X3 reunion обзор

Обновлено: 30.06.2024

Титанический космосимулятор Х2: The Threat обвиняли во многом, но только не в куцости игровой вселенной. Тем не менее, разработчики были полны решимости выпустить аддон Х2: The Return. В конце концов проект до того распух от авторской плодовитости, что многострадальную букву Х пришлось возводить уже в третью степень.

Однако X3: Reunion не поражает обилием кардинальных новшеств и воспринимается именно как дополнение. Нетипичны для рядовой «добавки» разве что вновь испеченный движок и прилагающийся к нему интерфейс. Но в случае с серией Х недостача свежего материала не является злейшим преступлением, поскольку часы геймплея по-прежнему измеряются трехзначным числом, а на первых страницах мануала красуется предупреждение: «Say goodbye to social life and/or sleep». Честные наркоторговцы — большая редкость в наши дни.

Космобоязнь

Впрочем, неподготовленному человеку сложно подсесть на X3. Здоровый организм, столкнувшийся с чем-то темным, тормозящим и заковыристым, непременно активирует защитную реакцию — выйти, стереть, забыть. Творению Egosoft хорошо и без игрока: макрокосму с десятками пыхтящих фабрик и сотнями курсирующих кораблей ни тепло ни холодно от выброшенного в секторе Argon Prime озадаченного странника.

Создатели не очень заботились о том, чтобы сгладить чувство неприкаянности и помочь новичку встать на путь истинный. Обещанный в исходном руководстве «tutorial» отсутствует — обошлись одним боевым тренажером. В первоначальном виде мануал вообще имел настолько отдаленное отношение к проекту, что вскоре авторы выложили на официальном сайте исправленную версию. Читать объемный труд с экрана, мягко говоря, неудобно, но другого выбора нет. Окошки со вспомогательными записками, выскакивающие во время игры, особой информативностью не отличаются, да и возникают иногда некстати. Странно, что сотрудники Egosoft столь пренебрежительно относятся к неофитам — их коллеги, ответственные за Civilization 4, оказались куда успешнее в деле привлечения новых поклонников.

Подборка стартовых условий в X3 разнообразнее, нежели у предшественницы. Для начала — свободная игра с историей о злоключениях старого знакомого Джулиана Бреннана, причем взяться за нее можно на любом из трех уровней сложности. Они определяют размер «приданого». Самый простой дает два неплохо оборудованных корабля и 100000 на счету, самый трудный — одно обобранное судно и 450 кредитов. За исключением имущества, градации сложности ни на что не влияют.

Далее следуют три «тематических» старта, в которых предлагается влезть в шкуру искателя приключений, акулы бизнеса или неформального душегуба. Для новоявленного профи сюжетная линия закрыта, зато он получает соответствующий призванию инвентарь, а также обнаруживает любопытные вариации расовых рейтингов — разбойнику, скажем, будет тяжко на территориях, принадлежащих расе Boron, ярым ревнителям правопорядка. Квалификации, конечно, условны, и прирожденный убийца сможет при надлежащем усердии стать промышленником. Так или иначе, Egosoft, сотворившая в Х2: The Threat единственный отправной пункт, заслуживает похвалы за то, что предусмотрела специфичные «входы». Тем более что кроме вышеназванных опций есть несколько засекреченных.

Джулиан Бреннан и философский камень

Миновать сторилайн X3 проще, чем взрастить крупного магната или воеводу. Дабы усмирить стайку захудалых лиц Kha'ak-национальности в первой миссии, хватит и выданного при рождении истребителя класса М4. Позднее, в зависимости от особенностей задания, вас будут поочередно пересаживать в подходящие аппараты, после благополучного выполнения всегда возвращая обратно. Пилоту доведется управлять рыскающим во внутренностях астероида зондом, терзать штурвал нашпигованного затейливой начинкой разведчика и вертеться в прекрасно смазанной турели линкора.

Завязка вышла не бог весть какой. Засветившийся в британском «мыле» Emmerdale сценарист закрутил интригу вокруг неких чудотворных камушков. Их надо выхватывать у злодеев или выковыривать из недр астероидов. Зато игровой процесс увлекателен: тут и гонка на казенном корабле по «чекпойнтам», и мимолетный визит в город, и скрытное просачивание через охранительные лазерные паутинки… Нельзя сказать, что миссии поражают невиданными находками, но кампания одолевается быстро и не изводит монотонностью.

Дизайнеры не дают забыть, что X3 глубже собственного сторилайна. Перед «парковкой» на важной для продвижения станции стоит заручиться доверием ее владельцев, сиречь поднять расовый рейтинг. Встречающиеся на пути персонажи то и дело требуют материальных благ, а одному уполномоченному народности Paranid придется заплатить за операцию по вживлению недостающего (третьего) глаза. И не думайте, что прохождение кампании принесет выгоду: взыщут с вас гораздо больше, чем подарят.

Earning curve

Сложный организм торговой системы X3 изобилует выпуклостями избыточного предложения и впадинами ненасытного спроса. Задача бизнесмена, в общем, проста: выравнивать экономическое пространство, засасывая товарные излишки в свои корабли и опорожняя трюмы в дефицитных областях. Батареечная лихорадка Х2 осталась в прошлом, способов подзаработать тут много. Необходимо лишь найти удачные варианты, в чем, как и прежде, помогут верные апгрейды, определяющие лучшие цены в секторе. Новинка серии — бартер. Если сбыть товар выгодно не удается, попробуйте обменять его у персон, околачивающихся на станциях.

Теперь у AI-фабрик нет транспортов; вселенную бороздят сотни вольных дельцов, занимающихся рыночными махинациями, а значит — конкурентов игрока. Нередко после прибытия на базу с полным трюмом руды выясняется, что кто-то уже насытил ею склад и сбил цены, поэтому расторопность и быстрые грузовые суда нелишни для притязательного антрепренера. Также есть смысл поглядывать на доски объявлений — порой там проскальзывают известия о кражах и стычках, влияющих на спрос и предложение.

Работать челноком рано или поздно надоедает, и тогда нанимаются звездолеты с продвинутым ПО, спекулирующие без нашего участия — сначала в рамках сектора, а затем и дальше. Потом наступает пора устанавливать заводы. Основное нововведение X3 заключается в строительстве производственных комплексов. Раньше, чтобы сделать самодостаточный конвейер, где одно предприятие выпускало сырье для другого, приходилось возиться с покупкой/транспортировкой/установкой каждого производства в отдельности и мучиться с настройкой «грузовиков», перевозящих материалы.

Отныне процедуру облегчили. На верфи вместе с фабриками покупается «конструктор», соединяющий их тоннелями. Благодаря особому интерфейсному закутку руководить получившимся комплексом проще, нежели разрозненными хозяйствами, зависящими друг от друга. Нужда в уязвимых паромщиках тоже отпадает. Правда, флибустьеры без труда переломят и тоннель, но его повторное возведение обойдется дешевле, чем покупка кораблей.

Чины и разочарования

Развернувший сверхприбыльную империю магнат заметит, что его периодически награждают некими медальками. Жалуют их не только для красоты: в Egosoft задумали торговые и боевые рейтинги как инструмент сдерживания, и он не раз послужит причиной разочарования в жизни. Видите вещь, но не можете ее приобрести, хотя денег навалом? Скорее всего, не доросли рангом. Чтобы купить все лучшее, придется долго пахать на благо расы-продавца.

Когда вы наконец добьетесь регалий и отхватите барское поручение, выяснится, что сложность его невысока, и каприз вполне выполним на старом судне, не говоря уж о бессмысленных лычках. Иногда запросы досаждают своей непоследовательностью: например, вас могут попросить совершить убийство, однако при этом не дадут поработать шофером того, за кем гонятся недоброжелатели. Порой кажется, будто разработчики опасались, что игрок слишком рано сколотит большой капитал на BBS-миссиях, из-за чего и ввели спорные ранговые ограничения.

Есть прибавление в бою

Страдающие от отсутствия предпринимательской жилки, равно как и противящиеся лакейству пилоты обнаружат в X3 всего одну достойную стезю — воинскую. Почти в каждом секторе гнездятся пираты, которых можно изводить ради поднятия рейтингов, захватывать их корабли и пожитки. Бытие любителей абордажа немного усложнили, и чтобы присвоить чужое средство передвижения, необходимо вылезать в открытый космос. Для тех, кто не хочет жертвовать комфортом, есть особый апгрейд — дорогой, труднонаходимый и противоречащий законодательству. Но это вряд ли остановит заядлых «кэпперов».

Позднее вам разрешат обзавестись полицейской лицензией и немедленно получать за каждого убиенного бандита деньги, а также с полным на то правом просвечивать пролетающие суда на предмет нелегальных грузов. С другой стороны, ничто не мешает презреть мундир и стать изнанкой капитализма, предавшись воровству, кровопролитию и коллекционированию космических мух.

Ратные будни серьезно разнообразили свежими модификациями ракет. Гордость серии — образцы класса «рой», разделяющиеся на несколько боеголовок, тем самым озадачивая защитные системы недруга. В ассортименте снаряды, разрывающиеся по команде, сверхмощные торпеды и свыше десятка традиционных ракет; по сравнению с Х2 — настоящий пир духа.

С иголочки

Еще один колоссальный шаг вперед — возможность, вы не поверите, переназначать функции клавиш и сохранять раскладки в профилях. Теперь обновленный интерфейс выглядит сущей мелочью. Во главу угла поставлена (загнана?) мышь, и нам ненавязчиво советуют отвыкать от джойстика. В стандартном режиме она управляет кораблем, но после нажатия на правую кнопку возникает курсор, которым можно тыкать в скрывающиеся друг за другом иконки. Дозволяется также щелкать по видимым кораблям и станциям, чтобы нацелиться на них и вызвать контекстное меню. Двойной щелчок запускает наиболее очевидное для цели действие — например, пришвартоваться или атаковать врага. Удобно, но непривычно — Х2 знать не желала о мыши. Тоскующие по былому могут вернуть архаичный интерфейс, но тогда некоторые команды станут недосягаемы.

Нарисовать виртуальные кабины художники поленились — в лучшем случае перед вашими глазами будет торчать не слишком живописный нос баркаса. Вместо этого они занялись информативностью: в частности, на фигурирующие за пределами поля зрения мишени указывают не просто стрелочки, а пиктограммы, символизирующие тип корабля или станции.

Самой же значительной точкой приложения авторских стараний является графика. Даже рутинный, повторяющийся тысячу раз за игру сеанс причаливания не хочется «проматывать» на компрессоре времени. Ибо видение приближающегося шедевра космической архитектуры, масштабного и выписанного до мельчайшей подробности, завораживает. Правда, внутренности большинства сооружений спрятаны от нашего взора: обычно нужно «парковаться» около «шлюзов».

«Задники» сработаны на совесть; особенно удались полнотелые планеты, над которыми различимы неспешно перемещающиеся облака. Модели переделаны и отполированы в соответствии с современными стандартами. Зато фирменная заунывная музыка просочилась из прошлой части, новыми мелодиями наделили отдельные сектора. Хотя… не важно — парочка незатейливых манипуляций вынудит программу играть mp3-файлы.

К сожалению, у призовой внешности есть обратная сторона. Если ваш компьютер справляется с любым шутером задней левой ножкой процессора, X3 гарантированно скрутит его в бараний рог. Как было замечено выше, игра встречает пилота ощутимыми тормозами, и постепенно лишь набирается грузной неторопливости. Патчи худо-бедно увеличивают количество заветных fps, но верным лекарством считается только солидный апгрейд.

Dots in The Universe

Увы, без слова «патч» не обходится ни один разговор об X3, появившейся на свет сильно недоношенной. Первозданная версия нагоняла страху графическими артефактами, зависала, струилась утечками памяти, выдавала ошибки в сюжетной кампании, страдала от слабоумного автопилота… Когда пишутся эти строки, на серверах Egosoft покоится заплатка 1.3. Она вносит немало изменений в экономику и баланс, ускоряет движок, устраняет прорехи в коде и добавляет мобильную добычу полезных ископаемых. Впрочем, не все гладко и сейчас. Скажем, ИИ-пушки, расположенные на корме, функционируют через пень-колоду. Да и весит апдейт аж 119 Мб.

X3 — игра больших возможностей, достойная звания этакого однопользовательского аналога глобальных мультиплеерных проектов. Однако загвоздка в том, что Egosoft по старинке рассчитывает на лояльных покупателей, готовых отдать деньги за честь устроиться бета-тестерами якобы финального продукта. С их помощью залатана уйма дыр и несколько оптимизирован код. Замысел, конечно, хитрый, но неоригинальный. Выпускать недоделанные игры сегодня чересчур рискованно. Вдруг добровольцы устанут и откажутся тестировать полуфабрикаты?

Немцы из Egosoft со своей X-серией в последние пару лет как-то незаметно стали главной надеждой покорителей виртуального космоса. Мир X3: Reunion продолжает жить богатой жизнью, в которой найдется место компьютерным космонавтам любого профиля. Хотите просто бороздить просторы сюжета, выполняя миссию за миссией? Нет проблем! Предпочитаете торговлю и миллионы кредитов на счету — в X можно не только самому раскатывать на толстобрюхом транспортнике, но и стать главой торговой империи (с флотом из десятков грузовых кораблей, собственной службой безопасности, патрулирующей опасные районы, штаб-квартирой и несколькими фабриками). Сложнейшая экономика с меняющимся спросом и предложением, свободная и очень жестокая конкуренция прилагаются.

В общем, здесь есть все, за что мы любили еще старушку Elite, — осязаемая атмосфера, а также заветное чувство свободы и какой-то даже вседозволенности.

ПЕРЕВОД: Издательство «Новый Диск» переводило «X3: Воссоединение» целый год — в приличных местах за такое обычно порют розгами. Но в нашем случае можно сделать и исключение. Дело в том, что Egosoft относится к тем компаниям, которые дорабатывают свои игры годами. И Reunion — не исключение. Сначала было выпущено несколько патчей, исправлявших критические ошибки и повышавших производительность. Затем настало время контента. В итоге локализация вышла пропатченной сразу до версии 2.0. Новинок множество: интересная линейка миссий, несколько видов звездолетов и оружия, серьезные изменения в интерфейсе и — хит сезона! — собственная штаб-квартира, способная ремонтировать и производить корабли.

Что же касается локализации, то на первый взгляд кажется, будто работа проделана безупречно. Грамотные тексты, тщательно подобранные актеры, чьи голоса отлично подходят к персонажам, — разница с откровенно слабым русскоязычным изданием X2: The Threat от «Медиа-Сервис 2000» чувствуется моментально.

Со временем находятся и минусы. Периодически удивляют очевидно неправильно подобранные интонации (например, во время первой миссии, где мы тренируем зеленых кадетов, главный герой предельно серьезным голосом вещает пилотам о том, что космос, оказывается, трехмерный).

Вместо того чтобы просто транскрибировать названия космических кораблей, переводчики придумали им русские аналоги — «Рейдер», например, неожиданно стал «Агрессором». Если вы играете в X первый раз, то ничего страшного, конечно, не заметите. А вот поклонники серии, попав на верфь, очень долго соображают, разбираясь, какое имя кому принадлежит.

Судьба-злодейка начала заигрывать с X 3 : Reunion еще даже до рождения. В первые месяцы после анонса этот космический симулятор носил название X 2 : The Return и являлся аддоном к игре X 2 : The Threat — эдакий, если выражаться “межпланетным” языком, дополнительный модуль, который выведут на орбиту и пристыкуют к основной станции.

И все было хорошо-здорово, и сооружали разработчики потихоньку этот самый аддон-модуль до тех пор, пока в доках компании Egosoft не появились серьезные лица маркетологов. Они велели прикрутить к бедной посудине более мощный движок (атомный или антигравитационный? Графический!), оборудовать ее пригоршней новых фич и несколько расширить внутренне пространство. Ну а Самый Главный Маркетолог тем временем замазал надпись X 2 : The Return белой краской и коряво вывел поверх нее новое название — X 3 : Reunion.

Прошло еще немного времени, и посудину запульнули в космос — разумеется, вместе с фанатами предыдущих игр серии и некоторым количеством интересующихся на борту. Думаете, полет под предводительством маркетологов закончился жуткой катастрофой? Нет, ни в коем случае — он более чем удался.

Разумеется, в X3: Reunion не обошлось без враждебных инопланетян.

Знаете, о X 3 : Reunion сложно писать обычными словами: постоянно сбиваешься на эмоции, яркие и незабываемые. Надо бы сухо, в три строчки, рассказать о новом графическом движке, об интересных дизайнерских находках — а в голову лезут воспоминания о том шоке, который испытал в первые минуты полета по Argon Prime. Разработчики использовали редкий для космических симуляторов прием — повесили оживленный сектор, со всеми его межпланетными станциями, вальяжно дрейфующими крейсерами и вечно куда-то спешащими торговцами прямо над огромной планетой. Результат потрясающий — поначалу, когда совершаешь резкие маневры, начинает натурально сосать под ложечкой. Потом успокаиваешься, привыкаешь и поражаешься величию картины: планета настолько огромна и красива, что на ее фоне чувствуешь себя какой-то нелепой песчинкой, которую непонятно каким ветром вынесло в открытый космос.

И все — впечатления начинают проноситься мимо одно за другим, как планеты во время гиперпрыжка. Вот первая серьезная битва с пиратами — их трое, а ты один. Вираж, второй, дерзкая атака в лоб, несколько тщетных попыток пристроиться в хвост — и все это аккуратно отходя к вратам, через которые, в случае чего, можно будет позорно бежать. Неожиданно космос озаряют мощные вспышки — это шлявшийся по сектору аргонский корвет подоспел на огонек. О постыдном отползании мигом забываешь: прикрыться громадной тушей слоника, отдышаться, выскочить на врагов и уже после нескольких наглых, граничащих с безрассудством атак услышать в эфире благодарность за победу над злом.

А вот уже более поздний этап игры. Рабочий день начинающего буржуя: вынырнуть из врат, оглядеться и, не обнаружив пиратов, приказать автопилоту дрейфовать в сторону какой-нибудь отдаленной станции. Несколько секунд изучать список принадлежащих тебе кораблей. Так, этот добрался до места назначения — пора сбрасывать товар. Хм, похоже, здесь уже побывали конкуренты. Ничего, рядом есть еще две аналогичных станции, одна из них обязательно предложит хорошую цену. Ага, а этому мастодонту сейчас предстоит полет через опасный сектор — самое время приставить к нему эскорт из четырех легких, но очень зубастых истребителей. Вот, в общем-то, и все — остальные корабли деловито бороздят космос и пока не требуют внимания. Можно брать курс на следующие врата и в предвкушении расслабиться — там, в Kingdom End, играет, пожалуй, самая красивая во Вселенной музыка.

И именно эта красота, как внешняя, так и внутренняя, наверное, и спасает X3: Reunion. Разработчики из Egosoft должны каждый день благодарить Всевышнего за то, что у них получилось создать столь потрясающую атмосферу. Ведь именно очарование игры и огромный поток положительных эмоций затмевают глаза, не позволяя заметить, что перед нами — все та же самая X 2 : The Threat.

Пожалуй, ни в одной другой подобной игре нет космических станций столь сложной архитектуры.

Да-да, это именно так. Основная концепция не изменилась ни на йоту. Мы выступаем в роли эдакого космического искателя удачи, перед которым открыто сто путей и сто дорог: хочешь — проходи незамысловатый сюжет, хочешь — торгуй, хочешь — занимайся пиратством и т. д. Подобный подход типичен для любого уважающего себя космического симулятора, однако у X 3 : Reunion есть две отличительные черты. Во-первых, в игре очень сильно развита торговля. Здесь почти все как в настоящей жизни: есть длинные экономические цепочки, при разрыве которых случается как дефицит, так и кризис перепроизводства; есть сектора, в которых распространены те или иные товары; наконец, есть и различные торговые маршруты, как стабильные и спокойные, так и суперприбыльные, но очень рискованные.

Ну а во-вторых, X 3 : Reunion дает нам по-настоящему уникальную возможность построить свою собственную космическую империю. Мы начинаем игру с неплохой суммой в кармане и двумя кораблями — крепким истребителем и медлительным транспортом — в ангарах. Так что можно с ходу заняться как исследованием космоса (или прохождением сюжета — это уже кому что больше нравится), так и торговлей. Дальнейший рост практически ничем не ограничен. Вот во флоте появляются все новые и новые корабли, как купленные, так и отвоеванные у противника. Для руководства ими существует специальный интерфейс, где есть команды и настройки практически на все случаи жизни, можно даже определить вероятность пуска ракет по противнику. Со временем управляться со всем этим добром становится, конечно же, немножко сложно: одно дело выбирать маршруты для трех транспортников и совсем другое — для десяти. Тогда приходится менять подход: во флоте остаются только самые мощные и вместительные “грузовики”, которые оснащаются безумно дорогим, но очень полезным торговым программным обеспечением. Последнее творит буквально чудеса: “цифровой бизнесмен” сам покупает товар и сам находит место, где его можно выгодно продать. Торговец даже делает “карьерный рост”: получая новые уровни, проворачивает все более выгодные сделки, обзаводится устройством, которое позволяет совершать прыжки между секторами, не прибегая к помощи врат, учится уходить от пиратов и так далее.

Прямо перед нами аргонский "Меркурий" совершает стыковку со станцией.

Примерно в это же самое время у игрока появляется и новый источник дохода — собственные космические объекты: фабрики, шахты и так далее. Обзавестись ими, правда, не так уж и просто — во-первых, стоят очень дорого, а во-вторых, в отличие от предыдущей части рейтинг пилота у каждой расы влияет на то, насколько крутые вещи она ему продает. То есть, чтобы купить, например, солнечную электростанцию или могучий линкор, придется долгое время батрачить на продавца: торговать в его секторах, помогать изгонять пиратов и воинственных пришельцев и так далее.

Бедный, бедный торговец. Похоже, он и не подозревает, что летит прямо в руки к пиратам.

Если проявить усердие и развивать бизнес долгое время (как минимум несколько недель), то перед игроком открываются по-настоящему уникальные возможности. Не понравилось, что когда-то раса паранидов относилась к вам с почти нескрываемой злобой? Что ж, снимайте с прикола все свои многочисленные авианосцы, эсминцы, фрегаты и истребители и отправляйтесь карать врага. Впрочем, это, конечно, крайность, причем бессмысленная: никакого результата, кроме огромных потерь с обеих сторон, дерзкий рейд не принесет. Жаль, конечно: разработчики могли бы и поднапрячься, создав нечто вроде политической системы, позволяющей игроку диктовать свои требования (как с помощью оружия, так и экономическими мерами) определенным расам. Но, увы, не захотели.

Сюжет, в отличие от торговли, притягивает намного меньше. В X 3 : Reunion сценаристы чересчур увлеклись нетипичными для космических симуляторов аркадными вставками: то организуют гонки по чекпойнтам, то посадят игрока за какую-нибудь турель. Последнее, кстати, раздражает больше всего. Представьте сами: в составе могучего конвоя из нескольких тяжелых кораблей и десятка истребителей вы входите в сектор, где, разумеется, уже вальяжно расположилась “встречающая делегация”. Вы набираете скорость, стремясь окунуться в долгожданный бой, но после коротких переговоров по радио оказываетесь за одной из турелей и минут пять участвуете в глупом аркадном тире. Потом вас, конечно, отпускают в драку, но удовольствие уже не то.

Подкачала и подача сюжета — в номинации “самые безвкусные и скучные скриптовые ролики” парни из Egosoft с огромным отрывом заняли бы первое место, обойдя даже Х 2 : The Threat, предыдущего лидера. Радует лишь один момент — как и в предыдущих частях, сюжет в X 3 : Reunion удивительно ненавязчив. То есть вы можете в любой момент прекратить его выполнение и заняться чем-нибудь более интересным.

Здравствуйте, я ваша смерть! Треугольная и с лазером.

Полетав пару часов, обращаешь внимание на то, как сильно изменилось управление космическими кораблями. Например, стал заметен такой параметр, как инерция, — теперь маневры рядом с крупными объектами стоит проводить с особой осторожностью, иначе ведь можно и разбиться. Поменялась и техника стыковки со станциями — корабль приходится подводить к внешнему стыковочному узлу, внимательно следя за скоростью и “дорожкой” из посадочных огней. Раньше все было сделано несколько проще. Зато выглядит стыковка красиво: например, торгуя со станцией, можно увидеть, как к соседней “штанге” вальяжно подруливает огромный транспортник.

По-новому сделан захват ничейных кораблей: теперь игроку придется напяливать скафандр, выходить в открытый космос и долго-долго лететь к свободной посудине. Нововведение из области “нам вдруг захотелось реализму” — практической пользы от него никакой, одни только неудобства.

Давид против Голиафа: огромный транспортник (слева) пытается достать из своих пушек истребительного малыша (малюсенький такой квадратик справа).

Что же касается самих кораблей, то при первом изучении их ассортимента обращаешь внимание на одну интересную вещь: теперь каждая посудина обладает огромным количеством модификаций с разными характеристиками и стоимостью. Так, например, аргонская Nova Raider является самой быстрой среди своих тезок. Не любите скорость? Поищите хорошо вооруженную и защищенную версию. К сожалению, на этом воображение разработчиков иссякло — практически все базовые корабли в игре взяты из X 2 : The Threat. Похожая ситуация и со станциями — их теперь разделили по размеру. Солнечных электростанций, например, существует аж четыре вида: S, M, L, XL — прямо как в магазинах одежды. И, разумеется, XL будет самой “пузатой” и продуктивной. Размер, кстати, отражается и на внешнем виде: на XL-станции куда больше панелей, чем на M.

Еще одна особенность, на которой разработчики всегда заостряли свое внимание, — это возможность создавать крупные космические комплексы. В теории все звучало очень интересно: зачем перевозить энергию на транспортах, когда к фабрике можно просто прицепить собственную электростанцию. На практике же на момент написания рецензии эта возможность почти не работала: у искусственного интеллекта возникали серьезные проблемы с навигацией и стыковкой, да и распределение товаров внутри крупных комплексов далеко от идеала. Впрочем, это, разумеется, будет исправлено в одном из ближайших патчей.

. равно как и многое другое. По традиции, X 3 : Reunion — это игра, которая дорабатывается, как говорится, в полете. Там трещит, здесь течет, одно не работает, другое поставлено кверху ногами, а вон ту штуку вообще лучше утопить в межпланетном пространстве. Первые дни после появления проекта в продаже стали самыми сложными для всех любителей космических симуляторов: выяснилось, что игра даже при минимальных настройках умудряется тормозить на мощнейшей конфигурации. Да при этом еще и эстетствует, зараза: на другом, куда более скромном компьютере могла порадовать и огромным количеством кадров в секунду и всякими там антиалиасингами.

Разработчики, конечно же, оперативно выпустили два патча, которые не только подтянули производительность и исправили самые грубые ошибки, но еще и добавили некоторые новые возможности. Ну а на радарах уже маячит третья “заплатка”, в ней грозятся продолжить “ремонт” и полностью перекроить баланс. Поэтому вполне возможно, что на момент появления этого номера журнала в продаже X 3 : Reunion станет совсем другой игрой. Будем надеяться, заметно более качественной.

Наверное, после прочтения этой очень, надо сказать, критической рецензии вы удивитесь оценке, которую получила игра. Что ж, поясним еще раз: X 3 : Reunion спасают две вещи: уникальная бизнес-система и, конечно же, потрясающая атмосфера. Да, можно бесконечно долго ругать корявый интерфейс и отыскивать все новые и новые ошибки. Но стоит ли? В далеком 1961 году Юрию Алексеевичу Гагарину, наверное, тоже было нелегко в его “Востоке”. И тем не менее он справился. Берите пример, ведь покорение космоса, пусть и виртуального, — очень нелегкая штука.

Классный сюжет: нет

Легко освоить: нет

Оправданность ожиданий: 60%

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 6.0

Рейтинг “Мании”: 8.0

X 3 : Reunion можно ругать за малое количество нововведений, за кучу багов, за неудобное управление и за жуткие системные требования. Но тем не менее факт остается фактом: это, пожалуй, лучший неаркадный космический симулятор за всю историю компьютерных игр.

Титанический космосимулятор Х2: The Threat обвиняли во многом, но только не в куцости игровой вселенной. Тем не менее, разработчики были полны решимости выпустить аддон Х2: The Return. В конце концов проект до того распух от авторской плодовитости, что многострадальную букву Х пришлось возводить уже в третью степень.

Однако X3: Reunion не поражает обилием кардинальных новшеств и воспринимается именно как дополнение. Нетипичны для рядовой «добавки» разве что вновь испеченный движок и прилагающийся к нему интерфейс. Но в случае с серией Х недостача свежего материала не является злейшим преступлением, поскольку часы геймплея по-прежнему измеряются трехзначным числом, а на первых страницах мануала красуется предупреждение: «Say goodbye to social life and/or sleep». Честные наркоторговцы — большая редкость в наши дни.

Скриншоты 21

Космобоязнь

Впрочем, неподготовленному человеку сложно подсесть на X3. Здоровый организм, столкнувшийся с чем-то темным, тормозящим и заковыристым, непременно активирует защитную реакцию — выйти, стереть, забыть. Творению Egosoft хорошо и без игрока: макрокосму с десятками пыхтящих фабрик и сотнями курсирующих кораблей ни тепло ни холодно от выброшенного в секторе Argon Prime озадаченного странника.

Создатели не очень заботились о том, чтобы сгладить чувство неприкаянности и помочь новичку встать на путь истинный. Обещанный в исходном руководстве «tutorial» отсутствует — обошлись одним боевым тренажером. В первоначальном виде мануал вообще имел настолько отдаленное отношение к проекту, что вскоре авторы выложили на официальном сайте исправленную версию. Читать объемный труд с экрана, мягко говоря, неудобно, но другого выбора нет. Окошки со вспомогательными записками, выскакивающие во время игры, особой информативностью не отличаются, да и возникают иногда некстати. Странно, что сотрудники Egosoft столь пренебрежительно относятся к неофитам — их коллеги, ответственные за Civilization 4, оказались куда успешнее в деле привлечения новых поклонников.

Подборка стартовых условий в X3 разнообразнее, нежели у предшественницы. Для начала — свободная игра с историей о злоключениях старого знакомого Джулиана Бреннана, причем взяться за нее можно на любом из трех уровней сложности. Они определяют размер «приданого». Самый простой дает два неплохо оборудованных корабля и 100000 на счету, самый трудный — одно обобранное судно и 450 кредитов. За исключением имущества, градации сложности ни на что не влияют.

Далее следуют три «тематических» старта, в которых предлагается влезть в шкуру искателя приключений, акулы бизнеса или неформального душегуба. Для новоявленного профи сюжетная линия закрыта, зато он получает соответствующий призванию инвентарь, а также обнаруживает любопытные вариации расовых рейтингов — разбойнику, скажем, будет тяжко на территориях, принадлежащих расе Boron, ярым ревнителям правопорядка. Квалификации, конечно, условны, и прирожденный убийца сможет при надлежащем усердии стать промышленником. Так или иначе, Egosoft, сотворившая в Х2: The Threat единственный отправной пункт, заслуживает похвалы за то, что предусмотрела специфичные «входы». Тем более что кроме вышеназванных опций есть несколько засекреченных.

Джулиан Бреннан и философский камень

Завязка вышла не бог весть какой. Засветившийся в британском «мыле» Emmerdale сценарист закрутил интригу вокруг неких чудотворных камушков. Их надо выхватывать у злодеев или выковыривать из недр астероидов. Зато игровой процесс увлекателен: тут и гонка на казенном корабле по «чекпойнтам», и мимолетный визит в город, и скрытное просачивание через охранительные лазерные паутинки… Нельзя сказать, что миссии поражают невиданными находками, но кампания одолевается быстро и не изводит монотонностью.

Дизайнеры не дают забыть, что X3 глубже собственного сторилайна. Перед «парковкой» на важной для продвижения станции стоит заручиться доверием ее владельцев, сиречь поднять расовый рейтинг. Встречающиеся на пути персонажи то и дело требуют материальных благ, а одному уполномоченному народности Paranid придется заплатить за операцию по вживлению недостающего (третьего) глаза. И не думайте, что прохождение кампании принесет выгоду: взыщут с вас гораздо больше, чем подарят.

Earning curve

Сложный организм торговой системы X3 изобилует выпуклостями избыточного предложения и впадинами ненасытного спроса. Задача бизнесмена, в общем, проста: выравнивать экономическое пространство, засасывая товарные излишки в свои корабли и опорожняя трюмы в дефицитных областях. Батареечная лихорадка Х2 осталась в прошлом, способов подзаработать тут много. Необходимо лишь найти удачные варианты, в чем, как и прежде, помогут верные апгрейды, определяющие лучшие цены в секторе. Новинка серии — бартер. Если сбыть товар выгодно не удается, попробуйте обменять его у персон, околачивающихся на станциях.

Теперь у AI-фабрик нет транспортов; вселенную бороздят сотни вольных дельцов, занимающихся рыночными махинациями, а значит — конкурентов игрока. Нередко после прибытия на базу с полным трюмом руды выясняется, что кто-то уже насытил ею склад и сбил цены, поэтому расторопность и быстрые грузовые суда нелишни для притязательного антрепренера. Также есть смысл поглядывать на доски объявлений — порой там проскальзывают известия о кражах и стычках, влияющих на спрос и предложение.

Работать челноком рано или поздно надоедает, и тогда нанимаются звездолеты с продвинутым ПО, спекулирующие без нашего участия — сначала в рамках сектора, а затем и дальше. Потом наступает пора устанавливать заводы. Основное нововведение X3 заключается в строительстве производственных комплексов. Раньше, чтобы сделать самодостаточный конвейер, где одно предприятие выпускало сырье для другого, приходилось возиться с покупкой/транспортировкой/установкой каждого производства в отдельности и мучиться с настройкой «грузовиков», перевозящих материалы.

Отныне процедуру облегчили. На верфи вместе с фабриками покупается «конструктор», соединяющий их тоннелями. Благодаря особому интерфейсному закутку руководить получившимся комплексом проще, нежели разрозненными хозяйствами, зависящими друг от друга. Нужда в уязвимых паромщиках тоже отпадает. Правда, флибустьеры без труда переломят и тоннель, но его повторное возведение обойдется дешевле, чем покупка кораблей.

Чины и разочарования

Развернувший сверхприбыльную империю магнат заметит, что его периодически награждают некими медальками. Жалуют их не только для красоты: в Egosoft задумали торговые и боевые рейтинги как инструмент сдерживания, и он не раз послужит причиной разочарования в жизни. Видите вещь, но не можете ее приобрести, хотя денег навалом? Скорее всего, не доросли рангом. Чтобы купить все лучшее, придется долго пахать на благо расы-продавца.

Когда вы наконец добьетесь регалий и отхватите барское поручение, выяснится, что сложность его невысока, и каприз вполне выполним на старом судне, не говоря уж о бессмысленных лычках. Иногда запросы досаждают своей непоследовательностью: например, вас могут попросить совершить убийство, однако при этом не дадут поработать шофером того, за кем гонятся недоброжелатели. Порой кажется, будто разработчики опасались, что игрок слишком рано сколотит большой капитал на BBS-миссиях, из-за чего и ввели спорные ранговые ограничения.

Есть прибавление в бою

Страдающие от отсутствия предпринимательской жилки, равно как и противящиеся лакейству пилоты обнаружат в X3 всего одну достойную стезю — воинскую. Почти в каждом секторе гнездятся пираты, которых можно изводить ради поднятия рейтингов, захватывать их корабли и пожитки. Бытие любителей абордажа немного усложнили, и чтобы присвоить чужое средство передвижения, необходимо вылезать в открытый космос. Для тех, кто не хочет жертвовать комфортом, есть особый апгрейд — дорогой, труднонаходимый и противоречащий законодательству. Но это вряд ли остановит заядлых «кэпперов».

Позднее вам разрешат обзавестись полицейской лицензией и немедленно получать за каждого убиенного бандита деньги, а также с полным на то правом просвечивать пролетающие суда на предмет нелегальных грузов. С другой стороны, ничто не мешает презреть мундир и стать изнанкой капитализма, предавшись воровству, кровопролитию и коллекционированию космических мух.

Ратные будни серьезно разнообразили свежими модификациями ракет. Гордость серии — образцы класса «рой», разделяющиеся на несколько боеголовок, тем самым озадачивая защитные системы недруга. В ассортименте снаряды, разрывающиеся по команде, сверхмощные торпеды и свыше десятка традиционных ракет; по сравнению с Х2 — настоящий пир духа.

С иголочки

Еще один колоссальный шаг вперед — возможность, вы не поверите, переназначать функции клавиш и сохранять раскладки в профилях. Теперь обновленный интерфейс выглядит сущей мелочью. Во главу угла поставлена (загнана?) мышь, и нам ненавязчиво советуют отвыкать от джойстика. В стандартном режиме она управляет кораблем, но после нажатия на правую кнопку возникает курсор, которым можно тыкать в скрывающиеся друг за другом иконки. Дозволяется также щелкать по видимым кораблям и станциям, чтобы нацелиться на них и вызвать контекстное меню. Двойной щелчок запускает наиболее очевидное для цели действие — например, пришвартоваться или атаковать врага. Удобно, но непривычно — Х2 знать не желала о мыши. Тоскующие по былому могут вернуть архаичный интерфейс, но тогда некоторые команды станут недосягаемы.

Нарисовать виртуальные кабины художники поленились — в лучшем случае перед вашими глазами будет торчать не слишком живописный нос баркаса. Вместо этого они занялись информативностью: в частности, на фигурирующие за пределами поля зрения мишени указывают не просто стрелочки, а пиктограммы, символизирующие тип корабля или станции.

Самой же значительной точкой приложения авторских стараний является графика. Даже рутинный, повторяющийся тысячу раз за игру сеанс причаливания не хочется «проматывать» на компрессоре времени. Ибо видение приближающегося шедевра космической архитектуры, масштабного и выписанного до мельчайшей подробности, завораживает. Правда, внутренности большинства сооружений спрятаны от нашего взора: обычно нужно «парковаться» около «шлюзов».

«Задники» сработаны на совесть; особенно удались полнотелые планеты, над которыми различимы неспешно перемещающиеся облака. Модели переделаны и отполированы в соответствии с современными стандартами. Зато фирменная заунывная музыка просочилась из прошлой части, новыми мелодиями наделили отдельные сектора. Хотя… не важно — парочка незатейливых манипуляций вынудит программу играть mp3-файлы.

К сожалению, у призовой внешности есть обратная сторона. Если ваш компьютер справляется с любым шутером задней левой ножкой процессора, X3 гарантированно скрутит его в бараний рог. Как было замечено выше, игра встречает пилота ощутимыми тормозами, и постепенно лишь набирается грузной неторопливости. Патчи худо-бедно увеличивают количество заветных fps, но верным лекарством считается только солидный апгрейд.

Dots in The Universe

Увы, без слова «патч» не обходится ни один разговор об X3, появившейся на свет сильно недоношенной. Первозданная версия нагоняла страху графическими артефактами, зависала, струилась утечками памяти, выдавала ошибки в сюжетной кампании, страдала от слабоумного автопилота… Когда пишутся эти строки, на серверах Egosoft покоится заплатка 1.3. Она вносит немало изменений в экономику и баланс, ускоряет движок, устраняет прорехи в коде и добавляет мобильную добычу полезных ископаемых. Впрочем, не все гладко и сейчас. Скажем, ИИ-пушки, расположенные на корме, функционируют через пень-колоду. Да и весит апдейт аж 119 Мб.

X3 — игра больших возможностей, достойная звания этакого однопользовательского аналога глобальных мультиплеерных проектов. Однако загвоздка в том, что Egosoft по старинке рассчитывает на лояльных покупателей, готовых отдать деньги за честь устроиться бета-тестерами якобы финального продукта. С их помощью залатана уйма дыр и несколько оптимизирован код. Замысел, конечно, хитрый, но неоригинальный. Выпускать недоделанные игры сегодня чересчур рискованно. Вдруг добровольцы устанут и откажутся тестировать полуфабрикаты?

Читайте также: