The bard s tale обзор

Обновлено: 05.07.2024

Жанр dungeon crawler в своём классическом виде сегодня справедливо (и, уверен, заслуженно) забыт: серии Wizardry или Might and Magic у большинства игроков вызывают чисто академический интерес, а редкие шедевры вроде Legend of Grimrock картину не меняют. Вот лет эдак тридцать назад партийные блуждания по фэнтезийным катакомбам были на волне. Пример — The Bard’s Tale, которая вышла в 1985 году и оказалась достаточно хороша, чтобы получить версии почти для всех актуальных систем, два продолжения и даже серию книг по мотивам. Ремейк 2004 года к оригиналу отношения почти не имел, геймплейно был слабоватым клоном Diablo, но вовсю острил, ломал четвёртую стену и измывался над клише ролевых игр. Этим и брал.

Увы, про гигантских огнедышащих крыс и гоблинов, поющих It’s Bad Luck to Be You, можно забыть: в The Bard’s Tale IV: Barrows Deep подобным хохмам не место. Ведь новая игра inXile Entertainment — прямое (и убийственно серьёзное) продолжение той самой серии тридцатилетней давности.

Только вот незадача: выйди оригинал в таком виде, продолжений у него в помине не было бы.

И ведь авторы видео ни словом не врут. Просто недоговаривают.

Ancient Domains of Misery

The Bard’s Tale примерно так и вернулась. Спасибо известному некроманту Брайану Фарго.


Ролики из таверны отсылают к старой трилогии The Bard’s Tale

В первые дни после релиза в Barrows Deep было больше багов, чем обычно ждёшь даже от альфа-версии. Тормоза, регулярные вылеты, кривая локализация, исчезающие из инвентаря квестовые предметы. Три крупных патча вывели игру из комы, и теперь в неё можно играть. Вот только и при отсутствии багов далеко не каждый станет тратить время на скучнейшее классическое фэнтези, сюжет, достойный школьного фанфика, и посредственную картинку.


Красиво, но функционал у этой красоты — как у фотообоев


Пройти к цели напрямую нельзя: придётся петлять в лабиринте коридоров

Справедливости ради скажу, что на многострадальный город Скара Брей и его окрестности обычно можно смотреть если не с восторгом, то хотя бы без содрогания. Но порой хочется залить в глаза стеклоочиститель — до того уродливы мутные текстуры и как смазанные глицерином модельки. Само собой, графика для RPG — дело тридевятое: в dungeon crawler нужно не полигоны считать, а изучать подземелья, искать сокровища, решать головоломки, драться с врагами и прокачивать партию, чтобы дать по зубам врагам посильнее.

Увлекательно ли всё это делать в Barrows Deep? Местами.


Поначалу диалоги кажутся ветвистыми, но это иллюзия

Садясь за The Bard’s Tale IV, нужно приготовиться к тому, что мир игры — сплошное мета-подземелье. Пещеры, леса, улочки, заснеженные острова — всё слеплено из тесных до «клаустрофобности» коридоров. Подняться на холмик, прыгнуть с пирса в океан или погулять среди берёзок нельзя, ведь каждую тропинку обрамляет невидимый забор. Только что ходить по клеточкам, как в Might and Magic X и Legend of Grimrock, не заставляют — спасибо и на этом.

Мирок из-за этого получился крохотный. Если верить карте, нашу команду ждёт эпическое путешествие через весь материк, но на деле весь континент можно проскакать на одной ноге без всяких быстрых перемещений. И хотя по сюжету мы, ни много ни мало, спасаем вселенную от вторжения древних богов, приключение получилось очень камерным. И во многом это вина боевой системы.


Сражаться стало бы интереснее, будь ассортимент врагов пошире


Девять с половиной бардов


Если подкрасться к врагам сзади, их ряды смешаются и битва будет легче


Этого грозного вояку наш дружный коллектив угомонит за пару ходов

Боёвка проста, но всё же не лишена тонкостей. На маленьком поле тяжело избегать вражеских атак: кого-то постоянно приходится ставить под удар. Не все умения работают с ходу, а подготовка означает, что герой один-два хода будет беспомощно топтаться на месте, открытый всем атакам.

Вдобавок из всего многообразия умений в бой можно взять только четыре, и ход генеральных баталий нужно планировать заранее. Но любителям тактики всё равно лучше выкрутить сложность до предела. На среднем уровне за пятьдесят с небольшим часов проблемы у меня возникли лишь трижды, а финальная битва вообще вышла смехотворно простой.

После Legend of Grimrock здешние головоломки в духе «дёрни три рычага» сложными тоже не назовёшь. Главная беда загадок в том, что и в эльфийском лесу, и в лабиринтах городской канализации нас встречает одно и то же. Мы без конца играем в «Кладовщика» с гигантскими камнями и в «Водопроводчика» с какими-то сатанинскими энергоцепями, крутим шестерёнки, подбираем рунные пароли, ходим по торчащим из пола лампочкам и играем в пятнашки на зачарованном оружии. К середине игры очередная запертая дверь вызывает такое же глухое раздражение, как и триста сорок пятая банда разбойников, «сбежавших» из палаты мер и весов.


К концу игры от головоломок с шестерёнками уже натурально тошнит.


Справедливости ради скажу, что остроумные находки тоже есть — например, комната, где пол и потолок меняются местами, — но их слишком мало. Блуждания по унылым катакомбам не вызывают исследовательского интереса — чувствуешь себя скорее путевым обходчиком в метро. Азарта не добавляет и то, что смерть прекрасно «лечит» кусок хлеба, который можно сляпать из воды и зерна прямо в кармане во время рейда, а после удачного боя погибшие члены партии сразу воскресают, получив немного здоровья и даже опыт.



Слишком сильных врагов можно обойти, чтобы вернуться к ним потом: цветовая индикация от зеленого (безопасно) до красного (смерть) служит подсказкой

Подземелья и баритоны

Больше опыта — выше уровень. Каждое повышение даёт очко, которое можно потратить на одну из доступных способностей. Выбор богатый, отменить его нельзя, но к концу даже не очень внимательного прохождения всем героям хватит на всё или почти на всё нужное. Ролевая система при этом предельно проста: здоровье, броня, сила да интеллект. Поэтому всё внимание обращается на навыки.

Среди способностей есть довольно необычные. Например, в дереве прокачки титульного барда отдельная ветка посвящена пивоварению. Бард здесь — гибрид воина и мага, и очки волшебства он получает необычным способом: пьянствует. Видимо, из-за пагубной привычки что колдун, что боец из него посредственные, благо главный герой не обязан быть автором-исполнителем: на выбор нам даны четыре класса, столько же рас и пучок культурных бэкграундов.



Активных навыков — море, но в бою каждый герой может использовать лишь четыре заранее выбранных

Правда, создать команду приключенцев с нуля нельзя. Словно в какой-нибудь Might and Magic VIII, мы настраиваем только одного героя, остальные присоединяются к партии по сюжету — или же за плату, как наёмники. И вот последних уже можно проектировать такими, какими хочется. Звучит странно, но вышло вполне удобно, пусть даже в таких солдатах удачи нет особой нужды. Хотя не советую увлекаться «фрилансерами»: шикарная музыка и перепалки «сюжетных» героев — чуть ли не единственное, что способно немного оживить пресные блуждания по подземельям The Bard’s Tale IV.

Воскрешение Wasteland можно понять: она всегда была на слуху благодаря гениальной наследнице, серии Fallout. А вот стремление возродить давно забытую Bard’s Tale казалось странным ещё в момент анонса. Как выяснилось, неспроста. И всё же Barrows Deep — отнюдь не плохая игра, хоть она чертовски старомодная, местами неаккуратно сделанная и затянутая. Однако подойдет Barrows Deep лишь тем, кто по-настоящему глубоко любит фэнтезийные подземелья, тактические сражения, головоломки и кельтский фолк.


На улице шел проливной дождь и мир окрасившись оттенками серого, отражался в грязных лужах. Благо, на пути бродяге удалось приметить небольшую таверну.
— Здравствуй, незнакомец, проходи, в таверне всем достанет места, — услышал он от бармена. Холодный эль и тёплую компанию я тебе гарантирую. А бард сыграет нам песню, которую ты сроду не слышал, клянусь ценами на выпивку, он большой умелец этого дела. Так что садись, усталый путник, сейчас начнется сей рассказ, и задумавшись, добавил на незнакомом языке — Bard's Tale.


Сказ начался с далёких времён, о которых путник слышал лишь краем уха.

В 1983 — году была основана компания Interplay, которая греет душу людям, начинавшим своё знакомство с миром компьютерных развлечений в те далёкие годы. Эта компания и её основатель Брайан Фарго подарили миру такие шедевры как Wasteland, Fallout и Fallout 2. Но если о Wasteland часто слышно как о прародителе всеми любимого Fallout, то об одной из первых работ Брайана и студии — ролевой игре Bard's tale, cлышало гораздо меньше людей. Вышла она в 1985, возымела достаточно большой успех у аудитории, в чем не приходится сомневаться, глядя на то, что игра получила два продолжения, которые так же были тепло приняты. Но годы шли, индустрия менялась и вот уже Фарго становится во главе иной компании, также основанной им inXile Entertainment. Спустя год, в 2004-году на консолях Play Station 2 и XBox уже красовалась новая Bard's tale. Он была привязана к своей прародительнице лишь на уровне концепции, в которой главный герой является бардом, ищущим приключения и находящим их в неожиданных местах. Уже в 2005 году игра была перенесена на персональные компьютеры, охватила большую аудиторию и, пожалуй, добилась своего не очень большого, но успеха. Давайте постараемся разобраться, чем же захватывала эта игра.


Музыкальная механика

Картинка в игре не режет глаза, местами ей даже можно наслаждаться. Это ни в коем случае не прорыв того времени в технической сфере, но и для порта с не самых мощных консолей — достаточно высокий уровень. Локации в игре весьма разнообразны и не успевают шибко надоесть за 14 — 15 часов прохождения. В остальном же играется этот проект как странная вариация на тему диабло, обвешанная интересными механиками. Если вы подумали, что это очередной диабло-клон, вы вряд ли окажетесь правы, от детища Метелицы тут разве что вид сверху, да немного схожая боевая система. Не давая такого же простора в классах и вариантах прокачки игра остаётся hack & slash rpg. Но что-то я забегаю вперед, давайте знакомиться со всем конкретнее и более предметно.
После нажатия заветной кнопки «Новая игра» нам предоставляют визуализацию нашего главного героя, на внешность которого вы никак не влияете, выбор сложности и предлагают распределить очки навыков. Последние два пункта связаны между собой непосредственно. Чем выше вы выберете уровень сложности, тем меньше будут изначальные показатели характеристик вашего персонажа

Самих же характеристик тут 6:
-Сила, которая отвечает за урон, наносимый ближним оружием.
-Выносливость, повышающая количество очков здоровья. Также от этой характеристики зависит то, насколько тяжело будет сбить вас с ног.
-Удача отвечает за срабатывание различных вероятностных событий в духе критического урона.
-Ловкость отвечает за урон, наносимый луками.
-Харизма Харизматичному персонажу делают большие скидки в лавках.
-Чувство ритма повышает урон, призванных с помощью музыки, существ.

В целом, все характеристики полезны для одного из возможных путей развития, разве что харизмой можно категорически пренебречь в случае, если вы настроены пользоваться одним видом оружия и постоянно обновлять его у торговцев.
Далее игроку предлагают выбрать один из перков (система, чем-то схожая с Fallout), опять все они в определенной степени полезны, за исключением разве что кладоискателя, хотя он и сильно лишним не будет.


Мёртвая лошадь — как ружьё. Рано или поздно выстрелит в сюжете.

Мелодии и сатира.

И вот, нас пускают в мир игры и ограничивают его одной таверной. Чтобы преодолеть подобного рода ограничения нам нужно выполнить первый квест и пройти обучение. Именно в этой миссии впервые проявляет себя такая вещь, как система музыки. В целом, все просто и незамысловато: бард играет определенную мелодию, тратит ману и вызывает одно из существ, обладающее своими уникальными способностями. Сначала в вашем распоряжении имеется лишь одна крыса, но в ходе игры ваши познания в магических мелодиях совершенствуются и вы можете призывать более полезных соратников. Количество же их варьируется от одного до четырёх в зависимости от музыкального инструмента в вашем скарбе. Всего в игре 16 мелодий, причем каждая мелодия имеет и усиленную версию, только вот найти их все будет достаточно непросто. Более того, даже одну из 16 мелодий можно ненароком пропустить, если старательно не исследовать все закоулки территорий по которым мы странствуем.


Сборник песен и маленький справочник.

Иногда в коридорах сюжета, а иногда в различных тайниках, можно найти и хорошую экипировку. Она здесь делится на несколько видов: непосредственно, броня Барда, щит, меч, двуручное оружие, кинжал, кистень и лук. И, разумеется, музыкальный инструмент, куда без него. Ежели орудовать мечом, щитом и луком можно без перков (хоть с ними и эффективнее), то без взятия перка обращения с двуручным оружием, кистенём или кинжалом вы не сможете использовать их. В своих странствиях Бард может найти различные амулеты, которые будут усиливать его, главное, помните, что из двух предметов, усиливающих одну и ту же характеристику, работает тот, показатель которого выше. И если с ролевой и вещевой стороной боевой системы всё обстоит неплохо, то вот управление в бою несколько специфическое. Виной всему автолок на одном из врагов, из-за которого персонаж бьет не того противника, которого вы предпочли в данный момент, что раздражает, но не настолько, чтобы игра становилась неиграбельной.


И так как игра у нас про странствия, обратим внимание на перемещение между городами. Оно реализовано в виде глобальной карты, на которой помимо интересующих вас мест снуют отряды противников, различных в зависимости от этапа игры. И они опять же раздражают, ибо не несут в себе какой-либо полезной функции, разве что вы решите пофармить на этих встречах опыт. Благо, их не так трудно избегать, и можно свести неприятные встречи к минимуму.


Фиолетовая взвесь, которая не позволит вам развлекаться магией.

Музыка также особым лейтмотивом идёт через всю игру. Если вновь не вспоминать бардовскую магию призыва, в которой у каждого из 16 существ своя мелодия, то на сцену выходят песни. Их не так много, около 8, при этом 4 из них — это, по сути, одна песня, в которой каждый раз звучат новые куплеты. Но текст в них всегда задорный, веселый и подчеркивает происходящие вокруг события. А если вы знаете английский и играете в английскую версию, то легким движением губ это превращается в натуральное караоке. За всё звуковое и музыкальное сопровождение мы должны благодарить таких людей как Томми Талларико, Клинтона Баджакьяна и Джареда Эмерсон-Джонсона.


В итоге игру можно оценить весьма неоднозначно. Простота картинки, сомнительные решения геймдизайнеров и утомительно большой акцент на боевых эпизодах перед финалом, очевидно, не идут в плюс проекту. Но грамотно поставленная история, интересная система магии, отличное музыкальное и звуковое сопровождение, пожалуй, перевешивают, если не все, то большую часть огрехов. К тому же, спустя 13 лет с выхода игры в свет, в индустрии появилось очень мало схожих по стилистике и атмосфере проектов. Потому, всем, кто любит веселые и ироничные сюжеты, ирландскую мифологию, и просто не брезгующим фентезийными играми людям, я предлагаю непременно познакомится c Bard's Tale.


Песня кончилась. Немного хмельной путник вышел во двор и взглянул на омытую природу, на грязные лужи, в которых отражалось синее небо. Бардовская песня не изменила ничего, мир всё так же дышал по вековым законам, но он знал, что эта история теперь навсегда останется с ним.
И он с удовольствием будет рассказывать её, если случится вновь оказаться в приятной компании, которая угостит его выпивкой.

Если вы любите деньги и ненавидите с кем-нибудь ими делиться, если вам нравиться хамить каждому встречному и не брать слов назад, если вас заботят лишь собственные проблемы, а на остальных вам мягко говоря наплевать, если вы любите черный юмор и сами рады над кем-нибудь подшутить, но в тоже время вы невероятно обаятельны и каждая встречная дама готова вам отдаться за красивые слова, тогда данная статья точно про вас, ну или про вашего двойника, который обожает это делать вдвойне. Что не узнали своего друга? Тогда я вам подскажу, его зовут Бард, да просто Бард. И сегодня в обзоре одна из самых смешных и пародийных РПГ 2004 года The Bard’s Tale, ну или просто Похождения Барда.


Великая игра

Назвать Похождения Барда шедевром или игрой с большой буквы было нельзя, да и язык не поворачивался. Она несомненно была достойна похвалы, но ей не хватало какой то глубины, разнообразия и в целом игра была не очень доработанной. Откровенно слабая боевая система, отсутствие как таковой РПГешности и плохая постановка сделали свое дело, но все таки она запомнилась миллионам игроков. Почему же спросите вы? Чтож, давайте вместе узнаем об этом…


Новая баллада

Главный герой-Бард, как я уже упоминал, хамливый, жадный и чудовищный эгоист, которого не интересует слава, деньги и спасение мира, все таки попадает в очередную переделку, которая оборачивается в конце концов именно спасением мира. Чтож с чего все началось? А началось все именно с женщины, они по натуре коварные существа, а уж если еще и денег в придачу дадут, то тут уж никак не устоять. Тоже произошло и с нашим бардом, который решил освободить бедную принцессу, заточенную на высокой башне от злобных рук похотливых монахов, ну или друидов, не хай разница. Сразу возникает вопрос, зачем толпе монахов похищать беззащитную принцессу? Непонятно, поэтому нам и надо разобраться, но вот только нашему герою это все как до лампочки. Его и вовсе не интересует принцесса, лишь бы только денег в карман не забыли положить, а остальное можно и в борделе заказать. На этом в принципе сюжет заканчивается и начинается самое интересное…


Юмор во главе стола


Догадайтесь, что главное в игре где фактически отсутствует нормальная РПГ-система? Естественно смешные диалоги и юмор! Их обилие превышало все мыслимые и немыслимые границы. Не было ни одного диалога, где бы не повстречалась очередная шутка. Всем знакомый сюжет про Избранного, авторы исковеркали до неузнаваемости. Песенка «It’s a bad luck to be you», которая звучит каждый раз при обнаружении трупа незадачливого героя, по идеи должна вызвать у вас грусть и сожаление, но этого не происходит. Почему? Да потому что невозможно заплакать, когда перед вами поют трое голых импа, да еще такими голосками. Описать всю прелесть этой песни невозможно, ее нужно обязательно послушать. Также накрепко в память врезается и песня пьяниц про Чарли Шмеля, который придумал эль, вы наверняка по нескольку раз прослушивали ее в таверне, да еще и на телефон записали в качестве звонка. Но больше всего авторам удалась не пародийная сюжетная линия, которая высмеивала все клише и штампы ролевых игр, а язвительные комментарии рассказчика по поводу действий барда, да потом еще и их совместная перепалка:

РАССКАЗЧИК” А затем Бард обчистил сундук, в котором хранилось главное сокровище вдовы…Погоди минутку…Я не ошибся, когда читал? Ты ее обокрал?”

БАРД” Я бы не назвал это кражей…Люди много чего держат в сундуках, и обычно не возражают, когда я в них заглядываю. Думай об этом, как об услуге — ведь обычно эти сундуки набиты всякой дрянью, а я навожу в них порядок”

РАССКАЗЧИК”Я удивлен, что Бард так долго раскачивался, прежде чем наложить лапу на сокровище Мэри.”


И причем рассказчик дает такой комментарий практически везде, даже в главном меню. Эх, о многом еще хотелось рассказать: о семье Бобов, об огромной крысе и о шикарной концовке, да только все не перечислишь. Да… лучшего юмора я ни в какой игре больше не встречал, а жаль что сейчас разрабы слишком суровые, чтобы делать такие превосходные пародии. Жаль, очень жаль…

Все таки РПГ?

С самого начала становится понятно, как смелый и отважный бард умеет добиваться расположения женщин, а именно спасая их от собственноручно призванной крысы. Здесь можно заметить один из важных и необычных геймплейных элементов, а именно призыв различных существ. Спросите, ну что же здесь необычного? Все просто, естественно такой элемент мы встречаем в каждой второй РПГ, чаще всего такой навык называется школой призыва или что то типо такого, но вот беда, в обычный среднестатистической РПГ такой элемент, это как бонус, небольшое дополнение, которое в принципе особой роли и не играет, а здесь это поистине уникальное и очень нужное умение, которое не раз спасет вашу жизнь, да что я вру вы и кучку дохлых монахов без него одолеть не сможете! Призываем мы всяких разношерстных существ, от обычных людей вроде Воина-мечника до всяких магических тварей вроде электро-паука. Для вызова каждого из существ требуется сыграть определенную мелодию. Вспомнили Guitar Hero, забудьте и вздохните с облегчением, ничего здесь такого нет, две клавиши и новый ручной монстрик готов выполнять ваши распоряжения. Все достаточно просто и комфортно. Всего можно было призвать четырех различных существ и таскать их с собой постоянно, так как времени на вызов не было. Главным являлось лишь правильно подобрать и составить команду, потому как она была залогом успеха.


Об остальных рпг-элементах можно и в кратце рассказать:

Свободы выбора или нелинейности тут и вовсе не было, стандартные коридорные башни, доверху заполненные бешеными монахами под конец игры сильно утомляли.

У нас имелся скромный инвентарь и все предметы, которые мы собирали либо сразу же появлялись на герое, либо превращались в монеты.

В процессе игры можно было выбрать какими типами оружия мы будем пользоваться(одноручными клинками, двуручными или оружием в двух руках…)

Имелось 6 основных характеристик: Cила – урон, если кто не знает. Жизнь — количество жизни, Удача, ну это понятно. Ловкость – умение стрелять из лука. Обаяние – получение скидок в магазине(бесполезный навык, притом что в магазин мы зайдем раза два). Ритм — усиление вызываемых существ( самый полезный навык).

Получилось у разработчиков не густо, но и не пусто. Если в общих чертах все это неплохо дополняло игровой процесс, прошу сделать акцент на слово дополняло, а не являлось основным моментом в игре. Главное было запомнить, что игра не про нарезку тысячи гоблинских ушей, добычи лута и погони за новым уровнем, а про искрометный юмор, шедевральные диалоги и веселые песни.

Конец истории?


Всем спасибо, с вами был, сами знаете кто(ну уж если не знаете, то сделаю подсказку: смотрите под названием статьи), УДАЧИ.

Стройная шеренга рыцарей без страха и упрека построилась, рассчиталась на раз-два и отправилась по своим героическим делам. Туда им и дорога. Ну а мы с вами приглядимся повнимательнее к ничем не примечательному типу, который остался стоять в уголке, хитро улыбаясь и сжимая в руке кружку пива. Его зовут Бард, просто Бард. Вы о нем ничего не знаете? Неудивительно, он совершенно не стремится к славе. Плох тот герой, который не хочет стать Избранным, скажете вы мне? Ну и отправляйтесь следом за колонной паладинов. А мы пока спокойно попьем пива и послушаем, что нам расскажет Бард. Спасители мира от мерзких злодеев, расслабьтесь и забудьте о проблемах вселенского масштаба. Пришло время смеха, стеба и издевок, пришло время Барда и его историй. Встречайте самый нетривиальный ролевой проект последних лет — The Bard’s Tale , детище компании InXile Entertainment .

Вот что значит нахамить вовремя. Три ехидных подначки - и даже мертвый викинг свирепеет и начинает крушить сородичей.

Отныне и на веки веков. точнее, отсюда и до конца статьи запомните, что на этот раз нам не придется спасать мир и жертвовать своей шкурой ради принципов и идей. Ибо никаких таких принципов у нашего Барда отродясь не было. Ну да, да, где-то там, в высокой неприступной башне томится в ожидании прекрасная принцесса (которая не сказать чтобы и принцесса. ну да об этом потом), но нашего протеже вполне устраивают и не такие высокопоставленные (во всех смыслах этого слова) девушки. Ах, так она еще и богата? Ну, это в корне меняет дело. Богатая, красивая, одинокая. черт возьми! Красотка, мы идем к тебе!

Разумеется, в The Bard’s Tale нам доведется не только слушать постоянные перепалки Барда с заточенным за кадром голосом, но и заниматься вполне обычными для ролевой игры делами: рубить направо и налево монстров, выполнять разнообразные квесты. Но, боже мой, что это за квесты! Это не просто стандартные для ролевых игр задания, это пародии на стандартные для ролевых игр задания . С чего начинается любая уважающая себя RPG? Разумеется, с того, что неоперившемуся игроку дают наказ — убить несколько крыс, которые обитают в каком-нибудь укромном уголке. Элементарное задание, которое проходится за несколько минут. Но только не в The Bard’s Tale. Здесь вы вылетите из подвала с поджаренными пятками, да еще после этого будете пару минут слушать гомерический хохот всех посетителей таверны. Ибо крыса, которую нужно было убить, оказалась огнедышащей, да еще и размером с небольшой грузовик!

И это только первый, разминочный пинок под зад канонам жанра. Вся игра состоит из сплошных насмешек, безобидного подтрунивания и великолепного стеба. Если Барду нужно найти определенного персонажа — будьте уверены, в городе окажется пятеро человек с одинаковыми именами, и гонять вас друг к дружке они будут добрую четверть часа. Обнаружив на лесной полянке полуразложившийся труп, Бард не побрезгует снять с него броню и посочувствовать очередному “избранному”, нашедшему здесь свой бесславный конец, после чего из кустов выберется троица гоблинов и с непередаваемым акцентом и чувством споет нам песенку о том, “как плохо быть тобой” (кстати, песни в игре исполнены в караоке-стиле. Захотите подпеть — милости просим!). Криво улыбаясь, мы приближаемся к последней из четырех башен. “Только скажи мне, кого я должен убить и что еще сделать, чтобы освободить тебя?” — “Ничего. заходи, что ли”. Право, я могу рассказывать бесконечно, но лучше все это видеть и слышать, чем читать.

И повстречал наш доблестный герой футбольных фанатов. И стали они вместе хлопушки взрывать.

Как и полагается любому порядочному Барду, наш герой очень даже любит что-нибудь спеть. В его распоряжении полтора десятка мелодий, каждая из которых вызывает в помощь певцу какое-либо создание — от ничем не примечательной крысы и до тяжело вооруженного воина. Никаких временных ограничений нет — существо будет сопровождать нашего героя до тех пор, пока не погибнет в очередной заварушке либо пока он сам не отзовет его обратно. Впрочем, Бард и сам не промах, при случае он может и мечом взмахнуть, и стрелу из лука пустить. Тренироваться в воинском искусстве здесь приходится постоянно — стоит покинуть только что зачищенную локацию, как она вновь заселяется разновсяческой нечистью, и повторная пробежка опять превращается в небольшую бойню.

Самое интересное, что в игре напрочь отсутствует инвентарь. Выпадающие из поверженных врагов вещи, равно как и те, что мы достанем из сундуков, автоматически превращаются в монеты и сразу ссыпаются в карман нашего героя. Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что в звонкое серебро обращаются не только шкуры и клыки волков, мечи и броня убиенных врагов, но и всяческие дневники, записки, семейные фотографии орков и даже листовки “Разыскивается Бард”. Ко всему прочему, теперь нам не придется сидеть и задумчиво размышлять, что лучше: броня, которая добавляет жизни или которая защищает лучше, клеймор или ятаган — игра все решит сама, автоматически надев на нашего питомца лучшее из того, что попадет в его загребущие руки. Хорошо ли это или плохо — право же, затрудняюсь ответить. Но уж точно необычно.

Вау! Летающая женщина. Лови ее, лови!

Среди прочих моментов, которые стоят упоминания, особое место занимает управление нашим героем. Музыкальные порывы Барда реализованы через специальное меню — не самая удачная идея, если честно. Тем более что пока вы колдуете над клавиатурой, пытаясь сообразить, на какую клавишу нажать, чтобы вызвать помощь, враги совсем даже не стоят себе тихонечко в сторонке, а очень активно мешают и без того мудреному процессу. К счастью, приказы вызванным существам можно отдавать простым нажатием на курсорные клавиши: стрелка вверх — и ваши подчиненные бросаются в бой, вниз — отступают, в сторону — подходят ближе или, соответственно, отходят дальше.

Некоторые из помощников Барда способны лечить легкие раны нашего героя. Ну а когда ситуация становится критической, нажатием всего одной (счастье-то какое!) кнопочки мы призываем прекрасную леди в белом. Время замирает, красавица эффектно спускается с небес и простым наложением рук лечит нашего израненного протеже, заливая чашу его здоровья до самых краев. Свершив сие эффектное действо, дама улетает в обратном направлении, оставляя нас наедине со смутными догадками — где-то мы ее видели, точно видели. но где?

Есть очень простая истина: красота всегда далека от идеала. Вот и в The Bard’s Tale нашлось место нескольким неприятным недостаткам. Во-первых, хочется поругаться на камеру. Она, чертовка, намертво застряла под потолком и не позволяет игроку поменять ракурс на более удобный. Во-вторых, расстраивает графика. На фоне изумительно красивых консольных поделок, которые в последнее время стали пожирать место на наших винчестерах со скоростью голодных крокодилов, The Bard’s Tale выглядит, чтобы не соврать, слегка бледновато. Определенно, за те три года, что разрабатывалась игра, движок Dark Alliance безнадежно устарел, о чем я вам честно и докладываю. Но — парадокс! — беззлобно чертыхаясь на камеру и скептически оглядывая окружающие “красоты”, вы не моргнув глазом доберетесь до самого что ни на есть финала и получите массу удовольствия. Но только в том случае, если.

. если вы переросли восторженно-юношеский возраст и образ героя в сияющих доспехах и на белом скакуне для вас не самоцель. Если за плечами у вас многолетний опыт погружения в самые различные ролевые проекты и пара десятков перевоплощений в разномастных “избранных”. Если от идей спасения мира у вас уже сводит скулы в неуемной зевоте. Если от игры вы ждете в первую очередь интересного и необычного сюжета, а не картинки неземной красоты. Если вы в достаточной степени владеете английским языком, чтобы оценить всю пародийность дуэта Барда и рассказчика и прочие прелести “непереводимой игры слов”.

Все это про вас? Тогда The Bard’s Tale — это как раз то, что доктор прописал. Тот самый доктор, которого мы с вами прекрасно знаем — зовут его Брайан Фарго , и его предыдущее лекарство с этикеткой Fallout стоит на нашей любимой полочке на самом почетном месте. Теперь рядом с первой коробочкой можно поставить вторую — Bard’s Tale. Пародия Фарго на самого себя, при всех ее недостатках, заслуживает самого пристального внимания.

Классный сюжет — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Звук и музыка: 10.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Самый нетривиальный ролевой проект последних лет — пародия на все игры жанра вместе взятые. В Bard’s Tale вы обратите внимание не на простенькую боевую систему и устаревшую графику, а на потрясающе веселый сюжет и крайне талантливый юмор.

Читайте также: