Panasonic lumix dmc g10 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Четыре года назад я представил в статье "Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах" прототип цифровой камеры со сменной оптикой и прямым визированием по изображению на матрице. Уже тогда казалось, что идея давно назрела и требует серийного воплощения. И вот, наконец, появилась серийная модель Panasonic Lumix G1, развивающая идеи, изложенные в той статье. Принципиальная новизна этой камеры не в сменной оптике и не в прямом визировании - это уже было у зеркальных камер - а в очень коротком рабочем отрезке. Естественно, вкупе с вышеперечисленными факторами :). Я с удовольствием констатирую, что камера получилась удачная, идеи были правильные, но основой для технического творчества масс она вряд ли станет в силу политики консорциума 4/3. Однако, изучение этой камеры может быть весьма полезным для любителей технического творчества. Собственно о самой камере уже много написано. Данная же статья посвящена сменной оптике и возможностям ручной фокусировки на высококачественном электронном видоискателе данной камеры. Тем не менее, и в этой статье приведу несколько фотографий, позволяющих лучше представить конструкцию и функциональные возможности камеры.


Сверху разъем для подключения пульта дистанционного управления. Разъем стандартного диаметра, но втыкать следует только родной фирменный пульт. Снизу разъем HDMI и комбинированный разъем USB и видеовыход. Сигнал на телевизор поступает только в режиме просмотра фотографий.

Если поставить камеру рядом с ее цифровыми собратьями, то она выглядит довольно компактной, в сравнении же с классическими пленочными камерами ее размеры кажутся вполне стандартными.

Попробуем скрестить эту камеру с объективами дальномерных камер с резьбой М39 и рабочим отрезком 28,8 мм. Такими объективами с советских времен комплектовались аппараты Leica и ее многочисленные клоны, такие как, например, ФЭД и Зоркий. Изготовление переходного кольца позволит нам убить двух зайцев: во-первых, получить стандартное крепление, а во-вторых, более точно установить рабочий отрезок стандарта micro 4/3. Дело в том, что прямое измерение рабочего отрезка при наличии камеры и объектива представляется затруднительным, поскольку привод фокусировки у объективов электронный и установленный на оптической скамье объектив выставить на бесконечность достаточно сложно. Камера представляет нам еще меньше возможностей, поскольку перед матрицей расположен достаточной толстый стеклянный фильтр неизвестной толщины и с неизвестным показателем преломления. Таким образом, плоскость фокусировки объектива на воздухе лежала бы где-то в толще этого фильтра. Если считать, что объективы дальномерных камер достаточно хорошо отъюстированы, то добившись точной фокусировки по шкале дистанций, нанесенной на объектив, мы можем вычесть из 28,8 мм толщину получившегося кольца и получить более точное значение рабочего отрезка камеры. Забегая вперед, скажу, что у меня получилось 19 мм. Разброс параметров использованных объективов для дальномерных камер позволяет оценить погрешность +/- 0,2 мм. Кольцо получилось достаточно простое, принципиальных проблем с ним тоже не возникло. Конструктивно байонет на пару мм больше по диаметру, чем классические, существующие уже более 60 лет Ihagee Exakta. Любопытно, что, как я уже писал в статье "OLYMPUS E-300", предыдущий байонет нового стандарта тоже имел лишь незначительные механические отличия от уже открытого на тот момент байонета "Н" ("F"). Т.е. политика, похоже, такова - хоть и есть доступное открытое решение, но мы все равно сделаем все свое и никому не будем объяснять, зачем нам это понадобилось :-)

Сделав этот переходник, я получил потенциальную возможность подсоединить к камере сотни объективов от дальномерных камер. А воспользовавшись стандартным когда-то удлинительным кольцом с длиной в 16,7 мм, к ним добавятся еще и тысячи объективов от зеркальных аппаратов с рабочим отрезком 45,5 мм. Вручную фокусироваться удобнее, когда есть перебег за бесконечность. Поэтому я сделал кольцо чуть-чуть короче. Если необходимо пользоваться шкалой дистанции на объективе, я между объективом и кольцом вставляю юстировочную шайбу толщиной 0,8 мм. По умолчанию, возможность съемки без объектива или с механическим объективом в камере заблокирована, поэтому в меню надо найти пункт Съемка без объектива и разрешить ее.

Для точной ручной фокусировки весьма полезна экранная лупа. В программном обеспечении 1.0 она автоматически включается через 10 с. Есть смысл заменить программное обеспечение камеры на версию 1.1, в которой включение и выключение экранной лупы осуществляется кнопками на задней панели. Кратность экранной лупы и ее положение можно менять. Это делает экранный видоискатель очень удобным для фокусировки с наклонным объективом. На мой взгляд, это даже удобнее, чем на дорожной камере. Возможно, еще большее удобство представляло бы управление камерой компьютером, но среди поставляемых с камерой программ подобных нет, и мне неизвестно, возможно ли их сделать для данной камеры в принципе.

С камерой поставляются две программы: программа просмотра PHOTOfunSTUDIO и программа преобразования сырых кадров SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE. Вторая имеет богатые возможности коррекции снимков, в том числе, и аберраций оптики, и может работать не только с сырыми файлами RW2, но и с форматом JPEG.

SILKYPIX

SILKYPIX

А если дополнить его линзой, использовавшейся для создания афокальной насадки в статье "Рыбьи глаза и компактные камеры", то можно получить и на данной маленькой матрице круг с охватом 180 градусов. При этом рабочий отрезок уменьшится примерно до 30 мм.


Объектив Пеленг с переделанной оправой и насадочной линзой.

На приведенной ниже фотографии круг слегка зарезается, но у нас-то есть запас, поэтому варьируя фокусное расстояние насадочной линзы и рабочей отрезок, можно добиться практически идеального по охвату результата.

Конструкция с дополнительной линзой усиливает хроматические аберрации. Если щелкнуть мышью по миниатюре, то откроется снимок с хроматическими аберрациями, исправленными с помощью программы RawTherapee. Исходный снимок можно посмотреть здесь.

При испытании данной конструкции выяснилось, что довольно сильно падает контраст, что, вероятно, связано с отсутствием чернения внутренней поверхности кольца. На приведенном снимке он значительно поднят при преобразовании из сырого формата RW2. Поскольку объектив рассчитан на существенно больший кадр, то на стенки падает значительное количество света, который, отражаясь от стенок, попадает на матрицу. Возможно, стоит обклеить внутреннюю поверхность кольца черным бархатом или установить дополнительную световую ловушку в виде кольца из черной бумаги с отверстием, согласующим угол зрения объектива с размерами матрицы, наклеенного в плоскости байонета. Бархат плох тем, что накапливает пыль, а ловушка мешает использованию систем со сдвигом объектива. Улучшит ситуацию и более длинная бленда, согласованная по углу зрения с маленькой матрицей, а не кадром 24х36, как штатная, приведенная на снимке.

Меха и кольца под резьбу М42 позволят использовать камеру и для макросъемки. Причем в этом случае у нас относительно большой запас для наклона и сдвига.

Приведенный снимок не очень показателен, монета не простирается в бесконечность и аналогичную четкость можно получить предельным диафрагмированием объектива без его наклона. В данном случае размытие изображения за счет увеличения аберраций при наклоне сопоставимо с дифракционным размытием при закрытой диафрагме. Хотя иногда можно найти оптимальное соотношение наклона и диафрагмы, однако это требует столько усилий, что к наклону стоит прибегать только тогда, когда необходимой глубины резкости нельзя добиться предельным диафрагмированием. Подробнее о съемке с наклоном и сдвигом можно прочитать в ранее опубликованных статьях: "Дорожная камера", "О попытках максимально использовать возможности оптической системы", "Чудо механики – объектив PC MICRO-NIKKOR 85 мм 1:2,8 D".

Миниатюра. Расстояние между короткими штрихами 10 мкм.

Может использоваться камера и для специальный исследований, например как спектрограф:

Данная конструкция аналогична описанной в статье "Занимательная спектроскопия". В фокальной плоскости первого объектива расположена щель, между объективами - дифракционная решетка. Устройство направляется на источник света. Если снять спектр лампы накаливания при разных выдержках, то можно заметить, что будет меняться не только яркость, но и цвет некоторых участков спектра. Как и большинство цифровых камер с RGB фильтрами, данная с трудом различает, например, чисто желтый ( линия натрия) свет.

Спектральный состав света в данном эксперименте можно однозначно определить, измерив расстояние от края снимка. Цвет темной полосы на верхнем снимке и желтой полосы на нижнем один и тот же, и число фотонов, попавших на эту часть матрицы, практически не отличается от соседних зеленых и красных областей. Однако монитор не может воспроизвести монохроматическое излучение, а в лучшем случае способен заменить узкую спектральную полосу широкой с совпадающей средней точкой. Поэтому при недостатке света узкая спектральная область игнорируется, а при избытке заменяется широкой. Проблема в том, что если у нас сплошной спектр, то изменение яркости в разных частях спектра происходит не в одинаковой пропорции к числу упавших на матрицу фотонов. Мы можем вычислить цвет и его энергию, но не можем оценить его визуально. P.S.

Основной вывод, который позволяют сделать испытания этой камеры, заключается в том, что электронный видоискатель вполне конкурентноспособен в сравнении с матовым стеклом зеркальных камер. При низком освещении картинка становится шумной и медленно меняется, но на матовом стекле при подобном освещении у многих камер разглядеть что-либо вообще трудно. Хотя фокусировка при низком освещении по электронному видоискателю и требует других навыков, чем фокусировка по матовому стеклу, она, возможно, даже более эффективна. Избавляясь от матового стекла в конструкции камеры, мы автоматически решаем проблему точности фокусировки. Даже если толщина переходного кольца не позволяет установить объектив точно на расстоянии рабочего отрезка, это не скажется на точности фокусировки, а только на соответствии шкалы дистанций на объективе реальности. С точки зрения классических приемов юстировки остается актуальным только достижение перпендикулярности матрицы оптической оси. При нынешнем подходе к производству все ручные юстировочные операции очень дороги. Поэтому система подвижного крепления матрицы в трех точках с возможностью перемещения с помощью электромоторов решает не только вопрос автоматической фокусировки при использовании произвольного объектива, но и вопрос юстировки наклона. Системы перемещения матрицы для стабилизации дрожания показывают, что технически эта система сегодня вполне реализуема.

Второй важный вывод - система фокусировки без использования дополнительных датчиков по изображению, формируемому на матрице, имеет конкурентоспособную скорость.

Стандарт Micro Four Thirds был создан исключительно для цифровых камер и их оптики. В его основе лежит сенсор с габаритами 18 на 13.5 миллиметров и кроп-фактором 2, в чем и заключается его основное отличие от цифровых зеркальных и беззеркальных камер других компаний, построенных на основе больших APS-C матриц кроп-фактором 1.5 – 1.6. Размеры сенсора Four Thirds – краеугольный камень многих споров; с одной стороны, он более шумный и с большей глубиной резкости, чем APS-C камеры, ну а с другой – фотоаппараты на его основе существенно компактнее и легче.

В конструкции камер Micro Four Thirds нет зеркального блока и оптического видоискателя. Это повлияло не только на весогабаритные параметры камер, но и позволило уменьшить диаметр байонета на 4 миллиметра, и сократить рабочий отрезок в два раза. Именно благодаря отсутствию зеркала Micro Four Thirds характеризуются существенно меньшими физическими габаритами, чем даже самые компактные зеркалки. Впрочем, сейчас уже есть Sony NEX3 и Sony NEX5, но это отдельная история.

Основные технические характеристики Panasonic Lumix G10

  • 12-мегапиксельная 4/3 Live MOS матрица;
  • 3” LCD-дисплей, 460 000 пикселей;
  • Чувствительность ISO 100-6400;
  • Отрабатываемые выдержки: от 1/4000 до 60 с;
  • Режимы приоритета диафрагмы и выдержки, полностью ручной режим;
  • Оптическая стабилизация (в китовом объективе);
  • Серийная съемка частотой 3.2 кадра/c;
  • Компенсация экспозиции: +/-3 EV с шагом 1/3 EV;
  • Поддержка карт памяти SD, SDHC и SDXC;
  • Порты miniHDMI, USB;
  • Съемка в формате RAW;
  • Съемка HD-видео в разрешении 1280 x 720 @ 30 кадров/c в формате MOV;
  • Габариты: 124 x 83,6 x 74 мм;
  • Вес: 336 грамм.

Эргономика и внешний вид

Lumix G10 внешне почти идентичен модели Lumix G1, выпущенной полтора года назад. Новинка стала легче на 50 грамм, теперь ее вес вместе с китовым объективом составляет 336 грамм. Это очень немного для фотоаппарата со сменной оптикой.

G10 определенно покажется удобной большинству пользователей. Здесь есть комфортная ручка с приятным резиновым покрытием, аккуратный матовый наплыв-упор для удобного хвата, и, что очень важно, почти все кнопки и переключатели находятся в зоне досягаемости большого и указательного пальцев правой руки.

Качество сборки камеры – отличное. Основной материал корпуса – софт-тач пластик, его приятно держать, он не загрязняется, не сохраняет на себе следы пальцев и с трудом царапается. Красная и синяя версии из-за софт-тач пластика отливают бархатистым мягким цветом, это смотрится очень стильно.

Корпус G10 всего раза в полтора меньше обычных зеркальных камер, но если сравнить объективы Micro Four Thirds c оптикой для зеркальных камер, то здесь разница в размерах просто огромна.

На передней панели фотоаппарата можно найти светодиод, помогающий камере сфокусироваться при слабом освещении. Он же выполняет роль индикатора при использовании функции автоспуска. Там же, рядом находится байонет и кнопка, позволяющая снять объектив с камеры.

На нижней части корпуса имеется металлическое крепление для установки на штатив, оно находится ровно под оптической осью камеры, что немаловажно при съемке панорам.

Там же находится объединенный слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC и для аккумуляторной батареи.

На левой части камеры можно обнаружить разьем для подключения проводного пульта управления, а также HDMI и USB-порты.

Функционал и меню

Система оптической стабилизации встроена не в корпус, а в объектив, управлять ей можно через меню камеры. Имеется три режима работы стабилизации – постоянный (работает непрерывно), ручной (включается при нажатии на кнопку спуска) и автоматический режим. К счастью, на время автономной работы стабилизатор почти не влияет - камера честно отрабатывает заявленные 350 снимков, в то время как предыдущая модель выдавала только 300 снимков на одном заряде.

Большую часть задней поверхности камеры занимает 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 000 пикселей. По сравнению с экранами с разрешением 230 000 пикселей, монитор выглядит впечатляюще, а по сравнению с 920 000 пиксельными – лишь немного хуже. Функция Auto Power LCD самостоятельно определяет текущие условия освещения и регулирует яркость дисплея в соответствии с ними. В яркую солнечную погоду яркость будет максимальной, в темноте – минимальной.

Вместо оптического видоискателя, G10 оснащена электронным видоискателем. Разрешение в нем – всего 202 000 пикселей. Этого хватит для комфортного визирования… но не более того. Например, видоискатель в Lumix G2 имеет разрешение 1 440 000 пикселей, он тоже не идеален, но G10 с ним не идет ни в какое сравнение.

Для снижения цены также был убран инфракрасный приемник, автоматически переключающий изображение с основного экрана на видоискатель. Вместо этого теперь есть отдельная кнопка, а переключение осуществляется вручную. В старшей модели, Lumix G2, такой датчик имеется. Поскольку видоискатель получает тот же сигнал от процессора и матрицы, в нем тоже можно просматривать фотографии и ходить по меню. Это не очень удобно, но в определенных условиях может быть полезно. Кроме того, если батарея камеры близка к разрядке, переключение на миниатюрный дисплей позволит заполучить вам несколько десятков дополнительных снимков. Справа от видоискателя расположена кнопка просмотра, возле нее – кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозиции. В меню можно выбрать, что именно будет блокировать эта клавиша: только фокус, только экспозицию, или одновременно и то и другое.

В месте эргономического наплыва под большой палец расположено навигационное колесико. Напомним, в G1 оно находилось на передней части камеры, то есть прямо под указательным пальцем. Освоить работу с колесиком будет не сложно, изменять параметры диафрагмы и выдержки с его помощью можно быстрее, чем через основное меню. Колесо также используется как клавиша: при нажатии на ее центральную часть вместо изменения настроек диафрагмы и выдержки появится меню экспокоррекции, через которое можно внести поправку в пределах от –3 до 3 EV c шагом в 1/3 EV.

G10

Стандарт микро 4/3 за полтора года своего существования (анонсирован 5 августа 2008 года) вышел из детского возраста и стал законченной взрослой системой, представленной значительным количеством камер Panasonic и Olympus.

В целом, стандарт получился достаточно унифицированным. Технически большинство представляющих его камер имеют очень близкие характеристики и позволяют получить абсолютно одинаковые по качеству снимки. Разница, в первую очередь, заключается в удобстве пользования возможностями, которые предоставляют матрица и объектив. У большинства камер матрица стандартная, и только в камере Panasonic Lumix DMC-GH1 стандарт трактуется несколько расширенно, т.е. он соблюден , но предоставлены и возможности, им не предусмотренные. Если сравнивать G10 с другими камерами, то больше всего она по возможностям похожа на Panasonic Lumix DMC-GF1 с дополнительным пристыкованным электронным видоискателем. Отличия в этом случае можно считать косметическими, но и они для кого-то могут оказаться решающими при выборе, какую же камеру купить. Итак, GF1, если рассматривать только корпус, меньше и легче. Если подсоединить объектив и видоискатель, то все отличия практически нивелируются. G10 будет иметь более ухватистый корпус и возможность использовать одновременно видоискатель и внешнюю вспышку. У GF1 зато есть возможность повернуть видоискатель под углом к камере и чуть-чуть большие возможности в режиме видеосъемки. Если сравнивать с первенцем серии, Panasonic Lumix G1, то данная модель уступает ей качеством видоискателя и отсутствием поворотного экрана, зато имеет возможность снимать видео с записью его в формате Motion JPEG. Если сравнивать с G2, то отличия те же, плюс G2 умеет записывать видео в формате AVCHD Lite. Кино для этих камер - фактически бесплатное приложение, потому что, если речь идет именно о нем, то конкурировать с видеокамерами может только GH1.

G10

G10

Колесо управления переместилось по сравнению с G1 с передней панели на заднюю. При работе с электрически не сопряженными объективами нажатие на колесо включает экранную лупу. При работе со штатным объективом в режиме ручной фокусировки экранная лупа автоматически включается при вращении колеса фокусировки.

G10

Внешне и функционально данная камера очень похожа на Samsung NX10. Samsung имеет лучший видоискатель с большим числом точек и экран AMOLED, а не ЖК, что, в первую очередь, дает небольшой выигрыш на ярком солнце, и потенциально матрицу с большими возможностями, но камера Samsung пока еще не вышла из младенчества и по функциональности уступает G10. Поэтому основной вопрос, который становится критичным при выборе между этими двумя моделями, это вопрос цены. Есть надежда, что G10 станет самой дешевой камерой в серии micro 4/3. Для того, чтобы снизить себестоимость производства, в частности, выпущен новый штатный объектив Lumix G VARIO 1:3,5 – 5,6/14-42 ASPH. MEGA O.I.S. В отличие от предыдущего объектива Lumix G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S пользователь фактически не заметит разницы, однако отсутствие переключателя режима стабилизации на объективе, вероятно, дает существенную экономию при массовом производстве, а переключение через меню, на мой взгляд, ничем не менее удобно, учитывая, что это вряд ли придется делать часто. Судя по западным ценам на эту камеру со штатным объективом и один только корпус, стоимость объектива укладывается в разброс цен между магазинами.


Lumix G VARIO 1:3,5 – 5,6/14-42 ASPH. MEGA O.I.S.

Таким образом, покупка одного только корпуса в большинстве случаев не оправдана. Даже если вы в дальнейшем собираетесь покупать дорогостоящие объективы, например, фирмы Leica, то этот объектив все равно вам пригодится, например, для съемки в тяжелых погодных условиях – его не жалко.

На технических характеристиках и меню я подробно останавливаться не буду – их можно посмотреть в предыдущих статьях, посвященных камерам данного стандарта. Добавлю только ранее не публиковавшийся спектр излучения вспышки, полученный с помощью спектрофотометра ColorMunki и программы Argyll CMS. Для сравнения приведены графики спектра излучения вспышек и других известных камер.

Ведущее число встроенной вспышки равно 13. Можно подсоединить внешние вспышки, как управляемые камерой, так и с одним центральным контактом. Отмечу, что если использовать внешние вспышки с одним центральным контактом, то камера умудряется определять ее подключение и ограничить допустимую выдержку 1/160 с. Причем определяет она именно по наличию то ли напряжения на центральном контакте, то ли изменения емкости, а не по самому наличию вставленного в контакт башмака, как сделано, например, у камер Canon. Камере небезразлична полярность внешних вспышек, поэтому при подключении студийных вспышек, скорее всего, придется использовать кабель, изменяющий полярность подключения.

Всегда интересно посмотреть на место, которое занимает камера во всей истории фотографии. Поэтому я провел сравнение с выпущенной 50 лет назад камерой "Москва 5" (1958 г.) с объективом "Индустар-23" 4,5/110. Это, пожалуй, последняя советская камера с форматом кадра 6х9 см, бывшая достаточно массовой (Выпущено 216457 шт, а всего камер "Москва" разных модификаций было выпущено 519746 шт) и имевшая весьма заслуженных предков в лице ZEISS - IKON. Подробно об истории советского фотоаппаратостроения смотрите на прекрасном сайте Георгия Абрамова. В общем, типичный представитель своей эпохи. Кстати, там указано, что объектив у" Москвы 5" - "Индустар-24" 3,5/105, у моего же образца, как и у "Москвы 4", - "Индустар 23", а затвор "Момент 1" без автоспуска, как у "Москвы 1", но с синхроконтактом. Хотя эксперимент по сравнению камер был поставлен экспромтом., тем не менее был проверен затвор и юстировка камеры, и можно надеяться, что отработала она почти как новая. 8 кадров на пленке требуют непривычной сегодня экономии и, возможно, отсутствие дублей не позволило получить идеальный для данной камеры результат.



И не скажешь по этому снимку, что современные камеры компактнее :-)

Были сделаны снимки на пленку TMAX 100, пролежавшую с 2000 года в холодильнике, и проявлены проявителем D76. Возродить процесс печати было чересчур накладно, поэтому негативы были далее пересняты камерой G10. Логика сравнения была следующая: переснимаем кадр целиком и затем последовательно все меньшие и меньшие фрагменты кадра, пока на снимках не перестанут появляться новые детали. В результате оказалось, что для того, чтобы получить одинаковое количество деталей, необходимо переснимать фрагмент чуть меньше полного кадра.

Однако преимущества "Москвы 5" здесь весьма иллюзорны, поскольку надо учесть, что часть деталей терялась именно при пересъемке за счет не идеального качества объектива "Индустар 61" и перекоса пленки относительно оптической оси. Т.е. если бы у меня была идеальная система для пересъемки, то увеличение, необходимое для получения одинакового количества деталей, было бы меньшим. Большой формат кадра позволил практически не обращать внимание на зерно пленки, поскольку в отличие от 35 мм кадров здесь нет необходимости ни в особо мелкозернистой пленке, ни в соответствующем проявителе. Если проанализировать шкалу глубины резкости, нанесенную на объектив камеры ( подробно в статье о программе расчета глубины резкости), то мы увидим, что расчетный размер допустимого круга нерезкости равен 80 мкм. Т.е камера рассчитана на печать снимков 13х18 см. Объектив Индустар 23 имеет разрешающую способность по ТУ 30 пар линий на мм по центру кадра. Это дает нам допустимый круг нерезкости 33 мкм, что позволяет получать резкие отпечатки в три раз большие размера кадра 18х24 см. При диафрагмировании разрешение объектива возрастет и, вероятно, можно надеяться получить резким отпечаток 24х30 см. С аналогичным разрешением такой отпечаток позволяет получить и 12 Мп камера. Так что если сравнивать количество деталей на снимках, сделанных двумя этими камерами, и отпечатанных стандартным для каждой из камер способом, то отпечатки 24х30 см скорее всего будут неотличимы. Таким образом, можно считать, что качество массовой фотографии за 50 лет не изменилось. Проблема даже не в том, что нельзя получить лучшую фотографию, а в том, что это почти никому не нужно.

Вообще, если очень постараться, то "Москвой" можно снять лучше, чем 12 Мп камерой, но вероятность вернуться с более удачным снимком из похода с цифровой камерой много выше. Во-первых, стабилизатор, во-вторых, более короткие выдержки, в-третьих большая глубина резкости, в-четвертых, непосредственный контроль результата на месте, и наконец, на карту памяти вмещается не 8 снимков, можно и продублировать :-) Проанализировав остальные семь кадров, я бы оценил количество деталей в кадре 6х9 в 15-18 Мп при условии идеальной фокусировки и съемки со штатива и достаточной освещенности для диафрагмирования объектива на 3 ступени. И есть еще небольшой резерв в борьбе за качество в виде бленды и желтого фильтра.

Эволюцию беззеркалок легко проследить даже за недолгое время их существования. Здесь легко проводится аналогия с традиционными зеркальными камерами. Есть модели покомпактнее и попроще, они как правило дешевле и не обладают развитой эргономикой, например Panasonic Lumix GF3. Есть модели с удобнейшим управлением и широкими возможностями фото-видеосъемки, они, разумеется – дороже, например Lumix GH2. А есть фотоаппараты средние по совокупным характеристикам между этими классами. Они интересны балансом качества снимков, удобства съемки и возможностей. Именно таким фотоаппаратом и является Lumix G3, о котором мы сегодня подробно расскажем.

Panasonic Lumix G3 в четырех цветах

Lumix G3 обладает большим 16-мегапиксельным сенсором стандарта Four Thirds

Вообще Lumix G3 очень похож в работе на зеркалку, несмотря на то, что он существенно меньше. Множество кнопок, скроллеры быстрого управления и поворотный сенсорный экран определенно придутся по вкусу фотолюбителям с повышенными требованиями.

Технические характеристики, комплектация

Panasonic Lumix G3
КлассБеззеркальная камера со сменной оптикой
МатрицаLive MOS, 16,2 Мп
Формат снимковJPEG, RAW (4592x3448)
Формат видеоAVCHD, 1920x1080 60 fps
Диапазон чувствительностиISO 160 – 6400
Диапазон выдержек1/4000 – 60 с, режим Bulb
ВспышкаВстроенная (ведущее число 10) + разъем hot shoe для внешней вспышки
ЭкранСенсорный TFT, диагональ 3.0’’, разрешение 460 000 пикселей
ПамятьПоддержка карт памяти SD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB, HDMI
АккумуляторСъемный, Li-Ion, 1010 мАч
Габариты и вес115 x 84 x 47 мм, 336 г
Цена27 000 рублей

Как видите, фотоаппарат отличается уникальной функцией для своего класса: сенсорным управлением. И хотя модель не получила тех же возможностей, что и флагманская камера Lumix GH2, процессор обработки изображений и скорость автофокусировки у нее такая же. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Комплект поставки Lumix G3

В комплекте с Panasonic Lumix G3 поставляется зарядное устройство, удобный ремень, кабель для подключения к компьютеру, необходимое программное обеспечение на диске, руководство пользователя и объектив 14-42/3.5-5.6.

Дизайн фотоаппарата также изменился. Корпус теперь выглядит компактнее и изящнее, изгибы стали более плавными и округлыми. Но самое важное и в тоже время самое спорное изменение – это уменьшенные на 25% габариты. На фотографиях это не заметно, но если взять в руки Lumix G3 и G2, то разница в размерах становится очевидной. На наш взгляд, стало однозначно лучше, однако некоторые поклонники Panasonic утверждают, что старые, более крупные камеры, держать было удобнее.

Lumix G3 с возведенной встроенной вспышкой

Нельзя не отметить, что миниатюризация прошла без серьезного изменения облика и эргономики – осталась встроенная вспышка, разъем горячий башмак, а также электронный видоискатель и поворотный экран.

Дизайн и эргономика

Lumix G3, как и подобает устройству такого класса, отлично собран, не скрипит и не люфтит. Каркас корпуса сделан из стали и алюминия, а покрытие по большей части пластиковое. Уменьшение размеров заметнее всего сказалось на ручке – она значительно короче, поэтому в паре с большими объективами камера смотрится очень специфически. Гораздо больше ей идет объектив из комплекта, а также линзы с фиксированным фокусным расстоянием вроде 14/2.5, 20/1.7 и 25/1.4.

Ручка Lumix G3 стала заметно меньше

Все органы управления остались на своих местах, так что переход с других камер, например G1, G2 или G10 будет совершенно безболезненным. Единственное, что стоит отметить – это тот факт, что кнопка видеозаписи переехала на тыльную часть, на место клавиши блокировки AF/AE. К этому, впрочем, и привыкать не понадобиться.

Кнопка видеозаписи переехала с верхней на заднюю грань камеры

Клавиша Q.Menu теперь находится под пятипозиционным джойстиком, где раньше находился репетир диафрагмы. Восстановить прежний функционал можно, если запрограммировать функции на настраиваемые клавиши. Спереди Lumix G3 выглядит как типичная зеркальная камера, однако внутри расположен меньший сенсор стандарта Micro Four Thirds, а зеркала нет. С функциональной же точки зрения отличия зеркалок от беззеркалок уже незначительны.

Lumix G3 – та же зеркальная камера, но маленькая и без зеркала

Кольцо байонета камеры окружено прочной металлической вставкой, которая выполняет не только декоративную функцию, но и укрепляет конструкцию. На ручке имеется небольшая вставка из soft touch пластика. А в правом верхнем углу расположена вспомогательная лампа подсветки автофокуса. На правой части корпуса имеется пластиковая шторка, под ней находятся разъемы HDMI и USB, а также разъем для подключения проводного пульта ДУ.

Разъемы расширения Lumix G3 спрятаны под одной пластиковой шторкой

В отличие от Lumix G2, располагавшей отдельными барабанчиками и рычажками, которыми переключались режимы серийной съемки, зоны и способа автофокуса, в Lumix G3 верхняя часть корпуса выглядит значительно скромнее – ничего из перечисленного выше на ней нет.

Lumix G3: вид сверху

Есть кнопка спуска затвора, клавиша-индикатор режима iAuto, рычаг включения и барабан с пользовательскими, автоматическими и ручными режимами съемки. Здесь же расположен горячий башмак, стереомикрофон, рычаг возведения встроенной вспышки и динамик.

Отсек для батареи и карты памяти в Lumix G3 унифицирован

Слот для карт памяти переехал на днище камеры, и теперь совмещен с отсеком для аккумуляторной батареи, тогда как у G2 отсек для SD-карт находился сбоку.

Экран, видоискатель

Дисплей, как уже было сказано, поворотный. Он также заключен в прочный металлический корпус и теоретически способен выдержать падения в открытом состоянии на твердую поверхность. Хотя, конечно, Lumix G3 не позиционируется как защищенная камера, так что намеренно проверять ее на прочность не стоит.

Поворотный дисплей Lumix G3

Экран такой же, как и в других моделях Lumix – это 3-дюймовая матрица с разрешением 460 000 пикселей и резистивным сенсором. Он обеспечивает хорошую цветопередачу и достаточно неплох в целом, однако уступает по разрешению фотоаппаратам Sony NEX, а по насыщенности и углам обзора – OLED-дисплеям в камерах Olympus E-P3 и Samsung NX100.

Помимо прочего, дисплей отличается низкой маркостью, следы от пальцев отчетливо видны лишь на ярком солнце. Он поворачивается в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с ним можно снимать автопортреты, комфортно вести видеосъемку и делать фотографии из самых нестандартных положений. Это уникальная фишка среди беззеркалок, лишь фотоаппараты Sony NEX обладают чем-то похожим, но там изменение положения экрана более ограничено.

Шарнирный механизм позволяет крутить экран Lumix G3 в двух плоскостях

Дисплей камеры – полноценный орган управления. В отличие от предшествующих моделей, им придется пользоваться, так как полного дублирования функций тачскрина в обычных кнопках нет. Что можно делать через сенсорный интерфейс Lumix G3? Да практически все.

Lumix G3: вид сзади. Кнопки управления, сенсорный экран, электронный видоискатель

Дисплей можно использовать, как большую кнопку спуска затвора, это удобно при съемке из положения над головой и с уровня пояса. Вызов различных элементов меню и изменение настроек происходит также благодаря сенсорному дисплею. Меню легко подстраивать под себя, перетаскивая необходимые иконки в нужные места. Касанием задается зона автофокусировки, указывается точка, по которой должен вестись следящий автофокус. Это удобно, однако потребует привыкания в случае, если ваша предыдущая камера не оснащалась чувствительным экраном.

Помимо дисплея в фотоаппарате имеется электронный видоискатель. Переключение между видоискателем и дисплеем осуществляется небольшой кнопкой на левой части корпуса. Рядом с ней находится колесо диоптрийной коррекции, которое позволяет подстроить изображение для людей с проблемным зрением.

Видоискатель удобен в работе по нескольким причинам. Во-первых, его разрешение составляет 1 440 000 пикселей. Это значительно лучше того, что мы видели ранее. Во-вторых, картинка очень плавная, а так называемый эффект pixel teardown почти незаметен благодаря новому процессору обработки изображения. Информация по съемке выводится сразу на дисплей, и тут камера покажется очень знакомой для снимавших зеркалками. Информационная строка находится снизу экрана и включает в себя основные параметры съемки, такие как выдержка, экспозиция, ISO и так далее. Иконки, демонстрирующие заряд батареи и качество снимков отображаются сверху.

К сожалению, датчика приближения в Lumix G3 нет, поэтому переключаться между экраном и видоискателем придется кнопкой, свернув экран «лицом» внутрь. В этом случае видоискатель включается автоматически.

Экран Lumix G3 можно прятать лицевой частью внутрь

Прислонив камеру к лицу по ошибке, вы рискуете случайно сбить несколько настроек своей щекой. Визирование через электронный видоискатель затруднено шумами в темное время суток, но в отличие от оптического видоискателя, все изменения настроек тут же отображаются на картинки.

Кнопки управления Lumix G3

Справа от видоискателя располагаются клавиша режима просмотра, кнопка видеозаписи, кнопка-колесико быстрой настройки. Чуть ниже – клавиша переключения информации на экране, она же настраиваемая кнопка 1. Еще ниже – джойстик, направления которого отвечают за настройку чувствительности, баланса белого, таймера автоспуска и зоны автофокусировки. Под джойстиком располагается кнопка вызова каскадных быстрых меню Q.Menu, она же настраиваемая кнопка 2.

Функционал камеры

Устройство поддерживает все объективы Micro Four Thirds и позволяет устанавливать оптику Four Thirds через специальный переходник. В комплекте с Lumix G3 поставляется объектив 14 mm F/2.5 или же 14-42/3.5-5.6.

Lumix G3 имеет огромное множество возможностей по обработке изображений, в числе которых есть несколько режимов имитации пленки, а также режим HDR. Да и в целом, настроек у Lumix G3 хватит сразу на несколько беззеркальных камер. Все изменяемые параметры едва умещаются в 20 страниц меню. Самые излюбленные параметры (до 15 штук) вы можете вынести в Q.Menu просто перетаскивая иконки пальцем.

Помимо съемки 16-мегапиксельных RAW и JPEG-фотографий, Lumix G3 может записывать видеоролики в FullHD-разрешении. Как уже отмечалось, в Lumix G3 устанавливается самая совершенная на сегодняшний день LiveMOS матрица Micro Four Thirds, а обработка сигнала лежит на новейшем процессоре Venus Engine FHD.

Битрейт видео не такой высокий, как в модели Lumix GH2, но качество заслуживает высочайшей оценки. Для максимального удовлетворения оператора, к Lumix G3 нужно купить объектив с маркировкой HD, так как они отличаются быстрой и практически бесшумной фокусировкой.

Тестовые снимки

Если использовать камеру как замену просюмерской компактной камере, качество снимков вас поразит. Да, большой сенсор даже в компактном корпусе не спрячешь, и качество снимков Lumix G3 можно ставить в ряд с зеркальными камерами на APS-C сенсоре, пусть и с некоторыми оговорками. Для максимально качественных результатов, конечно же6 рекомендуем снимать в RAW.

Отличное качество изображений на высоких ISO – визитная карточка нового сенсора. Деградации цветов не наблюдается, и даже на ISO 3200 и 6400, все что можно заметить – это легкий шумок на темном небе, который без проблем уберется в Lightroom, Aperture или Photoshop.

Читайте также: