Сюжета far cry 3 за вааса против джейсона обзор мода я пират

Обновлено: 06.07.2024

И о том, почему Джейсон Броди — отличный протагонист.

Far Cry 3 — это, безусловно, культовая игра. Для многих людей это лучшая часть в серии. Приключения на тропическом острове, наполненном пиратами, очень крепко врезаются в память за счёт множества запоминающихся моментов, которые мгновенно всплывают перед глазами каждый раз, как вспоминаешь свой опыт прохождения данного творения Ubisoft. Такие эпизоды в игре начинаются прямо с самого её начала, когда Ваас произносит свой знаменитый монолог, и продолжаются дальше по ходу сюжета. Помните странного деда-грибника? Или сражение с огромным чернильным чудовищем? А ещё монологи про безумие, сжигание плантации марихуаны под качающий дабстеп, и множество других деталей по типу ножика у ёжика и спасительной зажигалки.

Всё это оставляет в голове сильный эмоциональный след. Однако именно из-за него многие люди не заметили в игре кое-что не менее интересное — нарративную составляющую. Да, в Far Cry 3 на самом деле довольно проработанный сюжет с интересным посылом и моралью. Сценарий игры пропитан аллюзиями на «Алису в Стране чудес» и, как даже говорили сами разработчики, люди просто не заметили этого «второго слоя» в сюжете игры, хотя одна из основных его тем лежит на поверхности. Поднимается она практически через каждого персонажа в игре, но раскрывается именно через Джейсона Броди. Вообще Far Cry 3 — это единственная игра в серии, где есть хорошо прописанный протагонист, который меняется по ходу истории, делает выводы и своим примером доносит вполне даже повседневную для обычных людей мысль.

В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно.

Сразу скажу, что если для кого-то всё рассказанное дальше было очевидно, то я искренне рад за вас. Целью этого поста ставится попытка объяснить людям, у которых касательно Far Cry 3 сложились неверные стереотипы, что они не правы и это не просто весёлая наркоманская игра без упора на сюжет, а вполне грамотно построенное произведение, поднимающее и отвечающее на многие интересные вопросы.

С самого начала игры разработчики с помощью цитат из «Алисы в Стране чудес» проводят параллель между историей игры и этой сказкой. Как Алиса попадает в мир, где всё для неё кажется совершенно безумным и ненормальным, так и Джейсон Броди попадает в условия, которые противоречат его привычному образу нормальной жизни. Вместо выпивки, подружек и танцев его окружают насилие и психопаты. И протагонист игры, как человек, который за 27 лет жизни нигде не работал, а только развлекался, находит во всём этом нечто своё — то чего, ему будто не хватало. Чувство своей значимости.

Это происходит постепенно. В начале игры при побеге из лагеря Вааса Джейсон с трудом сдерживает эмоции, когда его брат, бывший морпех, убивает у него на глазах человека. Тоже самое происходит, когда ему самому приходится в первый раз убить прыгнувшего на него пирата. И разработчики специально делают на этом акцент. Анимировать дрожащие руки просто так никто бы не стал. Но ключевой момент из завязки игры — это смерть старшего брата. Когда Грант умирает, первоначальная цель Джейсона — найти младшего брата и друзей, после чего сбежать с острова. Об этом он говорит прямым текстом. У Джейсона нет цели отомстить. И это важно.

Далее к главному герою любезно приходит на помощь другой вид психопатов — воины Ракьят. Они начинают ему помогать, называют его воином и даже наносят татау. Деннис помогает Джейсону купить его первое огнестрельное оружие, учит созданию сумок для патрон, открыванию радиовышек для доступа к новому оружию. Пару дней назад подобное для протагониста игры было бы безумием, но теперь это превращается в обыденность.

И таким образом, даже через обучение в игре, разработчики развивают сюжетную линию главного героя. Он погружается в новое окружение, соглашается с новыми правилами и в соответствии с этими правилами даже начинает убивать людей. Для него Ракьят — это нормальные люди, борющиеся против психа Вааса. В этом его убеждает Деннис, когда они едут в машине на первую перестрелку с людьми. Но по факту это не так.

Они также убивают людей ради собственных идей, причём даже тех, которые им ничего не сделали. Вспомните обе концовки игры, когда в одной Деннис попытался убить Джейсона, а в другой Цитре это удаётся. На то, что они точно такие же психи намекают и сами разработчики в одной из Алисовских цитат. Но поскольку Джейсон этого не осознаёт — он становится таким же, а возможно он и был таким, а случившаяся обстановка и окружающие его люди только раскрывают это. Ведь именно безумная обстановка раскрывает в человеке его даже самую мельчайшую частичку безумия, которая есть даже у Алисы. Иначе с чего бы ей снились такие сны? Об этом сюжет игры.

— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я. — Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. — Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Далее происходит моральный спад главного героя на фоне его действий. Джейсон из начала игры и Джейсон из середины — это уже разные люди. Это видно в моментах его общения с друзьями и даже в интонации его голоса, в том числе и в русской озвучке, за что ей спасибо. Важнейшее последствие этого спада проявляется в тот момент, когда герой узнаёт от Кита, что его брата Райли застрелили. И в этот момент отчётливо виден уже другой Джейсон. Если в начале игры, когда умер Грант, Джейсон и думать не мог о том, чтобы пойти кому-то мстить, то теперь даже друзья ему не так важны, как желание прикончить обидчиков Райли.

После убийства Вааса главный герой не останавливается и при первом упоминании Хойта Волкера из уст Цитры тут же даёт ей слово, что убьёт и его. Вместе с этим он отрекается от своих друзей, сообщая, что остаётся на острове. И дальше в действиях Джейсона нет особо смысла с точки зрения логики, но главная фишка хороших сюжетов заключается в том, что персонажи, как и реальные люди, никогда не поступают логично. Они совершают поступки исходя из своего эмоционального состояния, к которому вели предшествующие события. Джейсон стал частью окружающей его среды и теперь поступает подобно ей. Он идёт убивать Хойта в первую очередь потому что это важно для Ракьят. Об этом просила Цитра, об этом говорил Деннис. А ещё потому что ему это теперь нравится.

Чтобы подобраться к Хойту и найти удобный момент для расправы, Джейсону становится необходимо втереться к нему в доверие. И именно в этот промежуток времени с главным героем происходит важнейший с точки зрения влияния на развитие персонажа момент. Хойт просит его выпытать у одного из пленников на кого тот работает и кто он вообще такой, а после этого избить до потери сознания. Джейсон согласился без каких-либо раздумий и сразу отправился делать дело, ведь для него это теперь обычное дело.

Но так случилось, что пленник — это его младший брат Райли, который считался погибшим. И в момент, когда главный герой избивает родного брата на показуху Хойту, происходит одна из сильнейших сцен в игре. В ней персонаж сам осознаёт, что он изменился в худшую сторону. Происходит это именно тогда, когда в его «новый мир» резко вторгается элемент «старого мира», выполняющий роль ведра с ледяной водой, приводящей главного героя в чувство.

Интересно, что в это же время эти изменения ярче всего видит игрок. Достигается этот эффект с помощью того же приёма, что использовался и в последней игре Naghty Dog в моменте с красной комнатой. Игрока заставляют нажатиями клавиш пытать ни в чём не виновного человека, перед этим ещё и сообщив, что это брат главного героя. А слова негодования Сэма, который стоит позади и смотрит на всё это, дополнительно подливают масло в огонь.

Переломный момент, описанный выше, является таковым не только для главного героя, но в главную очередь и для игрока, для которого бегать по острову, убивать людишек и кушать грибы — это беззаботное веселье, такое же, каким оно в определённый момент стало для главного героя. Убедит ли в итоге игра самого игрока, что всё происходящее вокруг — это самое настоящее безумие? Или игрок, как и Джейсон Броди, не обратит на это внимание, полностью погрузившись в происходящее? По сути, это первый и единственный момент, когда игрок не просто наблюдает за персонажем со стороны, а сам становится им.

Алиса рассмеялась. — Нет, Я в горничные не пойду, — сказала она. — К тому же варенье я не люблю! — Варенье отличное, — настаивала Королева.

На то, что главный герой постепенно превращается в аналог Вааса намекают и в схватке между ними, когда их модельки в определённые моменты заменяют друг друга. И тот факт, что в сцене своей смерти Ваас словно живой переводит взгляд в камеру и одновременно в глаза протагониста, как бы намекая, что полностью сущность его не умерла, так как её часть осталась в Джейсоне.

Интересно, что похожи Ваас и Джейсон были и в своих действиях по ходу игры. Как Джейсон несколько раз почти добирался до Вааса, так и Ваас несколько раз безуспешно пытался убить Джейсона, повторяя одни и те же действия в надежде на изменение результата. Помните, что такое безумие?

По итогу закономерного финала, когда главный герой всё-таки прозревает, как и Алиса после своего сна, он уходит в закат вместе со своими друзьями на отремонтированном катере. В этом эпизоде звучит монолог, который красиво подчёркивает всё выше мною сказанное. Джейсон пробуждается от своего безумного сна и не может вспомнить сколько всего ужасного он натворил, но он сам говорит, что в нём есть частичка хорошего, которая в уже благоприятной обстановке за пределами острова вполне может раскрыться, так же, как в безумной обстановке раскрылось его безумие.

Об этом, по моему личному мнению, и рассуждает игра. О том, что мы ведём себя так, как этому способствует наше окружение. Вам в детстве советовали не попадать в школе в плохую компанию? Конечно, ведь плохая компания не сделает из вас хорошего человека. Сюда же идёт пример с людьми, побывавшими на войне, или с людьми севшими в тюрьму за не тяжкие преступления и уже там становящимися настоящими преступниками. Туда же ещё сотня примеров, когда на человека, возможно даже не с лучшим характером, хорошо воздействует хорошее и понимающее окружение. Например, когда плохо учившийся в школе человек поступает в ВУЗ и там начинает учиться уже совсем по другому.


В этом июне вышло переиздание Far Cry 3. Хотя серия всегда славилась экзотическими декорациями и харизматичными злодеями, многие считают именно третью часть самым удачным выпуском. И к выходу ремастера самое время вспомнить, как создавался шедевр и что обеспечило ему всенародную любовь.

Некоторые игры просто отказываются укладываться в уютные рамки корпоративной политики. Конечно, издатель старается делать всё возможное, чтобы избежать эксцессов. Делает разработку максимально командной, чтобы наружу не прорвалось какое-нибудь авторское видение. Стандартизирует фичи, выстраивает строгие границы дозволенного с вышками и снайперами по углам, упрощает всё что можно упростить. Игра в конечном итоге должна быть чистым аттракционом, не претендуя на всякие высокие материи. Серьёзные люди занимаются бизнесом, а не философией или, не дай боги, искусством.


Но иногда ростки стремления к прекрасному всё же прорываются сквозь денежные знаки. Игра становится чем-то большим, нежели просто развлечением. Она становится высказыванием.

Преамбулы

История Far Cry 3, если вгрызаться в глубины дней минувших, началась задолго до её анонса в 2008 году. С тёмной истории, в которой издатель (Ubisoft) «мягко» отстранил от дел автора серии (Crytek) и взялся за дело сам. Разработка Far Cry 2 совпала по времени с постепенным переводом деятельности компании на рельсы «open world аттракционов»: французы, что называется, попали в струю, задав вектор развития индустрии на последующие годы.

Но во времена Far Cry 2 местность была ещё незнакомым минным полем, усеянным оторванными конечностями неосторожных исследователей. Сиквел стал, пожалуй, одним из самых необычных и экспериментальных (и недооценённых) детищ Ubisoft. Об этом немного странно говорить сегодня, но тогда серия едва не пошла по кривой дорожке «иммерсивных симуляторов». Геймеру предлагали стать наёмником, прибывшим в очередную горячую точку Африки (научный факт, что климат континента остаётся настолько жарким исключительно из-за обилия горячих точек) с заданием «Убить Шакала», торговца оружием.

«Выбирая между реализмом и чистым фаном, игра предпочитала реализм»

Помимо открытого мира, который тогда был ещё до определённой степени коридорным, боевик старательно — порой даже чересчур — имитировал реальность. Машины со временем пачкались и начинали барахлить, требуя ручного ремонта. Враги старались координировать действия и даже вытаскивать раненых из-под обстрела. Листва деревьев облетала от взрыва, а начавшийся пожар стремительно расползался по округе. Укрытия пробивались пулями. Оружие от активного использования приходило в негодность, начиная давать осечки. А сам герой лечился, вытаскивая из ран застрявшие пули, а также страдал от малярии и нуждался в постоянном приёме таблеток.


Благодаря перечисленному Far Cry 2 предоставлял достаточно необычный игровой опыт. И предоставляет его до сих пор — мало кто сегодня стремится и может выдержать подобный уровень реализма, в том числе и многочисленные представители жанра survival. Он же стал и поводом для критики: выбирая между реализмом и чистым фаном, она предпочитала реализм. Что не нравилось массам, которых и рассчитывала «опылить» Ubisoft. Отчасти это определило базу для третьей части: никакого отказывающего в самый неподходящий момент оружия, никаких обязательных многокилометровых забегов между миссиями, больше чисто аркадной мотивации для исследования пространств. Из параллельной франшизы — Assassin's Creed — даже пришла идея с вышками, которая потом на долгие годы закрепится в серии FC и её ответвлениях.

Но вот конкретной концепции того, какой должна быть третья часть, не появлялось. Продолжить тему Африки? Перенести действие в другую местность? (Называлась, в числе прочих, даже Антарктида.) Пытаться развивать уже законченную историю или создать новую? Как вообще сохранять преемственность в цикле, выпуски которого различаются настолько радикально? Где-то в процессе обсуждений прозвучал один дурацкий вопрос: «А что за игру мы вообще делаем?»

О чём она будет?

Джеффри Йохалем, сценарист третьей части, вспоминал об этом так: «Поворотным моментом стал ответ на этот вопрос. Он был очевиден — ну, мы делаем игру о стрельбе. Но это именно тот момент, о котором обычно не задумываются создатели шутеров. Что оружие делает с людьми? Обычный человек берёт в руки ружьё. Что в нём меняется? Почему герои боевиков вообще убивают столько людей и это никак не отражается на их характерах? Мы решили сосредоточиться на этом моменте. Сейчас я могу сказать, что Far Cry 3 — очень определённое, очень конкретное заявление».


Впервые в серии главную роль решили отдать заурядному человеку. Протагонистом первой части был бывший спецназовец. Второй — целый набор солдат, военных инструкторов и ветеранов локальных конфликтов. А третью часть посвятили простому парню — студенту Джейсону Броди, который нигде не служил и не воевал. Он просто оказался жертвой обстоятельств. Цитируя того же Йохалема: «Джейсон отправился с друзьями на каникулы и попал в смертельно опасную ситуацию. Что, если заставить его каждую минуту сражаться за жизнь, одновременно пытаясь спасти своих приятелей? Возьмёт ли Броди в руки оружие и как оно повлияет на него?» Персонаж должен был меняться. Геймер должен был ощутить изменения. Из этой задачи и родился весь сегодняшний Far Cry.

«Что, если заставить его каждую минуту сражаться за жизнь, одновременно пытаясь спасти своих приятелей?»

Так, например, появилась концепция крафтинга и развития навыков. «Мы понимали: если наш неопытный герой попадёт в руки фаната шутеров, ничего не получится. Это просто не будет работать. В сюжетных роликах мы будем говорить, какой он неумелый, а сразу после этого бывалый геймер станет выкашивать врагов пачками». Умения решили ограничить, выдавая их постепенно, по принципу RPG. Но так, чтобы это не выглядело навязанным ограничением. За «стеной набора опыта» скрыли изощрённые способы убийства, количество здоровья и так далее. Сегодня концепция успешно применяется не только в Far Cry, но и в той же Assassin's Creed, не говоря о других блокбастерах. Кто мог подумать, что она родилась из одного лишь желания убрать несоответствие между геймплеем и сюжетом?

Вслед за появлением навыков придумали пусть и не самую значительную деталь интерфейса, но добавляющую десяток баллов к «эффекту погружения»: татуировку на руке героя. Каждая приобретённая способность, а также определённые сценарные события и сбор коллекционных предметов, добавляли к ней очередной узор. Руки в шутере от первого лица — именно то, что (помимо оружия) всегда на виду. В Far Cry 3 тату — это фактически карта прогресса, постоянное напоминание о пройденном пути.

Подобная навязчивая деталь встречалась разве что в Batman: Arkham. Костюм Бэтмена по мере продвижения по сюжету рвался и изнашивался, а сам Бэтс зарастал щетиной. И к финалу геймер просто физически ощущал его усталость. Схожий эффект, но с ощущением растущей силы, создавало и тату Джейсона. Чисто дизайнерская фишка, однако именно таких мелочей остро недостаёт серии сегодня.

В третьей части обрела форму и ещё одна особенность. Её, стараясь не привлекать внимания Роскомнадзора, можно скромно назвать «расширителями сознания». Галлюцинации позволили сценаристам добавить в историю символизм, раскрыть героя изнутри — причём без тупых диалогов формата: «А сейчас я чувствую разочарование». А геймдизайнерам они помогло дать волю фантазии.

К счастью, в отличие от татуировки, этот ход сохранили в последующих выпусках. И даже развили: в Far Cry 4 на кислотных трипах замешана целая побочная сюжетная линия, с великолепными пейзажами и пригоршней доступных только в ней механик. В пятой же части их и вовсе можно назвать самой удачной стороной геймплея: после победы над королевой «Блажи» — Верой Сид — всё остальное начинает казаться пресным.

Вниз по кроличьей норе

Но, конечно, Far Cry 3 не стал бы настолько примечательным шедевром без отличного сюжета. Развивая идею об обычном парне, с которого ветром войны постепенно сдувает налёт человечности, Ubisoft обратилась к «Сердцу тьмы» — книге о том, как западная цивилизация ломает устройство жизни в колониальных странах. Идеи, заложенные в произведении Джозефа Конрада, оказали существенное влияние не только на мировую литературу, но и на кино («Апокалипсис сегодня»). А также на видеоигры: отголоски концепции можно увидеть, например, в событиях Spec Ops: The Line и Red Dead Redemption. Обращалась к ним ранее и Ubisoft, причём ещё в Far Cry 2. Там (спойлер) преследование антагониста приводило к принятию его взглядов и неприятию мира привычного. Войти в ту же реку решили и в третьей части (а потом и в четвёртой). Но на этот раз с куда более интересным злодеем: Ваасом Монтенегро. Пожалуй, одним из лучших антагонистов в истории видеоигр вообще. Появился он, кстати, благодаря чистой случайности. О чём тоже стоит упомянуть.


Злодеем изначально должен был стать персонаж по прозвищу Бык. Немногословный и довольно примитивный бугай, каких обычно лепят в каждом втором экшене. Прослушиваться на роль Быка пришёл не слишком известный, но талантливый актёр — Майкл Мэндо. Он оказался великолепен, вот только типаж вообще не подходил к придуманному персонажу. Поэтому Майклу, как часто бывает на собеседованиях, ответили: «Хорошо, но что-то не то. Если что, мы вам перезвоним».

«Представь, будто ты самый злобный, больной и опасный ублюдок на планете Земля»

Разработка тем временем продолжалась. Постепенно стало понятно: для выбранной сценаристами темы не подходил уже сам Бык — выглядел слишком банальным. Посовещавшись, Майклу Мэндо перезвонили (чего почти не бывает после собеседований), пригласили на повторное прослушивание и предложили импровизацию: «Представь, будто ты самый злобный, больной и опасный ублюдок на планете Земля». Тот представил — так появился сначала персонаж по имени Пиро (снова банальность с обожжённой половиной лица, но хоть кибернетическую руку ему прикручивать не стали), а затем, после лёгкой доработки, — Ваас. Импровизацию решили сохранить: авторы шли на встречу Мэндо, если тому приходило в голову добавить или изменить какие-то фразы в истории.

Говоря про Far Cry 3, нельзя не упомянуть о ещё одном важном моменте: анимации. До сих пор немногие студии записывают motion capture одновременно с диалогами. Эти процессы, как правило, происходят раздельно. Получается дешевле и в чём-то проще. Ситуация изменилась благодаря Эми Хенниг — во время работы над Uncharted она сумела убедить боссов своей студии, что объединение захвата движения с озвучкой диалогов сделает анимацию более кинематографичной. Но индустрию это, увы, не переломило: работают, за редким исключением, по старинке. Так вот, Ubisoft — одно из тех приятных исключений. А Far Cry 3 — первый релиз французов, где актёры читали роли параллельно с захватом движений.

Ваас, с его проникновенными монологами, манерами бандита из подворотни и маниакальной страстью к насилию, стал визитной карточкой FC3. Разработчики комментировали: «Все вы бывали в ситуации, когда идёте по улице или спускаетесь в метро и видите человека, явно ищущего конфликта. Стараетесь прошмыгнуть мимо, бормоча про себя "Только не подходи ко мне, только не ко мне" и с ужасом осознаёте, что именно в вашу сторону он и направляется. Таким мы создали Вааса». Антагонист стал не просто недругом, а зеркалом главного героя. Олицетворением всего самого дикого, инстинктивного, тёмного, что прячется под тоненькой оболочкой цивилизации. Воплощением шекспировского Калибана и одновременно фрейдовского «Оно». Но в этом направлении мы углубляться не будем, иначе материал разрастётся до совсем уж необъятных пределов.


Вместо этого остановимся на ещё одной концепции, применявшейся при создании шутера — концепции «Зеркал». Она даже нашла своё отражение на титульном и загрузочном экранах. Показать изменения в характере Джейсона решили через окружающих его персонажей. Часть из них выражает ту или иную сторону безумия. Часть — просто черту характера. Приятели, сторонники, противники — каждый получил свою «отражающую» роль, через которую геймер получает эмоциональный посыл. И, соответственно, определяет своё отношение к характеристике.

К примеру, самыми омерзительными персонажами стали не враги, а друзья главного героя. Другие представители цивилизации. Они избалованы, слабы, капризны, неблагодарны, трусливы, — до попадания на остров Броди и сам был таким. Каждый диалог с ними — испытание нервов на прочность. Вот ты буквально голыми руками разнёс блокпост с бандой головорезов, а это существо, пять минут назад дрожавшее от страха, пытается тобой командовать и какие-то претензии предъявляет. И убеждает, что тебе необходимо немедленно отказаться от солнца и абсолютной свободы, вернувшись в уютное городское офисное рабство. Враги же — особенно Ваас — наоборот, обладают немалой харизмой. И, в сущности, в чём-то даже правы…

В этом и есть главное достижение Far Cry 3: история о том, как обретённая сила влияет на человека, меняет не только персонажа, но и игрока. Развлекаясь в бескрайнем тропическом раю, устраивая дерзкие вылазки, рассекая по джунглям на хрипящей колымаге, выжигая огнемётом поля дурмана, паря на дельтаплане в небесах и охотясь на акул в океане, ты сам ощущаешь свободу. Всё больше разделяешь взгляды местных отморозков на жизнь. И сам восстаёшь против рутины и лицемерия, с которой начинают ассоциироваться так искренне спасаемые друзья.

В первое прохождение, когда приходит время сделать выбор между ними и аборигенами, очень легко выбрать остров. Однако вами не руководит железная рука сценариста, безальтернативно заставляющая делать жуткие вещи и ужасаться, какой же вы негодяй — как это было в концовке The Last of Us или в ходе Spec Ops: The Line. К сюжетному выбору подводит сам геймплей. И за этот неожиданный опыт можно простить триквелу многое.


У Far Cry 3 были огрехи, было немало слабых мест. Чрезмерная увлечённость сбором трофеев, гигантомания (многие разделяют мнение, что второй остров абсолютно лишний), скудный выбор противников и побочных способов поразвлечься. Избавляясь от чрезмерного реализма второй части, авторы потеряли и немало интересных деталей, в том числе снизив интеллект головорезов. Тем не менее Far Cry 3 остаётся, пожалуй, лучшим эпизодом цикла. Потому что впоследствии она лишь старательно повторяла испытанную формулу, всегда что-то теряя в пути — каждая последующая номерная часть становилась чуть более бледной «ксерокопией» предыдущей. Иногда — пускалась в интересные (первые пару часов) эксперименты в Primal или Blood Dragon. Но ничего настолько же целостного и осмысленного в этой франшизе больше не выходило.

«Самыми омерзительными персонажами стали не враги, а друзья главного героя»

В конце июня на консолях текущего поколения появился её ремастер. Увы, в Ubisoft слишком небрежно обходятся с собственным наследием — вспомните недавний ремастер Assassin's Creed 2 с его многочисленными проблемами. Эта участь не миновала и Far Cry 3: здесь чудовищно, карикатурно «отшарплены» текстуры, изображение пестрит артефактами (особенно если включить субтитры — картинка под ними постоянно идёт «лесенкой»). Разрешение видео в меню обучения осталось минимальным, но растянутым и способным вырвать глаза неосторожного геймера. Управление то и дело подкладывает свинью с временем отклика, а настройки чувствительности прицела за одно деление бросаются из «слииииишком мееееедленно» до «как с этим можно точно прицелиться?». Словом, всё, на что следовало обратить внимание в переиздании, сделано спустя рукава. Приключения Джейсона Броди, увы, не получили новую жизнь — теперь они просто запускаются на новых консолях.

Но это с технической точки зрения. С точки же зрения опыта — это всё равно произведение, которое стоит иметь в библиотеке. И хотя бы попробовать, если в своё время упустили. Последний реликт той эпохи, когда Ubisoft делала не одноразовые аттракционы, а произведения, в которые хочется возвращаться. Far Cry 3 стоит возвращения.

Ваас Монтенегро бесспорно один из лучших злодеев в истории видеоигр. Бессчетное количество раз этот безумный панк занимал первые места во всяческих топах “Лучших антагонистов видеоигр”. Сегодня Ваас является лицом и символом всей серии Far Cry и пожалуй самым харизматичным персонажем созданным компанией Ubisoft, но не многие знают, что изначально Вааса в Far Cry 3 не должно было быть. Откуда же он взялся? Как и почему пришел к своей безумной философии? И что же в конце концов такое это безумие? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в данной статье

Невозможно проанализировать Вааса не зная историю его появления в сценарии, поэтому начнем издалека. Если вы не проходили Far Cry 3 до самого конца, то наверняка даже не знаете, что Ваас - это не основной антагонист в игре, хотя даже среди тех кто дошел до финала немало людей так и не понявших что главный злодей в этой игре Хойт Волкер. Именно Хойт находится на вершине преступной пирамиды на островах Рук, а Ваас является всего лишь его подручным. Но образ Вааса оказался настолько ярким, что затмил собой всех остальных персонажей в игре. И если большинство из действующих лиц Far Cry 3 по прошествии лет выветрились из памяти, то Вааса запомнили все и навсегда. (ну и еще сиськи Цитры)

Однако изначальный сценарий Far Cry 3 был более классическим. Хойт выполнял в нем роль главного антагониста и появлялся с самого начала. Именно Хойт должен был предстать перед игроком во вступительной сцене. Ваас же был обычным молчаливым и послушным громилой по прозвищу Бык.

После пленения главного героя и его товарищей Хойт улетал на свой остров, оставляя пленников на попечение Быка, который должен был стать лишь первым боссом в игре и умереть довольно рано. На протяжении всей игры противостоять главный герой должен был именно Хойту, но в финальной версии Хойт отодвигается на второй план и появляется в самом начале на пару секунд, после чего пропадает на всю первую половину игры, а Ваас становится главным противником протагониста. Так почему всё таки этому очаровашке выделили намного больше места в финальном сценарии? Виной тому актер Майкл Мэндо.

Когда Юбисофт устраивала прослушивания для подбора актеров в Far Cry 3, то претендентам на роль Быка давали одну простую установку “Изобразить самого опасного в мире ублюдка”. Майкл Мэндо, приняв эту установку, изобразил персонажа таким каким он представлял себе самого опасного в мире ублюдка, и этот ублюдок был похож не на сурового, мрачного качка, а на безумного, непредсказуемого остряка, что вообще не соответствовало сценарию. И хоть Мэндо восхитил организаторов прослушиваний своей импровизацией, тем не менее, они отправили его домой, сказав что возможно перезвонят.

Промо ролик с озвучкой Вааса, записанный Ubisoft во время PR-кампании

Через некоторое время Юбисофт решила переработать образ Быка, так как он показался разработчикам слишком простым и стереотипным. Таким образом на смену Быку пришел персонаж Пиро, маниакальный любитель поджогов, который судя по ранним концепт артам сам пострадал от огня. Образ Пиро уже больше подходил Майклу Мэндо и Юбисофт утвердили актера на эту роль. В ходе работы Мэндо оказал на создателей игры огромное впечатление, и под этим впечатлением Пиро переродился в финальную версию Вааса.

Майкл настолько убедительно играл безумного ублюдка, что ему дали невиданную свободу в отыгрыше роли. По своему усмотрению он мог менять реплики в сценарии, матерится и говорить любую чушь, которая взбредет ему в голову. Именно это Мэндо и делал. Его монологи на первый взгляд казались абсолютно бессвязными и не несущими никакой смысловой нагрузки, но как же харизматично и убедительно он их разыгрывал. А его речь про безумие вообще стала культовой и пополнила фонд золотых цитат интернета.

Вот так вот родился Ваас Монтенегро. Его место в сюжете значительно расширилось. Он стал лицом пиар кампании. Его физиономия украсила рекламные плакаты и коробки с игрой. Перед релизом Юбисофт сняли целый короткометражный сериал-приквел к событиям игры - Far Cry Experience, в котором Майкл Мэндо играл главную роль в своем амплуа, и там он оторвался по полной.

Без всякого специального образования можно заключить что Ваас психически не здоров. Если углубиться в суть вопроса и симптоматику, то его диагноз будет звучать, как маниакальный гневный синдром, или проще говоря мания. Мания является точно таким же заболеванием психики, как и депрессия, и определяется наличием трех признаков, которые полностью противоположны трем признакам депрессии.

1. Во-первых это Гипертимия - чрезмерное повышение настроения, при котором аффект тоски, покинутости и безысходности не возникает даже тогда, когда его следовало бы ожидать по психологически понятным причинам. Мы видим как Ваас совершает ужасные поступки и убивает людей разными изощренными способами, играя с ними как кошка с мышкой. При этом он не чувствует абсолютно никакой тревожности и угрызений совести, совсем наоборот мы наблюдаем повышенное настроение и игривость. Ваас получает удовольствие от убийства, и это является ярким признаком Гипертимии

2. Второй признак Тахипсихия или ускорение мышления, характеризуется уменьшением задержки между мыслями, скачкой идей (когда больной перескакивает с одной незаконченной мысли на другую) при этом не теряется логика отдельных суждений. Также зачастую появляются идеи величия с отрицанием вины и ответственности. И здесь мы возвращаемся к безумным и в то же время гениальным монологам Вааса

Я уже говорил тебе, что такое безумие? А? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом… в надежде… на изменение. Это… есть… безумие. Когда впервые я это услышал… не помню, кто сказал эту хрень, я — БУМ! — убил его.

С одной стороны может показаться, что Ваас несет полную чушь, но слова о том что “Безумие - это повторение одних и тех же действий, в надежде на изменение” частенько приписывают в интернете Альберту Эйнштейну, а его дураком не назовешь уж точно. Но если копнуть еще глубже, то можно выяснить, что Эйнштейн никогда ничего подобного не говорил. Ранняя версия этого высказывания была напечатана лишь в 1981 году в книге, изданной “Обществом Анонимных Наркоманов”, которая была призвана помочь людям, проходящим реабилитацию: “Безумие - повторение одних и тех же ошибок, в ожидании разных результатов”.

И тогда я стал видеть это везде. Везде, куда ни глянь — эти болваны… куда ни глянь — делают точно одно и то же. Снова, и снова, и снова, и снова, и снова… и думают: «Сейчас всё изменится». Не-не-не-не-не, прошу! Сейчас всё будет иначе.

Учитывая окружение Вааса, состоящее сплошь из одних наркоманов, коим является и он сам, эта фраза приобретает четкий и осознанный смысл.

В катсценах отчетливо прослеживается Тахипсихия Вааса, как стремительно меняются мысли в его голове, как абсолютно бредовые идеи с приступами нервного смеха сменяются здравыми и даже мудрыми мыслями и тут же переключаются на беспричинную агрессию и крик.

3. И последний третий признак мании это Гипербулия - повышение двигательной активности. На более мелком уровне проявляется в неусидчивости, гиперактивности, излишне эмоциональной жестикуляции, всё это можно наблюдать в кат-сценах у Вааса. На более крупном уровне гипербулия проявляется в одновременном использовании множества видов деятельности, зачастую направленных на получение удовольствия, беспорядочный секс, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

Точно так же как и депрессии одни люди более предрасположены к маниакальному расстройству чем другие, но если основным катализатором депрессии является воздействие на психику и стресс, то маниакальный синдром чаще всего провоцируют стимулирующие препараты, например лекарственные средства, антидепрессанты, или же наркотики. И вот здесь мы приходим к причинам возникновения мании у Вааса, а для того чтобы лучше понимать их нам придется углубиться в его биографию.

Для начала необходимо уточнить, что действие игры разворачивается на вымышленном архипелаге Рук, недалеко от Таиланда, ориентировочно в Индийском океане или Южно-Китайском море. Природа в игре похожа на Индонезийскую с небольшими отклонениями, а племя аборигенов обитающих на островах называется Ракьят, что в переводе с того же индонезийского означает “Народ”. Само племя Ракьят не имеет реального аналога, и является собирательным стереотипным образом тихоокеанских аборигенов. Согласно легенде о происхождении племени, великий северный воин, пришел однажды в это место, чтобы убить ужасного великана. Взяв силу мертвых, воин победил великана в схватке и поверг его на землю, а затем отсёк голову, которая и стала островом. На этом острове воин осел, а его дети стали называться ракьят. Всё это имеет большое значение, так как передает суть племени. Ракьят - это народ Воинов.

О рождении и детстве Вааса известно очень мало. Он родился в племени Ракьят, и у него была сестра Цитра, которая в дальнейшем стала духовным лидером и вождем племени. Не до конца понятно матриархальное правление является традицией Ракьят или Цитра такая исключительная. Потому что по логике вождем племени должен был быть именно Ваас, но даже в бытность когда Ваас и Цитра были близки, сестра имела на него огромное влияние. Для Ракьят Цитра является бесспорным авторитетом и религиозным идолом. Она проводит ритуал инициации, после которого мальчик становится воином и мужчиной, готовым отдать за Цитру и её идеалы жизнь. Ваас тоже беззаветно любил свою сестру и был готов на всё ради неё. Своё первое убийство Ваас совершил по приказу Цитры, и после этого стал для нее главным оружием, он убивал по одному ее слову и сеял ужас в сердцах врагов.

Окей, я понимаю… понимаю… Ведь без семьи кто мы, бл***, такие? Когда-то я ради сестры мог сделать что угодно, я убил впервые ради сестры…. Но этого ей было мало.

Вероятно в глубине души Ваас всё же завидовал Цитре и ее власти, потому что когда на острова прибыл нарко и работорговец Хойт Волкер и построил здесь свою базу, Ваас стал работать на него. Хойт соблазнил Вааса деньгами, властью и наркотиками. И наркотики здесь ключевой фактор, именно они спровоцировали рост маниакального синдрома у Вааса. От них он становился безумным, жестоким и раздражительным, и вместе с тем всё сильнее попадал под влияние Хойта. Однажды Ваас предложил сестре присоединиться к Хойту, но Цитра ответила отказом.

Не-не-не-не-не, прошу! Ты понимаешь в чём прикол-то, а? НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИСПОДТИШКА БЬЮТ КАЖДЫЙ РАЗ! Они говорят мне, говорят «Ваас, Вас! КОГО, БЛ***, ТЫ ВЫБЕРЕШЬ? ИХ ИЛИ НАС? НААААААААС ИЛИ ИХ?» Как… как будто… как будто, бл***, мне ещё нужно выбирать!

К тому времени Ваас уже очень сильно зависел от Хойта и возвращаться под власть Цитры, чтобы снова стать просто пешкой в её игре он не хотел. Хойт дал Ваасу власть, деньги, наркотики, оружие и людей, и Ваас выбрал Хойта. Сам Волкер обосновался на южном острове, а Ваасу в распоряжение отдал северный, где в основном и жили Ракьят. С тех пор Ваас стал враждовать с собственной сестрой, а его пираты регулярно убивали и похищали местных жителей. С годами его расстройство прогрессировало, он становился всё менее человечным и вместе с тем всё больше ненавидел свою сестру.

Именно в таком состоянии мы застаем Вааса в начале игры, когда он и его пираты похищают семерых американских туристов, прибывших на острова за острыми ощущениями. Одним из этих туристов и будет главный герой Far Cry 3 Джейсон Броди. Ваас пленит друзей с целью получить за них выкуп, но главному герою и его старшему брату Гранту всё же удаётся сбежать. Впрочем, далеко они не уйдут. Ваас и его люди догонят беглецов и убьют Гранта. С Джейсоном же Ваас решит поиграть, как он любит это делать, он выпустит его в джунгли и устроит охоту, и, как окажется позже, это будет самая большая его ошибка. Джейсону не просто удасться сбежать, он свяжется с Цитрой и её людьми, станет воином Ракьят и убьет Вааса.

Сцена с убийством Вааса была настолько странной, загадочной и противоречивой, что многие фанаты Far Cry 3 усомнились в его смерти. По сети ходило множество теорий о том, что Ваас выжил, дескать в пользу этого говорит то, что Джейсон в своем видении убил несколько Ваасов, но всё это были лишь иллюзии. После того как наваждение проходит, и они оба падают на землю, прежде чем потерять сознание, Джейсон видит как Ваас резко переводит взгляд прямо на него, а значит он был еще жив. Ну и финальным аккордом этой теории является то, что придя в себя Джейсон не видит трупа Вааса лино, а узнает о его смерти лишь со слов Цитры и в дальнейшем наёмника Сэма. При этом трупы всех остальных убитых подобным образом врагов Джейсон наблюдает своими глазами.

Вся эта теория шита белыми нитками, а учитывая общий безумный характер игры с уклоном в наркотические трипы и галлюцинации, эта битва ничем особенным не выделяется на общем фоне, и вряд ли разработчики таким образом пытались завуалировать то что Ваас выжил. Но всё таки фанаты набежали в Твиттер и на Реддит и закидали разработчиков вопросами, а действительно ли погиб Ваас? На что Джеффри Йохалем, сценарист игры, ответил не совсем однозначно «Сэм и наёмники подтверждают судьбу Вааса. Какая причина заставляет вас усомниться в этом?». Вроде бы и подтвердил, что он умер, а вроде бы и нет. Но разработчики вообще любят так делать, даже если изначально и задумывалось, что Ваас должен умереть, зачем огорчать фанатов, которые всегда строят безумные теории. Тем более что в дальнейшем, когда нибудь, можно будет воспользоваться этим и оживить Вааса, например в Far Cry 6.

Анонс Far Cry 6 состоялся 12 июля 2020 года на презентации Ubisoft Forward. В кинематографическом трейлере публике показали новый сеттинг - революцию в вымышленной банановой республике. Главным героем игры станет Дэни Рохас боец сопротивления выступающего против местного диктатора Антона Кастильо. В трейлере также показали малолетнего сына Антона Диего, у которого над правой бровью фанаты разглядели такой же шрам, как у Майкла Мэндо. Как это полагается, в сети сразу же появилась куча теории о том что Диего это и есть Ваас, хотя у самого Вааса в игре и на промо материалах этого шрама никогда не было.

Тем не менее теорию о возвращении Вааса косвенно подтвердил сам Мэндо, за несколько месяцев до релиза написавший на реддите, что Ваас это важная часть его актерской карьеры, и кто знает, возможно, он скоро вернется к его образу. Ко всему прочему роль главного антагониста Far Cry 6 досталась актеру Джанкарло Эспозито, а он уже успел тесно поработать с Мэндо во время съемок сериала “Лучше звоните Солу” который является приквелом Брейкин Бэд.

В общем вернется Ваас или нет, и если вернется в каком виде произойдет это возвращение, можно гадать долго и со смаком, но лучше просто подождать выхода игры, чтобы не кормить себя ожиданиями, которые по очевидным причинам могут и не сбыться.

Однако все эти мысли и теории, касающиеся второстепенного антагониста игры восьмилетней давности, очень показательно говорят о том, насколько Ваас Монтенегро запоминающийся персонаж. Он не просто какой-то злодей, жаждущий власти и денег, просто ради власти и денег. Его судьба весьма трагична. Он находился в тени сестры с самого детства. Он любил Цитру, а она всего лишь использовала его. Ваас не смог устоять перед соблазнами, которые предложил ему Хойт, дал небольшую слабину и под давлением обстоятельств и наркотиков свихнулся. Ни кто даже не подумал оказать ему помощь. Зачем? Хойту было удобно держать на поводке бешеного пса, а Цитра по всей видимости имела куда более важные дела чем родной брат. Так что по сути Ваас сам стал жертвой обстоятельств и интриг близких ему людей.

Его история это яркая иллюстрация того, как творческая свобода рождает яркую и живую, хоть и вымышленную, личность. Вряд ли Майкл Мэндо читал много книг по психологии и психиатрии. Он просто изобразил безумца таким какого он сам бы испугался в реальной жизни, и получилось это у него до жути убедительно и правдоподобно. Сейчас же актеры в Юбисофт, да и в большинстве других крупных студий чего уж лукавить, просто выполняют техническое задание, не имея права отступать от сценария ни на букву. А сценаристы зачастую не имеют такого богатого опыта погружения в роль, как профессиональные актеры, поэтому их персонажи по большей мере получаются сухими и архетипичными. Можно любить Far Cry 3 или нет, признавать гениальность Майкла Мэндо или считать его посредственным актеришкой, можно называть Вааса легендой или персонажем с 15 минутным хронометражем, но отрицать что Ваас Монтенегро феномен игровой индустрии точно нельзя.


Содержание

Биография

Джейсон Броди родился и вырос в Калифорнии вместе со своими братьями, Грантом и Райли. В школе и колледже учился на «отлично», а также занимался спортом. Отец Джейсона умер, о матери ничего не известно, но она несколько раз вскользь упоминается в игре.

В плену


Джейсон во вступительном ролике

Вскоре после приземления на остров Джейсон и его друзья были похищены бандой пиратов во главе с садистом по имени Вас Монтенегро. Игра начинается с того, что Джейсон находится в клетке с Грантом. Вас начал дразнить его брата, угрожая вымогательством выкупа у их родителей и продажей в рабство. После того, как Вас ушёл, Джейсон с Грантом хитростью выбрались из клетки и сбежали из лагеря.

Когда они оказались в тихом месте за пределами лагеря, Грант стал говорить Джейсону, что они вернутся в лагерь, чтобы спасти остальных, а затем бежать с острова, но в этот момент Вас с пиратами обнаруживает их, тихо заходит со спины и стреляет в шею Гранту, смертельно его ранив. Джейсон отчаянно пытается остановить кровотечение у брата, но ничего не помогает, и Грант умирает.

Джейсон с большим трудом добирается до подвесного моста через реку, его настигают собаки и вертолёт, очередью из станкового пулемёта с вертолёта верёвочный мост обрывается, Джейсон падает в реку и его бурным течением уносит от преследователей, а он теряет сознание.

Ракьят

Джейсона спасает Деннис Роджерс, он находит его на берегу реки и относит в деревню Аманаки. Там он приходит в себя и видит, как Деннис набивает ему татуировку. Инстинктивно Джейсон тянется к кинжалу рядом с собой, но Деннис его останавливает и даёт понять, что он не опасен. Они знакомятся, Джейсон вкратце рассказывает о случившемся, и Деннис предлагает ему пойти с ним, чтобы найти решение.

Как станет ясно чуть позднее, Деннис увидел в Джейсоне надежду всех ракьят на будущее, что Джейсон сможет стать воином ракьят и поможет их привести к победе на пиратами и самим Васом. Это подтверждают и другие ракьят: после освобождения первого аванпоста они одобрительно высказываются о нём: «Джейсон. Ты достоин носить татау. Достоин идти по Пути Воина». Так Джейсон впервые проявил себя и завоевал доверие и уважение ракьят.

Поиски друзей

Деннис помогает напасть на след друзей Джейсона и отправляет его к судну «Медуза», чтобы подслушать там с помощью радиопередатчика переговоры пиратов в округе. В итоге, Джейсон узнаёт, что кого-то из заложников держат в Пиратской бухте и ему нужно туда.

Но Деннис просит отложить эти планы и помочь ракьят в сопротивлении пиратам. Вас планирует напасть на деревню ракьят и собирает оружие. Нужно уничтожить эти запасы оружия и боеприпасов в лагере лесорубов, чтобы ослабить пиратов и приблизить ракьят к победе.

Джейсон приходит в себя в недостроенном отеле сидя на стуле со связанными руками и ногами. Напротив него таким же образом сидят Оливер и Лиза, а рядом стоят Вас и ещё один пират. Вас поливает всё вокруг бензином и собирается поджечь площадку с пленниками: он взял у Джейсона его зажигалку, но она оказалась не рабочей. Всё это время он произносит речь:

Вас поджигает спичку и бросает её в лужу бензина и уходит, всё вспыхивает, Оливера куда-то утаскивает пират, а Джейсон и Лиза остаются вдвоём в горящем помещении. Джейсон начинает раскачиваться на стуле, тот падает на бок и ломается, руки освобождаются, но непрочный пол площадки старого здания обрушивается вниз, и Джейсон оказывается на несколько этажей ниже.

Где-то совсем недалеко слышатся крики пиратов, увидевших снаружи живых Джейсона и Лизу, и за ними начинается погоня. Стоявший недалеко скавенджер становится их настоящим спасением, но он как назло не заводится и Джейсону приходится его долго толкать. В итоге Лиза садится за руль, а Джейсон хватает лежащий в нём гранатомёт и отстреливается от преследователей. Их скавенджер успешно отрывается о пиратов.

Лиза спасена и её можно отвести в пещеру под домом Эрнхардта.

Сюрприз, который обещала Дейзи, оказался старой лодкой. Лиза уж приступила к её ремонту и планирует на ней вывезти всех с этого острова. Джейсон помогает найти недостающие детали и снова отправляется на поиски друзей и брата.

Цитра

Деннис приводит Джейсона к Цитре, но та относится с большим недоверием к чужаку, хотя наверняка уже была к тому моменту наслышана о его подвигах.

Их первая встреча очень скоротечна. Похоже, её больше интересуют татуировки Джейсона, чем он сам:

Читайте также: