Thea the awakening обзор

Обновлено: 06.07.2024

В Thea: The Awakening польская студия MuHa Games продемонстрировала интересное смешение жанров: тут и пошаговая 4X-стратегия, и игра на выживание с кормёжкой подопечных и сбором ресурсов, и карточные сражения, и текстовый квест, и RPG. И всё это — в мире славянской мифологии, с Перуном, Сварогом, бабами-ягами, лешими и домовыми.

Мы выбирали одно из славянских языческих божеств и получали в управление крошечную деревню, пытаясь сделать так, чтобы она выжила посреди апокалипсиса — Мировое Древо сгорело, а вокруг всё поглощает Тьма. Для этого нужно было не только обустраивать деревню, но и снаряжать экспедиции в поисках ресурсов, еды, топлива для обогрева и разнообразных приключений.

Отряд выбранных нами смертных перемещался в пошаговом режиме по карте и постоянно попадал в передряги. Ведь на каждом шагу генерировались случайные события — то нужно устроить гному-кузнецу свидание с русалкой, то расколдовать принцессу, то с бабой-ягой пообщаться. Решать ситуации можно было не только силой, но и словами. Поэтому в отряде всегда приходилось держать прирождённых дипломатов. Ну и, конечно, куда же без знахарей, волхвов, специалистов по сбору ресурсов и крафту.

Каждый подопечный в экспедиции обладал своими характеристиками и талантами в какой-то области, все они в приключениях матерели, прокачивались, обзаводились всё более крутой экипировкой. И детьми, кстати, тоже — они росли вместе с нами, взрослели и потом становились полноценными членами общины.

Нанесённый одной карте урон распространяется на все карты этого типа.
И боевые, и мирные испытания были оформлены в виде коллекционной (ну, почти) карточной игры, где мы сначала за очки размещали карты своих подопечных, использовали те или иные эффекты и ауры, а потом наблюдали, как они сами дерутся в боевой фазе, пытаясь свести здоровье оппонентов к нулю.

Экспедиция в поисках лучшей жизни

В Thea 2: The Shattering основы геймплея остались прежними. Мы перемещаем свой отряд по глобальной карте в пошаговом режиме — одновременно ходят и враги, и нейтральные группы. Вся карта — это пересечённая местность, на которой расположены поселения разных фракций, леса, поля, реки, источники ресурсов, животные, горы с рудой и так далее.

С каждым ходом количество еды и топлива уменьшается (всё тратится на привалах), поэтому всегда нужно заботиться о том, чтобы у вас было в достатке мяса, дров и углей. В городах и деревнях можно торговать, лечиться и просиживать штаны в тавернах, где разрешают выпить (бойтесь последствий), поиграть в карты (а точнее, проиграться!) или нанять кого-то новенького в отряд.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Периодически здесь сменяются погодные условия и даже времена года — это тоже даёт разные эффекты для вашей партии.

Там же выдаются простенькие задания по зачистке логова какого-нибудь зверья или уничтожению бандитов. Выполняя их, мы улучшаем репутацию у той или иной фракции, что в первую очередь положительно влияет на цены у торговцев. А нападая на представителей этой группы (даже если они просто шатаются по карте и никого не трогают), соответственно, её ухудшаем.

За все успехи выдаются «экспа» (за неё автоматически прокачиваются наши подопечные) и очки исследований, которые в итоге складываются в так называемые advancement points — за них мы открываем новые рецепты для крафта и разблокируем новые материалы разной степени крутизны, которые смогут собирать подопечные.

В гостях у сказки

Никуда не делись и карточные испытания, и найденные в капусте детишки, которые потом взрослеют и просят нас сделать выбор, кем им стать — сборщиком, воином, знахарем или кем-то ещё. И случайные события, конечно, тоже на месте.

Здесь постоянно что-то происходит — и все приключения окрашены чертовщинкой и юмором. Весёлые домовые; говорящие кошки; знакомый ещё по первой части гном-кузнец, который теперь просит найти сбежавших куда-то дочек от связи с русалкой; про? клятые принцы, которые сразу после расколдования испуганно заявляют, что никого из нашей компании целовать не будут; демоны, предлагающие поучаствовать в своеобразном карточном турнире; жабы, у которых украли болото; дети, воспитанные паучихой, — в Thea 2 ты словно попадаешь в сказку, рассказываемую подвыпившим бардом в таверне.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Но в этой сказке все решения имеют последствия. Каждое случайное событие — это такой мини текстовый квест, в котором тестируются навыки подопечных (сила, мудрость, интеллект, восприятие и так далее) и предлагаются разные варианты развития событий. Попросились, например, какие-то промокшие гоблины к вам в лагерь обогреться — рискните, пригрейте, расскажите им байку, и, возможно, получите хороший бонус к характеристикам или ценный предмет. А может, наоборот, заработаете отравление. Или, например, вы встречаете в лесу девочку, которая просит отомстить за гибель своей семьи, а потом оказывается, что это паучиха, — и приходится решать, встать на сторону торговцев, которые из-за ценной паутины обрекли на смерть целый паучий выводок, или поддержать несчастное насекомое. Награды, соответственно, будут разные.

Решаете вы сражаться, пытаетесь убедить кого-то или, например, снять проклятие — в каждом случае проходят разные испытания. В боевых тестируется здоровье и сила, в ментальных — сила интеллекта, мудрости и веры (в случае поражения подопечные впадут в уныние и даже могут покинуть отряд), в магических дуэлях решающую роль играют характеристики мистицизма и судьбы. Поэтому в разных карточных испытаниях на первых ролях будут и разные персонажи, сильные в определённой области.

До свиданья, родная деревня!

В Thea 2: The Shattering уже вовсе не обязательно отстраивать своё собственное поселение. Вы, конечно, можете в любой момент и в любом месте основать деревню — правда, сначала нужно изготовить идол, и чем круче материалы для него, тем лучше будут бонусы к развитию поселения. Это достаточно удобно — сразу появится домовой, которого можно использовать и для защиты деревни, и в экспедициях. Поселение отлично подойдёт и как склад, и как источник пищи, но главная его задача — с помощью особых построек генерировать очки исследований.

Но при этом никто не мешает сосредоточиться исключительно на экспедиции и её приключениях на глобальной карте. Более того, космическое семечко, которое мы отвоевали в финале первой части и получаем от своего покровителя на старте второй, можно перековать в мощнейшее кольцо для себя любимого. И такой эгоистичный герой вместе со своими напарниками и домовыми вполне может пройти весь сюжет. Благо заниматься крафтом теперь разрешают не только в своём поселении, но и во время привала в лагере.

Thea 2: The Shattering обзор игры


Кроме того, в сиквеле мы играем не за бога, а за избранного им человека. То есть на старте нужно выбрать одно из божеств в качестве своего покровителя и получить за это бонусы и штрафы. Например, каждому последователю Сварога выдаётся 20-процентный бонус к крафту, но его навыки в собирательстве снижаются на 10 %. А Стрибог в качестве подарка дарует +2 к скорости при перемещении по воде. К тому же у каждого из пантеона свои домены (гармонии, света, магии, интеллекта и так далее) — это тоже влияет на прохождение и на карточные испытания.

Два — лучше, чем один

Естественно, практически сразу же нашего героя всякие демоны, говорящие вороны и прочие отпрыски Перуна начинают соблазнять возможностью предать своего бога и попытаться пойти своей дорогой, раскрыть, так сказать, личностный потенциал и использовать его по полной. Как поступить и что отвечать, — мы решаем сами. Естественно, в такой ситуации следить за развитием истории действительно интересно.

Ну и в целом сиквел получится лучше оригинала — более симпатичным (а уж какая тут истинно славянская распевная музыка!), увлекательным, сбалансированным. Крафт с разделением материалов по степени крутизны и появлением эссенций стал полезен, а исход карточных испытаний теперь меньше зависит от случайности и больше — от умения и тактики самого игрока. Появилась возможность заниматься дизайном того, какие предметы из каких материалов будут изготавливаться, дети теперь стали полноправными членами общины — они участвуют в сборе ресурсов, в крафте, в исследованиях и даже в боях. Добавились интересные и важные детали вроде зависимости эффективности предмета от того, кто им пользуется.

К тому же в The Shattering появились мультиплеер и кооператив, а также редактор событий. Правда, пока по уровню наполнения контентом вторая часть отстаёт первой, но это, понятно, поправляется выпуском дополнений.

Вся торговля проходит по принципам натурального обмена.

Thea 2: The Shattering, как и первая часть, — это как раз тот случай, когда из смешения разных жанров рождается действительно уникальная игра, от которой очень сложно оторваться. Это при том, что разобраться в ней поначалу непросто. Но обилие приключений, свобода, нелинейность и «бабки-ёжки» (это всё-таки наше, родное, славянское) делают своё дело. Не помню, чтобы стратегия, знакомство с которой проходило под лозунгом «Господи, что тут делать и как это работает?», в итоге так затягивала и с такой самоуверенной наглостью поселялась на жёстком диске моего компьютера.

Плюсы: увлекательный и разнообразный геймплей на стыке стратегии, ККИ, выживания, ролевой игры и текстового квеста; множество дополнений и улучшений по сравнению с первой частью; полная свобода выбора практически во всём; уйма самых разных приключений с участием славянского юмора и славянских же мифологических существ; похорошевшая графика; завораживающая музыка.

Минусы: элементы ККИ проработаны слабо; нет перевода на русский.

Верования древних славян — просто кладезь для тех, кого поразил первобытный патриотизм. Но в массовой культуре этой мифологии места почти не находилось, и лишь в последние лет пять одна команда ушлых поляков изменила статус-кво.

Теперь подтягиваются и другие. В нашем случае — снова поляки. Thea: The Awakening обращается к тем самым божествам, что направляли наших доправославных предков — к Перуну, Сварогу и присным, — и создает убедительную атмосферу. Но с тем же успехом вместо Велеса и Лады, леших и русалок тут могли быть Таранис, Один, кобольды и феи.

Мы управляем крошечной деревней, чудом уцелевшей после вселенского катаклизма: Мировое Древо сгорело, и все вокруг окутала Тьма. Теперь она истаивает, и мы в роли одного из славянских богов, выбираемого перед началом игры, ведем через жизненные невзгоды горстку выживших.

Любой наш подопечный — не циферка в поле, а отдельный персонаж с кучей характеристик и экипировкой. Что у них общего? Всем нужен какой-никакой провиант и топливо для обогрева. Источники и того и другого в изобилии имеются на карте: грибные поляны, оленьи тропы, рыбные садки и дубовые рощи кучкуются, словно ресурсы в Civilization. Но в Thea, в отличие от 4X-стратегии, нельзя ни строить новые города, ни расширять границы единственного поселения.

Разрази меня Перун! Обзор Thea: The Awakening

Разрази меня Перун! Обзор Thea: The Awakening

Ваша экспедиция должна быть готова ко всему, чтобы не угодить на обед к очередному медведю-переростку. Значит ли это, что в отряд следует набирать самых отъявленных забияк и мастеров меча? Нет. Про кучу характеристик упомянуто не зря: их и правда много, и при том далеко за пределами стандартного ролевого набора. Да, есть привычный интеллект, а есть навыки тактики, собирательства, охоты, дипломатии, знания обычаев, ведовства, шестое чувство, умение бить в спину и проклинать врагов.

Все это нужно, чтобы проходить небоевые испытания. Для компании бывалых вояк, конечно, предпочтителен обычный бой, но в битве и ранить могут. А если пожелает генератор случайных чисел, рана будет смертельной. В «мирных» же столкновениях риск один: провалить саму операцию и оказаться вынужденным биться на мечах.

Хорошая команда не выйдет в путь без языкастой девицы, которая и черта уболтает, а также без мудрого старца, знающего тактические приемы, без ведьмы, от чьей ауры отскакивают воробьи. Даже случайно встреченную стаю волков проще отравить и тем обратить в бегство.

Разрази меня Перун! Обзор Thea: The Awakening

С одной стороны, Thea требует от игрока умений, характерных для типичных игр про выживание: обустройство быта, налаживание простой инфраструктуры (строительство домов в деревне, раздача работы, создание предметов и готовой пищи).

С другой стороны, она требует и планирования, ведь любые испытания, боевые и мирные, оформлены в виде карточной игры. Простой на вид, но заковыристой по сути: вы и ваш противник по очереди раскладываете своих бойцов на столе, некоторые из них применяют баффы или дебаффы, потом начинается боевая фаза, и карты сражаются сами. Но верный подбор персонала все равно куда важнее расклада. Не будет болтунов — провалите беседу.

Thea: The Awakening насыщена случайными событиями — отправляясь в поход, готовьтесь много читать. Даже если оставить в стороне сюжетный квест и персональный квест избранного божества, приключения будут ждать за каждым углом.

Выбор в заданиях не отразится ни на чем глобальном, однако краткосрочные последствия окажутся весьма ощутимыми.

Разрази меня Перун! Обзор Thea: The Awakening

Разрази меня Перун! Обзор Thea: The Awakening

А благодаря смене дня и ночи, музыкальным переборам и разным деталям Thea заставляет почувствовать себя ничтожным существом в огромном опасном мире, и деревня кажется мирной гаванью, где можно наконец передохнуть. Жаль, что Thea использует общие языческие мотивы и лишь время от времени вспоминает про свою славянскую сущность. Да, порой вы деретесь с лешими, но чаще все-таки с орками, гоблинами и жирными пауками. А славянские имена персонажей контрастируют с совсем не славянскими образами, пусть и прекрасно нарисованными.

Thea: The Awakening при сравнительно небольшом количестве контента размещает его так удачно, что игры хватит на десятки часов. При этом у вас никак не получится за одну партию увидеть все, что есть в игре. Прошли сюжетную линию за Сварога? А теперь гляньте, какие перки вы ему открыли. И вон сколько новых богов выдали, и каждый со своими особенностями, со своим персональным квестом, параллельным основному. Обычных же квестов тут целое море, к тому же можно создавать их самому.

Портит малину разве что фактор случайности — он нередко мешает сразу использовать лучших бойцов, а временами натравливает на изрядно потрепанную группу толстенных и очень больно бьющих утопцев. Но это терпимо, а разработчики — даром что крошечная студия, полная выходцев из известных компаний, — следят за проектом. Вот и русскую локализацию выпустили, бесплатный кооперативный режим, сильную сюжетную ветку про великанов.

Thea: The Awakening позиционируется разработчиками как походовая процедурно-генерируемая игра на выживание в сеттинге дарк фэнтези. Руководя умами крестьян, нам как Богу, восстающему из пепла, предстоит посылать своих последователей бороздить гексогоны в поисках приключений и ресурсов для возрождения Теи.

Изначально выпущенная в ранний доступ в 2015 году студией MuHa на ПК, игра была портирована силами Tactile Fusion на PS4 и на XboxOne в 2017м. На Nintendo Switch проект добрался только в 2019м посредством польской студии Monster Couch. Последнюю версию и будем рассматривать, ибо возможность портатива даёт многим играм, особенно rogue-like, расцветать заново.

Перед тем как выпустить нас на главный экран, покажут краткий сюжетный ролик с нехитрой завязкой. Тею поглотила Тьма. Мировое Древо превратилось в тлен. И вот, через сто лет оковы зла начинают спадать. Полуживые славянские боги пытаются воспрянуть и заявить о себе. Теа пробудилась.

Дальше попадаем в стандартное начальное меню. Можно смело тут выбирать русский язык, если он не установлен по умолчанию. Для тех, кто запустил игру впервые, советую ещё выставить в настройках самую медленную анимацию карт и запретить использовать новые расходные материалы. Это поможет не запаниковать при первом знакомстве с боевой системой и по незнанию не спалить эльфийское дерево на костерок.

Начав новую игру, мы можем выбрать аватаром одного из двух богов. Всего их восемь, два открываются рандомно сразу, остальные впоследствии открываются на определённых условиях.


Следом предстоит выбрать специализацию деревни (воины, собиратели или мастеровые) и выставить сложность (можно воспользоваться пресетами или побаловаться с ползунками).


После этого нас встретит Дорофей. Этот великолепно озвученный персонаж будет давать несложные квесты и посылать в подземелья, в которых мы первый раз увидим боевую систему. Кстати сказать, в игре присутствует достаточно обширный и удобный режим помощи. Допустим, вы забыли что рассказывал про управление деревней наш низкорослый данжн мастер. Вызвав подсказку непосредственно из меню поселения, игра покажет в первую очередь её контекстные главы, но с возможностью осмотреть и всё целиком.

Выполняя поручения Дорофея, мы впервые знакомимся с устройством рандом энкаунтеров. Все случайные встречи выстроены в форме текстового квеста, которые имеют несколько вариантов развития, зависящие от умений собранной вами группы. Но не все опции одновременно доступны. Например, если вы направили в экспедицию сборщиков с высокими показателями травничества и ловких воинов-охотников, то игра не подсветит вам возможность уболтать бесёнка поделиться золотишком. Придётся либо отбирать силой или ловкостью. В любом случае по итогу вас ждёт одно из девяти испытаний: на колдовство, борьбу, смекалку, скрытность, охоту, тактику, бой, дипломатию и лечение. И на исход каждого из них, как и на параметры ваших бойцов, будут влиять по 8 соответственных способностей (ловушки, обычаи, урон с расстояния и т.д.). Во время боя — даже свои дипломатические способности вы будете доказывать в виде карточного сражения, каждому выдаётся ряд рандомных и постоянных показателей. Постоянные вы можете корректировать, вешая на карты снаряжение. У случайных же получится лишь увеличить шанс выпадения большей величины, и то не у всех. После раздачи каждый оппонент выкладывает поочередно по одной-две карты за ход с атакующей и тактической руки в один ряд и начинается двухфазный бой. Геймплейно эта мини-игра ассимилировала в себя большинство ККИ, на выходе показав их симбиоз и наложив сверху рандом с возможностью атаковать карты из сброса.


Как и в любой 4Х стратегии помимо сражений вас будет ждать менеджмент поселения. По мере продвижения выдаются очки исследований, которые можно тратить в любой из трёх веток развития — сбор, производство и постройка. Получая таким образом новые рецепты вы можете создавать соответственные задания для находящихся в селении и они будут тратить время на их выполнение, зависимое от определённого скила. Плюс на одну задачу можно дополнительно назначать помощников, что позволит завершить её ещё быстрее.


На начальных этапах не бойтесь экспериментировать с комбинациями божественных бонусов и классами крестьян — это не беспощадные Врата Балдура, где ошибка в прокачке или выборе мировоззрения может сгубить всё многочасовое прохождение. Даже если вы потерпели в итоге неудачу и тотальный разгром, досаду вам скрасит конечный подсчёт очков в зависимости от множителя сложности и прогресса прохождения. Результат позволит повысить уровень богов, открывая им новые перки. Теа на первых порах предлагает сначала осознать её механики и разобраться в них, и только затем даёт подступиться к сюжетным квестам.


Любители отыгрыша тоже найдут где тут разгуляться — можете окопаться в своей деревне и заниматься исследованиями, делая короткие вылазки за ресурсами или же шлите своих могучих воинов на все четыре стороны, забирая чужих детей и лукавя со сказочными созданиями. Но помните, ваше поведение обязательно скажется на концовке.


Весь долгий и нелёгкий процесс пробуждения Теи идёт под антуражное и колоритное музыкальное сопровождение. Так что даже при затяжных игровых сессиях слух будут услаждать фоновые фолковые композиции, от которых не будут скрипеть барабанные перепонки.


Прошло уже больше полугода с момента появления игры в Eshop и за это время вышло приличное количество патчей, поэтому ведёт она себя стабильно — за 10 часов ни одного зависания или вылета. Качеству локализации при таком объёме текста можно только подивиться. Бонусом подвезли бесплатное DLC и мультиплеер (но совместная игра потребует платного членства).


Вроде ничего не забыли, подведём итоги и сделаем выводы.

  • иногда процедурная генерация играет дрянные шутки: на моём втором прохождении, пока экспедиция воинов и мастеровых была отправлена на игровое обучение, у деревни заспавнилась ужасная ведьма и повырезала всех собирателей внутри, а тех кто выжил подгрызли громадные крысы (и это в начале второго хода);
  • слишком много рандома в мини-играх, например в ситуации раскладки карт «боец-противник-боец», противник может атаковать налево и направо случайным образом, тактически приятней было бы самому влиять на большинство показателей;
  • прокачка умений ваших последователей опять же происходит от балды, какие параметры повысятся предугадать невозможно;
  • у одного персонажа может быть двадцать с лишним характеристик одновременно и запомнить их, имея группу из десяти человек, нереально: не хватает возможности оценить способности отряда перед испытанием;
  • одно и то же событие или катастрофа могут произойти два раза подряд;
  • несмотря на достаточное количество квестов и вариантов их завершения, раз на четвёртый уже не вчитываясь, пробегаешь текст глазами (если задаться целью открыть концовки для всех богов, придётся ковырять модификаторы сложности и нарастить темп игры, чтобы не заскучать);
  • условная прокачка селения, ещё визуализации бы не помешало;
  • мобильная версия MTG хорошо показала, как удобно и прикольно перебирать и выкладывать карты на тачскрине, и будет здорово, если разработчики не будут лениться пользоваться этой возможностью консоли.
  • интересную карточную мини игру;
  • большое количество антуражного художественного текста;
  • грамотную и опрятную для инди-проекта локализацию;
  • удобную систему сохранений, позволяющую комфортно играть в метро;
  • колоритный дизайн карт и артов;
  • реиграбельность, принесёт впечатлений минимум на три-четыре прохождения;
  • быстрые загрузки, редкие вылеты (за десять с лишним часов игры был один);
  • по большей части удобный интерфейс (но необходима настройка);
  • возможность разбирать ненужный хлам на ресурсы.

По итогу получаем отличный первый крупный проект от инди-студии, ранее делавшей только браузерные флэш игры. Глядя на скриншоты Теи и запуская игру, не ждёшь такой комплексности и разнообразности геймплея, которыми наделили её разработчики. Стоит ли именно с неё начинать знакомство с 4Х стратегиями — вопрос, но это будет точно отличным приобретением для любителей жанра.



Самый простой метод поднять FPS в играх найден

Миллионы геймеров по всему миру каждый день ищут способы повысить FPS в своих.

Самый реальный шутер про спецназ Ready or Not выйдет в раннем доступе Steam

Стало известно, что один из самых реалистичных шутеров от первого лица Ready.

GTA 6 раскрыли то, о чем фанаты не могли мечтать

Пока компания Rockstar Games старается не афишировать разработку долгожданной.

«Сумерки 6» с Робертом Паттинсоном раскрыты при одном условии

В сети появилось сразу несколько слухов по поводу нового фильма.

В GTA 5 показали невозможный трюк, превратив обычное оружие в управляемую ракетницу

В культовой игре Grand Theft Auto 5, разработанной компанией Rockstar Games.

Читайте также: