Vietcong 2 обзор

Обновлено: 06.07.2024

Юго-Восточная Азия постепенно превращается в новую игродельческую Мекку, какой уже давным-давно стала Европа времен Второй мировой. К компании затянутых в кожу нацистов и убер-зольдатен присоединились хмурые сыны Вьетнама, Японии и Кореи. Они не лелеют планы мирового господства, но выносят слабых духом пехотинцев армии США, сунувших нос в непролазные джунгли.

О да, джунгли. Вот истинная причина, заставившая разработчиков сменить декорации военных шутеров, — современные компьютеры наконец-то научились правильно изображать субтропический лес.

Скриншоты 45

Патруль

Лучи солнца пробиваются сквозь густой ковер из яркой зелени пальм и увившего их кроны плюща. Рядом шелестит горный ручей — ему невдомек, что через пару километров его прозрачные воды вольются в бурую муть полусонной реки, плыть в которой можно только вслепую, отгоняя прочь мысли о паразитах и инфекционных заболеваниях. Разноцветные бабочки демонстрируют фигуры высшего пилотажа, порхая меж запутанных стеблей лиан и стволов непонятного вида деревьев. Под папоротниковым пологом выводят рулады толстые лягушки, испуганно замолкающие при звуке человеческих шагов.

Стивен Хоукинс аккуратно перерезает тонкую леску. Быть может, подлые комми рано или поздно восторжествуют, но сегодня его отряд не станет жертвой вшивой «лимонки». Он поднимается, стряхивая прилипшие к куртке листья, и дает отмашку Нату. Патрулирование продолжается.

Правила боя

Vietcong — не приключение, а работа. Временами неприятная, временами нудная, временами опасная. Здесь не злоупотребляют голливудскими спецэффектами, пафосной риторикой и героической музыкой, но результат оказывается не менее впечатляющим, чем Rainbow Six или Medal of Honor. Сценарий присутствует в минимальном количестве; его задача — набросать в общих чертах обстановку и связать миссии в логическую цепь, и только. Авторы аккуратно обходят стороной большую политику, ибо сержант Хоукинс, а не президент Никсон вынужден идти в кромешной тьме по болотам, кишащим поклонниками Мао. Без разницы, кто он — агрессор или борец за идеалы демократии, важно другое — надо выполнить приказ и выжить. А правду-матку пусть потом Оливер Стоун режет.

Крокер, врач. Бронсон, инженер. Хорнстер, пулеметчик. Дефорт, радист. Лё Дун Нат («…но мы зовем его просто Нат»), проводник. Vietcong оставляет человеческие взаимоотношения за кадром, лишь изредка давая полистать суховатые заметки Хоукинса и послушать пикировки героев во время очередного брифинга. Вся жизнь и помыслы наших подопечных содержатся в двадцати строчках личного досье, а их размалеванные камуфляжной краской лица рискуют заработать клеймо «карикатура».

Но вы все равно их запомните, ибо в сражении им нет равных. Завидев ярко-зеленую вьетконговскую каску, Нат «рыбкой» ныряет на землю, поднимая в воздух комочки грязи, а остальные мигом рассредоточиваются по местности. Кустарник, деревья, камни, бурелом — AI (как «наш», так и вражеский) не просто знает о существовании этих объектов, но и активно их использует. Представители обеих сторон то и дело перебегают с места на место, избегают двигаться по прямой и не лезут на рожон, оказавшись в невыгодной для себя ситуации. Получив ранение, вьетнамец отлеживается, дабы игрок уверился в его гибели и совершил фатальный промах. Американец в аналогичной ситуации зовет медика, причем таким истошным голосом, что аж в дрожь бросает. Получающееся в итоге действо выглядит ничуть не хуже, чем Medal of Honor, но с одной лишь разницей — Vietcong предпочитает ходить самостоятельно, по возможности не опираясь на скриптовые «костыли».

Идеал близок, хотя и не настолько, чтобы мы перестали находить ошибки. Дурацкий pathfinding то и дело заставляет Ната бродить кругами вокруг очередной точки маршрута. AI нет-нет, да и норовит «подсмотреть», где мы сидим, — так проще целиться. Прогулка по траншее превращается в испытание нервов: телеса персонажей цепляются за узкие стенки канавы и застревают, как Винни-Пух — в норе Кролика. Впрочем, это не смертельно — через некоторое время игра сама вытаскивает незадачливого «толстяка» на поверхность. Трупы норовят повиснуть в воздухе и непринужденно проходят сквозь достопримечательности ландшафта. Подайте сюда «Карму» из Postal 2 или, на худой конец, Devastation!

Зато какие попадаются сценки! После боя Хорнстер подходит к бездыханной тушке супостата, проводит рукой перед лицом и делает контрольный выстрел в голову. Повторный осмотр. Теперь точно мертв. Пулеметчик проводит ребром ладони по шее — мол, отплясался, гад, и методично обшаривает карманы убитого. Если здесь и дергают за ниточки, то весьма и весьма умело.

«Тоннельный синдром»

Мечтая оказаться на передовой, Стивен Хоукинс едва ли предполагал, какая насыщенная карьера ожидает его на базе «Нуй пек». Охота на дерзких снайперов, утомительное патрулирование, отчаянный прорыв из окружения, тотальные «зачистки», оборона лагеря и тет-а-тет с танком. Ему довелось плыть на моторке, сочетая наслаждение красотами азиатской природы с отстрелом врагов, и мчаться на джипе по извилистым горным тропкам, дабы успеть на помощь защитникам соседнего лагеря. Линейность успешно скрадывается гигантскими масштабами карт — доработанный движок Mafia временами выдает такие панорамы, что даже не верится.

Адреналин поступает в кровь лошадиными дозами. Даже на «обычном» уровне сложности прямое попадание из дробовика гарантированно обрывает боевой путь бравого вояки. На зубодробительном «Vietnam» врач не нужен, т.к. почти каждый выстрел — последний. Число «быстрых сейвов» ограничено (максимум — семь). Выручает лишь Дефорт, сохраняющий игру во время очередного сеанса связи с командованием.

Правда, с тоннелями вышел перебор. За несколько лет вьетнамские партизаны научились прокапывать в мягкой почве джунглей многокилометровые лабиринты, зачастую служившие не только средством коммуникации, но также складами, штабами, госпиталями и даже… квартирами. Лазать туда отваживались немногие: если и удастся выжить в лобовом столкновении с ползущим навстречу неприятелем, всегда остается шанс провалиться в колодец с кольями или получить нож в живот от затаившегося в земле герильерос.

Но все хорошо в меру. И хотя второе «погружение» по-прежнему вызывает холодок в позвоночнике, на лице возникает недовольное выражение — как, опять?! Четвертая прогулка превращается в ад — вместо кишащего опасностями тоннеля мы вынуждены битый час топтаться в абсолютно безлюдных лазах, на фоне архитектуры которых бледнеет даже знаменитый австрийский монастырь из квеста (!) Black Dahlia. Да, дорогие разработчики, все уже поняли, что «проверить дырку» — не фунт изюма слопать, но зачем издеваться?

Неудачным оказалось и «стелс»-задание, причем виновата в провале бездарная расстановка триггеров. Тяжело вытаскивать товарища из клетки, стоящей посреди вражеской деревни, когда напарники «забывают» устроить отвлекающую диверсию (либо устраивают ее так, что лагерь в мгновение ока просыпается), а игра преждевременно рапортует об удачном спасении. Исход в обоих случаях одинаковый: вьетнамцы в истерике, пленник убит, mission failed. Даже удивительно, что этот баг, неоднократно упоминающийся на официальных форумах, не был раздавлен первым же патчем.

Здравствуй, оружие

Разработчики то ли постеснялись, то ли задел на сиквел оставили, но русских в виртуальный Вьетнам не завезли. О советском присутствии напоминают лишь фотографии В.И. Ленина, попадающиеся в карманах мертвых партизан («The sonuvabitch who started it all», — цедит сквозь зубы Стивен), да завидный арсенал стрелкового оружия. «Токарев», «Макаров», СКС, винтовка Мосина, ППШ-41 и ППС-43, неизменные АК-47 и «Драгунов», а также редкие для компьютерных игр вещи — ручной пулемет Дегтярева и дробовик «Иж-43». А чтобы не захотелось набить карман всеми экземплярами сразу, присутствует жесткое ограничение на число выдаваемых «пушек». Пистолет и что-то одно «потяжелее».

С заокеанской стороны экзотики меньше: почти все образцы американских орудий убийства давным-давно заполонили сотни шутеров и стратегий. Пожалуй, стоит упомянуть лишь модифицированную винтовку М1 Garand с оптическим прицелом и бессменные М-16 с М-60 — без них никакой игры про Вьетнам и быть не может.

Выглядят и звучат «стволы» на твердую «пятерку». До маниакальной любви авторов Global Operations ко всему стреляющему разработчики Vietcong докатиться не успели, но ближайшие конкуренты в лице IGI 2 и Line of Sight: Vietnam уже покуривают на завалинке. Только гранаты портят хорошее впечатление — мало того, что летают по странным траекториям, так еще и в препятствия втыкаются. Полтергейст? Саботаж?

Good morning, Vietnam!

Но лучшее дизайнерское решение — не «раскрываемые» на приставочный манер оружие и quick-миссии, а саундтрек. Он не рвется в бой и не забивает уши во время неспешных променадов по лесу. Музыка 60-х доносится из маленького приемника, стоящего в полутемном бункере нашего героя. Мы читаем дневник, штудируем разведданные и досье под заводные мелодии американского военного радио, перемежающиеся сводками с фронтов, а когда из динамика доносится бодрый возглас «Добрррое утро, Вьетнам!», осознаем — вот из таких мелочей и складывается атмосфера хорошей игры.

Война во Вьетнаме — совсем другой случай. Какие-то джунгли, напалм, ночные засады и. перефразируя Фореста Гампа, “это все, что мы можем сказать о Вьетнаме”. Что-то не спешат разработчики нас просвещать — хорошие игры на эту тему можно пересчитать по пальцам. Поэтому, когда 2K Games и Pterodon анонсировали Vietcong 2 , мы стали с огромным нетерпением ждать ее выхода. Тем более что первая часть была очень даже ничего.

Ожидания наши, увы, не оправдались. Но — не будем забегать вперед.

В списке нововведений гордо указан переработанный движок, возможность управлять собственным отрядом пехотинцев и новый антураж — если первая часть водила нас по душным джунглям, то теперь предстоит отведать городских боев. Действие сиквела происходит в 1968 году во время Tet Offensive — крупномасштабного наступления вьетконговцев. В отличие от первой части, игроку доступно две кампании: за американцев и коммунистов.

Итак, давайте огорчаться в порядке живой очереди. Начнем с графики. Она — вы не поверите! — проигрывает даже Call of Duty , которая, если кто не в курсе, вышла более чем два года назад. Новые спецэффекты не компенсируют общей моральной отсталости: текстурам явно не хватает качества, а моделям — полигонов. Уровни выполнены настолько бледно, что в памяти всплывает эпоха первых графических акселераторов. При этом игра умудряется тормозить даже на очень неплохой конфигурации. Ей-богу, первая часть выглядела намного лучше.

Прибывший на концерт танк отрывается как может. Врагам его выступление явно не нравится.

Под стать внешнему виду оказались и звуковые эффекты. Американцы и вьетконговцы молчат как партизаны, постреливая друг в друга из укрытий, погибают без лишней драматургии, со смертельной скукой в глазах. Изредка во Vietcong 2 играет музыка, весьма неплохая и придающая безобразному геймплею хоть какой-то ритм, но ее, увы, слишком мало и ситуацию она не спасает.

Что у нас дальше? Городские бои? Прекрасно. Чуточку старания — и мы получаем потрясающе напряженный и захватывающий геймплей. Да-да, прямо как в Call of Duty. И не как во Vietcong 2. Сражаться на узких улочках вьетнамских городов, когда из каждого окна по нам ведется огонь, а укрытий раз-два и обчелся, действительно нелегко. Тем более что и с противниками нам “повезло”: они укрываются от нашего огня, постоянно меняют позиции и стараются не давать себя в обиду. Поэтому с напряженностью у Vietcong 2 все в порядке — попотеть иногда приходится. Но можно ли называть геймплей захватывающим ? К сожалению, нет. Возьмем в качестве примера. нет, не Call of Duty, а Men of Valor — достаточно неплохой, пусть и не выдающийся экшен о Вьетнаме. Его проходишь на одном дыхании, живя в коротких передышках между боями, и вся игра воспринимается как один бесконечный фильм, а не череда отдельных миссий.

Открываем сезон охоты на "птичек". Подбить такую сложновато, но реально. Особенно с гранатометом.

Во Vietcong 2 ничего подобного нет — геймплей очень скучен и совершенно некинематографичен. Исключение составляют первые минуты игры — самые впечатляющие и самые обманчивые. Вот главного героя, лысого и свирепого морпеха, поднимают из постели, вызывают в штаб и в компании военного корреспондента отправляют на какой-то банкет в мэрию. Наслаждаясь интересными диалогами и неплохими скриптовыми сценами, мы поднимаемся на второй этаж, чтобы полюбоваться красивым видом. И тут, разумеется, раздается громкий “бабах”. Мы с трудом приходим в себя, поднимаемся на ноги. В стене зияют дыры от снарядов, а в городе, судя по доносящимся с улицы выстрелам, уже вовсю свирепствуют коммунисты. И в центре этого хаоса — игрок, без оружия и патронов, в обществе столь же беззащитного корреспондента. Выбраться живыми будет не так уж и легко.

Признаем честно, в эти минуты можно с легкостью забыть об отвратительных моделях, плохом освещении и текстурах. Ибо думаешь только об одном — что же будет дальше? А дальше, увы, не будет ничего хорошего. Самое сильное разочарование — это, как ни странно, искусственный интеллект. Сражаются враги действительно очень хорошо. Но вот беда — в бою они меньше всего напоминают живых людей: не нервничают, не убегают, не зовут на помощь, действуют по одиночке. Не люди, а андроиды. Даже кровь у них больше всего напоминает краску из специальных пакетиков, которые используют при съемках кино.

Вторая беда — заштампованность. Типичная миссия во “Вьетконге” выглядит как серия коротких боев, между которыми нас ждет очередной “сюрприз” — скриптовая сцена, а то и новое задание. Но если вы хотя бы раз в жизни смотрели американский фильм о войне, то все эти коварные засады, ловушки, спасения рядового Райана и прочие сюжетные повороты вызовут у вас приступ зевоты, не больше. Во Vietcong 2 заранее очевидно, кого из напарников пристрелит снайпер, где следует ждать засаду, каким будет новое задание и т.п. Уровни практически не связаны между собой. Вне зависимости от того, что мы сегодня делаем — спасаем заложников или прорываемся к катеру — разработчики предлагают один и тот же тир в разных декорациях. Утомляет, знаете ли.

Сдавайса, высокая демокрасисеская соволс. Вьетнамса маленькая, сато очень слая!

Если вам лень участвовать в утомительных перестрелках, а узнать, “что там дальше”, все-таки хочется, то держите бесплатный совет: просто не высовывайтесь из укрытия и ждите, пока товарищи сделают всю грязную работу. Дело в том, что, как и в первой части, они практически бессмертны и при этом очень грамотно воюют — искусственный интеллект у союзников проработан еще лучше, чем у противников. Прямо терминаторы 68 года выпуска, не меньше.

Конечно же, можно играть и честно: выставить сложность на максимум и активно использовать “тактический элемент”, командуя своими суперменами. Но особой разницы вы не увидите — “тактика” пришита ко Vietcong 2 только ради ублажения издателя и громкой строчки в пресс-релизе. Управление подопечными сводится к одной команде — “идти туда-то” и осуществляется с помощью. взгляда. В какую сторону вы посмотрите, туда морпехи и пойдут. Самое полезное применение этой функции — послать отряд куда подальше, чтобы не мешали. Впрочем, работает недолго — уже через пять минут солдаты забудут приказ и вернутся к вам за новым наставлением.

Как и в первой части, во Vietcong 2 можно пользоваться услугами медика и дядьки-с-бесконечными-патронами-в-рюкзаке, которые верными хвостиками бегают за игроком. Хорошо проработаны и характеры бойцов — видно, что перед нами не банальные статисты. Играть в таком коллективе весело — но только если сразу же забыть пресловутое слово “тактика”. Ее здесь нет.

Спасайся! Там красные!

Несколько особняком стоит кампания за вьетконговцев. Дело в том, что Vietcong 2, несмотря на чешское происхождение, является самым типичным образчиком американского агитпропа — игра вся из себя правильная, героическая. Поэтому убивать борцов за демократию вам здесь, разумеется, не позволят. Под раздачу попадут войска Республики Вьетнам, которые действовали совместно с американцами. Главный герой — молодой партизан, чью деревеньку сожгли некие злодеи (разумеется, не американцы). Игра за него почти полностью посвящена мелкому крысятничеству: подложить взрывчатку, напасть на конвой из засады и так далее. На самом деле особого “партизанства” тут, конечно, нет и каждая операция сопровождается мясорубкой таких же слоновьих масштабов, что и в предыдущей кампании. Однако смена антуража, несомненно, заслуживает похвалы.

Вообще, во Vietcong 2, с его однообразным геймплеем, очень быстро учишься получать наслаждение от всяких мелочей. Сбил вертолет из “калашникова” — хорошо. Пострелял из пулемета, прокатился на боевом катере, неся смерть и ужас, — тоже неплохо. Увы, на этом радости заканчиваются и начинается старый добрый тир а-ля Call of Duty — только скучный, серый и напрочь лишенный боевого азарта. Помните тот оглушительный ад, рокот падающих “мессеров”, крики товарищей, игру светотени и бешеный ритм? Здесь этого нет. Vietcong 2 — непозволительно скупая на эмоции игра.

А ведь это, друзья, сделали люди, которые всего пару лет назад подарили нам самый лучший экшен про Вьетнам! Увы и ах! Умение создавать хорошие игры — очень непостоянное качество. Вчера оно было с вами, а сегодня исчезло. И вот мы получаем Vietcong 2 — бледную тень своего предшественника.

Классный сюжет — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 50%

Звук и музыка: 5.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Хотите почувствовать атмосферу вьетнамского ада? Увидеть жестокие городские сражения, в которых вы каждую секунду находитесь на волоске от смерти? Установите Call of Duty (можно даже первую часть) и внушите себе, что вы — во Вьетнаме. А ко Vietcong 2 лучше и не приближаться.

Прощайте, джунгли, здравствуй, Хюэ. Здесь, среди пальм и покосившихся зданий, разворачивается сюжет второй части. Точнее, его огрызки — без внятной истории и характеров героев. Бравый вояка Дэниел Бун и его отряд неуничтожимых бойцов раз за разом лезут в самое пекло, «зачищая» улицы от поборников коммунизма, напавших на город в день вьетнамского Нового года.

Скриншоты 102

Именно так — улицы. Недрогнувшей рукой разработчики сдали в утиль все, за что боролись в дебютном проекте. Коварные ловушки, захватывающие сельские пейзажи, густая растительность тропических лесов низведены до короткой кампании за «ви-си»; остальное время мы утаптываем сапогами бедные кварталы, доки, дворцы и административные комплексы. Возможно, то была попытка уйти от штампов, коими «вьетнамская тематика» обросла из-за бомбардировки тоскливыми консольными портами, но, отступая, авторы напоролись на мину-растяжку.

Первой погибла тактика. Зачатки командного управления, позволявшие уцелеть в условиях, когда выстрел в лоб — не пустяк, а «Game Over», выродились в набор из трех приказов: «дуй туда», «убей его» и «дружно бежим за мной». Вложенные меню команд заменил курсор, странным образом напоминающий о Brothers in Arms; правда, здешним «гениям» далеко до десантников из 101-й. ИИ страдает топографическим кретинизмом, застревает в тесных проходах и понятия не имеет, куда надо прятаться, оказавшись под плотным огнем. Давать подчиненным ЦУ бесполезно — все равно исполнят по-своему. Им, бессмертным горцам, терять нечего. Поваляются, поохают, а потом снова в бой. Но не стоит вымещать на парнях злобу, если <censored> медик с чудо-аптечкой опять где-то дремлет, — изменников награждают пинком.

С помощниками плохо, без них — еще хуже, поскольку сложность задания взлетает на небывалую высоту. Эпизоды, в которых Бун вынужден в одиночку прокладывать путь к победе, — это череда «загрузок», ибо аптечка — одна, «сейвов» — меньше дюжины на миссию, триггеров — десятки, а остроглазых врагов — и того больше. Малейший просчет — не вовремя высунулся из укрытия, зацепился тушкой за очередной ящик, споткнулся о нелепо скрюченный труп, автоматически (!) воздел перед лицом руки с оружием, стоя рядом с товарищем или стеной (зачем?!), — и вам дарят тюбик клея для ласт.

Деградация

Дизайнеры, не прощающие ошибок, — вовсе не грех (Vietcong тоже не отличался дружелюбием к игроку), но в сочетании с криволапыми программистами они становятся настоящими убийцами удовольствия. Цифра в названии движка Ptero-Engine 3, вероятно, обозначает его возраст, заметный по рваной смене кадров и нервной реакции на мышь.

Антуражи не обделены мелочами, на здания не жалели аутентичных текстур, персонажи нарисованы со старанием и любовью… однако удивят они лишь тех, кто с 2003 года не сталкивался с РС-шутерами. Бамп-мэппинга, сложных теней и модели освещения нет, фототекстуры лишены четкости. Шейдеры — пошлый эффект «сотрясения», покрывающий экран омерзительной «сеточкой», будто 16 млн. цветов превратились в 256. Дымовая завеса — плоское молочно-белое облако — вызывает нездоровое оживление всякий раз, когда пехотинцы, повинуясь букве сценария, метают гранату.

Урезанная глубина прорисовки возвращает в дни величия 3Dfx Voodoo 2. Туман застилает противоположный конец переулка в ясный солнечный день. Осматриваясь в просторном холле муниципалитета, вы не увидите комнату, находящуюся в десяти шагах, — ее убранство скрыто во мраке. Чуть приблизьтесь — и объекты начнут появляться в светлеющем на глазах помещении. Апофеоз запоздалого прогресса — доморощенная система «тряпочной физики». Отныне трупы не увязают в складках ландшафта; невесомые жмуры весело кувыркаются, показывая роскошные «па».

Еще сильнее врезается в память топорная работа со скриптами. Сцена 4, дубль 147. Бун и сотоварищи удирают из мэрии на джипе, пробиваясь к родной базе. Улица кишит вьетконговцами; один в порыве наглости встал прямо на пути машины. Предвкушая сочный удар о бампер, я решил не убивать беднягу. Какая оплошность. Соприкоснувшись с «кенгурятником», нахал плавно отъехал на несколько метров и, не меняя позы, огрызнулся автоматной очередью. Второй удар — откат — новая, теперь уже смертельная для меня, порция пуль. Хм. Случайный «баг»? Вряд ли — шоу неоднократно повторялось с точностью до секунды.

Отражение атаки на воинскую часть смахивает на фрагмент фильма «Чужие»: толпы камикадзе слепо мчатся вперед, начисто позабыв про инстинкт самосохранения. Это — не враг, а марионетки, существующие для того, чтобы мы, сидя в пулеметном гнезде, пять минут поливали их горячим свинцом. Любая битва за квартал — сражение с отрядами «роялей в кустах», выбегающими, словно нарочно, там, откуда их ждешь меньше всего. Засада, засада, засада… Недруги образца Vietcong 2 полагаются исключительно на свою зоркость, игнорируют соратников, пытаются прикончить жертву через непробиваемую стену и редко реагируют на упавшую под ноги «лимонку».

«Хьюи» вам!

За американской кампанией следует мимолетная цепочка миссий за NVA, повествующая о судьбе простого сельчанина, ушедшего на войну с заокеанскими оккупантами. Разум, истерзанный прогулками по Хюэ, принимает похождения в джунглях за райское счастье, но… не тут-то было. Каждая из четырех «серий» сумбурных потасовок с ордами безмозглых «джи-ай» заканчивается расправой над «боссом-вертолетом». После недолгих мучений крылатая махина падает на землю, распространяя вокруг себя вонь дешевой аркадности.

«Подумаешь, — фыркают чехи, — зато у нас куча „стволов“! Смотрите — ППШ! М16! „Калаш“! СВД! Помповое ружье!» От разнообразия голова идет кругом, везде валяется что-то новенькое. Увы, не все экземпляры стоит брать в руки. Так, М16 наделена невероятно мощной отдачей, выжить с этим чудовищем невозможно. Хоть с патронами нет проблем — ваш личный сапер, оснащенный, видимо, портативным оружейным заводом, по нажатию одной кнопки набивает пустой карман до отказа.

Звук огорчает. Уши терзает невыразительный, блеклый коктейль из хиленьких «тра-та-та», предсмертного мяуканья граждан Вьетнама и надоедливых реплик сослуживцев. Треп, кстати, заела политкорректность — особо презрительные прозвища в адрес врагов («dink», «gook» и т. п.) в сиквеле вы не услышите. Не попала сюда и хорошая музыка — о мелодиях 60-х, перемежавшихся новостями и задорными агитками, напоминают лишь приятные гитарные переборы в главном меню. И здесь сэкономили.

Итог — почти моментальное забвение. На мультиплеерных серверах свистит ветер и шуршат перекати-поле. Дежурный комплект режимов (CTF, DM, Team DM, Assault, Coop) привлекает от силы пару десятков человек в сутки. «Кооператив» загублен в зародыше — вместо «сингловых» уровней нам предлагают сидеть на пайке из четырех карт. Обидно.

The Uninstall Offensive

Из всех бессмысленных сиквелов, порожденных игровой индустрией, этот, пожалуй, самый никчемный. За два с половиной года разработки студия Pterodon не внесла в старую формулу ни грамма умных мыслей. Что заставило ее выпустить Vietcong 2 — жажда денег? хлыстик издателя, готового удавиться ради высоких рождественских продаж? надежда на неразборчивых поклонников? честное стремление показать события кровавой «Операции Тет», ставшей одним из серьезнейших ударов Северного Вьетнама по «южным братьям» и американским военным? Первые три варианта кажутся мне более близкими к истине.

В списке нововведений гордо указан переработанный движок, возможность управлять собственным отрядом пехотинцев и новый антураж — если первая часть водила нас по душным джунглям, то теперь предстоит отведать городских боев. Действие сиквела происходит в 1968 году во время Tet Offensive — крупномасштабного наступления вьетконговцев. В отличие от первой части, игроку доступно две кампании: за американцев и коммунистов.

Итак, давайте огорчаться в порядке живой очереди. Начнем с графики. Она — вы не поверите! — проигрывает даже Call of Duty , которая, если кто не в курсе, вышла более чем два года назад. Новые спецэффекты не компенсируют общей моральной отсталости: текстурам явно не хватает качества, а моделям — полигонов. Уровни выполнены настолько бледно, что в памяти всплывает эпоха первых графических акселераторов. При этом игра умудряется тормозить даже на очень неплохой конфигурации. Ей-богу, первая часть выглядела намного лучше.

Прибывший на концерт танк отрывается как может. Врагам его выступление явно не нравится.

Под стать внешнему виду оказались и звуковые эффекты. Американцы и вьетконговцы молчат как партизаны, постреливая друг в друга из укрытий, погибают без лишней драматургии, со смертельной скукой в глазах. Изредка во Vietcong 2 играет музыка, весьма неплохая и придающая безобразному геймплею хоть какой-то ритм, но ее, увы, слишком мало и ситуацию она не спасает.

Что у нас дальше? Городские бои? Прекрасно. Чуточку старания — и мы получаем потрясающе напряженный и захватывающий геймплей. Да-да, прямо как в Call of Duty. И не как во Vietcong 2. Сражаться на узких улочках вьетнамских городов, когда из каждого окна по нам ведется огонь, а укрытий раз-два и обчелся, действительно нелегко. Тем более что и с противниками нам “повезло”: они укрываются от нашего огня, постоянно меняют позиции и стараются не давать себя в обиду. Поэтому с напряженностью у Vietcong 2 все в порядке — попотеть иногда приходится. Но можно ли называть геймплей захватывающим ? К сожалению, нет. Возьмем в качестве примера. нет, не Call of Duty, а Men of Valor — достаточно неплохой, пусть и не выдающийся экшен о Вьетнаме. Его проходишь на одном дыхании, живя в коротких передышках между боями, и вся игра воспринимается как один бесконечный фильм, а не череда отдельных миссий.

Открываем сезон охоты на "птичек". Подбить такую сложновато, но реально. Особенно с гранатометом.

Во Vietcong 2 ничего подобного нет — геймплей очень скучен и совершенно некинематографичен. Исключение составляют первые минуты игры — самые впечатляющие и самые обманчивые. Вот главного героя, лысого и свирепого морпеха, поднимают из постели, вызывают в штаб и в компании военного корреспондента отправляют на какой-то банкет в мэрию. Наслаждаясь интересными диалогами и неплохими скриптовыми сценами, мы поднимаемся на второй этаж, чтобы полюбоваться красивым видом. И тут, разумеется, раздается громкий “бабах”. Мы с трудом приходим в себя, поднимаемся на ноги. В стене зияют дыры от снарядов, а в городе, судя по доносящимся с улицы выстрелам, уже вовсю свирепствуют коммунисты. И в центре этого хаоса — игрок, без оружия и патронов, в обществе столь же беззащитного корреспондента. Выбраться живыми будет не так уж и легко.

Признаем честно, в эти минуты можно с легкостью забыть об отвратительных моделях, плохом освещении и текстурах. Ибо думаешь только об одном — что же будет дальше? А дальше, увы, не будет ничего хорошего. Самое сильное разочарование — это, как ни странно, искусственный интеллект. Сражаются враги действительно очень хорошо. Но вот беда — в бою они меньше всего напоминают живых людей: не нервничают, не убегают, не зовут на помощь, действуют по одиночке. Не люди, а андроиды. Даже кровь у них больше всего напоминает краску из специальных пакетиков, которые используют при съемках кино.

Вторая беда — заштампованность. Типичная миссия во “Вьетконге” выглядит как серия коротких боев, между которыми нас ждет очередной “сюрприз” — скриптовая сцена, а то и новое задание. Но если вы хотя бы раз в жизни смотрели американский фильм о войне, то все эти коварные засады, ловушки, спасения рядового Райана и прочие сюжетные повороты вызовут у вас приступ зевоты, не больше. Во Vietcong 2 заранее очевидно, кого из напарников пристрелит снайпер, где следует ждать засаду, каким будет новое задание и т.п. Уровни практически не связаны между собой. Вне зависимости от того, что мы сегодня делаем — спасаем заложников или прорываемся к катеру — разработчики предлагают один и тот же тир в разных декорациях. Утомляет, знаете ли.

Сдавайса, высокая демокрасисеская соволс. Вьетнамса маленькая, сато очень слая!

Если вам лень участвовать в утомительных перестрелках, а узнать, “что там дальше”, все-таки хочется, то держите бесплатный совет: просто не высовывайтесь из укрытия и ждите, пока товарищи сделают всю грязную работу. Дело в том, что, как и в первой части, они практически бессмертны и при этом очень грамотно воюют — искусственный интеллект у союзников проработан еще лучше, чем у противников. Прямо терминаторы 68 года выпуска, не меньше.

Конечно же, можно играть и честно: выставить сложность на максимум и активно использовать “тактический элемент”, командуя своими суперменами. Но особой разницы вы не увидите — “тактика” пришита ко Vietcong 2 только ради ублажения издателя и громкой строчки в пресс-релизе. Управление подопечными сводится к одной команде — “идти туда-то” и осуществляется с помощью. взгляда. В какую сторону вы посмотрите, туда морпехи и пойдут. Самое полезное применение этой функции — послать отряд куда подальше, чтобы не мешали. Впрочем, работает недолго — уже через пять минут солдаты забудут приказ и вернутся к вам за новым наставлением.

Как и в первой части, во Vietcong 2 можно пользоваться услугами медика и дядьки-с-бесконечными-патронами-в-рюкзаке, которые верными хвостиками бегают за игроком. Хорошо проработаны и характеры бойцов — видно, что перед нами не банальные статисты. Играть в таком коллективе весело — но только если сразу же забыть пресловутое слово “тактика”. Ее здесь нет.

Спасайся! Там красные!

Несколько особняком стоит кампания за вьетконговцев. Дело в том, что Vietcong 2, несмотря на чешское происхождение, является самым типичным образчиком американского агитпропа — игра вся из себя правильная, героическая. Поэтому убивать борцов за демократию вам здесь, разумеется, не позволят. Под раздачу попадут войска Республики Вьетнам, которые действовали совместно с американцами. Главный герой — молодой партизан, чью деревеньку сожгли некие злодеи (разумеется, не американцы). Игра за него почти полностью посвящена мелкому крысятничеству: подложить взрывчатку, напасть на конвой из засады и так далее. На самом деле особого “партизанства” тут, конечно, нет и каждая операция сопровождается мясорубкой таких же слоновьих масштабов, что и в предыдущей кампании. Однако смена антуража, несомненно, заслуживает похвалы.

Вообще, во Vietcong 2, с его однообразным геймплеем, очень быстро учишься получать наслаждение от всяких мелочей. Сбил вертолет из “калашникова” — хорошо. Пострелял из пулемета, прокатился на боевом катере, неся смерть и ужас, — тоже неплохо. Увы, на этом радости заканчиваются и начинается старый добрый тир а-ля Call of Duty — только скучный, серый и напрочь лишенный боевого азарта. Помните тот оглушительный ад, рокот падающих “мессеров”, крики товарищей, игру светотени и бешеный ритм? Здесь этого нет. Vietcong 2 — непозволительно скупая на эмоции игра.

А ведь это, друзья, сделали люди, которые всего пару лет назад подарили нам самый лучший экшен про Вьетнам! Увы и ах! Умение создавать хорошие игры — очень непостоянное качество. Вчера оно было с вами, а сегодня исчезло. И вот мы получаем Vietcong 2 — бледную тень своего предшественника.

Классный сюжет — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 50%

Звук и музыка: 5.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Хотите почувствовать атмосферу вьетнамского ада? Увидеть жестокие городские сражения, в которых вы каждую секунду находитесь на волоске от смерти? Установите Call of Duty (можно даже первую часть) и внушите себе, что вы — во Вьетнаме. А ко Vietcong 2 лучше и не приближаться.

Рейтинг “Мании”: 6


Викинги, рыцари, самураи. кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.


На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.


Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.


Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.


скрыть

ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.

СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.

Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.

ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.

ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!

НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.


от редакции

Читайте также: