The walking dead the telltale definitive series обзор

Обновлено: 07.07.2024

Хотя лично у меня заключительные сцены The Walking Dead: The Telltale Series — The Final Season не вызвали тех же эмоций, которые заставляли тереть мокрые глаза в концовке первого сезона. Нет, я знаю, что у многих это в изобилии было и здесь. Да и у меня губы тоже дрожали, но не так, как семь лет назад. Тут скорее дело в моём личном восприятии.

Концовка мне показалась слишком уж предсказуемой. Понятно было, что вряд ли авторы избегут соблазна поставить Эй-Джея фактически в то же положение, в котором когда-то, глядя в глаза умирающему Ли, оказалась маленькая Клем. Да и развязка этой сцены лично для меня тоже была вполне очевидна.

Что такое хорошо и что такое плохо

Вообще, многое тут кажется искусственным и притянутым за уши. И многие из тех претензий, о которых я писал в обзоре второго эпизода, актуальны и для третьего, и для четвёртого. Пустопорожних и морализаторских разговоров, кажется, стало ещё больше — даже во время ожесточённой схватки, когда, по идее, совсем не до этого, кто-то обязательно затянет что-то в духе «Слушай, я там поступил/поступила неправильно, ты меня прости». Динамики в заключительном эпизоде могло бы быть побольше.

Абсолютно искусственными мне показались и стенания одного из персонажей, который когда-то был жестоким убийцей, а теперь научился жить среди зомби и чуть ли не плачет, когда их убивают, — кажется, этот бред введён сюда лишь для того, чтобы было ещё больше почвы под воспитательной темой всего сезона.

Некоторые новые персонажи получились ну очень яркими.

И вот как раз эти отношения между Эй-Джеем и Клементиной лично для меня выглядят несколько схематичными — в отличие от более сложных и в то же время естественных отношений между Клем и Ли.

В заключительном эпизоде всё совсем уж свелось к чёрно-белой палитре по типу «Это хорошо, а это — не очень»: стреляй/не стреляй, станешь более мягким/жёстким, будь/не будь самостоятельным. А главное, то, кого мы таким образом «слепили» из мальчишки, повлияет на судьбы некоторых второстепенных персонажей, но никак не отразится на развязке.

История одной девочки

В общем, при всех своих очевидных плюсах (а главный — это то, что сезон вообще смогли закончить) и при всех тех искренних переживаниях за персонажей (некоторые действительно отлично прописаны), не покидает ощущение, что авторы заканчивали историю Клементины по принципу «Лишь бы уже закончить». И лишь бы именно таким образом — чтобы и годам, проведённым в Telltale, дань уважения отдать, и публику удовлетворить.

В недавнем большом интервью креативный директор The Walking Dead: The Final Season Кент Мадл (Kent Mudle), сказал, что понимает, насколько сильный образ в лице Клементины создали авторы. Дескать, в индустрии мало персонажей, за которых так искренне переживают — для многих Клем стала как дочь или сестра. Поэтому команда довольна финалом сезона — он, мол, почтительно относится к тому долгому пути, который прошла девушка (и сама Telltale), и оставляет надежду в холодном и безжалостном мире The Walking Dead.

И это — чистая правда. И в то же время кажется, что вся эта семилетняя эпопея, решение на протяжении стольких сезонов сосредоточиться на судьбе фактически одного персонажа было не то что ошибочным (благодаря нему мы так и любим Клем), а слишком тяжёлым, ответственным и ко многому обязывающим. И в итоге эта тяжесть в какой-то мере придавила самих разработчиков.

The Walking Dead: The Telltale Series — The Final Season обзор

Невозможное возможно?

Закончить этот обзор я сначала хотел примерно так: «Окончание The Walking Dead: The Final Season — это в любом случае слёзы. Для редактора это праздник со слезами на глазах от того, что ему уже не придётся больше редактировать примерно одинаковые тексты о каждой новой примерно одинаковой игре Telltale Games. Для меня и для многих других — это слёзы одновременно радости и печали, что всё закончилось именно так».

Но потом вышло уже упомянутое интервью Кента Мадла. И его там в числе прочего спрашивают, закончилась ли история Клементины, осталась ли открытой дверь для продолжения. Мадл ответил следующее: «У меня есть идеи на счёт того, что я сделал бы, но я не знаю, возможно ли это».

Что ж, судя по тому же интервью, возможно всё. Skybound Entertainment, которая приютила часть команды Telltale, чтобы закончить сезон, собирается рассказывать больше историй в рамках вселенной The Walking Dead (возможно даже, это будут игры в том же стиле). Сама команда бывших «теллтейловцев» сейчас рассматривает варианты, остаться ли ей в Skybound или создавать свою студию. То есть работать она в любом случае будет. И все они ведут дискуссии по поводу будущих игр по «Ходячим мертвецам» — хотя никакой конкретики пока нет.

Есть выбор, убивать в таких ситуациях или просто калечить и вырубать.

Вы поняли? Есть идеи, ведутся дискуссии. Но нет конкретики. Так, может, подкинем пару конкретных идей? Создать что-то кардинально новое или вернуться к судьбе Эй-Джея, сделав его главным героем какого-нибудь дополнения или полноценного пятого сезона? Вспомнить Хавьера из третьего? Или, чем чёрт не шутит, опять про Клем?

Плюсы: финальный сезон завершился — и в целом удачно; есть очень эмоциональные сцены, яркие персонажи и важные решения, влияющие на судьбы некоторых героев.

Минусы: чувствуется, что сами авторы подустали от Клементины и всей этой истории, которая растянулась на семь лет и четыре сезона.

Тогда-то Telltale Games и выпустила первый сезон The Walking Dead, который даже взял звание «Игра Года» по версии огромного количества ресурсов. Это была чувственная, эмоциональная и качественная история с запоминающимися и прописанными персонажами, разбитая на пять эпизодов, выходящих на протяжении года.

За первым сезоном последовало небольшое ответвление 400 Days, потом вышел второй сезон, дополнение про Мишон, третий сезон и наконец четвертый, во время которого Telltale Games объявила о банкротстве и закрыли свои двери. Конец истории оказался под угрозой никогда не увидеть свет, но ситуацию спасла Skybound Games, которая в свое время помогала с первым сезоном.


Помимо графики, в сборник запихнули тонну дополнительных материалов. Прямо из главного меню можно послушать оригинальный саундтрек, покрутить модельки персонажей, применить на них всякие анимации и послушать комментарии разработчиков, наблюдая за тем, как они проходят все сезоны. При этом комментарии не имеют русских субтитров, так что людям без знания английского языка будет трудно разобраться, о чем идет речь.

Зато в самих играх все нормально, и если старые сезоны не имели локализации, то в Definitive Series все переведено субтитрами. Так что теперь вообще все смогут насладиться историей Клементины, которая прошла очень нелегкий путь от маленькой и беззащитной девочки до настоящей выживальщицы, отвечающей не только за свою жизнь.

Вообще, за эти годы Клементина стала очень значимым персонажем для индустрии. Но справедливости ради стоит отметить, что лишь первые два сезона самые классные. Там максимально раскрыт характер и мотивы главных героев. То, что происходит в дополнениях, трудно назвать чем-то интересным, ну а третий сезон вообще про других персонажей. Четвертый выпускали, скорее всего, чтобы чисто порадовать фанатов и рассказать о дальнейшей судьбе малышки Клем.


Так что для тех, кто еще не играл в The Walking Dead, Definitive Series может стать настоящим подарком. Все-таки 23 эпизода – это примерно 50 часов геймплея, и все в одном флаконе. Вам не нужно заморачиваться со скачкой чего-то лишнего: тут все находится в одном меню. Но платить за это почти 3 тысячи рублей, когда все эпизоды давно уже были на распродаже – удовольствие сомнительное.

Наша оценка 7,5 баллов.

Плюсы:

Минусы:

Walking Dead: A New Frontier обзор игры

Да, по зрелищности, режиссуре, графике, анимации, по сложности и интересности QTE третий сезон, как я и писал, сделал шаг, а где-то и два-три вперёд. Сюжетная композиция тоже сама по себе сложнее и интереснее, с постоянными флешбэками и непростыми темами. Ведь теперь авторы фактически рассказывают две основные истории. Хави пытается всячески защищать свою семью, а когда попадает в город Ричмонд, возглавляемый жёсткой и жестокой группировкой выживших «Новый рубеж», он ещё и распутывает клубок непростых взаимоотношений с братом, Дэвидом. Именно с его детьми и женой Хави и пытался выживать, пока не наткнулся на давно пропавшего родственника…

Хави встречает Клем, у которой свои заботы — весь сезон она пытается выяснить судьбу малыша Эй-Джея, ребёнка Ребекки, которая погибла в конце второго сезона. Для мальчика Клементина фактически стала мамой, но после того, как она вступила в ряды «Нового рубежа», их пути разошлись — причём не без помощи Дэвида Гарсии.

Как видите, всё действительно лихо закручено и переплетено. Соответственно, тут больше персонажей, сложнее клубок отношений между ними, и над всем этим лежит ещё и тень героев прошлых сезонов, принятых нами тогда решений. Да, как я и писал, в самом начале A New Frontier многие те выборы авторы фактически слизи в унитаз, но не все. И даже в последующих эпизодах эти решения иногда сказываются: например, в одном из флешбэков Клементины при определённых условиях можно в последний раз увидеть Кенни или Джейн. И это действительно сильно!

Иллюзия свободы

Однако вот эта «цветущая сложность» во многом сыграла с третьим сезоном злую шутку. Под грузом собственноручно накрученных сюжетных линий и взаимосвязей между персонажами сценаристы невольно пытались в чём-то облегчить себе задачу, а в чём-то откровенно не справились с ней и натворили глупостей.

То, что всё действие сезона разворачивается фактически в одном месте, в Ричмонде, — это не так страшно. То, что многие моральные дилеммы — лишь иллюзия и сценарий всё равно пойдёт по проторенному пути, просто чуть переиначивая некоторые сцены, добавляя в них одного персонажа или убирая другого, — тоже привычно. Человек, которого мы могли убить, но не убили, всё последующее прохождение будет вести себя, словно его уже, считайте, и нет, перед ключевой сценой в четвёртом эпизоде вообще по-тихому уйдёт в сторону, затем появится на минутку, чтобы тут же героически погибнуть, — всё, понятно, ради того, чтобы не усложнять жизнь сценаристам и обеспечить более-менее одинаковый состав персонажей в решающих моментах сезона.

Walking Dead: A New Frontier обзор игры

В четвёртом сезоне мы увидим уже настоящую красавицу Клем.
Про более важные сюжетные решения подробнее пояснять не буду. Скажу лишь, что какие бы вы варианты ни пробовали, сценарий не изменить. Лишь в самом конце будет ключевой выбор, от которого зависит, кто из самых близких для Хави людей останется жить, — он, судя по всему, повлияет на стартовый расклад четвёртого сезона, на который явно намекает финал третьего.

Источники раздражения

Но всё это, повторю, не так страшно, а во многом и традиционно для интерактивных сериалов от Telltale. Куда печальнее, что многие персонажи, кроме, собственно, Хави, Клем, Дэвида и его жены Кейт, прописаны либо слабо, либо глупо. На Гейба, истеричного племянника Хавьера, ополчились практически все, кто прошёл A New Frontier. Он раздражает, вечно ноет, тянет одеяло на себя, говорит глупости. Понятно, что это всего лишь ребёнок, росший к тому же без отца, но обвинять Хави в убийстве человека, который, собственно, держал тебя под дулом пистолета, — это идиотизм даже для прыщавого школьника.

Гейб заставляет нас всю дорогу говорить банальности про воспитание, взросление, как важно быть мужчиной и так далее. Видно, что в дуэте Хавьера и его племянника авторы пытались воссоздать взаимоотношения Ли и Клементины, но получилось это у них намного хуже и банальнее. Да и вообще в третьем сезоне слишком много пустых слов и клише, которыми герои постоянно обмениваются, даже когда в пяти метрах от них бродят зомби или патрули «Нового рубежа». Полагаю, что в первом сезоне это не так бы бросалось в глаза, но в третьем тот же фокус уже не работает, градус самоповторов зашкаливает, и всё это словоблудие начинает раздражать.

Не меньше нервирует и здоровенный седовласый мужчина по имени Трипп, который ведёт себя как большой ребёнок — то орёт на Хави, то просит советов по делам любовным, то влезает со своими советами совсем не вовремя. Трипп, как и Гейб, — сплошной источник глупостей, банальностей и раздражения.

В сценарии тоже есть дыры, нестыковки, нелогичности и глупости. Почему герои идут обвинять лидеров «Нового рубежа» без оружия и только потом, после череды не очень приятных событий, Хави совершает вылазку за «стволами»? Ведь ничего не мешало сделать это до, а не после. Почему здоровенный Трипп идёт собирать вещички, а Хави и двое детей вручную толкают бронированную машину на автостоянке? Вроде бы на такое задание надо брать именно того, кто сильнее, разве не так?

Walking Dead: A New Frontier обзор игры

С людьми тут сражаемся едва ли не чаще, чем с зомби.
Да и линия «Клементина — Эй-Джей» прописана странно. Почему малолетнего ребёнка отправляют куда-то за пределы хорошо укреплённого и оснащённого Ричмонда? Кажется, только для того, чтобы у сценаристов был повод написать четвёртый сезон.

Брат. Два

Однако кричать, что это провал, что плевать, дескать, на всех этих персонажей, что финал не вызывает никаких эмоций, никого не жалко и не нужен нам четвёртый сезон, — значит вести себя примерно так же, как истеричный подросток Гейб. В третьем сезоне есть масса сильных, эмоциональных моментов, а отношения Хави с Кейт, Дэвидом и Клементиной прописаны достаточно глубоко и интересно. Особенно с братом и его женой — тут авторы поднимают совершенно новые для серии вопросы, говорят о семейных ценностях и проблемах, о непростой братской дружбе, о том, нужно ли сопротивляться своей истинной природе, о том, что мы выбираем, нас выбирают, но это часто не совпадает…

Кроме того, в силу изначально более сложного сценария, отягощённого событиями прошлых сезонов, здесь больше вариантов отношений между персонажами и больше ситуаций пусть и не значительного, но всё-таки выбора, который может аукнуться даже спустя пару эпизодов. Не убили человека, который вёз вас в Ричмонд в первой серии, — увидите его в самом финале. Мелочь, а приятно.

Под занавес авторы не просто показывают привычный расклад, какие решения вы и другие игроки приняли в ключевых ситуациях, а дают подробное досье по отношениям с каждым персонажем.

И, что особенно интересно, рассказывают, какой же характер у Клементины сформировался по итогам всей игры, — и тут выясняется, что от наших решений зависело, останется ли Клем с Хави в ключевой ситуации. После этого все уколы в адрес сценаристов хочется забрать обратно. У меня Клем получила рейтинг «Верный боец», и хочется верить, что это всё-таки скажется в четвёртом сезоне…

Walking Dead: A New Frontier обзор игры

В некоторых ситуациях морального выбора авторы очень сильно нас удивляют.

Да, The Walking Dead: Season 3 периодически ставит вопрос ребром: а не исписались ли авторы? Может быть, стоило остановиться здесь и сейчас и закончить эту историю? Лично я для себя отвечу на него так: это сериал, на который я подсел, поэтому я, конечно, буду ждать четвёртый сезон. Потому что, обращай я внимание на сценарные глупости и раздражающих персонажей, так бы никогда и не досмотрел «Во все тяжкие». Потому что положительных моментов, сильных эмоций и драмы было больше, чем всего плохого. Потому что в финале, когда я глядел сквозь слёзы в дрожащий прицел на любимую девушку, превратившуюся в зомби, мне было совсем не всё равно и не наплевать. Потому что Клементина там снова одна. Пока ещё…

Плюсы: в целом интересный, драматичный сценарий, рассказывающий истории двух главных героев; есть действительно яркие персонажи с подробно прописанными отношениями между ними; многие наши действия имеют свои последствия, пусть и не сказываются на глобальном сценарии; заметно похорошевшая графика и анимация; динамичные экшен-сцены.

Минусы: в сценарии хватает нестыковок, глупостей и нелогичностей; некоторые персонажи прописаны слабо и откровенно раздражают; много пустой болтовни о прописных истинах и банальностей.

Тогда-то Telltale Games и выпустила первый сезон The Walking Dead, который даже взял звание «Игра Года» по версии огромного количества ресурсов. Это была чувственная, эмоциональная и качественная история с запоминающимися и прописанными персонажами, разбитая на пять эпизодов, выходящих на протяжении года.

За первым сезоном последовало небольшое ответвление 400 Days, потом вышел второй сезон, дополнение про Мишон, третий сезон и наконец четвертый, во время которого Telltale Games объявила о банкротстве и закрыли свои двери. Конец истории оказался под угрозой никогда не увидеть свет, но ситуацию спасла Skybound Games, которая в свое время помогала с первым сезоном.


Помимо графики, в сборник запихнули тонну дополнительных материалов. Прямо из главного меню можно послушать оригинальный саундтрек, покрутить модельки персонажей, применить на них всякие анимации и послушать комментарии разработчиков, наблюдая за тем, как они проходят все сезоны. При этом комментарии не имеют русских субтитров, так что людям без знания английского языка будет трудно разобраться, о чем идет речь.

Зато в самих играх все нормально, и если старые сезоны не имели локализации, то в Definitive Series все переведено субтитрами. Так что теперь вообще все смогут насладиться историей Клементины, которая прошла очень нелегкий путь от маленькой и беззащитной девочки до настоящей выживальщицы, отвечающей не только за свою жизнь.

Вообще, за эти годы Клементина стала очень значимым персонажем для индустрии. Но справедливости ради стоит отметить, что лишь первые два сезона самые классные. Там максимально раскрыт характер и мотивы главных героев. То, что происходит в дополнениях, трудно назвать чем-то интересным, ну а третий сезон вообще про других персонажей. Четвертый выпускали, скорее всего, чтобы чисто порадовать фанатов и рассказать о дальнейшей судьбе малышки Клем.


Так что для тех, кто еще не играл в The Walking Dead, Definitive Series может стать настоящим подарком. Все-таки 23 эпизода – это примерно 50 часов геймплея, и все в одном флаконе. Вам не нужно заморачиваться со скачкой чего-то лишнего: тут все находится в одном меню. Но платить за это почти 3 тысячи рублей, когда все эпизоды давно уже были на распродаже – удовольствие сомнительное.

Наша оценка 7,5 баллов.

Плюсы:

Минусы:

Читайте также: