Война миров настольная игра обзор

Обновлено: 03.07.2024


Роман Герберта Уэллса «Война миров» не только пример классической научной фантастики, это ещё и прародитель жанра о вторжении злобных пришельцев (да-да, это было первое произведение про возможную экспансию чужого разума на нашу планету). Для меня лично очень странно, что годных вещей по роману столь мало, что пересчитать их можно по пальцам одной руки. На ум приходит разве что довольно далёкий от оригинала блокбастер Спилберга, да ещё мультфильм «Голиаф» — тоже, кстати, не шедевр. В этом свете предлагаю поговорить ещё об одном представителе этого семейства. Встречайте! «Война миров: Новая угроза» — дуэльная, колодостроительная асимметричная игра с полем. Важно отметить, что это полностью российская разработка, а почему это важно, я постараюсь объяснить дальше.

Компоненты

Магия треножников

Магия треножников

С художественной точки зрения игра оформлена очень достойно. Первое, на что обращаешь внимание — это крутая коробка. Казалось бы, коробка и коробка, у кого они сейчас плохие. Но тут есть изюминка. Внутри, на картонной вкладке, напечатан великолепный арт. Под низкими тучами на фоне гор, в окружении полей и крохотных домиков, «лежит» огромный корабль марсиан. Очень эффектно.

Великолепная коробка

Великолепная коробка

Второе — атмосферные иллюстрации. Можно долго смотреть на пару треножников, сжигающих какой-то городок, или на аэропланы, безуспешно пытающиеся свалить трипод, а жители, парализованные газом, заставляют крепче сжать кулаки и продолжить сопротивление. Поле разделено на морские и наземные регионы. Земля выполнена в очень тёмных тонах, она прямо дышит безысходностью и депрессией. Сначала я принял это за брак, хотел занести в минус и даже писал в «Лавку игр» с просьбой решить проблему. Но, сыграв уже более десятка партий, проникся такой подачей картинки, всё очень тематично, и что самое главное, настраивает на нужный лад.

Карты сторон

Карты сторон

В общем, художники поработали на славу. А если заменить деревянные кубики, символизирующие население, на что-то более атмосферное, да ещё прикупить набор миниатюр, вместо стандартных картонных фигурок, будет просто высший класс (правда, цена минек встанет больше половины стоимости игры). Но тут сразу стоит оговориться, коробка, по современным меркам, стоит не так уж дорого. Подкачали, пожалуй, только жетоны построек и воздействий. Вместо названия было бы информативнее напечатать арт с соответствующей карты, а жетон аэростата вообще оформить отдельной фигуркой. Но это уже из разряда придирок и в целом на игровой процесс влияет мало, так что оценку «достойно» отменять не будем.

Солдаты вместо кубиков

Солдаты вместо кубиков

К качеству компонентов претензий также нет. Поле лежит отлично, толщина карт, на мой взгляд, та самая (хотя протекторы крайне рекомендованы, колодострой же). Фигурки армий людей и инопланетян в стандартных пластиковых подставках. Придраться, в общем, не к чему, особенно, учитывая цену. Хотя нет, есть к чему. Печать карт не под лён, для особо эстетствующих — это минус.

Теперь перейдём к самому главному, к игровому процессу. Поскольку игра колодостроительно-асимметричная, то, как полагается, каждая сторона имеет собственные цели и свой набор карт, а значит, нас ждёт разная тактика и способы достижения победы. Механика строительства колоды простая. У каждого есть десять стартовых карт, в начале хода игрок берёт пять из них и выбирает, каким образом будет действовать. Можно применить эффект и вернуть карты в сброс (позже вы снова сможете воспользоваться ими), а можно вывести из игры (сжечь), получить за это дополнительный профит и тем самым почистить колоду от ненужных действий. Есть ещё рынок, на котором лежат пять открытых карт, которые приобретаются за ресурсы. Нет денег, разрешается убрать одну под низ колоды бесплатно, тем самым прокрутив предложение. Вот и вся механика, быстро, несложно, азартно, но… Всегда ведь есть маленькое «НО». Игра не так проста, как кажется на первый взгляд. Необходимо очень аккуратно держать баланс колоды. Наберёшь слишком много — нужные карты будут редко приходить; сожжёшь всё сразу — не хватит средств на покупку с рынка и будешь сидеть с базовыми действиями. В общем, шевелить мозгами заставляет.

Марс ходит

Для победы марсианам необходимо уничтожить всё население на острове. Англичане должны умудриться сохранить хоть какую-то часть жителей и нанести 30 очков повреждений — тогда мерзкие марсианские мешки с щупальцами поймут свою ошибку и уберутся восвояси. Задача, надо сказать, не из лёгких. Людская техника на начало века очень примитивна, так что для тепловых лучей марсиан нет разницы между повозкой с беженцами и бронированным крейсером — всё обращается в пепел с одного–двух выстрелов (чаще с одного). Вероятнее всего, выпустивший первый снаряд танк превратится в обугленный остов, так и не сделав второго выстрела, а треножник продолжит топать дальше на юг, почти не заметив гусеничного «монстра». Люди просто вынуждены спасаться бегством, прикрывая колонны мирных жителей смертниками в железных гробах. Уничтожить инопланетные машины вообще не получится, можно только нанести урон. Да ещё, ко всем бедам, по летающей тарелке вовсе никто не может попасть (очень быстро летает) — и она безнаказанно жжёт всё, что встречается у неё на пути.

Через несколько минут они все умрут

Через несколько минут они все умрут

Марсиане начинают на минорной ноте. Весело наказываем лучами всех подряд и бодро движемся к победе, но вот дальше всё становится сложнее. Спокойно жрать (в романе марсиане питались кровью людей) беззащитных беженцев уже не получается. То там, то тут из леса да прилетит танковый снаряд или шарахнет по плазменному реактору корабельное орудие. Вся эта «мощь», конечно, немедленно превратится в металлолом, но свою маленькую лепту внести успеет. А форт, прикрытый аэростатом и артиллерией, одному треножнику вообще не под силу расколупать. Приходится тратить драгоценное время и шагать триподами по минным полям к укреплённому региону под назойливыми, комариными укусами аборигенов.

Треножники рвутся на юг

Треножники рвутся на юг

У людей же всё в точности наоборот. В первой половине партии кажется, что всё бесполезно и победить просто невозможно. Марсиане давят жалких человечков тысячами, и остров опустошается с ужасающей быстротой. Единственный шанс — это возвести укрепрайоны. Тяжёлая артиллерия, форты и аэростаты (не дающие НЛО влетать в сектор) — единственное спасение для людей. Уничтожить такой форпост уже не так просто, и пришельцам придётся попотеть, чтобы сжечь всех спрятавшихся за бетонными стенами отвратительных двуногих. Но для постройки нужны средства — и не малые, поэтому помимо всего прочего необходимо думать, как заработать на всё это хозяйство.

Фортификации землян

Фортификации землян

Люди измеряют стоимость армий и построек деньгами. У инопланетян другой ресурс — энергия. Каждой стороне необходимо развить свою экономику, чтобы иметь возможность вводить в игру более сильные карты. Пришельцы добывают энергию из своих зданий и от реактора корабля. Люди же от построенных заводов получают мало, основную массу зарабатывают мирные жители. Выглядит это примерно так: совершил эвакуацию населения, не смог заработать, но спас людей; оставил их на месте трудиться — фактически обрёк на смерть, зато дал шанс будущим поколениям. Вот такой сложный выбор.

Беженцы не успели эвакуироваться

Беженцы не успели эвакуироваться

Сыграв более десятка партий, могу сказать, что у игры оказался очень неплохой баланс. Большинство побед той или иной стороны происходили на самой грани, ещё пару раундов — и выиграет соперник. Хотя вначале кажется, что игра явно перекошена в сторону марсиан, через некоторое время начинаешь думать, что люди — сила, а марсианам нечего ловить. Это особенность многих асимметричных игр, и ничего странного в этом нет. Найди сильные и слабые стороны, попробуй разные тактики — и тогда всё встанет на свои места, а удовольствие от партий гарантированно увеличится.

Неуязвимая тарелка

Неуязвимая тарелка

Что же в общем и целом можно сказать о творении Дениса Пластинина, и почему в начале статьи мы говорили про некую важность этой игры? Не станем применять сложные оценочные параметры, пятибалльной шкалы вполне достаточно. На мой взгляд, это твёрдая четвёрка, даже с плюсом. Конечно, как и у любой игры, есть свои минусы. Первый — у сторон мало карт. Если игра перевалила за час, то гарантированно рынок иссякнет, и играть придётся только тем, что есть в колоде. С другой стороны, карты сбалансированы, нет ничего лишнего или прилепленного ради количества. Второй минус начинает проявляться после энного количества партий — схожие стратегии от партии к партии. Люди тянут время, чтобы успеть раскачать экономику и создать оборонительные рубежи, пока треноги копошатся на севере. Марсу как можно скорее необходимо вырваться на оперативный простор и не дать создать сильные укрепления. Опять же это не уменьшает интереса к партиям, потому что достичь этих результатов не всегда удаётся.

Люди не успели

Люди не успели

По факту, в свете анонсированных дополнений все эти минусы не существенны. Карты будут добавляться с каждым допом, соответственно увеличится и вариативность стратегий, появление третьего игрока также внесёт много изменений в игровой процесс. А буквально недавно появились арты с красной растительностью (кто читал роман, тот поймёт, о чём это). Полагаю, что можно сделать следующий вывод: пришельцы будут активно заниматься терраформированием, значит, правило «что хорошо марсианину, то человеку смерть», заработает с новой силой.

Марсиане начинают терраформирование

Марсиане начинают терраформирование

Вот теперь, пожалуй, настало время вернуться к началу и сказать о том, почему эта игра так важна. Российских настольных игр, которые могут достойно заявить о себе на мировом рынке, крайне мало. Если прикинуть, не наберётся и десятка. «Война миров: Новая угроза» смело может быть добавлена в этот список. Для своего класса она вышла очень достойной, пожалуй, это лучшая дуэльная игра уходящего года. Конечно, многие с этим поспорят, но уж точно никто не будет спорить с тем, что это лучшая российская игра 2018.

P. S. Если быть откровенным, я мало играл в колодострои. Не скажу, что не люблю, просто как-то не доводилось. За плечами, пожалуй, только «Звёздные империи» и «Терминатор: Да придёт спаситель» (тоже, кстати, российская игрушка, и что интересно, похожая на «Войну). Поэтому попрошу сильно не ругать, если упустил какие-то важные элементы этого жанра.


Второго нашествия марсиан никто не ждал. Мир только оправился от ужасов Первой войны миров, а братья Стругацкие ещё не успели написать свою едкую повесть. Пришельцы вновь нацелились на Англию и на этот раз оказались куда лучше подготовлены. Земные бактерии и вирусы им больше не страшны. Что может противопоставить грозным треножникам человечество?

War of the Worlds: The Second Wave

«Война миров: Новая угроза». Обзор настольной игры 5

Тип игры: колодостроительная, стратегия
Автор: Денис Пластинин
Художник: Игорь Савченко
Издатели в России: «Лавка игр», Jet Games Studio
Количество игроков: 2
Возраст игроков: от 12 лет
Длительность партии: 30–60 минут
Похоже на:
«Звёздные империи» (2013)
Vast (2016)

Российские издатели не любят выпускать на рынок дуэльные игры. Они хуже продаются, привлекают меньше людей и, как правило, слишком сложны для большей части аудитории. Очень умеренный успех гениальной Race for the Galaxy тому пример. Есть шанс только у дуэлей с известным сеттингом — поэтому русские версии «Войны кольца» и «Сумеречной борьбы» всё-таки появились.

«Война миров» — приятное исключение, сочетающее простые правила и быстрые партии с достаточно глубоким игровым процессом. И, что ещё ценнее, настоящей асимметрией. Марсиане и люди ведут кампанию на Британских островах, и цели у них разные. Пришельцы стремятся уничтожить всё население, англичане надеются нанести армии вторжения непоправимый урон, чтобы те сочли захват Земли невыгодным делом и убрались восвояси. Несимметричность проявляется даже в битвах: фигурки марсиан — тарелки и треножники — люди физически не могут уничтожить (а тарелки — даже задеть)! Танки и корабли, в свою очередь, продырявить лазерными лучами проще простого. Где логика, спросите вы? Дело в том, что каждая успешная атака людей двигает по треку специальный маркер, и при неаккуратном планировании марсиане рано или поздно свернут наступление. Ну а разгром человеческой техники никак не приближает захватчиков к победе — им нужно уничтожить именно мирное население.

«Война миров: Новая угроза». Обзор настольной игры 2

Управление в игре осуществляется с помощью карт. У каждой фракции есть фиксированный стартовый набор и рынок, на котором можно достать что-то поинтереснее. Кроме карт войск, выставляющих на поле фигурки, есть постройки (от генераторов энергии до минных полей) и действия — газовые атаки, нагнетание паники и манипуляции с гражданскими. Карты покупаются за отдельный ресурс (монеты или энергия), поэтому каждый ход приходится решать, атаковать ли сейчас или накопить сил на что-то серьёзное.

Игра очень кризисная, хотя поначалу это незаметно. В первой партии за марсиан вы наверняка прикончите противников-шотландцев очень быстро (космический корабль садится в заснеженных северных горах), но партизаны в юбках протащат маркер повреждений почти по половине трека. За людей, впрочем, играть не легче. Если треножники не будут подставляться почём зря, людям придётся строить технику и ловушки, которые требуют денег, а население будет стремительно убывать. У игры невероятно выверенный баланс (особенно в сравнении с другими отечественными разработками), и если вам кажется, что у одной стороны сильное преимущество, на другом конце интернета найдётся человек, который уверен в обратном.

«Война миров: Новая угроза». Обзор настольной игры 3

Распространяется «Война миров» без миниатюр, по стоимости коробка сравнима с «Колонизаторами». Фигурки можно докупить отдельно — интересное и, пожалуй, оправданное решение. Арты на картах и миниатюры выполнены на европейском уровне, но поле несколько подкачало: болотно-зелёный тон заставляет вспомнить евро середины нулевых. Издатель уверяет, что это недостаток прототипа и в розничной версии всё будет в порядке. Поговаривают о вероятном дополнении с Ктулху, которое задействует океанические регионы. Будем следить.


Холодный март наконец-то закончился, а с новым месяцем приходит и свежий выпуск нашего дайджеста о новых настольных играх. В этот раз мы расскажем вам, как сыграть с самураями в игру «пол — это лава», защитить Ирландию от инопланетных захватчиков и покопаться в чужом подсознании.

К сожалению, апрель не так уж богат на новинки, но зато беглый опрос большинства русских издателей показал, что уж лето-то и впрямь будет жарким — релизы почти всех игр запланированы на июнь-июль. Ну а пока представляем вашему вниманию то немногое, что готово радовать вас уже в апреле (радовать собой или хотя бы своим предзаказом).

Предыдущий выпуск

Во что поиграть? Настольные игры, март 2019 22

Во что поиграть? Настольные игры, март 2019

Рассказываем про главные игры месяца: от настольного собрата «Героев меча и магии» до дополнений к карточному «Ужасу Аркхэма».

Остров духов

Остров духов / Spirit Island

Spirit Island

Коротко: кооперативные антиколонизаторы
Количество игроков: 1–4
Время игры: 40+ минут
Издатель: Hobby World
Рейтинг BGG: 8.39

О чём: сколько игр сделано о колонизации отдалённых уголков Земли или даже космоса? Пора уже дать отпор наглым захватчикам! В этой игре вы выступите в роли истинных хозяев необитаемого острова. Великие духи — земли, молнии, реки, океана и множество других — объединились, чтобы противостоять колонистам и защитить свою землю от порчи.

Геймплей: цель игры довольно проста — колонисты плодятся и занимают новые территории, из-за этого поднимается уровень порчи, а вы, могучие духи, пытаетесь этому противостоять и уничтожить всех мерзких поселенцев. На выбор вам будет предоставлено восемь духов, и, что интересно, игра за каждого из них воспринимается по-разному, ведь и способы изгнания непрошеных гостей у каждого свои. Карта представлена в виде тайлов, поделённых на различные зоны, за которые вы и будете сражаться. Игра в основном стратегическая и экономическая, жестоко карающая за любое неверное решение. И, разрешите повториться, очень красивая — апрель продолжает радовать нас играми с чудесным оформлением.

Кому понравится: любителям стратегий (да ладно, в этой игре можно устроить геноцид целой цивилизации, как её не любить?!)

Остров духов / Spirit Island

Смотрите также

Остров духов / Spirit Island

«Остров духов». Кооперативная настолка про изгнание колонизаторов

Настольная кооперативная игра без слабых мест. Ну, почти…

Команавты

Comanauts

Команавты

Коротко: книга-игра о тайнах и подсознании
Количество игроков: 2–4
Время игры: 90+ минут
Издатель: Crowd Games
Рейтинг BGG: 6.71

Кому понравится: любителям хорошего сюжета, америтреша, красивых иллюстраций и чужих тайн, а также фанатам трудов Фрейда.

Время Фудзи

Fuji Koro Deluxe

Во что поиграть? Главные настольные игры апреля 2019 1

Коротко: майнкрафт про самураев и лаву
Количество игроков: 1–6
Время игры: 60+ минут
Издатель: Crowd Games
Рейтинг BGG: 8.86

Кому понравится: любителям данжен-кроулеров и фэнтези, а также тем, кто неравнодушен к красивому оформлению игр и детальным миниатюрам.

Fuji Koro
Fuji Koro

Война миров: Новая угроза — Ирландия

Война миров: Новая угроза — Ирландия

«Война миров: Новая угроза» — асимметричная колодостроительная игра для двух игроков по мотивам знаменитого романа Герберта Уэллса «Война миров». Дополнение расширит игровую карту и добавит новые механики для каждой стороны конфликта.

Наш обзор базы

«Война миров: Новая угроза». Обзор настольной игры 1

«Война миров: Новая угроза». Обзор настольной игры

Идеально сбалансированная дуэльная настолка про вторжение пришельцев.

Сезоны: Заколдованное королевство и Сезоны: Дорога судьбы

Сезоны: Заколдованное королевство и Сезоны: Дорога судьбы

Набор из сразу двух дополнений к настольной игре «Сезоны», совмещающей механику драфта, стратегическое планирование и броски кубиков. В «Заколдованном королевстве» появятся новые карты колдовства, влияющие на подготовку и ход игры, новые способности, механики, чудовища и персонажи. «Дорога судьбы» расширит набор компонентов из первого дополнения и добавит кубик судьбы, который может кардинально поменять ход игры.

Ужас Аркхэма. Путь в Каркозу. Невыразимая клятва

Ужас Аркхэма. Путь в Каркозу. Невыразимая клятва

Восходящее солнце: Монстры

Восходящее солнце: Монстры

Дополнение к дипломатической игре про священные Дома Древней Японии добавит в игру, как это понятно из названия, новых противников и новые механики.

Смотрите также

Первый взгляд на настольную игру «Восходящее солнце» 6

Первый взгляд на настольную игру «Восходящее солнце»

Оригинальное сочетание переговоров, дипломатии и военных действий в сеттинге феодальной мистической Японии.

Песнь льда и огня: настольная игра с миниатюрами

Во что поиграть? Главные настольные игры апреля 2019

Много-много-МНОГО дополнений к игре «Песнь льда и огня: настольная игра с миниатюрами»! Все они добавляют в игру новые отряды для самых кровопролитных битв. Каждое расписывать отдельно бесполезно, поэтому вот просто список новых подразделений вашей армии:

  • Дополнение «Берсерки Амберов»
  • Дополнение «Боевые топоры Амберов»
  • Дополнение «Люди Горы»
  • Дополнение «Пироманты»
  • Дополнение «Бастардовы девочки Болтонов»
  • Дополнение «Освежёванные люди Болтонов»
  • Дополнение «Лучники Старков»
  • Дополнение «Рыцари Утёса Кастерли»

Клинок и колдовство

Клинок и колдовство. Sword & Sorcery 1

Также начнётся предзаказ ещё одной кучи дополнений, на этот раз к игре «Клинок и колдовство». Два из них добавят новых персонажей, ещё два — продолжат основную историю.

Наш обзор базы

Красивый, но страшно перегруженный dungeon crawler.

Sword & Sorcery: Hero Pack — Morrigan

Новый персонаж с двумя новыми классами (охотник на демонов / охотник на ведьм) и уникальным оружием: арбалет «Лунная Коса» и хлыст «Адский язык».

Sword & Sorcery: Hero Pack — Ryld

Новый персонаж с двумя новыми классами (бард Хаоса / мастер клинка) и легендарными предметами: «Золото дураков» и «Коготь Феникса».

Sword & Sorcery: Arcane Portal

Демонический портал открыт!

Продолжение истории, начавшейся в кампании «Бессмертные души». Это дополнение добавит новую квестовую ветку про древний демонический культ, который хочет призвать в этот мир орды демонов. Вместе с новыми противниками придут и новые механики: враги научились взаимодействовать друг с другом и будут строить всякие козни вашим героям.

Sword & Sorcery: Darkness Falls

В мир вторглась армия нежити!

Заключительная часть легендарной саги о бессмертных героях. В дополнении вас поджидают двадцать видов смертельно опасных противников и два новых босса, высокоуровневые предметы, сокровища, ловушки и новые карты для второго акта игры.


Тип игры: приключенческая, америтреш-гонка
Авторы: Кори Коничка и Тони Фанчи
Художники: Даррен Тан (обложка), Дуэйн Николс, Майкл Силсби, Кейтлин Гинтер, Тужер Муа
Издатель в России: Hobby World, 2020
Количество игроков: 1–4 (оптимальное: 3)
Возраст игроков: от 13 лет
Время игры: 120–180 минут
Похоже на:
Runebound (2015)
«Древний ужас» (2013)
Fallout (2017)
атмосферой — на сериал «Мандалорец» и фильм «Хан Соло»

Если вы знаете ответы на вопросы «Кто стреляет первым в Мос-Эйсли» и «Как срезать дугу Кесселя», если вам по душе похождения мандалорца в одноимённом сериале и если вас тошнит от «джедайской погани», добро пожаловать во Внешнее кольцо! Это отдалённый регион галактики, где с местными обитателями не справилась сперва Республика, а потом и Империя. Внешнее кольцо так и не втянули в кровопролитную Гражданскую войну, власть здесь осталась за преступными синдикатами и Хаттами. Ну а мелкая рыбёшка вроде мошенников, охотников за головами и авантюристов всех мастей пытается урвать свой кусок.

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 3

Действие игры разворачивается где-то во времена Гражданской войны, ориентировочно даже до событий «Новой надежды». «Внешнее кольцо» охватывает сюжет и персонажей не только из трёх фильмов Лукаса, но и из спин-оффов, мультсериалов, книг и комиксов нового канона. На выбор доступны восемь персонажей: кроме уже упомянутых Соло, Фетта и Эрсо, это доктор Афра, Лэндо Калриссиан, дроид IG-88, охотник за головами Босск и наёмница Кецу Онио. Каждого отличает своя уникальная способность, личная цель и список навыков. Игра ведётся до тех пор, пока кто-то из авантюристов не наберёт 10 пунктов славы, — тогда он будет считаться самым влиятельным и крутым прохиндеем в галактике, и в итоге про него обязательно снимут сольный фильм.

Игровое поле представляет собой красивое полукольцо с планетами и областями, по которым путешествуют герои.

Каждый авантюрист начинает игру с простеньким космическим кораблём — можно выбрать корыто или покрепче, или побыстрее. После расстановки — у персонажей указаны их стартовые локации — начинается, по сути, «игра в открытом мире»: лети куда хочешь, бери задания, торгуй или участвуй в перестрелках. Пункты славы можно накапливать следующими способами: достигать цели (личные и кораблей), выполнять задания, охотиться за головами, доставлять незаконные грузы, побеждать патрули или приобретать особые дорогостоящие карты с рынка. Для некоторых персонажей одни способы более предпочтительны, чем другие, но игра разработана так, чтобы любой из восьми героев мог выбрать занятие по душе. Охотящийся за головами Хан Соло? Расстреливающий патрули повстанцев Лэндо? Мирно торгующий Босск? Почему бы и нет!

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 4

Каждый ход поделён на три этапа. Первый — планирование: игрок выбирает между передвижением (дальность зависит от показателя скорости корабля), восстановлением всех повреждений и подработкой, которая приносит ему 2000 кредитов. На втором этапе разыгрываются действия: всего их четыре, и можно выполнить каждое, но нельзя разыгрывать дважды одно и то же. Это обмен (поменяться карточками с другим игроком в своей области), рынок (приобрести что-либо с колоды на рынке, доступно только на планете), доставка (доставить груз или добычу, тоже можно выполнить, лишь находясь на планете) или особое действие (обычно указывается в свойстве персонажа или на карточке).

После действий наступает этап контактов. Как правило, игрок достаёт карточку из колоды той области, где находится его персонаж, и зачитывает эффект. Это может быть некий случай в космосе или на планете, а в отдельных ситуациях и целый квест, в котором попросят совершить несколько проверок навыков! Некоторые контакты представляют собой боевые столкновения на планетах или в космосе. Они тоже разрешаются проверками навыков, но их исход зависит от показателей здоровья и урона персонажа (или его корабля, если речь о космическом сражении). Если игрок находится на планете, то может не разыгрывать карточку контакта, а обратиться к жетону встречи, чтобы попытаться завербовать члена команды.

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 5

В целом игровой процесс кажется довольно знакомым, если вы играли в проекты Конички, но увлекательности ему придают особые механики. Например, взаимодействие с четырьмя фракциями: Империей, Повстанцами, Хаттами и Синдикатом. На планшете каждого персонажа отмечается его репутация у этих фракций — она бывает негативной, нейтральной и положительной. От репутации зависят эффекты некоторых карт контактов: скажем, если у вас хотя бы нейтральные отношения с Повстанцами, то Империя может поручить вам задание им навредить. Если возьмётесь и выполните, то не только получите награду (чаще всего — кредиты и чуть-чуть славы), но улучшите отношения с Империей и ухудшите с Повстанцами. А главное — от репутации зависят последствия встречи с патрулём. Если у вас отрицательная репутация у той или иной фракции, то её патруль «перехватывает» корабль (движение останавливается), а в фазе контактов начинается космическое сражение. Если репутация нейтральная, патруль остановит судно — скажем, штурмовики решат вас обыскать или вроде того. И только если она положительная, вы спокойно летите себе дальше. Впрочем, вы можете и сами напасть на патруль, если завершите свой ход в одной с ним области.

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 6

Любопытно, что движение патрулей по Внешнему кольцу привязано к эффекту рынка. Когда вы приобретаете товар или услугу, следующая открытая карточка этой колоды указывает, патруль какой фракции и на сколько областей движется в сторону текущего игрока. Патрули бывают четырёх рангов, и на старте по Кольцу летают только патрули первого. Однако, если такой сбить, в следующий раз прилетит патруль более высокого ранга. За уничтожение патруля дают небольшую награду, а если повезёт уничтожить патруль второго или третьего ранга, то ещё и пункты славы. Вот только тогда на замену вылетит патруль четвёртого ранга, который нельзя уничтожить в космическом бою — от такого остаётся только улепётывать! Это как если бы за Ханом Соло погнался лично Дарт Вейдер.

Как и в других околоролевых настолках FFG, у персонажей есть навыки и снаряжение, и оба этих аспекта нужно развивать. У навыков нет привычного числового показателя, например «скрытность 3», как в каком-нибудь «Древнем Ужасе». Эффективность навыка зависит от его наличия в команде героя (им может обладать как сам авантюрист, так и кто-то из его экипажа): или навыка нет (экипаж неквалифицирован), или навык есть в единичном экземпляре (квалифицирован), или в двух и более (высококвалифицирован). Когда эффект указывает совершить проверку навыка, игрок должен бросить две особые восьмигранные кости (вместо цифр там символы — уже традиция для игр FFG). При отсутствии квалификации успех засчитывается только при выпадении хотя бы одного символа критического успеха, при единичной квалификации — при выпадении хотя бы одного символа любого успеха (критического или обычного), ну а если экипаж высококвалифицирован, достаточно, чтобы хотя бы одна кость выпала гранью успеха или собранности (этот символ используется для особых эффектов в некоторых проверках).

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 7

Что космическое, что наземное сражение — частный случай проверки навыков. Сперва игральные кости (не две, а по параметру корабля/героя) кидает нападающий и подсчитывает число успехов и критических успехов — первые считаются за один пункт урона, а вторые за два пункта. Затем то же самое делает защищающийся. Победителем считается тот, кто нанёс больше повреждений в бою (если одинаково, то побеждает нападающий). В конце боя персонажи игроков — и только они — подсчитывают урон. Если здоровье героя или прочность судна дошли до нуля, герой сбрасывает 3000 кредитов и все карты типа «Секрет», а следующую фазу подготовки обязан потратить на восстановление. А потом снова в бой!

Снаряжение, особые модули для космических кораблей или даже сами звездолёты можно приобретать на местном рынке за кредиты. Авантюристы затариваются на рынке оружием, драгоценностями, контрабандой и даже контрактами — среди карт почти всегда можно найти что-нибудь интересное, только денег накопи. К рынку обращаются часто и активно, и потому логично, что движение патрулей завязали на него. Ещё авантюристы могут расширять экипаж. На старте негодяи летают в гордом одиночестве, но в дальнейшем — особенно при покупке корабля более высокого класса — выгодно взять на борт пару членов команды с разными навыками, чтобы получить квалификацию и особые преимущества. Они не приобретаются на рынке (мы, конечно, преступники, но не работорговцы же!), а присоединяются к экипажу в ходе выполнения контрактов.

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 8

И хотя главная цель во «Внешнем кольце» — обойти всех остальных, правила запрещают просто так нападать на другого персонажа. Казалось бы, почти никакого активного взаимодействия! Но нет, мало того, что в игре есть несколько специальных карт, которые могут назначить за голову персонажа (или кого-то из его команды) награду, так ещё можно подставлять других игроков и вредить им. Например, можно с помощью эффекта карты передвинуть патруль Империи к герою с негативной репутацией у этой фракции. Или пригласить одного из авантюристов в казино на Канто-Байт, чтобы тот просадил все свои кредиты. Впрочем, правила разрешают договариваться и свободно обмениваться кредитами — скажем, услуга за услугу. Правда, текст руководства намекает, что в игре про преступников договорённости мало значат, так что стоит быть осторожнее.

Все эти механики создают потрясающие истории в духе «Звёздных войн», которые так и просятся на экран!

Хан Соло здесь может быть не просто охотником за головами, а ещё и лучшим в галактике пилотом судна «Раб-I», на котором будет возить экипаж дроидов и пленных повстанцев. Да что там повстанцы — Соло наконец-то сможет отомстить навязчивым хаттам, организовать постройку статуи себя любимого и даже перекинуться парой слов с гранд-адмиралом Трауном! Мне надолго запомнилось, как в одной из наших партий на Набу одновременно столкнулись трое отъявленных негодяев — исключительно по воле случая. Пока где-то на орбите летал патруль повстанцев, эти авантюристы едва не устроили «мексиканскую дуэль». Таких запоминающихся моментов «Внешнее кольцо» создаст даже не вагон, а целый песчаный краулер.

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 9

Привнести разнообразия могут дополнительные правила — например, руководство предлагает регулировать количество необходимых для победы очков в зависимости от желаемой продолжительности (8 для партии покороче и 12 для партии подлиннее). Другая опция предлагает перекроить карту Внешнего кольца и собрать версию с собственными маршрутами. Нет, это не планеты внезапно поменяли положение — просто вдруг произошёл сбой в астрономических картах, и теперь пути в гиперпространстве пришлось создавать заново (по слухам, такой сюжет развернётся в будущих книгах из серии The High Republic). Правда, авторы предупреждают, что они сбалансировали только основной вариант. А если вам по душе соло-приключения в духе «Мандалорца», то обратите внимание на правила с искусственным интеллектом. В таком случае ход противника будет определяться специальной колодой.

От этих правил впечатления остались смешанные: механика, безусловно, работает и даже порой поторапливает, поскольку ИИ-игрок накапливает славу быстрее за счёт эффектов своей колоды, но алгоритм убивает весь азарт и элементы риска (игральных костей ИИ не кидает). Моей Джин Эрсо нужно было отыскать Гариндана , и в ходе игры оказалось, что ИИ-Соло забрал этого героя в команду, так что мне пришлось бросить вызов Соло и его экипажу. Инструкция предписывает ИИ отказываться от участия в активностях, так что он просто сдал своего члена экипажа мне. Игрок-человек в таком случае почти всегда стоит горой за своих!

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 10

Ещё алгоритм может привести к забавным изъянам: из-за расположения областей и находящегося рядом патруля ИИ-Соло просидел несколько ходов на планете. Рынок не прокручивался, патруль не двигался, ситуация не менялась, а алгоритм запрещал фигурке перемещаться. Как мне показалось, для одиночной игры лучше взять какой-нибудь кооператив — например, «Gloomhaven. Мрачная гавань», «Древний Ужас» или «Это моя война».

Осталось главное: посетовать на изъяны. Один из них характерен для многих проектов FFG и Конички — знатоки уже догадались, что речь о проблеме «надо покупать сразу с допом». Колоды магазинов в игре прокручиваются достаточно быстро, и уже после второй-третьей партии успеваешь ознакомиться со всем ассортиментом. Контента впритык, и в какой-то момент начинает казаться, что игре не хватает нескольких десятков карточек. Колода контактов прокручивается медленнее, с ней такой беды нет. Острее всего недостаток ощущается, если посмотреть на цифры в колоде «База данных», где части карт как будто нет. Издатель обещает выпустить дополнение, но пока что никакой конкретной информации о нём не поступало.

Другой важный недостаток связан с патрулями: они по большей части слабо связаны с основными событиями и воспринимаются скорее как назойливые мухи, чем как реальные угрозы. Пока что никто из моих со-игроков не строил тактику получения пунктов славы на уничтожении патрулей — их быстрее заработать другими способами. К тому же никто из авантюристов не горит желанием уничтожить патрули первого ранга, чтобы соперники на следующем ходу получили возможность пострелять по патрулям высшего ранга и набрать победные очки. Вероятно, в дополнении разнообразят взаимодействие с патрулями — скажем, дадут возможность откупиться от них или даже навести их на ложный след. А ещё напрашивается идея выводить на поле на пару-тройку раундов самый мощный, неуничтожимый патруль, который спутает карты всем авантюристам.

Итог: отличное пополнение в линейке настолок по «Звёздным войнам»! Если вам хочется приключений в духе оригинальной трилогии или сериала «Мандалорец», а «Восстание» кажется чересчур сложным и утомительным, то «Внешнее кольцо» отлично подойдёт. У него относительно быстрый сетап и вполне доступные правила — в самый раз, чтобы усадить за стол поклонников далёкой-далёкой галактики, не привыкших к партиям на полдня.

Читайте также: