World of warcraft mists of pandaria обзор

Обновлено: 04.07.2024

Пандария. Несколько месяцев назад это слово пронеслось по всему Азероту, вызвав у его обитателей бурю эмоций — радости, печали, надежды, негодования. Анонс четвертого по счету дополнения World of Warcraft вызвал громкие споры. Потом был долгий период молчания. И вот сейчас представители «Игромании» и десятка других изданий со всех краев земного шара собраны в маленьком калифорнийском городке Ирвайне — нам расскажут о Пандарии и покажут ее. Пресс-тур Mists of Pandaria начинается.

Штаб-квартира Blizzard — несколько двухэтажных офисных зданий, утопающих в зелени. У главного входа посетителей встречает грозный монумент: ощеривший клыки орк с секирами верхом на таком же ощерившем клыки волке. Сами офисы впечатляют — тот, кто пройдет через запертые двери, увидит застекленные просторные комнаты, увешанные игровой атрибутикой. Где-то здесь идет работа не только над Mists of Pandaria, но и над новым Diablo, над следующим эпизодом StarCraft, в этих стенах бережно хранится секрет проекта под кодовым названием Titan.

— Покажите нам Titan! — упрашивают журналисты.

В ответ наши тайные экскурсоводы (даже фотографировать их не разрешается) отрицательно качают головой. В любом случае попытаться стоило. Вдруг они бы проболтались? В конце концов, разработчики же разговорились о том, что произойдет в новом дополнении с Ордой.

Зеленый остров

Темная комната для презентаций с экраном и рядами кресел больше напоминает кинозал. Разработчики кучкуются у трибуны. Во тьме мерцают добрые, чуть усталые глаза Грега Ghostcrawler Стрита, форумного призрачного краба и ведущего системного дизайнера.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Смотрим на лица демиургов и невольно вспоминаем события последнего года, который был, прямо скажем, не самым легким для World of Warcraft. Все началось, когда в декабре 2010-го с большой помпой состоялся долгожданный релиз дополнения Cataclysm. После первоначального всплеска интереса к обновленной игре пошел плавный, но неудержимый спад. Что-то с великим катаклизмом было не так, и разработчики весь год, словно в дурном сне, смотрели, как тают цифры подписчиков. Анонс Пандарии лишь подлил масла в огонь. С тех пор игра потеряла два миллиона. В относительных цифрах не так много — пятнадцать процентов. Но сейчас численность игроков зависла над психологически важной границей в десять миллионов. Уверенности ни демиургам, ни игрокам не добавили массовые увольнения в Blizzard, которые прошли в конце зимы. А дальше что? Вся надежда — на панд?

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Надпись World of Warcraft: Mists of Pandaria сменяется первыми слайдами. На экране — медведица на мосту. «Вы — первые, кто видит пандаренок воочию». Начинается презентация. Выступают один за другим художники, геймдизайнеры, сценаристы, творцы подземелий.

Кто такие пандарены? Разработчики пытаются развеять мифы и предубеждения. Впервые пандарен был нарисован художником Blizzard в качестве забавной картинки для дочери. Однако рисунок коллегам понравился, и эти существа прижились в Азероте — в роли секретного персонажа Warcraft 3 и в качестве первоапрельской шутки.

— Тем не менее пандарены всерьез рассматривались в качестве кандидатов на роль расы Альянса в дополнении The Burning Crusade, — говорят разработчики многозначительно.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Пандарены — знатные пивовары, народ в целом миролюбивый и добродушный. Впрочем, не от хорошей жизни. В Пандарии злиться опасно, можно привлечь ша — зловещих существ, порождения негативных эмоций.

На полотне появляется карта Пандарии, отдаленно напоминающая стивенсоновский Остров сокровищ.

Там, за туманами

Главная тема презентации — Пандария, земля, которая десять тысяч лет была скрыта за коварными туманами. Попавшие в эти туманы корабли из внешнего мира, поплутав, выплывали назад. Да и сами пандарены считали, что за туманом нет ничего, что мир погиб во время Раскола.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

— А где будет находиться Пандария на карте мира? — спрашиваем мы позже Грега Стрита.

— Скорее всего, южнее Маэльстрома, — ответил он, поразмыслив. — Своего рода анти-Нордскол.

Но случилось так (и этому будет сюжетное объяснение), что туманы развеялись и весь мир в изумлении узрел новый, богатейший, экзотический «противовесный континент». На него тут же высадились Альянс и Орда — на одной и той же локации, у подножья Нефритового леса. Орки обосновались на севере, а люди — на юге. И, естественно, вновь вспомнились старые распри, разгорелся конфликт, в ходе которого будет уничтожена крепость Терамор.

— А можно Терамор не уничтожать? — спросили мы у Грега Стрита. — Просьба от имени, так сказать, общественности. Все-таки хорошая локация, много отличных квестов и столько воспоминаний.

— Но ведь нужно объяснить, почему случился конфликт, — возразил Ghostcrawler.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

— Мы вообще считаем уничтожение контента ошибкой, — слегка наглеем мы. — Когда для мотивации игроков или для сюжета уничтожаются части мира, это злит игроков. И в Cataclysm они разозлились не на дракона, порушившего Штормград и Аубердин, а на разработчиков. Может, не стоит уничтожать остатки мира. И не вернуть ли возможность навещать старый, «докатаклизменный» Азерот — хоть в виде путешествий во времени, хоть в виде сна или экскурсии?

— На это понадобится много сил, — терпеливо разъясняет Грег.

— Но это может вернуть в Азерот многих ностальгирующих — тех, кто ушел, когда лишился мира, в который можно было возвращаться за воспоминаниями.

На это Ghostcrawler лишь грустно улыбнулся

Меж рыб и обезьян

Так или иначе, война разгорелась. Рассказывая о ней, разработчики неожиданно выдали журналистам один из главных сюжетных спойлеров Mists of Pandaria — революцию, «оргриммарскую весну», спровоцированную военными преступлениями Гарроша Адского Крика. Вождь Орды, горячий и кровожадный, устроит немало сомнительных дел на новом континенте, и закончится для него все плохо — Оргриммар будет осажден.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

— Для меня самого было сюрпризом, что рассказали так много, — пояснил нам позже Грег Стрит.

— А что Альянс? Для него будет сюжетная история? — уточняем мы.

— Пока ничего сказать не могу, — улыбается Ghostcrawler. — Ждите анонса. Он будет громким.

Главные события в Нефритовом лесу произойдут вокруг центрального храма Нефритового дракона, у подножья одноименной статуи. В храме последний император некогда заточил и изгнал из мира воплощения ша. Но мир нарушен, в Пандарию пришел конфликт, и ша — возвращаются. Они выглядят как бесцветные уродливые твари — порождения гнева, страха, ненависти, сомнений.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

А как же главный злодей? Его тут нет. Есть ша. Есть орды богомолов, наседающие на Пандарию с ее западных земель, покрытых синей травой. Есть и местное население самых разных видов. Кто-то узнается с первого взгляда — яунголы, люди-яки, дальние родичи тауренов. Кто-то выглядит очень необычно. Земноводные цзинь-юй, люди-сомы, лишь отдаленно напоминают мурлоков. Они живут по берегам рек и с помощью магии воды узнают будущее. В конфликте они встанут на сторону Альянса. Тощие и ловкие обезьяны-хозены — друзья Орды. Гаррош будет снабжать хозенов гранатами и тяжелым вооружением.

И на тех, и на других недобро смотрят могу. Так называется древняя раса жестоких воинов, которые некогда держали в рабстве пандаренов. Чтобы рабы не могли восстать, могу запретили им пользоваться оружием. И тогда пандарены изобрели кунг-фу.

Легенда о воине Дракона

Именно искусство рукопашного боя, которому обучали соратников пандарийские монахи, помогло пандам скинуть гнет могу и обрести собственную страну. Теперь могу лелеют мечты о реванше, а монахи, в совершенстве изучившие боевое искусство, не только размахивают лапами сами, но и учат другие расы — кроме почему-то гоблинов и воргенов.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

В конфликте Альянса и Орды пандарены займут особое место: пройдя через первые квесты на Скитающемся острове-черепахе, они смогут выбрать сторону и забудут родной язык.

— Почему забудут? — тянут руки журналисты.

— Промывание мозгов, — лаконично отвечают разработчики. Выбрав путь, молодая панда отрекается от родины и от родного языка. Так что брат пойдет на брата, и пандарийские посольства будут у обеих фракций.

Монахи — воины, пользующиеся энергией ци, чтобы наносить мощные удары, сдерживать атаки и исцелять. Все три игровые роли смогут принимать на себя монахи. Однако освоить кунг-фу очень непросто. Когда нас рассадили по «компьютерным залам», где специально был поднят сервер с альфа-версией Mists of Pandaria, мы первым же делом взялись за монаха — и. были, мягко говоря, удивлены.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Пандарен 85-го уровня никак не желал раскрывать свои тайны. От обилия способностей, их условий и последствий применения рябило в глазах. Стойки, удары, пинки, волчки, перекаты, медитация, лечебные шары — так много возможностей и так мало времени, чтобы в них разобраться. В первых сражениях нашего монаха вколачивали в землю даже обычные монстры равного уровня. Но постепенно туман начал развеиваться. Проступила общая механика.

Монах сам по себе хлипок и в этом похож на разбойника. Роднит их и полоска энергии, и четыре шара ци, подобных воровским очкам-комбо. Они накапливаются при помощи одних умений и разряжаются другими. Можно, потратив все четыре ци, снести монстру здоровье одним ударом. Можно тратить ци экономно, на те умения, что требуют одно, два, три очка. Но при игре этим классом надо быть очень внимательными в бою. Важен ритм, важно управление всеми ресурсами. Автоатаки у монахов нет. Если не жать на умения, монах будет стоять на месте. Придется немало учиться, чтобы мастерски овладеть приемами пандарийского кунг-фу.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Монах, уставший от побоев со стороны пандарийской живности, садится на бегового ворона и начинает марафонский забег по всему континенту. По зеленым холмам и заснеженным горам, по грядкам и озерам, вдоль Великой стены — и к мрачным западным землям, где вскоре поселятся злые богомолы.

Тем временем, подходит к концу рабочий день, а с ним — и пресс-тур. Интервью идут поточным методом. Пиарщики Blizzard едва держатся на ногах — они весь день бегали по этажам. Перекочевывают в карманы журналистов оставшиеся пресс-киты.

Сегодня мы многое узнали о новой земле, о ее жителях и о том, чем грозит нам появление на карте Азерота четвертого континента. Разработчики были открытыми, интервью — откровенными, альфа-версия — стабильной. Пандария приоткрыла часть своих тайн. Но примут ли игроки новую расу и новые правила? Остановится ли отток подписчиков, возьмет ли World of Warcraft заново собственные рекорды? Ответ на эти вопросы дадут жители Азерота, когда пробьет час и поплывут корабли к новому далекому континенту. «Конечно, мы верим, что пик популярности World of Warcraft еще не пройден», — бодро отвечали разработчики на интервью.

Но мы задали тот же вопрос Грегу Стриту. Вернутся ли ушедшие два миллиона? Грядет ли ренессанс Азерота? Он посмотрел на нас и честно сказал: «Не знаю».

Первый взгляд на Пандарию

World of Warcraft: Mists of Pandaria

— Мы вернем вам ощущение нового, неизведанного мира, — обещали разработчики. — Мы не можем назвать дату релиза, но намекнем, что квестами уже заполнены пять из семи игровых локаций.

Когда журналистов посадили за альфа-версию, наш пандарен обскакал весь континент верхом на вороне. И там было на что посмотреть.

Нефритовый лес — успокаивающе-зеленая локация, полная высоких гор, деревьев, бамбуковых зарослей и красивейших храмов.

Долина Четырех ветров — житница всей Пандарии. Это место, где крестьяне выращивают огромные фрукты и где в роли веселого фермера игрок сможет ухаживать за собственной делянкой, если очистит ее от камней.

Красарангские джунгли — прибрежная область, где мрачные леса вплотную подступают к песчаным пляжам, где можно найти развалины древней цивилизации могу.

Пик Кунь-Лай — высочайшая гора всего Азерота. Здесь, среди снегов, живут племена груммелей, низкорослых существ, служащих проводниками для путешественников. А среди скал можно найти главный монастырь Пандарии, где обитает загадочный орден Ша-дай-пан.

Вечноцветущий дол — центральная область Пандарии, царство осени. Здесь стоят высоченные монументы, изображающие воинов расы могу. Озера дола хранят таинственную могучую энергию, а вдоль западных границ дола проходит Пандарийская стена, отделяющая земли панд от коварных восточных богомолов.

Пустыня Тан-Лун — место, где под сиреневым небом растет аквамариновая трава. Область пока еще пустынна — здесь почти нет NPC и квестов, а здания представляют собой лишь заготовки. На границе с остальной Пандарией разбиты военные лагеря, сдерживающие натиск богомолов.

Жуткие пустоши — пустоши и есть. Та же синяя трава под темными небесами. Это мрачноватое место. И действительно пустое. На востоке пустошей стоит большая заготовка под высокий дворец богомолов, а на земле лишь размечены места под будущие постройки.

Пандария. Несколько месяцев назад это слово пронеслось по всему Азероту, вызвав у его обитателей бурю эмоций — радости, печали, надежды, негодования. Анонс четвертого по счету дополнения World of Warcraft вызвал громкие споры. Потом был долгий период молчания. И вот сейчас представители «Игромании» и десятка других изданий со всех краев земного шара собраны в маленьком калифорнийском городке Ирвайне — нам расскажут о Пандарии и покажут ее. Пресс-тур Mists of Pandaria начинается.

Штаб-квартира Blizzard — несколько двухэтажных офисных зданий, утопающих в зелени. У главного входа посетителей встречает грозный монумент: ощеривший клыки орк с секирами верхом на таком же ощерившем клыки волке. Сами офисы впечатляют — тот, кто пройдет через запертые двери, увидит застекленные просторные комнаты, увешанные игровой атрибутикой. Где-то здесь идет работа не только над Mists of Pandaria, но и над новым Diablo, над следующим эпизодом StarCraft, в этих стенах бережно хранится секрет проекта под кодовым названием Titan.

— Покажите нам Titan! — упрашивают журналисты.

В ответ наши тайные экскурсоводы (даже фотографировать их не разрешается) отрицательно качают головой. В любом случае попытаться стоило. Вдруг они бы проболтались? В конце концов, разработчики же разговорились о том, что произойдет в новом дополнении с Ордой.

Зеленый остров

Темная комната для презентаций с экраном и рядами кресел больше напоминает кинозал. Разработчики кучкуются у трибуны. Во тьме мерцают добрые, чуть усталые глаза Грега Ghostcrawler Стрита, форумного призрачного краба и ведущего системного дизайнера.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Нефритовый дворец и монумент, в сражении под которым на всегда изменится судьба Пандарии.

Смотрим на лица демиургов и невольно вспоминаем события последнего года, который был, прямо скажем, не самым легким для World of Warcraft. Все началось, когда в декабре 2010-го с большой помпой состоялся долгожданный релиз дополнения Cataclysm. После первоначального всплеска интереса к обновленной игре пошел плавный, но неудержимый спад. Что-то с великим катаклизмом было не так, и разработчики весь год, словно в дурном сне, смотрели, как тают цифры подписчиков. Анонс Пандарии лишь подлил масла в огонь. С тех пор игра потеряла два миллиона. В относительных цифрах не так много — пятнадцать процентов. Но сейчас численность игроков зависла над психологически важной границей в десять миллионов. Уверенности ни демиургам, ни игрокам не добавили массовые увольнения в Blizzard, которые прошли в конце зимы. А дальше что? Вся надежда — на панд?

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Человек-легенда и человек-краб - легендарный Грег Стрит.

Надпись World of Warcraft: Mists of Pandaria сменяется первыми слайдами. На экране — медведица на мосту. «Вы — первые, кто видит пандаренок воочию». Начинается презентация. Выступают один за другим художники, геймдизайнеры, сценаристы, творцы подземелий.

Кто такие пандарены? Разработчики пытаются развеять мифы и предубеждения. Впервые пандарен был нарисован художником Blizzard в качестве забавной картинки для дочери. Однако рисунок коллегам понравился, и эти существа прижились в Азероте — в роли секретного персонажа Warcraft 3 и в качестве первоапрельской шутки.

— Тем не менее пандарены всерьез рассматривались в качестве кандидатов на роль расы Альянса в дополнении The Burning Crusade, — говорят разработчики многозначительно.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Яунголы — те же таурены, только горные — и одеты они потеплее.

Пандарены — знатные пивовары, народ в целом миролюбивый и добродушный. Впрочем, не от хорошей жизни. В Пандарии злиться опасно, можно привлечь ша — зловещих существ, порождения негативных эмоций.

На полотне появляется карта Пандарии, отдаленно напоминающая стивенсоновский Остров сокровищ.

Там, за туманами

Главная тема презентации — Пандария, земля, которая десять тысяч лет была скрыта за коварными туманами. Попавшие в эти туманы корабли из внешнего мира, поплутав, выплывали назад. Да и сами пандарены считали, что за туманом нет ничего, что мир погиб во время Раскола.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

С этих компьютеров журналисты приобщились к запретным тайнам Пандарии.

— А где будет находиться Пандария на карте мира? — спрашиваем мы позже Грега Стрита.

— Скорее всего, южнее Маэльстрома, — ответил он, поразмыслив. — Своего рода анти-Нордскол.

Но случилось так (и этому будет сюжетное объяснение), что туманы развеялись и весь мир в изумлении узрел новый, богатейший, экзотический «противовесный континент». На него тут же высадились Альянс и Орда — на одной и той же локации, у подножья Нефритового леса. Орки обосновались на севере, а люди — на юге. И, естественно, вновь вспомнились старые распри, разгорелся конфликт, в ходе которого будет уничтожена крепость Терамор.

— А можно Терамор не уничтожать? — спросили мы у Грега Стрита. — Просьба от имени, так сказать, общественности. Все-таки хорошая локация, много отличных квестов и столько воспоминаний.

— Но ведь нужно объяснить, почему случился конфликт, — возразил Ghostcrawler.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Знаменитая статуя «Хватит нюхать дощечку, тупое животное».

— Мы вообще считаем уничтожение контента ошибкой, — слегка наглеем мы. — Когда для мотивации игроков или для сюжета уничтожаются части мира, это злит игроков. И в Cataclysm они разозлились не на дракона, порушившего Штормград и Аубердин, а на разработчиков. Может, не стоит уничтожать остатки мира. И не вернуть ли возможность навещать старый, «докатаклизменный» Азерот — хоть в виде путешествий во времени, хоть в виде сна или экскурсии?

— На это понадобится много сил, — терпеливо разъясняет Грег.

— Но это может вернуть в Азерот многих ностальгирующих — тех, кто ушел, когда лишился мира, в который можно было возвращаться за воспоминаниями.

На это Ghostcrawler лишь грустно улыбнулся

Меж рыб и обезьян

Так или иначе, война разгорелась. Рассказывая о ней, разработчики неожиданно выдали журналистам один из главных сюжетных спойлеров Mists of Pandaria — революцию, «оргриммарскую весну», спровоцированную военными преступлениями Гарроша Адского Крика. Вождь Орды, горячий и кровожадный, устроит немало сомнительных дел на новом континенте, и закончится для него все плохо — Оргриммар будет осажден.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Специально для монаха разработчики создали множество новых анимаций.

— Для меня самого было сюрпризом, что рассказали так много, — пояснил нам позже Грег Стрит.

— А что Альянс? Для него будет сюжетная история? — уточняем мы.

— Пока ничего сказать не могу, — улыбается Ghostcrawler. — Ждите анонса. Он будет громким.

Главные события в Нефритовом лесу произойдут вокруг центрального храма Нефритового дракона, у подножья одноименной статуи. В храме последний император некогда заточил и изгнал из мира воплощения ша. Но мир нарушен, в Пандарию пришел конфликт, и ша — возвращаются. Они выглядят как бесцветные уродливые твари — порождения гнева, страха, ненависти, сомнений.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Среди новых подземелий будут и обновленные старые — например, Некроситет.

А как же главный злодей? Его тут нет. Есть ша. Есть орды богомолов, наседающие на Пандарию с ее западных земель, покрытых синей травой. Есть и местное население самых разных видов. Кто-то узнается с первого взгляда — яунголы, люди-яки, дальние родичи тауренов. Кто-то выглядит очень необычно. Земноводные цзинь-юй, люди-сомы, лишь отдаленно напоминают мурлоков. Они живут по берегам рек и с помощью магии воды узнают будущее. В конфликте они встанут на сторону Альянса. Тощие и ловкие обезьяны-хозены — друзья Орды. Гаррош будет снабжать хозенов гранатами и тяжелым вооружением.

И на тех, и на других недобро смотрят могу. Так называется древняя раса жестоких воинов, которые некогда держали в рабстве пандаренов. Чтобы рабы не могли восстать, могу запретили им пользоваться оружием. И тогда пандарены изобрели кунг-фу.

Легенда о воине Дракона

Именно искусство рукопашного боя, которому обучали соратников пандарийские монахи, помогло пандам скинуть гнет могу и обрести собственную страну. Теперь могу лелеют мечты о реванше, а монахи, в совершенстве изучившие боевое искусство, не только размахивают лапами сами, но и учат другие расы — кроме почему-то гоблинов и воргенов.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Некоторые подземелья приобретут комические черты. Вот пивоварня, которую надо отбить у обезьян.

В конфликте Альянса и Орды пандарены займут особое место: пройдя через первые квесты на Скитающемся острове-черепахе, они смогут выбрать сторону и забудут родной язык.

— Почему забудут? — тянут руки журналисты.

— Промывание мозгов, — лаконично отвечают разработчики. Выбрав путь, молодая панда отрекается от родины и от родного языка. Так что брат пойдет на брата, и пандарийские посольства будут у обеих фракций.

Монахи — воины, пользующиеся энергией ци, чтобы наносить мощные удары, сдерживать атаки и исцелять. Все три игровые роли смогут принимать на себя монахи. Однако освоить кунг-фу очень непросто. Когда нас рассадили по «компьютерным залам», где специально был поднят сервер с альфа-версией Mists of Pandaria, мы первым же делом взялись за монаха — и. были, мягко говоря, удивлены.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Стартовая локация пандаренов. «А теперь покатай меня, большая черепаха!»

Пандарен 85-го уровня никак не желал раскрывать свои тайны. От обилия способностей, их условий и последствий применения рябило в глазах. Стойки, удары, пинки, волчки, перекаты, медитация, лечебные шары — так много возможностей и так мало времени, чтобы в них разобраться. В первых сражениях нашего монаха вколачивали в землю даже обычные монстры равного уровня. Но постепенно туман начал развеиваться. Проступила общая механика.

Монах сам по себе хлипок и в этом похож на разбойника. Роднит их и полоска энергии, и четыре шара ци, подобных воровским очкам-комбо. Они накапливаются при помощи одних умений и разряжаются другими. Можно, потратив все четыре ци, снести монстру здоровье одним ударом. Можно тратить ци экономно, на те умения, что требуют одно, два, три очка. Но при игре этим классом надо быть очень внимательными в бою. Важен ритм, важно управление всеми ресурсами. Автоатаки у монахов нет. Если не жать на умения, монах будет стоять на месте. Придется немало учиться, чтобы мастерски овладеть приемами пандарийского кунг-фу.

World of Warcraft: Mists of Pandaria

Джунгли Красаранг напоминают Пиратскую бухту — пейзажами, флорой и фауной.

Монах, уставший от побоев со стороны пандарийской живности, садится на бегового ворона и начинает марафонский забег по всему континенту. По зеленым холмам и заснеженным горам, по грядкам и озерам, вдоль Великой стены — и к мрачным западным землям, где вскоре поселятся злые богомолы.

Тем временем, подходит к концу рабочий день, а с ним — и пресс-тур. Интервью идут поточным методом. Пиарщики Blizzard едва держатся на ногах — они весь день бегали по этажам. Перекочевывают в карманы журналистов оставшиеся пресс-киты.

Сегодня мы многое узнали о новой земле, о ее жителях и о том, чем грозит нам появление на карте Азерота четвертого континента. Разработчики были открытыми, интервью — откровенными, альфа-версия — стабильной. Пандария приоткрыла часть своих тайн. Но примут ли игроки новую расу и новые правила? Остановится ли отток подписчиков, возьмет ли World of Warcraft заново собственные рекорды? Ответ на эти вопросы дадут жители Азерота, когда пробьет час и поплывут корабли к новому далекому континенту. «Конечно, мы верим, что пик популярности World of Warcraft еще не пройден», — бодро отвечали разработчики на интервью.

Но мы задали тот же вопрос Грегу Стриту. Вернутся ли ушедшие два миллиона? Грядет ли ренессанс Азерота? Он посмотрел на нас и честно сказал: «Не знаю».

Первый взгляд на Пандарию

World of Warcraft: Mists of Pandaria

— Мы вернем вам ощущение нового, неизведанного мира, — обещали разработчики. — Мы не можем назвать дату релиза, но намекнем, что квестами уже заполнены пять из семи игровых локаций.

Когда журналистов посадили за альфа-версию, наш пандарен обскакал весь континент верхом на вороне. И там было на что посмотреть.

Нефритовый лес — успокаивающе-зеленая локация, полная высоких гор, деревьев, бамбуковых зарослей и красивейших храмов.

Долина Четырех ветров — житница всей Пандарии. Это место, где крестьяне выращивают огромные фрукты и где в роли веселого фермера игрок сможет ухаживать за собственной делянкой, если очистит ее от камней.

Красарангские джунгли — прибрежная область, где мрачные леса вплотную подступают к песчаным пляжам, где можно найти развалины древней цивилизации могу.

Пик Кунь-Лай — высочайшая гора всего Азерота. Здесь, среди снегов, живут племена груммелей, низкорослых существ, служащих проводниками для путешественников. А среди скал можно найти главный монастырь Пандарии, где обитает загадочный орден Ша-дай-пан.

Вечноцветущий дол — центральная область Пандарии, царство осени. Здесь стоят высоченные монументы, изображающие воинов расы могу. Озера дола хранят таинственную могучую энергию, а вдоль западных границ дола проходит Пандарийская стена, отделяющая земли панд от коварных восточных богомолов.

Пустыня Тан-Лун — место, где под сиреневым небом растет аквамариновая трава. Область пока еще пустынна — здесь почти нет NPC и квестов, а здания представляют собой лишь заготовки. На границе с остальной Пандарией разбиты военные лагеря, сдерживающие натиск богомолов.

Жуткие пустоши — пустоши и есть. Та же синяя трава под темными небесами. Это мрачноватое место. И действительно пустое. На востоке пустошей стоит большая заготовка под высокий дворец богомолов, а на земле лишь размечены места под будущие постройки.



Cataclysm получился далеко не самым удачным аддоном в многолетней
истории игры. Одна часть игроков жаловалась на загубленную в угоду игровой
механике вселенную, другая - на значительно упрощенный игровой процесс, а третья.
просто жаловалась, потому что жаловаться на что-то у игроков в WoW принято во время каждого серьезного
контентного дополнения. Все, однако, сходились в одном - населяя новыми
рейдовыми боссами подземелья и выдавая очередные комплекты экипировки, Blizzard не добавляли в игру чего-то
принципиально нового. Это все равно был тот же WoW с той же механикой, и так уж вышло, что градус негодования у
игроков достиг своего предела именно во время «Катаклизма».


insertLinkedImg


В Метелице быстро проанализировали ситуацию и
сделали свой ход: целый рейд был вырезан из игры, а разъяренным геймерам отдали
на растерзание главного злодея - Смертокрыла. Пока они всячески забавлялись с
его тушкой, разработчики уже усиленно делали новый крупный аддон, серьезно
меняющий концепцию игры. От традиционной западной модели, давно ставшей
визитной карточкой игры, никто, понятно, не отказывался, но ради привлечения
новых игроков ее решили скрестить с моделью азиатской, причем как в прямом, так
и в переносном смысле. Прототипом нового сеттинга стал древний Китай, новоиспеченной
игровой расой оказались пузатые черно-белые мишки, от главного злодея
отказались вовсе (что логично, учитывая, что очередной антагонист едва ли переплюнул
бы легендарных Артаса и Иллидана), а
атмосфере войны и бедствий предпочли дзен-спокойствие бамбуковых лесов и
зеленых опушек. Так и появились на свет «Туманы
Пандарии».


Крадущаяся
панда, затаившийся гну-синь


insertLinkedImg


Начинается у Blizzard все, как и обычно, по-голливудски. Туманы над таинственным
южным континентом неожиданно рассеиваются, после чего флоты Орды и Альянса,
разумеется, отправляются в новые земли на разведку. Не успев толком закрепиться
на берегу, агрессивные вояки перегрызаются между собой, в итоге чего бесследно
исчезают не только командующие обоих флотов, но и наследный принц людского
королевства Штормград. Тут-то властители фракций и подключают к делу героев, поручая
им во всем разобраться.


Новый континент оказался населен внушительным
количеством разумных рас, которые, кстати, до этого момента были уверены, что
никому кроме них не удалось пережить древний Раскол. Есть среди них и представители
древней расы высокомерных Могу, некогда правившей всем континентом, и мудрые рыбоподобные
цзинь-юй, и обезьянье племя взбалмошных хозенов. Плодородные равнины так и
подавно населяют забавные существа, именуемые гну-синями. Они сильно напоминают
говорящую смесь кролика с покемоном, и очень любят воровать у крестьян морковь.
Западная часть континента так и подавно отделена от основной огромной стеной, потому как за ней обитают полчища гигантских кровожадных
богомолов.


insertLinkedImg


Вот в такой интересной обстановке и живут
миролюбивые пандарены, которые неспешно изучают боевые искусства, работают в
полях, и вообще любят описывать свои жизненные приоритеты лаконичной фразой:
«Семья, друзья, еда». А еще они очень любят выпить. Хмелеварение здесь
возведено в культ, а некоторые пивоварни по размерам превосходят средний город.
Подобную тягу к спиртному они объясняют очень просто - любые проявления
агрессии здесь материализуются в виде злобных духов «Ша», оттого мир и гармония
тут являются ключевыми жизненными правилами. Ну а пиво, в свою очередь, делает
пандаренов еще более спокойными и дружелюбными.


Со всеми особенностями местного уклада мы и
знакомимся во время достаточно долгой по местным меркам прокачки с 85 по 90
уровень. «Метелица» рассказывает нам десятки историй, постепенно открывая все
новые и новые аспекты жизни туманного континента. Коридорную систему
прохождения заданий игроку, конечно, никто не навязывает, но выполнять их куда
интереснее, чем по десять раз пробегать одни и те же подземелья. Еще обращаешь
внимание на то, что вместо привычной атмосферы конца света или великой чумы, к
которой нас приучили предыдущие дополнения, здесь, как правило, царит гармония
и умиротворение. Совсем уж смешно становится, когда закаленного в сотнях
кровопролитных битв героя отправляют кормить свиней и отгонять гну-синей от
посевов моркови.


insertLinkedImg


Пускай Пандария и напоминает скорее Китай из
голливудского фильма, нежели настоящий Китай, атмосферой, со временем,
действительно проникаешься. Способствует этому и качественная озвучка, и
отличный дизайн большинства игровых локаций (чего стоит только Вечноцветущий
Дол, утопающий в осенней листве), и многочисленные справки из пандаренской
истории, которые дают здесь буквально на каждом шагу.


Рискнувшие создать пандарена имеют все шансы
погрузиться в эту атмосферу еще глубже. Стартовые квесты этой расы являют собой
эдакий путь юного воина, сильно напоминающий историю главного героя известного
мультика «Кунг-Фу Панда».
Многочисленные нравоучения и познания самого себя, разумеется, поставляются в
комплекте. Вообще играть за упитанного мишку оказалось делом довольно занятным, тем
более что расовые бонусы у них весьма неплохи, а после того, как наступает час
покидать родные пенаты, мы вольны выбирать, присоединяться ли нам к Альянсу или
к Орде. Единственным минусом, который можно выделить у панд, можно назвать,
наверное, то, как на них сидят тяжелые доспехи. Некоторые комплекты рейдовых
лат порой смотрятся на пандаренах до того нелепо, что без смеха смотреть на этот
бегающий металлический бочонок просто невозможно.


insertLinkedImg


Не обошлось и без нового класса. Монах использует
занятную механику боя, основанную на использовании энергии «Ци», напоминающую
энергию разбойников. Класс оказался весьма востребованным благодаря уникальным
баффам, неплохим боевым качествам и возможности, подобно друидам и паладинам,
выполнять роли танка, лекаря и бойца.


В
поисках гармонии


insertLinkedImg


WoW уже давным-давно стал той игрой, где достижение
максимального уровня было лишь небольшой (и далеко не самой важной) частью игры.
Геймеров удерживало у монитора именно то, что начиналось после преодоления заветной
планки, и количество подобных занятий в игре со временем стало довольно
внушительным. Но ни одно дополнение не предлагало игроку СТОЛЬКО разнообразного
контента, доступного сразу после запуска, сколько предлагает его «Пандария». Возникает ощущение, что Blizzard попытались заинтересовать
вообще всех ММО игроков, придумав что-нибудь для каждого.


insertLinkedImg


Первое, что бросается в глаза - это, конечно
же, огромное, если не сказать монструозное, количество ежедневных заданий
(дейликов). Если раньше репутацию с фракциями можно было прокачивать и без них
(достаточно было надеть гербовую накидку нужной фракции и зачищать в ней
подземелья героического уровня сложности), то теперь подземелья посещаются
отдельно, а репутация прокачивается исключительно на дейликах. Проведя два
часа, лишь выполняя все ежедневные задания, начинаешь понимать, что Азия
проникла не только в сеттинг игры, но и в ее механику. Теперь-то уж игрокам не
приходится жаловаться на то, что им нечем заняться.


Несмотря на то, что дейлики делаются чуть ли
не с закрытыми глазами и выполнены, в общем-то, максимально разнообразными,
надоедают они уже обычно на третий или четвертый день. Конечно, вовсе не
обязательно делать все, и каждый может выбрать себе определенный набор, но и
тут есть свои подводные камни. За каждое задание дают специальные серебряные
монетки, которые затем обмениваются на золотые, а те, в свою очередь, позволяют
получить дополнительные вещи с рейдовых боссов. Плюс ко всему, здесь теперь
зарабатываются очки доблести, на которые, опять же, можно покупать самые лучшие
вещи. Для их приобретения также необходима и репутация, зарабатываемая путем выполнения
все тех же ежедневных заданий. Более того - для доступа к дейликам определенных
фракций сперва необходимо прокачать репутацию с одной из них.


Все это делает вроде бы необязательные квесты
практически неизбежными, что уже вызвало бурю вполне справедливого негодования
со стороны игроков. Есть, правда, и менее обязательные задания, делать которые,
что характерно, значительно интереснее. Например, рыболовы получили в игре
собственную фракцию, прокачка репутации с которой дает весьма весомые плюшки
для рыбалки, а любители «Веселой фермы» могут завести собственный огородик,
постепенно превращая его из заросшей сорняком делянки в образцовое хозяйство,
дающее неплохой урожай. Причем происходит все это в атмосфере эдакой
провинциальной деревни, где между делом успеваешь перезнакомиться со всеми
соседями и стать завсегдатаем местного овощного рынка. Очаровательного
китайского дракона можно получить довольно интересным способом - постепенно
ухаживая за его детенышем, и оберегая того от всевозможных бед, а когда он
подрастет, самостоятельно объезжая зверя.


На самом деле отчетливо видно, что
разработчики приложили много усилий к тому, чтобы мы заходили в игру буквально
каждый день - эти изменения коснулись и профессий. Рецепты на новые, например,
ювелирные камни и символы отныне изучаются лишь раз в день, а часть материалов,
предназначенных для крафта ценных предметов, тоже производится только раз в
сутки. Подобное было в игре и раньше, но только сейчас приобрело настолько
глобальный масштаб.


insertLinkedImg


Другое видоизменение ремесел - наличие
предмета под названием «Дух гармонии» во многих важных рецептах. Дело в том,
что эта субстанция не передается между героями и, соответственно, не может быть
куплена ни у торговцев, ни на аукционе. В итоге игрокам приходится подолгу
банально истреблять монстров, в надежде выбить с них заветную синюю субстанцию.
В этом свете выражение «В поисках гармонии» приобретает дополнительный смысл,
потому как сохранить самообладание, убивая вторую сотню несчастных обезьян,
порой бывает очень трудно.


На этой ноте мы и закончим первую часть
нашего обзора, потому как в стандартные рамки из-за огромного количества нового
контента это ревью влезать решительно отказывается. Во второй части обзора мы
расскажем о том, чем еще заняться на 90 уровне, какие странности таят в себе
подземелья Пандарии и что по нашему мнению является главной заслугой
разработчиков.



Чем традиционно славился WoW, так это всевозможными вариантами подземелий на любой вкус и
цвет. В Пандарии этот список пополнился целым ворохом новых возможностей. Стандартные
подземелья и их героические версии, разумеется, никуда не делись, так что одеться
на начальном этапе игры будет не так уж трудно. Некоторые из них, правда,
вызывают легкое недоумение. Как вам, например, пивоварня, где гигантский
гну-синь катит куда-то не менее гигантскую морковку, тут и там героям
встречаются элементали алкоголя (!), а открывают парад огромные танцующие
обезьяны? Тем не менее, проходится все это обычно быстро даже в группе из
случайных попутчиков, так что проблем подобные аттракционы вам, скорее всего,
не доставят. Тем же, кто готов к определенным сложностям, предстоит собрать
своих товарищей, и начать проходить подземелья в новом режиме испытаний, где пробежать
инстанс нужно за минимально короткое время. Естественно, награды за это будут
на порядок ценнее. Разработчики даже не поленились нарисовать специальные комплекты
экипировки для каждого класса, выдаваемые самым шустрым героям.


insertLinkedImg


Появилась и облегченная версия стандартных
подземелий, именованная сценарием. Никакого деления на роли тут нет, а для
прохождения достаточно лишь группы из трех человек. Обычно сценарий
представляет собой коротенькую историю, где мы помогаем одному или группе NPC в
достижении цепи целей, убиваем совсем простенького босса и получаем тот или
иной редкий предмет. Ах да - еще сценарии обычно так или иначе связаны с
алкоголем. Вообще предназначены оны главным образом для того, чтобы помочь
взять старт только что получившим 90 уровень игрокам, а заодно и скоротать время ожидания в
системе поиска рейда.


insertLinkedImg


Кстати, раз уж мы дошли и до самих рейдов,
несколько слов стоит сказать и про них. Несмотря на изрядное количество
стартовых рейдовых инстансов, открываются они постепенно, потому оценить их все
нам пока не удалось, однако глядя на то, что мы имеем уже сейчас, можно с
уверенностью говорить о высокой вариативности рейдов. Казуальные игроки, не имеющие
много времени (или желания) могут ознакомиться с контентом, особенно при этом
не напрягаясь. Здесь боссы позволяют ошибаться, а слишком высокий уровень
экипировки вовсе не обязателен. Обычные гильдии могут осваивать рейды на
нормальном уровне сложности. Здесь уже необходима как командная работа, так и
знание тактик на того или иного босса. Ну а героическая сложность рейда, как
обычно, дается далеко не всем. Пускай былой хардкорностью здесь и не пахнет, но
пройти героик на сегодняшний день сможет далеко не каждый. Чего стоит один лишь
спектральный дракон Элегон со своим богатым набором всевозможных фокусов и
умений.


Помимо рейдовых боссов вернулись в игру и
мировые, которых не было в WoW уже довольно давно.
Причем один из них появляется лишь раз в двое суток, так что караулить его
собираются целые рейды, как это было в старые добрые времена классического
вова, тогда как другой возрождается раз в двадцать минут, чтобы дать
возможность получить с него свою долю ценностей всем и каждому.


insertLinkedImg


Возродила «Метелица» и идею о выслеживании
редких NPC, появляющихся в определенных местах Пандарии. Если раньше найти
подобных монстров практически не представлялось возможным из-за очень долгого
времени возрождения, то теперь оно было порядком уменьшено. Сами монстры,
правда, тоже были значительно усилены, и для того чтобы убить подобное существо
в одиночку, нужно приложить определенные усилия и показать неплохое знание своего класса.
Награды с них тоже стали куда весомее, чем раньше. Отныне с них можно получить множество
занятных, а то и весьма полезных вещиц. Так, например, с одного из подобных NPC
выпадает не заканчивающийся при использовании эликсир, который на час повышает все
характеристики героя.


Зоопарк
на выезде


insertLinkedImg


А вот в PvP каких-то кардинальных изменений «Пандария»
не привнесла. Разве что в игру добавили новую арену, да пару полей боя. На
одном из них герои должны сопровождать движущиеся от центра к краям карты
вагонетки, а на другом захватывать как можно больше разноцветных сфер и
удерживать их ближе к середине локации. С одной стороны ничего особенного в них
нет, но с другой они разнообразят список приевшихся уже захватов флага и штурмов контрольных точек. Ну и конечно, как
обычно, в очередной раз изменился баланс. На сей раз в пользу охотников, паладинов
и чернокнижников, которые сегодня чувствуют себя весьма вольготно.


Перекройка баланса произошла в первую очередь
из-за серьезных изменений в игровой механике всех классов. Вместо привычных
деревьев умений была введена система из 6 наборов талантов, постепенно
открывающихся в процессе прокачки. В каждом наборе доступны три умения, выбрать
из которых можно лишь какое-то одно. Примечательно, что на PvE эти обновленные
таланты теперь влияют гораздо меньше, чем раньше, и подстраиваются, главным
образом, под PvP, что, наверно, и неплохо, учитывая, что теперь нам не нужно
делать себе два отдельных билда под PvP и PvE. Выбор основной специализации
(например, огонь, лед или тайная магия у волшебника) отныне совершается сразу и
влияет на получение определенного набора базовых для этой школы умений.


insertLinkedImg


Претерпели некоторые изменения и символы.
Основные глифы были убраны из игры вовсе, тогда как большие стали куда менее
полезны, чем раньше, так что символов, которые «необходимо иметь в любом
случае» практически не осталось. Такой подход дал дополнительные возможности для
кастомизации, что не может не радовать. Малые символы так и подавно стали куда
веселее, чем раньше. Например, жрец с их помощью может заставить дружественного
игрока признаться в чем-то забавном, маг - превратиться в своего соседа, воин
может натравить на умирающего противника воронов, а паладин - праведно
отступить с поля боя (сбежать), используя старую комбинацию из божественной
защиты и камня возвращения.


Достижения, верховые животные и питомцы
теперь стали общими для всего аккаунта, так что нам больше не придется
охотиться за одними и теми же спутниками за разных персонажей, что очень удобно
для игроков, имеющих сразу несколько
героев. Отныне все достижения, маунты, питомцы и даже счетчик убийств с
них объединятся, что избавит нас от большого количества лишних действий.


Ну и раз уж мы все равно коснулись питомцев,
то последнее, о чем обязательно хочется написать, это, конечно, великолепные
битвы между ними. Несмотря на обилие нового контента, это нововведение можно
смело назвать лучшим в дополнении. Собирать маленьких зверков, которые послушно
следуют за своим хозяином, герои могли и раньше, но теперь мы вольны выпускать
их на бой с питомцами других игроков или зверюшками, встречающимися нам по
всему Азероту. Причем побежденных NPC можно попытаться захватить, добавив тем
самым в свою коллекцию новое существо. (Гусары, ни слова о покемонах! - прим.
ред.
)


insertLinkedImg


Выглядит битва питомцев следующим образом:
выбрав трех зверьков из своей коллекции, мы вызываем на бой противника, после
чего открывается экран битвы. Там мы в пошаговом режиме используем различные
умения, коих у всевозможных петов здесь насчитывается внушительное количество,
и при необходимости меняем активного питомца на одного из двух других,
ожидающих своей очереди в сторонке. Вроде бы простая концепция обрастает кучей
нюансов за счет того, что определенные типы зверьков лучше справляются со
своими «антиклассами», а некоторые умения лучше или хуже подходят для
определенных противников. Так, например, краб имеет все шансы победить зверька
уровнем даже выше своего, но с большой вероятностью проиграет птице.
Примечательно, что затягивает этот процесс настолько, что нередко можно увидеть
игроков 85 уровня, бегающих по лесам, и увлеченно прокачивающих своих петов, в
то время как по логике они давно должны были бы изучать континент Пандария и вместо
питомцев прокачивать самого героя.


Подводя черту, Mists of Pandaria можно назвать самым большим контентным
дополнением в истории игры. Уже сейчас можно говорить о том, что выглядит все
это куда бодрее, нежели Cataclysm.
Много свежих идей и обновленный сеттинг явно пошли проекту на пользу. Огорчает
лишь стремление разработчиков любыми средствами заставить нас изо дня в день
заходить в игру и убивать десятки монстров ради выполнения десятков ежедневных
заданий и получения пресловутого «Духа гармонии». Тем не менее, «Пандария» - весьма качественное,
добротное и интересное дополнение, которое вполне может стать тем самым глотком
свежего воздуха, которого в последнее время так не хватало проекту.

Читайте также: