Velvet assassin обзор

Обновлено: 02.07.2024

Классические стелс-экшены постепенно вымирают. Даже Tom Clancy’s Splinter Cell, опора жанра, пропал из виду, и что с ним творят в лабораториях Ubisoft Montreal — толком никому не известно. В консольном Metal Gear Solid 4 от стелса осталось одно название, зато экшена — хоть отбавляй. Шпионские штучки в таких играх постепенно отходят на второй план, становятся фоном для более зрелищных и динамичных элементов. В этой тяжелой обстановке небольшая немецкая компания Replay Studios, на чьем счету пока лишь автомобильное побоище Crashday, выпустила игру, живо напоминающую о временах Thief.

Саммер. Виолетта Саммер

Velvet Assassin предлагает взглянуть на Вторую мировую под неожиданным углом. Виолетта Саммер, чьим прототипом послужила реальная британская шпионка Виолетта Жабо, не участвует в очередной высадке в Нормандии, а ведет подрывную деятельность в тылу противника. Она работает одна, постоянно держится в тени и всем видам оружия предпочитает острый нож и собственную смекалку. Взорвать топливный склад, выкрасть секретные документы, устранить высокопоставленного немецкого офицера, пробраться в концлагерь — вот работа по ее части.

Правда, все геройства у нее в прошлом. В начале игры мы обнаруживаем Виолетту погруженной в глубокую кому, а все последующие двенадцать миссий — на самом деле воспоминания о былых приключениях. Этот сюжетный ход понадобился сценаристам для того, чтобы оправдать одну интересную особенность игры. Оказавшись в сложной ситуации, вы можете ввести героине дозу морфия. Укол сделают ухаживающие за Виолеттой врачи. После этого экран окрашивается в алые тона, шпионка вдруг предстает перед нами в одной ночной рубашке, а немцы теряют волю к жизни и перестают сопротивляться. Морфий попадается не очень часто, так что использовать его надо осторожно.

Не только Виолетта умеет подкрадываться сзади. Хотя эта сценка, конечно же, случайность.

В промежутках между наркотическими эскападами Velvet Assassin играется как типичный стелс-экшен первой половины 2000-х. Это подразумевает наличие множества условностей. Так, спрятавшись в тени, героиня становится абсолютно невидимой для всех остальных персонажей. Даже если вокруг ясный солнечный день. Сейчас это уже смотрится архаично, зато такие условности четче очерчивают правила игры.

Еще одна отличительная особенность Velvet Assassin — крайняя жестокость. В арсенале Виолетты пара десятков добивающих приемов, включая вскрытие сонной артерии и подрезание сухожилий на ногах с последующим ударом в сердце падающему противнику.

Найдя вражескую форму, можно практически безнаказанно разгуливать под носом у фашистов.

Ближе к середине игры для успешного продвижения вперед мало становится просто подкрасться к врагу сзади и перерезать ему глотку. Солдаты начинают патрулировать территорию группами, так что приходится всячески хитрить, чтобы прошмыгнуть мимо них. Например, можно тихонько просвистеть или включить радио, заставив ближайшего к вам солдата пойти проверить, кто это шумит. А там, глядишь, служивый вляпается в лужу бензина, которую Виолетта, разумеется, немедленно подожжет. Можно и просто прокрасться дальше, пока солдата нет на посту, но за бесшумные убийства в конце миссии повышают рейтинг.

Еще один Виолеттин фирменный трюк — подкрасться сзади к часовому, выдернуть чеку из гранаты у него на поясе и уползти в укрытие. Высший пилотаж — привлечь остальных патрульных свистом и заставить подорваться вместе с несчастным владельцем гранаты.

В игре есть и примитивная система развития персонажа. Зарабатывать очки опыта предлагается крайне странным способом: искать в укромных уголках уровней трофеи и выполнять необязательные задания. За бесшумные убийства опыта почему-то не дают. Заработав тысячу очков, можно вложить их в одну из трех характеристик героини: силу (увеличивает здоровье), шпионские навыки (позволяет быстрее ползать) и морфий (увеличивает срок действия наркотика). Правда, ничего из этого особенно и не нужно. Здоровья все равно постоянно будет не хватать; ползать в Velvet Assassin нужно не быстро, а аккуратно; а на одном морфии игру не пройдешь.

Морфий есть и в Velvet Assassin, так что к игре возникли похожие претензии. Разработчики отказались идти на поводу рейтинговой комиссии, но не стали раздувать скандал, а постарались как можно четче обосновать свое мнение. В реальности морфий используется как обезболивающее, а во время войны его частенько вводили раненым солдатам прямо на поле боя, чтобы облегчить их страдания. Таким образом, его применение в игре является исторически обоснованным и не может расцениваться как пропаганда наркотиков. Против таких железных доводов OFLC ничего возразить не смогла, прогнулась и выставила игре рейтинг «от 15 лет».

Она убивала немецких солдат

Не стоит забывать об элементарных физических законах. Пляшущая тень Виолетты на стене выдаст разведчицу в два счета.

Главная ценность Velvet Assassin — в ее красоте и атмосферности. Год назад разработчики признавались в интервью «Игромании», что вдохновлялись фильмами Андрея Тарковского. Это действительно так. Особенно это заметно в работе с цветом. Картинка то почти монохромная, то, наоборот, чрезмерно насыщенная. Миссии, действие которых происходит на закате, выглядят просто потрясающе. Хотя в техническом плане Velvet Assassin и не поражает воображения, но благодаря тонкому чувству стиля и умелому использованию света на игру приятно смотреть. Чудесен и саундтрек: тягучий, давящий. От звуков этой музыки буквально мурашки бегут по телу.

Целью разработчиков с самого начала было показать обратную сторону войны. Противники Виолетты — это обычные люди, которые волей судьбы оказались по другую сторону баррикад. Они то и дело устало вздыхают, что-то напевают себе под нос, а иногда и беседуют друг с другом. К ним не испытываешь отвращения или ненависти. Вот лишь один пример. Немецкий солдат курит на пристани и смотрит на виднеющуюся вдали Эйфелеву башню. Настроение у него явно очень хорошее. И как раз в этот момент — когда война кажется такой далекой и ненастоящей — Виолетта одним движением руки лишает несчастного вояку жизни.

К сожалению, игре не хватает какой-то цельности. Ощущается острая нехватка необычных ситуаций, неожиданных решений, да и просто зрелищных моментов. Постоянно ползать в тени и резать фашистам горло надоедает довольно быстро. А стелс-условности, которые поначалу придают Velvet Assassin какой-то особый шарм, через некоторое время начинают утомлять. Когда часовой, заметивший Виолетту, преспокойно продолжает патрулирование, потеряв ее из виду, выстроенная разработчиками атмосфера рушится, как карточный домик. А кошмарная система чекпойнтов делает игру чрезвычайно сложной, заставляя вас после каждой смерти заново проходить чуть ли не половину уровня.

В таких ситуациях вы будете оказываться чаще, чем хотелось бы: солдат в упор не видит шпионку, наставившую на него пистолет.

Думаете, нам покажут, как мозги этого господина размажутся по стенке? Нет и еще раз нет. Эта игра не о садизме.

Морфий в действии. Смотрится дико, но здорово.

Фрицы перед смертью не успевают даже пикнуть.

Нельзя сказать, что Velvet Assassin очень плохая игра. Но представить себе человека, готового принять ее такой, какая она есть, сложно. Даже поклонникам шпионских игр Velvet Assassin не обязательно придется по душе — слишком мало нового в геймплее. И в то же время от нее остается какое-то очень приятное послевкусие. В чем причина — в необычной картинке или нетривиальной подаче сюжета, — судить не беремся. Но ставить Velvet Assassin совсем низкую оценку у нас просто не поднимается рука. Попробуйте — вдруг вам понравится.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей 7

Звук и музыка 8

Интерфейс и управление 8

Дождались? Старомодный стелс-экшен, выполненный в неподражаемом сюрреалистическом стиле. Очень тяжелая для восприятия игра.

Стеллс-экшен Velvet Assassin увидел свет в 2009 году, став второй и последней игрой, выпущенной Replay Studios. Критики заявили, что это не безупречное, но заслуживающее внимания произведение (всё равно со стеллсом беда) и пытались помочь проекту оценками (если мне не изменяет память, средний балл близился к четвёрке, хоть и с минусом). Но, продавалась игра плохо, и студия разорилась. В причинах неудачи Replay Studios, а также достоинствах и недостатках Velvet Assassin я и попытаюсь разобраться в этой длинной статье.


Оптимизация

Одной из главных причин коммерческого провала Velvet Assassin можно смело называть её «работоспособность». Половина негативных отзывов в стиме сводится к тому, что игра вообще отказалась запускаться. Не придётся проводить особое расследование, чтобы выяснить: причиной странного поведения является особенный PhysX, отказывающийся работать на некотором железе и некоторых системах. Прочувствовать это довелось и мне: запустилась игра лишь с третьего компьютера. А в чём заключается крутизна физической модели, я так и не понял.

Кратко о Виолетте Сабо, историческом прототипе Виолетты Саммерс

Виолетта Бушелл родилась в Париже, в 1921 году, в семье француженки и англичанина. О её молодости и юности известно мало. В тридцатых годах двадцатого века семья Бушелл переселилась в Лондон. Вскоре после начала Второй мировой войны Виолетта вышла замуж за капитана Иностранного Легиона (французское войсковое соединение) Этьенна Сабо. «Медовый месяц» продлился всего неделю, после чего Этьен был отправлен на фронт. Более года Виолетта не знала даже, жив ли её муж. Вернувшись, Этьен провёл дома десять дней, после чего снова уехал. На этот раз — безвозвратно. В 1942 году Виолетта Сабо родила дочь Таню и, не успев выписаться из больницы получила телеграмму: её муж погиб в бою.

Вскоре Виолетте предложили стать агентом SOE («Special Operations Executive; Управление Специальных Операций»), девушка согласилась. В 1944 году она отправилась на первую миссию. В оккупированной Франции Сабо занималась подрывной деятельностью и шпионажем, а после выполнения задания вернулась в Англию. Несмотря на возражения и уговоры, девушка настояла на новой командировке. Следующая миссия оказалась не такой успешной: Виолетту схватили, и она оказалась в гестапо. Пытки длились полгода, девушка выдержала их, не рассказав ничего. В начале 1945 года её, вместе с двумя другими агентами убили выстрелами в затылок, все тела кремировали.

Уже после войны офицер УСО (и одно из главных действующих лиц сектора Ф1) Вера Аткинс, проводя расследование военных преступлений, сумела найти и притянуть к ответственности гестаповца, застрелившего Виолетту Сабо. В 1947 году Виолетта и Этьенн Сабо были посмертно награждены медалями Сопротивления. Помимо этого, Виолетта была награждена Георгиевским крестом, а в последующее время в её честь на одном из лондонских домов была установлена мемориальная доска, в Лондоне воздвигнут памятник, в графстве Херефордшир открыт музей.

В 1956 году состоялась первая публикация книги Джеймса Минни (Rubeigh James Minney) «Carve Her Name with Pride». К сожалению, ни русского перевода, ни самой книги в свободном доступе, я не нашёл. В 1958 году вышел снятый по книге фильм «Carve Her Name with Pride» с Вирджинией МакКенна в главной роли. Фильм можно найти в интернете и посмотреть, что я и советую сделать всем заинтересовавшимся, кино хорошее.

Напоследок хочу сказать, что разные источники рассказывают историю Виолетты Сабо по-разному. Поэтому, в моей заметке могут присутствовать ошибки. Как правильно читается фамилия, я тоже сказать не могу. Даже в указанном мною фильме есть несколько разных вариантов произношения.

Главная героиня и сюжет

Боевая история Виолетты Сабо достаточно короткая, да и данных о выполняемых ею заданиях не так много. Возможно, именно поэтому протагонистом в игре выступает не она, а некая Виолетта Саммерс. Выдуманная шпионка, которая помимо Франции досаждала фашистам в Польше и Германии.

Сюжет начинается с того, что Виолетта… в коме. Большинство игровых миссий представляют собой её воспоминания о проведённых операциях. Начиная с самой первой «подрывной», и заканчивая той самой миссией, выполняя которую Виолетта была ранена. А в перерывах между разными «заданиями» девушка слышит отголоски внешнего мира. Иногда она может разобрать, о чём говорят находящиеся рядом люди.

Таким образом сценарий делится на «прошлое» и «настоящее». О втором я рассказывать не буду, узнавать судьбу главной героини интереснее из первых рук.


А вот на выполняемых миссиях стоит остановиться немного подробнее. По большому счёту мотивация главной героини всегда сводится к «выполнить задание» и «убить фашистов». Но благодаря хорошей постановке, придираться не хочется. Всё-таки, простота в данном случае ожидаема. Зато каждая отдельная миссия рассказывает свой шпионский мини-сценарий. Например, один из уровней поведает о трёх варшавских агентах, которых раскрыла контрразведка врага. Сейчас они прячутся, но Виолетта должна любыми средствами предотвратить возможную утечку информации. Помочь агентам уйти от преследования, или же помочь им уйти из жизни — покажет время.

Но даже более интересной, чем основная миссия зачастую оказываются диалоги и короткие «сценки», наблюдаемые на протяжении всей игры. Подобные вещи не имеют критического значения для понимания глобального сценария, вместо этого являясь мощным приёмом, усиливающим восприятие, и погружающим игрока в тягучую атмосферу Velvet Assassin. Двое солдат устали от войны, и хотят поскорее вернуться домой. Какой-то офицер заставляет солдата расстреливать невооружённых пленников, а тот радуется такому заданию. «Старослужащий» осаждает «молодого», слишком самоуверенно рвущегося в бой: такие здесь умирают первыми. Кто-то думает об оставшейся дома девушке, а кто-то ждёт возможности сыграть в извращённую «охоту на кроликов», где в роли кроликов военнопленные, а пули настоящие.


Вот так и получается, что одних врагов хочется непременно убить, других же — обойти стороной. И уже сам факт того, что разные противники вызывают разные эмоции — большой плюс, раскрывающий отличный в своей простоте сюжет.

Особенности дизайна

Все прелести местной графики я расписывать не буду. Отмечу только плавные движения и большое количество анимаций убийств, в которых главная героиня активно использует имеющееся в руках оружие. Для демонстрации же картинки по статье невпопад раскинуто несколько скриншотов.


К сожалению, картинка не лишена недостатков. Хоть и не особо значимые, они всё же бросаются в глаза. Так, первое, чем встретит нас игра — лестница. Виолетта забирается на лестницу, экран мигает, и вот — героиня слезает с лестницы, уже на втором этаже. Почему нельзя было сделать анимацию самого лазания, и зачем в условиях отсутствия той самой анимации показывать обрывок действия — непонятно. Да и вообще, преодоление препятствий может выглядеть немного странно, особенно в узких пространствах. К примеру, перелезая через забор, Виолетта порой умудряется просунуть ногу сквозь колючую проволоку, или вообще в стену. Впрочем, встречается подобное не так часто, и большого значения не имеет.

Второе, что бросилось в глаза — переход с локации на локацию одних и тех же текстур. Касается это разных мелочей вроде ящиков и бочек, что нормально. Но, на протяжении второй половины игры Виолетта то и дело натыкается на… труп маленького мальчика. Причём один и тот же труп можно встретить раз пять, если не больше. Могли бы хоть одежду в другой цвет покрасить, а то какие-то неправильные мысли нагоняет, и атмосферу портит. Впрочем это, как и раньше, придирки к мелочам, которые особой погоды не делают.


Занимательная география

А вот к самому построению локаций есть смысл придраться более основательно. Во-первых, абсолютная коридорность не предоставляет никакой свободы действий. По сути, у игрока есть только один способ прохождения: выбрать момент, и обойти этого врага справа, а вон того слева.

Во-вторых, разработчиками используется система «закрытых комнат». Вроде бы большая локация всегда поделена на несколько участков, перемещаться между которыми может только Виолетта. Максимум же, на что способны враги — услышать что-нибудь через дверь. Но даже тут ситуация несколько странная, и больше напоминает какой-то баг: на выстрелы немцы реагируют редко, зато находясь рядом с дверью, могут услышать топот подбегающей Виолетты. Поэтому приходится отказываться от быстрого бега, даже если все вокруг померли, и никакой угрозы не предвидится. Почему шаги легко выдают шпионку, а стрельба никого не волнует — вопрос, на который нет ответа. Неужели у Виолетты какая-то особая, известная на весь мир поступь?


Вообще, изолированность комнат порой создаёт забавные ситуации. Забежала Виолетта в комнатку с двумя немцами, а они давай стрелять с перепугу. А шпионка р-раз, и в другую дверь выбежала. Бедные немцы походили-походили кругами, да и успокоились. Подумаешь, женщина. Бывает… Думаю, о бессмысленности прятания трупов упоминать не стоит. Да, порой приходится утаскивать тушку мёртвого немца в ближайшую тень, но эта необходимость случается не так уж часто.

Имеет место и наплевательское отношение к технике безопасности. Не один и не два раза враг будет стоять в луже, к которой подведён оголённый провод. Да, электричество к проводу вроде как не подаётся, но достаточно дёрнуть рубильник, и… вы поняли. Пованивающий и сыроватый шашлык готов. Причём встречается подобное везде, даже в помещениях, принадлежащих гестапо. Неужели всем плевать?


Есть и ещё одна забавная штука — лужи какого-то топлива. Ходить по этим лужам враги любят. А Виолетта любит вовремя эти лужи поджигать. Ну ладно, тут я придираться не буду, ведь разлитый везде бензин всегда можно оправдать токсикоманией. Тем более, что немцы не только «нюхнуть» любят, но и уколоться. Морфием. Причём учитывая тот факт, что морфий можно найти везде, начиная с мусорки и заканчивая обеденным столом — наркоманов здесь немало. Конечно, это лишь игровые условности, и я их принимаю. Но…


Способы врагоубийства

Помимо упомянутых луж с бензином и оголёнными проводами, можно встретить ещё одну интерактивность — гранаты на солдатских поясах. Вовремя подкравшись, можно выдернуть чеку и, не поднимаясь с корточек (не палимся!), убежать.

Главная проблема всех этих методов — шум. Да, порой случаются весьма забавные ситуации. Стоял некий солдат в луже, получил удар током, а его друг уже бежит посмотреть, что там случилось. И оказывается в той же ловушке. Вот только в большинстве случаев нет никакого смысла поднимать тревогу раньше времени. Ведь крики зачастую приводят к перестрелкам, а умирает Виолетта очень быстро. Вот и получается, что при обилии «возможностей», оптимальным вариантом для решения большинства проблем является старый добрый нож. Тем более, что у Виолетты почти всегда есть с собой шприц с морфием, позволяющий остановить время и безнаказанно убить выскочившего из-за угла противника. «Узаконенным читом» можно воспользоваться примерно один раз на большую «комнату», и зачастую этого оказывается достаточно, чтобы выжить.


Усугубляет ситуацию и превращает игру в рутину уже упомянутая коридорность, предполагающая наличие «лучшего» пути. Из-за этого если пройти половину уровня (половину расстояния от чекпоинта до чекпоинта), а потом попасться, второе прохождение превращается в точное повторение совершённых ранее действий. Не могу сказать, что такие моменты радуют. К концу игры я всячески жалел, что выбрал повышенную сложность…

Несколько упрощают жизнь разбросанные по уровням бочки с чем-то ядовитым (не понимаю, зачем немцы разбрасывают по округе яд, но ладно), и топливом. Особенно полезны первые. Главное — не забыть надеть противогаз, и можно устраивать геноцид бедных болванчиков. Как показывает практика, они легко «ведутся» на провокации, и порой идут прямо в центр ядовитого «облака», чтобы проверить, почему это упал товарищ.


Кроме ножа в игре встретятся два вида пистолетов (с глушителем и без), сигнальная ракетница (сама по себе не очень шумная, но визг горящего немца обязательно привлечёт врагов), дробовик, и снайперская винтовка. Появляется всё это добро нечасто, но обычно к месту.

В последние полторы главы появляется штурмовая винтовка, а игра переходит от стеллса к экшену. И это — настоящий ад. Что такое плохой стеллс в экшенах все знают, а вот тут можно увидеть, к чему приводит не очень хорошая стрельба в стеллсе. К слову, есть ещё «прокачка». Но, она совсем уж символическая, и на игру никак не влияет. По крайней мере, я не заметил разницы до/после.

Немецкая мода

Помимо бесшумного устранения противников, есть несколько уровней, которые нужно проходить посредством переодевания в форму офицерши СС. И эти уровни — чуть ли не худшее, что есть в игре (хуже лишь то, что выше спряталось под спойлер). Даже тот факт, что «подозрительным поведением» считается только взведение оружия, впечатления не портит. Просто потому, что есть другая вещь, намного хуже.

Изначально любопытная механика испорчена одной вопиющей недоработкой: когда игра вычисляет, сможет ли враг опознать под немецкой формой британскую шпионку, она учитывает только расстояние. При этом ни препятствия (стены, например), ни направление (которое может быть и вертикальным), не учитываются. Таким образом, враг может «узнать» шпиона в человеке, которого даже не видит. Один раз Виолетту вообще «вычислили» сразу по выходу из двери. Я долгое время не мог понять, что произошло. Оказалось — враг находился внизу, на первом этаже. Конечно, он просто бегал из стороны в сторону и орал, не понимая, что происходит, и не имея возможности навредить невидимому врагу. Но этот цирк никак не вписывается в общую серьёзную атмосферу.


Искусственный «интеллект»

Главный недостаток местного ИИ — в темноте солдаты ведут себя, как слепые котята. Да что там, даже тень от какой-то ветки они порой воспринимают, как непроглядную тьму. Один раз это привело к очень забавному багу.


Подкравшись, Виолетта зарезала одного из солдат, и даже успела поднять его тело. Увы, она плохо рассчитала время, и отошедший недостаточно далеко патрульный что-то услышал. Он развернулся, и в упор посмотрел на шпионку, держащую на руках труп.
— Ганс?! — удивлённо воскликнул немец. Ганс не отвечал, и вообще вёл себя подозрительно.
— Ганс?! — повторил немец, на этот раз сопроводив восклицание длинной тирадой на немецком. Ганс продолжал молчать.
Солдат понял, что дело нечисто. Попытался обойти Ганса, но Виолетта кружилась вокруг своей оси, постоянно тыча в лицо патрульному труп его товарища.
После недолгого хоровода Виолетта отступила в угол, всё так же прикрываясь трупом. Патрульный, так и не сумев ничего доказать, был вынужден вернуться на маршрут.
Подводя итог

По сути перед нами даже не стеллс, а скорее некая головоломка с упором на скрытные убийства. Сам по себе геймплей порой слишком уж монотонный, его неторопливый темп постоянно замедляется ещё больше, а для звания «хорошего стеллса» критически не хватает свободы действий (хоть какой-то). Velvet Assassin увлекает поначалу, поддерживает интерес во время прохождения, но ближе к титрам – мягко говоря, приедается. Поэтому я сомневаюсь, что для кого-то игра станет любимой. Впрочем, ознакомиться с ней я советую. Общая атмосфера и неплохой сценарий стоят того, чтобы пройти игру. Главное – сложность ставьте пониже, не то пожалеете о своей самоуверенности.


Любопытный факт: цена игры три бакса, что дешевле пары-тройки инди-поделок без сценария и геймплея вообще. Главное, чтобы заработало.

UPD. Были исправлены некоторые ошибки, касающиеся биографии Виолетты Сабо. За указание на эти ошибки отдельное спасибо пользователю NightEagle.

Вторая мировая война из ужаснейшей трагедии, унесшей миллионы невинных жизней, с недавних пор превратилась в одну из любимых тем для продуктов массовой культуры. Книги, фильмы и компьютерные игры данной тематики больше всего напоминают мыльные оперы - солдаты исправно маршируют под бодрые гимны, гибнут исключительно с пафосными криками, а начальство дымит сигарой даже под обстрелом вражеской артиллерии. Сколь требовательным бы не был современный потребитель, от штампов производитель избавляется весьма неохотно, предпочитая скармливать одно и то же блюдо в новой тарелке с десяток раз. Исключения, конечно, бывают, но они зачастую меркнут на фоне своих "попсовых" коллег. Быть может, ситуация изменится с выходом Velvet Assassin?

Вышеназванный проект принадлежит перу известной в узких кругах студии Replay. Немецкая кампания ответственна за выпуск всего одной игры - довольно солидной гоночной аркады Crashday. Теперь же кудесники решили попробовать себя на военном поприще. До недавних пор детище откликалось на Sabotage 1943, но вскоре его переименовали на более мистическое Velvet Assassin.

Velvet Assassin

Лара Крофт может спать спокойно. На секс-символ Виолетта не тянет.

В роли ассассина выступает девушка из французского сопротивления - Виолетта Саммер. На тернистом пути к освобождению родной державы местной Кейт Арчер предстоит выполнить целый букет заданий: уничтожить воротил режима Виши (коллаборационистское правительство Франции) и надзирателей Третьего рейха, взорвать мосты, сорвав, тем самым, транспортную инфраструктуру врага, освободить важных пленных и ещё множество других менее значимых поручений.

Место действия не ограничится "страной лягушек" - навести шороху на местных фашистов можно будет ещё и в Германии, Бельгии, Польше. Судя по предыдущему названию, Sabotage 1943, события игры разворачиваются в 1943-м году - как раз в эпоху рассвета партизанского движения. Разработчики зарекаются, что мы с лёгкостью узнаем известные достопримечательности больших городов. В Париже, к примеру, Виолетте побывает внутри величественного собора Нотр-Дам, откуда оккупанты захотели вывести ценные картины.

Антураж имеет мало общего со всеми предыдущими проектами по Второй мировой. Здесь нет надменности, ярких взрывов и прочей сердобольности. Минимум цветов, максимум атмосферы - вот девиз Replay Studios. По их словам, именно в такой обстановке и проходили годы военной оккупации. Под стать окружению - главная героиня. На ней не будет облегающих маек, она не в состоянии похвастаться четвёртым размеров груди, да и внешностью, чего уж греха таить, обладает далеко не самой соблазнительной. В нашем случае, женский персонаж - всего лишь воин, ни чем не отличающийся от сотни других.

Velvet Assassin

Рельсовая война в самом разгаре.

Игровой процесс представляет собой типичный stealth - врагов убиваем тихонечко, на свету не показываемся, большие перестрелки устраиваем редко. Обширного арсенала не ждите - подопечная предпочитает расправляться с супостатами голыми руками или, на крайний случай, - с помощью подручных средств. Как всё это планируется реализовать - известно одним лишь создателям. Огнестрельное оружие, конечно, присутствует и под него даже будут выделены отдельные миссии, но, скорее, - в порядке исключения. "Сэмфишеровскими" примочками, вроде приборов ночного видения, мисс Саммер не наградили - наш партизан руководствуется данными начальства и женской интуицией.

Обещают солидное количество ролевых элементов. Девушка обладает пятью характеристиками: скрытностью, точностью стрельбы, выносливостью, силой и запасом морфия. Последний играет роль замедления времени. При использовании такой способности Виолетта двигается в десятки раз быстрее, поэтому с недругами можно делать всё, что душе заблагорассудится. Также в арсенале героя найдут место различные спецприёмы, которые весьма пригодятся для более эффективного умерщвления фрицев.

За что стоит беспокоиться, так это за графику. Стиль - стилем, но как немецкие девелоперы оправдают низкополигонные текстуры, деревянные лица противников и убогие модели окружения? Игра выходит в конце текущего года, к этому времени Velvet Assassin рискует быть отвергнутым только лишь из-за скудной визуальной составляющей.

Velvet Assassin

Ниндзя на переднем плане - немецкий солдат. А на плане заднем - знаменитый собор Парижской Богоматери.

Stealth action - донельзя требовательный к качеству продукта поджанр. Не затеряется ли Velvet Assassin на фоне более верных хитов, вроде Saboteur и Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction - вот первостепенный вопрос, который должен беспокоить достопочтенных гуру из Replay Studios. Мы, в свою очередь, в успехе сегодняшнего подопечного основательно сомневаемся - ни революционной новизной, ни выверенной добротностью здесь пока что не пахнет.

Velvet Assassin – самый что ни на есть среднестатистический представитель категории стелс-экшенов. В механике игры практически нет свежих и интересных решений, вместо них на каждом шагу встречаются привычные жанровые условности и стандартные задачи. Разрушать фашистские планы в роли очаровательной британской шпионки поначалу даже занимательно, благодаря уникальной гнетущей атмосфере. Но совсем скоро это занятие утомляет своей монотонностью.

Некоторое время назад Velvet Assassin именовался Sabotage, а еще раньше – Sabotage 1943. В послужном списке авторов, небольшой немецкой конторы Replay Studios, значится пока только одна игра, и та не имеет даже отдаленного отношения к стелсу – это убойная автомобильная аркада Crashday.

История шпионки Виолетты Саммер взята сценаристами не с потолка. У главной героини есть реальный исторический прототип – Виолетта Жабо. На протяжении всех двенадцати миссий отважная женщина в одиночку будет выполнять сложнейшие поручения на территории врага. Ничего оригинального сценаристы, впрочем, не придумали: подрыв важного объекта, убийство офицера, кража сверхсекретных бумаг – любой доморощенный Сэм Фишер справлялся с подобными задачами уже не раз.

Velvet Assassin играется так, как и в любой другой чистокровный стелс-экшен. Прятаться в тени от скоплений противников, отвлекать их по одному в укромные места (для этого надо хорошенько пошуметь) и расправляться затем самыми жестокими способами, на которые только хватило фантазии у разработчиков. По части кровожадности игра даст фору кому угодно – для своих жертв Виолетта припасла около двух десятков различных приемов. Один из самых любимых – это выдернуть чеку из гранаты прямо на поясе врага.

И вот так всю игру. Выждал момент, напал и к следующему фрицу – никакой изюминки. С натяжкой таковой можно назвать разве что использование морфия. Героине на пути иногда попадается этот наркотик, и, если его употребить, все вокруг меняется: мир окрашивается в другие тона, Виолетта начинает расхаживать в нижнем белье, а противники перестают проявлять какой-либо интерес к полураздетой женщине. Подобная особенность более-менее внятно объясняется сюжетом: в начале игры Виолетта лежит без сознания на больничной койке, а все происходящие события – не более чем воспоминания.

Авторы зачем-то ввели в Velvet Assassin еще и ролевой элемент. Мы постепенно зарабатываем очки опыта, которые впоследствии можно потратить на развитие трех величин: силу, шпионские навыки и морфий. Но все это на деле оказывается бесполезным. Например, прокачка второго параметра увеличивает скорость передвижения по-пластунски, что не дает особо заметного преимущества.

Главное, чем могут гордиться разработчики, – это прекрасная атмосфера, которой удалось достичь во многом благодаря стильной картинке и подходящему саундтреку. Талант виден всегда – это доказали художники из Replay Studios, которые, несмотря на сильно отсталые технологии, нарисовали очень эффектный мир.

Нельзя сказать, что разработчики сделали отвратительную игру. С одной стороны, в ней есть все основные черты стелс-жанра. Но с другой – Velvet Assassin катастрофически не хватает чего-то своего, особенного. Процесс непрерывного убийства немецких солдат становится через некоторое время монотонным и даже рутинным. Вдобавок положение усугубляют многочисленные условности: например, если враг вас потерял из виду, он продолжит спокойно идти по своим делам. Зато здесь отличная атмосфера, поэтому, быть может, поклонники все-таки найдутся.

  • Гнетущая, напряженная атмосфера
  • Приятная картинка, созданная благодаря умелой работе художников с цветом и светом
  • Подходящий саундтрек
  • Монотонный, скучный процесс прохождения, совсем нет никаких занимательных особенностей
  • Многочисленные недоработки и условности в механике игры

Какими способами можно разбить группу патрульных?

Как именно героиня зарабатывает очки опыта?

Какие добивающие приемы применяет Виолетта?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА VELVET ASSASSIN В АПРЕЛЬСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (№04'2009).

Читайте также: