Va 11 hall a обзор

Обновлено: 02.07.2024

Настоящие персонажи, куча жизненных проблем и приятная рутина.

В 2016-ом году на прилавках цифровых магазинов появилась одна очень необычная игра. Она совмещала в себе визуальную и новеллу и… симулятор бармена в отдаленном и «прекрасном» киберпанковом будущем. Необычным многим показалось и название проекта – VA-11 HALL-A. Совсем недолгое время спустя, у игры появилось огромное количество преданных фанатов по всему миру, а в Steam сейчас практически невозможно найти хоть один объективный негативный обзор. И это совсем неудивительно, ведь VA-11 HALL-A дарит удивительную историю, рутинный, но затягивающий игровой процесс и, самое главное, — множество настоящих эмоций.

Изначально проект разрабатывался для Cyberpunk Game Jam в 2014-ом году. Прототип настолько понравился как разработчикам, так и игрокам, что из него решили сделать полноценную игру.В VA-11 HALL-A мы берем на себя роль незадачливой барменши Джилл (не смейте называть её Джулианной!), что работает в баре под названием «Вальгалла». Не сказать, что девушка пребывает в восторге от своей работы: смешивать напитки ей нравится, а вот общаться с посетителями — не очень.

За несколько недель, что мы проведем в «Вальгалле», нам повстречается ворох разнообразных персонажей. Каждый из них непременно поделится с вами своими переживаниями и расскажет о жизненных проблемах. Все они уникальны (тут и говорящая акита-ину, и девушка с имплантами кошачьих ушек, и лоли-робот, что предоставляет услуги сексуального характера каждому, у кого найдется достаточно денег) и интересны. В «Вальгалле» не найдется ни одного посетителя, от рассказов которого тянуло бы в сон.

«Да, да. Пялишься на девушку с кошачьими ушками, когда у той проявляется аллергия. Шикарно»

Геймплейно же это, как и было упомянуто выше, симулятор бармена. В арсенале Джилл есть двадцать пять разделенных по вкусу, настроению и крепости напитков. Для смешивания любого из них понадобится пять ингредиентов: адельгид, экстракт бронсона, фланергид, порошковая дельта и кармотрин, местный аналог алкоголя. Порой смешать ингридиенты — недостаточно, поэтому иногда приходится выдерживать напиток, взбалтывать его, добавлять лёд (или вообще всё вместе). В целом, получается достаточно достоверный, насколько это слово применимо к визуальной новелле с выдуманными рецептами напитков, симулятор бармена.

Однако заботы Джилл не заканчиваются за порогом уютного бара. Нужно еще оплачивать счета за электричество, квартплату, а иногда покупать себе забавные безделушки, чтобы душа радовалась, а работа приносила чуть больше удовольствия. Ведь если Джилл не купит себе, допустим, голо-цветок в тот же вечер, когда она захотела его, то на следующий день девушка будет несобранной и легко сможет пропустить мимо ушей сделанный клиентом заказ.

Так за что же VA-11 HALL-A настолько полюбилась игрокам?В первую очередь, дело в по-настоящему живых и неоднозначных персонажах. Каждый, чья нога (или лапа) ступает за порог вашего милого и уютного бара, — состоявшаяся личность с определенным багажом проблем и жизненного опыта. Возможно, он с вами ими поделится, а возможно будет заказывать напиток за напитком, при этом понося вас и ваш бар на чем свет стоит. Выгнать его будет нельзя, ведь пока клиент платит — он всегда прав.

Никто не будет стараться вам понравиться или как-то угодить. Клиенты приходят за выпивкой. Вас же должно интересовать только то, как обслужить тех в соответствии с их желаниями… но не всегда.Порой к вам может зайти персонаж, что не сильно уверен в себе или находится в тяжелом положении, и попросит у вас крепкий, бьющий в самую печень напиток. Собственно, ему можно подать «Удар в печень», а можно налить что-то более приятное и вкусное. Тогда посетитель сможет спокойнее поразмыслить над своей проблемой и принять более взвешенное решение.Благодаря вам и вашему выбору.

Хоть вам и не дадут выбрать реплики, которые говорит Джилл, вы всё равно можете воздействовать на развитие истории. Причем самым аутентичным для симулятора бармена способом: при помощи коктейлей. Можно, например, подать стеснительному мальчишке, что пытается казаться суровым байкером, не крепкое пойло, а нечто с более тонким и изысканным вкусом, или успокоить разбушевавшуюся девушку чем-то безалкогольным. Подобные решения так или иначе повлияют на развитие истории не только этих персонажей, но и самой Джилл.

С легкой руки игрока, дьявол на дне стакана может превратиться в прекрасного ангела. Получается такое непрямое взаимодействие со сценарием, о котором игрок может даже не догадываться до тех пор, пока не посмотрит в интернете, что, оказывается, концовок и развития событий может быть несколько. Из-за этого перепроходить игру можно неоднократно, постоянно мешая абсолютно разные напитки, при этом получая разные исходы. Именно такие незаметные решения — то, что мотивирует игрока выполнять свой барменский долг раз за разом.

Если вы не хотите с первого же прохождения получить идеальную концовку, то можно и не бояться накосячить и где-то подать неправильный напиток, ведь вы, как и ваши посетители, далеко не идеальны.

Моя просьба может показаться немного странной, но мне хочется чего-то… киберпанкового…

Не меньшую роль в успехе игры сыграли её сеттинг и стилистика. В последние годы киберпанк, как говорится, «на коне». Сейчас чуть ли не каждый разработчик обращается к произведениям в жанре за вдохновением, а игроки с большой охотой готовы покупать проекты в антураже дистопичного будущего. В 2016-ом этот тренд только зарождался, а ведь VA-11 HALL-A еще и аниме-киберпанк…

Казалось, что этот фактор может отпугнуть многих, однако оказалось совсем наоборот. Даже ярые нелюбители мультипликации Страны восходящего солнца и девочек с большими глазами спустя десять минут в игре уже изучали барную карту и выискивали чего «послаще». Разработчики очень грамотно соблюли баланс между «японщиной» и европейскими представлениями о киберпанке. Тут вам и девушки с яркими волосами, и мужчины с гипертрофированной мускулатурой, и неоновые огни, и даже всеми любимые прически, которые не подчиняются ни одному известному закону физики.

Однако вся эта стилистика даже близко не работала бы так хорошо, не будь в игре подходящего музыкального сопровождения. Перед каждой сменой Джилл может наполнить музыкальный автомат двенадцатью композициями. По настроению они варьируются от спокойного подобия джаза, до электронного хаоса, который даже на фоне слушать невозможно.

В Глитч Сити (так называется город в котором живет и работает Джилл) каждый день происходит что-то не совсем законное: людей убивают в переулках, правительство применяет силу в отношении гражданских митингов, а мэр города готовится вводить откровенно спорные законопроекты.Однако, как ни удивительно, «Вальгалла» находится в стороне от происходящего. Всё это — лишь фон, о котором Джилл будет узнавать из новостных сводок или из уст разговорчивых посетителей. Подобный подход к знакомству игрока с миром игры лишь усиливает погружение в VA-11 HALL-A. Корпорации правят миром, на улице гибнут люди, но правительство закрывает на это глаза, а вы как ни в чем не бывало натираете стаканы в баре под неоновой вывеской. Вы встречаете клиентов, таких же задавленных обществом и правилами людей. Помогаете им расслабиться хоть ненадолго, либо же окончательно вгоняете их в безвыходное состояние.

Я хотел бы напиток, предсказывающий будущее, только не хочу потом это будущее помнить

Когда я перепроходил VA-11 HALL-A для написания данного материала, то был совсем не готов к тому, какой пророческой она окажется. Такое ощущение, что ещё в 2016-ом году разработчики будто бы заглянули в будущее и напрямую взяли оттуда несколько центральных событий для своего проекта.В подробности вдаваться не буду, так как пишем мы всё же про игры (да и спойлерить особо не хочется), однако даже если вы и проходили VA-11 HALL-A несколько лет назад, то, запустив её сейчас, поймете, о чем я говорю.

Игра будто бы обретает второе дыхание, так как во время прохождения вы то и дело будете проводить параллели с событиями сегодняшними. Что примечательно, VA-11 HALL-A умело совмещает все это с повседневной рутиной, из-за которой «пророческий» дух ощущается только сильнее. Вы пребываете в мире, который одновременно и невероятно похож, и сильно отличается от реального.

Ну, пусть политикой и экономикой занимаются взрослые серьезные дяди в деловых костюмах, а мы пока протрем стаканы, загрузим музыку в автомат. Приготовимся смешивать напитки и вершить судьбы.

Автор текста: Павел Зуев

Текст редактировали: Никита Адамович, Павел Зуев

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

Игра просто супер чилловая: мешаешь напитки, слушаешь треп местных алкашей и слушаешь кайфовую музыку - большего и не надо.

Второй раз спустя 2 года, вроде, перепрохожу, чтобы вспомнить истории. Всё ещё отлично играется в барной атмосфере киберпанка) ред.

После работы в нее с удовольствием зависал)

Стиль приятный, а с текстом все плохо.
Честно говоря игра «развивается» только первую четверть. Накидываются персонажи, начало их историй, в мире что-то происходит.
А потом. всё. Либо сценарист сменился, либо выдохся.
Все персонажи почти никак не раскрываются. Угрюмый наемный убийца, озабоченный секс-робот, йоу клутая босс и так далее - они на протяжении всей игры статичны и просто травят байки в стиле: «Я когда-то порвала пасть цирковому медведю. Йоу. Это было клуто».
Глобальный конфликт в городе на персонажах никак не отражается. Например, нам прямо намекают, что наш коллега один из участников ревооппозикакогото там движения. Что будет? Он пропадет на пару игровых дней, а потом будет диалог:
- Где был?!
- ))) Был занят ))))
Вот в таком ключе стреляют все чеховские ружья в игре.
А к последней трети игры сценарист осознал, что у них никакого сюжета нет, поэтому свалил с неба не связанную с баром и другими персонажами семейную проблему. Которая тоже не раскрыта и представляет собой где-то два часа унылых страданий: «Если бы я раньше не была такой эгоцентричной все бы было по другому».

Вот в таком ключе стреляют все чеховские ружья в игре.

классика ред.

Дропнул после 2х часов. Да, классный сеттинг. А дальше что?
А дальше треп персонажей, на который тебе насрать.

The Red Strings Club - Как по мне, на 2 головы выше и не так затянуто.

запускать ВН

жаловаться на диалоги

так это же херовая вн, в этом то и дело

Жалоба не на сам текст, а на его содержание, как я понял.

Ну, справедливости ради, бывают ВН с ядреным таким количеством экшона.

Да, а ещё авторы душные мудаки. Единственный раз, когда я действительно почувстовал ПОВЕСТОЧКУ в играх.

По-хорошему рецензия на VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action должна была появиться ещё летом 2016 года — именно тогда вышла игра. Похоже, ингредиенты для коктейлей достаточно настоялись, и пришла пора их смешивать.

От заката до рассвета

Действие VA-11 Hall-A разворачивается в 2070-х в городе с характерным названием Глитч-Сити. Этот мегаполис вобрал в себя типичные элементы киберпанка: тут у нас и мегакорпорации, и хакеры, и кибертеррористы, а по кишащим преступниками улицам свободно разгуливают андроиды и люди с генетическими модификациями и биоимплантами.

Иногда всем этим жителям Глитч-Сити хочется расслабиться, и тогда они оказываются в баре VA-11 Hall-A, который его работники называют просто «Вальгаллой». Мы играем за одного из барменов — двадцатисемилетнюю девушку по имени Джилл. В лучших традициях киберпанка наш персонаж — замкнутая одиночка. При этом новелла сконцентрирована не столько на трудящейся в ночную смену Джилл, сколько на полуночных посетителях бара. У каждого из них есть своя история, и на Глитч-Сити мы смотрим исключительно их глазами.

Разработчики VA-11 Hall-A родом из Венесуэлы, страны «третьего мира». Они признаются, что именно личный опыт побудил их создать персонажей, которые просто живут своей жизнью и пытаются быть счастливыми, пока мрачное окружение давит на них со всех сторон. Но не обошлось, конечно, и без влияния аниме и игр с PlayStation и Super Famicom (SNES). Японский колорит вообще пропитывает игру насквозь, и даже удивительно, что её создатели — не уроженцы Страны восходящего солнца, особенно если учитывать странное для русского уха название студии венесуэльцев — Sukeban Games.

Мы зря пропустили VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.

Взболтать, но не смешивать

Игроку в VA-11 Hall-A не дают выбирать реплики, которые произносит Джилл, — вместо этого всё взаимодействие с NPC происходит путём приготовления коктейлей. У героини есть книга рецептов, в которой можно фильтровать напитки по названию и вкусовым ощущениям, и шейкер, куда нужно скидывать ингредиенты в нужной пропорции. Их разрешают перетаскивать мышкой, но куда удобней это делать горячими клавишами.

Сам процесс смешивания довольно прост и не требует от игрока фантазии или экспериментов — напитки делаются строго по инструкции. Творческий подход нужен в решении другой задачи — что же всё-таки налить клиенту. Иногда посетители приходят с конкретными пожеланиями, иногда только намекают на то, чего хотят, а иногда и сами этого не знают и просят налить им «чего-нибудь этакого».

В зависимости от того, какой напиток будет подан, развивается дальнейший диалог. Если вы не задумываясь приготовите посетителю абы какой коктейль, то он, скорее всего, будет недоволен и не поделится чем-то интересным, а вы не получите денег. Если заказ придётся клиенту по душе, ждите забавной истории или личного откровения. Последнего стоит ждать особенно, если в напиток добавлено побольше алкоголя — мы в баре находимся, как-никак.

Мы зря пропустили VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Мои любимые заказы в игре — это загадки от Стеллы и Виргилио. Эти посетители не называют напиток напрямую, но делают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться, чего же всё-таки желают привередливые клиенты.

По сути, у нас есть несколько способов повлиять на диалог с тем или иным посетителем: напоить его, налить двойную порцию или угадать его внутреннее желание. Не всегда всё из вышеперечисленного будет работать, но тем интереснее экспериментировать. Например, если подать заглянувшей в бар журналистке «Пианистку» вместо «Пианиста», которого она просит, то девушка расскажет историю о своей матери. А наливая сладкие коктейли суровому Ингрему, вы улучшите его настроение, и он поделится с Джилл рассказом о своём прошлом.

Постоянные клиенты любят заказывать одно и то же и радуются, когда вы безошибочно обслуживаете их, если они просто говорят: «Ну, мне как обычно». Некоторые завсегдатаи довольны, если им подают их любимый напиток, что опять-таки открывает дополнительные диалоги и позволяет лучше узнать клиента и мир игры в целом.

Не стоит забывать и о том, что все заказы оплачиваются из кошелька посетителя, а в конце смены Джилл выдаётся зарплата. Поэтому имеет смысл при возможности подавать напитки подороже и не ошибаться, чтобы героине было чем платить за квартиру и оставались деньги на приятные мелочи. Если потакать потребностям протагонистки (скажем, купить комнатное растение, когда у неё появится мысль об этом), то на следующий день Джилл будет сконцентрирована на работе. Проще говоря, перед приготовлением заказа она будет ещё раз проговаривать желание клиента и даже иногда давать игроку небольшие подсказки насчёт того, что стоит подать что-то другое.

Мы зря пропустили VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.

Секс в большом городе

Сердце качественной визуальной новеллы — это её сюжет, и VA-11 Hall-A не стала исключением. Истории и откровения собеседников Джилл интересно читать. Но ещё любопытнее по крупицам узнавать, каким разработчики представляют наш мир через полвека. Однако, когда видишь, как герои VA-11 Hall-A частенько переводят разговоры на тему интимной близости и размера чьей-либо груди, начинает казаться, что часть реплик персонажам написал подросток в пубертате, у которого в голове нет ничего, кроме сексуальных фантазий.

И ладно бы, если бы клиенты бара вели себя так неестественно и наигранно, только когда им наливаешь слишком много алкоголя. Но нет, ничто не мешает им заявлять о своих физиологических потребностях чуть ли не с порога. Хотя алкоголь, конечно, открывает новые горизонты пикантных историй. Например, если напоить Дороти, и без того нескромную работницу индустрии интимных услуг, то она поделится воспоминаниями об оргии с местными Санта-Клаусами. Видимо, таков он, раскрепощённый мир будущего, в котором никто не стесняется говорить о своих желаниях!

Мы зря пропустили VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Разумеется, персонажи VA-11 Hall-A говорят не только о сексе. Игра поднимает темы дружбы и отношений, одиночества и поиска себя. Несмотря на то что Джилл живёт в городе будущего, её переживания понятны и нам. Герои не читают нотаций, но так или иначе проговаривают, как важно быть добрее к другим, не идти на поводу у собственной гордости и уметь просить прощения.

События VA-11 Hall-A развиваются в течение нескольких недель, и в сюжете игры нет как таковой глобальной интриги или конфликта. И это логично, ведь наш главный герой — обычный человек, а не какой-нибудь избранный. Его жизнь состоит из чужих мини-историй, и в ней нет никакого эпика. Клиенты Джилл очень разные, но у каждого из них есть проблемы, которыми они не стесняются делиться. Рассказывая о личном, персонажи так или иначе упоминают Глитч-Сити и проливают неоновый свет на то, как в нём живётся людям, андроидам, говорящим собакам и даже консервированным мозгам. И город этот кажется настоящим даже несмотря на то, что нам ни разу не дадут по нему прогуляться, а все локации игры — это бар и квартира Джилл.

Герои располагают не только уникальными историями, но ещё и ярким и эффектным дизайном. При этом интерфейс в VA-11 Hall-A простой и интуитивный. Не могу также не отметить замечательный саундтрек и то, как он вписан в игровой процесс: в баре стоит музыкальный автомат, плейлист которого игрок формирует сам из предложенных песен.

Если купить для Джилл приставку и картридж, то во время отдыха можно даже сыграть в мини-игру в духе олдскульных скролл-шутеров.

VA-11 Hall-A по сути своей незатейлива: разливаешь напитки, выслушиваешь клиентов, получаешь деньги для оплаты счетов и покупки всяких безделушек, отдыхаешь дома, а затем возвращаешься в бар, чтобы вновь подавать посетителям выпивку и внимать их историям. Однообразие игры придётся по вкусу не всем, да и то, что ты напрямую не выбираешь, в какую сторону пойдёт диалог, может разочаровать.

Даже если игрок сделает что-то «неправильно» (то есть максимально не угадает с напитком), история всё равно будет продолжаться. Потому что именно она здесь имеет первостепенное значение. Надо полагать, что по такому же принципу будет устроена N1RV Ann-A — следующая новелла от Sukeban Games, которая выйдет уже в этом году. Она продолжит серию Cyberpunk Bartender Action и вновь расскажет о трудовых буднях бармена, но на этот раз героиней будет уже не Джилл, а некая Сэм. Что ж, совсем скоро узнаем, получится ли у маленькой венесуэльской студии не попасть в ловушку самокопирования и снова показать город будущего, не перенося нас далеко за пределы барной стойки.

Плюсы: богатый на детали мир, о котором интересно узнавать новое; яркие персонажи со своими уникальными историями; приятный саундтрек.

Минусы: ограниченная интерактивность и невозможность самостоятельно выбирать реплики героини; отсутствие официального перевода на русский язык; в игре нельзя сохраняться в любой момент — только дома и в перерывах между сменами.

Этот обзор будет крайне необычным, так как в руки мне угодила почти визуальная новелла, которая, впрочем настолько замечательная, что я даже не колебался с решением делать видео.

Предлагаю к ознаКомлению!

Классный, душевный обзор.
Согласен со многим.
Жанр визуальная новелла мало кому придётся по вкусу. Но зато любители получают море удовольствия. Влюбился в эту игру ещё с обложки. А сочетание ламповой музыки, стильного графона и грустной истории даёт мега экстаз. Я, кстати, посмотрел проект перевода игры на русский и там походу реально полная муть. Лучше игру читать в оригинале, ибо текст написан забавно и без особого снобизма.
Кстати, ты выглядишь прям как Лоренц Кристиан, не родственники, случаем?

Сижу играю со словарем. Ловлю кайф и подтягиваю английский.

Лайк за обзор!
Новеллы достаточно редкий зверь в моём кругозоре, например, так что действительно интересно посмотреть.
Papers, please — наверное последнее, что я застал в таком жанре :)

Я просто орал со стримящей тянки. Говоришь, хочешь надраться в хлам? Ну держись… и добавляешь тонны кармотрина в напиток. Бесценно.

В честь месяца киберпанка публикую свой старый обзор с небольшими изменениями.

В пятидесятых годах двадцать первого века появилась искусственно выведенная раса полулюдей-киборгов: «Лилимы». Этакие мастера на все руки, зависимо от модели. В отличие от небезызвестного Терминатора, человечность вполне себе на достойном уровне. Хотите персональную служанку? Уборщика? Надсмотрщика за кучей собак? А может быть хотите лолю-куртизанку, которую не будет смущать вот это всё? Универсальная раса. Выглядят почти как люди, и использовать можно почти для чего угодно. И недостатков почти нет. Почти. В отличие от легендарного Терминатора, человечность развита гораздо выше. И соответственно, обучаются они гораздо лучше со всеми вытекающими последствиями. Не открывая Америку, можно сразу сказать, что характер может испортиться, а де-юре это будет означать поломку Лилима.

Для сломанных Лилимов существует отдельный город, куда их ссылают жить. Таки да, жить, не только существовать. Ибо логика проста – пусть бесятся в одном городе, а остальных не трогают. Название этого городка, издали чем-то похожего на собирательный образ Нью-Йорка и ещё чего-то типичного каменноджунглевого, Глитч-Сити.

И вот, на небольшой улочке, в паре шагов от главной улицы, где-то рядом с трущобами, вы можете найти помещение «Hall-A» , закрепленное за баром, сертифицированным БТС под кодом Va-11.

Наверняка, с первого взгляда довольно проблематично соотнести в голове, как могут соотноситься киберпанк, работа барменом и экшен (в визуальной-то новелле!) вместе взятые, но название не должно смущать: все эти три компонента в наличие в нужном количестве.

Как должно быть понятно всё из того же названия, игра напрямую связана с работой за барной стойкой. А это значит, что нам необходимо слушать зачастую напивающихся посетителей, мешать коктейли и ждать, пока закончится ночь. На самом деле, не совсем так. Слушать и разговаривать придется, таки да.

Мешать коктейли придется. Обязательно. Причем частенько приходится мешать коктейль не тот, который был заказан, а ситуативный. Если в большинстве визуальных новеллах на ход сюжета можно влиять с помощью выборов фраз в диалогах, тут же это решается коктейлем. Интересная фишка. Притом пропустить ситуативный коктейль как правило сложно (хотя, должен упомянуть, что иногда можно споить некоторых персонажей для получения другого развития сюжета), а все основные коктейли если не заучиваются в первые часы игры, то расположены в специальной рецептной книге.

Ну а ждать, когда закончится ночь, точно не придется. Придется иногда подавлять дикое желание взвыть: "Почему эта ночь опять такая короткая?"

Читайте также: