Tomb raider 4 обзор

Обновлено: 07.07.2024


Долго я думал, признаваться или нет в том, что не довелось мне видеть ни
первой, ни второй, ни третьей части Tomb Raider’а. В конце концов
решил признаться: да, до сих пор я вел скучную и серую жизнь любителя
стратегий и симуляторов, некоторое разнообразие в которую вносило лишь
редкое появление на моем винте 3D-шутеров. Занимая ум и пальцы, все эти
порождения компьютерных гениев ничего не могли дать моей душе. Но вот,
свершилось! Пришла ОНА, помахала косой, повела плечиком, повертела.
Впрочем, лучше сказать об этом словами поэта:

Pentium 200
32 Мб
Direct3D 6

Pentium II 350
64 Мб
Direct3D 6

Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла.


Нет, это вовсе не была любовь с первого взгляда. Запустив игру, я был
поначалу просто разочарован. Как, вот эта угловатая девчушка в мешковатых
шортиках и с двумя смешными косичками и есть та самая Лара Крофт, которую
уже успели окрестить секс-символом девяностых? Не может быть! И
действительно, это была Лара, да не та, точнее, Лара в шестнадцать лет.
На этот раз разработчики в качестве тренировки не стали заставлять Ларису
слоняться по собственному дому и разминаться в спортзале. Они показали
нам, «как это начиналось».

Итак, Камбоджа. 1984-й год. Начинающий археолог Лара Крофт исследует свою
первую гробницу под руководством матерого грабителя могил профессора
Вернера фон Крой. Надо сказать, этот самый Вернер мне сразу же активно не
понравился. Какими глазами он смотрел на Лару. То есть, извините, я
хотел сказать, как он измывался над бедным ребенком! Перепрыгнет через
пропасть, потом стоит на другом краю и смотрит, как Лара раз за разом
пробует преодолеть препятствие, стукается лбом об угол и разбивает в
кровь коленки. Хоть бы руку протянул, гад, помог бы девушке. Или вовсе
пошлет ее ползать по низкому проходу, а сам сзади подсматривает, педофил
несчастный. А в конце этого прохода их незадачливый предшественник
валяется в виде скелета, насаженного на острые колья, каково это,
спрашивается, видеть юному созданию? Правда, у Лары и в те годы нервы
были хоть куда, разглядела в руке у скелета что-то полезное, да и
оторвала вместе с рукой. Вот так, между прочим, появился у нее знаменитый
рюкзачок, такой маленький снаружи, но такой емкий внутри.

Вообще-то во время этой своей первой миссии Лариса показала себя хоть
куда, и прыгала, и ныряла, и по канату лазила, всякие рычаги-колеса
вертела. Только вот повоевать ей не пришлось, не положено малолеткам
оружие иметь, так что от диких кабанов профессор отбивался мачете, только
вяло как-то. Да и вообще, недотепистому профессору до Индианы Джонса явно
далеко, так что, когда его в конце миссии за ногу подвесили, а Лара от
него смылась через рушащийся проход, я только порадовался. Ну а саму
Ларису в юности я за это краткое вступление успел полюбить (только не
нужно приписывать мне порочных наклонностей, как дочь полюбил, или, там,
как младшую сестру).

Египет. Гробница. Действие первое.


Дальше мне показали, как две закутанные в бурнусы фигуры пробиваются,
ведя на поводу верблюдов, сквозь пустыню, как находят вход в катакомбы и
проникают туда. Вот тут-то одна из фигур сбросила с себя все лишнее, и
передо мной предстала Лара Крофт, во всем своем великолепии. Однако
описывать похождение зрелой Лары прозой просто кощунство. Тут нужно
писать стихи, причем не какие-нибудь примитивные частушки типа:

По Египту ходит призрак,
Побледнел, усох.
Призракам не стало жизни
От Ларисы Крофт.

Нет, тут нужна высокая поэзия, которая по плечу только классикам. Скажем,
Ярослав Смеляков, познакомившись с похождениями всеми обожаемой Ларисы,
наверняка написал бы что-то вроде:

Вдоль сонного берега Нила, где пальма и финик цветет,
Хорошая девочка Лара на дело спокойно идет.
Ее золотая косица мелькает меж сфинксов седых,
Отрада для глаз престарелых, приманка для молодых.
В застойной воде отражаясь, могилой идет не спеша
Хорошая девочка Лара. Да чем же она хороша?
Спросите об этом злодея, что в той же могиле живет.
Промолвит он: «Лара!?», бледнея, и тут же на месте умрет.
Недаром на каменных плитах, где тяжкий ботинок ступал:
«Зараза! Убил бы на месте!», в отчаянье он написал.
Не может людей не затронуть, злодея угрюмого брань.
«Педрила ты мерзкий, наверно, и Ларочку нашу не тронь!».

Хотя это как-то грубовато, не подходят такие слова великолепной Ларисе,
вот Александр Сергеевич сказал бы лучше:

И вдруг прыжок, и вдруг летит!
Летит как пух от уст Эола.
То стан совьет, то разовьет
И ножкой зомби в морду бьет.

Вообще-то Лара ногами драться не умеет, это ведь не файтинг какой-то, но
простим классику некоторое преувеличение. Тем более что, глядя на прыжки
и кульбиты нашей героини, так и ждешь, что вот сейчас она врежет
очередному неприятелю ногой по челюсти. Впрочем, для разборок с врагами
ей хватает обычного арсенала: пистолетов, шотгана, автомата «Узи».
Боеприпасы по египетским гробницам разложены скупо, но все же встречаются
(наверное, Индиана Джонс потерял из первой серии одноименного фильма).
Если же боезапас кончится, воевать приходится одними пистолетами (у них
запас патронов не ограничен). Но было бы лучше, если бы наша героиня
могла орудовать всякими подручными предметами, как в Кингпине хотя бы. У
меня даже сложился такой стих на тему «Лара Крофт — победитель нечисти»:

Сжимая лилейной рукою
Шотган проверенный свой,
Идет она темной тропою,
Могилою очередной.
Скелеты зубами скрежещут
И мумии подняли вой,
Пусть лучше вся нечисть трепещет,
Лариска идет на разбой.
Не выдержит встречи с девицей
Ни зомби, ни волк, ни злодей,
Махнула игриво косицей -
Осталась лишь груда костей.
По ребрам прошлась монтировкой,
Скелет разнесла на куски,
С такой как у Лары сноровкой
Любые враги — пустяки.

Хотя не это главное, не за то мы любим Ларису, что она с врагами споро и
без лишних слов разбирается, а за то, как она двигается, как управляет
своим телом (и каким телом!) Уж в этой области она умеет все (нет, я
совсем не о том, о чем вы подумали). Нажимаешь комбинацию клавиш, и Лара
взвивается над пропастью. Жмешь другую — совершает невиданное по красоте
сальто-мортале. Давишь третью, и следует фантастический кувырок в
сторону. Красота, да и только, а если еще знать, что женщина с такой
фигурой мгновенно выполняет все твои желания. Ну вот, вы опять думаете
совсем не о том, о чем я хочу сказать. Так что лучше завяжем с этой
скользкой темой.


Ну почему я никак не могу остаться с Ларисой наедине? Опять
двусмысленность получилась, только мне уже надоело оправдываться, так что
говорю раз и навсегда: я, Лара и грязные мысли — эти три вещи
несовместимы. Все, что я о ней говорю, нужно понимать в самом высоком
смысле. Вы же не станете искать нехорошую подоплеку в пушкинских строках:
«А после ей наедине давал уроки в тишине». Вот и тут, говоря «остаться
наедине», я имел в виду, что в странствиях по гробницам на этот раз Лару
сопровождает проводник (евнух, судя по его невозмутимому виду). Он
зажигает факелы, освещает потаенные уголки, иногда предостерегает от
возможных ошибок. Да и дорогу к цели этот мужик в тюрбане более-менее
знает. Только вот дорога эта весьма непроста, так что проводник постоянно
утыкается в какие-то препятствия и нужно их устранять. Тут чертов бедуин
ведет себя вроде покойного профессора Вернера фон Крой, останавливается
перед препятствием и ждет, когда Лара это препятствие уберет. Но
профессор хоть объяснял, что и как, а проводник только намекает жестами,
или вообще торчит на месте, и ломай голову сам, как ему очередную дверь
открыть (наверное, у него не только то, что у всех евнухов отрезано, но и
язык заодно, на всякий случай).

Впрочем, сопровождает он нашу ненаглядную героиню не долго, даже не до
конца первого уровня. Потом, прочитав какую-то надпись на стене и заорав
дурным голосом, убегает сломя голову. Не знаю, доведется ли с ним еще
встретиться, по мне, так лучше бы не нужно. Потому как, оставшись
наконец-то вдвоем с Ларой, я смог осуществить все свои мечты. Ну вот, и
опять, не смотря на все мои предупреждения, у вас не те мысли в голове
появились. Ладно, раз так, я ничего больше рассказывать не стану, и вы не
узнаете, как умеет Лариса управлять джипом, как она лихо раскатывает на
мотоцикле по темным коридорам пирамиды, как ловко орудует монтировкой,
как собирает хитрые устройства из случайных деталей, как мы с ней. Ну
нет, все, умолкаю.

Лара Крофт онли энд форева!


Да-да, именно так, отныне я бросаю все эти нудные стратегии, утомительные
симуляторы и жестокие шутеры. Теперь я буду бродить с ненаглядной Ларисой
по темным гробницам, разгадывать замысловатые головоломки, совершать
головокружительные прыжки, проходить по узким карнизам над зияющими
пропастями. По моим подсчетам, меня ожидает сорок с лишним уровней, так
что исчезаю я надолго. Ну а потом, если к тому времени создатели не
разродятся пятым Tomb Raider’ом, могу ведь и первые три пройти.

Говорите графика там похуже, полигоны выпадают, Лара все время норовит в
стену или ступеньку провалиться? Так ведь и в четвертом такое случается,
хотя тут, говорят, движок практически новый (на 95%, как утверждают
разработчики). К тому же, знатоки намекают, что в третьей игре у Ларисы
фигура покруче была в некоторых местах, да движения более. интересные.

Да, между прочим, может кто подскажет, какие есть сайты поклонников Лары
Крофтовой? Только не таких, которые ее все норовят в непотребном виде
выставить, а настоящих поклонников, которым не тело важно, а душа. Киньте
адресок, если не жалко, я бы туда свои стихи отправил, начало вот уже
придумал:

Корабль терпит крушение в море Дьявола близ затерянного японского острова. Шторм буквально разламывает корабль на две части, и группа ученых, в числе которых и пока не нюхавшая пороху Лара Крофт, оказывается наедине с волшебной «страной Яматай», на полумифическом острове эпохи Яёй. Люди, попавшие на Яматай, считай, обречены — еще никому не удавалось вырваться за его пределы, сверхъестественная буря разбивает любой корабль и опускает на землю любой самолет.

Вопреки анонсам и самым первым впечатлениям ни о каком survival речи не идет. Хотя Tomb Raider преподносился чуть ли не как симулятор выживания в экстремальных условиях, выживать здесь придется даже меньше, чем в Far Cry 3. Здоровье восстанавливается, патроны считать не приходится, а охотиться на оленей и зайчиков, которые сами под стрелы прыгают, нужно исключительно ради опыта, который тратится на не слишком-то полезные умения. Опыт выдается и за дополнительные задания вроде «собери все китайские вазы», «урони все лампадки» и прочее собирательство, которого в Tomb Raider прямо-таки запредельно много.

Tomb Raider

В Tomb Raider много ненужных элементов, много навязанных действий, словно разработчики обязались хоть как-то оправдать полуоткрытый мир игры. Но как песочница он почти не работает. Кругом ящики с запчастями, нужными для модернизации оружия, реликвии и непонятно откуда взявшиеся дневники. Свободы действий можно вообще не заметить, она никак не мешает сюжету и проявляется только тогда, когда игрок сам захочет отойти в сторонку и полюбоваться окрестностями, — насильно возвращать вас уже в знакомые места никто не будет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: как и в Lara Croft and the Guardian of Light, время от времени вам будут встречаться не обязательные для посещения пещеры и катакомбы с несложной логической задачкой внутри.

Остров Яматай сложно назвать открытым, скорее это цепь связанных между собой арен и коридоров. Но зато почти каждая локация здесь многоуровневая и богата на детали. Чтобы игрок не запутался, Crystal Dynamics подарили Ларе «инстинкт выживания», вроде аналогичных из Batman: Arkham City или Hitman: Absolution. Особый режим зрения подсветит полезные объекты и укажет на путь к основному заданию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: имея при себе лишь несколько нехитрых орудий, Ларе тем не менее удается проделывать разные мудреные трюки. С помощью лука и канатов — рушить хлипкие укрепления и натягивать веревки над пропастями, дробью из дряхлого дробовика — пробивать деревянные заграждения, факелом — поджигать то, что легко воспламеняется, а самодельным топором Лара не только механизмы в действие приводит, но и по физиономии заехать может.

Tomb Raider

При этом здесь, в отличие от других приключенческих произведений, нет четко выраженного антагониста вроде Марлоу из Uncharted 3 или Вааса из Far Cry 3. Есть, конечно, отец Матиас, глава местного культа, но о нем вспоминаешь, только когда видишь. Он не горит особым желанием замучить Лару до смерти или еще чего похуже, главным врагом Лары выступает скорее не конкретный человек, а целый остров и опасности, которые он в себе таит. Это немного осложняет восприятие (все же непривычно), но придает истории реализма. Вряд ли теперь кто-то назовет Лару грудастым Индианой Джонсом — Crystal Dynamics отвергли многие каноны приключенческого жанра и заменили их личными страданиями героини. В кои-то веки главный герой — не бездушная машина, а живой человек, на месте которого гипотетически можно представить даже самого себя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: любители пожаловаться на «кинцо» могут заводить шарманку. Действие Tomb Raider состоит из QTE по меньшей мере на четверть.

С Ларой почему-то частенько происходит какой-то особо жестокий «Форт Боярд»: то приходится ползти между оголенных горячих труб, то нога застревает в медвежьем капкане, то что-нибудь рушится и Лара катится со склона горы, когда повсюду коряги, о которые можно сломать шею. Если разработчики хотели заставить нас жалеть Лару, им это удалось. Высшая форма видеоигрового садизма, от которого даже устаешь.

Tomb Raider

А вот Лара — да. Ноет, пугается, паникует, стонет, ревет, кричит — но при этом убивает волков чуть ли не голыми руками, ползает по уступам, падает с большой высоты, в одиночку выкашивает целую армию вооруженных мужиков — и ничего.

В этом-то и кроется главная проблема новой Лары Крофт как персонажа — она суперчеловек, как Натан Дрейк и ему подобные, однако прикидывается самой обычной смазливой девчонкой. Ситуация меняется только ближе к концу, когда Лара адаптируется, становится сильнее, преодолевает страх и взрослеет.

Tomb Raider

И если характер Лары еще можно назвать хоть сколько-нибудь правдоподобным, то общий сюжет изобилует повторяющимися событиями и дырами. Все двенадцать (а то и больше) часов придется возиться со своими друзьями-археологами, и это немного угнетает. Друзья. они такие. То ты их теряешь, то находишь. Вечно из передряг их спасать приходится, и ничего-то им не делается. Доходит до смешного: в очередной раз потеряв их, Лара с боем прорывается через лес, едва не умирает под пулеметным огнем, потом добирается до цели, а ребята тут как тут и без единой царапинки. Бывают случаи и еще курьезнее: пройти через огонь, воду, медные трубы, убить сотню человек и потерять друга ради. отвертки с гаечным ключом.

Tomb Raider вобрал в себя все лучшее из современных хитов, и больше всего ему досталось от Uncharted. Каждая сцена — зрелище. Камера берет исключительно пафосные ракурсы, постоянно что-то взрывается, под ногами Лары проламывается пол, стены рушатся. Сам остров Яматай завораживающе красив, и там точно есть на что полюбоваться.

Tomb Raider

Но хотя каждая локация многоуровневая, со своими лазейками и тактически выгодными позициями, игра не поощряет вас скакать по крышам и использовать арену на всю катушку, как, например, в том же Uncharted. В итоге множество отличных геймплейных моментов пропадает зря. В мультиплеере, конечно, такой проблемы нет, но в одиночной игре вас не покидает ощущение, что декорации не используются в достаточной мере.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: мультиплеер в Tomb Raider выглядит и играется почти как в Uncharted 3, только режимов поменьше и локации менее разнообразные. Зато есть ловушки, которые можно использовать по своему усмотрению.

Потом, правда, понимаешь, что, если бы Crystal Dynamics использовали все возможности на полную катушку, игра растянулась бы часов на тридцать. Отчасти в длительности ее проблема — спустя восемь-десять часов Tomb Raider становится нечего предложить игроку. Как раз к этому моменту случается очень зрелищная кульминация, и вот, казалось бы, самое время игре закончиться, но нет же — снова затишье, снова беготня и загадки. Кто бы мог подумать, что в наш век чрезмерно коротких игр мы обвиним очередной блокбастер в затянутости.

Главной проблемой перезапуска Tomb Raider был не бездарный сценарий и даже не переломный момент где-то на третьем-четвертом часу, когда игра на все плюнула и превратилась в тир. Главной проблемой было то, что разработчики из Crystal Dynamics будто бы пытались доказать всему миру и прежде всего себе, что они могут не хуже, чем Naughty Dog. Увы, получилось все-таки хуже.

Rise of the Tomb Raider, к счастью, не пытается никому ничего доказывать. На этот раз студия сделала именно Tomb Raider — современную, более зрелищную, но все-таки ту самую Tomb Raider.

В Rise of the Tomb Raider мы продолжаем наблюдать за превращением Лары в настоящую расхитительницу гробниц. Загадочные события на острове Яматай убедили Лару в правоте ее отца, отдавшего немалую часть жизни поискам легендарного Источника жизни, якобы дарующего владельцу бессмертие.

Не найдя убедительных доказательств существования Источника, Крофт-старший угодил под шквал насмешек со стороны прессы и научного сообщества, не выдержал позора и совершил самоубийство, когда его дочь была еще ребенком. Лара же поклялась завершить начатое и найти артефакт — по большому счету, чтобы искупить вину за то, что в свое время не верила в исследования отца.

Сценарий перестал выдавливать сочувствие показным драматизмом. Ларе все еще приходится нелегко (больно, холодно, грустно), но больше никаких слезливых сцен и фальшивого «становления сильной женщины» через попытки изнасиловать героиню и разбить о скалы.

Леди Крофт, оставаясь доброй, умной, честной и сострадательной, больно бьет, метко стреляет, грязно ругается с отчетливым британским акцентом и плюет в лицо главному злодею, будучи привязанной к стулу в темном подвале. Такой образ Лары удается сценаристам гораздо лучше, чем образ стенающей девчушки с арматуриной в животе.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

Тем не менее в диалогах то и дело проскакивают клише, а герои часто с излишним пафосом заявляют совсем уж очевидные вещи. Сидя у костра, Лара вслух излагает «краткое содержание предыдущих серий» и, чересчур драматизируя, размышляет о жизни. Решая головоломки, она откровенно намекает на то, что тут следует сделать, а в какой-то момент вообще начинает командовать, когда прыгнуть, чтобы долететь до нужной платформы. Вот тут и правда захотелось взглянуть в глаза человеку, решившему, что это занятно — держать игрока за идиота.

Как бы то ни было, в Rise of the Tomb Raider по-настоящему важна не история, а места, где она развивается. Поиски приводят расхитительницу гробниц к легенде о Китеж-граде. По преданию владимирский князь Юрий Всеволодович построил город Китеж на берегу озера Светлояр в междуречье притоков Волги. Когда на город напали монголы во главе с ханом Батыем, жители стали не обороняться, а молиться. Внезапно земля содрогнулась, под ногами забили ключи, и город ушел под воду прямо на глазах у монгольской армии.

Именно сюда Crystal Dynamics и поместили Источник жизни, попутно перенеся Китеж из Нижегородской области, где находится озеро, в Сибирь — согласно здешней легенде, город не затонул, а был погребен глубоко под ледником. Но мы не в обиде. Хидэо Кодзиме простили уральские джунгли и это простим.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

Вольности с географией студия сполна возмещает потрясающими декорациями. На одном из этапов Rise of the Tomb Raider мы ходим по обширной территории горнодобывающего завода, куда партия ссылала неугодных: обязательный эпизод в ГУЛАГе, серпы и молоты, гранитный дедушка Ленин, ржавые ЗИЛы.

Но, когда Лара бережно крутит в руках серебряный портсигар времен войны и вглядывается в потрепанное семейное фото, с трудом разбирая на обратной стороне выведенное кусочком графита «Помни», желание бросить снобистское замечание о клюкве пропадает, потому что чем дальше, тем больше проникаешься тем, с каким вниманием Crystal Dynamics отнеслись к созданию атмосферы.

Лара с неподдельным интересом изучает православные фрески и хоругви, вчитывается в кириллицу, повышая навык владения греческим и русским (изучение рукописей прибавляет опыта и открывает особые навыки), а ты в этот момент сидишь перед экраном и полнишься гордостью за родину. Нет, правда, Rise of the Tomb Raider невероятно колоритна и красива.

Вторая часть в несколько раз больше предыдущей. На прохождение одной только сюжетной линии минус пятиминутные побочные квесты и необязательные гробницы может уйти больше двадцати часов. Притом там, где Tomb Raider 2013 года успела трижды надоесть, вывести из себя и в десятый раз довести до истерики смехотворным сценарием, RotTR только набирает обороты.

К середине игры действие перемещается из сибирских лесов в огромную приозерную долину, напоминающую не то Ревущий Фьорд из World of Warcraft, не то пейзажи Скайрима. Здесь картины суровой русской зимы соседствуют с распустившими листочки березками и мерзлыми ручьями, из труб землянок и изб валит дым, а ветхая деревянная церквушка стоит бок о бок с величественной крепостью. В записках упоминаются Кащей Бессмертный и Баба-Яга, но здесь стоит остановиться, потому что ну какая же Tomb Raider без мистики?

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

В таких условиях кровожадный боевик, в который со временем превратилась предыдущая Tomb Raider, смотрелся бы по меньшей мере нелепо. Поэтому перестрелки отходят на второй и даже на третий план, уступая место тому, что было важнее всего до перезапуска, — исследованию, задачкам и акробатике.

Головоломок, обязательных и второстепенных, стало больше, и ни одна из пары десятков гробниц не похожа на другие. Испытания основаны на использовании элементарных законов физики. Например, так: наполняем водой чан, привязываем его тросом к вагонетке, натягиваем трос, отодвигая вагонетку, перерубаем веревку — и утяжеленный чан улетает в обледенелую стену, открывая проход. Решения находятся быстро, но все равно чувствуешь себя очень умным каждый раз, когда твоя машина Голдберга все-таки срабатывает.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

Смещение акцентов не означает, что зрелищных моментов в игре не осталось, но загоняющей в рамки постановкой Rise of the Tomb Raider не злоупотребляет. Пару раз Лару сталкивают нос к носу с несколькими вражескими отрядами в заскриптованных коридорах, а ближе к финалу здорово повышают темп, иногда даже немного спеша к развязке. Но вписывается в игру это гораздо гармоничнее, чем в первой части.

То, что хорошо работало, разработчики не тронули. Мы по-прежнему мастерим все и вся, добывая на охоте звериные шкуры, хворост, грибы и всякий подножный корм, повышаем навыки и улучшаем экипировку у костра, лазаем по деревьям и кустам, вгрызаемся в грунт и лед киркой и с помощью лука протягиваем канатные дороги, подтаскиваем предметы и перемахиваем через пропасти на тросе. И прыгаем. Много прыгаем.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

К этому добавляется крюк, позволяющий забираться на высокие уступы, а также особые стрелы, по которым можно карабкаться. Все оборудование, как и прежде, пускается в ход в строго определенных местах, и любой выбранный путь так или иначе приводит к цели, но разнообразие гаджетов и то обстоятельство, что к сюжетному моменту можно прийти несколькими путями, создают правдоподобную иллюзию свободы.

Прогрессия работает по законам «зельдоидов» — увеличивающийся арсенал со временем позволяет добираться до новых мест и секретов, а на старые уровни всегда можно вернуться, чтобы залезть туда, куда раньше было не добраться. На самом деле игра, конечно, полностью линейна, но ворчать из-за этого совершенно не хочется.

Когда дело доходит до сражений, выясняется, что многие перестрелки, по сути, те же головоломки. Так, в какой-то момент Лара сталкивается с отрядом бронированных спецназовцев на толстом льду. Леди Крофт утаскивает одного из солдат в прорубь, перерезает ему глотку и, пока остальные оборачиваются на крики, уплывает к другой проруби и снова оказывается в тылу.

В другой стычке Лара заманивает противников под масляные лампы, обрушивает их на вражьи головы, ловко перелетает на другую часть уровня и повторяет тот же трюк. Просто, но куда занятнее стандартного кукования за укрытиями.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

Уровень сложности лучше с самого начала ставить повыше, поскольку на среднем делать попросту нечего, враги в боях ведут себя как дети. На высоком же нет регенерации здоровья в бою, уповать можно только на самодельные бинты (а их часто не хватает, как и патронов), противники наглеют, активно перекрикиваются, мол, «эта стерва перезаряжается», и убивают с трех-четырех попаданий. Появляется стимул играть скрытно и аккуратно, что при достаточной осторожности не так уж сложно. В мирное время AI удивительно глуп — враги часто не реагируют, если в двух шагах от них открыто режут брыкающегося патрульного.

Лара на лету, почти как в The Last of Us, собирает метательное оружие из подручных средств: стеклянная бутылка превращается в коктейль Молотова, банка — в дымовую шашку или шрапнель, канистра с бензином — в зажигательную бомбу, вражеская рация — в мину. Когда на поле боя появляются противники разных типов — быстрые, бронированные, укрывающиеся щитом, огнеметчики, снайперы, — волей-неволей приходится пускать в ход все, что подворачивается под руку.

В тридевятом царстве. Обзор Rise of the Tomb Raider

Боевая система в Rise of the Tomb Raider такая же, как раньше, включая физику, перекаты и контрудары. И это хорошо, если не считать довольно дурацкой условности: с трупов по-прежнему нельзя снять оружие, чтобы у вас был стимул развивать навыки и открывать новые стволы. Так себе компромисс. Нет чувства поганее, чем осознание того, что в нужный момент ты не можешь подхватить винтовку, из которой в тебя стреляли две секунды назад.

После двадцати пяти часов, потраченных на вдумчивое прохождение, хочется забыть о глупостях сценария, бездумном ИИ и геймплейных условностях и вернуться в тайгу — даже не ради артефактов или непройденных гробниц. Просто так. Обнять березку, поохотиться на белок, встретить рассвет у костра, вспоминая бескрайнее звездное небо над Солитьюдом. Слишком романтично? Может быть. Красиво? Не то слово.

Теперь куда сложнее сказать, что Tomb Raider копирует Uncharted (ту самую, что в свое время многое заимствовала у Tomb Raider). Она нашла свой и ничуть не менее интересный путь.

Долго я думал, признаваться или нет в том, что не довелось мне видеть ни первой, ни второй, ни третьей части Tomb Raider’а. В конце концов решил признаться: да, до сих пор я вел скучную и серую жизнь любителя стратегий и симуляторов, некоторое разнообразие в которую вносило лишь редкое появление на моем винте 3D-шутеров. Занимая ум и пальцы, все эти порождения компьютерных гениев ничего не могли дать моей душе. Но вот, свершилось! Пришла ОНА, помахала косой, повела плечиком, повертела. Впрочем, лучше сказать об этом словами поэта:

Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла.

Скриншоты 21

Первое свидание

Нет, это вовсе не была любовь с первого взгляда. Запустив игру, я был поначалу просто разочарован. Как, вот эта угловатая девчушка в мешковатых шортиках и с двумя смешными косичками и есть та самая Лара Крофт, которую уже успели окрестить секс-символом девяностых? Не может быть! И действительно, это была Лара, да не та, точнее, Лара в шестнадцать лет. На этот раз разработчики в качестве тренировки не стали заставлять Ларису слоняться по собственному дому и разминаться в спортзале. Они показали нам, «как это начиналось».

Итак, Камбоджа. 1984-й год. Начинающий археолог Лара Крофт исследует свою первую гробницу под руководством матерого грабителя могил профессора Вернера фон Крой. Надо сказать, этот самый Вернер мне сразу же активно не понравился. Какими глазами он смотрел на Лару. То есть, извините, я хотел сказать, как он измывался над бедным ребенком! Перепрыгнет через пропасть, потом стоит на другом краю и смотрит, как Лара раз за разом пробует преодолеть препятствие, стукается лбом об угол и разбивает в кровь коленки. Хоть бы руку протянул, гад, помог бы девушке. Или вовсе пошлет ее ползать по низкому проходу, а сам сзади подсматривает, педофил несчастный. А в конце этого прохода их незадачливый предшественник валяется в виде скелета, насаженного на острые колья, каково это, спрашивается, видеть юному созданию? Правда, у Лары и в те годы нервы были хоть куда, разглядела в руке у скелета что-то полезное, да и оторвала вместе с рукой. Вот так, между прочим, появился у нее знаменитый рюкзачок, такой маленький снаружи, но такой емкий внутри.

Вообще-то во время этой своей первой миссии Лариса показала себя хоть куда, и прыгала, и ныряла, и по канату лазила, всякие рычаги-колеса вертела. Только вот повоевать ей не пришлось, не положено малолеткам оружие иметь, так что от диких кабанов профессор отбивался мачете, только вяло как-то. Да и вообще, недотепистому профессору до Индианы Джонса явно далеко, так что, когда его в конце миссии за ногу подвесили, а Лара от него смылась через рушащийся проход, я только порадовался. Ну а саму Ларису в юности я за это краткое вступление успел полюбить (только не нужно приписывать мне порочных наклонностей, как дочь полюбил, или, там, как младшую сестру).

Египет. Гробница. Действие первое.

Дальше мне показали, как две закутанные в бурнусы фигуры пробиваются, ведя на поводу верблюдов, сквозь пустыню, как находят вход в катакомбы и проникают туда. Вот тут-то одна из фигур сбросила с себя все лишнее, и передо мной предстала Лара Крофт, во всем своем великолепии. Однако описывать похождение зрелой Лары прозой просто кощунство. Тут нужно писать стихи, причем не какие-нибудь примитивные частушки типа:

По Египту ходит призрак,
Побледнел, усох.
Призракам не стало жизни
От Ларисы Крофт.

Нет, тут нужна высокая поэзия, которая по плечу только классикам. Скажем, Ярослав Смеляков, познакомившись с похождениями всеми обожаемой Ларисы, наверняка написал бы что-то вроде:

Вдоль сонного берега Нила, где пальма и финик цветет,
Хорошая девочка Лара на дело спокойно идет.
Ее золотая косица мелькает меж сфинксов седых,
Отрада для глаз престарелых, приманка для молодых.
В застойной воде отражаясь, могилой идет не спеша
Хорошая девочка Лара. Да чем же она хороша?
Спросите об этом злодея, что в той же могиле живет.
Промолвит он: «Лара!?», бледнея, и тут же на месте умрет.
Недаром на каменных плитах, где тяжкий ботинок ступал:
«Зараза! Убил бы на месте!», в отчаянье он написал.
Не может людей не затронуть, злодея угрюмого брань.
«Педрила ты мерзкий, наверно, и Ларочку нашу не тронь!».

Хотя это как-то грубовато, не подходят такие слова великолепной Ларисе, вот Александр Сергеевич сказал бы лучше:

И вдруг прыжок, и вдруг летит!
Летит как пух от уст Эола.
То стан совьет, то разовьет
И ножкой зомби в морду бьет.

Вообще-то Лара ногами драться не умеет, это ведь не файтинг какой-то, но простим классику некоторое преувеличение. Тем более что, глядя на прыжки и кульбиты нашей героини, так и ждешь, что вот сейчас она врежет очередному неприятелю ногой по челюсти. Впрочем, для разборок с врагами ей хватает обычного арсенала: пистолетов, шотгана, автомата «Узи». Боеприпасы по египетским гробницам разложены скупо, но все же встречаются (наверное, Индиана Джонс потерял из первой серии одноименного фильма). Если же боезапас кончится, воевать приходится одними пистолетами (у них запас патронов не ограничен). Но было бы лучше, если бы наша героиня могла орудовать всякими подручными предметами, как в Кингпине хотя бы. У меня даже сложился такой стих на тему «Лара Крофт - победитель нечисти»:

Сжимая лилейной рукою
Шотган проверенный свой,
Идет она темной тропою,
Могилою очередной.
Скелеты зубами скрежещут
И мумии подняли вой,
Пусть лучше вся нечисть трепещет,
Лариска идет на разбой.
Не выдержит встречи с девицей
Ни зомби, ни волк, ни злодей,
Махнула игриво косицей -
Осталась лишь груда костей.
По ребрам прошлась монтировкой,
Скелет разнесла на куски,
С такой как у Лары сноровкой
Любые враги - пустяки.

Хотя не это главное, не за то мы любим Ларису, что она с врагами споро и без лишних слов разбирается, а за то, как она двигается, как управляет своим телом (и каким телом!) Уж в этой области она умеет все (нет, я совсем не о том, о чем вы подумали). Нажимаешь комбинацию клавиш, и Лара взвивается над пропастью. Жмешь другую - совершает невиданное по красоте сальто-мортале. Давишь третью, и следует фантастический кувырок в сторону. Красота, да и только, а если еще знать, что женщина с такой фигурой мгновенно выполняет все твои желания. Ну вот, вы опять думаете совсем не о том, о чем я хочу сказать. Так что лучше завяжем с этой скользкой темой.

Третий лишний

Ну почему я никак не могу остаться с Ларисой наедине? Опять двусмысленность получилась, только мне уже надоело оправдываться, так что говорю раз и навсегда: я, Лара и грязные мысли - эти три вещи несовместимы. Все, что я о ней говорю, нужно понимать в самом высоком смысле. Вы же не станете искать нехорошую подоплеку в пушкинских строках: «А после ей наедине давал уроки в тишине». Вот и тут, говоря «остаться наедине», я имел в виду, что в странствиях по гробницам на этот раз Лару сопровождает проводник (евнух, судя по его невозмутимому виду). Он зажигает факелы, освещает потаенные уголки, иногда предостерегает от возможных ошибок. Да и дорогу к цели этот мужик в тюрбане более-менее знает. Только вот дорога эта весьма непроста, так что проводник постоянно утыкается в какие-то препятствия и нужно их устранять. Тут чертов бедуин ведет себя вроде покойного профессора Вернера фон Крой, останавливается перед препятствием и ждет, когда Лара это препятствие уберет. Но профессор хоть объяснял, что и как, а проводник только намекает жестами, или вообще торчит на месте, и ломай голову сам, как ему очередную дверь открыть (наверное, у него не только то, что у всех евнухов отрезано, но и язык заодно, на всякий случай).

Впрочем, сопровождает он нашу ненаглядную героиню не долго, даже не до конца первого уровня. Потом, прочитав какую-то надпись на стене и заорав дурным голосом, убегает сломя голову. Не знаю, доведется ли с ним еще встретиться, по мне, так лучше бы не нужно. Потому как, оставшись наконец-то вдвоем с Ларой, я смог осуществить все свои мечты. Ну вот, и опять, не смотря на все мои предупреждения, у вас не те мысли в голове появились. Ладно, раз так, я ничего больше рассказывать не стану, и вы не узнаете, как умеет Лариса управлять джипом, как она лихо раскатывает на мотоцикле по темным коридорам пирамиды, как ловко орудует монтировкой, как собирает хитрые устройства из случайных деталей, как мы с ней. Ну нет, все, умолкаю.

Лара Крофт онли энд форева!

Да-да, именно так, отныне я бросаю все эти нудные стратегии, утомительные симуляторы и жестокие шутеры. Теперь я буду бродить с ненаглядной Ларисой по темным гробницам, разгадывать замысловатые головоломки, совершать головокружительные прыжки, проходить по узким карнизам над зияющими пропастями. По моим подсчетам, меня ожидает сорок с лишним уровней, так что исчезаю я надолго. Ну а потом, если к тому времени создатели не разродятся пятым Tomb Raider’ом, могу ведь и первые три пройти.

Говорите графика там похуже, полигоны выпадают, Лара все время норовит в стену или ступеньку провалиться? Так ведь и в четвертом такое случается, хотя тут, говорят, движок практически новый (на 95%, как утверждают разработчики). К тому же, знатоки намекают, что в третьей игре у Ларисы фигура покруче была в некоторых местах, да движения более. интересные.

Да, между прочим, может кто подскажет, какие есть сайты поклонников Лары Крофтовой? Только не таких, которые ее все норовят в непотребном виде выставить, а настоящих поклонников, которым не тело важно, а душа. Киньте адресок, если не жалко, я бы туда свои стихи отправил, начало вот уже придумал:

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Ну обалденной крутизны.

Читайте также: