Total war shogun 2 fall of the samurai обзор

Обновлено: 07.07.2024

В Fall of the Samurai легко разочароваться, если рассматривать его как обыкновенный «аддон для Total War», — список формальных изменений можно легко уместить у себя на ладошке. Это не слишком типично для The Creative Assembly, у которых список новых юнитов обычно можно зачитывать часами, — тем более что предыдущее DLC, Rise of the Samurai, в основном и было им посвящено (а потому не заслужило особого внимания).

Хотя новые солдатики в Fall of the Samurai все же есть — а еще, например, кораблики и даже паровозики, благодаря которым войска по карте перемещаются особенно быстро. Но чтобы понять, чем это дополнение отличается от остальных для всех предыдущих частей серии, нужно вспомнить, чем Shogun 2 отличается от любого другого Total War. Мы всегда писали о том, что у The Creative Assembly прекрасно получается срез любой эпохи — все выглядит настолько убедительно, что дух захватывает. Так вот, Shogun 2 — это не срез эпохи, это реконструкция эпохи, тонкий военно-политический симулятор, первая удачная попытка не просто подогнать знакомую механику под новые декорации, а передать внутреннюю суть конфликта.

В свою очередь, Fall of the Samurai — это тоже реконструкция эпохи, разве что эпоха теперь другая.

Сумрачный самурай

Когда Fall of the Samurai только фигурировала в новостных лентах, все тут же ожидаемо сравнивали ее с фильмом «Последний самурай» Эдварда Цвика. Там Том Круз два с половиной часа вникал в тонкости загадочной восточной души (представленной актером Кеном Ватанабе), а увенчалось все эпизодом, в котором мчащихся на амбразуру самураев-староверов расстреляли из пулемета Гатлинга. Обновленный Shogun 2 — он примерно про то же самое, и даже Гатлинг в игре теперь есть.

Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai

Важные контекстные изменения тут следующие. Во-первых, на дворе XIX век — так далеко во времени Total War еще не заносило. Во-вторых, в Японии снова кризис власти: несколько особо пугливых домов примкнули к официальному сегунату (некоторые сделают это по ходу кампании, когда их прижмут в стенке), другие ушли в глупую оппозицию, не забывая при этом грызться друг с другом, а за всем этим где-то сбоку наблюдают западные гости — США, Великобритания и Франция. В истории эти события известны как реставрация Мэйдзи, когда долгий период правления клана Токугава, длившийся более двух с половиной веков, подошел к концу.

Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai

Передел власти проходит более-менее по тому же сценарию, что и в оригинальном Shogun 2, но если бы те события нужно было представить на школьной карте, все стрелочки со всех уголков и островов там тянулись бы прямиком к Киото. В Fall of the Samurai эти стрелки выделывают замысловатые кренделя; предугадать, кто за кем пойдет, что сделает и с кем договорится, стало в разы сложнее.

Ответный удар

К большому сожалению, все вышесказанное начинает влиять на темп и характер игры лишь через 3-4 часа, до этого же происходит более-менее обычный Shogun 2, со смешными шлемами и странными прическами. Да, теперь у каждого агента есть собственные, чем-то отличающиеся от других ветви развития. Да, каждая собака, даже городская стража, теперь ходит с огнестрельным оружием, — но против медленных, громоздких и неточных винтовок все еще спасают мечи, пики и быстрая кавалерия. Да, морские бои стали чуточку динамичнее — как-никак, уже изобрели паровой двигатель, и пытаться сдвинуть с места веслами огромную деревянную посудину больше не нужно. Но думать по-другому все это не заставляет, а ведь именно из тактических размышлений и состоит основная масса Total War-опыта.

Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai

Но когда из игры так или иначе вылетят самые хилые кланы, становится веселее. Дело в том, что силы самураев-отщепенцев настолько малы, что строить мини-империю самому, в сторонке, а потом скопить гигантскую армию и всех убить, абсолютно невозможно. Приходится договариваться (все так же пробиваясь через весьма специфический дипломатический AI), втихомолку обстреливать порты, перебрасывать войска туда-сюда по всей карте для отвода глаз (а это работает не только в мультиплеере) и просчитывать все на десять ходов вперед. Если же вы играете на стороне сегуната, ваши действия зависят в первую очередь от того, насколько заняты мелкие провинции разборками между собой, — но можно в одно мгновенье растерять все войско, просто «проверяя обстановку».

Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai

И без того камерная игра стала еще теснее, но это серии, как уже выяснилось полтора года назад, идет только на пользу.

Если вы еще только собираетесь ознакомиться с оригинальной игрой, Fall of the Samurai нужно проходить сразу же после нее, без передышки: тогда весь образ, весь исторический путь Японии прошлого тысячелетия сложится для вас в единое целое. За вычетом ружей и пулеметов обе игры чрезвычайно похожи, только в первой война приводит к становлению японской государственности, а во второй — к ее краху.

Fall of the Samurai высказывается на эту тему не слишком хуже Цвика или даже Акиры Куросавы, только нужно смириться с тем, что механика за полтора года почти не поменялась.

Существует не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.

С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.

Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.

Total War: Shogun 2

Теперь глобальная карта выглядит так. Иногда на ней заметна радуга, а над скалами летают орлы.

Кисть художника рисует Total War

Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.

Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах. ».

Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.

Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.

Total War: Shogun 2

Если присмотреться, то на картинке можно увидеть лепестки сакуры.

Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.

Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…

Восточный прищур вежливости

Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.

И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.

Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.

Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).

Total War: Shogun 2

Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.

Японцы, японцы, кругом одни японцы

Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.

После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.

В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.

Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…

Total War: Shogun 2

Пожалуй, организация торговых путей — это единственное предназначение дипломатии…

Демонстрантов разогнали

И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.

У Shogun 2 куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так далее.

Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое, допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и вообще — такого раньше не было.

И вновь вернемся к стилистике. Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация, авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована, она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.

Глобальная карта для сетевого режима. Чем больше провинций мы открываем, тем разнообразнее войска получаем.

Пришло время объединяться

Ну а что действительно революционно в Shogun 2, так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет. Помню, еще сражаясь в Rome в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли еще будет!

Также The Creative Assembley сделала и некую «глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.

По сути, мы просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так элегантно.

Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.

Ко всему этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это есть, и это круто.

Ну а конкретнее о системе мы поговорим в прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только чуть позже. Пусть «настоится».

Total War: Shogun 2

Генерала можно разукрасить как только вздумается. Причем менять можно и сам доспех, и его цвет, и знамя, которое будут нести солдаты.

Итог выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно соблюдающий все традиции.

Плюсы: тут самураи живут молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо; бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь можно проходить кампанию вдвоем.
Минусы: AI, если хочет сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не топовые модели компьютеров; христиане.

Сокрытое в листве

С ног на голову переворачивать геймплей и механику серии Total War, разработчики, естественно, не стали — перед нами знакомая двухуровневая стратегия. На глобальной карте мы планируем дальнейшие действия, разбираемся с финансами, комплектуем армии, назначаем полководцев, возводим различные постройки и определяем, в какую сторону будет развиваться наша провинция. В тактическом режиме — занимаемся непосредственным уничтожением противника, командуем отрядами, осаждаем замки и участвуем в морских сражениях. Утратив масштабность предшественников, Shogun 2 стал гораздо более внимателен к деталям. Независимо от фазы игры, игрокам приходится учитывать множество факторов, начиная с настроений соседних провинций и заканчивая такими немаловажными вещами, как погода и рельеф местности, где проходят сражения.

Иностранные легионеры и самурай-лейтенант? У конкурентов такого единомыслия нет!

Серия Total War с 2000 года является эталоном жанра глобальных стратегий. Новые части выходят чуть ли не ежегодно, игроки раз за разом завоевывают все новые уголки света, а разработчики из британской студии The Creative Assembly подкидывают им все новые конфликты. Свое начало серия берет с игры Shogun: Total War, рассказавшей о событиях многолетней гражданской войны на островах Японии. Дальнейшие истории из серии «Тотальная Война» развивали тему средневековых конквист, наполеоновских подвигов и борьбы за создание Римской Империи.

К истокам разработчики вернулись спустя 11 лет. Историческая стратегия Total War: Shogun 2 вышла в 2011 году и получила высокие оценки от профессиональных критиков (ее средний балл по версии Metacritic составляет 90/100). В течение года было выпущено несколько мелких скачиваемых дополнений, затем в сентябре настал черед новой кампании «Рассвет самураев», посвященной разборкам японцев в XII веке. Мы стали свидетелями самурайских войн трех великих домов — Тайра, Минамото и Фудзивара.

Общий вид на поле брани свидетельствует, что это самая масштабная Total War за всю историю серии. Тысячи солдат!

Засада в лесу — классика жанра. Обратите внимание, сколько конных войск уже полегло

Хронологически после ранних войн начался практически трехвековой период «сенгоку дзидай», эпоха воюющих провинций и тема событий базовой кампании Shogun 2. Мелкие князья пытались распространить власть на соседей, страна погрязла в кровопролитных междоусобицах. Итогом войны считается установление власти сёгуната Токугава, чей лидер объединил враждебные группировки в единую страну, управляемую военным правительством. Финальное дополнение «Закат самураев» логически завершает «самурайскую» трилогию Shogun 2 — оно повествует о закате эпохи воинов, которое помогло Японии стать великой державой.

«К чему вся эта историческая справка?» — справедливо спросит читатель. Дело в том, что действие Fall of the Samurai происходит в годы падения сёгуната во время конфликта с императором Японии. Из-за проникновения в страну западнических идей, а также экономической и технической революции, в Стране восходящего солнца ослабла власть сёгуната и начался подъем национализма, развившийся на почве культа императора. К 1868 году между двумя фактическими правителями страны, сёгуном и императором, вспыхнуло открытое противостояние. Сегун был против вестернизации страны, а император желал для родины реформ и технических открытий. В историю конфликт вошел как война Босин, продлился до мая 69-го и закончился поражением сёгуна и упразднением первой в Азии республики Эдзо. Наша «версия» войны не будет настолько быстротечной.

Британские карабинеры в явном меньшинстве и уже вынуждены расчехлить сабли

Удачный ракурс превращает игру о бесконечной войне в романтическую открытку

Total War никогда не заставляла игроков следовать по тропинке из дат учебника истории. Де-факто противостояние двух монархов сохранено, но действие игры начинается раньше войны Босин, в 1864 году, и любую из имеющихся фракций можно сделать владыкой островов под протекцией сёгуна или императора. Цель кампании интуитивно понятна с первых же секунд — следует завоевать соседей, а затем выбрать между прогрессом и традиционализмом. Есть и третий путь: объявить войну всем и попробовать выжить без союзников.

Главные роли достались шести кланам, трое из которых являются консерваторами, а другие три — реформаторами, сторонниками имперской власти. На стороне императора выступают провинции Тёсю, Сацума и Тоса, а последнему в истории сёгуну верны войска Айдзу, Нагаока и Дзёдзаи. Мы вправе взять в начале кампании любой понравившийся клан и даже исхитриться и предать его традиционные интересы.

Есть в игре и другие, второстепенные кланы, доступные за отдельную плату: это кланы Сага, Тсу и Обама. Они в любом случае присутствуют как активные участники военного времени, но поиграть за них можно лишь после покупки кодов для разблокировки. Таким образом, новых кланов всего девять, но какого-то уникального, каким был союз воинствующих монахов-буддистов и беглых рёнинов Ikko-Ikki в Shogun 2, тут нет. Надеемся, что ситуацию исправит секретный десятый клан Сэндай, специалисты по переговорам, о которых подробно рассказывает встроенная в игру «Энциклопедия», но которых почему-то на горизонте пока не видно.

Люди спешат покинуть обреченный галеон, самураи в национальных нарядах смотрятся комично

Вражеский генерал Нориката решился на штурм с армией, которая численно уступает защитникам крепости. Храбрец!

Приятной особенностью дополнения является то, что для его работы не требуется владеть копией игры Total War: Shogun 2 — дополнение устанавливается независимо от основной игры, но при ее наличии самостоятельно интегрируется и в основном меню TW:S2 отображается вместе с остальными двумя кампаниями.

Формула игрового процесса за прошедший с релиза Shogun 2 год не изменилась: мы обязаны вести хозяйство собственного клана, развивая науку и экономику, поддерживать дип. отношения с другими кланами (острова-то тесные!) и понемногу завоевывать соседние феоды. Остальные, впрочем, занимаются всем этим одновременно с нами, стоит только нажать кнопку «конец хода». Весь режим дня военачальника состоит из двух хлопот: глобальной карты, на котором представлена вся Япония с провинциями и войсками, и военного уровня, отображающего карту местности во время боевых стычек.

Новые типы кораблей сделали морские баталии динамичнее — у паровых судов ведь нет проблем с маневренностью

Каждую деталь военного ремесла разрешено проинспектировать лично

Карта страны расширилась и впервые включает географию северного острова Эдзо, ставшего финальным пристанищем сторонников сёгуната. В мае 69-го непризнанная республика Эдзо была разгромлена флотом императора Мэйдзи, не просуществовав как государство и года, а здесь у Эдзо открытое будущее, в котором острову не даже грозит переименование в Хоккайдо. На «карте мира» расставлены фишки армий, кораблей, агентов. Каждый ход в глобальном пошаговом режиме соответствует двум неделям какого-то времени года, то есть сезоны разбиты на ходы, и каждый сезон состоит из 6 ходов. Во время некоторых времен года происходят специальные события, например, зимой в удаленных от городов армий повышается смертность солдат от болезней и холода.

Рекомендуется беречь все возможные резервы — интеллект компьютера на нормальной сложности сражается как достойный полководец и обыграть его одним только умением весьма непросто, потребуется внушительных размеров армия. Отсюда и начинается следующий пласт игры: во время столкновения фигурок генералов, в зависимости от типа местности, движок генерирует карту для проведения сражения. Сражения великолепны, ведь эти масштабные драки сотен людей на суше и на море по-прежнему остаются коньком игры.

Демоны-ниндзя годятся не только для саботажа железной дороги, но и для ночных диверсий

А вот и «секретный» клан Сэндай пожаловал. Эти мастера переговоров имеют огромные дипломатические бонусы и потому всеми любимы

Многие технические новинки типа артиллерии, пришедшей из Napoleon: Total War, или тяжелых колесных пулеметов постепенно превращают стратегию о боях разозлившихся крестьян в некоторое подобие Бородино и Геттисбурга, с той оговоркой, что приличную технику мы сможем получить ближе к финалу кампании. Многое на первых порах недоступно — технологии придется изучить или выкупить у иностранных коммерсантов. В качестве ключевой правки баланса для артиллерии наконец-то сделали ограниченные боеприпасы.

Как вы поняли, отныне в судьбе Японии важную роль играют гости — раньше ими были португальские миссионеры, распространители христианства, а теперь потенциальными союзниками готовы стать США, Великобритания и Франция. Все они внимательно следят за ходом войны в Японии и пытаются на ней заработать. Торговые соглашения с этими странами позволят завербовать в свои ряды такие элитные корпуса, как Королевскую морскую пехоту Великобритании или вояк из французской инфантерии, привычной к подавлению бунтов во французских колониях. Дополнительно к псам войны прилагаются «военные советники» с Запада, способные снижать расценки на покупку войск для собственной армии! Как говорится, заграница нам поможет.

Читайте также: