Flatout 2 обзор

Обновлено: 02.07.2024

В день выхода четвертой части FlatOut вспоминаем некогда легендарную гоночную серию.

Сегодня выходит FlatOut 4: Total Insanity, новая часть некогда популярной гоночной серии. За свою многолетнюю историю FlatOut повидала немало: были в ее биографии и громкие успехи, и сокрушительные провалы.

Чем окажется новая часть? Об этом — скоро. А пока мы расскажем, что за серия такая FlatOut, как она появилась и почему ее любят даже сейчас, после нескольких совершенно отвратительных игр.

Любимый многими Stunt Mode, где игроки должны «катапультировать» водителя через лобовое стекло, будет и в новой части, вместе с еще пятью классическими испытаниями.

Горячие финские парни

Рассказ о FlatOut часто начинают с того, что серию придумали финны. И, как ни странно, в нашем случае этот факт и впрямь важен. Дело в том, что финны — нация очень близкая к гонкам, причем гонкам со своим колоритом. Именно выходцы из Суоми (самоназвание Финляндии) долгие годы были самыми успешными раллийными гонщиками: Маркус Гронхольм, Томми Мякинен, Юха Канккунен, Тимо Салонен, Ханну Миккола, Ари Ватанен, Маркку Ален — на семерых они взяли сразу четырнадцать титулов.

А фанаты королевского класса, «Формулы-1», наверняка наслышаны о чемпионах Кеке Росберге, Мике Хаккинене и Кими Райкконене.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

С последних крупных побед финнов прошли уже годы, но представить WRC и Ф1 без них уже трудно.

В общем, несмотря на неторопливую манеру речи и стереотипы о «спокойных и размеренных» финнах, в гонках эти ребята знают толк. А объяснение этому они дают простое: многим приходится расти на фермах или в деревнях, вдали от цивилизации, где много пустых лесных дорог, а садиться за руль с малых лет — это и развлечение, и рабочая необходимость. Что сыграло в появлении серии FlatOut немалую роль — в ее лесах, машинах и общей атмосфере явственно чувствуется именно этот, финский, колорит.

По следам предков

Компания, подарившая миру FlatOut, открылась в 2000 году в Хельсинки. Хотя ни с хоррорами, ни с приключенческими играми финны дел не имели, имя они себе выбрали веселое — Bugbear, что можно перевести как «пугало». Несмотря на малый состав, их дебют скромным не назовешь: в ноябре 2001-го новички выпустили Rally Trophy, посвященную серьезным раллийным гонкам.


Сейчас об игре уже мало кто помнит, однако пятнадцать лет назад ее ждал большой успех. Критики наперебой ставили высокие оценки, а средний балл на Metacritic остановился около восьмидесяти двух. Пресса и фанаты отмечали реалистичную физику и серьезный подход к раллийным гонкам в целом. В Rally Trophy было около сорока проработанных трасс в разных странах, симуляция погодных условий и дорожных покрытий, а также лицензированные автомобили. Среди них засветились даже легенды вроде Ford Escort MK1 RS2000 и Lancia Stratos.

Правда, финны не придали успеху должного значения и уже в следующем проекте перешли от серьезных гонок к веселым покатушкам автомобилей-монстров. Увы, Tough Trucks: Modified Monsters славы не снискала, но определенный опыт разработчики все же извлекли. Их следующая игра стала настоящим прорывом: в ней разработчики совместили идеи из двух предыдущих проектов.

Первые шаги

В ноябре 2004 года в Великобритании появилась игра под названием FlatOut. На обложке было изображено столкновение двух старых тарантасов, а также человек, вылетающий через лобовое стекло, — казалось бы, ничего такого. Но те, кто купил ее тогда, как правило, о потраченных деньгах не жалели.

Первая FlatOut была и остается уникальной игрой, дарящей совершенно новые ощущения. Да, гонки про разрушения выходили и до, и после, но мало где это все сочеталось с яркой, немного бунтарской «реднековской» атмосферой. Действие, как правило, происходило на грязных проселочных дорогах или простеньких асфальтированных трассах, из колонок доносился отличный гаражный рок от не самых известных исполнителей, а парк машин был представлен старенькими ржавыми развалюхами с дешевыми наклейками на кузовах.


Вылетающие через лобовое стекло гонщики стали визитной карточкой игры.

И в этом был свой шарм, тем более что главным здесь было не столько финишировать первым, сколько устроить побольше красочных аварий: отличная система повреждений, агрессивные противники и уйма разрушаемых объектов на трассах к этому всячески подталкивали. Кроме того, безумно популярным стал режим «Дерби», где на стадионе в настоящем бою сходились восемь машин, и единственное правило звучало как «разнеси автомобили всех соперников и выживи».

Те, кому хотелось просто гонок, тоже остались довольны. FlatOut радовала понятной физикой — машины хорошо слушались руля и цепко держались за трассу, а посылать их в управляемый занос было отдельным удовольствием. Трудности во время гонок заключались скорее в том, что требовалось как-то выжить в творящемся на треке аду. Да и соперники заставляли помучиться, в чем, к слову, тоже заключается львиная доля очарования серии.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Помимо прочего, в первой части была возможность улучшать автомобили, перебирая их чуть ли не до винтиков, а любая авария значительно влияла на характеристики машины. Но уже к сиквелу все это значительно упростили.

Каждый из противников обладал именем и машиной с уникальной раскраской, а главное, все они водили по-разному. Узнать кого-либо можно было просто в борьбе, глядя, насколько агрессивно и быстро он управляет авто. Со временем особо ретивых товарищей хотелось просто возненавидеть, а такое может обеспечить далеко не каждая гоночная игра.

Но главной фишкой, наверное, назовем вылетающих через лобовое стекло «кукол» гонщиков. Вокруг этого даже организовали ряд соревнований, где предлагалось проверить, чей персонаж пролетит выше или дальше, и поиграть его тушкой в боулинг или керлинг. В общем, для шумной компании или отдыха после трудного дня FlatOut была просто идеальной игрой.

Чем выше взлетишь.

Первая часть заслужила признание прессы и хорошо продалась, и в 2006 году вышел сиквел. FlatOut 2 вывела серию на новый уровень почти во всем, от игрового процесса и до качества исполнения. Бюджет вырос, и разработчики смогли позволить себе и хорошую картинку, и куда более дорогую музыку — среди исполнителей затесались звезды Alkaline Trio, Papa Roach, Nickelback, Yellowcard, Rise Against, Fall Out Boy, Rob Zombie, Wolfmother, Audioslave и другие. Со второй попытки серия FlatOut заняла совсем другую высоту.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


Вторая часть для многих фанатов стала лучшей в серии. Жаль лишь, что на ней громкие успехи и закончились.

Развитие получило почти все, за что полюбили первую часть. В режиме карьеры появились полноценные чемпионаты с набором очков и борьбой чуть ли не до последнего поворота финальной гонки. На трассах стало больше интерактивных элементов: теперь со скал мог сойти оползень, а на дорогу, прямо под колеса, могли высыпаться бревна, что превращало гонки в еще более зрелищное действо. Помимо стареньких тарантасов появились блестящие спортивные автомобили. Ну а трюки с бросанием «тушки» водителя пополнились новыми безумными соревнованиями — от игры в бейсбол до пуляния несчастных водителей через кольца с огнем.

Даже персонализация соперников достигла нового уровня. Помимо того, что их водительский стиль стал еще более узнаваемым, гонщики обзавелись уникальной внешностью и даже биографиями (в несколько строчек, но и пусть!). Теперь соревноваться с красавицей Кэти Джексон, наглым Джеком Бентоном или безумно быстрой Софией Мартинес было еще увлекательнее.

И пусть ни диалогов, ни сюжета в игре не было, по ходу заездов удавалось хорошенько узнать характеры каждого соперника. Порой борьба становилась делом принципа — просто потому, что в прошлый раз кто-то сильно вам насолил. Ну, или потому что он — ваш главный противник в чемпионате, а судьбу решают считанные очки.

Вторая часть обрела еще больший успех и продалась неплохим тиражом, собрав богатый урожай достойных оценок от прессы. Но дальше дела не задались.

. тем больнее падать

Нет, следующую часть, Ultimate Carnage, провалом назвать нельзя. Это была замечательная игра — по сути, та же вторая часть, только с подтянутой графикой, свежей музыкой и на консолях нового поколения. Помимо обновленной картинки FlatOut получила четырех новых соперников и несколько режимов — похвально, но добавки нарушили почти идеальный баланс второй части. Новые соперники иногда сильно уступали, а иногда были непобедимы, так что гонки стали, по ощущениям, несколько хуже. Еще через какое-то время вышла FlatOut: Head On — та же Ultimate Carnage, только для PSP. А затем серия сменила разработчика, и тогда началось ее стремительное пике.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


К релизу на консолях разработчики хорошенько подтянули картинку, полностью заменили саундтрек и добавили четырех новых противников. Трудно сказать, что было не так, но именно с выходом Ultimate Carnage серия что-то утратила.

Финны из Bugbear отправились делать Ridge Racer Unbounded, а FlatOut по недоразумению попала в руки голландской студии Team6. За всю свою историю эти люди выпустили около сорока игр, но ни одной хорошей. И даже заполучив бренд FlatOut, не исправились: в 2010 году они выдали откровенно скверную FlatOut Wii для консоли от Nintendo, а уже в следующем году сделали «номерную» FlatOut 3: Chaos & Destruction.


Глядя на этот скриншот из третьей части, трудно поверить, что это игра 2011 года. И не мобильная.

Рассказывать о том, что в этой игре сделано плохо, попросту больно, ведь плохо там всё. Машинки из прорисованных ржавых тарантасов превратились в кое-как слепленные «пластмассовые» копии известных брендов, а управлять этим мусором было невозможно. Картинка удивительным образом откатилась ко временам расцвета второй PlayStation, а о качественной музыке, адекватной физике и интересных противниках и думать нечего — всего этого просто не было.

В 2013 году свой «успех» Team6 закрепили мобильной FlatOut Stuntman, окончательно добив серию.

Под чужим именем

Впрочем, если название для вас не важно, а главное — сама игра, то можете подождать и Wreckfest или, как ее еще называют, The Next Car Game.

Дело в том, что Bugbear, настрадавшись с серией Ridge Racer, решили вернуться к своей теме — разрушительным «сельским» покатушкам. Безболезненно сделать это, правда, не вышло. На Kickstarter игра провалилась, собрать деньги получилось лишь благодаря «раннему доступу» в Steam, а сделать финальную версию финнам до сих пор не удалось. Но зато там есть отличная гоночная физика, любимый многими режим «Дерби», а машины в Wreckfest мнутся словно настоящие.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


Да, Wreckfest официально не относится к серии FlatOut, но именно ее можно считать «настоящим» продолжением.

Единственное, что во всем этом расстраивает (помимо долгого ожидания), — что ни вылетающих из окон водителей, ни гаражного рока, ни запоминающихся персонажей и сумасшедших трюков разработчики, судя по всему, добавлять не собираются. Но, кто знает, может, лучшее впереди? Выйти игра должна уже в этом году на PC, PS4 и Xbox One.

К счастью, надежда на то, что и «тот самый» старый FlatOut вернется, все же есть. Сегодня выходит новая, четвертая часть серии, над которой в этот раз работали французы из Kylotonn. Да, назвать их выдающимися разработчиками тоже, к сожалению, не выходит. Но, в отличие от Team6, в их портфолио есть и относительно удачные игры — например, симулятор ралли WRC 5, удерживающий на Metacritic аж 70 баллов. Получится ли у них дотянуть хотя бы до такой оценки в этот раз? Узнаем совсем скоро.

Респонденты, конечно, давно не листали журнал «Игромания», но в одном они правы: только что появившееся в продаже автомочилово FlatOut 2 действительно демонстрирует, как все современные достижения научно-технического прогресса могут и должны служить геймплею. Более того, перед нами — самая открытая и дружелюбная к морально неподготовленному пользователю игра за долгие-долгие годы.

И эти люди предупреждают нас, чтобы мы пристегивались?

Вообще, ситуация уникальная: впервые на моей памяти случайно проходившему мимо приятелю из тех, кто «не в теме», не нужно подробно пояснять, в чем же прелесть происходящего на экране, — он и сам все прекрасно видит! Все эти комплименты, впрочем, звучат с одной существенной оговоркой. FlatOut 2 — игра исключительно для мальчиков. Если же ей заинтересовалась девочка — то с девочкой явно что-то не то, отведите ее на принудительный курс барбитерапии.

Почему? Да потому, что, если вы вдруг еще не в курсе, мы тут имеем дело с натуральным симулятором развала сараев. FlatOut 2 (равно как и первая часть) славна тем, что это гонка, в которой абсолютно все объекты на трассе, включая последнюю доску в придорожных кустах, ведут себя согласно законам Ньютона. Более того, этим же самым законам подчиняются также водители, которые при удачном стечении обстоятельств умеют прошибать лбом стекло и вылетать из автомобиля. Финны из Bugbear Software впервые объединили прелесть рэгдолл-механики и хриплые мужские гонки на подержанных авто. Они же умудрились прикрутить к этому занимательному действу физический движок уровня Havok. Полученный результат оказался, мягко говоря, поразительным. Рев форсированных двигателей, пыль в камеру, крупномасштабная демонстрация надругательств над телами водителей и прочие мужские радости во второй части оказались умножены не в два, как мы думали, а во все четыре раза. Более того, сиквел открывается предупреждением, в котором авторы убедительно просят пристегиваться во время вождения автомобиля и заявляют, что ни Empire Interactive, ни Bugbear Software ни в коем случае не поощряют весь тот беспредел, в который вы сейчас будете играть.

А на экране в этот момент творится примерно следующее: пять ржавых колымаг, поднимая пыль, сходятся в гигантскую кучу-малу, откуда с визгом вылетает очередной водитель. Во время гонки какой-нибудь особо ловкий джип задевает бампером столб, на котором крепится надпись «Финиш». Вся конструкция обваливается на головы проезжающих, вызывая шум, аварии и столпотворения. Роскошный спортивный автомобиль на всем ходу влетает в мебельный магазин, сшибает экспонаты, переворачивает стол за пять тысяч долларов и, разнеся стеклянную витрину, уносится дальше по своим делам. И так везде. FlatOut 2 доводит все, что нам нравилось в первой части, до абсолюта. Это три с лишним гигабайта свежевыжатого тестостерона, приправленные школьными уроками физики.

Кроме развала сараев, во FlatOut 2 также происходит регулярный подрыв устоев.

C точки зрения содержимого — FlatOut 2 аккуратно множит все статистические данные оригинала, то есть еще больше и еще лучше. Вот, скажем, заезды наперегонки. Они отныне происходят в трех классах — дерби, гонки и стрит-рейсинг. Для того чтобы пробраться на следующий уровень, необходимо приобрести соответствующую машину. Машина продается за деньги, а деньги зарабатываются самыми различными способами. Каждая гоночная категория представляет собой серию кубков, за которые предстоит побороться. Кубки — это, в свою очередь, трассы, их может быть от трех до пяти-шести. И вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, деньги зарабатываются не только победой в заезде. Даже если вы пришли четвертым, по итогам соревнования вам обязательно начисляется некоторая сумма — небольшую премию можно получить, скажем, нанеся самый большой урон на трассе. То есть если вы, как последний бульдозер, будете сшибать каждый забор и каждые ворота на своем пути, то можете рассчитывать на прибыль. Или вот за какой-нибудь особо выдающийся удар по сопернику здесь тоже неплохо платят. Во-вторых, есть и другие способы заработать на пропитание: выбрасывание вражеского водителя из машины, фигурное переворачивание конкурентов, рекорд круга и прочие приятные достижения.

На автосвалку прибыл новый клиент…

Более того, после завершения очередного кубка вам также станет доступна новая статья заработков — трюки. О них мы, наверное, не устанем писать никогда. Кроме классических гонок и дерби, Bugbear также придумали двенадцать зловещих соревнований вроде «выброси водителя из машины как можно дальше» или «сыграй водителем в боулинг». Эти самые мини-игры доступны для совместного времяпрепровождения и вызывают у неподготовленных игроков совершенно неприличные гиканья. Несчастные рэгдолл-фигурки охают, ахают, шмякаются на землю, сбивают головой кегли, прошибают телом гигантские игральные карты, летают через огненные кольца и терпят прочие унижения. Понятно, что к гонкам подобные забавы имеют весьма опосредованное отношение — в начале заезда вам выдается специально разработанное для мини-игр авто, у которого в задней части расположено по две гигантские турбины. Авто ревет, разгоняется до каких-то космических скоростей и служит чем-то вроде шаттла для запуска многострадальной тряпичной куклы в воздух.

И вот тут надо отдать Bugbear должное — они превратили эти самые мини-игры в сущее визуальное пиршество. Во-первых, в финальные секунды перед свободным полетом визжащего водителя действие переходит в пижонское slo-mo. Во-вторых, вокруг происходит натуральный праздник: бьют фейерверки, горит огонь, из турбины, со всеми положенными спецэффектами, вырывается сожженный азот. Нормальная, в общем, мужская обстановочка.

За такие вот выкрутасы выдается серьезная денежная премия.

Ну и сами по себе гонки превратились в сущее безумство. Скорость здесь физически ощущается каждой клеткой. Машины ревут, выгребают землю из-под колес, с размаху мнут бока друг о друга, разваливаются буквально на части, теряют колеса, двери, капот. И это при том, что все участники заезда, как ни странно, пытаются победить. Более того, пытаются крайне агрессивно. Местный AI — это отдельная строчка. Западные рецензенты отчаянно ругали первую часть за излишнюю прыткость искусственного интеллекта. Очень интересно посмотреть, что они напишут теперь, потому что соперники натурально озверели. Причем никакого мошенничества со стороны компьютера не наблюдается — ведомые коллективным кремниевым разумом водители вступают в ожесточенную конфронтацию друг с другом, допускают ошибки, сходят с трассы, врезаются в стоящие на дороге бульдозеры и, вообще, ведут себя совсем как живые. При этом они очень грамотно контролируют ситуацию, из-за чего во время гонки регулярно возникают сценки, которые уверенно просятся в любой голливудский блокбастер. Например, два автомобиля, которые прошибают деревянные заграждения и взлетают на очередном трамплине в воздух. При этом во время полета один из них сжигает азот и вроде как уходит вперед, но соперник все-таки успевает дать ему бампером в борт, отчего обе машины, сцепившись, падают на землю, кувыркаются и, наконец, дробят корпуса о какую-нибудь стену.

Дерби на спортивных машинах — это какая-то совершенно запретная разновидность автопорно. Страшнее разве что покатушки на школьных автобусах.

Благодаря такому вот крайне агрессивному AI неожиданно срабатывает задуманная Bugbear персонификация соперников. Помните, как в рубрике «Из первых рук» мы пару месяцев назад сетовали, что финны неразумно тратят свои силы на никому не нужные вещи вроде вражеских «биографий»? Так вот, настало время выкинуть белый флаг и признать свою неправоту! Через несколько часов игры ты уже поименно знаешь всех своих соперников, боишься их, учишься обманывать их тактики — в общем, вступаешь с гражданами в почти что интимные отношения. Более того, игра очень грамотно демонстрирует вам, с кем конкретно сейчас ведется борьба на трассе — в левом нижнем углу появляется портрет гонщика, который на данный момент находится ближе всего. Интересно, что во FlatOut 2, в отличие от любой другой гонки, нет четкого разделения на соперников-имбецилов и соперников-фаворитов. То есть каждый из участников заезда с равным успехом может оказаться как на первом, так и на последнем месте. Здесь вообще нет такого понятия, как прогнозируемая ситуация. Когда на голову в любой момент может обвалиться гигантская металлическая конструкция или ковш от экскаватора — какие уж тут прогнозы.

Помимо персонификации сработала также вторая удачная затея Bugbear — активные точки на трассе. То есть на дорогах есть моменты, где периодически что-нибудь происходит. На горных треках вдруг случается обвал, и на голову водителям весело летят валуны размером с кинг-конговы ноздри. В городе вам легко могут скинуть на капот испорченный монитор, отчего вы тут же ахнете, как подкарауленная в туалете школьница, потеряете управление и непременно впилитесь в соседнюю палатку с мороженным. Внимание к деталям и потрясающий, а местами так и просто гениальный левел-дизайн — это главное преимущество второй части FlatOut по отношению к первой. Здесь все продумано и все может быть использовано по назначению. Стоящая на обочине бензоколонка может подорваться, обвалить крышу и засыпать дорогу соперникам. Не надо, кстати, думать, что устроенный вами развал сараев неожиданно испарится, когда вы будете проезжать на этом самом месте через круг. Здесь все, включая последний винтик, сохраняется до конца гонки.

Ну и еще немного о нововведениях. Каждую колымагу, представленную в магазине, отныне можно «обкатать» на специальной трассе. Здесь вам выдается огромное поле с заранее установленным трамплином и заботливо предоставленным бетонным «кольцом» для проверки разгона и максимальной скорости. Плюс бесконечный запас закиси азота, который в боевых условиях приходится зарабатывать трюками и разрушениями. Так вот, главная цель таких вот тестовых заездов — вовсе не проверить скорость или там, извините, подвеску. Очевидно, что все нормальные люди используют данную возможность, чтобы безнаказанно разнести в щепки машину, на которую не получается накопить вот уже третий день. Таким образом финны аккуратно вскрыли еще один фрейдовский комплекс любого мужчины — желание разнести в щепки все, что он не может себе позволить.

К сожалению, эти турбо-кары доступны только для мини-игр.

Кстати, о «разнести в щепки». Мы умолчали о главной FlatOut-достопримечательности. То есть о дерби-режиме. Это когда десять машин сходятся на крохотном пятачке с одной-единственной целью — «убить всех людей». Соорудить такое вот гуманное развлечение на компьютере удумали еще Reflections со своей культовой Destruction Derby. Но прикрутить к дерби-забавам ньютоновскую физику и рэгдолл пришло в голову именно Bugbear. И если в первой части дело ограничилось только деформациями автомобилей, то FlatOut 2 демонстрирует сногсшибательный прогресс. Как вам, например, схватка десяти автомобилей на бензозаправке? Регулярные взрывы, которые разбрасывают соперников в разные стороны, прилагаются. Или, например, дерби на крыше строящегося небоскреба. Падающие со скрипом строительные «леса» в наличии. Вообще, то, что творится в такие минуты на экране, иначе как автопорно и не назовешь. Вид разлетающихся вдребезги автомобилей затрагивает в мужском сердце недоступные женщинам, детям и цветам струны. Поиграйте хоть часик — и ваш внутренний австралопитек обязательно вылезет наружу, почешет заскорузлыми пальцами волосатую грудь, а потом попытается высморкаться в мамино «Гуччи». Гарантируем!

Но самое интересное начинается, когда вы обнаруживаете заветную функцию «онлайн». Западная, опять же, пресса заслуженно ругала первую часть за отсутствие возможности сразиться в дерби через интернет с живыми, понимаешь, людьми. Так вот, сиквел эту оплошность исправляет, да еще как. Дело в том, что во FlatOut 2 имеется внушительное количество скрытых автомобилей, среди которых числятся, скажем, тягач или школьный автобус. А теперь постарайтесь представить себе ожесточенную схватку десяти тягачей на бензозаправке, в которой автор этих строк принимал участие буквально за час до написания статьи. Когда вы, без задних колес, высекая корпусом искры, выжимаете газ и впрыскиваете азот, пытаясь добить удачно перевернувшийся грузовик, — счастью, признаться, нет предела. Это какое-то совершенно запретное, необъяснимое чувство, которое, наверное, подробно изучается в университетском курсе психологии.

Как видно на окрестных скриншотах, визуально сиквел выглядит по-прежнему молодцом. Bugbear заботливо дорисовали текстур высокого разрешения, добавили моделям полигонов и прикрутили пару приятных спецэффектов. Здесь же — потрясающее количество физически корректных объектов в кадре, которые кувыркаются, отскакивают, трещат, ломаются и вообще ведут себя совсем как в жизни. Так вот, главная новость состоит в том, что все это великолепие не тормозит вообще. Запуская игру на конфигурации, которая оказалась ниже рекомендуемой, автор этих строк был приятно удивлен полным отсутствием тормозов. Как им это удалось — неизвестно.

И вообще — похоже, что на первой части Bugbear только разминались. FlatOut 2 — это действительно великолепная игра. Здесь точеный геймплей соседствует с удивительной графикой, и все это к тому же вылизано до зеркального блеска. Плюс ко всему, перед нами единственный на сегодняшний день проект, позволяющий безболезненно для окружающих выпустить своего внутреннего Сергея Шнурова наружу. Ценное, между прочим, свойство.

P.S. Отечественное издание FlatOut 2, выпущенное издательством «Бука», не то чтобы идеально — шрифты периодически съезжают, а обучающий режим отчего-то зовется «учебник». С другой стороны, покупка легальной версии — единственный способ сыграть во FlatOut 2 в онлайне. Так что — рекомендуем.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались? FlatOut 2 — это кристальный геймплей, работающий на чистом, как слеза, тестостероне. Безнаказанный развал сараев прилагается.

В день выхода четвертой части FlatOut вспоминаем некогда легендарную гоночную серию.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения
Обзор серии FlatOut. История взлета и падения
Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Сегодня выходит FlatOut 4: Total Insanity, новая часть некогда популярной гоночной серии. За свою многолетнюю историю FlatOut повидала немало: были в ее биографии и громкие успехи, и сокрушительные провалы.

Чем окажется новая часть? Об этом — скоро. А пока мы расскажем, что за серия такая FlatOut, как она появилась и почему ее любят даже сейчас, после нескольких совершенно отвратительных игр.

Любимый многими Stunt Mode, где игроки должны «катапультировать» водителя через лобовое стекло, будет и в новой части, вместе с еще пятью классическими испытаниями.

Горячие финские парни

Рассказ о FlatOut часто начинают с того, что серию придумали финны. И, как ни странно, в нашем случае этот факт и впрямь важен. Дело в том, что финны — нация очень близкая к гонкам, причем гонкам со своим колоритом. Именно выходцы из Суоми (самоназвание Финляндии) долгие годы были самыми успешными раллийными гонщиками: Маркус Гронхольм, Томми Мякинен, Юха Канккунен, Тимо Салонен, Ханну Миккола, Ари Ватанен, Маркку Ален — на семерых они взяли сразу четырнадцать титулов.

А фанаты королевского класса, «Формулы-1», наверняка наслышаны о чемпионах Кеке Росберге, Мике Хаккинене и Кими Райкконене.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

С последних крупных побед финнов прошли уже годы, но представить WRC и Ф1 без них уже трудно.

В общем, несмотря на неторопливую манеру речи и стереотипы о «спокойных и размеренных» финнах, в гонках эти ребята знают толк. А объяснение этому они дают простое: многим приходится расти на фермах или в деревнях, вдали от цивилизации, где много пустых лесных дорог, а садиться за руль с малых лет — это и развлечение, и рабочая необходимость. Что сыграло в появлении серии FlatOut немалую роль — в ее лесах, машинах и общей атмосфере явственно чувствуется именно этот, финский, колорит.

По следам предков

Компания, подарившая миру FlatOut, открылась в 2000 году в Хельсинки. Хотя ни с хоррорами, ни с приключенческими играми финны дел не имели, имя они себе выбрали веселое — Bugbear, что можно перевести как «пугало». Несмотря на малый состав, их дебют скромным не назовешь: в ноябре 2001-го новички выпустили Rally Trophy, посвященную серьезным раллийным гонкам.


Сейчас об игре уже мало кто помнит, однако пятнадцать лет назад ее ждал большой успех. Критики наперебой ставили высокие оценки, а средний балл на Metacritic остановился около восьмидесяти двух. Пресса и фанаты отмечали реалистичную физику и серьезный подход к раллийным гонкам в целом. В Rally Trophy было около сорока проработанных трасс в разных странах, симуляция погодных условий и дорожных покрытий, а также лицензированные автомобили. Среди них засветились даже легенды вроде Ford Escort MK1 RS2000 и Lancia Stratos.

Правда, финны не придали успеху должного значения и уже в следующем проекте перешли от серьезных гонок к веселым покатушкам автомобилей-монстров. Увы, Tough Trucks: Modified Monsters славы не снискала, но определенный опыт разработчики все же извлекли. Их следующая игра стала настоящим прорывом: в ней разработчики совместили идеи из двух предыдущих проектов.

Первые шаги

В ноябре 2004 года в Великобритании появилась игра под названием FlatOut. На обложке было изображено столкновение двух старых тарантасов, а также человек, вылетающий через лобовое стекло, — казалось бы, ничего такого. Но те, кто купил ее тогда, как правило, о потраченных деньгах не жалели.

Первая FlatOut была и остается уникальной игрой, дарящей совершенно новые ощущения. Да, гонки про разрушения выходили и до, и после, но мало где это все сочеталось с яркой, немного бунтарской «реднековской» атмосферой. Действие, как правило, происходило на грязных проселочных дорогах или простеньких асфальтированных трассах, из колонок доносился отличный гаражный рок от не самых известных исполнителей, а парк машин был представлен старенькими ржавыми развалюхами с дешевыми наклейками на кузовах.


Вылетающие через лобовое стекло гонщики стали визитной карточкой игры.

И в этом был свой шарм, тем более что главным здесь было не столько финишировать первым, сколько устроить побольше красочных аварий: отличная система повреждений, агрессивные противники и уйма разрушаемых объектов на трассах к этому всячески подталкивали. Кроме того, безумно популярным стал режим «Дерби», где на стадионе в настоящем бою сходились восемь машин, и единственное правило звучало как «разнеси автомобили всех соперников и выживи».

Те, кому хотелось просто гонок, тоже остались довольны. FlatOut радовала понятной физикой — машины хорошо слушались руля и цепко держались за трассу, а посылать их в управляемый занос было отдельным удовольствием. Трудности во время гонок заключались скорее в том, что требовалось как-то выжить в творящемся на треке аду. Да и соперники заставляли помучиться, в чем, к слову, тоже заключается львиная доля очарования серии.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Помимо прочего, в первой части была возможность улучшать автомобили, перебирая их чуть ли не до винтиков, а любая авария значительно влияла на характеристики машины. Но уже к сиквелу все это значительно упростили.

Каждый из противников обладал именем и машиной с уникальной раскраской, а главное, все они водили по-разному. Узнать кого-либо можно было просто в борьбе, глядя, насколько агрессивно и быстро он управляет авто. Со временем особо ретивых товарищей хотелось просто возненавидеть, а такое может обеспечить далеко не каждая гоночная игра.

Но главной фишкой, наверное, назовем вылетающих через лобовое стекло «кукол» гонщиков. Вокруг этого даже организовали ряд соревнований, где предлагалось проверить, чей персонаж пролетит выше или дальше, и поиграть его тушкой в боулинг или керлинг. В общем, для шумной компании или отдыха после трудного дня FlatOut была просто идеальной игрой.

Чем выше взлетишь.

Первая часть заслужила признание прессы и хорошо продалась, и в 2006 году вышел сиквел. FlatOut 2 вывела серию на новый уровень почти во всем, от игрового процесса и до качества исполнения. Бюджет вырос, и разработчики смогли позволить себе и хорошую картинку, и куда более дорогую музыку — среди исполнителей затесались звезды Alkaline Trio, Papa Roach, Nickelback, Yellowcard, Rise Against, Fall Out Boy, Rob Zombie, Wolfmother, Audioslave и другие. Со второй попытки серия FlatOut заняла совсем другую высоту.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


Вторая часть для многих фанатов стала лучшей в серии. Жаль лишь, что на ней громкие успехи и закончились.

Развитие получило почти все, за что полюбили первую часть. В режиме карьеры появились полноценные чемпионаты с набором очков и борьбой чуть ли не до последнего поворота финальной гонки. На трассах стало больше интерактивных элементов: теперь со скал мог сойти оползень, а на дорогу, прямо под колеса, могли высыпаться бревна, что превращало гонки в еще более зрелищное действо. Помимо стареньких тарантасов появились блестящие спортивные автомобили. Ну а трюки с бросанием «тушки» водителя пополнились новыми безумными соревнованиями — от игры в бейсбол до пуляния несчастных водителей через кольца с огнем.

Даже персонализация соперников достигла нового уровня. Помимо того, что их водительский стиль стал еще более узнаваемым, гонщики обзавелись уникальной внешностью и даже биографиями (в несколько строчек, но и пусть!). Теперь соревноваться с красавицей Кэти Джексон, наглым Джеком Бентоном или безумно быстрой Софией Мартинес было еще увлекательнее.

И пусть ни диалогов, ни сюжета в игре не было, по ходу заездов удавалось хорошенько узнать характеры каждого соперника. Порой борьба становилась делом принципа — просто потому, что в прошлый раз кто-то сильно вам насолил. Ну, или потому что он — ваш главный противник в чемпионате, а судьбу решают считанные очки.

Вторая часть обрела еще больший успех и продалась неплохим тиражом, собрав богатый урожай достойных оценок от прессы. Но дальше дела не задались.

. тем больнее падать

Нет, следующую часть, Ultimate Carnage, провалом назвать нельзя. Это была замечательная игра — по сути, та же вторая часть, только с подтянутой графикой, свежей музыкой и на консолях нового поколения. Помимо обновленной картинки FlatOut получила четырех новых соперников и несколько режимов — похвально, но добавки нарушили почти идеальный баланс второй части. Новые соперники иногда сильно уступали, а иногда были непобедимы, так что гонки стали, по ощущениям, несколько хуже. Еще через какое-то время вышла FlatOut: Head On — та же Ultimate Carnage, только для PSP. А затем серия сменила разработчика, и тогда началось ее стремительное пике.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


К релизу на консолях разработчики хорошенько подтянули картинку, полностью заменили саундтрек и добавили четырех новых противников. Трудно сказать, что было не так, но именно с выходом Ultimate Carnage серия что-то утратила.

Финны из Bugbear отправились делать Ridge Racer Unbounded, а FlatOut по недоразумению попала в руки голландской студии Team6. За всю свою историю эти люди выпустили около сорока игр, но ни одной хорошей. И даже заполучив бренд FlatOut, не исправились: в 2010 году они выдали откровенно скверную FlatOut Wii для консоли от Nintendo, а уже в следующем году сделали «номерную» FlatOut 3: Chaos & Destruction.


Глядя на этот скриншот из третьей части, трудно поверить, что это игра 2011 года. И не мобильная.

Рассказывать о том, что в этой игре сделано плохо, попросту больно, ведь плохо там всё. Машинки из прорисованных ржавых тарантасов превратились в кое-как слепленные «пластмассовые» копии известных брендов, а управлять этим мусором было невозможно. Картинка удивительным образом откатилась ко временам расцвета второй PlayStation, а о качественной музыке, адекватной физике и интересных противниках и думать нечего — всего этого просто не было.

В 2013 году свой «успех» Team6 закрепили мобильной FlatOut Stuntman, окончательно добив серию.

Под чужим именем

Впрочем, если название для вас не важно, а главное — сама игра, то можете подождать и Wreckfest или, как ее еще называют, The Next Car Game.

Дело в том, что Bugbear, настрадавшись с серией Ridge Racer, решили вернуться к своей теме — разрушительным «сельским» покатушкам. Безболезненно сделать это, правда, не вышло. На Kickstarter игра провалилась, собрать деньги получилось лишь благодаря «раннему доступу» в Steam, а сделать финальную версию финнам до сих пор не удалось. Но зато там есть отличная гоночная физика, любимый многими режим «Дерби», а машины в Wreckfest мнутся словно настоящие.

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения

Обзор серии FlatOut. История взлета и падения


Да, Wreckfest официально не относится к серии FlatOut, но именно ее можно считать «настоящим» продолжением.

Единственное, что во всем этом расстраивает (помимо долгого ожидания), — что ни вылетающих из окон водителей, ни гаражного рока, ни запоминающихся персонажей и сумасшедших трюков разработчики, судя по всему, добавлять не собираются. Но, кто знает, может, лучшее впереди? Выйти игра должна уже в этом году на PC, PS4 и Xbox One.

К счастью, надежда на то, что и «тот самый» старый FlatOut вернется, все же есть. Сегодня выходит новая, четвертая часть серии, над которой в этот раз работали французы из Kylotonn. Да, назвать их выдающимися разработчиками тоже, к сожалению, не выходит. Но, в отличие от Team6, в их портфолио есть и относительно удачные игры — например, симулятор ралли WRC 5, удерживающий на Metacritic аж 70 баллов. Получится ли у них дотянуть хотя бы до такой оценки в этот раз? Узнаем совсем скоро.

Скриншот игры FlatOut 2

Наверняка многие задумывались, что случится, если все начнут водить так, как им захочется? Если внезапно отменят правила движения, да и вообще все правила, а за сбитые фонарные столбы и помятые кузова машин на личный счет водителя начнут начислять солидные суммы денег? Ответ прост - случится FlatOut 2.

Два года назад

В 2004 году на прилавках магазинов появилась игра FlatOut. Этот симулятор гонок без правил стал глотком свежего воздуха как для сторонников экстрима на трассе, так и для любителей более пристойных состязаний колесных транспортных средств. Можно толкаться, сбивать столбы и сносить заборы, причем за это игрока только поощряют. Во FlatOut не было никаких крутых реперов и полуголых девушек на старте и финише, как в Need for Speed: Underground. Но в нем был дух. Дух состязания, экстрима и свободы. Игре не хватало только одного - многопользовательского режима.

Прошло два года, и в жизнь любителей аркадных гонок ворвался FlatOut 2 - молодой и агрессивный.

Полная свобода, полная разрушаемость

В этой игре нет правил. Здесь есть только скорость и препятствия, противники и трасса, разрушения и деньги. Причем все это связано в один тугой пучок игрового трека, на котором, скрежеща металлом, носятся автомобили самых разных моделей - от сваренных в гараже монстров, которые будто бы только что выехали со свалки, до начищенных до блеска шикарных спорткаров.

Все они, и дорогие, и дешевые, равны перед трассой, которая живет своей жизнью. Нет, это не та жизнь, что была в Speed Busters, и это не город из Carmageddon или Need for Speed. Здесь трассу оживляют сами гонщики. На всем маршруте в несметном количестве расставлены, разбросаны, установлены предметы - от фонарных столбов до наивных деревянных колышков. Если гонщик просто не умеет водить, он сшибет мирно стоящие на обочине табуретки и поедет дальше. Однако водителям FlatOut за каждый сбитый предмет полагается денежное вознаграждение и немного закиси азота для nitro-ускорителя. Естественно, в конце заезда опрятная сельская дорога, на которой пройдет гонка, будет выглядеть так, будто по ней Мамай прошелся.

Привыкли, что все обломки и осколки пропадают с трассы? Очень зря. Здесь они спокойно остаются на том месте, куда их выкинуло ударом. Естественно что в самый критический момент гонки, когда до финиша остаются считанные метры, а игрок идет первым с ничтожным отрывом, под колесо подворачивается обломок трубы. Или кусок забора. Тогда уже ни о каком первом месте и думать не стоит. Вот это и есть жизнь трассы во FlatOut.

Но кроме неодушевленных оппонентов у игрока найдутся и более существенные поводы для беспокойства. Гонщики-конкуренты со времен первой части стали хитрее и научились часто и грамотно использовать ускорение. Впрочем, враги, как и препятствия, тоже материальны и тоже разрушаемы. Удары в бока, оторванные крышки капотов и багажников и даже потерянные двери - все это было в первой части игры. А вот опасность потерять колесо появилась только в продолжении. Но не стоит волноваться - поскольку гонки аркадные, потеря такой важной детали не остановит неукротимого водителя. Машину с десяток секунд будет уводить в сторону, но потом проблема ликвидируется сама собой.

Автомобильный беспредел под названием "дерби"

Более серьезным бедствием для геймера станет вылет водителя сквозь лобовое стекло автомобиля на улицу. В этом случае игрок увидит, как кукольный человечек взмывает в воздух, пролетает какое-то расстояние и шмякается о землю с сочным звуком. Иногда несчастный может зацепить в полете какое-то препятствие, что сделает его воздушное путешествие еще более эффектным.

Особый интерес придает каждой трассе наличие коротких маршрутов. Не стоит надеяться, что это будет хорошо заасфальтированная дорога. Что угодно, но только не это. Узкие, чуть шире машины, запертые ворота, трамплин, заставленный бочками и бетонными блоками, заваленная бревнами узкая лесная тропа. Все эти короткие пути в равной степени выигрышны и опасны.

По окончании заезда игрокам раздаются денежные призы согласно занятым местам. Не пришли в первой тройке? Не беда. В этой игре щедро вознаграждают самых выдающихся разрушителей автомобилей и частной собственности. Смогли вывести из строя автомобиль соперника - получите приз. Не оставили на трассе ни одного стоящего забора, столба и дорожного знака - принимайте поздравления. Еще одним способом заработать на трассе являются каскадерские трюки - приземление на крышу, переворот в воздухе и прочие трюки щедро премируются.

Все это безобразие сопровождается отличной тяжелой музыкой, настраивающей игрока на боевой лад, заставляющей его толкаться, валить столбы и пробивать заградительные парапеты. В игру включены композиции таких групп как Alkaline Trio, Megadeth, Papa Roach, Rob Zombie и многих других.

Железные кони

Автомобильный парк FlatOut заметно увеличился и стал разнообразнее. В отличие от первой части в игре появились пикапы - тяжелые, хорошо управляемые, но медленные.

Все в игре теперть поделены на три класса. Машины для жестких дерби неуклюжие и больше похожи на куски металлолома, которые и мять не жалко - в этом их основное преимущество. Машины для городских заездов стоят дороже, ездят быстрее, выглядят приятнее. По крайней мере в начале гонки, потому что в конце заезда все машины одинаково мятые и битые. И, наконец, гоночные автомобили - влететь на таком в стену смерти подобно. Симбиоз красоты, скорости и хрупкости.

Ели уродовать новенький спорткар в жестких уличных баталиях жалко, его можно просто оставить в гараже, а вместо него взять развалюху. Теперь, благодаря наличию гаража, игрок может себе позволить иметь больше одной машины.

Аркадным гонкам - аркадную систему улучшения автомобиля. Игроку не придется особенно ломать голову над тем, какую коробку передач или тормоза ему лучше поставить. Надо отметить, что во время покупки той или иной запчасти игроку показывают, как ее установка повлияет на характеристики машины. Приятно видеть, что у автомобиля появилось множество новых характеристик, на которые апгрейды оказывают существенное влияние. Установка ребер жесткости приведет к увеличению веса со всеми вытекающими отсюда последствиями. И так практически со всеми деталями.

Для самых безбашенных

Если обычные гонки могут показаться игрокам недостаточно жесткими, в игре существует режим дерби. Восемь машин устанавливаются в восьми точках небольшой арены. Только один игрок сможет выехать из этой зоны на своих четырех (у некоторых, правда, к концу гонки остается только три колеса). Игрок, оказавшийся в тройке лидеров по времени, которое он смог продержаться на арене, получает денежный приз.

Излишне говорить, что все арена заставлена предметами. Есть и оригинальные решения - на старой заправке топливораздаточные колонки взрываются, если на них наедет неосторожный водитель.

Скоро водитель полетит через пылающие кольца

Но есть во FlatOut режим для настоящих отморозков - режим трюков. В нем вылет водителя из салона авто сделали главной целью. Подбросить водителя как можно выше, зашвырнуть его в центр мишени для керлинга, обмануть искусственного вратаря и забить ему гол в "девятку". В роли мяча, естественно, выступает несчастный гонщик. И это далеко не полный список издевательств над куклой героя.

Безусловный прогресс

FlatOut стал лучше. Множество великолепно проработанных трасс и автомобилей. Режимы игры на любой вкус и отличная музыка известных исполнителей. К счастью, игре удалось сохранить все положительные качества, присущие первой части.

Пять довольных упитанных вомбатов радостно улыбаются, глядя на коробочку с игрой FlatOut 2.

Читайте также: