Виноделие настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Экономические евро стратегии нередко ассоциируются со скучным и унылым менеджментом ресурсов, добыча которых позволяет вам добывать новые ресурсы и т.д. и т.п. Такие игры получили шутливое прозвище “евро сухарь”, предлагая игрокам не интересное оформление, отсутствие темы и, по сути, бесцельную математическую задачу, которая сводится к добыче ресурсов ради ресурсов. Современная мета настольных экономических евро стратегий меняет привычное представление олдскульных игроков, предлагая абсолютно новые каноны. Давайте вспомним Покорение Марса . Эта игра настолько красива, атмосферна, сюжетно подкреплена, что назвать ее сухарем просто не поворачивается язык. К счастью, разработчики следуют этой тенденции и придают играм замечательный сюжет, прекрасный антураж и увлекательный игровой процесс, разумеется, не в ущерб балансу. Сегодня мы поговорим про Виноделие , авторами которой являются два гения геймдизайна Алан Стоун и Джейми Стегмайер.

В данной экономической стратегии игроки оказываются в роли жителей Тосканы (область в центральной части Италии), которые унаследовали скудный бизнес по выращиванию винограда и производству вина. У них в распоряжении лишь горстка рабочих, несколько земельных участков, примитивное оборудование для хранения и производства и бесконечное желание превратить свое предприятие в процветающую винную империю!

Виноделие вышла в 2013 году и уверенно укрепилась в топе мировых рейтингов. Она рассчитана на компанию от 2 до 6 игроков, но оптимально играется на 3-4 игрока. Время партии составляет около часа, но куда больше времени вам придется потратить на изучение правил. Конечно, если вы являетесь опытным игроком (особенно в жанре экономических евро стратегий), то правила вам покажутся интуитивно-понятными, а вот для игроков среднего уровня, особенно новичков этого замечательного хобби, будет не так-то просто разобраться в нюансах, впрочем, было бы желание. По сути, игра не сложная для понимания, однако некоторые вещи могут показаться слегка абстрактными, и для усвоения принятой информации потребуется некоторое время. Но за одну-две партии вы наверняка освоитесь и сможете играть без каких-либо проблем.

За прекрасным оформлением и тематической подоплекой таится серьезное конкурентное состязание, которое потребует максимум вашего внимания и интеллектуальной энергии. Взамен вы получите потрясающие эмоции и уникальный опыт, который дарит эта замечательная игра. Мы не будем заострять внимание на компонентах, но отметим их высочайшее качество и замечательное оформление. Самое интересное кроется в многоаспектном игровом процессе, о котором мы попытаемся вам вкратце рассказать прямо сейчас.

Игровой процесс данной игры охватывает все аспекты винного бизнеса от выращивания различных сортов винограда до реализации готовой продукции. Стартовая раскладка длиться сравнительно недолго и предлагает вам разместить игровые колоды карт в соответствующие сектора и расставить фишки согласно их расположению. Затем каждый игрок получает планшет и несколько карт участков. Поскольку вы являетесь не основателем, а наследником данного бизнеса, то случайным образом тянете карты мам и пап, которые несут в себе информацию о стартовом капитале вашего предприятия.

Каждый игровой раунд делится на фазы, которые представлены четырьмя сезонами. Весной игроки выставляют маркеры на соответствующие поля в таблицы пробуждения. С помощью этого определяется очередность хода игроков, но разработчики модернизировали эту систему таким образом, что тот игрок, который ходит первым, получает тактическое преимущество (размещает своих рабочих в любом месте), однако чем дальше вы в очереди, тем большее число бонусов получите. В летний период игроки отправляют своих рабочих на летние действия. Выставлять своих рабочих можно на любые доступные ячейки (свободные ячейки действий) данного сезона и моментально совершить выбранное действие. Также, вы можете спасовать и подкопить рабочих к следующему сезону. Возвращаясь к механике очередности хода, следует заметить, что некоторые ячейки действий также дают некие бонусы, главное первым их занять. Помимо обычных рабочих, у каждого игрока есть мипл старшего работника, которого можно размещать на любые действия, даже если все слоты уже заняты. Летом игроки зарабатывают монеты, получают особые игровые карты, а также могут покупать или продавать свои участки. В этот смысле игра предлагает мыслить масштабно и прогнозировать возможное развитие событий в том или ином случае. Наконец, в игру интегрирована механика строительства, которая позволяет игрокам выстраивать особые здания. Эти здания могут быть необходимы для посадки определенных сортов винограда. А сами карты виноградных лоз представляют особую ценность, и в процессе игры вы это поймете. Бархатный август заканчивается, и в Италии наступает осень. В фазу осени игроки могут взять по одной карте летнего или зимнего гостя. Такие карты, входя в игру, активируют некое событие, которое тут же происходит, если его условия выполнимы. Зимний период предлагает игроку ряд доступных действий (сбор урожая, производство вин разных видов, выполнение особых контрактов и обучение новых рабочих). На этой фазе кончается игровой раунд. Теперь, когда вы примерно представляете, как происходит игровой процесс, сами можете сделать вывод, подходит ли вам эта игра или нет.

От себя мы можем добавить, что Виноделие необычайно красивая и математически сбалансированная игра. От множества других проектов ее отличает конкурентный темп игрового процесса и легкая доля контролируемого рандома. В любом случае, присмотритесь к этой игре поближе, прежде чем делать окончательный вывод. Вдобавок мы отметим, что полное издание также включает в себя дополнение Тоскана, которое делает игровой процесс более увлекательным, разнообразными и, конечно же, конкурентным. Играйте в хорошие игры. До встречи в следующих обзорах!


На коробке сверху красуется гордая надпись «Полное издание». А это значит, что внутри неё лежит комплект не только базовой игры «Виноделие», но и дополнение «Тоскана». О нём-то мы сегодня и поговорим.

Тоскана — это регион Италии со столицей во Флоренции. Разделена на 10 областей. И, наверное, самый известный объект данного региона, который безошибочно определит даже школьник — знаменитая Пизанская башня.


Но славится Тоскана не только башней, но и своими винами. Вот о них-то мы сегодня и поговорим…

Под прошлой моей статьей, посвящённой базовой игре, в русской локализации «Виноделие», развернулась весьма оживленная дискуссия — как же правильнее называть эту игру? Дело в том, что в английской транскрипции игра называется Viticulture, что в переводе будет «виноградарство» — область агропромышленного комплекса, которая занимается выращиванием винограда для виноделия и прочих нужд населения. Дескать, как же так? Обозвали игру виноделием, а есть стратегии, которые ведут к победе в партии и при этом не предполагают производство вина…

Моё мнение: называйте игру как больше нравится, ведь что в базе, что в дополнении такие стратегии действительно есть. Приложенный летсплей — тому подтверждение. Но об этом в конце.

Я же буду звать её так, как обозвали её русские локализаторы — «Виноделием». Так и путаницы меньше, да и вообще слово для меня привычное, а не это ваше «Виноградарство».


Перед началом партии.

Если уж быть совсем точным, дополнение «Тоскана» — это не одно дополнение, а целых 4! Это модули:

Новое игровое поле с четырьмя сезонами вместо двух, картой Тосканы и борьбой за влияние в ней с помощью новых действий.

Второй модуль — особые рабочие — добавляет в игру несколько новых интересных вариантов и стратегий; причём за счёт большого числа разных карт особых рабочих — стратегии каждый раз разные.

Следующий модуль — карты построек. Разыгрываются так же как и обычные постройки, но кладутся на отдельное расширение личного планшета и дают приятные бонусы, уникальные для каждой постройки.

Ну, и наконец — новые посетители с новыми эффектами. Причём, согласно правилам, играть с ними можно как со всеми вместе, так и по одиночке и в любых комбинациях.

Новое игровое поле

Первый модуль данного дополнения — расширенное игровое поле. С ним в игру приходит логика! Если в базе мы работали только летом и зимой, то теперь работаем круглый год — что куда как логичнее. На настоящих винодельнях работа есть в режиме 24/7, и теперь это отображено и на нашем планшете действий.


Весной мы сможем разжиться семенами винограда (картой лозы), провести дегустацию (даже при отсутствии дегустационного зала и вина в погребе… кто-нибудь может мне сказать, что же такое мы дегустируем в этом действии. ), опять же возвести одну из построек, причём не только стандартную, но и из модуля новых построек, но об этом ниже. А! И ещё весной же мы сможем побороться за влияние в Тоскане…

С механикой этого действия всё просто — берёшь одного из своих рабочих, выставляешь его на действие «получить влияние» и из своего запаса выкладываешь звёздочку на один из регионов Тосканы (карта прилагается) и получаешь его территориальный бонус. В качестве бонуса можно получить любую карту — от лозы до оранжевой карты построек, а также монетки. Всего жетонов в запасе 6. Кончились жетоны? Не беда! Этим же действием их всегда можно передвинуть из одного региона в другой. Тот, у кого будет больше всего звёзд в каком-то регионе, в конце игры получит все победные очки в этом регионе.


Карта Тосканы.

Насколько интересна эта механика, настолько и спорно это решение. Что такое влияние винодельни. Я бы мог понять, если бы мы играли за какое-то княжество, королевство, правительство… Но влияние в сельском хозяйстве… Ну, в общем, есть оно — и ладно!

Мы же переходим к летним действиям. Здесь, что логично, мы будем принимать летних гостей, сажать виноград, закладывать наши участки и совершать ещё одно новое действие — менять одно на другое. Натуральный обмен во всех его проявлениях: можно обменять карты на жетон винограда, жетон на победные очки или монеты — в общем, любые сочетания уместны.


Натуральный обмен как 500 лет назад!

Осенью тоже мало что изменилось — получить заказ, собрать урожай, сделать вино и внезапно построить ещё 1 постройку ИЛИ провести дегустацию. Видимо, работает это примерно так: «Проходите, гости дорогие, в наш зал, сейчас вы попробуете лучшие вина в Средиземноморье! Ну, как. В смысле, где тут кирпич. Рабочие. Какого фига сразу не сказали. А ну марш работать, пьянь хроническая. »


Либо работаем, либо … ну, вы сами понимаете. :)

Ну а зимой мы всё так же будем принимать зимних гостей, нанимать новых рабочих, выполнять заказы, но помимо них вино теперь можно конвертировать в ПО напрямую с помощью продажи вина в магазине при винодельне — кому-то из хозяев пришла светлая мысль, что жить можно не только за счёт оптовых покупателей.


Розница теперь тоже в ходу!

Вместе со структурой раунда изменилась и наша таблица пробуждения — теперь это и впрямь таблица. Причём, выставив петуха на ячейку, мы ничего сразу не получаем. Но пасуя в каждом новом сезоне, мы нашего петуха сдвигаем всё правее и получаем бонусы постепенно, из каждой ячейки, а не все сразу. А пасуя зимой, мы мало того, что сразу выбираем время пробуждения следующего раунда, но и выполняем процедуру конца хода, освобождая простор для мечты и для жизни ходящим после нас.


В общем, количество сезонов увеличилось в 2 раза, а стратегичность игры — раза в 4!

Особые рабочие

Поле увеличивает стратегичность в 4 раза. А чтобы поднять это число ещё в 2 раза, никто не запрещает добавить в игру модуль особых рабочих. Это такие рабочие, которые стоят на монету дороже, но при этом обладают уникальной компетенцией.

Кто-то умеет 2 заказа подряд выполнять, другой, если идёт на ячейку без бонуса, может выполнить действие дважды. Есть вредины, кто сразу 2 ячейки действия занимают и собирают бонусы с них, есть те, кто, наоборот, за плату предлагают всем желающим воспользоваться полностью занятым действием, ну, а есть и тот рабочий, что будет нашим вторым старшим рабочим.


Особый изгоняемый работник.

Причём, если хотите сэкономить, можете по-прежнему нанимать обычных рабочих, но лимит в 5+1 рабочих никто не отменял, поэтому, наняв обычных рабочих, вы потеряете возможность воспользоваться свойствами особых рабочих до конца партии…

Теперь нам обеспечены муки выбора не только насчёт того, какое действие сыграть следующим, но и кем его сыграть. Причём свойства этих рабочих определяются с помощью карт в начале игры. А карт этих около 20… В общем, надолго хватит!


У меня еще мно-о-о-ога!

Постройки

Третий модуль дополнения — новая колода построек. В отличие от базовых построек, что представлены красивыми фигурками разной формы, особые — это всего навсего карты оранжевого цвета. Также к каждому личному планшету прилагается пристрой — дополнительный минипланшетик, на котором отмечено место для 2 карт особых построек и действие для одного рабочего — разрушить постройку.


Чтобы сыграть карту постройки, нужно совершить действие «Возведите одну постройку». Тут также действуют все скидки и бонусы, но за разыгранную карту полагается 1 ПО сразу плюс эффект описанный на карте.

Эффекты могут быть самые разные — одни здания предоставляют бонусную ячейку действия, выполняя которое, можно и что-то полезное для хозяйства сделать, и при этом ещё и победными очками или монетками разжиться. Другие срабатывают по триггеру. Допустим, позволяют ферментировать виноград или выдерживать вино не один раз, а дважды. Ну, или в фазу дохода получать не только деньги, но и победные очки. Ну, а есть постройки, такие как статуя — они просто красивые. :) Шучу, конечно! Но не совсем. Такие здания не имеют эффектов или действий, но дают изрядное количество ПО в конце игры.


Надо признать, этот модуль тоже весьма удачен — каждая винодельня может иметь свою фишку, внося в игру асимметричность и дополнительный интерес!

Новые посетители

Самый незаметный модуль — новые посетители. Представлен он просто дополнительными картами летних и зимних гостей, которые замешиваются в базовые колоды.

По описанию, вроде как, эти карты должны делать больший упор на производство вина. Но на деле влияние их на партию не столь очевидно — частенько приходят карты из базы, да и особого упора именно на вино я в них не заметил. Но если есть дополнительные карты, то отчего же их не замешать к остальным? Для разнообразия самое то!


Отыграв несколько партий в базу и в «Тоскану», одно могу сказать точно — в базу возвращаться не хочется. За исключением карты влияния, которая соответствует логики игры лишь с большой натяжкой, можно с уверенностью сказать, что все модули дополнения не просто можно, а нужно добавлять в базу — такое ощущение, что эти механики должны были быть уже в базе, но были отрезаны, чтобы вернуться в игру за дополнительную плату. Согласен! Попахивает теорией заговора, но всё же…

Бывает, что дополнение ломает чётко выверенный баланс базы. Тут этого и близко нет. Наоборот, игра становится более стратегичной и реиграбельной. А что ещё нужно от дополнения?

«Тоскана» придала «Виноделию» завершённость. Хотя называть эту игру «Виноделием» или «Виноградарством» — вопрос остаётся открытым. Хоть и добавились способы заработка ПО именно на вине, но и гостей и прочего, что позволяет набирать ПО, не сажая лозу на свои участки, тоже осталось предостаточно.

Ну, и вы же понимаете, что я не могу обойтись без сравнения с моими любимыми играми? Так вот. Даже с «Тосканой» «Виноделие» куда как более простая, чем «Агрикола». Для некоторых это несомненный плюс, для меня же это всё-таки минус. Ради разнообразия раз в полгода или год я, конечно, не против разложить партейку-другую, но если будет выбор, то я всё же за команду Розенберга, а не Стегмайера.

Уместиться в кадре за столом с полем Тосканы — тот ещё ребус, я вам скажу. Но ради того, чтобы подкрепить мои слова вещественными доказательствами — мы его решили! Приятного просмотра!

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

pic2649952_md

Viticulture Essential Edition

Сыграно: 2,5 игры (1 вчетвером, 1 втроем и 0,5 вдвоем)

Вот многие говорят, что на них видео-обзоры особо не действуют в плане мотивации покупки. А у меня бывает так: посмотрю список от Dice Tower, где два-три человека похвалят какую-то игру, и так мне ее захочется вдруг :))

Эту игру хвалили в списке лучших проектов Кикстартера (вообще очень хороший список оказался, несмотря на название). Но простое издание Viticulture уже тогда не продавалось или продавалось за бешеные деньги. На мое счастье прошлой осенью вышло переиздание Essential Edition, да еще и с модулями из дополнения, поэтому к Новому году я себе сделала подарок в виде этой весьма недешевой игры (ну, и еще более дорогого Blood Rage :)))

DSC03442 copy

DSC03444 copy

DSC03445 copy

DSC03443 copy

Диагноз: Не могу сказать, что я с первого взглядя прямо влюбилась в эту игру. За полгода сыграно совсем мало, и первые впечатления были: ну, евро как евро, чего такого. Но вот почему-то все мысли про эту игру какие-то теплые, и чем больше я играю, тем больше мне хочется. То ли тема такая приятная, то ли обалденное оформление заставляет с удовольствием про нее думать и хотеть разложить. То ли увлекательный и достаточно тематичный процесс. Ещё и созидательный и без жёсткого конфликта. Очень хорошая, крепкая игра, очень рада, что она у меня есть. Надеюсь сыграть еще много раз!

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Привет-привет! Ещё не все в отпусках? ;) А у меня новый пост, на идею которого натолкнула публикация в ленте инстаграма. Я хотела ответить комментарием, а потом поняла, что это тянет на целый пост, который может быть любопытен кому-то ещё.

DSC08660.JPG

5. Новые карты Moor Visitors

Эти карты у меня перемешаны с базовыми, с которыми мы в последнее время игарем не столь часто. Я уже и не скажу, какие гости откуда. По сути это просто пачка новых карт, добавляющая разнообразия, но более ничем не влияющая на ход игры. Хорошо их иметь, если ты фанат игры. А если не такой фанат и у тебя нет этой колоды, то сейчас уже лучше присмотреться ко второму дополнению с гостями, о котором будет ниже.

4. Специальные постройки

Вообще, идея классная, ведь здания есть ну очень интересные и вкусные — свой личный заводик по изготовлению вина, своя верфь, торговая точка, бар и так далее — куча интересных стратегий по заработку очков может быть построена только на этих зданиях и их сочетании. Это очень интересно!

DSC08664.JPG

Но есть недостатки. Некоторые здания очень ситуативны. Они не сыграют в конце игры или даже в середине (например, школа, акведук и др.), некоторые играют нечасто и бонусы у них ну такие себе, зато другие здания прям настолько хороши, что их пытаешься специально искать в колоде.

И вот мне не очень нравится в этом модуле, насколько здания бывают неравнозначны. В игре на четверых это сглаживается тем, что зданий может выйти много и разных, а вдвоём дисбаланс может ощущаться сильнее. Поэтому я и стала реже играть с этим модулем и в дуэлях теперь предпочитаю ему другой.

DSC08667.JPG

3. Рабочие из Рейна

Практически ни один гость тут не даёт очки как таковой, но они по-прежнему и даже больше помогают делать всё, чтобы выполнять заказы и продавать вино: сажать виноград, брать карты, строить здания, получать заказы и так далее. Играя с этими гостями, вы волей-неволей будете постоянно делать вино и пытаться его продать, поскольку иначе очки набираются очень медленно.

DSC00353.JPG

2. Специальные рабочие

В первые разы, когда мы играли в Тоскану, рабочих я не особо оценила. Куда больший интерес вызвали специальные простройки, ведь их столько и они такие разные. Но со временем и после множества дуэльных партий я поняла, что предпочитаю играть с рабочими, чем со зданиями, и вот почему.

Самое важное — специальные рабочие равно доступны всем игрокам. Если ты его хочешь, ты можешь его нанять, но и остальные тоже смогут. Все будут равных условиях. В то время как специальные здания индивидуальны, и могут как зайти очень в тему, так и оказаться бессмысленными (хотя и их можно обменять на очки позже, но утешение слабое). В дуэлях это особенно ощущается.

DSC00355.JPG

Правда, некоторые рабочие тоже кажутся очень ситуативными и слегка странными, например, мученик, бродяга или рассказчик историй. Но почти все другие очень хорошие — особенно нравятся ещё один большой рабочий, путешественник, посланник. Классный модуль, в общем!

DSC00351.jpg

1. Карта Тосканы

Безоговорочно. Это то, что сделало базовую игру лучше в несколько раз, подарило ещё больше разнообразия в возможностях получения очков, исправило косячки базы и вообще, именно это поле должно лежать в Essential издании, а не базовое.

Давайте поподробнее. Какие шероховатости базы были исправлены, какие возможности добавлены?

DSC00397.JPG

DSC00358.JPG

DSC00395.JPG

DSC00399.JPG

Отдельно хотела сказать про металлические монеты, на которые я в итоге тоже раскошелилась. Очень они классные и как это ни смешно, но действительно добавляют атмосферы. Я очень рада, что на них решилась, и всем ценителям игры тоже советую.

Читайте также: