This war of mine обзор

Обновлено: 02.07.2024

Город Погорень, столица восточноевропейского государства Высень, охвачен пожаром гражданской войны. Трое мирных граждан волею судьбы очутились под крышей одного здания — полуразрушенного, с выбитыми стеклами, но еще способного послужить укрытием от непогоды и случайного рикошета. У них всего одна задача — пережить войну, не заработав видимых телесных и душевных ран.

Ночью кто-нибудь из вашей команды отправляется в одну из дюжины локаций, копается в мусоре или ворует у других, старается не ввязываться в драки (лечить раны тут долго и дорого) и с третьим криком еще живого петуха возвращается домой с хабаром.

Днем, пока он отсыпается, мирные жители находят применение найденным доскам, лампочкам, железкам и удобрениям: фильтруют дождевую воду и строгают спички, сколачивают из деревяшек кровати и верстаки, забивают досками окна и собирают радиоприемник, ставят ловушки на крыс и выращивают в мини-теплице морковку, варят пищу для тела и читают пищу для ума.

Обустройство дома — целая наука. Вскоре вы отправляетесь на поиски уже не с целью нагрести в мешок все, что плохо лежит, а с четким планом в уме. В голове прокручивается таблица материалов и запчастей, которые нужно уместить в небольшую котомку ночного охотника, иначе просто невозможно наладить табачный заводик или приличную ферму в небольшом жилом доме.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Впервые забираясь в неисследованный район, добытчик язвительно его отрекомендует. Даже если он не местный. ► Танк на заднем плане будет гореть каждую ночь, но разве это так уж важно?

Но даже собственное производство, для которого наворовано столько досок и опилок, не спасет. Во-первых, материалы все равно надо добывать или выменивать, а во-вторых, продукт, как правило, потребляется на месте. Это выверенная математика, суровый «менеджер для выживающих» — и как же приятно этим заниматься!

Выживающие тоже кое-чего стоят. Из-за нехватки еды граждане могут оголодать, из-за сквозняка — заболеть, в результате нападения — пораниться, от аморальных действий или невозможности выкурить сигаретку — расстроиться и даже впасть в депрессию. Они постоянно комментируют свои ощущения — в основном жалобами вроде «жрать хочу!» и «эх, что ж я раньше не свалил». Если бы не чувствительная тема This War of Mine, в списке близких по духу игр однозначно фигурировала бы The Sims.

Параллельно домострою творятся драмы. Добытчик вломился в домик пожилой пары и вынес два кило мяса без костей — все, теперь половина сожителей разноется, что жизнь уже не та, мы преступили моральный закон внутри нас, и не понятно, как нас теперь земля носит. А какой цирк с рыданиями начнется, когда добытчик впервые подерется с другим искателем из-за разбитой гитары.

Многие отмечают, что вот эта демонстрация совести в реальном времени и есть центральная тема This War of Mine. Да и сами разработчики, похоже, придерживаются такого мнения. Но вскоре выясняется, что реплики у персонажей идут по кругу, реагируют они на все предсказуемо одинаково, а все преступления добытчика легко нивелируются и прощаются. Нет у них души, короче говоря.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Наткнувшись на чужой схрон, кусаешь губы в первую очередь из-за того, что все награбленное зараз не унести. Приходится выбирать только то, что отвечает плану развития убежища. ► Забаррикадированные двери, железные решетки, запертые шкафы разведчику приходится запоминать. Или забивать ценную ячейку набором инструментов «на все случаи жизни».

Вот к примеру: вчера ночью Павле вломился в чужой дом, украл из холодильника три банки консервов, пока их владелец отходил покурить, и утром вернулся домой с радостным: «Смотрите, я еды надыбал!» И что думают наши бедолаги? «Как же так, нам пришлось воровать, чтобы выжить» или «Бедный Павле, ему пришлось украсть, ведь у него не было другого выбора», в лучшем случае — разумное «Делать нечего: тут или мы, или они».

Братцы мои, это не Павле решил своровать банку консервов, а я — ваш хозяин и благодетель, и на его месте я вообще молчал бы о том, как именно добыты эти несчастные консервы. Что вы там себе думаете (точнее, какую логику вложили геймдизайнеры), это ваше дело, а моя забота — накормить вас любой ценой, чтобы вы с голодухи коньки не отбросили.

Но экранные марионетки об этом не знают, они канючат и расстраиваются по каждому случаю незаконного отъема ресурсов у населения. Ничего, принесу им больше книжек да починю гитару — и вскоре их морщины разгладятся, а краешки губ поднимутся куда следует.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Павле всю ночь разгружал чужие ящики и шкафы, ужасно устал, но все равно счастлив — он принес добра людям, фактически ставшим его семьей!
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Война продлится достаточно долго, чтобы обустроить весь дом. Советуем начинать с кроватей и заколачивания окон. ► На верстаке поначалу можно смастерить лишь примитивное оружие, но с улучшениями получится и винтовку сообразить, и даже попорченный бронежилет залатать.

В особо запущенных случаях могут возникнуть серьезные проблемы: последней каплей запросто станет убийство бомжа, вставшего грудью на защиту лучшего друга — бутыли с самогоном. То, что именно я, сидящий в уютном кресле, отдал жестокий, с точки зрения игровой морали, приказ, еще не означает, что я при этом маниакально захохотал и незамедлительно потребовал еще бомжей для бога бомжей.

Просто если у меня есть такой инструмент и я прекрасно осведомлен о последствиях поступка, я воспользуюсь им. Мне это ничего не стоит, потому что я буду минимально наказан необходимостью тратить время одного из подчиненных на игру на гитаре два дня подряд. Тоже мне епитимья.

И ведь нельзя даже сказать, что «разработчики выстроили тонкую связь игрока с персонажами, а потом ее сломали», потому что связь не чувствуется изначально. Вся эмпатия в This War of Mine строится на вынужденном компромиссе между полным вживанием в шкуру мирного жителя и необходимостью симулировать социальные отношения. Последнее, кстати, неплохо реализовано: своевременный разговор даже сильного и смелого порой вытаскивает из глубочайшего депрессняка, а копящееся раздражение заядлого курильщика может вылиться в неожиданную ночную драку.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Бродячие торговцы появляются по приказу генератора случайных чисел. Вычислив игровую логику, вы быстро определите не нужный вам, но ценный для торговца товар — вот его и меняйте. ► Пока дом не обезопасили, стоит оставить хотя бы одного бойца на страже, пока остальные отсыпаются (часовой отдохнет днем). Но кто-то обязательно должен сходить на разведку или за добычей, здесь дорога каждая ночь.

Но без социалки TWoM была бы лишь немного другой, а с одним-единственным немым героем — заметно выиграла бы. Если бы после убийства пожилой пары он ничего не говорил, а хватался за голову и молча катался по полу, вместо того чтобы как ни в чем не бывало мастерить фильтр для воды, — вот такого поведения хватило бы, чтобы замедлить мой сердечный ритм. Ведь он — это я. А «они» — это совершенно точно не я, и нечего тут.

Кроме того, всю дорогу чувствовалось какое-то расхождение. Конфликт, служащий одной большой декорацией, на первый план ни разу не выходит и не дает игроку принять чью-либо сторону. Это и понятно: разработчики не хотят впутывать сюда политику, поэтому считается, что герои аполитичны. Тем не менее условные повстанцы вовсю сражаются с условными регулярными войсками, но ни тех, ни других вы не встретите (если не попытаетесь заглянуть в Military Outpost, но и там в лучшем случае предложат поторговать, а в худшем пустят пулю в лоб).

К вам не заглянут на огонек «белые» или «красные» с требованием сдать в расположение части запасы махорки; вас не вовлекут в Сложный Моральный Выбор, обрекающий на гибель вчерашнего студента или убеленную сединами вагоновожатую. С тем же успехом за разбитыми окнами дома в This War of Mine мог разразиться нефтяной кризис, день триффидов или зомби-апокалипсис.

Если не брать в расчет прокрустово ложе игровой морали, куда игрока впихивают геймдизайнеры, останется неплохой симулятор с менеджментом ресурсов и какой-никакой stealth action. С каждым днем открываются (а порой закрываются!) новые локации, откуда можно унести много полезного, однако в конечном итоге для выживания придется либо активно торговать, либо активно воровать-убивать.

В разработку «ночного» интерфейса, по всей видимости, опять вмешались морально озабоченные дизайнеры: двумерный платформер, управляемый мышью, — решение странное (но понятное: разработчики раньше делали игры для планшетов). Стрелять из пистолета или бить монтировкой, тыкая курсором в бегущего противника, — все это выглядит так, словно разработчики пытаются доказать, что убийство — дело не только грязное, но и трудное. Даже не пытайтесь.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Экипировка и инструментарий занимают золотые ячейки, поэтому на разведку имеет смысл идти налегке. Решетку или запертую дверь вам никто не гарантирует, а с пустыми руками вы в любом случае не уйдете.
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Проведя разведку, запомните, какой инструмент понадобится в следующий раз, чтобы получить полный контроль над ресурсами в локации. ► В одних записках ничего полезного нет, другие открывают местонахождение тайников с ценнейшими предметами.

И даже в хорошо продуманный план может вмешаться рандом. В начале нового дня TWoM генерирует несколько событий — постучится ли сегодня в дверь сосед ли торговец, подрался ли ночью с Катей психически неуравновешенный Роман, выспался ли расстроенный недавними убийствами Бруно.

Случаются и положительные события — например, сосед может принести в подарок морковку. Звучит смешно, но однажды он этим поступком реально спас игру. А как-то раз пришлось три или четыре раза перезагрузиться с посещением разных локаций, потому что кровь из носу нужны были лампочки — а это в TWoM и без того днем с огнем не отыщешь.

Зато на атмосферу гражданской войны хорошо работает графика и озвучение. Вся TWoM выглядит как ожившие карандашные наброски, на фоне которых выделяются неплохо анимированные персонажи. Хороша печальная музыка днем и тревожная ночью, бабахающие взрывы и автоматные очереди на заднем плане, шорохи и шаги в стелс-режиме.

Закончу рецензию типичным диалогом с самим собой во время игры:

— Чего бы такого смастерить из оставшихся ресурсов? Может, ножовку?

Встречались ли вам игры, где цена человека измерялась бы в консервах? Я вот не припомню ни одной. Разве что DayZ, но там переживания немного другого толка.

Мы привыкли, что игра про войну — это игра про форму. Ночные полеты среди прожекторов и трассеров зенитных установок, вода, в которой плавают внутренности, в день высадки в Нормандии, расколотые черепа пришельцев под ногами, кровь на силовой броне. В играх про войну игрок всегда готов к яростной схватке, в них он герой, спаситель, противостоящий целым армиям. И даже недавняя Valiant Hearts, несмотря на неожиданную манеру подачи, все равно бросает вас в самое пекло. Такова уж война в играх.

This War of Mine: первые ощущения

«На войне не только солдаты» — гласит слоган игры от польской студии 11 Bit. This War of Mine показывает совсем иную войну — такую, какой она предстает перед глазами обычных гражданских.

Технически This War of Mine — это симулятор жизни (точнее, выживания). Вашими подопечными становятся трое горожан с разными исходными данными и навыками. Днем вы управляете убежищем, мастерите из подручных материалов оружие, предметы обихода, укрепления для своего жилища, распределяете медикаменты и провизию между членами команды.

This War of Mine: первые ощущения

Кое-как я собрала и настроила радио. Вы, конечно же, можете не тратить драгоценные ресурсы на столь бесполезную, казалось бы, вещь. Но попытайтесь представить, какой психологический комфорт может даровать чужой голос людям, отрезанным от внешнего мира. А поддержание душевного здоровья ваших подопечных играет не меньшую роль, чем забота об их физическом состоянии.

This War of Mine: первые ощущения

Дневная деятельность сводится к обыкновенному менеджменту ресурсов. Самое интересное начинается ночью. Заброшенных домов, где можно собрать припасы, не нарвавшись на солдат и других выживших, довольно мало. Вернувшись с ночной охоты c торбами, полными припасов, вы можете обнаружить, что на вашу базу напали, запасы исчезли, а половина команды тяжело ранена.

В этот же момент в вашу дверь могут постучаться люди, отчаянно нуждающиеся в бинтах и антибиотиках. Как вы поступите в данной ситуации? Отдадите последние лекарства чужим и будете смотреть, как умирают ваши люди? Отправитесь грабить других бродяг? Откажете в помощи и будете наблюдать, как муки совести грызут членов вашей команды?

Легко быть героем, когда ты не чувствуешь ответственности за собственные поступки. В This War of Mine любое ваше решение влечет за собой последствия, зачастую критические для выживания команды. Но, в отличие от той же Gods Will Be Watching, This War of Mine не стремится держать вас в железных тисках, не ставит вас между однозначно «правильными» и «неправильными» решений. Проигрывать здесь — обычное дело. Это часть процесса.

This War of Mine: первые ощущения

Подобная обстановка — благодатная почва для фокусов в духе roguelike. Здесь нет сохранений, а смерть вашей команды необратима. Каждый раз, когда вы начинаете игру заново, состав отряда, его параметры и расположение ресурсов на карте меняются, что порождает бесчисленное количество сценариев для прохождения. Правда, оценивать, надолго ли этого хватит, пока рано. Демо-версия оказалась совсем небольшой и рассчитана в лучшем случае часа на три.

Но само по себе важно, что This War of Mine заставляет задуматься о том, о чем многие не привыкли думать и о чем им думать некомфортно. Даже если их это почти наверняка не затронет.


In war, not everyone is a solder. Именно так гласит главный слоган игры This War of Mine, и он наиболее лаконично описывают всю ее глубокую суть.

Игра эта поражает своей, с одной стороны — простотой, а с другой – необычайной притягательностью. Игра заставляет окунуться в себя с головой, погрузиться в атмосферу некой безысходности и людей, которые с этой безысходностью яростно борются. А почему же она заставляет это делать? Читайте ниже.

Сюжетная завязка здесь представляет собой вооруженный локальный конфликт, проще говоря – гражданскую войну. А подвластные нам герои – простые жители города, что пережили бомбежку, собрались вместе и обосновались в одном из полуразрушенных домов.

Распределяются же все эти роли по двум временам суток:
Днем происходит обустройство дома, крафтинг, готовка еды, лечение и т.д.
А ночью вы выбираете, идти в рейд или нет. А если идти, то кто пойдет? А куда? А кто будет охранять? А кто будет спать в это время? Все эти вопросы вам и предстоит решить в неком брифинге перед началом ночи.

Игра же как раз заканчивается по истечению некоторого количества дней, это примерно год игрового времени. Обозначается он концом оцепления и в титрах нам рассказывают историю нашего выживания и то, что стало с персонажами после игры. Но никто не запрещает вам пройти ее снова и снова, зная все те нюансы, которые вы поняли из предыдущего прохождения. Избегая те ошибки, что совершались ранее. После очередного прохождения игры, вам будут доступны другие стартовые персонажи, что добавляет вариативности прохождения.

Так же стоит отметить изумительное звуковое сопровождение от Петра Музиала, что приложил свою руку к саундтреку третьего ведьмака. Музыка здесь и создает большую часть атмосферы, и буквально окунает вас в те события, что происходят на экране. Всегда подходящий ост заставляет сочувствовать и радоваться за ваших персонажей, что непременно достойно высшей похвалы.

В итоге мы имеем:
А) Атмосферную историю о том, как простые люди пытаются пережить ненужную им войну, не теряя при этом моральных устоев.
Б) Простую игровую механику, что обеспечивает низкий порог вхождения, позволяющий опробовать эту игру абсолютно каждому современному игроку.
В) Оригинальную графическую стилистику. Темное окружение, редкие неоновые вывески, все это создает необычайную атмосферу и возможность полного погружение в происходящее.
Г) Изумительный саундтрек, являющийся неотъемлемой частью здешней атмосферы.

Оценку игре поставить не сложно, ведь она действительно стоит того. 10/10.

Выпущено бессчетное количество игр про войну разных жанров и направленностей. И шутеры, и стратегии, и симуляторы, новеллы, аркады и платформеры. Но всегда мы играем роль солдат, генералов и просто боевых людей, кардинально влияющих на ход войны, сражения, судьбы других людей. Но как же обычные люди? Напуганные до смерти, голодные и больные. Каждый день сражающиеся также рьяно, как и солдаты на войне, только не за судьбы мира, а за собственное выживание, за друга рядом, за свою человечность и душу. Их истории нам поведают разработчики из 11 bit studios, авторы серии игр Anomaly. Стоит ли нам выслушать эти истории или лучше держаться от показанных ими ужасов войны подальше? Посмотрим.


Поляки не стали рисовать милую и трогательную историю на фоне войны, как в Valiant Hearts. Да и вряд ли разработчики аномалий вытянули бы. Они сделали иначе, подарив нам 2,5D игру на выживание во время блокады без цельного сюжета, но с достаточной свободой, чтобы у каждого игрока была своя история. This War of Mine похожа одновременно на несколько проектов.

Визуально игра очень похожа на Deadlight, с добавлением своей фишки – эффектом карандаша, которым зарисован весь фон. Выглядит просто и в то же время очень эффектно. Игра не смотрится вторично, наоборот, визуальная составляющая одна из сильных ее сторон. Уровни выглядят очень атмосферно, на локациях много разнообразных предметов, а интерактивные объекты детально проанимированы. Персонажи выглядят достойно даже на максимальном приближении. А благодаря одной простой анимации, выжившие на своих карточках выглядят словно они действительно живые.


Но у отсутствия случайной генерации локаций и событий очевидный минус – при повторении одних и тех же действий в тех же местах, не стоит ожидать иного результата (если только вы не безумны). Начав новую игру и отправившись в уже проверенное в прошлый раз место, вы найдете там все в точности тоже самое.

Звуковое сопровождение в игре не стоит отдельного упоминания о нем, но раз уж оно было упомянуто в упоминании о том, что о нем не стоит упоминать, то можно и упомянуть. Музыка в целом ничем не примечательна, обычный эмбиент, но тем не менее, она отлично выполняет возложенную на нее задачу – создание темной и гнетущей атмосферы депрессии и безысходности.


Разработчики из 11 bit studios хотели показать нам все ужасы войны. И у них отлично получилось. This War of Mine очень качественная, мрачная и атмосферная игра, которая показывает, как тяжело людям живется в блокадном городе. Правда из-за незнания предмета, порой может показаться, что действие происходит во время или после какой-то глобальной катастрофы, которую немногие люди пережили. И только нередкие взрывы вдалеке напоминают, что это все-таки война. Игра вышла не без недостатков, частая повторяемость действий и довольно медленный игровой процесс слегка портит картину, но это легко решается правильным дозированием. Не стоит за один вечер переживать больше пары тройки игровых голодных и напряженных дней. А отсутствие случайной генерации чего-либо относительно полностью перебивается большой свободой выбора игрока, последствия которых долго ждать не придется. Игра однозначно стоит своих денег.

Читайте также: