Wasteland 2 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Так уж вышло, что безобидную фразу «проект с Kickstarter» обычно стоит читать так: «Мы сделаем все как раньше, но не факт, что это будет актуально». Аудитория верит и финансирует, а Брайан Фарго, его inXile Entertainment и примкнувшая к ним Obsidian Entertainment изо всех сил исполняют мечту.

Более шестидесяти тысяч человек, выделивших через Kickstarter почти 3 млн долларов на разработку Wasteland 2, хотели получить олдскульную тактическую ролевую игру. Задумка почти удалась — здесь действительно можно прочувствовать дух и атмосферу того самого проекта, который вдохновил Interplay на создание Fallout. Другое дело, что звучит идея прекрасно, но играть в такое отважится не каждый.

На все четыре стороны

Конец XXI века. В результате войны между СССР и США мир пережил глобальную ядерную катастрофу. Люди кое-как пытаются выжить в выжженной радиоактивной пустыне. Где-то во всем этом хаосе отряд рейнджеров, бывших военнослужащих армии США, отправляется путешествовать по постъядерной Америке. В Wasteland 2 столь важное мероприятие проходит под девизом «Свобода, опасность, приключения!».

Wasteland 2

Перед рейнджерами нет никаких условных невидимых стен. С самого начала вы можете передвигаться по карте в любом направлении, исследуя территорию, находя новые поселения или схроны с полезными в хозяйстве предметами — оружием, аптечками, отходами (последние выполняют роль универсальной валюты). Выполнение первого же сюжетного поручения дает официальную индульгенцию на такую вольницу: на карте тут же появляются сразу несколько важных точек, и вы можете идти в любую из них, чтобы продолжить расследование загадочной смерти одного из высокопоставленных рейнджеров.

Если помогать рейнджерам вам не по душе, то в каждом поселении героев ждут отдельные поручения. Нас просят спасти тонущего подростка, найти радиоактивные грибы для местного наркодилера, остановить нашествие слетевших с катушек растений-мутантов, защитить поселок от бандитов, исследовать странную железную руку, найденную на месте убийства, прочитать какие-то странные дневниковые записи. Кажется, девизом к Wasteland нужно было поставить «Решаем проблемы».

Радиоактивные выборы

В интервью год назад Брайан Фарго рассказывал нам, что «вся игра — о причине и следствиях, о ваших решениях и их последствиях». И выбор действительно идет рука об руку со свободой. Начиная с каких-то мелочей: взять в команду бомжа с огромным мачете и пристрастием к выпивке или нет; спасти пленницу-дикарку, обвиненную в шпионаже и пособничестве бандитам или позволить местным подросткам и дальше издеваться над ней; сдать того же охотника до радиоактивных грибочков, которого тут же расстреляют, или сначала выполнить его поручение? И заканчивая более серьезными дилеммами.

Wasteland 2

Как, например, разрешить конфликт между двумя группировками одного индейского племени — перестрелять лидеров (о чем просит одна из местных, уставшая от бесконечной вражды, которая уничтожила целое поколение ее соплеменников) или стать посредником на мирных переговорах? В другой ситуации вы услышите два сигнала бедствия из двух разных поселений — придется решать, кому первым делом ринуться на помощь.

Главное — посреди всей этой свободы и вседозволенности (как и прежде, вы можете без предупреждения напасть на любого, ополчив против себя хоть целый город вчерашних друзей!) самим не остаться с носом. Потому что выживать в мире Wasteland 2 крайне нелегко. Каждая серьезная травма или критическое ранение, полученное в бою, оборачивается серьезными проблемами для пострадавшего и паникой у игрока: нужно вовремя остановить кровотечение и реанимировать персонажа, пока он окончательно не отправился в страну вечной охоты. А для этого нужен рейнджер с хорошо развитыми медицинскими навыками.

Wasteland 2

Еще больше опасностей ждет на глобальной карте — она вся испещрена радиоактивными зонами, которые облучают ваших рейнджеров. Да еще и периодически на отряд нападают залетные бандиты; особенно это неприятно, когда вы только вышли из такой зоны, еле дышите и светитесь в темноте от радиации ярче Марии Склодовской-Кюри. Избежать таких столкновений поможет прокачанный навык outdoorsman, а верное средство от лучевой болезни — антирадиационные таблетки. Кроме того, приходится запасаться антибиотиками и противоядиями от всяких хворей.

Каждому — по умениям!

Как вы уже догадались, решать проблемы и выживать рейнджерам помогают разнообразные навыки и умения. Ролевая система в Wasteland 2 все такая же подробная и архаичная, а задача собрать сбалансированный отряд столь же непростая. Как и положено в постапокалиптической ролевой игре, все построено на системе перков.

Wasteland 2

Помимо боевых умений, увеличивающих мастерство во владении разными видами оружия, есть множество самых разнообразных навыков на все случаи жизни. Отключить сигнализацию, вскрыть замок на двери или массивный сейф, вылечить критические ранения, получить скидку в магазине, выудить из компьютера нужную информацию, разобрать оружие на части, прикрепить к стволу какой-нибудь полезный девайс вроде оптического прицела — буквально за каждый чих тут отвечает свой навык. И вы, соответственно, должны так подбирать персонажей и так их развивать, чтобы в вашем отряде не было слабых мест.

Есть и более нетрадиционные умения. К примеру, представители коренного населения Америки (да-да, в мире Wasteland 2 индейцы пережили ядерный апокалипсис, и некоторые из них готовы присоединиться к пустынным рейнджерам) умеют разговаривать с животными и интерпретировать полезную информацию из фольклора. Кроме того, есть навык, позволяющий с помощью грубой физической силы (brutal force) ломать некоторые объекты окружения, — только так можно спасти тонущего молодого человека, свалив метким ударом дерево прямо в воду.

Wasteland 2

Наконец, присутствуют важные разговорные навыки (smart ass, hard ass, kiss ass), которые позволяют по-разному влиять на своих собеседников, угрожая им, разговаривая грубо или, наоборот, пытаясь обаять харизмой и интеллектом. Например, если вы освободите из клетки краснокожую пленницу, лидерам поселка это не понравится — индейцев тут совсем не жалуют. Если убедите их, что якобы хотите отвести ее в Цитадель рейнджеров, чтобы там устроить суд, то они закроют глаза на досадный инцидент.

Сырость в пустыне

Складывается ощущение, что разработчики специально составляли список идей, без которых в ролевой игре про постапокалипсис не обойтись. Так, здесь есть возможность воспользоваться услугами проститутки, которая, естественно, заразит весь отряд. Звучит пошло, но Wasteland 2 буквально источает столь ценимые многими дух и атмосферу Fallout. Пошаговая боевая система, казалось бы, должна только усиливать это волнительное сходство, но вот тут как раз начинаются проблемы. Бои действительно пошаговые, на каждое действие персонажи тратят action points, а шанс попадания из разных видов оружия высчитывается в процентах (и на это, естественно, влияет расстояние до цели). На месте и перехваты хода, и возможность занять укрытие, снизив шанс попадания по персонажу.

Wasteland 2

И все же в сражениях не хватает многих тактических возможностей. Нельзя менять положение тела при стрельбе, нет разрушаемого окружения, нельзя прицельно метить в какие-то отдельные части тела врага, равно как и в его оружие, стрелять на упреждение. Мало используются лестницы и крыши. Понятно, что некоторые современные тактические игры (вроде Frozen Synapse и XCOM: Enemy Unknown) прекрасно обходятся без многих из перечисленных механик, но там авторы изначально собирались предложить что-то новое, современное, а вот Брайан Фарго с компанией обещали возродить классику. Та же XCOM: Enemy Unknown компенсирует эти потери повышенным комфортом, динамикой и разнообразными боевыми умениями, которые используют бойцы. А в Wasteland 2 ни того, ни другого, ни третьего нет.

Wasteland 2

Отдельно про «комфорт». Авторы, конечно, попытались его обеспечить (здесь можно одним нажатием клавиши выделить весь отряд и по одному клику собрать трофеи сразу с нескольких поверженных врагов), но в остальном все печально: олдскульная тактическая RPG вовсе не обязана быть при этом еще и удобной, но то, что мы увидели в ранней версии новой игры inXile Entertainment, иначе как издевательством не назовешь. Совершенно ужасный интерфейс, насилующий глаза чудовищно мелким шрифтом и такими же мелкими иконками, дополняется неудобным инвентарем, в котором нужно долго перераспределять нужные предметы между разными персонажами, — именно от таких атавизмов, а не от системы точечных повреждений следовало бы избавиться в первую очередь.

Wasteland 2

Проблема еще и в том, что каждый раз, когда вы что-то перекладываете в инвентаре, игра словно бросает виртуальный кубик с пятидесятипроцентной вероятностью вылететь на рабочий стол. Постоянные вылеты, непомерно долгие загрузки, разнообразные баги — все это превращает игру в мучение. И даже после нескольких толстых заплаток, обнуляющих «сохранения», Wasteland 2 выглядела как кусок сырого кода с амбициями. Это при том, что графически игра пока находится примерно на уровне The Fall: Last Days of Gaia 2004 года выпуска.

Несмотря на все свои преимущества, Kickstarter во многом напоминает выдающуюся аферу: друзья и слухи приводят вас сюда, вы платите деньги, но покупаете, по большому счету, кота в мешке, поскольку какой выйдет вожделенная вами игра «от ветеранов жанра» — совершенно непонятно. И нет никаких гарантий, что вы сможете или захотите в нее играть. При этом денег, разумеется, не вернут. Тут уже чистая лотерея: кому-то повезет, и он получит именно то, за что платил. А кому-то нет. Знакомство с ранней версией Wasteland 2, честно говоря, особого оптимизма на этот счет не прибавляет.

Нужно помнить, что несколько миллионов долларов, собранных на Kickstarter, все равно непомерно мало по сравнению с бюджетами современных ААА-хитов. Касса той же Watch_Dogs на момент переноса игры прошлой осенью составляла 63 млн американских президентов. Так что, возможно, и не стоит ждать от «народных RPG» идеального баланса и технического совершенства. А вот предельной честности и ответственности хотелось бы. Но с этим у авторов Wasteland 2, кажется, есть проблемы.

Во-первых, Фарго и компания сейчас параллельно работают еще и над Torment: Tides of Numenera, и, судя по всему, нормально распределить силы сразу на два крупных проекта у них пока не очень-то получается. В чем они, конечно, ни за что не признаются. Во-вторых, раннюю альфа-версию, местами практически неиграбельную, они продавали в Steam по 1599 рублей, да еще просили 50 долларов за DLC Red Boots…

Можно ли сегодня найти человека, регулярно играющего в компьютерные игры и совершенно незнакомого при этом с серией Fallout? Пожалуй, нет, даже если речь идет о поклоннике какого-нибудь совсем другого жанра. Если наш гипотетический нелюбитель постапокалиптических скитаний сам лично эту RPG и не щупал, то совсем ничего не слышать о Fallout он просто не мог.

Выход Wasteland 2 позиционировался разработчиками — теперь уже из inXile Entertainment — как настоящее событие для любителей пошататься по уничтоженной ядерной войной Америке. Ведь Брайан Фарго (Brian Fargo) — совсем даже не последний человек в индустрии — пообещал создать альтернативу по-своему тоже классной, но недостаточно «олдскульной» с точки зрения многих фанатов Fallout 3. Вернуться к истокам, так сказать. «Олдфаги» прослезились и в срочном порядке понесли Брайану деньги: проект собрал около трех миллионов долларов пожертвований.

Wasteland 2

«Да чего ты так боишься ГМО!» — говорили они. «Его вред абсолютно не доказан!» — говорили они.

Не совсем техасские рейнджеры

Первое, что нам следует знать о Wasteland 2, — героев у нас будет много, совсем как в Fallout Tactics. Мы начинаем игру с четверкой рейнджеров, которых можно создать самостоятельно, раскидав все навыки и характеристики по своему усмотрению. А можно выбрать уже готовых персонажей, поставляемых вместе с игрой изначально. Позже этот набор запросто увеличивается до семи вооруженных и умеренно опасных человек.

Все рейнджеры — равноправны. Это вам не оригинальная Fallout, где вместе с главным героем могла шляться целая партия помощников, которыми мы управляли лишь косвенно. Здесь даже NPC, которые присоединяются к нам по ходу игры, попадают под наш полный контроль, включая управление в бою и «прокачку». Есть, правда, нюанс: если наша собственная четверка хранителей порядка слушается приказов всегда, то подобранные по дороге соратники порой выходят из-под контроля в битве и начинают творить все, что их компьютерной душе угодно. Обычно — жуткую ерунду.

Нет, постойте, кажется, мы опять начали не с того. Какие рейнджеры? Кому они нужны? Где вообще все происходит?

Wasteland 2

В Пустоши можно найти разнообразных специалистов, но штукатуры и маляры, кажется, погибли на войне все.

Соединенные Штаты Апокалипсиса

Место действия — Аризона. Время действия — через несколько десятков лет после ядерной войны, превратившей Америку в выжженную радиоактивную пустыню. Пустошь. Здесь по-прежнему живут люди — жалкие уцелевшие остатки населения, которым приходится выживать в условиях постоянного дефицита чистой воды, еды, патронов.

Недостаток ресурсов — далеко не единственная проблема среднестатистического «постапокалиптического» гражданина. Государства нет, законов нет, так что вполне логично, что в Пустоши хозяйничают банды, которые «отжимают» у несчастных людей их нехитрый скарб, убивают тех, кто им не понравился, и насилуют тех, кто понравился им чересчур сильно. Так что Пустынные Рейнджеры появились как некая альтернатива беспределу, оплот порядка в мире хаоса.

Эти парни приходят на помощь нуждающимся, расправляются с бессовестными рейдерами, чинят колодцы, находят потерявшихся жен и только что котят с дерева не снимают. Казалось бы, их все должны обожать, раз так?

Не тут-то было! У организации попросту не хватает ресурсов, чтобы помогать абсолютно всем и помогать вовремя. Так что нормальна ситуация, когда мы сломя голову мчимся в поселение, подавшее сигнал бедствия, и получаем в «благодарность» порцию отборной брани за нерасторопность. Нужно оказаться в двух удаленных друг от друга точках одновременно, чтобы предотвратить катастрофу и там, и там? Это тоже в порядке вещей. В Пустоши нельзя быть хорошим для всех: нам в любом случае придется выбирать, для кого быть Чипом и Дейлом. При этом, когда мы разберемся с проблемами в одной локации и доползем наконец до второй, мы обнаружим там полное разрушение, трупы людей, убитых самым жестоким и страшным образом, и диких зверей-мутантов, догладывающих чьи-нибудь останки.

Wasteland 2

Кого хочешь выбирай

Вот эта необходимость постоянно принимать взаимоисключающие решения просто отлично подходит к контексту радиоактивной Пустоши. Выбирать нам придется часто и много, причем на всех уровнях. Можно убить больную женщину, что сама просит об «ударе милосердия», а можно оставить ее в живых. Можно сообщить человеку о гибели кого-то из его близких, а можно промолчать. Последствия таких решений мы ощущаем на себе далеко не сразу, но в том, что они проявятся раньше или позже, сомневаться не стоит.

Впрочем, острее и драматичнее всего проблема выбора становится, когда дело доходит до распределения очков навыков и характеристик. Еще на этапе создания персонажей мы сталкиваемся с проблемой разбежавшихся по разным углам глаз. Атрибутов и умений у рейнджеров не просто много — их невероятно много! Здесь попадаются такие милые поводы для ностальгии, как «Скиталец» (Outdoorsman) или разделенные на два отдельных «скилла» «Первая помощь» и «Хирург». Похоже на кое-что знакомое, верно?

Забудьте! Fallout — что первая, что вторая версия — просто детская игрушка в сравнении с Wasteland 2 по количеству разнообразных параметров, облегчающих жизнь герою и усложняющих ее нам.

Во-первых, очки для «прокачки» характеристик нам дают раз в десять уровней. По одному на нос. Еще раз: по одному. Раз в десять уровней. Понимаете, какая это боль? А ведь от «координации» или «интеллекта» зависят прямо-таки критически важные для геймплея вещи. «Координация» влияет на шанс попадания из оружия дальнего боя, так что если вы решили не вкладываться в нее, но при этом рассчитываете на стрельбу из винтовок в качестве главного боевого умения персонажа, то вы просчитались сразу. «Интеллект» — это драгоценные очки навыков, которые мы, к счастью, получаем на каждом новом «левеле». Чем умнее персонаж, тем быстрее учится, — все логично.

Wasteland 2

Если выращивать слишком много гигантской морковки, мухи могут внезапно тоже подрасти в холке.

Ремонт тостеров. Недорого

Правда, именно с навыками и начинается настоящее веселье. Во-первых, каждому типу оружия соответствует отдельное умение. «Раскачивать» больше одного — слишком жирно, ведь кроме боевых есть еще масса необходимых мирных способностей, каждая из которых далеко не бесполезна. Взлом разделен, в сущности, на три подвида: обычное ковыряние в замках, «раскулачивание» сейфов и умение находить общий язык с электроникой. Ремонт бывает обычный и — отдельной строкой — ремонт тостеров, в которых запросто может попасться что-нибудь ценное. Разговорных навыков тоже три: можно действовать лестью, угрозами или хитрыми манипуляциями.

Многообразие само по себе прекрасно. Но как раз здесь-то и кроется один из самых больших игровых недостатков Wasteland 2. Умений слишком много, а очков для их «прокачки» чересчур мало для того, чтобы охватить абсолютно все необходимое. Более того, мы запросто можем оказаться в ситуации, когда тщательно продуманный набор навыков у одного из рейнджеров окажется бесполезным. Просто потому, что подобранный в пути напарник-NPC уже умеет в этой области больше, а значит, получается дублирование способностей, которое в условиях постоянного дефицита очков развития оказывается непозволительной роскошью. Получается, что создать хорошую, сбалансированную группу рейнджеров с первого же прохождения без чтения гайдов нельзя, ведь мы не можем заранее знать, какие именно специалисты нам попадутся по дороге.

Даже если отбросить этот фактор, все равно очевидно, что система умений откровенно избыточна. Судите сами. Мы отдельно учимся находить ловушки. Отдельно — отключать их. Разобрать оружие на кусочки — еще один навык. Сложить из разобранного какую-нибудь новую убивающую штуку — да-да, вы все правильно поняли. Почему в Wasteland 2 нет самостоятельной способности «дыхание», интересно?

Wasteland 2

Кровать кажется чересчур внезапной? Просто сбоку стоят клетки, в которых содержатся женщины.

Ящики — наши лучшие друзья

Бои, пожалуй, не лучшее, что есть в игре, но и совсем уж плохими их назвать нельзя. Наш бравый отряд сражается строго пошаговым методом, причем поле битвы при входе в режим столкновения делится на клетки, что автоматически превращает любые перемещения в процесс весьма затратный. На передвижение, атаку и перезарядку оружия персонажам требуются очки действия, которых на один ход выдается ограниченное количество. Еще эту «валюту» можно потратить на восстановление работоспособности заклинивающего время от времени «огнестрела» и на приседания, позволяющие стрелять с колена — так получается точнее. Крайне важно для успешного исхода битвы разумно использовать укрытия, которыми обычно служат традиционные для «пострелушек» ящики. Целиться противнику в ногу, руку или глаз нельзя: из частей тела в отдельную категорию выделяют только голову — для «хедшота» предусмотрена даже отдельная кнопка и отдельная вероятность попадания, как правило, очень низкая по сравнению с обычным выстрелом.

Ничего революционного в себе боевая система не несет. Думается, что она могла бы быть и поветвистее, и пооригинальнее. Приятно хотя бы, что противники тоже умеют прятаться за ящиками, правда, этим их интеллектуальные способности, в общем-то, и ограничиваются.

А мы осилим много букв?

По иронии судьбы — или разработчиков — самая «вкусная» часть Wasteland 2 подается самым недемократичным способом. Речь идет о тексте.

Текста здесь много. Невероятно много. Практически каждая штуковина, которую можно осмотреть, — это абзац текста, написанного раздражающе мелкими буквами в окошке в правом углу. Каждая неисследованная территория — это километры отличных комментариев вроде «здесь бедные беженцы сложили свои нехитрые пожитки, чтобы вооруженные негодники вроде вас их не нашли».

Диалоги — вообще песня. При общении используется достаточно необычная система с так называемыми ключевыми словами. Если изначально мы можем задать персонажу, скажем, два-три вопроса, то стоит нам получить какой-нибудь ответ — и пожалуйста, кнопок с «ключевыми словами» уже стало не три, а семь, ведь в речи собеседника наши рейнджеры зацепились за что-то интересное.

Чем хорош растрескавшийся песок — на нем прекрасно видна кровь.
В итоге на чтение нам приходится тратить едва ли не больше времени, чем на, собственно, геймплей. Это, кстати, вовсе не плохо. Потому что именно милые детали игрового мира и сопроводительные реплики к ним составляют восемьдесят процентов очарования Wasteland 2. Здесь и гигантские плотоядные кролики, и Большая Красная Кнопка в Цитадели Рейнджеров, которая преподнесет отчаянным нажимальщикам всего подряд отчаянный же сюрприз, и много-много черного, как нефть, юмора, ради которого, пожалуй, и стоит вообще включать эту игру. И плевать на откровенно архаичную графику — зато какая атмосфера! Пусть нет у нас ни мини-карты, ни квестовых указателей, зато музыка Марка Моргана (Mark Morgan) и вообще все звуковое оформление в целом — это плюс пятьсот к ностальгии и плюс тысяча к погружению в жестокую, опасную, но такую пьянящую реальность Пустоши, наполненной сюрпризами, аллюзиями и отсылками к другим игровым проектам.

Wasteland 2 — это такой бальзам на истерзанные некстгеном, «казуальностью» и трехмерностью души истинных «олдскульщиков». Это повод для слез умиления, орошающих щеки суровых геймеров, что навсегда оставили свое сердце в Пустоши. Это очень классная игра, но не для всех. Те, чье знакомство с постапокалиптическим миром началось с Fallout 3, вряд ли смогут и захотят оценить Wasteland 2 по достоинству. С другой стороны, может быть, ни Брайану Фарго лично, ни inXile в целом признание «поколения next» просто и не было нужно?

Плюсы: добротный сюжет; уникальная атмосфера; повод для качественной ностальгии; отличный саундтрек; черный юмор; проблема выбора.
Минусы: чересчур громоздкая система навыков и характеристик; средненькие бои; архаичная графика.

Подчеркивая в своих речах родство Wasteland и Fallout, inXile не то чтобы были неправы. Но опираться на это в работе над продолжением Wasteland — все равно что, образно говоря, клонировать Теодора Рузвельта, потому что Франклин Рузвельт был сногсшибательным чуваком. При том, что они друг другу даже не отец и сын, а натуральная седьмая вода на киселе.

Многие вкладчики и покупатели скуксились, как от лимона, потому что вместо личного, тревожного и остроумного приключения они получили каленый тактический боевик с зачатками отыгрыша роли. Но заметьте — никто никого не обманул. Wasteland — это Wasteland. Fallout — это Fallout. Совершенно разные вещи.

Чтобы не вызвать возмущенный стон миллиарда душ, уточним: Fallout немало почерпнул из Wasteland. Прежде всего, декорации: и там и там постъядерная желтая выжженная земля и низкое свинцовое небо. но дальше уже начинаются расхождения. И Wasteland 2, противясь влиянию прогресса и вращению колеса истории, сохраняет отличия, сколь бы ни был велик соблазн сделать ее Van Buren под новой вывеской.

Wasteland 2

Мы снова облачаемся в форму пустынных рейнджеров (рвань, крутая шляпа, значок со звездой). Костяк отряда из четырех «счастливчиков» настраивается вручную, но не корпите слишком долго над прической для своего мексиканского еврея-коротышки (это, кстати, реальные параметры). Задача у команды зачастую исключительно прикладная: накостылять встречным-поперечным и обойтись при этом без торжественных похорон павших соратников. И, что опечалит любителей словесных баталий, без лишних разговоров.

Перестрелки и поножовщина — литая основа Wasteland 2. Здесь пошаговая боевая система с очками действий: три на пистолетный выстрел, четыре на винтовочный, два — на удар по морде. Есть и процент попадания, над которым явно поколдовал маг-недоучка из песни Аллы Борисовны, а вот прицельной пальбы по яйцам нет. Зато всякая преграда на местности может служить укрытием, что делает бой немного похожим на ксеноцид из XCOM: Enemy Unknown.

Wasteland 2

Сражения страдают легким однообразием, но их выручает необходимость «держать строй»: если вашего стрелка окружат враги, меткость у него резко упадет, а стало быть, его хилую задницу обязаны прикрывать мастера ближнего боя. Врагов почти всегда полно, у них много ОД и толстые шкуры — придется подолгу напрягать извилины, обдумывая каждый ход и сопровождая громкой бранью осечки, промахи и глупости.

Выжить в Пустошах непросто, поэтому будущие разносчики справедливости оборудованы множеством навыков разной полезности: по видам оружия, по некоторым «выживательным» дисциплинам типа вскрытия замков и — не путать! — взлома сейфов. Найти между ними строгий баланс — та еще морока. Обычно и одного жизнеспособного персонажа сконструировать нелегко, а тут — четверо. Опыт в игре дают неохотно, а вот тумаками оделяют щедрее некуда: от начального выбора умений зависит успех партии в целом.

Wasteland 2

ЭТО ИНТЕРЕСНО: вызывающе бессмысленный навык починки тостеров — искусно замаскированный поиск сокровищ. Тостеры хранят в себе ценные реликвии, только тс-с! Не разболтайте ненароком!

Удачное сочетание разносторонней боевой подготовки и навыков-«выручалочек» на черный день — уже полдела. Без загодя развитой первой помощи, грубой силы и зоркого глаза игра запросто превратится для вас в изощренную пытку, замешанную на тонком управлении, паранойе и волшебной комбинации save/load.

Столь ценимая знатоками жестокость первобытных игр, конечно, вещь приятная, особенно если воплощена не в «ретро»-платформере с душегубским дизайном уровней. Но Wasteland 2 издевается над игроком только затем, чтобы тот в следующий раз (читай — после загрузки) не наступил на те же грабли: не подставлялся под выстрелы товарищей, экономил патроны, не стеснялся убегать и так далее. А еще — просто для веселья, чтобы вы потом красочно описывали друзьям, как подорвались на заминированном сундуке после пирровой победы над боссом.

Wasteland 2 будет нещадно лупить вас за ошибки и в конце концов доведет до побега на рабочий стол и поучительного создания партии заново. По традициям ролевых игр прошлого века она запросто поставит перед вами непроходимую преграду или не по уровню кусачих противников. И подарит сладость реванша, который вы возьмете, возвратившись спустя пару часов поисков себя на Пустошах.

Но даже правильный коллектив нуждается в талантливом руководстве. Это не Fallout, где вы отвечаете только за выходца из Убежища, а скорее додуманный и более современный Fallout Tactics. Что само по себе хорошо, но с одной оговоркой. В Wasteland 2 много напряженных боев и не меньше любопытных мест, однако изюминка осталась за кадром. Черный юмор, которым славились Interplay, попросту некуда приткнуть. Битвы же не утихают — впрочем, нас предупреждали.

Культурно Wasteland 2 — это все-таки вестерн в условиях постъядерного мира, а не черная комедия про людей плохих и людей совсем омерзительных. Поэтому история неоперившихся рейнджеров, расследующих убийство старшего сослуживца, не сравнится по глубине погружения с безнадежными поисками водяного чипа, где мы деремся не только с плохими парнями, но и с хорошими, да и вообще не вылезаем из круто сваренной похлебки на гнусненьких человеческих душах. Это не значит, что цинизм из мира Wasteland выдрали под корень, — вовсе нет. Например, можно перестрелять обреченных исследователей, которых заживо поедают растения-мутанты, а потом слушать поток матюков из рации: рейнджеры так не делают-с.

Wasteland 2 удается изобразить горький и пыльный быт в эпоху победившего атома. Ржавые трущобы, неуклюжие домики, рассыпающиеся бункеры — из проверенных и даже предсказуемых деталей складывается убедительная картина. Однако эмоциональной глубины и отчуждения Fallout 2 игре недостает. У погибшей Америки своя специфическая романтика и посмертная красота, но — не до мороза по коже. И даже музыка, а писал ее тот самый Марк Морган, не берет за душу. Сделана на совесть, но без откровения.

И выглядит новая Wasteland, мягко говоря, устаревшей. Квадратные лица, нарисованные глазки — чистый Morrowind, зато с постэффектами. Потому и камера не рискует приближаться к земле даже на десять футов — на задуманной-то высоте внешние недостатки тонут в работе художников. Главное — не присматриваться.

Возвращение классики проходит мягко и безболезненно, если с момента выхода священного канона так и не вышло ничего аналогичного по мощности. Но постъядерное учение Wasteland получило развитие не раз и не два (если считать Fallout: New Vegas). Поэтому блестящая тактическая ролевая игра, которую выпустили inXile, в душе так и останется прототипом Fallout из далекого прошлого.

Так уж вышло, что безобидную фразу «проект с Kickstarter» обычно стоит читать так: «Мы сделаем все как раньше, но не факт, что это будет актуально». Аудитория верит и финансирует, а Брайан Фарго, его inXile Entertainment и примкнувшая к ним Obsidian Entertainment изо всех сил исполняют мечту.

Более шестидесяти тысяч человек, выделивших через Kickstarter почти 3 млн долларов на разработку Wasteland 2, хотели получить олдскульную тактическую ролевую игру. Задумка почти удалась — здесь действительно можно прочувствовать дух и атмосферу того самого проекта, который вдохновил Interplay на создание Fallout. Другое дело, что звучит идея прекрасно, но играть в такое отважится не каждый.

На все четыре стороны

Wasteland 2

Перед рейнджерами нет никаких условных невидимых стен. С самого начала вы можете передвигаться по карте в любом направлении, исследуя территорию, находя новые поселения или схроны с полезными в хозяйстве предметами — оружием, аптечками, отходами (последние выполняют роль универсальной валюты). Выполнение первого же сюжетного поручения дает официальную индульгенцию на такую вольницу: на карте тут же появляются сразу несколько важных точек, и вы можете идти в любую из них, чтобы продолжить расследование загадочной смерти одного из высокопоставленных рейнджеров.

Если помогать рейнджерам вам не по душе, то в каждом поселении героев ждут отдельные поручения. Нас просят спасти тонущего подростка, найти радиоактивные грибы для местного наркодилера, остановить нашествие слетевших с катушек растений-мутантов, защитить поселок от бандитов, исследовать странную железную руку, найденную на месте убийства, прочитать какие-то странные дневниковые записи. Кажется, девизом к Wasteland нужно было поставить «Решаем проблемы».

Радиоактивные выборы

В интервью год назад Брайан Фарго рассказывал нам, что «вся игра — о причине и следствиях, о ваших решениях и их последствиях». И выбор действительно идет рука об руку со свободой. Начиная с каких-то мелочей: взять в команду бомжа с огромным мачете и пристрастием к выпивке или нет; спасти пленницу-дикарку, обвиненную в шпионаже и пособничестве бандитам или позволить местным подросткам и дальше издеваться над ней; сдать того же охотника до радиоактивных грибочков, которого тут же расстреляют, или сначала выполнить его поручение? И заканчивая более серьезными дилеммами.

Wasteland 2

Как, например, разрешить конфликт между двумя группировками одного индейского племени — перестрелять лидеров (о чем просит одна из местных, уставшая от бесконечной вражды, которая уничтожила целое поколение ее соплеменников) или стать посредником на мирных переговорах? В другой ситуации вы услышите два сигнала бедствия из двух разных поселений — придется решать, кому первым делом ринуться на помощь.

Wasteland 2

Еще больше опасностей ждет на глобальной карте — она вся испещрена радиоактивными зонами, которые облучают ваших рейнджеров. Да еще и периодически на отряд нападают залетные бандиты; особенно это неприятно, когда вы только вышли из такой зоны, еле дышите и светитесь в темноте от радиации ярче Марии Склодовской-Кюри. Избежать таких столкновений поможет прокачанный навык outdoorsman, а верное средство от лучевой болезни — антирадиационные таблетки. Кроме того, приходится запасаться антибиотиками и противоядиями от всяких хворей.

Как вы уже догадались, решать проблемы и выживать рейнджерам помогают разнообразные навыки и умения. Ролевая система в Wasteland 2 все такая же подробная и архаичная, а задача собрать сбалансированный отряд столь же непростая. Как и положено в постапокалиптической ролевой игре, все построено на системе перков.

Wasteland 2

Помимо боевых умений, увеличивающих мастерство во владении разными видами оружия, есть множество самых разнообразных навыков на все случаи жизни. Отключить сигнализацию, вскрыть замок на двери или массивный сейф, вылечить критические ранения, получить скидку в магазине, выудить из компьютера нужную информацию, разобрать оружие на части, прикрепить к стволу какой-нибудь полезный девайс вроде оптического прицела — буквально за каждый чих тут отвечает свой навык. И вы, соответственно, должны так подбирать персонажей и так их развивать, чтобы в вашем отряде не было слабых мест.

Есть и более нетрадиционные умения. К примеру, представители коренного населения Америки (да-да, в мире Wasteland 2 индейцы пережили ядерный апокалипсис, и некоторые из них готовы присоединиться к пустынным рейнджерам) умеют разговаривать с животными и интерпретировать полезную информацию из фольклора. Кроме того, есть навык, позволяющий с помощью грубой физической силы (brutal force) ломать некоторые объекты окружения, — только так можно спасти тонущего молодого человека, свалив метким ударом дерево прямо в воду.

Wasteland 2

Наконец, присутствуют важные разговорные навыки (smart ass, hard ass, kiss ass), которые позволяют по-разному влиять на своих собеседников, угрожая им, разговаривая грубо или, наоборот, пытаясь обаять харизмой и интеллектом. Например, если вы освободите из клетки краснокожую пленницу, лидерам поселка это не понравится — индейцев тут совсем не жалуют. Если убедите их, что якобы хотите отвести ее в Цитадель рейнджеров, чтобы там устроить суд, то они закроют глаза на досадный инцидент.

Сырость в пустыне

Складывается ощущение, что разработчики специально составляли список идей, без которых в ролевой игре про постапокалипсис не обойтись. Так, здесь есть возможность воспользоваться услугами проститутки, которая, естественно, заразит весь отряд. Звучит пошло, но Wasteland 2 буквально источает столь ценимые многими дух и атмосферу Fallout. Пошаговая боевая система, казалось бы, должна только усиливать это волнительное сходство, но вот тут как раз начинаются проблемы. Бои действительно пошаговые, на каждое действие персонажи тратят action points, а шанс попадания из разных видов оружия высчитывается в процентах (и на это, естественно, влияет расстояние до цели). На месте и перехваты хода, и возможность занять укрытие, снизив шанс попадания по персонажу.

Wasteland 2

И все же в сражениях не хватает многих тактических возможностей. Нельзя менять положение тела при стрельбе, нет разрушаемого окружения, нельзя прицельно метить в какие-то отдельные части тела врага, равно как и в его оружие, стрелять на упреждение. Мало используются лестницы и крыши. Понятно, что некоторые современные тактические игры (вроде Frozen Synapse и XCOM: Enemy Unknown) прекрасно обходятся без многих из перечисленных механик, но там авторы изначально собирались предложить что-то новое, современное, а вот Брайан Фарго с компанией обещали возродить классику. Та же XCOM: Enemy Unknown компенсирует эти потери повышенным комфортом, динамикой и разнообразными боевыми умениями, которые используют бойцы. А в Wasteland 2 ни того, ни другого, ни третьего нет.

Wasteland 2

Отдельно про «комфорт». Авторы, конечно, попытались его обеспечить (здесь можно одним нажатием клавиши выделить весь отряд и по одному клику собрать трофеи сразу с нескольких поверженных врагов), но в остальном все печально: олдскульная тактическая RPG вовсе не обязана быть при этом еще и удобной, но то, что мы увидели в ранней версии новой игры inXile Entertainment, иначе как издевательством не назовешь. Совершенно ужасный интерфейс, насилующий глаза чудовищно мелким шрифтом и такими же мелкими иконками, дополняется неудобным инвентарем, в котором нужно долго перераспределять нужные предметы между разными персонажами, — именно от таких атавизмов, а не от системы точечных повреждений следовало бы избавиться в первую очередь.

Wasteland 2

Проблема еще и в том, что каждый раз, когда вы что-то перекладываете в инвентаре, игра словно бросает виртуальный кубик с пятидесятипроцентной вероятностью вылететь на рабочий стол. Постоянные вылеты, непомерно долгие загрузки, разнообразные баги — все это превращает игру в мучение. И даже после нескольких толстых заплаток, обнуляющих «сохранения», Wasteland 2 выглядела как кусок сырого кода с амбициями. Это при том, что графически игра пока находится примерно на уровне The Fall: Last Days of Gaia 2004 года выпуска.

Несмотря на все свои преимущества, Kickstarter во многом напоминает выдающуюся аферу: друзья и слухи приводят вас сюда, вы платите деньги, но покупаете, по большому счету, кота в мешке, поскольку какой выйдет вожделенная вами игра «от ветеранов жанра» — совершенно непонятно. И нет никаких гарантий, что вы сможете или захотите в нее играть. При этом денег, разумеется, не вернут. Тут уже чистая лотерея: кому-то повезет, и он получит именно то, за что платил. А кому-то нет. Знакомство с ранней версией Wasteland 2, честно говоря, особого оптимизма на этот счет не прибавляет.

Нужно помнить, что несколько миллионов долларов, собранных на Kickstarter, все равно непомерно мало по сравнению с бюджетами современных ААА-хитов. Касса той же Watch_Dogs на момент переноса игры прошлой осенью составляла 63 млн американских президентов. Так что, возможно, и не стоит ждать от «народных RPG» идеального баланса и технического совершенства. А вот предельной честности и ответственности хотелось бы. Но с этим у авторов Wasteland 2, кажется, есть проблемы.

Во-первых, Фарго и компания сейчас параллельно работают еще и над Torment: Tides of Numenera, и, судя по всему, нормально распределить силы сразу на два крупных проекта у них пока не очень-то получается. В чем они, конечно, ни за что не признаются. Во-вторых, раннюю альфа-версию, местами практически неиграбельную, они продавали в Steam по 1599 рублей, да еще просили 50 долларов за DLC Red Boots…

Читайте также: