Wargame european escalation обзор

Обновлено: 26.06.2024

Современная война немыслима без авиации. Тем удивительнее, что в Wargame: European Escalation самолетов попросту не было — одни вертолеты. Вроде бы серьезная RTS про бодание коммунистов и капиталистов, а небо — мирное-мирное. Лишь изредка пролетит стайка винтокрылов и немедленно горохом посыплется на землю от первого же залпа ПВО. Однако Eugen Systems образумились и сделали Wargame заново, добавив приставку Airland Battle. Пора орать «Воздух!» и подозрительно коситься на облака.

Wargame: European Escalation и без всяких там авиаций была на редкость недурна. Основу геймплея она потянула из RUSE, предыдущей стратегии от Eugen: стремительные бои в реальном времени с участием пехоты и бронетехники (только в RUSE воевали за и против вермахта, а в Wargame мы разыгрываем Третью мировую с непременным участием США и СССР). И бои не простые, а с обязательным применением тактических навыков, где однородный танковый рой прорвется только на свалку, но никак не через линию фронта. Правила не изменились: две команды (от двух до четырех генералов, дуэли тоже возможны) захватывают и отбивают сектора, разведывают обстановку, заказывают подкрепления и изредка проявляют чудеса микроконтроля.

Wargame: Airland Battle

Положение с маневрами усугубили: в Airland Battle «раш» имеет еще меньше смысла — одна несчастная авиабомба разбирает на цветмет четыре безобразно дорогих танка. Поэтому самолеты стали не просто факультативным развлечением — это фактор, с которым нужно считаться.

Wargame: Airland Battle

Однако справедливой раздачи боевых птичек мы не увидим. Воздух, как правило, остается во власти НАТО, а ОВД, который игроки называют «Пактом» (от «Warsaw Pact» — «Варшавский договор»), вынужден ощетиниваться зенитками. Впрочем, это не значит, что коммунисты беззащитны. Баланс сохранился, но принял причудливую форму — один машет руками, а другой уворачивается. НАТО вроде бы господствует в воздухе, зато ОВД оснащается целыми колоннами из машин ПВО и делает вид, что над головой вообще никого нет, кроме птиц. Паритет сторон соблюден в полной мере, но.

Wargame: Airland Battle

Формально Airland Battle — игра новая и самостоятельная, однако на самом деле устраняет многие недочеты первой части и вообще с успехом ее заменяет.

О просторах континента можно покамест забыть: наши операции развернутся только в Скандинавии. Дескать, основной фронт увяз в позиционной войне, и теперь судьбы мира зависят от шведских, норвежских и датских земель. Собственно, глобальный геймплей — причудливая вариация геймплея Total War. Пошаговый режим и полководческий «минимум»: фишки-войска, каждая из которых заключает в себе отдельную армию, и области, предназначенные для захвата и обороны.

Wargame: Airland Battle

В начале сценария выдают парочку корпусов, но для победы этого редко хватает. Поэтому каждый день (то бишь ход) нам разрешают вызвать подкрепление: от летучей десантной дивизии до могучей бронетанковой. А еще сюда вернулись карты из RUSE — там они служили средством тотальной дезинформации: скрыть от чужих глаз армию, в другом месте соорудить фальшивую. Короче, позволяли мухлевать на законных основаниях. В Wargame их функциональность заметно возросла: можно и скрыть состав дивизии, и устроить тактический ядерный атас или прошерстить прибрежные воды (чтобы вражий флот не шалил).

Wargame: Airland Battle

Жаль, но значимости Total War этот глобальный режим не добился: карточная колода скудна, а боевые ухищрения почти всегда проигрывают в полезности свеженькой дивизии. Однако это не столь важно — двигать фигурки по карте Европы само по себе удовольствие.

. Которое портится боями, а вернее, странными условиями для них: битвы мало отличаются от обычных skirmish, но почти всегда крайне ограничены во времени. Двадцать минут — в лучшем случае! И за это время от нас требуют навоевать, скажем, 2000 очков. Не успели? Объявляется ничья. И — на том же месте, в тот же час, но на следующем ходу. Назавтра нас немного стеснят в финансах (наказание — побеждать же надо!) и спросят вместо двух тысяч две с половиной. Снова пат? Тогда 3000 и жалкие гроши на старте, с которыми свою-то территорию не удержать, об атаке речи и быть не может.

Wargame: Airland Battle

Проблема временного лимита всплывает редко, но очень метко. Как правило, если вы не захватили область с первой атаки и сыграли вничью, завладеть сектором удастся нескоро. Таким образом кампания подталкивает к стремительным и мощным прорывам без права на ошибку. Это, безусловно, гораздо лучше перечня миссий из European Escalation, но загонять игрока в болото безысходности не очень-то красиво.

Последнее поле, которое Eugen насытили инновациями, — мультиплеер. Техники стало вдвое больше, но не в этом суть. Как и раньше, вам придется собрать собственную армию — и желательно сбалансированную. И, что особенно радует, ради этого не придется долго и муторно открывать новые танчики и вертолетики: весь ассортимент доступен и напуганному новичку, и закаленному ветерану.

Wargame: Airland Battle

И вроде бы прекрасная поблажка, с одним лишь изъяном — неопытный игрок вряд ли сориентируется среди восьми сотен боевых единиц. И, как следствие, наверняка соберет бестолковую «колоду» и не раз потерпит обидное поражение. Либо воспользуется одной из национальных армий, среди которых есть неслабые перекосы. Не дай бог рискнет вызвать танковую армаду, обведет рамочкой и отправит на верную смерть, на корм жутким британским «Торнадо» или подслеповатым «Якам».

Wargame: Airland Battle

ЭТО ВАЖНО: сообщество в Wargame — пожалуй, одно из самых дружелюбных в Сети. Общий чат здесь не загажен воплями «АЗАЗА, ЗАТРАЛЕЛ!1» и обещаниями расправы — здесь ведутся беседы о балансе, о технике, о тактике. Если вы начнете задавать вопросы, никто не обзовет вас ракообразным. Здесь ставят на место иначе, в бою: поражение с разгромным счетом тоже портит настроение, но зато напоследок с вами могут вежливо попрощаться, а не оглашать чат торжествующим «SOSNOOLEY».

Wargame: Airland Battle

Поэтому играйте лучше в Wargame с товарищами, пусть даже и по несчастью (вместе и помирать весело). Тем более если товарищей много — вот взять, например, и вдесятером навалиться на десятерых таких же командоров. Размах, присущий скорее сетевым боевикам, чем стратегиям, тяготеющим к поединкам. Тут пробовала отличиться End of Nations — 52 игрока на карте! — но это породило такие проблемы в коммуникациях, что проект закрыли на доработку.

Режим 10х10 принято считать более сложным и требующим подготовки, на практике же именно здесь роль отдельно взятого игрока сведена к минимуму и чьи-то промахи по незнанию могут остаться незамеченными. Разумеется, это справедливо, если речь о любительских соревнованиях, но в рейтинговых играх спрос со всех одинаковый и ошибаться не дозволено.

Wargame: Airland Battle

Кроме того, в драке стенка на стенку темп значительно ниже. Пехота лениво расползается по домишкам, ЗРК прячутся в лесах, танки караулят жертву в укромных местах, словно пауки, а разведвертолеты, вместо того чтобы сновать из угла в угол карты, висят над горами и чинно наблюдают за происходящим. На западном фронте без перемен. То ли дело, когда сражаются две троицы: атаки, контратаки, контрконтратаки, один неверный маневр — и фронт прорван, два сектора ушли к противнику, а штабные крысы спасаются бегством.

Впрочем, оба варианта приемлемы. В обоих случаях Wargame совмещает реалистичность действа и насыщенный геймплей, где постоянно нужно реагировать, шевелиться, много думать и изредка делать отчаянные глупости вроде пехотных набегов с тыла или марша машин залпового огня, которых побаивается сам дьявол.

Как оказалось, самолетами кашу не испортишь: Airland Battle превзошел оригинал и достоин покупки. Игровой процесс обрел элемент здоровой неожиданности благодаря авианалетам, выбор войск стал шире — хотя и раньше хватало, — а баланс при этом не пошатнулся. Словом, Wargame стал глубже, шире, да и народу в нем теперь больше. К тому же не в каждой RTS случаются ристалища на два десятка человек, да еще и осмысленные!

После долгого затишья, компания Eugen Systems объявила о разработке новой стратегии в реальном времени, под названием Wargame: European Escalation. В ней мы увидим давно знакомый и полюбившийся нам эффект приближения камеры от всего поля боя и вплоть до конкретного воина.

Действия игры будут происходить в период холодной войны, в 1975-1985х годах, между странами варшавского договора и НАТО. Классическая фантастика, сражение СССР и стран восточной Европы против США и западной Европы.

Среди военных теоретиков бытует мнение, что современная война начнётся не с запуска всего ядерного боезапаса двух сверхдержав, а обычной высадкой войск. Причин может быть несколько: во-первых, системы контроля данным оружием могут быть выведены из строя; во-вторых, применение ядерного оружия ограничено международным законодательством; в-третьих, подобный шаг может привести к концу существования людей. На этом и базируется основная сюжетная линия и задумка разработчиков.

Издателем игры станет Focus Home Interactive, а прототипом движка – улучшенный IRISZOOM, используемый в RUSE. Дата выхода назначена на первый квартал 2012.

Стратегическая серия Wargame от Eugen Systems олицетворяет собой некий компромисс между суровыми играми для любителей «клеить танчики» и стратегиями для широкой аудитории. Здесь нет упора на реализм, присущего классическим варгеймам (несмотря на название, игру к этому жанру причислить никак нельзя), зато в наличии неплохая картинка и простота изучения правил. Правда, принцип «easy to learn, hard to master» здесь актуален донельзя, что вкупе с отсутствием нормального «сингла» совсем не лучшим образом сказывалось на освоении стратегии новичками.

Проектов, подобных Wargame, не так уж и много. Точнее, их практически и нет, если не считать предшественницу WEE — R.U.S.E. Масштабные битвы на огромных картах, несколько игровых режимов, различная боевая техника… Как ни странно, эпичность происходящего на экране не пошла во вред картинке — она прилично выглядит и сейчас благодаря движку IRISZOOM, позволяющему одним движением колесика мыши перенестись от рассматривания отдельного солдатика к обзору всей карты с высоты птичьего полета.

Wargame: AirLand Battle

Карта динамической кампании. Масштаб происходящего, мягко говоря, не впечатляет.

Каждое сражение мало похоже на предыдущее, что особенно хорошо заметно по мультиплеерным зарубам. Одиночная кампания в WEE получилась совсем слабой и годилась разве что на ознакомление с основами, а вот настоящий хардкор Третьей мировой начинался уже в сетевой игре. Типичный путь новичка, решившего опробовать European Escalation заметно позже релиза, выглядит так: погонять скучную кампанию, сунуться в мультиплеер, огрести от «папок» (найти в сетевых режимах противника по силам новеньким давно уже нелегко) и отложить WEE на дальнюю полку до лучших времен.

И эти времена, пожалуй, настали. Спустя год после релиза Wargame: European Escalation и выхода четырех бесплатных DLC для нее Eugen Systems наконец-то выпускает полноценное продолжение.

Северные рубежи

Угодить решили всем — от AirLand Battle поклонники мультиплеера WEE дождались самолетиков, новых сетевых режимов и увеличения количества игроков на карте (аж до двадцати человек в одном бою), а любители «сингла» и те, кто только начинает свое знакомство с серией, теперь могут спокойно воевать с ИИ в новом режиме динамической кампании.

Местом действия игры выбран Скандинавский полуостров, ставший ареной противостояния НАТО и стран Варшавского договора. Почему именно Скандинавия — непонятно; куда логичнее (да и заметно интереснее) смотрелась бы битва за Европу на просторах Германии и Франции, где в свое время были сосредоточены основные наземные силы двух противоборствующих сторон. Жаль, но о танковом марше на Париж (или Москву — как пожелаете) и десантном броске через Ла-Манш остается только мечтать. По крайней мере пока — судя по опыту WEE, Eugen Systems вряд ли оставит своих поклонников без дополнений к любимой стратегии. Глядишь, можно будет повоевать и в центральной Европе, а не только на северных ее задворках, тем более что теперь в Wargame появились войска еще четырех стран, три из которых — европейские.

Wargame: AirLand Battle

В «Арсенале» можно в подробностях изучить любого «юнита» — как внешний вид, так и характеристики.

Динамическая кампания, в которую можно играть как по Сети, так и в одиночку, сперва чем-то напоминает «олдскульные» варгеймы, те самые, пошаговые, с «гексами» и несколько схематичной картинкой (вообще, графика никогда не была сильной чертой этого жанра). В AirLand Battle тоже есть глобальная карта, разделенная на провинции, «покупка» войск за очки, пошаговая отдача приказов армии и… все, сходство на этом, пожалуй, заканчивается — начинаются нововведения. Ресурсов в привычном понимании нет, но имеются два вида очков — очки боевого духа и очки доверия. Набрав определенное количество баллов боевого духа, которые начисляются за победы в тактических боях и уничтожение вражеских войск, можно заставить неприятеля капитулировать, причем начальное значение этого показателя может быть разным у каждой стороны. Второй ресурс выдают за удержание под своим контролем провинций, каждая из которых приносит несколько очков доверия. Их можно тратить на вызов подкреплений и использование специальных умений — к примеру, установка морских мин исключает действия флота в указанной локации на определенный срок, контрразведывательные мероприятия не дают вражескому спецназу проникнуть в тылы, а бомбардировка провинции уменьшает инициативу отрядов врага.

Инициатива и боевой дух отряда — параметры, относящиеся уже не ко всей стороне, а к конкретному формированию; они имеют первостепенное значение во время встречи с войсками противника. Когда в одной локации сталкиваются две противоборствующие армии, начинается тактическое сражение, начальные условия которого зависят именно от инициативы и боевого духа. Первый показатель определяет количество очков на старте боя, а второй — сколько очков преимущества надо набрать в этом столкновении для победы.

Wargame: AirLand Battle

Битва 10x10 в самом разгаре. Понять общую картину без вида «со спутника» невозможно.

Динамическая кампания хотя и выглядит заметно привлекательнее невразумительного «сингла» из European Escalation, но все же получилась несколько блеклой. Не хватает размаха событий, эпичности происходящего — Третья мировая в самом разгаре, а мы ведем бои местного значения. Вот бы карта охватывала весь земной шар… Впрочем, это уже какая-то Hearts of Iron получается, а Wargame — игра в первую очередь про тактические сражения.

Главная новинка боев AirLand Battle — это, конечно, появление самолетной авиации. Раньше ВВС были представлены только вертолетами, теперь же парк авиатехники существенно вырос: истребители, штурмовики, перехватчики, фронтовые бомбардировщики — от старичка Миг-17 до знаменитого «самолета-невидимки» F-117 Nighthawk, на момент событий игры только-только вышедшего в серию. А вот стратегических бомбардировщиков и десантных самолетов нет, чего очень не хватает для воссоздания полноценной картины боя. Высадить парашютистов в тылу противника и уничтожить штабную машину, тем самым лишив супостата контроля над зоной, — самое то. Да, можно такой финт проделывать и с вертолетным десантом, но хочется больших размахов. Не получится и задавить численным превосходством в воздухе — самолеты стоят дорого, а сбивают их с легкостью, особенно если заранее не озаботиться выяснением позиций вражеской ПВО. Даже в сражениях 10x10 авиация применяется в основном для точечных ударов и больше используется при отражении танковых прорывов противника — вскрывать неприятельскую оборону с ее помощью слишком расточительно.

Остальные изменения не столь заметны. Пехота теперь умеет прятаться в зданиях, занимая целые городские кварталы; поменялся интерфейс (в лучшую сторону — теперь он гораздо информативнее); общее количество разных «юнитов» выросло до семи с половиной сотен — в основном за счет авиации и новых стран-участниц конфликта.

Wargame: AirLand Battle

То же сражение вблизи — звено штурмовиков пытается сорвать вражескую атаку.

AirLand Battle получилась хорошим примером того, как надо делать дополнения. Тут, правда, издатели немного лукавят, продавая ее как полноценное продолжение European Escalation, — все-таки появление динамической кампании и нового рода войск вкупе с другими небольшими изменениями тянет только на аддон. В остальном это все та же Wargame, ставшая чуть дружелюбнее к новичкам, а «отцов» сетевого режима заставившая перетасовать проверенные «колоды» войск в поисках оптимального сочетания подразделений. Эпичные битвы стали еще эпичнее, картинка столь же красива, все так же необходимо продумывать стратегию еще на этапе планирования и уметь менять ее во время боя, а взаимодействие между союзниками и разными видами войск по-прежнему в приоритете. Что еще для счастья надо?

Плюсы: все те же, что и у WEE; новые режимы игры; появление авиации.
Минусы: изменений слишком мало для отдельной игры; режим динамической кампании получился слишком простым — ему не хватает размаха и глубины.

У R.U.S.E., предыдущего проекта французской студии Eugen Systems, была одна весьма существенная проблема — игра стремилась угодить всем и сразу. В попытках удовлетворить вкусы консольных игроков авторы позабыли о самых главных заповедях любой RTS — хардкорности, размеренности и реализме. Как бы извиняясь за ошибки прошлого, Wargame: European Escalation старается максимально абстрагироваться от своей предшественницы. Перед нами — классическая компьютерная стратегия, выполненная в лучших традициях жанра.

Действие Wargame: European Escalation разворачивается во времена холодной войны, периода, когда угроза ядерного удара была как никогда реальна. Французы предлагают взглянуть на возможные варианты развития событий посредством четырех кампаний, каждая из которых является эдаким размышлением на тему «а что, если бы все пошло по-другому?».

Баталии в игре выглядят именно так, как и должны: не жалкой перебранкой двух с половиной автоматчиков, а эпичными, грандиозными битвами. Разработчики не зря так усердно хвастались обновленным движком IRISZOOM, он может в мгновение ока вернуть вас с небес на землю или, наоборот, заставить витать под облаками. Бесшовность перехода от тактического режима обзора к непосредственному наблюдению за сражениями была одним из больших плюсов R.U.S.E., но здесь это по-настоящему впечатляет из-за заметно возросшей детализации.

Wargame: European Escalation

Однако не думайте, что жизнь главнокомандующего состоит лишь из раздачи приказаний и любования за тем, как войска строем идут на штурм врага. Боеприпасы и топливо имеют неприятное свойство заканчиваться, так что внимательно следить придется не только за действиями противника, но и за состоянием своих подопечных. А противник не дремлет: он довольно находчив и частенько применяет отвлекающие маневры, после которых переходит в контрнаступление. Так что основная ваша задача — провести разведку и перехитрить врага до того, как он перехитрит вас.

В одиночных кампаниях концепция работает не в полную силу из-за того, что компьютерный соперник по определению не может сравниться с живым. Так что полностью игра раскрывается в мультиплеере, тем более что здесь есть прокачка, и открыть все виды войск только в сингле невозможно.

Wargame: European Escalation

Человеческий мозг подкидывает гораздо больше неожиданных сюрпризов, чем бездушный компьютерный оппонент. Особенно учитывая то, что мы имеем дело все-таки не с традиционной RTS, а с самым настоящим варгеймом, где нельзя штамповать юниты в промышленных масштабах, обводить их рамочкой и посылать на убой. В начале сражения позволяется выбрать состав армии, заполнив различными типами юнитов ограниченное количество слотов. Главная цель — доставить командирскую машину внутрь одной из зон, после чего оккупированная местность автоматически становится вашей, если, конечно, соперник до нее еще не добрался. В противном случае придется исхитряться и с шумом выкуривать его оттуда. Чем больше зон находится под вашим контролем, тем больше очков на покупку новых юнитов вы получаете. Рассчитывать силы и бюджет приходится очень тщательно, и чаще всего именно верная расстановка войск решает исход матча.

Eugen Systems действительно преподнесли очень приятный сюрприз и создали отличную стратегию, которая местами выглядит даже более убедительно, чем World in Conflict. Работать французам еще есть над чем: баланс нельзя назвать отточенным, а новые патчи иногда только добавляют проблем. Да и над внедрением в их следующий проект хоть какой-нибудь физики тоже стоит призадуматься (сарайчик все еще нельзя снести залпом из танковой пушки). Но в целом Wargame: European Escalation оставляет после себя очень приятное и давно забытое чувство удовлетворения от игры в настоящий, продуманный, хардкорный варгейм. Ловите момент, таких уже почти не делают.

Читайте также: