Ni no kuni обзор

Обновлено: 07.07.2024

Сложно не попасть под очарование Ni no Kuni, даже если вы совершенно не планируете в нее играть, — вокруг этой возмутительно простой и возмутительно красивой ролевой игры сложился образ какого-то волшебного сгустка, являющего собой все хорошее и доброе из эпохи первых двух PlayStation.

Другая аналогия: это как большое приключение с Nintendo DS, которое переродилось в формате полноэкранной HD-игры. Впрочем, оговорка «как» тут не слишком уместна — родилась Ni no Kuni именно DS-игрой еще в 2010 году, но так и не выбралась за пределы Японии. Там она значилась с подзаголовком Shikkoku no Madoushi, и многое в геймплее было завязано на волшебной книге, которую постоянно таскал с собой главный герой, а значит, и на иероглифах. Переводить все это оказалось слишком сложно, так что англоязычной аудитории пришлось ждать большого авторемейка для PS3, чтобы послушать эту историю. Авторемейк на Запад, впрочем, тоже опоздал: в Японии он случился в конце 2011-го, а в США и Европе — буквально только что.

Краски мира

Пресловутая волшебная книга уже не играет такой большой роли (хотя в специальное издание зачем-то поместили ее бумажную версию), в сущности, это меню заклинаний плюс справочник по «иному миру». В этот иной мир неожиданно попадает мальчик Оливер, маленький школьник, который вместе со своим долговязым очкастым другом конструирует в гараже гоночный болид. В день тест-драйва Оливер первым садится за руль и через три секунды сваливается в реку. Мама бросается в воду, спасает сына, но погибает сама. Убитый горем Оливер несколько дней не выходит из своей комнаты, сжимая в руках тряпичную куклу.

Ni No Kuni: Wrath of the White Witch

Кат-сцены тут перемежаются 2D-мультфильмами, но разницы, если честно, мало.

Эта кукла в один чудесный момент превращается в мистера Дриппи, смешное носатое существо, которое приглашает Оливера в «другую вселенную» (дословно «ni no kuni»), где у него появится возможность спасти маму. Дело в том, что этот иной мир, помимо страшных жаб, антропоморфных кошек и говорящих деревьев, заселен еще и копиями людей из мира обыкновенного, и мама Оливера в «нинокуни» оказывается какой-то святой воительницей, которая как раз попала в астральный плен. Мистер Дриппи думает, что, спася жизнь маме Оливера в одном мире, можно вернуть ее к жизни и в другом. А поскольку сам Оливер заодно еще и оказывается избранным, не соглашаться на приключение как-то глупо.

Ni No Kuni: Wrath of the White Witch

С таким прологом сразу настраиваешься на то, что в интернете принято называть теплым ламповым приключением с настоящей душой. Не в последнюю очередь этому способствуют совершенно прекрасные картинки Studio Ghibli, известной в основном мультфильмами гениального визионера-философа Хаяо Миядзаки, которая на проекте отвечала практически за весь арт и дизайн. Миядзаки и его команду обычно называют на иначе как «японским Disney», что, в общем, недалеко от истины: это такая бесконечно добрая и поразительно высокохудожественная анимация на универсальные темы, которая легко идет на экспорт и приятна и понятна абсолютно всем.

В качестве финального аргумента — волшебный саундтрек Дзё Хисаиси, постоянного композитора «Гибли», а заодно и одного из самых заметных музыкантов Японии. У него богатейший киноопыт и несколько десятков сольных альбомов, под которые очень удобно плакать под пледом.

Параллельная вселенная

Ni no Kuni действительно выглядит поразительно, эпизодами — как самая красивая игра в истории. Но ее чары обманчивы. В контексте всего того, что написано выше, легко подумать, что это большой и трогательный интерактивный мультфильм Миядзаки для всех возрастов. Так вот — ничего похожего. Это скорее затянутый сезон детского аниме про дружбу, каждая серия которого состоит примерно из одних и тех же ситуаций.

Ni No Kuni: Wrath of the White Witch

В параллельном мире живут альтернативные версии всех друзей Оливера.

Оливер куда-то бежит, кого-то убивает и что-то ищет, и все это представлено пошлейшей jRPG-рутиной на уровне White Knight Chronicles, другой игры Level-5, довольно позорной. Боевая система здесь простейшая: выбираете действие и бегаете вокруг монстров. В какой-нибудь Xenoblade Chronicles формально все точно так же, но там заложены широчайшие тактические возможности и множество неочевидных способов развития персонажей, а некоторые битвы с боссами — практически отдельная игра в игре. В Ni no Kuni же бесконечная череда боев превращает в бессмысленный и беспощадный гринд, по духу близкий чуть ли не к худшим корейским MMOG. Две трети всего игрового хронометража вы проводите, убегая от случайных тварей на глобальной карте; когда же стычки все-таки случаются — быстро всех разбрасываете и растете в уровне, чтобы еще часами бегать и драться, чтобы еще чуть-чуть подрасти.

То есть самих битв тут не то чтобы принципиально больше, чем в любой другой японской ролевой игре, просто они настолько шаблонны и примитивны, что «проматываются» полутора кнопками.

Ni No Kuni: Wrath of the White Witch

При этом изучать мир за пределами ключевых заданий не хочется совершенно. Все красиво, но пусто и бестолково, бесконечно далеко от, навскидку, Skies of Arcadia или даже довольно камерной и тесной The Last Story. Внутри Ni no Kuni зияет огромная пропасть, возмутительная пустота — это касается и большинства героев, и локаций, и квестов, и механики. Шаблонная игра, которая не заслуживает собственного внешнего вида. Который, повторимся, настолько прекрасен, что на какое-то время позволяет забыться и витать в облаках. Но «какое-то время» быстро иссякает, а вы остаетесь наедине с монотонной мясорубкой на двадцать-тридцать (по самым скромным меркам) часов.

Ni no Kuni можно было бы легко рекомендовать тем, у кого есть дети или маленькие братья с сестрами. Им будет гарантированно интересно наблюдать за довольно простой и банальной историей, они легко переживут всю бесконечную рутину, волшебные картинки наверняка погрузят их в транс, а вам останется лишь комментировать происходящее и помогать во время особо сложных битв.

К сожалению, в России такой сценарий невозможен — игру не перевели на русский. А значит, заворожит она только больших поклонников Studio Ghibli, которые теряют сознание от любой картинки, нарисованной лучшими друзьями Миядзаки, или тех, кто не видел приличных jRPG уже лет десять-пятнадцать. Если вы не относитесь к этим группам, любить Ni no Kuni лучше на расстоянии.

Если вы являетесь ярым противником аниме и японской культуры прошу далее не читать. Если вы адекватно воспринимаете японские мультфильмы, и вас не раздражают разговаривающие коты и другая живность, то можете смело читать этот обзор и комментировать его.
Ni no Kuni разрабатывалась совместно студией Level-5 и аниме-студией Ghibli. Ghibli — это студия, которая создала такие знаменитые мультфильмы, как «Унесённые призраками», «Ходячий замок Хаула» и другие. Они являются самыми легковоспринимаемыми для западного человека. Так что их можно назвать мультфильмами отличной рисовки с налётом японской культуры.
1. Все скрины взяты с официальных источников и любое совпадения случайны.
2. Я не прошёл игру полностью (на данный момент наиграно 45 часов), поэтому данный обзор может не отражать самых полных впечатлений от игры.
3. Игра вышла на Nintendo DS и PlayStation 3. В данном обзоре рассмотрена только версия для PlayStation 3. Сейчас выходит столько много взрослых, серйозных проектов. В каждой второй игре поднимаются вопросы человечности, доверия, взаимопомощи, а в каждой первой — любови, войны, смерти, убийства. Многие считают, что чем больше крови, расчленёнки, обнажёнки, тем успешней игра. И не сказать, что это так уж и плохо. Мы растём и игры растут вместе с нами. Но бывают моменты, когда всё это надоедает. Когда даже на милашку Элли не можешь уже смотреть. Когда хочеться побывать там, где трава зеленей, где все краски ярче, где живут добрые волшебники и храбрые герои, в мире мудрых драконов и злых злодеёв. Когда хочется вернуться в детство. Ni no Kuni дает нам такой шанс.


Детство, детство, ты куда бежишь?

Как только мы начинаем новую игру, нам показывают Ni No Kuni — другой, паралельный нашему мир. Мир полон красок, полон жизни и полон опасностей. Именно то, что и нужно для хорошей сказки. Ni No Kuni сразу увлекает просто прекрасной рисовкой. Хотя слово «рисовка» и не применимо к игровым роликам на движке, но оно так просится на язык при виде этого ролика. И это не удивительно, ведь графика отражает стиль студии Ghibli, мастеров аниме. Если вы не знаете, кто это, то прочитайте «Об аниме и разработчиках», там я очень коротко описал их.

Вернёмся же к игре. После первого ролика, демонстрирующего Ni No Kuni только мельком, идут титры. На фоне видны кадры из игры, звучит приятная музыка. Складывается впечатление, что мы смотрим полнометражное аниме. И после титров начинается не игра, а настоящее аниме. Длится оно не много, всего-то пару минут, поэтому особо не раздражает, а некоторым (мне) даже показалось, что слишком «не много».

История же возвращается на пару дней назад от начального ролика. Мальчик Оли живет со своей мамой в Motorville'е — самом спокойном городе страны. После небольшёго инцидента его мама умирает, оставляя сына одного. Оли один в комнате, никого рядом, только игрушка, которую подарила мать на день рождение. Уже нету сил сдерживать слёзы. Не перед кем и не нужно. Несколько капель попадает на игрушку и происходит что-то странное. Игрушка оживает и становится странным маленьким, носатым существом, с пирсингом в виде фонаря в носу. Его мы уже видели в первом ролике, именно он и показывал нам Ni No Kuni. Существо рассказывает нам, что его зовут Мистер Дриппи (Mr. Drippy) и он — король фей. А также, самое главное, согласно древнему пророчеству, Оливер, маг с «чистым сердцем», единственный, кто может спасти его мир «Ни но Куни». Этот мир страдает от тёмного джинна Шадара. Также если Оливер найдёт родственную душу своей матери, в мире Ni No Kuni — это одна из величайших магов, он сможет вернуть в мир живых свою мать в своём мире. После некоторых колебаний начинается великий квест. Вот я и описал сюжетную завязку. Все получилось сумбурно и не очень понятно, но в самой игре все идет плавно и довольно интересно. Всё это благодаря красивой графики, доброй музыки и ненавязчивому геймплею.

После небольшого поиска волшебной книги и палочки нас обучают первому заклинанию — «Ворота», которое и переносит Оливера и всех его спутников из одного мира в другой. Дальше будут давать уйму разных заклинаний, большинство из них не боевые, а мирные, как «Специальный ингредиент», который поможет из молока сделать вкусный сыр, «Рост», который помогает растению вырасти за несколько секунд, «Левитация», которая приподнимает героев над землёй, «Мётлы», которые заставляют мётлы самим убираться и другие. Все они записываются в книгу. Книгу можно открыть и почитать о каждом заклинании небольшую заметку. Но в книге есть ещё много всего интересного. Тут есть полная карта мира с описанием каждого уголка, есть описание каждого имаджина и его форм, есть описание алхимических ингредиентов и формул. Также в книге есть сказки или правильней назвать это притчами. Они довольно забавные и интересные. В одном из квестов даже нужно, прочитав одну такую притчу, ответить на вопросы о ней.


Чем бы дитя не тешилось

Самое первое задание — это отнести продукты домой. Мы получаем в свои руки Оливера и целый город для исследования. Изометрическая камера скрывает некоторые недостатки графики и в тоже время позволяет почувствовать огромный город вокруг маленького мальчика.

Саму игру можно условно поделить на две части. Это — путешествие и битвы. Сами путешествия также можно поделить на две части. Во-первых, управляя Оливером (за которым бегают все его помощники и попутчики), мы перемещаемся по миру между городами, посёлками, пещерами, лесами и другими локациями, охотимся на фамильяров (имаджинов) или просто ищем битвы и достойного противника. Камера в этом режиме подвешена высоко и, поэтому создаётся впечатление, что ты и вправду путешествуешь по огромному миру, где на каждом шагу тебя поджидают опасности и хоть путь неблизок, но с верными друзьями время летит незаметно. Передвигаться по миру пешком не просто, поэтому Оливеру в начале дают корабль, а потом, когда его магические способности повысятся, Оливеру разрешат оседлать дракона.

Во-вторых, в городах, посёлках, пещерах, лесах и других локациях камера перемещается за спину Оливера, а все его помощники и попутчики становятся невидимыми, кроме одного, самого главного и самого забавного, Мистера Дриппи. Хотя у него всего несколько анимаций (я заметил только одну — как он смешно танцует), но они нисколько не надоедают, и каждый раз, когда я замечал Мистера Дриппи во время диалога, он вызывал у меня улыбку.

Но вернёмся к локациям. Почти в каждом городе или посёлке есть два магазина, таверна и «дом помощи». В одном магазинчике бабулька, подозрительно похожая на сову, продаёт разные вкусняшки. Там можно купить сэндвичи, гамбургеры, кофе, капучино, морожено, шоколадки, морковку и т.п. Некоторые предметы востанавливают ману или жизни, некоторые используются для улучшения фамилиаров, остальные — для алхимии. Во втором продаётся обмундирование для героев и их фамилиаров. В таверне можно отдохнуть, то есть восполнить запас жизней и манны и получит за это страницу из книги, на которой описан история города.

«Дом помощи» — это место, куда может обратиться каждый нуждающийся и ему никогда не откажут. Оливер не нуждается в помощи, он сам готов помочь каждому. Поэтому, если зайти сюда, можно увидеть, привычную для игр с открытым миром, доску объявлений. На ней можно найти информацию о том, где стоит искать NPC с побочным квестом и какую награду Оливер получит. В благодарность за помощь NPC дают какой-то предмет, деньги и «штампы». Эти «штампы» нужны для того, чтобы заполнять «карточку помощи». Нужно десять «штампов», чтобы заполнить одну «карточку». За заполненные «карточки» можно получить небольшие бонусы, такие как умение прыгать (бесполезное умение, но прикольное), немного быстрее бегать, меньше платить за воскрешение и т. п. Экономить карточки на какое-то умение получше не имеет смысла, так как умения открываются только после того, как были открыты все предыдущие.


Дополнительные задания довольно интересны. Большая часть квестов довольно проста. В мире есть люди, у которых украли «часть сердца», но конечно же не буквально, а фигурально. То есть у некоторых людей Тёмный Джинн Шадар украл энтузиазм и они перестали желать что либо делать. У других нет доверия, доброты, храбрость или других качеств. В Ni No Kuni их называют «broken-hearted» (разбитое сердце). Но есть и другие люди с переизбытком этих качеств. Оливер может с помощью магии одолжить часть сердца у одних и передать тем, кто в этом больше нуждается. Задания простенькие, но довольно интересно наблюдать за сюжетом этих заданий. Так есть замужняя пара купцов, которая путешествует по миру, и почти в каждом городе мы их встречаем и должны помочь с их разбитыми сердцами. Есть квесты, в которых нужно применить правильное заклинание, например, чтоб помочь фею прибрать чулан нужно использовать заклинание «Метлы», чтоб согреть другого нужно пальнуть в него «fire ball'ом» и т.п. Есть также квесты от одних и тех же персонажей, так в первом городе можно встретить путешественника из нашего мира, и при разговоре с ним выяснится, что он потерял свои записи, мы же соглашаемся ему помочь. Мы будем встречать его почти в каждом городе и в каждом городе он будет просить найти его записи, которые он опять потерял. Также есть учёный, который изучает фамилиаров и просит нас принести некоторые их виды, но названия он не знает и поэтому дает короткое описание: «Принеси мне одного похожего на большего робота, другого — на маленького робота, а третьего — на шестерню». Есть тьакже задание на алхимию, где нужно смешать ингредиенты, но названия их опять же никто не знает, есть некоторое описание, как, например, «твёрдый шар, похожий на стекло», «твёрдый чёрный камень» и т.п.

Битвы похожи на каноничные jRPG. Всё происходит в реальном времени, но помахать мечём или когтями не получится. В группе у нас трое героев — Оливер и его друзья — Эстэр и Свейн, и у каждого героя по три фамилиара. Фамилиарам мы можем отдать приказ атаки, особый (есть три вида — защищаться, уменьшает урон в течении некоторого времени, уклоняться, игнорирует весь урон в течении очень короткого момента, и «Напрячься», увеличивает скорость и силу атаки для следующего приказа атаки), а также использовать умение. Если же выбрать героя, то у него/неё добавится возможность использовать предмет, выбрать тактику для остальных героев, убежать с поля боя (может и не получиться если враги вас перехватят) и из всех видов особых приказов есть только защита. При удачном блокировании блокировании умения противника и при критическом попадании выпадают сферы, которые пополняют манну или здоровье, также есть шанс, что выпадет желтая сфера, которая восполнит всё здоровье и даст возможность использовать «чудесное движение» (miracle move). У каждого героя и имаджина они разные, некоторые наносят огромный урон огнём, другие наносят физический урон, третьи могут усилить атаку всем союзникам.


Фамилиарам и героям можно менять снаряжение. У всех есть три ячейки, но видов снаряжения тринадцать. Есть четыре вида оружия (меч, копьё, рог/когти, топор/молот), пять видов брони (одежда, плащ, щит, шлем, броня) и четыре вида аксессуаров (клык, нашивка, чешуя, медаль). Но не обязательно у всех будут разные ячейки. Например, у некоторых фамилиаров есть ячейка под щит, броню и нашивку.

Но как и в большинстве RPG главное — это опыт. Опыт даётся героям и их фамилиарам. За каждый уровень фамилиарам дают прибавки к характеристикам (физический или магический урон, точность, физическая или магическая защиты, скорость движения). Мы не можем решать какую характеристику поднять во время повышения уровня. Так танку всегда будут давать больше очков защиту, магу — магической атаки и т. д. В игре есть также всякие вкусности для фамилиаров, которые увеличивают одну из характеристик. Но и тут не всё так просто. Нельзя повышать характеристики до бесконечности. Так сначала можно повышать характеристики только 10 раз. Чтоб увеличить это число, нужно чтобы фамилиар привязался к вам. Для этого нужно полюбить его всем сердце и он, ощутив эту любовь, откроет и своё сердце. Или просто можно кормить фамилиара его любимой едой. Для танка — это вкусняшки, которые поднимают защиту, для мага — магическую атаку и т. д.

За каждый уровень героям поднимают такие же характеристики, но дополнительно им повышают и количество манны и здоровья. В битвах каждый герой может призвать одного из трёх фамилиаров но количество манны и здоровья не изменится. Фамилиары используют манну и здоровье героев.

Также в игре есть алхимия. Нам дают котелок. Чтобы его открыть нужно в книге прочитать заклинание и написать его, потом сразиться с джинном-хранителем этого котелка. И только после этого нам откроется алхимия. Тут можно просто смешивать предметы, в надежде, что что-то путное выйдет, а можно использовать рецепт. Рецепты выдаются за дополнительные задания.

Лишь бы про «кинцо» не плакало

«Ni No Kuni», хоть и не может похвастаться реалистичной графикой, выглядит очень красиво и приятно. Игра сделана в традиционном для Ghibli стиле. Как я уже писал, эта компания известная тем, что её анимационные фильмы очень популярны не только среди фанатов аниме, но и среди людей, которые слово «аниме» слышали два или три раза в жизни. Герои, как и враги, и NPC выглядят очень милыми. Несмотря на вид некоторых местных жителей — прямоходящих котов и коров, фей с пирсингом в носу в виде фонаря, мохнатых цилиндров с руками и глазами, огромного дерева с глазами и ртом — игра не вызывает отвращения. Наоборот, после пары часов игры, которые пролетают незаметно, все это кажется вполне нормальным, ты и вправду начинаешь верить этой сказке. Немалую роль в этом также играет внимание к деталям. Так, например, когда Оливер попадает на заснеженный остров, его первым заданием является нахождение одежды, и после того, как он найдет теплые шубки для себя и своих друзей, они будут путешествовать по этому острову только в шубах.

Локации в игре очень разнообразны. Тут есть и дикий лес, где живет мудрый древний Дуб, который поможет Оливеру начать путь мага; и маленький прибрежный городок, где по закону: «Все должны ходить в купальных костюмах» и Оливер и его друзья, не желая нарушать его, переодевается в купальный костюм каждый раз, как входят в город; и жаркая пустыня, полная барханов, в центре которой находится прекрасный оазис и город, где можно попробовать вкуснейший экзотический фрукт — бабана; и пробудившийся вулкан, который может причинить много бед и уничтожить ни в чем не повинный город, но Оливер успокаивает духа вулкана; и немного стимпанковский город, где разбитое сердце Императора не дает спокойно жить жителям этого города; и заснеженный остров с морозными пещерами, где Оливер впервые встретит своих фанатов, которые следят за его подвигами; и древние развалины, где Оливеру придётся бороться с забавным проклятием и освободить от подобного же проклятия принца из древней сказки.


Музыку к игре писали Хисаиси Джо (Joe Hisaishi), один из самых известных японских композиторов, и Rei Kondoh. Всю музыку к игре исполнил Токийский филармонический оркестр. Саундтреки были выпущены на двух дисках. То есть музыки к игре было написано немало. Почти все сюжетные повороты имеют свою мелодию, также как и города, и боссы. От себя добавлю, что музыка в игре хороша, но не очень запоминающаяся, и в то же время она не раздражает, что более важно для игры, где можно наиграть более 50 часов и не пройти главный сюжет.

Английская озвучка в игре очень хороша. Все герои разговаривают теми голосами, что и положено, то есть голос ребёнка Оливера звучит как голос ребёнка, а не сорокалетнего мужика. Особенно, хотелось бы отметить игру Стефана Родри (Steffan Rhodri), который озвучивал мистера Дриппи. У него получился очень харизматичный и неунывающий герой с необычной манерой разговора и смешным акцентом.

Ложка дегтя

Конечно игра хороша, у неё есть много плюсов, но также есть и минусы. К сожалению, без них пока не вышла ни одна игра.

И первый минус относится к озвучке. Я писал, что озвучка очень хороша, и в чем может быть минус? Её просто мало. В начале игры это не заметно, потому что почти все сюжетные диалоги озвучены. Но, перефразировав одну пословицу, чем дальше по сюжету, тем меньше голосов. И это очень печально, когда ты уже привык к говору мистера Дриппи, уже ждёшь новых сюжетных диалогов с его участием, но нет тут то было. И я не хочу сказать, что сюжет в игре не интересен без озвучки, он просто теряет большую часть своего шарма.

Второй минус — это искусственный интеллект твоей команды. Конечно ты можешь переключаться между героями, вызывать им фамилиаров, пить зелья, использовать предметы, но без твоего вмешательства они постоянно умирают, используют всю манну, не используют предметы и всегда забирают у тебя из-под носа сферы здоровья или манны, а бывает и того хуже, они воруют сферы «чудесного движения». К этому нужно конечно сказать, что есть меню тактики и кнопки защиты и атаки, но меню тактики очень скудное, несколько пунктов поведения: «делай, что угодно», «не используй умения», «поддерживай всей здоровыми», «будь в роли поддержки», «не делай ничего»; также можно выбрать цель: «та же, которую атакует игрок», «отличная от той, которую атакует игрок», «самая слабая». Но все мои рассуждения можно игнорировать, если игрок не ленивая жопа, если у игрока хватает воли постоянно переключаться между разными героями, менять тактику во время боя, а также вовремя нажимать защиту, то и проблем с ИИ быть не должно.

И третий минус — это противники. Их слишком много. Это может и хорошо, когда ты просто фармишь опыт или пытаешься заполучить конкретный вид имаджина, но когда ты идешь по пещере/руине/в лесу, у тебя уже нет ни одного гамбургера для пополнения здоровья, ты убиваешь противника, проходишь пару метров, разворачиваешься, а он опять там. Как? Почему? Ты только что его убил, а он опять там. Это немного раздражает. Но так как во время путешествий по миру можно сохраняться на каждом шагу, это раздражает только во время зачистки локаций.


Ni No Kuni — это игра для тех, кто устал от крови, от насилия, от обмана, для тех кому надоело видеть во всём только порок. Это игра для тех, кому хочется сыграть в добрую, детскую сказку. В игре очень неплохая рисовка, хорошая музыка, интересные персонажи, довольно интересный сюжет, как для детской сказки, неплохие дополнительные задания со своими забавными сюжетами, необычная боевая система и необычное применение магии. Это игра также для любителей аниме и jRPG, если ты относишся к первой категории, то можешь уже бежать в магазин и покупать игру или она у тебя уже есть. Но если ты относитесь ко вторым, то больше всего ты уже прошёл Ni No Kuni и получил платину.

Плюсы: добрая детская сказка; приятная графика; стиль Ghibli; приятная музыка и шикарная озвучка; разнообразные локации; мистер Дриппи; нет куроподобных роботов; это аниме.

Минусы: очень мало текста озвучено; за героями в битвах с сильными противниками нужно пристально следить; мало настроек тактики; враги появляются стоит только отойти на пару метров; есть странные персонажи; это аниме.

Моя оценка — похвально, но для анимеников и поклонников jRPG — изумительно.

А Ni no Kuni — японская «ролёвка» для всех. Прямо как мультфильмы Ghibli. В отличие от свежей второй части, «Ярость Белой ведьмы» создавалась не просто выходцами из знаменитой студии мультипликации, а прямо вот в тех же самых условиях, что и любимые миллионами шедевры. Конечно, Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), известный тем, что у него нет компьютера и он не любит видеоигры, к проекту не был причастен. Но ведь ряд работ Ghibli делался без критичного участия маэстро — и «Шёпот Сердца» с «Кладбищем светлячков» ничуть не хуже «Рыбки Поньо», да и выглядят почти неотличимо.

Ni no Kuni создаёт точно те же волшебные ощущения, потому что все ролики сделаны на первой линии студии (на тот момент она не занималась никаким полнометражным фильмом), а руководил процессом создания персонажей и анимации Ёсиюки Момосэ (Yoshiyuki Momose) — аниматор «Принцессы Мононоке» и «Унесённых призраками». Поэтому, когда я включил консоль и увидел стартовую аниме-заставку, отличить её от трейлера нового мультфильма Миядзаки было невозможно — и восторг наступил сразу. Даже пять лет спустя игра выглядит просто здорово — хотя анимационные персонажи находятся на полигональных декорациях, сочетаются они так здорово, что в случае переиздания на PS4 улучшать что-либо практически не придётся.

Мы зря пропустили Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Анимационных вставок тут хватит если не на полный метр, то на половину точно.
Другой волшебный привет от Ghibli — саундтрек. Его написал Дзё Хисаиси (Joe Hisaishi), который делал музыку, кажется, для всех аниме студии. Озвучка у Ni no Kuni просто суперэпическая, как и полагается большой JRPG. Здесь есть помпезные оркестровые композиции и мелодичные, проникновенные темы — в зависимости от места и действия они могут быть очень разными. Пожалуй, кому-то музыка покажется чуть слишком классической, но то, что она прекрасна, бесспорно.

Покемоны-покемоны, сколько можно их терпеть…

Если Ghibli делала вещи более-менее внешние, то волшебный мир, сюжет и всю внутреннюю логику создавали уже в Level-5. Здесь верховодил Акихиро Кино (Akihiro Hino), основатель студии, режиссёр Dragon Quest VIII (одной из лучших JRPG в истории) и автор сериала про профессора Лейтона. Его история про тинейджера Оливера, потерявшего мать и попавшего в сказочную страну с феями, драконами, джиннами и говорящими котами, далеко не плоха, но у неё есть одна слабость — избитая тема становления главного героя, наложенная на его избранность и вселенский заговор. Впрочем, большинство японских ролевых игр примерно про то же.

К тому же здесь есть очень интересная логика переплетения миров — вам не раз надо будет возвращаться в родной город Оливера и находить там человека, который является ментальным двойником жителя чудесной страны. Нарратив Ni no Kuni выполняет главную задачу сказки — показывает, почему выгодно быть добрым, почему хорошие поступки и взаимовыручка приводят к успеху. Взрослым и подросткам это может показаться наигранным, но для детей — самое то. Если они знают английский, конечно.

Не хочется углубляться в механики пятилетней игры, тем более что это самое слабое её место. Основа совершенно классическая для жанра — большая карта с городами и подземельями, корабли и дракон для поездок по ней, системы экипировки и алхимии, пара приятелей в партии, множество простеньких дополнительных квестов и, конечно, «гринд».

Мы зря пропустили Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Сражаться придётся много, ведь нужно прокачать целый десяток бойцов.

Главная особенность Wrath of the White Witch — «фамильяры». Это местные монстры, которых нужно рекрутировать и использовать в битвах, прямо как покемонов. Разница лишь в том, что здесь сражения хоть и пошаговые, но требуют бегать по полю боя, а ваши сопартийцы и их фамильяры почти не поддаются контролю. К сожалению, искусственный интеллект товарищей сложно назвать умным, поэтому заковыристые битвы с «боссами» периодически будут раздражать из-за их нелогичных действий. Но это единственная значимая и объективная проблема сорокачасовой «ролёвки».

При этом, повторюсь, это приключение для всех — здесь очень много пояснений, есть даже целая виртуальная книга волшебника — с помощью неё мне удалось быстро вспомнить, как работают механики, после перерыва в четыре года. Вдобавок для совсем маленьких и безруких есть упрощённый режим с ослабленными врагами и путеводной звёздочкой на карте. Поэтому проблем в прохождении и трудностей здесь быть не может, если вы сами не захотите их себе создать.

Мы зря пропустили Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Территория для исследования, как полагается, огромная, поэтому подсказка, куда бежать, иногда очень актуальна.

Возвращаясь к Ni no Kuni, я понимаю, что её художественная часть так же прекрасна пять лет спустя, как и сразу после выхода. Игра завораживает, уносит и не отпускает из своих объятий даже несмотря на то, что у неё есть проблемы с боевой системой и разнообразием контента. Она запросто может стать входной точкой для тех, кто никогда не прикасался к необычному жанру японских RPG. И даже если вы решите начать со второй части, первая останется актуальной, так как они совершенно не связаны в плане фабулы и персонажей.

Плюсы: шедевральные анимация и саундтрек от Ghibli; классическая подача JRPG от Level-5; эпический размах.

Ni no Kuni делали две отличные студии. Обе японские: одна уже тридцать лет выпускает роскошные анимационные фильмы, другая в два раза моложе и производит замечательные игры.

Ghibli, мастерская имени Хаяо Миядзаки, в представлении не нуждается. Все ведь видели «Принцессу Мононоке» и «Унесенных призраками»? Кто не видел — срочно наверстывайте.

Другой участник тандема — Level-5 — приучил сотни тысяч игроков решать загадки по-джентльменски вместе с Хершелем Лейтоном и выпустил две, вероятно, лучшие части старейшей японской ролевой серии Dragon Quest. Еще Level-5 сделала замечательные Dark Cloud 2 и Rogue Galaxy и выпустила сборник авторских игрушек Guild01.

Ni no Kuni — вещь удивительная. Простая история о мальчике, которому пришлось вдруг стать великим волшебником, внутри многогранной jRPG. Подобно другим шедеврам Ghibli, эта история — о вечном. Она будет понятна и близка всем, вне зависимости от возраста или национальности.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Самое важное при знакомстве с Ni no Kuni — не ждать, что она окажется еще одним «мультиком от Ghibli». Оскароносная студия сотворила арт, музыку и анимационные вставки, а Level-5 сделала из этого игру, ролевую, в типично японском стиле. Она навороченная, длинная, в ней совершенно линейный сюжет, да и погриндить время от времени приходится. Такой уж жанр — и на деле это совсем не страшно.

Приключение начинается с беды: тринадцатилетний Оливер чуть не тонет, сорвавшись в реку на самопальном гоночном болиде. Буквально в последний момент его спасает мама, но ее слабое сердце не выдерживает стресса, и Оливер остается сиротой.

Оливер сидит один в своей комнате, в обнимку с неказистой плюшевой игрушкой, которую ему когда-то подарила мама. И тут случается странное — слезы мальчика превращают игрушку в настоящую фею! Вернее, в фея — познакомьтесь с Дриппи, великим фейским лордом. Он рассказывает, что его родному миру угрожает зло в лице темного джинна Шадара, который превратил Дриппи в игрушку и теперь наводит страх на целую планету.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Оливер сумел снять проклятье. Выходит, что он и есть тот единственный, кто может противостоять джинну.

. может ведь?

Погоди, я, кажется, не расслышал.

«Я не могу. Потому что не умею».

В ход пошла фейская смекалка: так и так, в параллельном мире живут параллельные люди, и там у каждого найдется двойник. Такой двойник есть и у мамы Оливера, и это великая волшебница, заточенная Шадаром. Если спасти ее, наверняка получится спасти и маму!

В общем, долго Оливера уговаривать не пришлось — с этой минуты он начинает учиться волшебству. Книга заклинаний есть, волшебная палочка есть, а больше ничего и не надо. Пора спасать вторую страну — ровно так с японского переводится ni no kuni.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Путь от обыкновенного школьника до величайшего волшебника двух миров предстоит неблизкий. Оливер наберет десятки уровней, перепробует вагоны колдунской экипировки и победит легион очаровательных чудищ. Последнее — необязательно единолично, ведь на стороне волшебника всегда сражаются его фамильяры.

Первый фамильяр Оливера — это воплощенная частичка его души. Рогатый Майти (которого, кстати, можно переименовать, так что в моем случае он стал Степаном — он похож на Степана) носит короткие штанишки, меч и щит, всегда улыбается и ломится в бой. А еще он уязвим к воде, но устойчив к воздушной стихии.

И будь рогатый симпатяга хоть трижды главным милашкой команды и пятикратно самым прокачанным фамильяром, на одном Степане далеко не уйти. Долго сражаться он не может (мешает шкала выносливости), а стоит столкнуться с отрядом водных чудищ, и он мигом погибнет. Погибнет он — и Оливер вместе с ним, потому что полоска здоровья одна на всех.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Поэтому в бой мы берем до трех фамильяров и тасуем их по ситуации: у одного кончилась выносливость — выпускаем другого. Нужно подлечиться — вызываем третьего, у которого есть нужный навык, или переключаемся на Оливера. У него тоже есть лечащее заклинание и полный рюкзак целебных бургеров.

Сражения проходят в реальном времени: нужно успевать заменять фамильяров, активировать умения, ставить блок, проводить контратаки и уворачиваться. Это не слэшер — все действия (кроме перемещения) проводятся через особое меню. Освоить это легко, но сражения все равно достаточно сложны, чтобы увлекать. Смущает одно: со временем схватки (особенно с боссами) становятся легче. Просто потому, что не все функции поначалу открыты.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Ni no Kuni подается постепенно: буквально каждый элемент механики раскрывают строго в отведенный момент, причем любое новшество сопровождается избыточным разъяснением. Думаете, так Level-5 заботится о самых юных зрителях? Вряд ли. Практика показала: самым юным и на нижайшем уровне сложности потребуется помощь взрослых.

НА ЗАМЕТКУ: ключевая фишка Ni no Kuni — поимка фамильяров — становится доступной только часу на пятом. Самые нетерпеливые волшебники обычно успевают обозвать игру пустой и неглубокой и забросить ее насовсем где-то часом ранее. Не повторяйте их ошибок.

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch

Но напряженный взлет пережить легко. Ni no Kuni без устали подбрасывает новые механики и проводит экскурсии по страннейшим достопримечательностям «второй страны». Из цветущего сказочного городка (там царит холеный пухлый кот) в пышущий благополучием оазис с молочными фонтанами, оттуда — пешком до местной Тортуги, куда по закону не пускают без плавок. Там берем корабль до стимпанкового мегаполиса, где все дома на рельсах, но по пути застреваем в животе одной леди размером с остров.

И гринд ситуацию не омрачает ничуть. Надобность в целенаправленной прокачке возникает совсем редко: когда нужно поднять нового фамильяра до актуального уровня, например. А для поддержания волшебника в тонусе достаточно выполнять некоторые побочные задания — они заурядные, но часто завершаются походя.

В конце концов, в гринд чаще ударяешься не из надобности, а потому что хочется. Хочется наловить новых фамильяров! Ведь их тут десятки, и все просто прелесть — в Ghibli всегда умели рисовать замечательную нечисть.

В Ni no Kuni можно застрять по любому поводу. Потратить век на разглядывание иллюстраций в магической книге Оливера (отпечатанный на бумаге «Компаньон волшебника» — хороший повод купить коллекционку), потом долго перебирать сочетания предметов в алхимическом котле (вдруг получится что-то?), а следующие пару часов выслеживать злосчастного кота-флибустьера, чтобы сделать его своим фамильяром.

С удовольствием провести в Ni no Kuni полдня и обнаружить, что сюжет за это время не сдвинулся ни на градус, — это совершенно нормально. Но лучше превозмочь прокрастинацию и пойти дальше. Ведь впереди столько интересного!

Читайте также: