Warhammer 40000 dawn of war обзор

Обновлено: 06.07.2024

Интересно все-таки получается, студия Relic ранее была знаменита своей шикарной серией космических стратегий Homeworld, но вышел всего один проект, который затмил прочие заслуги. Warhammer 40000: Dawn of War оказался именно тем, чего так жаждали скучающие по добротным RTS геймеры. Популярная вселенная настольной игры Warhammer 40000, кинематографическая постановка, поражающая воображение графика – это был хит термоядерной силы. Чуть ли не каждой второй называл Relic «новой Blizzard» (что, конечно, далековато от истины), а Dawn of War не иначе как «новым Warcraft». Разумеется, такая популярность в народе и нехилые продажи автоматически дали жизнь многочисленным продолжениям. Через год состоялся релиз тепло встреченного публикой адд-она Winter Assault. На достигнутом решено было не останавливаться, и уже в этом году на свет появилось второе дополнение под названием Dark Crusade. Что же заготовила Relic на этот раз? А вот в это мы сейчас и разберемся.

Великолепная семерка

Сюжет Dark Crusade повествует о старых феодалах всея галактики – Некронах. Вариация нежити в антураже вселенной Warhammer 40000 ранее давала пинка всем расам сразу. Непобедимые Некроны нещадно жгли, убивали, взрывали, уничтожали и просто истребляли все, что попадалось под руку. Однако в какой-то момент легендарные убийцы куда-то подевались, и больше их никто не видел. Оказывается, в то время как грозные терминаторы решили «отдохнуть», жизнь во вселенной текла кровавой рекой. Одни лидеры сменяли других, велись нескончаемые войны – жители мира Warhammer 40000, видимо, не могут по-другому. Так бы все и продолжалась, пока на планету Кронус ненароком не прилетела археологическая экспедиция и не откопала наших спящих красавиц. Пробужденные и явно недовольные раскладом текущих дел, Некроны, взялись за старое, что не очень понравилось другим вечно воюющим сторонам. Итак, на планете Кронус в практически равном бою сошлись все семь доступных рас. Самое интересное, что каждая фракция преследует какие-то свои священные цели. К примеру, Космическая Пехота истребляет неверных, попутно охраняя богатства Кронуса, а новички Тау проливают геколитры крови ради «Величайшего Блага».

Красавец Dawn of War всем был хорош, только вот одиночная кампания в игре была одна и малюсенькая. В Winter Assault разработчики несколько исправились - теперь нас ждала схватка либо на стороне «хороших» либо «плохих» (ну, это как посмотреть, кто там хороший). В третий раз умные головы из Relic решили, что совсем уж наглеть не стоит, и наконец-таки сделали нормальный сингл. Возрадуйся, фанат: проходить игровую компанию можно любой расой. Понравились высокотехнологичные Эльдары? Или же ваш выбор пал на «темную сторону силу» - Хаос? Пожалуйста, запрета нет. Правда, какую бы расу не выбрал игрок, цель одна: сжить всех остальных с планеты. Но одним выбором фракций разработчики не ограничились. Структура компании изменилась. Глобальной карте а-ля Battle for Middle-Earth дали зеленой свет, что мы и лицезрим в Dark Crusade. Территория Кронуса поделена на 25 частей, на которых и пройдут кровопролитные сражения. Перемещения происходят в пошаговом режиме, а сами битвы можно отыграть самому или же довериться несмышленому компьютеру и включить «автобой». Сначала совершать набеги придется исключительно на приграничную территорию, однако, если заполучить космопорт, то нападению может подвергнуться любой кусок карты. Многие миссии представляют собой стандартное «строим-улучшаем-уничтожаем». Интерес вызывают лишь локации, где целью является изгнание вражеских лидеров с территории планеты. Тут и неплохие сценки на движке есть, и противник ведет себя более агрессивно, и сами карты поинтересней будут в плане дизайна.
Однообразность миссий с лихвой разбавляются с многочисленными бонусами. За выполнение дополнительных заданий вроде умерщвления определенной толпы вражин вам презентуют специальные очки, на которые, прямо как в РПГ, можно прикупить новые вещички вашему герою: здоровенный меч, мощный бластер или же специальные «обвесы» для костюма, повышающие жизненную силу, скорость и другие характеристики. Второй наградой являются ветеранские отряды. Это значит, что где-то к середине игры у вас в активе будут мощные пехотинцы и даже бронетехника. Такой подход приводит к наглой тактике. Если постараться, то в некоторых миссиях можно задавить врага одними ветеранами, главное действовать быстро. Каждый выгрызенный у противника кусок Кронуса вырабатывает некоторую сумму денег, которые траться на покупку зданий или дополнительных юнитов перед началом очередной миссии. Так, на первых этапах не обязательно беспокоиться о защите базы, если вы предусмотрительно расщедрились на четыре оборонительные турели.

Burn The Heretic, Play The Game

Человеку в глаза не видевшему Warhammer 40000: Dawn of War сложно представить, как в это вообще играть. А играть довольно просто. Следуя канонам жанра, сначала нужно построить базу, и в последствии всячески ее улучшать. Ресурсов в Dark Crusade всего два: энергия и очки. Первое вырабатывается «электростанциями», а вот для получения достаточного количества очков нужно захватывать контрольные точки и реликты. Большую часть армии составляют отряды пехоты. Группа воинов подвергается многим улучшениям вплоть до раздачи оружия и назначения капитана. В арсенале любой расы так же имеются герои, которые, жаль, не имеют возможности прокачаться, и разнообразная бронетехника. Безнаказанно покупать многотысячное войско не дозволено, выше лимита не прыгнешь.

Стоит подробней представить двух прибывших гостей. Тау – раса-гибрид. В здешней армии имеются, как и высокотехнологичные войска, больше ориентированные на дальние дистанции, так и самые настоящие звери, удел которых ближний бой. Некроны так же заинтересуют любителей всего оригинального. Серые, медленные, но чрезвычайно опасные терминаторы представляют чрезвычайную угрозу, если дать им развиться. Местный герой может не только восстанавливать мертвецов, но и превращаться в ужасающую тварь немаленьких размеров. Имеются у Некронов и другие интересные особенности. Они используют всего один вид энергии, а захват контрольных точек и реликтов проводится исключительно силами рабочих. Стоить отметить, что создать идеальный баланс в RTS где играбельны целых семь отличных друг от друга рас сложно, так что ждите постоянной корректировки посредством патчей. Одним увеличением количества сторон конфликта стахановцы из Relic не ограничились – «старые» расы несколько расширились. Космический десант обзавелся очень сильными воинами ближнего боя – Grey Knights. Орки в свою очередь заполучили в свои ряды неплохих стрелков. А вот приверженцам Хаоса крупно повезло. Отныне Лорд может перевоплотиться в свирепствующего демона. Неужто им одной машины смерти было мало?

Наверное, единственная проблема серии Dawn of War так и осталась без изменений. Да, мощные спецэффекты, выплясываемые героями комбо и разлетающийся в разные стороны отряд пехотинцев благодаря меткому выстрелу из танка – это все хорошо и замечательно. Но когда на мизерном клочке земли сходятся две громадные армии, то начинается такая сечь, что разобраться в творящемся на экране просто невозможно. Герой отчаянно лупит засевших вдалеке стрелков, дредноуты с хрустом ломают вражеские позвоночники, взрывы раздаются тот тут то там, а когда на сцену выходят местные гиганты (вроде Avatar со стороны Эльдаров) то пиши, пропало. Проблема в том, что на происходящее надо не смотреть с ведром попкорна (хотя никто не запрещает), происходящим надо управлять, а сделать это достаточно сложно.

А вот графика не изменилась ни на йоту. И самое удивительное, что даже после двух лет со дня выхода не облагороженный моторчик Dawn of War выглядит очень даже неплохо. Конечно, после выхода Company of Heroes такой картинкой мало кого удивишь, но превосходный дизайн юнитов и строений, а также отличную анимацию нельзя не заметить.

Итоговые комментарии:

Студия Relic сдержала все свои обещания. Две новые фракции? Неплохой сингл? Да, все это имеется. Качественно, старо, но все также интересно как два года назад. Работоспособности девелоперов можно только подивиться. Не каждая студия сможет выпустить за осень два очень качественных проекта, хоть один из них и является дополнением.
P.S. После выхода Dark Crusade в Сети появились слухи о еще двух стратегических проектах во вселенной Warhammer 40000. Теплится надежда, что хоть один из них будет чем-то новым, а не очередным (хоть и качественным) адд-оном.

Геймплей: Знакомое фанатам действо. Отряды, улучшения и кровопролитные битвы. Разница лишь в двух новых сторонах конфликта.
Графика: Двухгодичный движок хоть и не выглядит корявым уродцем, но замену поискать стоит.
Звук: Relic держит марку. Озвучка новых юнитов просто-таки отличная.

Тот самый момент, когда всё новое — это хорошо забытое старое. И это не так уж плохо.

Обзор Warhammer 40 000: Dawn of War 3. Хорошая наследственность

Обзор Warhammer 40 000: Dawn of War 3. Хорошая наследственность
Обзор Warhammer 40 000: Dawn of War 3. Хорошая наследственность
Обзор Warhammer 40 000: Dawn of War 3. Хорошая наследственность

Dawn of War 3 — одна из самых ожидаемых стратегий последних лет. Но чем больше надежд, тем сильнее может быть разочарование: редко какому современному блокбастеру удается избежать недовольства фанатов. К счастью, продолжение культовой серии Relic обошлось без фатальных ошибок. А вот насколько оно понравится аудитории, увидим после релиза, намеченного на 27 апреля.

История одной маленькой планеты

День у Габриэля Ангелоса не задался. Сначала пришлось разбираться с целой ордой орков под предводительством Горгуца, а следом очень не вовремя появились эльдары. Но мрачный стоицизм и непреклонная вера космодесантника не давали ему пасть духом: Император смотрит на него, а значит, нужно держаться до конца. И любой ценой не дать этим врагам человечества найти то, что они ищут. Копье Каина — артефакт невиданной мощи, он появился вместе с древней планетой, выходящей из варпа раз в пять тысячелетий. И тот, кто будет им обладать, сможет покорить тысячи миров.

Сама по себе история Dawn of War 3 проста и понятна без дополнительных знаний по вселенной Warhammer: три фракции сражаются за могущественное оружие. Ослепленные жаждой наживы орки, эльдары и космодесантники стреляют, режут и жгут друг друга в кровавом конфликте. Конечно, рано или поздно окажется, что не всё так просто. Но и в этом случае особой интриги не будет.


Космодесантники — стальной скальпель Империума, уничтожающий ксеносов и еретиков.

В сюжетной кампании играть мы будем за все стороны конфликта — это ближе познакомит вас с мотивацией, оружием и харизматичными лидерами фракций. Но сама история примитивна: фактически это просто вводная к мультиплееру, своего рода длинное обучение.

Впрочем, есть в ней и хорошее. Брифинги в виде диалогов главных героев неплохо написаны, а эффектные видеоролики при смене сюжетных арок похожи на интерактивную книгу. Всё происходящее достойно выглядит и погружает в привычную атмосферу мрачного будущего: космодесантники бросают пафосные фразы, эльдары не считают врагов за разумных существ, а орки машут топорами. Классика!

Старые добрые времена

После беглого знакомства с предысторией вас бросят на поле боя, где теперь снова нужно строить базу. Да, наконец-то можно не ограничивать себя малым количеством отрядов и не переживать за каждую потерю.

У всех фракций базовый набор зданий одинаковый: казармы для специализированной пехоты, завод по сбору техники, защитная башня для ресурсных точек и арсенал с десятком возможных улучшений армии. Если вы играли в Dawn of War, то почти всё уже будет знакомо. Разве что турелей нет, но игра и так не даст отсидеться за оборонительными сооружениями.


У каждой фракции есть целый набор бонусов для своих армий.

В наборе пехоты и техники тоже много знакомого. Космодесант будет рассекать на «Хищниках», расположив в удобных точках опустошителей. Орки пустят в бой «Килла-Канов», подкрепив атаку толпой бойзов. У эльдаров, как водится, за резку врагов отвечают банши. Впрочем, в армиях хватает и новичков на любой вкус.

В ресурсах тоже пополнение: к стандартной реквизиции и энергии добавились очки элит. За них в определенный момент можно призвать на поле боя могучих «героев», способных резко изменить ситуацию на карте. Даже, по правде говоря, слишком резко. Больно уж сильны эти персонажи: такой гигант с диким запасом здоровья и смертоносными умениями способен буквально в одиночку выкосить чуть ли не всю армию.


Высаживаем героя, и вся расстановка на поле боя летит к чертям.

Особенно повезло эльдарам. От их призрачных лордов пробирает мелкая дрожь: трехметровых орков они разбрасывают, словно пушинки, а остальных рубят на куски мечом. Космодесант может ответить имперскими рыцарями — огромными боевыми машинами чуть поменьше титана. А орки опять собирают металлолом: лепят что-то похожее на гарганта и аугментируют всех ближайших соплеменников чуть ли не тракторными ковшами.

Что там у эльдаров в карманцах?

У каждой фракции сохранились свои фишки. Эльдары традиционно очень быстры и полагаются в основном на щиты. Еще они умеют перемещать свои постройки в любую видимую точку: и сбежать можно в нужный момент, и базу под боком у врага поставить. Кроме того, построив врата Паутины, войска эльдаров будут получать бонусы в немалом радиусе от них. Фракция кажется хрупкой, но благодаря щитам даже базовые отряды могут оказаться не слабее орочьих нобов. В сочетании с весомым уроном в дальнем бою — просто убийственная смесь.


Предприимчивые орки из сгоревшего танка противника легко соберут свой. Для этого в армии зеленокожих всегда есть гретчины, пополняющие войско техникой прямо на грудах отходов. Бесполезные в бою строители внезапно обретают смысл, когда на ваших глазах буквально «из палок» собирают бронированное чудовище.

Кроме того, каждый орочий отряд можно отослать собирать металлолом — так бойцы улучшат свои характеристики. На старте орочья пехота кажется слабее пехоты других фракций, так что не стоит забывать про эту функцию. И, разумеется, в определенный момент можно запустить «ВАААГХ», ненадолго усиливающий бойцов.

У космодесанта механики попроще, но он берет надежностью и гибкостью. Универсальная пехота на все случаи жизни, крепкая техника, разрывающие врага на куски дредноуты. Стандартных десантников можно вооружать огнеметами или плазмаганами — в зависимости от потребностей. Если вы не особенно хорошо знакомы с Dawn of War и стратегиями вообще, начинать стоит с этих парней в силовой броне.


Идеалов не бывает

Увы, во всем этом прекрасном разнообразии есть одно большое «но». Да, теперь можно создавать базы и нанимать много пехоты, но игра все равно пытается вписать вас в рамки Dawn of War 2. Отряды дорогие, и у многих есть особые способности. Учитывая, что под вашим командованием оказывается с десяток подразделений, требования к микроконтролю огромны: надо успевать не только бить, но и рассредоточивать армию по карте, чтобы ее не уничтожили одним ударом. А ведь есть еще и герои, у них по два-три активных умения.

В итоге самыми эффективными в игре становятся небольшие ударные кулаки, где каждый отряд может проявить себя и нет шансов потерять всё за несколько секунд. Восстанавливать боеспособность в Dawn of War 3 сложно, и каждая ошибка может стать фатальной. Это скорее интересная сложность, чем недостаток, но ее придется учитывать.



Пейзажи в Dawn of War 3 не самые скучные, но и не выдающиеся.

Во многом из-за этого механики первой и второй частей, а из них фактически и состоит Dawn of War 3, вступают в конфликт. С одной стороны, хочется управлять сметающей всё на своем пути волной имперского керамита, а с другой — какой в этом смысл, если одна удачная атака призрачного лорда положит конец всей армии? В кампании это почти не чувствуется, но в мультиплеере подобные мысли не отпускают ни на минуту.

Дисбаланс очевиден: герои настолько сильны, что остальные войска на их фоне кажутся ничтожными. В итоге многие бои сводятся буквально к тому, чтобы раньше противника выпустить своего «терминатора» на карту, — об этом мы уже рассказывали в предварительном обзоре.

В боях герои набирают уровни, открывая бонусы для вашей армии и новые скины для себя. Пока таких персонажей по пять-шесть у каждой фракции, но, очевидно, их станет больше с выходом DLC.

Красота — не главное

Отдельно скажем о дизайне. В целом, к релизу все оказалось гораздо лучше, чем было после бета-теста. Есть и космические крепости с гигантскими пушками, и развалины индустриального города на поверхности планеты. Без особых изысков, но хотя бы не так скучно, как очередная равнина с разбросанным по ней мусором. Модели пехоты и техники простоваты, зато Dawn of War 3 пойдет почти на любом компьютере.

С большей любовью дизайнеры отнеслись к оркам, те вышли очень детализированными — вплоть до лент патронов на шеях шутабойзов. Остальные тоже неплохи, но кажутся гостями из второй части.


А вот что действительно раздражает, так это интерфейс. Нечитабельный шрифт — бич многих современных игр, но в Dawn of War 3 нужно просто с лупой сидеть, чтобы разобраться в тексте на экране. Да и меню жутко неудобное. Остается надеяться, что это исправят с первыми патчами.

У Dawn of War 3 оказалось не так много недостатков, как предполагали. Да, не самая глубокая история. Да, есть определенный дисбаланс и несколько дизайнерских ошибок. И, конечно, это может подпортить впечатление от игры. Но это все та же Dawn of War.

Как правило, обзоры игр не начинают с недостатков. Эту часть оставляют напоследок. Я привык делать также. Но этот случай особенный, потому что этот недостаток, это, по сути, первое, что бросается вам в глаза, когда вы знакомитесь с игрой.

Вступительный кинематографический ролик напоминает опенинг фильма «Терминатор». Одним словом – впечатляет!

Знакомьтесь, это раса Некронов. Машины из живого металла, образ которых навеян культурой Египта. Опасные противники и настоящая большая угроза всему живому в Галактике по сюжету, в то время как в самой игре они слабаки. Даже их способности, такие как оживление противников прямо на поле боя (дистанционно с помощью высоких технологий) и превращение своего главного штаба в виде огромного монолита в передвигающуюся тяжелую технику, не сильно им помогают. Неужели так и задумывалось авторами игры?

Конечно, у каждой расы есть своя «фича» и свойственная ей манера боя. Свои плюсы и свои минусы. Войны одной расы хитрые и быстрые, войны другой наоборот преимущественно медленные, но очень сильные. Эльдары (местный аналог эльфов) и Империя Тау (пришельцы, за которых я прошел игру) стараются сохранять дистанцию со своим врагом. У них слабая броня, поэтому они скрытны и не лезут в открытую битву. Другие, например Орки, предпочитают грубую силу и хорошо держат удар. Исходя из этого, выбрав ту или иную расу, вы играете так, как это задумывалось разработчиками. Проблема заключается в том, что на практике одна раса может просто задавить своей армией в бою другую расу, если вы, играя на стороне менее сильных воинов, тратите время на постройку зданий и армии для их обороны.

Вы знаете, как люди обычно играют в игры RTS жанра? Сначала мы строим базу-у-у. А теперь создаем армию для её обороны-ы-ы. Теперь создаем маленький отряд и посылаем его на разведку-у-у. Узнаем где база противника на карте. Ага, вот она. Теперь, отправляем несколько мощных юнитов атаковать противника-а-а. Не забываем добывать ресурсы-ы-ы, строить новые здания-я-я и проводить исследования-я-я. Ищем слабые стороны в обороне противника-а-а.


Во имя Высшего блага!

Оригинальная Warhammer 40000: Dawn of War игралась именно так и была надо сказать в целом довольно простой игрой, даже для казуалов в жанре вроде меня. В крупном дополнении Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade многое поменялось. Теперь ваш бой за территорию может растянуться на пол дня или даже вас сразу просто разобьют из-за местного дисбаланса.

У меня был такой случай. Я контролировал 80 процентов территории, а мой противник только десять. Остальная местность была нейтральной. Я играл по стандартному тактону – в бой не лез, строил себе здания, армию, технику. Короче, копил свои силы для удара. Сейчас думаю, понаделаю себе всякой фигни и разгромлю противника. Но не тут то было. Противник, контролируя всего две точки на карте (!!), вывел на меня из «тумана войны» океан бронетехники и пехоты. И я не смог его остановить и проиграл. Почему при меньшем количестве Влияния армия врага мощнее моей? Я пробовал пять или шесть раз. Я уже было психовать начал, почему эта игра такая сложная. Но на самом деле, это не так. Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade не ваша типичная стратегия в реальном времени, как в плохом, так и в хорошем смысле этого слова, и у неё совсем другие правила. Чем больше вы тянете время, тем хуже для вас. Правда на практике это доходит до абсурда. Любой бой за территорию можно выиграть за пять минут. Вернее сказать, либо так, либо никак. Просто берете всех воинов на вашей базе, которых вы успели создать, и отправляете их искать вражеский штаб. Не нужно ничего строить или захватывать. Пару точек забрали себе, обустроили их до укрепленных пунктов и всё. А иной раз и этого не нужно.

Другая проблема игры. После того как вы поняли, какая тактика в игре самая лучшая (описано выше), геймплей становится несколько повторяющимся. Кроме того, вы занимаетесь такой рутиной как отбивание уже захваченных вами территорий на планете. А противник как назло постоянно нападает на одну и ту же, и вы проводите десяток боев на карте, которую вы уже успели выучить наизусть.


Ситуация меняется к лучшему, когда вы наконец нападаете на главную базу одного из шести ваших противников на общей карте планеты. Вот тут игра становится действительно захватывающей и интересной. Битва с лидером враждебной расы сопровождается катсценами и нелинейным геймплеем с выполнением ряда дополнительных задач по типу легендарной Warcraft 3. Здесь уже не получится просто прийти, увидеть и победить, как я описал выше. Например, напав на лидера орков Горгутца, вам нужно будет перессорить его со всеми кланами орков, чтобы те напали на него, усомнившись в его авторитете. Для этого вы уничтожаете столбы с громкоговорителями, из которых он вещает. А после этого встаете в сторонку и смотрите на учиненную вами заварушку между ними. Другой пример, нападение на главную базу Эльдаров, где вам нужно захватить звездные врата и удерживать их в течение десяти минут. Однако перед этим придется придумать способ как расчистить себе путь до них. Иногда прямо в середине боя появляются какие-то новые факторы, и вам приходится адаптироваться под них. Это очень круто.

Другая крутая вещь, связанная с этой игрой это то, что ваши противники тоже не сидят без дела. Они нападают не только на вас, но и друг на друга. Причем одна раса может с легкостью выгнать с планеты другую, пока вы заняты захватом одной из 22 территорий в игре. Это похоже на Dune 2: The Building of a Dynasty только в гораздо более увлекательном, осовремененном варианте.

На общей карте планеты нет какого-то заранее прописанного сценария, что добавляет игре элемент непредсказуемости происходящего. По ходу прохождения кампании компьютер случайно выбирает то или иное действие. Представитель враждующей с вами расы может как напасть на вас, так и струсить, сделав ход назад.


This is fine.

Графика и звук остались без изменений отличными. Озвучка одной из двух новых рас в игре Империи Тау меня особенно порадовала. То, как они говорят похоже на необычную смесь английского акцента и роботизированного голоса. Звучит забавно.

Честно признаться, я не большой поклонник стратегий в реальном времени. Но спустя годы после Warcraft 3 с её запоминающимся сюжетом и персонажами, мне захотелось найти ей какую-нибудь альтернативу, что-то похожее по духу, сделанное на таком же высоком уровне и отличной локализацией. Могу точно сказать, что Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade во многом действительно является такой игрой. У неё очень хорошая графика, удобный интерфейс, много контента и «челлендж». Картину портят только рутина и временами повторяющийся геймплей. Но если у вас хватит терпения добраться до самого интересного в ней, то у Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade есть все шансы задержаться на долгий срок на жестком диске вашего личного компьютера.

Плюсы: Всё такая же красивая графика и анимации, как и в оригинале; сценарии нападения на базу лидеров рас.

Минусы: ЖУТКИЙ дисбаланс между расами, рутина, временами репетативный геймплей, однотипный дизайн некоторых территорий планеты Кронус.

Такое случается редко - атмосферная стратегия, обросшая множеством аддонов и получившая отличные оценки в прессе, почти меняет концепцию. Стратегические битвы со строительством и добычей ресурсов превращаются в тактические стычки, уровни меняют гектары на квадратные километры, боевые единицы обретают личности… А результат по-хорошему удивляет.

Gears of War(hammer)

Обучающий уровень подозрительно милосерден к игроку и его виртуальным подчиненным. Никаких эпических задач на первое время, разрушение здоровенных баз с превосходящими силами противника откладывается. В кадре - скромный окоп, заполненный обороняющимися, и пара десятков орков. Те, что в окопе, - наши, Космодесантники. По голосовой связи взывают о помощи, укрепления вот-вот перехватят. Ситуация ясна, исправлять положение и лезть под пули будет наш герой.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Дуэль двух героев. В тропиках.

Первым делом понимаешь, что меню строительства нет. Совсем. То есть спустить прямо сейчас с орбиты теплую казарму с ротой-другой десантников никто не позволит - вот отряды, в меру крепкие и отважные ребята по четыре, изволь вести их в бой и вернуть на базу в целости да сохранности. Не какие-то там "начальные юниты", а вполне подготовленные бойцы. Только теперь их мало выделить рамкой и класть на амбразуру.

Поначалу такой подход очень даже работает, но переучиваться заставляют быстро. Войска стали послушнее и по клику мыши могут занимать откровенно самоубийственные позиции, прячась от пулемета за камушком или стоя во весь рост. Чтобы уберечь солдат от вражеских пуль, приходится находить укрытия. Первая ассоциация - Gears Of War. Это, конечно, стратегия и впору вспомнить Company Of Heroes, однако ярко-алая броня и неслабые физические данные словно шепчут заветное "Маркус Феникс" - даром что банданы не в почете. Кликаем на ближайшей каменной кладке - отряд шустро шмыгает за неё и открывает огонь по залетным гостям-оркам…

Go, Brothers!

Dawn Of War 2 поначалу недооцениваешь. Она кажется легкой и какой-то слишком простой. Зачем эти заборы и укрепленные дома, гранаты у одного и невидимость у второго отряда? Метод рамки ведь работает - группа закованных в сталь мужчин без всяких проблем сдерживает натиск противника и с блеском выполняет миссию за миссией. Главный герой (все его называют commander, хотя имя придумывает сам игрок) так и вообще бессмертен - сначала супостатам нужно пробить его щиты, чтобы добраться до заветной зеленой полоски. И это при возможности полного лечения одним нажатием кнопки.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Ну, обычно тут так и бывает. Сначала вроде держат позиции, а потом как смешаются в кучу!

Тут-то и всплывает новый сюрприз. Обучение как раз заканчивается, начинаются серьёзные, хотя все еще и локальные, дела. После очередного пафосного сброса на поверхность (красный такой челнок врезается в грунт) каждым шагом отряда уже не руководят вышестоящие чины, есть только задание и голова на плечах. Врагов становится непривычно много, прячутся они очень хорошо и не стесняются заходить в тыл, подавлять шквальным огнем, а зачастую попросту раскидывать подопечных как кегли, приземляясь после прыжка на ракетном ранце.


Космический десант - это не просто закованные в красный доспех солдаты. Непосредственно в игре их происхождение освещается мало, однако фанатам вселенной Warhammer 40.000 наверняка известно, почему у некоторых из головы торчит что-то похожее на болты и кабели. Методы отбора в элиту крайне жесткие: кандидатов разыскивают на планетах с агрессивным окружением, где они ежедневно борются за жизнь. Потом начинается инициация: молодого бойца подготавливают на психическом и физическом уровнях, вживляют в тело имплантаты и меняют на генном уровне вплоть до того, что силовая броня становится его вторым телом, нисколько не мешая восприятию и движениям. Процесс становления длится годами, однако даже в случае больших потерь Space Marines (оригинальное английское название) никого не берут "по объявлению", соблюдая жесткую дисциплину. Видимо, из-за этого в игре даже в случае провала миссии отряд не бросают, а срочно эвакуируют с поверхности планеты.

Начинается тактика. Каждому отряду присваиваешь цифру на клавиатуре (цеплять курсором из мельтешащей массы своих и чужих не очень-то удобно), вместо рамки используешь выверенные ходы: эти отвлекают орков, другие заходят в тыл, а герой для верности отправляется в гущу событий. Тааак, ещё пять аптечек, до следующего ящика отряд точно продержится…

Способности тут же приобретают смысл - будучи невидимым, разведчик может положить пару кило взрывчатки рядом с вражьим бункером. Прижатые к земле космодесантники бросают гранату размером с гирю в окошко некогда жилого дома и выкуривают оттуда обнаглевших орков. Наш герой способен победно взмахнуть мечом оригинальной конструкции и разломать в щепки стену, уронив ближайших противников на пол. Пользоваться особенностями отряда приходится постоянно - кто ж, пусть и с крепкой броней, но разрушит три пулемета одновременно? Вона - даже бесстрашный герой довольно скоро теряет сознание. Хотя и принципа "Hero Must Die" не наблюдается - солдаты здесь хоть и погибают, но ведущему их начальнику можно помочь - применить аптечку, зовущуюся стимулятором, или подойти поближе и поднять на ноги.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Межмиссионный экран. Тут можно и автомат сменить, и брифинг почитать.

Pain and Gain

Кстати, аватары прокачиваются. После боя можно распорядиться заработанными очками опыта, улучшив один из четырех навыков: силу, выносливость, волю или меткость. Чем больше очков вкладывается в полоску навыка, тем более ценные умения приобретает отряд. Например, хорошенько развившие "стамину" юниты могут становиться неуязвимыми на короткое время.

Но самое приятное перед заданием - выдать бойцам новое снаряжение. Разработчики не жадничают, выдавая то броню покрепче, то оружие посерьезнее. Садистских прибавок "+0,5 к урону" ждать не приходится - разжившись качественными доспехами, герой уже спустя одно задание может продать их за очки опыта по ненадобности, ведь в трюме его дожидается еще более продвинутый вариант.

На подвиги не тянут за уши, предлагая на стратегической карте выбирать себе зону высадки. Один район - одна цель, плюс несколько дополнительных заданий вроде перехвата контроля над зданиями (хотя строительства в игре нет, обладание фабриками приносит бонусы). При этом тотальная зачистка района может проводиться несколько раз: командование, например, не разрешает захватывать все здания на карте в один присест.

Неприятная деталь в Dawn Of War 2 - боссы. Это такие особо крепкие монстры, способные швыряться гранатами, давить подопечных ногами и не обращать внимания на тонны свинца. Сражаться с ними странно и неудобно: только что победоносно шагавший сквозь толпы врагов десант бегает по импровизированной арене туда-сюда, тщетно пытаясь увернуться от очередной взрывной волны, затем дружно останавливается, робко постреливает и снова бежит. Смена имиджа? Впрочем, после скучного эпизода нас вновь пускают в тактические закрома Warhammer, расходящиеся аж на несколько виртуальных планет. Смена окружения и расы-противника в комплекте.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Тираниды сражаются с тиранидами.

Подвести итог можно банальными словами про хорошую графику вкупе с качественным звуком, упомянуть об интересных деталях вроде реалистичных взрывов (сначала на экране виден эффект волны, а спустя пару мгновений становится слышен звук) и порекомендовать всем любителям стратегий ознакомиться. Мол, где встретишь безумную смесь Full Spectrum Warrior, Company Of Heroes да ещё нескольких стратегий/экшенов с позиционными боями?

Мы скажем иначе. Warhammer 40.000: Dawn Of War 2 - просто добротная и интересная стратегия, донимающая игрока лишь изредка. По крайней мере, об этом говорит наш опыт общения с ней.

Плюсы: отличная атмосфера; зрелищные позиционные сражения; обновленная концепция.
Минусы: не совсем продуманные боссы; частенько глупящий AI полигональных союзников; управление может показаться экзотическим.

Читайте также: