Dlc nioh обзор

Обновлено: 05.07.2024

Для начала отмечу тот факт, что для этих разработчиков это всего лишь второй по счету порт на PC (первой попыткой была первая Nioh). Конечно, никто не ожидал, что порт окажется идеальным, но он в итоге не соответствует даже тому, о чем они в интервью рассказывали.

Техническая сторона

Nioh 2 выглядит достойно — иногда настолько, что хочется просто стоять и любоваться окрестностями. PC-версия в этом плане не сильно лучше консольной. Разница по сути в мелочах — добавили поддержку широкоэкранных мониторов, а также немного дополнительных графических настроек. Улучшили тени, динамические отражения и затенение объектов — на этом вроде все.

И в итоге получается вот что. В Steam многие жалуются, что их компьютеры игру не вывозят, 2080ti с выключенными тенями и отключенным постпроцессингом выдает меньше 30 кадров в секунду и все такое. Зарубежные порталы же по большей части портом довольны — например, автор Wccftech играет на конфигурации i7-3770, GTX 980 Ti и 16 GB RAM, и ему все ок. В том плане, что игра «плавно работает в 1080p при 60 кадрах в секунду на максимальных настройках», однако при переключении на 1440p уже приходится выключать отражения и ставить тени как минимум на средние, иначе работоспособность игры резко падает.

Некоторые другие сайты также жалуются на то, что у них торчит курсор мыши посреди экрана, когда они играют с геймпада — но я с таким, к счастью, не сталкивался (наверное, потому, что играл не с геймпада).

Что же до личного опыта, то на моей системе с i7-7700, Radeon Vega 64 и с 16 гигабайтами памяти игра вполне пристойно работает в 1440p-разрешении с 60 кадрами в секунду. Просадки случаются, не без этого, но довольно редко. Куда больше бесит то, что катсцены и рисованные ролики (которые проигрываются, например, в момент установления связи с очередным духом-хранителем) заблокированы на 30 FPS, и они чудовищно лагают. В общем, полагаю, проблема в плохой оптимизации игры именно под железо от Nvidia — автор Techraptor жалуется на то, что у него игра умудряется тормозить на RTX 3080 в 1080p. Ждем патчей и драйверов!

Понять, пойдет ли игра на вашем железе, можно на GameGPU — там есть удобная таблица с различными сочетаниями видеокарт и процессоров.

Особенности PC-версии

Кроме немного улучшенной графики на PC игра предлагает поддержку широкоформатных мониторов, 4K-разрешения, HDR и 144-герцовых экранов. В игре есть режимы на 60/120 FPS (причем последний, судя по некоторым зарубежным отзывам, вообще не работает — вся надежда на патчи) и по большей части игра работает нормально.

Все «веселье» в другом — в управлении. Оригинальная Nioh после выхода на PC страдала от того, что авторы забыли добавить поддержку мыши — и им пришлось это делать наспех после многочисленных жалоб игроков. Тут авторы все сделали сразу — управление действительно более-менее адаптировано под клавиатуру и мышь, придраться вроде бы не к чему… хотя есть один момент. Адаптировать управление они обещали? Обещали. А вот заняться отображением нужных клавиш никто и не обещал!

В результате готовьтесь к тому, что у вас на экране ВСЕГДА будут кнопки от контроллера PlayStation 4. Да, даже если он у вас не подключен. Так что если у вас контроллер от Xbox — не забудьте сменить схему управления в настройках.

Это на самом деле мрак, потому что некоторые кнопки на геймпаде имеют не по одному, а по два аналога на клавиатуре и мыши. Скажем, кнопка X на геймпаде отвечает за уворот и за подтверждение действия (например, за покупку навыка). На клавиатуре же это две разные кнопки — пробел для уворота и L для подтверждения соответственно. В общем, управление-то сносное, но вот отсутствие отображения кнопок выбранного устройства откровенно раздражает.

Впрочем, Team Ninja уже обещает все починить и даже нормальные иконки для кнопок нарисовать. Ждем!

UPD: Патч 1.27 от второго марта 2021 года наконец-то добавил нужные икноки. Чтобы их включить, зайдите в игру, перейдите в настройки, там в раздел «Мышь и клавиатура» и выберите желаемое отображение иконок.


Красоты Nioh 2 в PC-версии

Личные впечатления

PS4-версию игры я так на релизе и не попробовал — отчасти потому, что 2020 год и так был забит играми, отчасти потому что знал, что рано или поздно разработчики порт анонсируют. Не прогадал, и в итоге у меня на руках есть игра со всеми дополнениями и улучшениями (и убитым в хлам отображением клавиш, но это уже мелочи — или патчем поправят, или мод сделают).

И что про Nioh 2 в итоге можно сказать? Ну, это хороший такой Souls-like ролевой экшен, который при этом на «Соулсы» походит разве что сложностью и общим подходом к определенным геймплейным механикам. Тут скорее некая смесь слэшера, Diablo и Dark Souls, если быть максимально корректным. От первых тут огромное количество комбинаций и необходимость их правильно применять в нужный момент, от второго тут система лута, от третьего — сложность и ряд механик.

При этом подход к созданию мира у Team Ninja довольно своеобразный — мир игры не открытый, с доступом куда угодно, но разбитый на отдельные задания. Выполнил квест — открываются еще, выполнил несколько сюжетных — добро пожаловать в следующую область. При этом побочные задания частенько разворачиваются на тех же локациях, что и сюжетные, просто саму локацию при этом сильно уменьшают, закрывая определенные проходы. Это не то чтобы хорошо, но японский геймдизайн в принципе любит страдать бэктрекингом — поэтому, пожалуй, простительно. Благо что побочки всегда короткие, и много времени не занимают.

Оружия в игре гора, плюс есть магия и навыки ниндзя, а еще есть особая демоническая форма — короче, поначалу просто глаза разбегаются, и непонятно, что качать, а что нет. Оружие причем совершенно разное — есть обычная катана, а есть огромное одати. Есть парные катаны, а есть парные топорики. Молоты, копья, глефы, кусаригамы, когти, луки, ружья… короче, найти себе оружие по вкусу — это то еще занятие. Я вот со старта сменил уже третий набор вооружения — сначала были копье и катана, потом копье и глефа, сейчас вот глефа и одати. И понемногу присматриваюсь к парным катанам, потому что почему бы и нет?

Плюс, конечно, пользуюсь магией (дополнительный урон лишним не бывает!) и кидаюсь во врагов бомбами. Благо что определенные «школы» — назовем это так — прокачиваются по мере использования, а не с уровнем персонажа.

Несмотря на то что в целом разнообразие экипировки и бонусов от нее радует, цветовая дифференциация предметов, наоборот, вводит в ступор. Белые предметы худшие, хорошо — но затем идет золотой цвет, только после него синий, а затем фиолетовый. Мозг, который долгие годы тренировался на Diablo, был этой схемой сломан, и пришлось потратить много времени, чтобы перестать радостно реагировать на любой желтый предмет.

Но это, конечно, мелочь.

Сам геймплей радует — он в меру быстрый и в меру вдумчивый. Зазевался — помер. Неверно исполнил комбинацию ударов — лишился выносливости, и, скорее всего, тоже помер. Решил подраться сразу с несколькими противниками? Ну, вы поняли. Игра в плане сложности довольно суровая, хотя по большей части довольно честная.

Правда, бывают и перекосы. Сходили в «сумеречное» задание, вынесли оттуда мощное оружие — и ближайшие три-четыре локации можно забыть об обновлении арсенала, лучше все равно ничего не выпадет. Решили сделать квест, цель которого — просто убить босса на арене? Готовьтесь к тому, что вы или убьете его с первого захода, или будете сидеть на нем до второго пришествия, потому что он вас способен убить за два удара, а вы его этими же двумя ударами хорошо если поцарапаете.

Впрочем, даже такие ситуации не безнадежны, потому что, немного подучив мувсет противника и его особенности, его можно и палкой одолеть.

Еще в игре есть сетевой режим (оценить не удалось, потому что в предрелизную версию играло не так много народа), плюс что-то вроде сражений с фантомами из Dark Souls. В последних вы натыкаетесь на чью-то могилу, призываете оттуда призрака игрока и деретесь с ним. AI, конечно, не живой игрок, но иногда и такой оппонент может доставить проблем.

А если вы вдруг волнуетесь, что перед второй частью не прошли первую — расслабьтесь. Вторая Nioh — приквел первой части, причем с некоторыми знаковыми персонажами из оригинала вы сможете познакомиться и здесь. И да, в плане сюжета Nioh 2 гораздо больше напоминает обычный ролевой боевик, а не игры от From — здесь есть прописанная сюжетная линия и катсцены, вам не приходится узнавать крупицы сюжета из немногословных монологов NPC.

Nioh 2 — игра хорошая. А по цене в 1666 рублей в Steam ее и вовсе не стоит пропускать, особенно если вы поклонник подобных игр. Да, порт получился среднего качества, и остается лишь надеяться на выпуск патчей или модификаций от фанатов, которые починят основные проблемы, но в целом игра стоит вашего внимания. Опять же — начало 2021 года на игры выходит довольно бедным, поэтому хороший ролевой экшен на сто с лишним часов геймплея — это то, что нужно.

Shovel Knight

Дополнения для Nioh впору сравнивать с офицерским пайком - даже ценник почти одинаковый. Строгие порции “всего понемножку”, грамотная дозировка по калориям и практически неизменный состав. Шутка ли, краткую аннотацию к свежей порции Nioh можно по ошибке спутать с оной из первого DLC, Dragon of the North. В Defiant Honor вы получите новую сюжетную главу, новых духов-хранителей и комплекты снаряжения, новый класс оружия и дополнительную сложность. Выход добавки точно так же ознаменовался большим патчем со свежим PvP-режимом и кучей приятной мелочевки, вроде новых скиллов Оммёдо и ниндзютсу, кланов и других вещей. Ко всему прочему оба дополнения зимние.


Сюжет свежего DLC берет начало в ноябре 1614 года во время осады Осакского Замка войсками уже почти родного для фанатов оригинальной Nioh Токугавы Иэясу. Оборону возглавляет опытный генерал Санада Юкимура (Малиновый Демон). Как известно, зимняя кампания оставит Иэясу с носом, несмотря на превосходящую по численности армию. Но нашему альтер-эго, Уильяму Адамсу, нет особого дела до политики, ведь он - охотник на демонов, который прибыл сюда не границы владений двигать, а тварей рогатых шинковать.

С главной злодейкой мы познакомились ещё в Dragon of the North. Сексапильная иностранка Мария снова выступает в роли Змея-искусителя, предлагая всем сколько-нибудь значимым японцам отведать камней духов, обрести неслыханную силу и, как незначительный побочный эффект, впустить в мир пару сотен жестоких демонов. Профессиональная этика не позволяет Марии упустить такого клиента, как Юкимура, да ещё в столь напряженный момент, потому она прибывает в Осакский замок. Уильям, разумеется, намерен проникнуть в осажденную крепость и сорвать сделку, попутно выбив пару килотонн вкусного и питательного лута.

Казалось бы, достаточно беглого ознакомления с историческими перипетиями обороны Замка в Осаке, чтобы убедиться - с такой сюжетной основой, личностями и интригами можно заткнуть за пояс пресловутую “Игру Престолов”, даже без отсебятины. Удачно вписанные во вселенную разношерстные чудища из японских преданий дают возможность на равных пободаться со вселенной “Ведьмака”. И мы не перестаем удивляться, как люди, отвечающие за сценарий, диалоги и постановку в играх Team Ninja, умудряются на столь благодатной почве взращивать глуповатый боевичок про крутого мужика с катаной и односложной моралью. Воистину, уникальный талант!


К счастью, как игра Nioh все так же затягивает. Defiant Honor стартует чрезвычайно бодро. Землю сокрушает топот несущихся к стенам замка воинов армии Иэясу, гремят выстрелы ружей, воздух пронзают крики… - осада в самом разгаре. Первая сюжетная миссия вышла одной из лучших в Nioh. Едва управление Уильямом перейдет в ваши руки, как град стрел перед глазами демонстративно пригвоздит к земле небольшой отряд союзных солдат (и игрока, если он решит бездумно нестись вперед). Залпы лучников - главная геймплейная фишка уровня. Открытые участки потребуют от вас передвигаться короткими перебежками между деревянными укрытиями, чтобы не превратиться в решето.

Разработчики грамотно подкидывают игроку лошадиных голов в кровать: то за укрытием очень некстати проснется зомби, то баррикады начнут взрываться от выстрелов пушек, то география перемещений запутается так, что, выглянув из уютного земляного рва, вы не сразу сообразите, с какой стороны баррикад прятаться от обстрела. Залпы могут сыграть и в вашу пользу, если хладнокровно заманивать неприятелей под них. Заглушить стрелков на определенных участках поможет спасительный выстрел из британской пушки, но путь к таким орудиям, как правило, сложен и кишит подлыми засадами. Зато наградой станет возможность спокойно собрать урожай из секретов, не боясь стрел.

Едва вы пересечете поля обстрела, как разработчики обольют фанатов Ninja Gaiden ведром ностальгии. Маленькая деревенька встретит вас отрядами ниндзя и специально обученными боевыми собаками. Милейшие тявкалки с катанами в зубах мало того, что дерутся не хуже многих самураев, так еще и кунаем промеж глаз запустить могут.


Очередной залп ностальгии по злоключениям Рю Хаябусы подарит новый класс оружия - тонфа. Первое время орудовать этими палочками непросто из-за малого радиуса атаки. Но когда вы научитесь без фальши выстукивать на врагах ритмичную композицию боли, расставаться с тонфой не захочется еще очень долго. Кто знает, может в следующем DLC нам вернут легендарные когти? Или Косу Затмения?

Вторая сюжетная глава представляет собой сложную конструкцию из комплекса пещер, улочек замка и карнизов со стрелками. Заблудиться тут проще простого, но, исследуя уровень, можно отыскать всех смельчаков Санады. Особенность уровня заключается в упоре на скрытное прохождение. Боевые собаки, заметив вас, подымают вой на весь дворик, стягивая ближайших солдат.

К сожалению, сюжетных глав больше нет. История грубо обрубается плохо заточенным одати, выдавливая из вас печальное “и всё?". Однако стоит обратить внимание на дополнительное задание "Танец Ёкай”. В отличие от остальных опциональных миссий (они снова представляют собой пошлые арены с волнами врагов), это проработано не хуже некоторых сюжетных глав. Тут вас встретят уникальные враги: демоны-лисицы разных размеров и белые маги. Последние способны окутать себя и окружающих мощными бафами, заплевать вас заклинаниями стихий и даже вызвать подмогу из мира ёкай. И без того запутанная структура уровня осложняется наличием иллюзорных стен и… иллюзорным отсутствием стен.

Nioh

Видеоигры давно выросли. Сегодня это комплексное искусство, результат совместной работы музыкантов, писателей, художников и программистов. Игры поднимают важные вопросы, говорят на социально значимые темы и порой отбрасывают саму свою основу — геймплей.

Все это прекрасно, но тем ценнее становятся проекты, не забывающие о своих корнях, ставящие в центре именно игровой процесс, используя все прочие элементы для того, чтобы его усилить.

Именно так работает Nioh. Это в первую очередь игра, она вызывает довольно приземленные ощущения — здесь интересно размахивать катаной и разрубать пополам демонов. Это было бы интересно и вне всякого контекста, но как быстро такое развлечение надоело бы? Мы будем много говорить о механике, разбирать, как игра работает и ощущается. Но при этом не стоит забывать, что во многом именно благодарю сюжету, бережно воспроизведенной японской мифологии, музыке и прекрасной работе художников и дизайнеров размахивать катаной не надоедает на протяжении 70-и часов, которые требуются на полное прохождение игры.

Nioh часто называют клоном Dark Souls, но это слишком смелое заявление. Игры могут казаться похожими первые несколько часов — пока вы не разучите самурайские техники и не начнете активно пользоваться стойками. В стойках вообще душа боевой системы Nioh: высокая для медленных, но мощных ударов, нижняя для молниеносных, но слабых выпадов, средняя, разумеется, сбалансированный вариант. Меняются не только удары персонажа, но и то, как он уходит от вражеских выпадов — от тяжелых перекатов, как в Dark Souls, до стремительных рывков, как в Bloodborne.

Игра не заставляет сходу разбираться в этих тонкостях, первые уровни легrо пробежать, не выходя из универсальной средней стойки. Но дальше придется учиться.

Некоторые противники настолько быстро чередуют атаки, что ответить на них можно только из низкой стойки. Другие получают ощутимый урон только от самых мощных ударов. Это только самые простые примеры. Иногда дело и вовсе в самой анимации удара. Той же катаной в высокой стойке герой рубит сверху вниз — когда вляпаетесь в пауков и ползающих по земле «зомби», эта атака вам очень пригодится. Но выбрать стойку под конкретного противника — это только база, все чаще вы будете встречать врагов с таким богатым сетом атак, что стойки придется менять прямо во время боя. Особенно это касается боссов.

Другой столп боевой системы Nioh, отличающий ее от Dark Souls — энергия «ки», заменяющая тут выносливость. Всего один нюанс меняет динамику сражений — если персонаж истратил всю энергию и пропустил удар, на пару секунд он будет оглушен и доступен для добивающего удара. Критический урон, само собой, обеспечен — вы же здесь за сложностью, правда?

Из-за этой особенности дуэли частенько превращаются в охоту не за здоровьем, а именно за выносливостью: стараешься выбить врага из равновесия, чтобы нанести ему максимальный урон одним ударом. Получается напряженно и увлекательно, особенно в схватках с беспокойными духами, которых можно призвать на местах гибели других игроков — уж они-то задают жару.

Есть еще один нюанс: нажав специальную кнопку после серии атак, можно восстановить значительную часть ки — вот этой техникой стоит научиться пользоваться как можно раньше. На первых уровнях она кажется бестолковой, но ближе к середине игры, поверьте, вам без нее будет очень «некомфортно». К тому же, таким образом герой развеивает замедляющую ауру, которую периодически создают демоны. Многие боссы, да и рядовые враги, находясь в этой ауре, моментально восстанавливают выносливость — имейте в виду. Вовремя разбираться с мерзкой аурой часто важнее, чем выбивать из врагов дух. За эту механику игру часто критикуют, но на мой вкус она еще больше углубляет схватки, хотя и может заставить путаться в кнопках.

В механике Nioh чувствуется наследие Ninja Gaiden — игру вполне законно называть ролевым слэшером. В Dark Souls боевая система раскладывалась на комбинацию легких ударов, которые герой мог наносить друг за другом бесконечно, пока выносливость не кончится, тяжелых и уникальных для определенного вида оружия «заряженных» атак.

Nioh устроена сложнее — здесь все завязано на комбо.

Схватив катану и начав молотить по кнопке легкой атаки, вы быстро обнаружите, что герой не просто ей размахивает, а совершает комбинацию, в конце которой случается крохотная пауза, открывающая его для вражеской атаки — это нужно учитывать. Классическая схема «череда легких ударов и тяжелый в конце» тоже работает, но сначала нужно выучить парочку навыков самурая и открыть несколько новых комбинаций. Для этого нужно просто эффективно пользоваться выбранным оружием, проходить обучение в додзё и находить на уровнях специальные предметы.

Так в механику добавится тонна новых возможностей: подлые пинки в конце комбо, резкие оглушающие выпады прямо из защитной стойки, парирования, контратаки, уходы из-под удара за спину врагу — Nioh превращается в сложный и очень «тактический» слешер. Она требует колоссального внимания и сосредоточения, любая ошибка может стоить герою жизни — убивают тут обычно с двух-трех ударов, даже если герой закован в тяжелую броню.

Ко всей этой системе добавьте еще ниндзюцу и магию оммёдо. Эти техники позволяют изготавливать и применять в бою сюрикэны, кунай, замедляющие врагов шипы и отравляющие бомбы, талисманы, наделяющие оружие стихийными силами — даже огненными и электрическими шарами Уильям, при желании, может во врагов стрелять. Все это добро будет восстанавливаться у алтарей (местный аналог костров из Dark Souls).

Пути мага и ниндзя и лишь дополняют основную механику, но делают это настолько значимо, что в додзё у них собственное обучение и испытания. Да и прокачиваются они в отдельных древах навыков. Применений техникам море. Те же сюрикэны наносят мало урона, но отлично поттачивают вражескую выносливость, а огненные шары могут поджечь противника и надолго повесить на него эффект горения. Пройти игру, не используя дзюцу, конечно, можно, но когда в игре появится полноценное PvP (сейчас есть только странно работающий кооп) — царствовать в нем будут ниндзя и маги, вот увидите.

Последний слой сложной боевой механики игры — оружие. Оно здесь бывает восьми типов: катаны, кусаригамы (коса и грузик, соединенные цепью), копья, топоры (к ним же относятся и молоты), парные катаны, луки, ружья и аркебузы. Дальнобойное оружие в игре не используется как основное — слишком мало можно носить с собой патронов. А вот касательно орудий ближнего боя — каждое нужно изучать отдельно, в совершенстве овладеть всеми типами за одно прохождение просто невозможно. Игра в самом начале намекает, что лучше выбрать пару классов оружия и осваивать только их — так оно и есть.

Ощущения от прохождения игры с катаной и с топором радикально отличаются. Дело тут не только в уникальных сетах атак, но и в том, что в разных ситуациях хорошо работает разное оружие. Громадных врагов проще ломать молотами и топорами, а от толпы мелочи удобно отмахиваться кусаригамой или копьем. Будьте готовы периодически оказываться в ситуации, когда ваш противник «заточен» вовсе не под те виды оружия которыми вы пользуетесь — придется превозмогать.

Прелесть же игры в том, что она не заставляет сразу разбираться во всех нюансах механики, штудировать гайды и подсказки вовсе не нужно. Это сложно описать, но ты просто играешь в Nioh, проходишь уровень за уровнем и постепенно сам втягиваешься во все тонкости. Начинаешь тасовать стойки, разучиваешь умения-дзюцу, подходящие под твой стиль игры, вырабатываешь собственную тактику против боссов и противников.

Ближе к концу игры вдруг понимаешь, что стал в игре настоящим самураем — свой стиль ведения боя на ранних этапах вспоминаешь уже со смехом. И это потрясающее чувство.

Но чтобы до него добраться сначала придется пострадать. А вы как думали? Nioh — гораздо сложнее любой из частей серии Souls, даже Bloodborne давалась мне легче. Тут и рядовые противники частенько сопоставимы по сложности с боссами из других слэшеров. А уж сами боссы так вообще — испытание для самых терпеливых. С первого раза практически никого из них убить невозможно. Нужно умирать, запоминать атаки и фазы, проверять уязвимости и продумывать тактику. В общем: сложно, больно, но честно — за всю игру было не больше двух случаев, когда я погиб не по своей вине.

В этом плане игра немного выдыхается только на последних уровнях, все чаще подсовывая под видом боссов не японских монстров-ёкай, а других самураев, но с набором читерских неблокируемых атак. Ну и необходимость по очереди убивать семерых боссов на последнем уровне — пожалуй, перебор.

А еще от ближайшего к боссу алтаря до самого босса все время приходится бежать через толпу врагов — вот это Nioh действительно позаимствовала у Dark Souls. Как, собственно, и вообще дизайн локаций. Открытого мира в игре нет, Уильям в своих путешествиях вообще пройдется по шести регионам Японии и даже в Англию мельком заглянет — этим разработчики и оправдываются.

Но если карты из игр From отделить друг от друга и нарезать на отдельные уровни — получится как раз Nioh. Локации здесь тоже огромные, многоуровневые и запутанные. Но, исследуя их, постоянно открываешь все новые срезы, так что ближе к финалу уровня можно пробежать из самого его конца до первого алтаря за пару минут.

Куда важнее, что все эти лабиринты приятно (насколько это слово вообще применимо к такому генератору страданий) исследовать. Но мотивации к этому тут все же меньше, чем в Souls-играх. Там желание облазить каждый закоулок карты основывалось на трех моментах: разглядывание красот (часто — специфических), поиск уникального лута, и как раз открытие шорткатов — бегать по одним и тем же картам приходилось часто, без срезок было не обойтись.

В Nioh из этого списка остается только любование. Очень часто приходится путешествовать по реальным историческим местам и разглядывать их действительно занятно: традиционные японская архитектура, бамбуковые рощи — восточный колорит смотрится очень здорово. Иногда, конечно, приходится носиться и по «дарксоулсным» пещерам и подвалам замков, но это происходит не так уж часто. В остальном же: все открытые двери-шорткарты после перезапуска уровня вновь закрываются, а уникального лута в игре почти нет — игра генерирует предметы, как Diablo, а валятся они буквально из каждого врага.

Менеджмент барахла вообще довольно сомнительное развлечение в Nioh — его слишком много. Я большую часть не глядя продавал кузнецу или подносил в святилищах в обмен на амриту, местный аналог душ.

Но кому-то это может и понравиться, для таких людей в игре есть возможность еще и собственное снаряжение у кузнеца крафтить за ресурсы. Там же можно улучшать имеющиеся вещи, менять их внешний вид, «переделывать» их полезные эффекты — есть где позалипать.

Цель же на уровнях всегда одна — добраться до босса и убить его. В сайд-квестах происходит примерно то же самое: нужно либо перепроходить сюжетные локации с новыми задачами (читай, боссами или врагами для убийства), либо бегать по специальным картам, которые появляются только в побочках. Делать это стоит — в противном случае ближе к финалу вы и на два шага от алтаря отойти не сможете. Так что, пожалуй, стоит отметить — если базовая механика вас не зацепит, от игры вы будет разве что изнывать.

А еще среди второстепенных заданий можно отыскать самые бесстыжие вызовы в духе «убей одновременно двух боссов». Хардкорщики оценят.

Впрочем, важно не только как рубить, но и кого. Nioh целиком основана на японской мифологии и резать на части вам предстоит вредных существ из традиционных верований страны восходящего солнца. Разработчики подошли к вопросу ответственно и многих мифических тварей перенесли в игру очень подробно — соответствует и «характер», и внешность. Но и там, где Team Ninja дали себе волю, получилось вполне себе аутентично. Nioh делает важную вещь — пробуждает интерес к плохо знакомой чужой культуре. Да и выглядит местный бестиарий круто — художники и дизайнеры выложились отлично. Подробно о Японской миологии и ее отражении в Nioh я уже рассказывал в отдельном материале.

Но главное, пожалуй, расхождение Nioh с серией от From — в подаче сюжета и его тоне. Здесь историю постигаешь напрямую: через ролики (так себе срежиссированные, честно говоря), через диалоги с персонажами и через брифинги перед миссиями.

Вот только разобраться в происходящем, не зная ничего про период Сэнгоку, практически невозможно.

Почти всю игру Уильям разыскивает злодея по имени Келли, который украл у него духа-хранителя Сиршу. Но вот эта «личная» часть истории всплывает раз в десяток часов, основное же действие разворачивается вокруг войны Иэясу Токугава и Исиды Мицунари за контроль над Японией. Уильям с легкой руки ниндзя Хандзо Хаттори (сына знаменитого и вполне реального «Демона Хандзо») уже в самом начале встает под знамена Токугавы и большую часть игры помогает его воинам в борьбе за власть.

Проблема истории даже не в ее «политизированности», а в том, что подается она слабо связанными кусками, нить повествования теряется моментально, мелькающие друг за другом японские имена — по меркам нашего языка трудночитаемые — запомнить долго не получается. Разобраться, что да как, не заглядывая в учебник истории и в описания персонажей в игре, практически невозможно. К тому же все происходящее в сюжете идет вразрез с механикой Nioh: история у нас про масштабную войну, а геймплей про одинокого воина, убивающего сравнительно небольшие группы людей и демонов. Вот и приходится разработчикам лепить нелепые отмазы, почему Уильям не в войне участвует, а в одиночку по подземельям старых замков околачивается.

Действующими лицами проникнуться тоже сложно — появляются они редко, а истории свои хоть как-то раскрывают по большей части только при прохождении сайд-квестов.

Но не поймите неправильно, рыться в сюжете Nioh, закапываться в горы текста про персонажей, исторические места и события — вполне себе увлекательно, но для этого нужно запастись несколькими свободными часами и хотя бы немного интересоваться Японией. Тут есть и волнующие повороты и даже более-менее запоминающиеся необычные герои (хоть их роль и не велика) — но что бы их отыскать, нужно правда этого хотеть. Очень многих сюжет просто не зацепит. И не стоит забывать, что это все-таки не историческая хроника, а скорее японская Assassinʼs Creed — знатокам советую готовиться к вольностям заранее.

Nioh нельзя рекомендовать всем и каждому. Если японская культура вызывает у вас отторжение — игру лучше не трогать. Но не стоит забывать, что речь тут идет не об анимешных персонажах и мечах, размером с героя, а именно о культуре: традиционные костюмы, исторические личности, существа из японской мифологии — игра вполне может выполнять просветительскую функцию. А с геймплеем все было ясно с самого начала — это игра для фанатов Dark Souls и Ninja Gaiden. Бескомпромиссный ролевой слешер, который испытает и вашу сноровку, и нервы, но сделает это честно. Вещь для самых стойких, но для таких людей Nioh станет одной из самых любимых игр.

Shovel Knight

В конце сентября на просторы PSN попало финальное DLC для непомерно хардкорной Action / RPG Nioh, красноречиво названное “Конец Кровопролитию”. Мы в последний раз одели на себя чистые хидзаёрои, кабуто, котэ и прочее снаряжение самурая начала 17-го века, вслух зачитали грустное хокку, отпили саке и отправились на последнее сражение за светлое будущее Японии.

Nioh: Bloodshed

Сюжет в Nioh никогда не был сильной стороной проекта, но надвигающееся окончание истории все равно интриговало. Как выяснилось, за летней кампанией осады Осакского Замка сценаристы упрятали весьма трагичную историю, способную местами удивить и даже выдавить соленую японскую слезу под занавес.

Конечно, Team Ninja не хватают звезд с неба - сюжетно перед нами все та же Nioh. Те же серьезные лица пафосно произносят банальщину, та же постановка, то же отсутствие масштаба в местах, где он необходим… Но драма, развивающаяся вокруг полководца Санады Юкимуры и его госпожи Ёдо (главные антагонисты дополнения) действительно удалась. Сценарий не без помощи мистической бесовщины интересно обыгрывает некоторые исторические моменты, вроде загадочной гибели Юкимуры или тайны личности Тоетоми Хидеёри. Финальный аккорд не фонтанирует эпичностью, однако он получился по-хорошему сентиментальным и проникновенным.

Nioh: Bloodshed

Новая сюжетная глава вышла на порядок жирнее своих предшественниц. Она предлагает три полноценные основные миссии и девять дополнительных заданий.

Первый эпизод, увы, почти ничем интересным похвастаться не может. Уильям участвует в штурме на гору Тяусу, где укрепились силы Санады. Хотя слово “участвует” тут не к месту. Если бы не пяток вяло изображающих драку статистов далеко на фоне, вы бы не догадались, что гору штурмует кто-то, кроме Уильяма!

Весь уровень воспринимается наспех собранным из старых элементов. Новых видов врагов тут нет, не считая одинокого и грустного демона-ёкай с кусаригамой. В некоторых местах по вам будут вяло постреливать пушки. Главным препятствием станут знаменитые Смельчаки Санады, равномерно расставленные повсюду. С каждым из них мы могли сразиться еще в прошлом дополнении. Но главное разочарование - босс. Он тоже безо всяких изменений пришагал из прошлого DLC, разве что под занавес битвы к нему на подмогу придет другой босс из все того же прошлого DLC, что делает драку чертовски сложной.

Nioh: Bloodshed

Зато дальше будет куда веселее. Следующую миссию к нам в сопровождение дают парочку самураев. Уровень представляет собой череду арен, где вам втроем предстоит сражаться с отрядами упитанных монстров. Среди них затесался новый экземпляр, четырехрукие воины-ёкай. Эти ребята настолько интенсивно и больно машут сразу четырьмя катанами, что о лобовой атаке не может быть и речи. Приходится ловко забегать им за спину и кромсать кристаллические наросты, чтобы временно дезориентировать паршивцев.

Чтобы вы, чего доброго, не заскучали, арены будет расстреливать огненными плевками крылатое чудище, напоминающее дракона или виверну. Романтическое свидание с ним, разумеется, станет итогом уровня.

В третьем и последнем сюжетном задании нам в паре с Последним Великим Полководцем предстоит жаркий прорыв в замок. На пути встретятся жуткие порталы из кристаллов. Если убивать монстров неподалеку от них, амрита будет всасываться в кристаллы, оставляя Уильяма с носом. Впитав нужное количество, портал изрыгнет случайного монстра. Надо ли говорить, что уничтожать эти конструкции как можно быстрее - дело чести самурая? Завершится задание парой превосходных боссфайтов.

Nioh: Bloodshed

Помнится, мы ругали оба прошлых дополнения за череду боссов-самураев. Bloodshed’s End исправляет это недоразумение, предлагая еще и пару эпических монстров. Но нельзя обойти стороной одного гуманойдного противника, затесавшегося в дополнительном задании. В Nioh и раньше были толстые намеки на связь со вселенной Ninja Gaiden, но теперь Team Ninja решили окончательно сорвать крышу фанатам легендарной серии. Уильяма на дружеский поединок пригласит дальний предок Рю из клана Хаябуса! Орудуя Мечом Дракона, кусаригамой и сюрикенами, ниндзя знакомыми анимациями выбьет из вас все нервы и душу, а раз за разом принимать смерть от знаменитого приема Izuna Drop - бесценный ностальгический садо-мазо-опыт. В награду за победу мы сможем заполучить весь сет Ниндзя-Дракона, бонусами которого станут бесконечные сюрикены и тот самый прием.

Остальные дополнительные миссии довольно стандартны для Nioh. Арены, пробежки по знакомым уровням с другими задачами, боссы подряд, боссы одновременно - все, как мы привыкли.

Читайте также: