Total war shogun 2 обзор

Обновлено: 17.06.2024

Никто не будет спорить, что древняя Япония — это жестоко и красиво. Узорчатые серебристые доспехи, изогнутые шлемы, блестящие катаны, сакура, заснеженные горы, причудливые замки, пестрые штандарты, ниндзя и гейши… Мы в редакции, если бы умели, обязательно посвятили бы Shogun 2: Total War какое-нибудь проникновенное хокку, чтобы в трех строчках уместить мысли и о войне, и о природе, и о философии.

Английская студия The Creative Assembly в этом контексте видится прозревшим юнцом, который долго тратил баснословные деньги на масштабную, но безыдейную ерунду, а теперь, наконец, вернулся в родной дом, отрастил бородку и настроил дзен.

Терпение, терпение, терпение

На середине разработки Shogun 2 авторы отчего-то стали ставить словосочетание «Total War» впереди названия игры, но даже официальный сайт называет игру по старинке.

Разумеется, уникальность Shogun 2 не в пестрых картинках и даже не в забавных головных уборах. Хотя выглядит все прекрасно. Битва дождливой ночью смотрится настолько впечатляюще, что BBC и Discovery (британцы, напомним, периодически ставят на своих движках реконструкции для телевидения) больше никогда не будут снимать про Японию на натуре. От панорамы заснеженных островов забываешь моргать и дышать. Ну и, конечно, традиционная для The Creative Assembly тщательность: не возникает никаких сомнений, что каждая иконка и каждый шрифт перерисованы из какого-нибудь старинного учебника по военному делу.

При этом технологии словно остались нетронутыми: графически от Empire игра по большому счету отличается только текстурами воинов, а на каждой карте по-прежнему можно обнаружить какой-нибудь низкодетализированный уголок. Не говоря уже о прочих курьезах — например, на стены солдаты взбираются практически синхронно, как муравьи. Но, честно говоря, Shogun 2 можно было бы представить и в виде начерченных от руки схем, и это не было бы катастрофой. Потому что в остальном это варгейм, лишь условно напоминающий Total War, к которому вы привыкли за последние семь лет.

Разумеется, основы никто не трогал: номинально это все та же стратегия, где мы ходим по карте генералами и захватываем города. Но темп и настроение игры изменились кардинально. Все, конечно, из-за геополитических условий: Япония маленькая, кланов много, но каждый из них состоит из кучки плохо подготовленных солдат под руководством даймё. Разумеется, с такими хилыми стартовыми позициями действовать и вообще думать приходится по-другому.

Как и положено, разобрать в куче ничего нельзя. Но зато очень красиво.

Как начинает партию в Total War любой человек, не наделенный врожденной унылостью? Он тратит от силы десять ходов на поверхностную подготовку (солдат побольше, побольше!), объявляет войну ближайшим соседям и бездумно захватывает несколько городов. Грабит, убивает, пополняет казну золотом — в общем, метит территорию. А потом уже думает о таких сложных вещах, как экономика и торговля, и по мере сил пытается отсрочить бунт своих новоявленных подданных.

В Shogun 2 такое невозможно по той простой причине, что каждый поход здесь — ответственное мероприятие. Политическая ситуация нестабильна: ни на кого не давят традиционные, формировавшиеся веками отношения (как в Европе), поэтому не имеет значения, с кем у вас торговые соглашения и вообще дружба. Предадут за секунду. При этом шагать до вражеского города, как правило, далеко, и, пока вы ведете свои войска на захват конкурирующего клана (по традиции оставив в городе минимальную охрану — иначе нечем будет воевать), легко может случиться так, что экономика пошатнется, жители поднимут восстание, у границ будут топтаться самураи противника, а вашу армию на середине пути застанет суровая зима и треть япошек передохнет. Первые десять часов вообще сложно удержать больше 3-5 городов, каждую секунду не опасаясь бунта.

После очередного похолодания в российско-японских отношениях (вызванного, конечно, руганью из-за Курильских островов) в интернете неожиданно заговорили о возможной войне. Впрочем, кто бы с японцами ни воевал, ему стоит учитывать следующие нюансы.

Будьте готовы к сюрпризам!

Все важные ситуации, когда под вопросом была дальнейшая судьба Японии, неожиданно переворачивались с ног на голову в самый последний момент. Самый очевидный пример: по прогнозам американских спецслужб, Вторая мировая война должна была затянуться как минимум до 1947-1948 гг. — и не факт, что закончилась бы победой союзников (по опросам, отдать свою жизнь за Императора готово было 85% населения страны). Но внезапная атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го вынудила японцев подписать акт о капитуляции менее чем через месяц.

После войны, в 50-е годы, Япония испытывала финансовые трудности, но каким-то чудом добилась невероятного экономического подъема. Потом очередной поворот: неожиданный кризис 90-х, который, казалось, отбросит страну в развитии лет на двадцать. Но к началу нулевых — все так же внезапно — ситуация стабилизировалась.

Но самый любопытный случай пришелся на монгольское вторжение 1274-1281 гг., когда впервые в истории появилась реальная угроза того, что Страна восходящего солнца будет захвачена. Японцы терпели поражение за поражением, но к финальным сражениям флот монголов просто смыло штормом. Так что будьте бдительны: даже если победа уже у вас в руках, все может перемениться за мгновенье.

Топчитесь по вражеской территории!

Одна из любопытных деталей Shogun 2: прямо как в Civilization, здесь нужно запрашивать разрешение на проход через вражескую территорию (в прочих играх серии топтание по чужой земле раздражало соседей, но прямого запрета не было).

В реальности Япония относится к своим границам так же трепетно, включая спорные Курильские острова, которые официально являются частью РФ. В ноябре 2010 года Дмитрий Медведев посетил один из островов, что премьер-министр Японии Наото Кан назвал непростительным оскорблением. Тут же, впрочем, добавил, что они готовы пойти на переговоры по вопросу принадлежности Курил и даже подписать мирный договор с Россией, если их все устроит. Посол России в Японии меж тем резонно отметил, что президент может ездить по собственной стране где и когда захочет.

Официальная позиция России: извините, но итоги Второй мировой войны никто не отменял. Но ясно одно — японцы готовы в лепешку разбиться, лишь бы не позволить этим западным варварам топтаться по чужой территории.

Загрязняйте воду!

Несмотря на то, что любой человек, побывавший в Японии, обязательно отметит, что там чисто (и это мягко сказано!), экологическая ситуация в стране удручающая. В Японии много рек и еще больше озер (не считая того, что Япония со всех сторон окружена морями), поэтому состояние окружающей среды зависит в первую очередь от чистоты воды. А вода в Японии за счет промышленных и сельскохозяйственных отходов — грязная. Естественная плата за многолетнее финансовое чудо.

Экологическая катастрофа отражается и на экономике страны. Так, рыбаки жалуются на удручающе низкие уловы у побережий государства. А лес, которым покрыто 2/3 площади японских островов, в такой неблагоприятной среде просто увядает.

Но главное, что в конечном счете перенаселенной Японии нечего будет пить. А значит, химические и биологические атаки будут наиболее эффективны.

Труд, труд, труд

Морские сражения лишились, конечно, пиратской романтики, но управляются в разы проще.

Впрочем, даже на поздних этапах игра мало напоминает симулятор управленца державой, ведь никакой державы еще нет: конечная цель — объединить под своим знаменем всю Японию, а действующее правительство (формальное) лишь собирает дань с даймё. Скорее это такой старинный военно-политический «Крестный отец». Есть глава клана, несколько его доверенных полководцев (при этом их можно и не принимать в семью), наемные убийцы (ниндзя и гейши), хедхантеры (мэцукэ) и территория, за которую идет борьба.

Благодаря пресловутой камерности те вещи, которые в том же Empire только отвлекали (куда там, великие завоевания ждут!), здесь стали по главу геймплея. Вы будете поименно знать всех ваших полководцев, их сильные и слабые стороны и вдумчиво распределять очки опыта. Будете улучшать свой замок, строить дороги и развивать сельское хозяйство. Будете прекрасно понимать, кто из ваших агентов с каким заданием справится, а какое завалит. Сможете, не обращаясь к окну управления кланом, сказать, сколько лет вашим дочерям и за какими генералами они замужем, а также сколько лет их детишкам. Будете, наконец, с колотящимся сердцем ждать, когда завершится очередной апгрейд — и об этом отдельный разговор.

После всех этих вымученных систем с университетами и исследованиями, которые невероятно бесили, авторы, наконец, вернулись к простейшему древу технологий с двумя основными ветками: бусидо, т.е. военной, и ки — мирной. Нужно прокачать мастерство лучников или провести налоговую реформу? Никаких проблем, кликните на соответствующую иконку и подождите несколько ходов.

Страна летающих кинжалов

Даже такая маленькая крепость может отбить атаку вдвое большей армии, если правильно расставить лучников.

О морских сражениях авторы распространялись неохотно по той простой причине, что их тут практически нет. Японские бамбуковые лодки предназначены разве что для патрулирования побережья, и стычки случаются редко, в основном при транспортировке войск. Корабли обменялись снарядами, потонули, вот и конец. Разочарованы? Тогда вспомните, пожалуйста, сражения из Empire — красивые, но совершенно неуправляемые.

Изменения коснулись кое-чего поважнее — того, как война выполнена на макростратегическом уровне. Здесь на руку Shogun 2 играет все тот же здоровый минимализм: вы точно знаете, какие типы войск для чего нужны, и с придыханием ждете, когда же уже удастся нанять, скажем, всадников с яри. Прямо как в хорошей RTS.

То есть воевать все-таки интересно. И воюйте на здоровье, потому что с переговорами все довольно грустно. Искусственный интеллект по-прежнему не способен что-то планировать, соглашается на любую чепуху, стоит чуть задобрить золотом, и ввязывается в невыгодные союзы. Если Shogun 2 и нужен аддон, то он целиком и полностью должен быть посвящен дипломатии.

Непростительное оскорбление

«Правило смешного шлема», озвученное на премьерном показе игры, работает: охотьтесь за дурацкими шапками!

Тут нельзя не сделать традиционную для жанра оговорку о том, что за рамками этой рецензии остался еще миллиард мелочей, связанных с экономикой, политикой, религией и войной. Остался по избитой, но справедливой причине: кое с чем лучше познакомиться лично. Разница только в том, что в Empire этого необязательного «кое-чего» было такое невообразимое количество, что за год не изучишь. Теперь же все детали имеют практическую ценность, и, пожалуй, так и должно быть.

Два номера назад, делясь впечатлениями от бета-версии Shogun 2, мы посоветовали авторам развивать серию именно «японским» путем — сделать такую же подробную, глубокую стратегию про все государства, где имели место хоть сколько-то любопытные исторические события. Перспектива действительно заманчивая: представьте, как все эти игры потом можно объединить в титанических масштабов варгейм мечты. Но чтобы это стало возможным — разработчики должны открыть еще десять филиалов, нанять миллион программистов-индусов, два миллиона китайских художников, а руководство должно выпросить у SEGA все доступные деньги до последнего доллара плюс заложить дома и машины. Или продаться Бобби Котику: уж он-то объяснит им, что такое «поставить на поток».

Total War — как вязкое инопланетное вещество с хаотично передвигающимися частицами. Она может расширяться, сжиматься в точку, расти, делиться или даже заточить что-нибудь в кокон. Но как она поведет себя в следующий момент — не знает никто. Ясно одно: когда-нибудь авторы вернутся к идее гигантской стратегии про все на свете, только вернутся действительно подготовленными. А вот с Японией, кажется, уже покончено.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Первый шаг на пути к идеальному Total War и первая после Rome игра серии, где вы действительно контролируете ситуацию.

Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог третьей, техногенной. С другой стороны, для всех, кто не чувствовал толчков в Тихом океане и кого не тронули волны цунами, Total War: Shogun 2 служит наглядным напоминанием о том, что эта страна уже не раз переживала страшные потрясения и каждый раз упорно возрождалась из пепла. И хотя сравнивать грызню удельных феодальных князьков и угрозу ядерной катастрофы, пожалуй, не вполне корректно, глядя на то, что происходит в игре Creative Assembly, понимаешь — японцы способны преодолеть многое.

Кодекс чести

Генералы (и сам игрок как лидер клана) могут воодушевлять своих бойцов не только перед сражением, но и во время боя, используя особое умение. Его эффективность тоже можно развивать.

Перед релизом и сами разработчики, и мы вслед за ними много говорили про то, что, отложив в сторону масштаб прошлых серий, Shogun 2 делает ставку на глубину и проработку каждой мелочи, каждой провинции и каждого юнита, отчего играть станет интереснее и сложнее. Но то были лишь обещания, которым мы всегда заранее чуточку не верим. Так вот, в данном случае нам не соврали.

Показательна реакция тех, кто в свое время сутками напролет заигрывался в самый первый Shogun и Medieval: Total War, а в следующих «тотальных» играх откровенно скучал или прогуливал их вовсе. В Shogun 2 они снова теряют сон и связь с реальностью, с головой погружаясь в удивительный мир, где перед смертью принято писать стихи, а ножи с одинаковым рвением втыкают как в грудь лютого врага, так и в собственный живот.

Цель прежняя: привести один из девяти кланов к власти, став сёгуном, фактическим правителем страны. Поначалу вас никто толком не знает, денег ни на что не хватает, войск тоже, с вами мало кто считается и торгует. Поэтому провинции тут защищаются и отвоевываются буквально потом и кровью. Ведь в каждой есть свои ценные ресурсы (где-то это выход к морю, где-то золотой рудник) и каждая крайне уязвима. Врагу не обязательно штурмовать замок, чтобы насолить вам, — достаточно вытоптать ваши фермы, чтобы область заполыхала пожарами.

Но при этом каждая попытка экспансии на соседние земли тут же вызывает изжогу не только у соседей, но и у всех остальных: отступать некуда, позади — а также впереди и с обоих флангов — океан. В итоге любой выскочка, добившийся сколько-нибудь значимых успехов в экспансии, быстро становится маленькой империей зла и врагом номер один для всех соседей.

Тут нужно учесть, что в Японии всегда, а в те годы особенно, уделяли особое внимание понятиям чести и достоинства. И любой ваш шаг в Shogun 2 оценивается именно с этих позиций: разграбили завоеванный город, чтобы в казне появились хоть какие-то деньги, — получили в ответ не только народные волнения, но и резкое ухудшение отношений со всеми без исключения кланами. Польстились на золотой рудник, пошли против мирного соседа или, еще хуже, вероломно напали на союзника — вас ждет всеобщее презрение, разрыв торговых отношений и прочие неприятности. При этом игра зачастую сама ставит в неловкие ситуации: один из кланов, например, изначально является вассалом другого, и, чтобы вернуть себе независимость, ему придется как раз пойти против союзника.

В режиме исторических сражений все бои — уникальные, со своими условиями и высокой сложностью.

Погодные факторы (зимой на чужой территории ваша армия мерзнет и редеет) и поумневший AI (конкуренты постоянно нас прессингуют, объявляют войну, высаживают морской десант в тылу, объединяют армии и приходят к стенам ваших замков друг за другом и с толпой подкреплений) — все это тоже предельно усложняет и обостряет игру. Темп Shogun не похож ни на что из того, что мы привыкли видеть в серии Total War в последние годы. Средневековая Япония — это не Старый Свет, где все давно поделено, и даже не Средиземноморье — это банка с пауками в масштабах целого государства, и рано или поздно сосед слева, скорее всего, на вас нападет. А потом, когда вы чудом отобьетесь от его злых самураев, вам непременно объявит войну сосед справа. И учтите: содержать даже две относительно больших армии в таких масштабах крайне затратно.

В такой ситуации еще важнее стала дипломатия. В Shogun 2 реально востребованы практически все политические механизмы. Вы настырно (а деваться некуда!) предлагаете торговые отношения, брачные и военные союзы и выплаты, чтобы умаслить сильных соседей, в знак доброй воли обмениваетесь детьми: если нарушите условия договора, наследника, понятно, казнят. Зато если некогда грозная, попившая немало вашей кровушки семья, получив по носу, вдруг приходит с проектом мирного договора за пазухой — можно со злорадством поставить встречные условия вроде введения торгового эмбарго против ваших врагов и расторжения союзов с ними.

Путь самосовершенствования

Авторы учли даже такую деталь: японские корабли тех лет не были приспособлены к плаванию в океане. Поэтому, если вы слишком далеко отойдете от берега, экипаж начнет тихо дохнуть.

Другой важнейший инструмент — грамотное использование возможностей ваших генералов и агентов: ниндзя, монахов, тайной полиции (мэцукэ), проповедников и гейш. Возможно, вы уже знаете, что теперь по аналогии с играми вроде King Arthur каждый такой персонаж фактически стал чем-то вроде героя из ролевой игры — у них есть шкала опыта, уровни и ветки умений, которые позволяют в полной мере раскрыть их дарования. Так, ниндзя можно совершенствовать в искусстве покушений на влиятельных особ. Или в проведении диверсий во вражеской армии. Или в уничтожении вражеских построек и шпионаже. А можно потихоньку разучивать все.

До релиза к подобным новшествам можно было относиться по-разному, но теперь понятно, что они пошли игре на пользу. Прокачка стимулирует интерес и фактически открывает второе дно, заставляя действовать активнее и использовать все возможности для развития: тот же ниндзя, даже потерпев поражение, получит важный опыт — если, конечно, его не поймают и не сварят заживо. Возможный дисбаланс (здесь ведь можно нанимать несколько таких спецюнитов, и каждый может стать суперпрофи!) уравновешивается высокой стоимостью услуг агентов.

Роднит игру с RPG и необходимость принимать важные решения. Так, опять же по аналогии с King Arthur, на глобальной карте периодически случаются некие события, и вам предлагают сделать выбор. Например, подданные спрашивают совета, сосредоточиться им на военном развитии или на экономике. Или в порту могут высадиться странные европейцы и предложить купить пороху: если разрешить им торговать, то вы получите новых бойцов с ружьями, но в этом случае есть риск распространения тлетворного влияния Запада (в случае с феодальной Японией он приобретает форму взрывного развития христианства).

Каждое решение, каждое действие и каждый успех или неудача отражаются на вашей репутации как лидера клана (даймё) и на степени известности семьи. Даже подданные и родственники могут менять свое отношение к вам: назначили, например, 11-летнего сына наследником или приняли стороннего человека в клан, а другой ваш сын взял и обиделся на это. Из таких вот вроде бы мелочей складывается действительно глубокая игра.

Искусство войны

Каждый из девяти кланов на старте кампании получает свои преимущества: одни, например, сильны в дипломатии, другие — в морском деле и т.д. Кроме того, семьи изначально находятся в разных экономических, политических и географических условиях.

В сражениях тоже чувствуется влияние ролевого жанра. Появились специальные войска вроде продвинутых, «героических» лучников и самураев, отрядов кисё-ниндзя или боевых монахов. Они, как и генералы, могут активировать уникальные умения прямо в бою (кидать, к примеру, ослепляющие бомбы или становиться невидимыми), а ваша задача — в том, чтобы использовать такие войска и их особенности вовремя и в нужном месте. К слову, видов юнитов здесь намного меньше, чем в той же Empire, но зато каждый из них предельно востребован и по-своему важен. По такому же принципу строятся и морские сражения: это уже не масштабные битвы, здесь важно грамотно использовать возможности каждой лодки и даже направление ветра. Поэтому пропускать морские баталии, как в прошлых играх серии, хочется уже не так часто.

А вот с широко разрекламированными штурмами замков вышла неоднозначная ситуация. С одной стороны, подобные осады, учитывая сложности японской архитектуры тех лет и дефицита осадных орудий, действительно выглядят как минимум нетипично. С другой — обороняющиеся получают слишком уж очевидные преимущества, особенно если в роли последних действует ИИ: улучив момент и почти без боя заняв вражеский замок, вы потом можете не без труда, но все-таки отбивать атаки самых сильных и многочисленных армий во главе с лидерами других кланов. Устраивать диверсии, тайно открывать ворота и брать вас измором догадываются лишь некоторые из них.

Но и на этот случай в Shogun 2 есть мультиплеер. Благо что здесь можно пройти совместную кампанию не только против AI, но и друг против друга. И даже поучаствовать в клановых войнах. Предвидим огромную популярность этого режима — ведь здесь есть отдельная глобальная карта, сражения до четырех человек с каждой стороны и крайне интригующая возможность создать с нуля свой клан, воспитать собственного генерала (с уникальным именем, флагом и шлемом с метровым размахом рогов) и облачить его в премиальные доспехи. Тут очень кстати пришлись все фирменные возможности Steam, включая систему достижений, за некоторые из которых могут выдать часть какого-нибудь крутого набора экипировки.

Конфуций однажды сказал: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Подобного состояния британцы из The Creative Assembly достигли именно в Total War: Shogun 2. Они не побоялись повторить старое, вернувшись спустя 10 лет к тому, с чего когда-то начинали, а именно к теме средневековой Японии и эпохе воюющих провинций. И в то же время украсили привычную игру россыпью нововведений, часть из которых подсмотрели (но не слепо скопировали) у коллег по цеху, то есть показали, что готовы развиваться и впитывать все лучшее. Результатом стала игра, над которой с удовольствием помедитировал бы и сам Конфуций.

Видеорецензия

Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем «Центре запуска».

Существует не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.

С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.

Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.

Total War: Shogun 2

Теперь глобальная карта выглядит так. Иногда на ней заметна радуга, а над скалами летают орлы.

Кисть художника рисует Total War

Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.

Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах. ».

Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.

Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.

Total War: Shogun 2

Если присмотреться, то на картинке можно увидеть лепестки сакуры.

Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.

Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…

Восточный прищур вежливости

Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.

И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.

Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.

Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).

Total War: Shogun 2

Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.

Японцы, японцы, кругом одни японцы

Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.

После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.

В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.

Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…

Total War: Shogun 2

Пожалуй, организация торговых путей — это единственное предназначение дипломатии…

Демонстрантов разогнали

И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.

У Shogun 2 куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так далее.

Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое, допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и вообще — такого раньше не было.

И вновь вернемся к стилистике. Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация, авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована, она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.

Глобальная карта для сетевого режима. Чем больше провинций мы открываем, тем разнообразнее войска получаем.

Пришло время объединяться

Ну а что действительно революционно в Shogun 2, так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет. Помню, еще сражаясь в Rome в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли еще будет!

Также The Creative Assembley сделала и некую «глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.

По сути, мы просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так элегантно.

Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.

Ко всему этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это есть, и это круто.

Ну а конкретнее о системе мы поговорим в прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только чуть позже. Пусть «настоится».

Total War: Shogun 2

Генерала можно разукрасить как только вздумается. Причем менять можно и сам доспех, и его цвет, и знамя, которое будут нести солдаты.

Итог выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно соблюдающий все традиции.

Плюсы: тут самураи живут молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо; бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь можно проходить кампанию вдвоем.
Минусы: AI, если хочет сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не топовые модели компьютеров; христиане.

Согласен все обзоры, хорошие, а игра должа быть отличная, жду ее не дождусь.

Эх, игрушка то прикольная, да вот я не особый любитель Японских юнитов и т.д, пока что остаюсь верен Medieval 2))

Меня уже задрало — комп на высоких уровнях сложности читует сволочь!)))) Абсолютно не ясно на какие шиши он покупает такие армии! Или просто живет одним днем. =/ =)

А так игруха отличная — никакой революции, но все норм. Правда битвы относительно скоротечнее стали — это пережиток империи + движок тот же, с прикруткой ряда новомодных фишек. По мне — один минус — прокачку генералов сделали зря — гораздо интереснее было когда все перки были рандомными, особенно негативные, хоть часть рандомности и оставили.

Читайте также: