по кругу. Задача игрока: так построить свою битву, чтобы при наибольшей эффективности иметь наименьшее число потерь.

XCOM: Enemy Within

Битвы реально увлекают. Возможностей в битвах очень много. Некоторые зависят от способностей солдат. Например:

  • Можно кидать дымовую гранату, чтобы скрыть своих бойцов от атак.
  • Можно залезть на второй уровень здания, чтобы получить преимущество в стрельбе сверху.
  • Можно скрываться за препятствиями. И т.п.

Стрельба производится на удачу исходя из процента, который вычисляет компьютер. Вероятный процент попадания зависит от многих факторов: от положения бойцов, от препятствий между ними, от конкретных навыков солдата и т.д.

xcom-enemy 2

От битв получаешь неимоверное удовольствие. По ощущениям: как будто решаешь шахматную задачку. Самое интересное, что если переигрываешь битву полностью, то вполне можешь попасть на другой уровень.

Графика, звук и управление

Графически игра на планшете выглядит просто супер. В игре 64 вручную смоделированных карты. Внимание к деталям в XCom потрясающее. Если вы находитесь на какой-то заправке в Австралии, то и звук будет соответствующий. Объекты разлетаются на карте от попадания.

XCOM: Enemy Within

Управление в XCom максимально удобное для планшета. Единственный минус, что из-за обилия функций в битвах разработчики навесили на некоторые действия жесты двумя пальцами. К ним надо привыкать.

Например, сложны для восприятия трех-четырех этажные уровни. Особенно, когда бойцы находятся на разных плоскостях.

XCOM отлично настраиваемая игра. При создании первой игры, можно установить кучу параметров: от четырёх уровней сложности и до уровней разброса урона от оружия. Даже базу можно сделать на любом из континетов и получить соответствующий бонус. Я подозреваю, что перед нами очень реиграбельный продукт.

XCOM: Enemy Within

Локализация полная настолько насколько это возможно. Остались непереведёнными лишь голоса персонажей. И это правильно! Оригинальная озвучка хороша. Даже справка по игре переведена на русский. Текста в игре очень много.

XCOM: Enemy Within

Видео геймплея (немного базы+отрывок из битвы):

Недостатки? Не знаю такого слова. В данном случае ищите их сами, а я пошёл спасать мир от инопланетян!

Издатель 2K идеально подгадал с портированием своей XCOM: Enemy Within — с телевизора на нас смотрит бородатый астрофизик в расписной рубашке, новостные ленты забиты фотографиями комет, Facebook наполнен экспертными отзывами об «Интерстелларе». Сложно придумать момент благоприятнее, чтобы вновь окунуться в освободительную войну с наглыми пришельцами-интервентами. Благо, как и в случае с Enemy Unknown, разработчики умудрились практически без купюр перенести компьютерный хит на iOS и Android.

Как играется?

Сразу уточним: те, кто проникся игрой на PC и консолях, могут со спокойной душой идти в App Store или Google Play, отдавать кровные $12,99 и радоваться жизни. Порт — образцово-показательный. Графику, конечно, поужали, но всё остальное на месте, даже облачные сохранения добавили.

Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»

XCOM: Enemy Within — расширенная версия Enemy Unknown, стратегии 2012 года, которая, мягко говоря, буквально свела с ума профильную прессу. Хоть Enemy Within для работы и не требует первоисточника, по сути это всё-таки дополнение — несколько новых примочек, куча контента и другие важные для хорошего аддона вещи.

Начинается всё, впрочем, по старой схеме — с обескураживающего ролика про интервенцию пришельцев и всеобщую панику. После некоторого замешательства ведущие державы создают проект XCOM — специальную организацию, которая будет системно биться с зелёной угрозой. Конторе выдают подземную базу, учёных, инженеров, солдат, самолёты и вас — начальника этого планетарного ЧОПа. Как и прежде, структурно прохождение разделено на два фронта: менеджерский и боевой.

Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»
Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»

Сперва про менеджерский. У вас под рукой два отдела: биологический и инженерный. В первом учёные разрабатывают новые технологии и изучают старые. Благодаря им ваши парни научатся стрелять из лазерного оружия, метать специальные гранаты, наденут поверх футболки модную броню и, возможно, выйдут из очередной заварушки живыми. Поскольку работа учёных во многом построена на изучении инопланетных образцов, нужно поставлять им сырьё: живых пришельцев и не поломанные запчасти их кораблей. Так что не удивляйтесь строгому голосу доктора Валлен, начальника биологического отдела, упрекающего вас, что очередной штурмовик разнёс из гранатомета половину «спейсшипа». Другой отсек — инженерный, они воплощают в реальность то, что придумывают мозгляки. Там вы закупаете оружие, строите новые комнаты базы и следите за подачей электроэнергии.

Снарядив отряд, можно выдвигаться на дело — благо, игра с интервалом в десяток минут подкидывает очередное «ужасное нападение на Землю». На поле боя сложно: инопланетян всегда больше (у вас под началом 4-6 бойцов), их много разновидностей, и они точнее стреляют. Напролом таких брать бесполезно, нужно зайти со стратегического угла. Ландшафт и здания можно использовать в качестве щита, причём не каждое укрытие вас надёжно защитит. Одно дело — скрыться за реденьким кустиком, и совсем другое — за бетонным столбом. Впрочем, если не повезёт, достанут и там.

Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»
Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»

Поскольку бои пошаговые, всегда есть время подумать: что делать, как делать, зачем делать. Солдаты разделены на классы, у всех свои особенности, и это следует использовать. Пока снайпер сидит на задворках, штурмовики огнём поливают супостатов, а кто-то с медпакетом в руках дежурит за углом. Всяческие изыски, типа атаки с флангов, здесь поощряются. Но лучше всего взять наглого пришельца в кольцо и оглушить специальным прибором.

Не забывайте, что ваши подопечные смертны и тут разработчики придумали хитрую штуку. Благодаря тому, что персонажей можно настроить под свой вкус — выдать имя, внешность, поменять расцветку костюма, — солдаты становятся почти родными. Терять их морально тяжело: как же, только недавно ему причёску поменял, а теперь он лежит на холодной земле в заброшенной лесополосе.

А теперь — к нововведениям Enemy Within. Во-первых, на полях сражений появился особый «состав» — странноватая субстанция, позволяющая буквально породниться с инопланетянами. Она используется двумя способами: можно вживлять в солдат специальные импланты, которые здорово поднимают боевые характеристики. Либо превратить ребят в настоящие машины, одев в жуткий инопланетный экзоскелет. Первый вариант предпочтительнее, ведь в убер-броне нельзя прятаться за укрытиями (да и парней уродовать жалко).

Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»
Обзор XCOM: Enemy Within: главный кандидат на мобильную «Игру года»

Второй важный момент — теперь вам противостоят не только «алиены», но и земляне в лице террористической группировки. Они опасны тем, что тоже поступательно развиваются и прокачиваются, тоже умеют тактически мыслить, тоже способны на всяческие людские подлянки. В итоге Enemy Within стала существенно сложнее: вести войну на два фронта трудно, не спасает даже новое оружие и переработанные карты.

Как смотрится?

Безусловно, Enemy Within уступает консольным версиям, но по мобильным меркам она очень хороша. Когда крупным планом показывают солдат, лучше, конечно, зажмуриться, в остальных случаях но изометрическая камера демонстрирует отличную картинку. Больше всего впечатляют спецэффекты: бластеры яркими вспышками уносятся в небо, машины взрываются, инопланетяне весело разлетаются под градом пуль. Единственная проблема — нужен приличный девайс: позапрошлогодние уже не справятся.

Итоги

XCOM: Enemy Within — отличный порт отличного сиквела отличного ремейка отличной серии. Не пугайтесь длинной и путаной родословной — игра подарит вам десятки часов настоящего, слегка забытого (а на мобильных — и вовсе невиданного) ностальгического геймплея, где есть такие термины, как «конец хода», «вероятность процента попадания» и другие прекрасные вещи. Да, цена в 400 рублей (или 600, в зависимости от платформы) объективно высока по меркам App Store и Google Play. Но и проект вышел вполне консольного и компьютерного уровня, так что стоит этих денег.

За что мы любим серию XCOM? Ответ очевиден: за удивительную цельность и взаимосвязанность всех элементов геймплея, за постоянную необходимость решать все новые и новые проблемы, за разнообразие возможностей развития и боевой системы. Любой технологический «апгрейд», совершенный в командном центре, тут же даст свои плоды на тактической карте, а новые типы кораблей пришельцев заставят вас вкладывать большие суммы в развитие собственной авиации. Роковая нехватка ресурсов вынуждает обдумывать каждый свой шаг, соизмерять расходы и прибыль, анализировать ситуацию и принимать сложные решения даже в самой простой ситуации вроде покупки оружия. Это состояние постоянного дефицита, отставания прогресса и радость от выполнения промежуточных целей обладают жуткой силой, заставляющей проводить в игре десятки часов.

Разработчики из Firaxis Games прекрасно понимают, в чем заключаются положительные стороны их проекта. А потому при создании дополнения Enemy Within они не стали размениваться на сюжетные добавки, а сконцентрировались на проработке и совершенствовании тех элементов, которые составляют костяк геймплея.

XCOM: Enemy Within

Отряд специального назначения

Безусловно, одной из самых важных сторон игрового процесса XCOM является «кастомизация» персонажей. Стратегически верный подход к «прокачке» навыков и раздаче бойцам обмундирования играет решающую роль в схватке с агрессором. В процессе прохождения оригинальной Enemy Unknown мы получали доступ к все более совершенным «пушкам» и типам брони, основанным на технологиях пришельцев.

В Enemy Within слегка расширился стандартный арсенал героев. Появились новые виды оружия и боеприпасов. Вдобавок к этому нам подарили два дополнительных пути «прокачки» личного состава — генетические модификации и кибернетизацию бойцов.

Изучив особое вещество, появившееся в дополнении, мы можем построить два новых здания — генную и кибернетическую лаборатории. В первой нашему солдату поменяют структуру ДНК, после чего он получит новые способности. Можно научить ребят восстанавливать здоровье или запрыгивать на высотные здания — в наличии имеется десяток умений, открывать которые нам предстоит в лаборатории. В результате подобных экспериментов основной класс воина сохранится — измененная ДНК проявится лишь в виде пассивных или активных навыков, которые можно использовать во время боя.

Ну а в кибернетическом центре ученые сотрут все прошлое героя: конечности бедолаги будут ампутированы, а вместо них появятся железные протезы МЭК. Роботы имеют собственное древо навыков, так что, в сущности, мы получаем новый класс бойцов. Киборги могут выжигать инопланетную живность огнеметами, обстреливать ее ракетами, разрушать укрытия и очень больно бить врукопашную. Кроме того, здоровья им не занимать, что позволяет использовать их в качестве «танков».

Личный Состав

Совершать подобные эволюционные скачки за одни лишь доллары не удастся. В дополнении разработчики ввели ресурс под названием Состав, за счет которого мы и будем выращивать сверхлюдей. В местах высадки инопланетян появляются желтые контейнеры, разжиться которыми можно во время выполнения операций. Однако все не так просто: заветные хранилища запрограммированы на самоуничтожение и через определенное количество ходов после начала миссии взрываются. За это время нужно успеть отыскать их и занять близлежащую клетку. Погоня за прибылью, безусловно, повышает градус хардкора: в спешке приходится буквально прорываться сквозь группы врагов, не имея времени на осторожное передвижение и выбор хорошей позиции для боя.

За проявленный героизм и немыслимые подвиги нашу команду ожидает награда не только в виде опыта. Иногда по окончании миссий мы будем получать медали, которые можно вручить любому оперативнику. Всего знаков отличия несколько: «За городские бои», «За защиту» и так далее. К каждому из них мы можем прикрепить какой-либо «перк» вроде увеличения меткости, силы воли или других параметров.

Новые фишки очень органично вписываются в геймплей. Благодаря им процесс «прокачки» персонажей стал выглядеть намного богаче, а возможности для создания всесильного отряда почти безграничны. Казалось бы, наши машинизированные воины должны с легкостью расправляться с пришельцами. Однако на практике все обстоит иначе.

Быстрое освоение новых технологий вовсе не делает прохождение простым. Да, под конец игры, когда каждый боец экипирован и «прокачан» по максимуму, уничтожать врагов намного проще, чем раньше. Но увеличившееся количество возможностей приводит лишь к возрастанию числа статей расходов. Ресурсов катастрофически не хватает, страны балансируют на грани вылета из Совета, денег нет даже на покупку обычной гранаты. Здесь, как никогда, остро ощущается тот самый дефицит, о котором мы сказали ранее. Приходится частенько наведываться в раздел «Серый рынок», чтобы хоть как-то отсрочить потерю спутника и взрыв паники в какой-нибудь стране.

XCOM: Enemy Within

Свой среди чужих, чужой среди своих

Вдобавок к этим проблемам эволюционные изменения коснулись не только членов нашего проекта. Появилось несколько свежих типов пришельцев, из которых самыми неприятными являются летающие дроиды со щупальцами. Этот враг становится невидимым, в этом режиме подбирается к нашему храбрецу и полностью выводит его из строя, отнимая здоровье. Если рядом не окажется коллега, способный отбить жертву, — можете прощаться с воякой.

Но более значительным нововведением можно назвать появление Exalt — таинственной организации, поддерживающей вторжение пришельцев. Террористы гадят человечеству, производя диверсии в разных странах и подрывая наш авторитет в глазах правительств. Да, наконец-то «икскомовцам» придется на время забыть о главном враге и отвлечься на разборки с предательскими элементами вида homo sapiens.

Война с гаденышами осуществляется в два этапа: на первом мы засылаем разведчика из числа наших рекрутов на поиски информации о месторасположении базы противника. После этого необходимо достать шпиона из горячей точки, прислав на помощь основную группу.

Сражения с террористами выглядят несколько необычно. Члены Exalt используют ту же экипировку, что и мы. Искусственный интеллект людишек прописан очень неплохо: они с умом используют разные типы оружия и пытаются действовать сообща. Exalt, как и XCOM, постепенно развивается, и оперативники этой организации также приобретают новые типы «пушек».

XCOM: Enemy Within

Стоит ли приобретать Enemy Within за довольно немалую для дополнения цену? С одной стороны, каких-либо радикально преобразующих игру изменений здесь не найти. С другой же — существенные нововведения в «кастомизации» персонажей, а также новый противник с человеческим лицом освежили восприятие знакомого геймплея. На наш взгляд, представленное дополнение — это отличный повод еще раз с головой погрузиться в одну из лучших стратегий прошлого года.

Плюсы: новые пути «прокачки» персонажей; война с террористами; возросшая сложность ранних этапов игры.
Минусы: довольно высокая цена дополнения.

Читайте также: