Каменный век настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Этот обзор я мог написать еще несколько лет назад. Но тогда у меня не было физической версии игры. Я все мечтал о том, что когда-нибудь кто-нибудь может быть издаст настолку в России (версию от Звезды я упустил в свое время), и я ее сразу же куплю, хоть и играю в нее в основном только на Boardgamearena. Я был уверен на 100% в том, что игра Stone Age просто обязана быть в моей коллекции и точка. Эта игра заставила меня по-другому взглянуть на еврогеймы, которых я раньше обходил стороной.

IMG_0449.jpg

В коллекцию себе я приобрел локализацию от Hobby World, которая вышла в прошлом году. Раньше эту настолку на русском языке издавало издательство Звезда, но потом почему-то игра пропала из магазинов. Имхо, Каменный век всегда должен стоять на полках магазинов, т.к. это уже практически классика, как Каркассон или Колонизаторы.

IMG_0450.jpg

IMG_0453.jpg

Качество игры мне понравилось. Поле достаточно ровное (хотя и не идеальное), карточки не тонкие, кубики маленькие, но приятные на ощупь, картонные компоненты выдавились превосходно. Кожаный стаканчик для меня очень необычный компонент. В других играх я не встречал чего-то похожего. От стаканчика веет чем-то первобытным, как будто его сделали сами древние неандертальцы в том самом каменном веке (в хорошем смысле этого слова=)). Кубики в нем бросать очень круто, между прочим!

IMG_0455.jpg

IMG_0456.jpg

Игра разбита на раунды. В каждом раунде игроки по очереди расставляют миплы на поле, потом выполняют действия занятых ячеек и в конце раунда кормят свое племя.

IMG_0461.jpg

IMG_0462.jpg

Что же полезного приносят локации?:

  • мастерская ремесленника дает один жетон инструмента, который повышает значения на выпавших кубиках;
  • ферма повышает уровень земледелия игрока (меньше тратится еды на прокорм);
  • в хижине можно получить дополнительного мипла;
  • на охоте добываются фишки еды;
  • в лесу, карьере, каменоломне и реке добываются соответственно древесина, глина, камень и золото;
  • поставив мипла на карту цивилизации или жетон постройки и оплатив их стоимость, игрок забирает карту или жетон себе.

В конце раунда за каждого своего мипла нужно заплатить 1 еду. Если еды не хватает, то игрок платит недостачу ресурсами. Если и тех нету, то игрок штрафуется 10 очками.

IMG_0463.jpg

IMG_0465.jpg

В начале нового раунде пополняются ряды карт цивилизации и построек. Если карт цивилизации не хватает для заполнения или закончилась хотя бы одна стопка построек, то текущий раунд становится последним.

IMG_0466.jpg

В конце игры игроки получают победные очки, которые дают:

  • карточки цивилизации (очки за миплов, инструменты, уровень земледелия, собранные сеты);
  • жетоны построек (очки начисляются сразу после покупки жетона);
  • оставшиеся ресурсы.

Выигрывает тот, кто наберет больше всего очков.

IMG_0467.jpg

Начну рассказ с того, как я учился играть в Каменный век. По чужим обзорам я примерно знал, что в этой нужно выставлять миплов на поле, а потом забирать их обратно, получая разные плюшки. Замечу, что ранее в игры с такой механикой я ни разу не играл. Не читая правил, я открыл BGA и сыграл пробную дуэльную партию, в которой просто ставил миплы туда, куда мне больше нравилось (читай, делал глупые ходы и в итоге набрал мизерное количество очков). Уже во второй партии я понимал, судя по наблюдениям за соперниками, куда выгоднее ставить миплов и вообще зачем это делать. К пятой партии я уже играл без никаких проблем, меняя стратегии налету.

IMG_0481.jpg

IMG_0468.jpg

IMG_0471.jpg

Конечно, кубики могут выпасть как единичками, так и шестерками. Обидно, правда? Чтобы гарантированно получать хотя бы один ресурс, есть смысл тратить миплов на жетоны инструментов, которые прибавляют цифры к выпавшим кубам. Так что, как мне кажется, проблема с рандомом в Каменном веке прекрасно решена.

IMG_0473.jpg

IMG_0474.jpg

IMG_0476.jpg

Но вынужден признать, что опыт в этой игре имеет значение. Я без труда выигрываю у новичков, потому что им нужно сыграть несколько партий, чтобы понять, как игра работает. Поэтому сейчас я стараюсь играть только с опытными игроками.

IMG_0477.jpg

IMG_0486.jpg

IMG_0479.jpg

О минусах игры мне сложновато говорить, т.к. критических минусов в ней я не вижу. Но прекрасно понимаю, за что Каменный век может не понравиться кому-нибудь другому. Вот некоторые из факторов:

Я обожаю Каменный век. Об этом говорит и цифра сыгранных на БГА матчей (80 партий). Буквально спустя 10 матчей на БГА я понял, что я дико хочу получить в коллекцию и физическую версию игры, чтобы играть в нее дома с друзьями и родственниками.

IMG_0485.jpg


Едва встало солнце, вождь созвал племя. Cопровождаемый шаманом, он поднялся на пригорок, у подножья которого чернело пятно вчерашнего костра. Все мы застыли в ожидании, наблюдая, как шаман что-то шепчет вождю на ухо. Наконец лицо вождя исказила гримаса злости, и он с силой оттолкнул от себя шамана. Споткнувшись о корень, торчавший из земли, тот кубарем скатился на землю, прямо в пепелище. Вскочил на ноги, чёрный от пепла шаман вскочил и стал кричать проклятья, тыча своим сломанным пальцем то в нас, то в вождя, невозмутимо смотрящего на него сверху. Когда шаман ушёл, вождь подозвал нас ближе и вытянул перед собой руку. На его ладони ярко сверкал в свёртке из кожи солнечный камень.

В то утро, когда вождь собрал нас в последний раз, мы и представить не могли, какие сокровища хранит в себе большая река, и на что готовы люди из других племён ради сверкающего камня!


Удачной охоты!

В этом году была переиздана уже ставшая классикой настольных игр Stone Age . Игра сменила издателя (Hobby World вместо «Звезды»), а также название. На мой взгляд, название «Каменный век» более близко к языку оригинала, нежели прошлое — «100 000 лет до нашей эры». Впервые игра вышла в далёком 2008 году, и уже сам факт того, что столь почтенный представитель (считай, ветеран) настольного мира, да ещё и в жанре семейного евро, занимает 72 строку BGG, говорит о том, что перед нами проект, как минимум, заслуживающий внимания. Об игре написано достаточно много, поэтому буду краток: постараюсь заинтересовать тех, мимо кого эта игра в своё время прошла. Те же, кто с игрой знакомы, надеюсь, вспомнят приятные моменты и сдуют пыль с коробки.


Типичный саблезубый кот настольного «Каменного иека»


Вся красота игрового поля

В следующей фазе игроки по очереди забирают всех своих работников, выполняя запланированные действия. Доступные действия можно разделить на три условные группы: улучшения племени, получение ресурсов и покупка победных очков, которые и являются конечной целью в игре. В плане добывания ресурсов и еды всё достаточно просто: кидаем кубики по количеству своих рабочих, после чего делим получившийся результат на значение ресурса, за которым отправились; при этом, чем ценее ресурс, тем на большее число мы делим выпавший результат. Племя мы развиваем по трём направлениям: повышаем уровень земледелия, приносящего еду перед фазой кормления, отправляемся к ремесленнику за каменными топорами, при помощи которых можно модифицировать броски кубиков, или расширяем племя, получая дополнительную фишку рабочего. Победные очки получаем за постройку хижин и покупку карт: в первом случае мы сбрасываем определённое количество ресурсов для мгновенного получения ПО, во втором — собираем карты в сеты, которые принесут победные очки в конце игры. Фаза кормления самая короткая и простая: сбросьте по 1 жетону еды за каждого члена племени. Если еды нет, вы вправе покормить пещерных людей ресурсами по курсу 1 к 1. Нет ресурсов или ваш выбор строгая диета? Тогда получите штраф в 10 ПО.


Всё в дом, всё в племя!

Игра кажется простой, не так ли? Именно так я и решил, едва ознакомился с правилами, уверившись, что в свете моего скромного, но немалого опыта в настольных играх «Каменный век» окажется одноразовым евро на вечер. Но уже на третий ход моей пробной партии подобные мысли покинули голову и так и не вернулись даже после десятка отыгранных партий. Вот уж действительно дьявол прячется в мелочах!


Вождь будет доволен!

«Каменный век» выгодно выделяется на фоне других семейных игр двумя аспектами: во-первых, каждый игровой элемент работает на полную. Никаких полумер и модных механик ради модных механик (хотя в 2008 такой тенденции наверняка не было). Пример — кормление, которое работает на кризисность: вам постоянно нужна еда, чтобы не получить серьёзный штраф, и вы будете вынуждены либо оптимизировать получение еды земледелием, либо улучшать инструменты для большей отдачи на кубиках, в противном случае на охоту будет отправляться почти половина племени, что достаточно критично, особенно, если вы решите сделать ставку на увеличение числа рабочих. Те же самые принципы работают и при добыче ресурсов: либо надейся на кубик, либо развивай инструменты, чтобы рабочая сила была способна на что-то большее, чем единица древесины за ход. Во-вторых, за эту игру реально посадить человека, который ничего не слышал о настольных играх, и уже спустя пару ходов он будет чувствовать себя прекрасно. Этот тезис отнюдь не голословен: одну из партий в «Каменный век» я решил разыграть в обед на работе, а в качестве оппонента выступил один из моих коллег, игравший до этого разве что в «Монополию» и «Активити». Так вот, мой коллега выиграл, и это несмотря на то, что поддаваться и подсказывать я перестал после четвёртого хода. Таким образом, «Каменный век» представляет собой практически идеальное семейное евро, и семейность тут заключается не в примитивности игрового процесса, а в возможности без каких-либо трудностей посадить за игру семью (друзей, коллег) и весело и спокойно провести время под грохот кубиков в кожаном стакане. Эта та игра, от которой вы легко сможете отвлечься и без особых проблем возобновить партию. При всём этом в игре достаточно моментов, над которыми нужно подумать, поэтому для меня «Каменный век» стал одним из лучших вариантов игры на вечер.


В лес по дрова

Отдельно хочется похвалить оформление, да, конечно, это стандартное евро без строгой привязки к тематике: представить на месте пещерных людей космонавтов или фермеров проще простого, но проработка компонентов в игре просто на высоте. Иллюстрации к игре готовил Михаэль Менцель, оформивший множество еврогеймов («Доминион», «Куба» и прочие), и для «Каменного века» он поработал на славу. Я говорю в первую очередь об игровом поле, выполненном в виде полноценной картины, практически не замыленной иконографикой (кружки-места для рабочих не в счёт) и совсем без надписей. В отличие от всевозможных схематичных карт местностей или расчерченных под действия и карты досок, в «Каменном веке» вы можете просто посмотреть на поле, ведь там и без вашего мипл-плейсмента много что происходит! Здесь медведь от охотников бежит, тут парочка в гору лезет, и так далее. Перед нами целый сюжет из жизни пещерных людей. Ну и, конечно, крутой кожаный стакан для бросков кубиков, тут без комментариев.


Ну как так-то?

Кстати, к игре вышло интересное дополнение — «Роскошь каменного века», вводящее пару новых ресурсов, а также механику торговли. На первый взгляд, дополнение выглядит интересным и хотелось бы, чтобы Hobby World последовала примеру «Звезды» и открыла для всех желающих доступ к деревянным бивням и кольцам.

В заключение выделю несколько не столь значимых моментов, понравившихся мне, а также отмеченных людьми, с которыми я играл в «Каменный век». Во-первых, азарт. Броски кубиков для получения ресурсов доставляют бурю эмоций, но при этом рандом не является решающим фактором в этой игре, к тому же на бросок можно повлиять при помощи инструментов. Другой понравившийся мне момент — контролируемый игроками момент окончания игры: партия заканчивается при наступлении одного из двух обстоятельств — либо закончились карты в колоде цивилизаций, либо опустела одна из стопок хижин. Интерес в том, что игрок, занявший ячейку действий, вправе его не выполнять, тем самым продлевая игру. Конечно, эта механика не уникальна, но она прекрасно вписывается в «Каменный век». Ну и третий момент — два абсолютно разных способа получения победных очков. Согласен, большинство еврогеймов предлагает уйму путей к победе, которые, однако, при ближайшем рассмотрении уже не кажутся такими уж разными. В «Каменном веке» в этом плане всё предельно честно и просто — вот вам хижины с моментальным получением победных очков, а вот вам карты, которые вы в закрытую собираете в различные сеты, чтобы удивить соперников при финальном подсчёте. Никаких лишних заморочек, всё просто, и при этом — работает. Наверное, это и есть главная характеристика данной игры.

В этой игре мы возглавим племя полуголодных, но работящих ребят с феерической причёской на голове. Они будут работать на каменоломнях, добывать глину, рубить лес и намывать золото, повинуясь вашему приказу. А вы, сидя в шезлонге и наслаждаясь чистым воздухом, будете распределять еду. Сегодня на Розовом диване мы вернёмся на 100000 лет до нашей эры и посмотрим, можно ли там выжить или нет.


Коробка среднего размера с отличной полиграфией. На крышке изображена пара местных жителей, которым надоела эта скучная жизнь и они решили убраться куда подальше из деревушки. Мужчина как бы говорит своей спутнице: « Ничего – он ещё пожалеет, что не кормил нас, когда ему понадобятся миплы в локации. Быстрее, моя скво, прочь из этого места в земли Каркассона! ».


Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало.


Начнём с местности, в которую нас занесло – очень красивое игровое поле изображает деревню и окружающие её локации, в которые мы будем распределять своих подопечных. Качественная полиграфия и красивые рисунки привлекут как взрослых, так и детей.


Четыре индивидуальных поля (по числу игроков) также радуют качеством исполнения. Вся необходимая информация гармонично распределена по картонке и будет очень полезна начинающему игроку. Стаканчик из кожи – предмет гордости любого настольщика, а деревянные кубики придадут особый шарм броскам.


В любой игре есть жетоны, в Каменном веке без них тоже никуда – круглые символизируют еду, а квадратные - орудия труда. С топорами всё просто – чем он мощнее, тем больше на нём цифра. Да и жетоны еды также сделаны очень информативно – ягоды на единицах, грибы на двойках, рыба на пятёрках и … ну, судя по всему, это вкусно и полезно, коли на «это» нанесли 10. А, как известно, всё непонятное всегда очень полезно, как бы оно ни выглядело.


Куча дерева. Я в прямом, а не в переносном смысле. Четыре племени странного вида «хома сапиенсов» (хомяков разумных) с причёсками, далеко опередившими своё время, будут работать под вашим чутким руководством, используя все свои 4 руки. Добывать они будут тоже не какой – то там картон, а сходную им по духу древесину, которая заменит камни, глину, золото и … поленья. Ещё есть по два кубика – маркера для каждого игрока, но они ничем не примечательны…


Жилплощадь всем нужна, поэтому тайлы хижин в избытке составят рынок недвижимости, который только начинает формироваться в те «далёкие времена». Толстый картон и отличные картинки – тогда умели строить «на века», а система налогообложения только набирала обороты. Поэтому квартир (то есть хижин) можете иметь много – это только на пользу вашему племени. Карты Цивилизаций – о, что это за карты! Они не требуют протекторов, они почти пластиковые, они такие… практичные. А что это за тунеядец в кресле, дремлющий на солнце? Ой, простите – это маркер первого игрока. Тогда необходима другая характеристика – раздумывающий о благе общества мудрец, без напутствия которого никто ничего не может сделать.

После знакомства с содержимым приступим к самой игре.


Открываем игровое поле и рассыпаем в роли сеятеля полезные нам ресурсы по карте. Размещаем, согласно правилам, карты Цивилизаций и стопки хижин в отведённых им местах, строим башенки из жетонов провизии, а так же размещаем кубики на треки очков питания. Рядом с полем располагаем стакан (нет – это не для Мартини, а для лежащих неподалёку кубиков).


Пора взять племя под свой контроль! Поэтому распределим 5 фигурок вокруг костра, а рядом положим 12 жетонов провианта (пусть думают, что это для них – как они ошибаются).

Всё готово, пора за работу!

Вначале нужно наметить «фронт работ». Для этого размещаем своих миплов в локации на отведённые им места. Учтите, что доставлять соратников в локацию, в которой уже работают их соплеменники, нельзя. Поэтому планируйте заранее «наряды на работы».



Есть и специальные строения:


Мастерская по производству отбойного инструмента « StoneBosh ». Только одну фигурку можно послать на склад и получить новенький, сверкающий топорик.


Пашня не популярна в народе, поэтому всего один крестьянин трудится на благо всего племени.


Хижина. Здесь все размножаются, а так как для этого процесса нужны, как минимум, двое, а третий лишний, то только две фигурки можно послать развлекаться пока другие, обливаясь деревянным потом, работают на благо общества.


Ученье – свет, и способ увильнуть от тяжёлой работы. Особо хилых и немощных отправьте обучаться – может от них в науке будет толк, да и карточки Цивилизаций пригодятся в конце игры.


Строительство жилья для племени ответственная работа, поэтому «рукастых и молоткастых» можно послать на строительство недвижимости, которая принесёт кучу позитива вернувшимся с работы соплеменников и такую же кучу очков на победном треке.

Всё, фронт работ ясен, можно пойти отдохнуть (вернее размыслить о благе всего общества), а наши миплы приступают к работе. Каждый игрок использует всех своих подопечных в одной локации, затем передаёт эту возможность следующему игроку и т.д., пока все фигурки не вернутся обратно к костру на ваше индивидуальное поле.

Что же мы можем сделать и какой нам с этого толк?

Начнём с самого простого – размножения. Получаем 1 вполне работоспособного человека, размещаем его к костру для будущего распределения.
Крестьянин на пашне принесёт нам одно очко провизии, которое отметится на специальном треке. Теперь она всегда у нас есть и заменяет указанное количество жетонов еды.
Инструмент – 1 новое орудие мы получим в течение хода. Номера на топорах говорят о мощности и указывают число очков, которое можно прибавить к броскам кубиков. Принцип улучшения и использования этого полезного инструмента подробно описан в правилах.

« А где же кубики – или ими только печку топить да попивать Эль из стакана? »

Спокойствие, только спокойствие – кубики нужны и важны, о них мы сейчас и поговорим.

Добыча ресурсов осуществляется при помощи деревянных шестигранников – их количество равно числу ваших миплов в локации. А далее мы суммируем выпавшие значения и делим на стоимость ресурса, которая для каждого разная.


Самая дешёвая здесь еда – 2 единицы


Древесина стоит три, глина - четыре, камень - пять, а самое дорогое золото – шесть.


Затем, округлив к целому числу в сторону уменьшения, берём себе плоды трудов. После броска не забывайте об орудиях труда, которые могут вам пригодиться, добавив так необходимые очки к результату броска.

Ресурсы мы используем для строительства хижин и приобретения карт Цивилизаций.


Хижины принесут победные очки незамедлительно, а карты Цивилизаций порадуют нас только в конце игры.

В конце раунда, когда всё племя сядет у костра на вашем поле, необходимо их покормить. Каждый ваш работник съест одну порцию, и покормить требуется всех, иначе возникнет непонимание со стороны коллектива. Поэтому - либо все, либо никто – но если кто-то из работников всё таки останется голодным, то моральный дух падает и мы лишимся десяти победных очков.

После кормёжки выкладываем на поле новые карты Цивилизаций, подготавливаем новые хижины и продолжаем, пока не закончатся карты Цивилизаций (будет невозможно дополнить карты на поле до четырёх) или закончатся хижины в любой стопке.


В конце игры подсчитываются победные очки согласно памяткам и правилам, а победитель танцует победный танец «в чём мать родила», следуя моде Каменного века.

Побывав в каменном веке.

Очень красивая семейная настольная игра, занимающая по праву высокое место в мировом рейтинге. Великолепное оформление и множество компонентов привлечёт ребёнка к процессу, а взрослые получат удовольствие от несложной, но очень интересной партии. Правила логичны, хорошо проиллюстрированы и не содержат никаких нюансов, поэтому новички почувствуют себя «своими» в настольном мире Stone Age. Розовый диван рекомендует к покупке, и в первую очередь для семейных вечеров с детьми.

К игре существует дополнение Stone Age: Роскошь каменного века, обзор которого представлен на сайте.

Также существует детская версия этой замечательной игры, с обзором которой вы можете ознакомиться по ссылке: Каменный век. Junior. Пока взрослые на охоте.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

В Каменном веке забот у людей было немного: поймать мамонта, развести огонь да найти место на ночлег. И жили бы все припеваючи и беззаботно, но за дело взялись женщины, внёсшие в обиход новые ценности - украшения. Сегодня на Розовом диване - торговобраслетная настольная игра Stone Age: Роскошь каменного века.


" Посмотри, дорогой, какая красота! Я выменяла это прекрасное ожерелье на ногу мамонта, которую ты принёс вчера с охоты. Теперь все в деревне умрут от зависти! " - говорит своему супругу модница каменного века. В глазах мужчины застыла скорбная радость - нового охотничьего ножа ему теперь не видать.

Прошли века, но в жизни общества практически ничего не изменилось. Хотя, нет, изменилось - все мамонты вымерли, не выдержав конкуренции со слабым полом, требующим браслеты и ожерелья из бивней несчастных животных.

Примечание: "Stone Age: Роскошь каменного" века является дополнением к базовой игре "Stone Age".


Внутри коробки среднего размера находится стопка тайлов, пакетик с деревянными компонентами, карты, сегмент игрового поля, планшет для игрока и правила игры. Бесценный воздух тысячелетней давности обильно наполняет коробку и радует глаз. Отмечу, что все компоненты дополнения без труда помещаются в упаковку основной игры, экономя место на полке.


Комплект для пятого игрока позволит расширить аудиторию за игровым столом: 10 человечков, индивидуальный планшет и два кубика (большой - для подсчёта очков, поменьше - для шкалы питания). Дополнительно каждому игроку полагается ещё по одному маленькому кубику для новой шкалы "торговца".


Квадратный модуль предназначен для размещения в левой нижней части игрового поля. Появилась новая локация "торговец" и дополнительное место для размещения карты "цивилизации".


В игру вводятся новые ресурсы: 5 браслетов и 10 бивней мамонта. Принцип использования украшений отличается от остальных ресурсов, я расскажу об этом далее. Пополните количество дерева, камня, глины и золота дополнительными фишками - теперь их должно хватить всем игрокам.


5 тайлов победных очков. С одной стороны указана цифра 100, с другой - 200. Очень удобные картонки, упрощающие подсчёт в случае, когда маркер игрока проходит полный круг. Отныне - пробежали круг - получите маркер со 100 очками, пробежали второй - переверните его на сторону с числом 200. Пробежали третий. значит, вы играете сами с собой, и нет смысла подсчитывать очки - вы и так победили.


Если по какой-то причине вы противник бивней и украшений, то можете не вводить их в игру. В таком случае добавьте в базовый набор 6 новых хижин, не требующих новых ресурсов и повышающих ценность построек. Отныне можно каждый ход получать один дополнительный ресурс (кроме золота), а также получить бонус в виде дополнительного человечка, молотка или продвижения по столбику "питания".


9 хижин, для строительства которых необходимы украшения. Все тайлы помечены в левом нижнем углу специальным символом, позволяющим без труда рассортировать постройки в случае необходимости.

Три новых хижины заслуживают отдельного внимания - на них можно выставлять рабочих при распределении ресурсов. Если вы построили такую хижину, то можете поставить на неё до 3 своих работников и приобретать соответствующий ресурс за указанную на карточке цену. Например: для хозяина постройки дерево стоит "2" вместо "3", а золото - "5" вместо "6".

Одна хижина работает аналогично карточке "цивилизации" - необходимо бросить все кубики и выбрать соответствующий броску приз.


9 новых карт "цивилизаций" задействуют украшения и новую локацию поля. Для удобства сортировки, карты, аналогично хижинам, имеют специальные отметки в левом нижнем углу. Обратите внимание - в игру вступают прекрасные дамы с бивнями в руках.

Бивни - лучшие друзья девушек!

Правила игры остались практически без изменений, поэтому я лишь остановлюсь на нововведениях. Если вы не знакомы с базовой игрой, то рекомендую прочесть обзор " Stone Age. Давным-давно в одной дикой местности, жило племя миплов ".


Модуль размещается поверх поля базовой игры и закрывает собой локации с хижинами, трек "питания", домик местного землепашца и хижину для увеличения численности племени. На их месте появляется новый трек торговца, на начало которого необходимо выставить по одному кубику - маркеру; домик торговца с местом для двух соплеменников; локация с пятой картой "цивилизации", которую можно приобрести только за украшения; хижина для размножения остаётся на своём месте - без этого значимого здания в игре нельзя - миплы взбунтуются; землепашец также продолжает свою работу на прежнем месте, поднимая кубики по треку "питания".


В связи с отсутствием места, тайлы хижин выкладываются отдельно, рядом с полем по 7 построек в стопке.


Бивни и браслеты размещаются в локации с едой и берутся по аналогичному принципу - один бивень стоит "2" точки на кубике.


Для упрощения подсчёта можно использовать браслеты - одно деревянное колёсико равно по стоимости трём бивням.


Украшения - очень оригинальный ресурс. Ими нельзя кормить соплеменников и их нельзя использовать для покупки карт "цивилизаций", расположенных в четырёх базовых локациях.

Зато только за бивни и браслеты можно приобрести карту "цивилизации" из новой локации. Заплатив три украшения, вы получаете размещённую на поле карту. Заплатите шесть - дополнительно возьмёте верхнюю карту из стопки (верхняя её часть при этом не срабатывает).


Украшения можно обменивать в лавке торговца по курсу, зависящему от положения вашего кубика - маркера на новой шкале. Отправив двух соплеменников в хижину коммерсанта, вы продвигаете кубик на два деления по шкале, получаете 2 украшения и можете произвести один обмен бивней на любой другой ресурс.

Например: располагаясь на отметках с 1 по 3, игроки могут обменивать два бивня на дерево, камень, глину или золото. Поднявшись на ступень выше (с 4 по 8 отметку), обменивайте товары один к одному. В случае если вы достигли вершин торговли, то за один бивень можно получить два любых ресурса.


Леди в шкурах любят успешных бизнесменов, поэтому несколько карт "цивилизаций" позволяют умножить свою позицию на треке "торговца" на количество счастливых дам, трепетно обнимающих бивни.


Количество предметов увеличилось до девяти, и обладатель полной коллекции получит 81 победное очко! Серьёзная заявка на победу.

Больше никаких нововведений нет - игра протекает и заканчивается по общим правилам базовой игры. Победитель получает бивень мамонта под восхищённые взгляды окружающих его дам.

Собрав связку бивней.


Дополнение состоит из двух частей.

Первая ничего кардинально не меняет и состоит из комплекта для пятого игрока, 6 карточек хижин и дополнительных фишек базовых ресурсов. В нашей компании порой возникали ситуации, когда за игровым столом собиралось пять игроков и разложить "Каменный век" было невозможно. Теперь вопрос снят - сыграно две партии впятером и впечатления исключительно положительные, нет никакого нарушения баланса даже без дополнительных ресурсов. Новые хижины пришлись к месту и повысили интерес к данному виду "вложений".

Вторая часть вносит новую шкалу и новый ресурс, имеющий свои преимущества. Отныне локация с "едой" стала более значимой - появилась возможность получать украшения, на которые можно выменять, например, золото. Новый трек, новый множитель, новый ресурс - новая стратегия. Интересное нововведение для поклонников "Каменного века", гармонично дополняющее игру. Несмотря на все достоинства, рекомендую вначале "распробовать" базу, и лишь потом дополнять её украшениями - нововведения могут показаться излишними для начинающего игрока.

В заключение хочу отметить, что "Stone Age", на мой взгляд, одна из лучших семейных игр, сочетающая в себе стратегическую составляющую, доступные правила и красочное оформление. Её смело можно рекомендовать как начинающим, так и опытным игрокам - здесь есть над чем поломать голову, а игровой процесс доставит множество положительных эмоций.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

Читайте также: