Arma 2 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Примерный эскиз эволюции визуальной составляющей игр Bohemia Interactive.

«Войны начинаются в умах людей»
Из преамбулы Устава ЮНЕСКО

Bohemia Interactive предлагает игроку в очередной раз принять участие в вымышленном вооруженном конфликте, основанном на реальных международных проблемах современного мира. До ArmA 2 наиболее ярко запомнились события OFP, которая охватила времена холодной войны между США и СССР, при этом сюжет тогда оказался богаче и ярче, чем в первой ArmA, это также отмечали и многочисленные фанаты. Однако вторая часть предложила новый подход в представлении кампании.

События игры разворачиваются во время гражданской войны, происходящей на территории постсоветского вымышленного государства Чернарусь. Постоянные вооруженные стычки между сторонниками западной демократии, местной властью и коммунистическим движением «Красная Звезда» (ЧДКЗ, они же «Чедаки»), ищущим поддержки со стороны России, закончились отступлением Чернарусских Сил Обороны (ЧСО). Под руководством военачальника с прозвищем «Акула» ЧДКЗ захватило большую часть Северной Чернаруси, установив в регионе свою собственную власть. После возобновили военные действия с целью захвата западной части страны.

Премьер-министр Чернаруси Александр Баранов обратился за помощью в установлении мира в регионе к своим западным партнерам. По решению Альянса НАТО приводит в готовность свои силы быстрого реагирования в евроазиатском регионе с целью предотвратить дальнейшие жертвы среди гражданского населения в области конфликта. В этот момент игроку и предлагается взять на себя роль 33-летнего чернокожего сержанта Мэта Купэра, члена команды разведки «Лезвие» 27-го экспедиционного корпуса морской пехоты США.

В кампании теперь существуют четыре стороны, и у каждой свои интересы в данном регионе. Представленные миссии стали еще продолжительнее и интереснее, чем в OFP и ArmA. Сам процесс выполнения заданий насыщен внезапными поворотами сюжета и стремительным развитием событий. Существует и обещанная разработчиками зависимость сложности выполнения будущих заданий от текущих действий игрока. Несколько концовок имеет не только весь сюжет, но и практически каждая миссия, а если выполнять дополнительные задания, то в дальнейшем могут стать доступны различные бонусы в виде средств поддержки.

ArmA 2

Американские хиппи – отчаянные любители на закате полюбоваться на костер.

«Солдатский ранец не тяжелее, чем цепи военнопленного»
Дуайт Эйзенхауэр

Геймплей ArmA 2 изначально рассчитан на игрока, готового часами бродить по виртуальным лесам и болотам в поисках цели, способного не беспокоиться об ответственности за своих подчиненных и умеющего провести целую армию с минимальными потерями путем точного тактического расчета. Однако специально для тех, кто этого не умеет, но желает научиться, Bohemia Interactive не без помощи некоторых нововведений сделала игру еще доступнее, чем когда-либо. Так, в обучающем лагере теперь не заваливают лишней информацией и быстро вводят в курс дела. После познания азов новичку предлагается выполнить нестандартные задания вроде прыжков с парашютом, спасение неисправного вертолета или посадки реактивного истребителя на палубу авианосца. Отдельные миссии окажутся полезными ветеранам, которых заинтересует демонстрация новых возможностей.

Внешне ArmA 2 выглядит на порядок лучше, чем ее предшественница. Обновленному движку Real Virtuality 3 объяснили, как надо работать с многоядерными процессорами и научили полностью использовать все возможности DirectX 9. Результатом стала похорошевшая картинка с объемными текстурами, улучшенными эффектами освещения и новой растительностью. Разнообразие 3D-моделей поражает воображение: козы и кролики соседствуют со 130 видами военной техники и 80 моделями оружия на фоне архитектурных сооружений в виде средневековых замков и храмов. Сами модели претерпели переход на качественно новый уровень.

Кроме посвежевшей графики ArmA 2 приобрела и новый искусственный интеллект. Система жестов, активное использование укрытий, командная работа с тактическими маневрами, симулирование зрения и интуиции (враг может терять цель из виду и целиться в то место, куда она двигалась) и многое другое, - все это способствует ощущению реализма при сражении с виртуальным противником. Но не обошлось и без крупных недоработок в системе ИИ: солдаты застревают в объектах, водительские навыки компьютера оставляют желать лучшего, вертолеты с незавидной регулярностью бьются о лесной массив и т.д. Поэтому самые лучшие впечатления оставляют сражения между людьми в рамках мультиплеера с широкими возможностями, но об этом позже.

ArmA 2

Нападение на конвой посреди ночи – далеко не редкость в ArmA 2.

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне»
Уинстон Черчилль

Одиночная кампания теперь предлагает продвинутый командный режим, позаимствовавший элементы RTS. В ArmA 2 вам придется поучаствовать в крупномасштабных сражениях и лично контролировать войска посредством двухмерной карты. Реализация этой задумки, конечно, сильно расширяет возможности игры, местами переводя ее в статус стратегии, однако этот пункт требует доработки. Трудновоспроизводимые команды для отрядов иногда обрабатываются с очень большим запозданием, а их вооружение и пополнение достаточно сложно осуществить, так как интерфейсы, предназначенные для этих целей, дико тормозят.

Но если новичка ArmA 2 старается привлечь новой графикой и продвинутой кампанией, то хардкорщика это все заинтересует едва ли. Еще со времен ArmA у ветеранов серии образовалась традиция: начинать знакомство с новой игрой Bohemia Interactive со встроенного редактора, предназначенного для создания пользовательских миссий. Кстати, изменений в редакторе оказалось в этот раз больше: новая система стрингтейблов, брифинга и овервью теперь использует скриптовые команды и хранится в формате XML. Game Logic обрела более гибкие настройки и вынесена в отдельный пункт нового интерфейса редактора. Многочисленным изменениям подверглись и скрипты, о чем вы узнаете из официального документа, опубликованного Bohemia Interactive по данному адресу.

Мультиплеер в ArmA 2 теперь дает возможность пройти с друзьями всю кампанию в кооперативном режиме, который поддерживает до четырех игроков одновременно. Кроме того, Bohemia Interactive представила улучшенную версию режима Warfare, реализованного еще в патче 1.14 для ArmA. На одной карте в масштабной войне игрок может сражаться в кооперативе с друзьями или против других людей. При этом доступна любая роль – от рядового до главнокомандующего, который избирается голосованием. Не забыты и популярные классические сетевые режимы: deathmatch, командный deathmatch, битва за флаг и другие. Кстати, ничто не мешает пользователям самим делать миссии для сетевых баталий.

Технологически ArmA 2 хоть и шагнула вперед, но по сравнению с другими современными шутерами и симуляторами детище Bohemia Interactive пока еще выглядит отстающим. Только здесь вы сможете встретить ультрареалистичную физику полета пули наряду с взлетевшим в воздух танком от наезда на камень, а красивый детализированный замок на фоне холма с размытыми текстурами и плоскими деревьями. Такие казусы случаются еще со времен OFP, и почему Bohemia Interactive до сих пор не смогла изменить ситуацию к лучшему – непонятно. В ряд недоработок органично вписываются и трудности перевода: обозвать капитана Карла Дресслера женщиной и написать для него женский диалог – лишь один из многочисленных примеров ляпов работников пера и словаря.

ArmA 2

Элемент разведки теперь еще интереснее – обманывать врага стало легче.

«Эта война положит конец войнам. И следующая – тоже»
Дэвид Ллойд Джордж

В целом, несмотря на огромное количество багов и глюков, казусов и рестартов миссий, ArmA 2 увлекает и от нее трудно оторваться. Целая армия фанатов, вновь атакуя сервера и ожидая патчи, уже не верит в то, что грядущий проект Operation Flashpoint: Dragon Rising сможет хотя бы даже близко подойти к творению Bohemia Interactive. И действительно, зачем верить кому-то чужому из богатой Codemasters, предлагающей сомнительную альтернативу лишь с красивым названием и в привлекательной обертке, если чехам уже удалось возродить шарм полюбившейся оригинальной Operation Flashpoint, вложив в нее всю душу и энтузиазм. Они вновь создали симулятор, в котором игрок, погружаясь в атмосферу боевых действий, понимает, что на войне не все так просто, как кажется на первый взгляд – там жизнь человека ничего не стоит и обрывается в один миг. Они говорят языком своего, хоть еще и не законченного, но уже достойного интерактивного произведения: война – тяжелый труд для сильных, готовых к испытаниям людей.

Плюсы: лучший хардкорный тактический шутер; возвращенный шарм полюбившейся ветеранам-хардкорщикам Operation Flashpoint; огромный реалистичный игровой мир; расширенный мультиплеер и кооперативный режим в кампании; продвинутый искусственный интеллект; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и экшена; выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы: просто колоссальное количество ошибок, мешающих нормальному восприятию игры; заслуживающая доработки физика взаимодействия объектов; модель разрушений и повреждений оставляет желать лучшего; завышенные системные требования.

ArmA 2: Operation Arrowhead находится на спорной территории между сиквелом и аддоном — игра стоит 40 долларов, использует свежие сеттинг и сюжет, но при этом идентична оригинальному ArmA 2 (пропатченному до версии 1.5) во всем, что касается графики, игровой механики и управления.

Афганский калейдоскоп

Центральное отличие Operation Arrowhead от оригинала — это новый сингл. Во-первых, место действия изменилось с «абстрактной восточноевропейской республики» на «абстрактную исламскую республику». Во-вторых, разработчики отказались от открытой карты ArmA 2 в пользу традиционной цепочки миссий. На самом деле в новой игре не все так линейно, как кажется (предусмотрены сюжетные развилки в зависимости от исхода миссий), за одну кампанию вам предстоит выполнить ровно шесть заданий.

Большую часть оригинального ArmA 2 мы управляли четверкой американских морских пехотинцев — в новой кампании мы играем за подразделения Армии и ВВС США разнообразной численности. Подобие сквозного сюжета в Operation Arrowhead все-таки есть (если, конечно, можно назвать сюжетом три миссии за одно и то же подразделение спецназа), но в одном из заданий мы играем за командира танкового подразделения, а в другом — за пилота вертолета, которые занимаются будничными танково-вертолетными делами.

Пока спецгруппа капрала Говарда Дрэйка все ближе подбирается к свирепому полковнику Азису и в конце концов ловит его на собственной вилле в окрестностях Заргабада, лейтенант Бен Херрера из танкового подразделения «Бобер» чистит перевалы, а капитан Гарри Пирс из вертолетного звена «Ренегад» уничтожает вражеские зенитки.

В воздух самому без крайней надобности лучше не подниматься. Благо личный беспилотник в Такистане есть у каждого рядового.

Таким образом, вместо карты-песочницы нам предлагают экспресс-нарезку лучших моментов кампании по оккупации пустынно-горного мусульманского государства Такистан. Тут и два мини-симулятора (это когда целая миссия посвящена управлению определенным видом боевой техники), и изощренная спецназовская миссия со спасением заложников из заминированного рудника, и последняя битва в местном мегаполисе, где первобытные глиняные одноэтажные домики соседствуют с дворцами и подъемными кранами.

В целом однопользовательская кампания получилась более собранной и внятной, и это правильный подход. Все-таки огромный сложный военный симулятор, в котором в любой момент может дать сбой какой-то из элементов AI или сюжетный триггер, категорически не подходит для свободного геймплея. А отдельная миссия — это вроде как замкнутая экосистема (вот карта, вот зоны, которые нужно очистить от врагов, вот ваши бойцы — выполняйте), поэтому и проблем с ней теоретически должно быть меньше.

Но все это не значит, что в Operation Arrowhead более легко или приятно играть, чем в оригинальную ArmA 2. Сценарий миссии может быть взят прямиком из Call of Duty: Modern Warfare 2, но победа (или хотя бы удовлетворительный результат) все еще требует больших усилий и массы свободного времени. Даже на уровне сложности Rectruit на одно задание в Operation Arrowhead может уйти больше суток, не говоря уж о режиме Expert с его правом на единственное сохранение.

Никто и никогда

Такинстанская пустыня как нельзя лучше приспособлена для масштабных танковых битв. Но в сингле редко удается выбраться на открытое пространство.

Частично сложность ArmA 2: Operation Arrowhead объясняется тем, что авторов игры интересует как можно более точное воссоздание картины современной войны. Здесь даже найти себя на карте не так-то просто (особенно если вы привыкли, что в военных шутерах игрок всегда находится в центре внимания), не говоря уж о том, чтобы обнаружить врага и разработать план наступления с привлечением всех тактических ресурсов. К этому мы привыкли, эту мысль разработчики из Bohemia Interactive развивают со времен Operation Flashpoint — с 2001 года. Но в Operation Flashpoint и ArmA 2 военные операции развивались в странах с относительно спокойным рельефом: леса, поля, европейские деревушки и городки с логичной планировкой.

В Operation Arrowhead действие происходит в стране, аккуратно срисованной с Афганистана. Афганистан, как известно, никто и никогда не смог завоевать — и уже на второй миссии (иронически озаглавленной Pathfinder) станет понятно почему.

Танковые миссии на узких горных развязках приводят к ДТП с обстрелом из гранатометов.

Наш бронированный конвой мчится не по равнинам Черноруси, а по безумно петляющей в горах узкой дороге, где за каждым поворотом можно наткнуться на засаду. В ArmA 2 во время скучных перегонов мы включали четырехкратное ускорение времени и терпеливо ждали, когда начнется стрельба. В Operation Arrowhead ускорение времени включать не рекомендуется. Если вы играете за водителя, то в «ускоренном» режиме вы просто не успеете вписаться в поворот, если за стрелка — то не сможете среагировать на внезапно появившийся на дороге танк или человека с гранатометом, ну а играть за командира машины в ArmA 2 в любом случае невозможно.

Это другая давняя черта серий ArmA и Operation Flashpoint. Искусственному интеллекту в игре ни в коем случае нельзя доверять технику. Здесь даже обычных пехотинцев страшно оставлять без присмотра — бедняги заблудятся в лабиринтах кишлаков с их узкими арочками, лестницами, заборчиками, отстанут, и в финале миссии придется бежать вызволять застрявшего на другом конце карты бойца. Если же AI рулит бронетранспортером или вертолетом, то в 99 случаях из 100 он умудрится перевернуть машину на безобидном с виду отрезке дороги, упасть под откос или разбить вертолет о ближайшую гору. Надо сказать, что полеты над утыканными зенитками горными кручами Такистана на «Апаче» — рискованное занятие даже тогда, когда вы лично управляете аппаратом. А представьте себе, каковы ваши шансы довести конвой из одного танка и двух бронетранспортеров из точки А в точку Б с таким AI и такими условиями местности.

Дикая архитектура глиняных деревушек Такистана словно специально создана для того, чтобы в ней застревали напарники.

Два решения разработчиков спасают Operation Arrowhead от полной неиграбельности. Во-первых, миссии необязательно проходить до конца. Достаточно выполнить ряд минимальных условий — даже если ваш вертолет разобьется или заминированный рудник сдетонирует раньше времени, это предусмотрено правилами кампании. Если вертолет капитана Пирса уничтожат, но сам он при этом сумеет уцелеть, то в следующей миссии нас ждет ночная операция по освобождению пленного пилота. А если у него получится успешно завершить вертолетный вылет, то следующим заданием станет танковое наступление на аэропорт. Вся хитрость, конечно, в том, что вы никогда не знаете, какие условия являются достаточными для победы.

Во-вторых, на стороне Армии США высокие технологии. В Operation Arrowhead крайне активно используются беспилотники. Необязательно лететь сбивать зенитки лично — можно посадить «Апач» в тихом месте и пустить вместо себя маленький радиоуправляемый вертолет, оснащенный ракетами. Каждый такой аппарат — это дополнительная жизнь. Даже обычный снайпер таскает в рюкзаке пульт управления крылатым разведывательным дроном. Как справедливо заявляет один из персонажей игры: «Да, в 2001-м нам с такими игрушками было бы значительно легче!»

Bohemia Interactive — последний в мире разработчик военных шутеров, не ставящий себе задачей продемонстрировать игроку максимум спецэффектов в единицу времени. Достаточно взглянуть на Operation Flashpoint: Dragon Rising, чтобы понять, что станет с ArmA 2, стоит девелоперам дрогнуть и отказаться от своих идеалов. По структуре и характеру миссий ArmA 2: Operation Arrowhead стала чуть ближе к традиционному консольному шутеру, но по сложности, богатству армейского оборудования и нелинейности это все тот же настоящий военный симулятор. Осталось еще много проблемных моментов, и через год после выхода оригинала игра, конечно, стала стабильнее, но все еще бесконечно далекой от идеала. Однако мы знаем, что на свете есть множество людей, которые готовы терпеть все это ради самого достоверного военного опыта, который можно получить на домашнем компьютере. А уж Bohemia Interactive понимают это, как никто другой.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Operation Arrowhead — это сложный и бескомпромиссный аддон в афганском сеттинге для сложного и бескомпромиссного военного симулятора. Большинство недостатков оригинала на месте, но теперь в ArmA 2 хотя бы есть внятная однопользовательская кампания.

ArmA 2 – суперреалистичный военный экшен, который ксередине прохождения впадает в легкую форму безумия. Игра, начинающаяся как хороший, качественный тактический экшен, неожиданно превращается в «GTA, но про военных», а потом еще и обзаводится стратегическими элементами. На пользу подобное кровосмешение, конечно же, не идет.

В 2001 году, когда Bohemia Interactive выпустила свой первый военный экшен – Operation Flashpoint, – мудреные игры про солдатиков на PC были в моде. Rainbow Six, Ghost Recon – на фоне этих серий «Операция» не только не потерялась, но еще и смогла вырваться в лидеры. Секрет успеха оказался вовсе не прост: в игре была отличная симуляция боевых действий на уровне одного-двух взводов, был сложный, реалистичный геймплей, было огромное количество оружия и управляемой техники. Сюда же стоит добавить очень разнообразные миссии и отличную по тем временам графику.

Результат оказался великолепен: Operation Flashpoint давала игрокам возможность почувствовать себя обычным рядовым бойцом, который оказался в самом пекле стремительно разгорающегося военного конфликта. Вокруг вовсю шли «суровые военные будни» – операции по зачистке поселков, патрулирования, отступление, – а мы же просто старались выжить во всем этом.

Игру очень тепло приняла публика, один за другим вышли два официальных аддона и множество любительских дополнений (в комплекте шел очень приличный редактор уровней), а потом… потом Bohemia поругалась с Codemasters и потеряла все права на марку Operation Flashpoint. Продолжение решили выпускать под именем ArmA: Armed Assault – однако с первых же кадров становилось ясно, откуда здесь растут уши. Мода на серьезные тактические экшены к этому моменту уже прошла, Rainbow Six и Ghost Recon скатились до уровня обычных стрелялок с минимальной претензией на реалистичность, а Armed Assault оказалась чуть ли не единственной игрой, которая не пошла на поводу у этой моды. Похорошела графика, сюжет стал более вменяемым, нашлось место и некоторым добавлениям по мелочи, но по сравнению с тем эффектом, который произвела в свое время Operation Flashpoint, ArmA выступила более чем скромно.

Начинается все совсем неплохо. В выдуманном постсоветском государстве Республика Черноруссия нарастает гражданская война, стороны которой поддерживаются Россией и США. Мы – один из бойцов американской разведгруппы, которая принимает во всем этом карнавале очень активное участие.

Первые миссии вызывают строгое чувство дежавю. Описывать геймплей по сотому разу нет смысла – просто найдите на этом сайте рецензию на Operation Flashpoint или ArmA (или перечитайте главу «С чего все начиналось?»). Но потом игра показывает себя совсем с другой стороны. В этот раз Bohemia Interactive все-таки пошла на поводу у моды и ввернула в сюжет целую кучу новомодных вещей.

Сначала мы сталкиваемся с безобидной нелинейностью. Миссии выполняются несколькими способами, игроку же нередко приходится совершать достаточно трудный выбор – у нас тут все-таки война и некоторые эффективные решения могут оказаться еще и жестокими. Со временем игра начинает походить на GTA: есть территория в 225 квадратных километров и есть набор заданий. Как их выполнять, в какой последовательности – решать нам.

И здесь ArmA 2 выдает первые сбои. Проблема традиционная для Bohemia – баги, из-за которых весь этот «свободный геймплей» порой начинает разваливаться буквально на глазах. Устроили засаду, но никто не едет? Поздравляем – колонна противника заблудилась и сейчас беспомощно бодается с деревьями где-то далеко в лесу. Несколько патчей спустя ситуация, конечно, поменяется, но на момент написания этой статьи играть было… некомфортно.

Наконец, ближе к концу ArmA 2 выкидывает главный финт ушами – превращается в эдакую мини-стратегию. Мы управляем войсками, строим свои объекты, захватываем вражеские, зарабатываем деньги и закупаемся техникой. Сделано не сказать чтобы убийственно плохо – просто такое решение идет слишком уж вразрез с концепцией игры.

Со времен Operation Flashpoint графику Bohemia держит в одном и том же стиле. Картинка строгая, аскетичная, без лишних украшательств – почти как в реальной жизни. На геймплей это, кстати, тоже влияет: например, здесь очень сложно заметить противника.

Движок, конечно же, со времен ArmA серьезно подрос – причем радует не только улучшившаяся графика, но и скорость работы.

Пока – не совсем. Потенциал в проект заложен очень интересный, но раскрыться игра сможет в лучшем случае через месяц-два, когда все ее идеи отполируют несколькими патчами. Пока же впечатления из разряда «и хочется, и колется» – разработчики явно чуточку переоценили свои возможности.

  • Реалистичный геймплей
  • Нелинейная кампания в GTA-стиле
  • Множество техники

И чем же все-таки прекрасна ArmA 2?

Какие вещи должен знать человек, который в первый раз столкнулся с игрой от Bohemia?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ARMA 2 В «ИГРОМАНИИ» №08/2009 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» №06/2009.

ArmA 2: Operation Arrowhead

Начало чем-то напоминает вводную часть Modern Warfare.

Этот жестокий, но прекрасный мир

Прежде чем новичок окунется в тонкости военной тактики, его необходимо предупредить: здесь свой особый мир, в котором нет прощения ошибкам и поспешным решениям, здесь нет фантастики и нет романтики, есть лишь команда солдат с сержантом во главе, поставленная командованием цель и миллион способов ее достижения. Неважно, кто вам противостоит — группировки террористов, русские, американцы или арабы — все ваши политические соображения о правильности приказа откладываются на потом. А сейчас, руководствуясь здравым смыслом и вовремя оценивая окружающую обстановку, вы решительно идете в атаку при поддержке минометов с захваченной днем ранее высоты или ползком по кустам, прямо под ногами вражеских солдат, разведываете обстановку и закладываете бомбу. Так и проходила большая часть времени в ArmA 2.Operation Arrowhead предлагает нам нечто большее.

Сюжет завязывается в вымышленной стране Такистан, которая находится где-то в горах и пустынях Средней Азии. В исламском государстве нестабильная политика приводит к вооруженному конфликту. Под секретным названием «Операция Стрела» американские военные спланировали силовое вмешательство, дабы навести демократический порядок в этих диких местах. «Сингл» является калькой истории войны в Афганистане, запомнившейся своей неоднозначностью. В связи с этим от вас будет полностью зависеть исход всей миссии. Постоянный прессинг со стороны средств массовой информации и командования будет сковывать движения: нельзя убивать партизан, нельзя ссориться с местными, нельзя допускать террористических актов и так далее. Если где-то облажаетесь, то в Вашингтоне операцию назовут самым большим провалом в истории вооруженных сил Америки, а всю ответственность свалят на вас.

Пустынная местность наводнена «оазисами» в виде небольших поселений.

Собственно с этого и начинается череда долгожданных нововведений, коих разработчики предложили очень много. Изъяв со своего официального форума массу замечаний от фанатов, Bohemia Interactive организовала полную свободу действий, влияющую на концовку. Вы можете провалить задание — тогда вы не проиграете, нет, просто начнется новое, совсем другое. Можно провалить и его, но в том случае будет третье — еще более сложное, чем предыдущее. Причем в каждой миссии есть ряд дополнительных поручений, от которых будет зависеть сложность всего прохождения. Это отличная находка — переигрывать можно снова и снова. Конечно, ArmA 2 предлагала что-то подобное, но здесь нелинейность наконец-то доведена до ума.

Когда на дворе 2010 год, игнорировать современные системы ведения боя было бы глупо. Так, была смоделирована работа американской системы FLIR (тепловизор), которая позволяет видеть излучаемое объектами тепло: человеческое тело, нагретые от стрельбы стволы оружия, работающий двигатель, свежие следы от машины. Благодаря этому ночные заварушки стали проще, но в то же время и интереснее. Такистанские солдаты тоже имеют похожую систему — TSW. Но если США тепловизорами оборудовали почти все, в том числе «Абрамсы» и БПЛА, то у азиатов с массовым внедрением перспективных технологий существуют некоторые проблемы — тепловизор встречается только на редком станковом оружии и у самых опытных солдат. Это, конечно же, дает преимущество американской армии, однако баланс отлажен — оснащение и мощь строевых пехотинцев уравновешивает умение такистанцев хорошо прятаться и устраивать засады в своей родной местности.

Еще одним заметным нововведением стал рюкзак, в который помещается не только запасной пистолет и обоймы для винтовки, но и, например, пульт управления беспилотником. Теперь с FGM-148 Javelin и снарядами для него в рюкзаке, расположившись на вершине какой-нибудь горы, вы сможете легко раскидать вражескую танковую колонну. Сумки с собой таскают и ваши напарники — их тоже можно нагрузить чем-нибудь полезным для облегчения выполнения задания. Кстати, о танках — различным переделкам подверглись и транспортные средства. Была подкорректирована физика движения, добавлена система повреждений, улучшено устройство вертолетов, разработаны новые прицелы. В совокупности список изменений в геймплее уместится на добром десятке печатных страниц.

ArmA 2: Operation Arrowhead

Тепловизор позволяет видеть теплые объекты — даже нагретые стволы танков.

У любой войны есть недостатки

Война есть война. Для многих людей это работа, для кого-то — возможность отдать долг Родине, а кто-то преследует определенную цель, отправляясь в горячие точки. Какая цель у игрового персонажа? Для нас это остается загадкой. Командование просто отправляет группу в определенное место проявлять свои тактические знания и навыки. На протяжении короткой кампании персонажи периодически меняются, сопереживать им не успеваешь. Вспоминается, как в Operation Flashpoint мы получали звания и поощрения, постоянно сопровождали одного и того же протагониста и вживались в его роль. Напарники запоминались, а злодеи действительно вызывали ненависть. Да в той же ArmA: Queen's Gambit было ясно, что ребятам отвалили бабла побольше, и они принялись за свою черную работу. А в Operation Arrowhead мы — лишь винтик в большом геополитическом механизме становления демократии, где главным стимулом победы становится страх за провал операции.

Впрочем, ArmA 2 обрела известность не благодаря своим сценарным изыскам или «богатому» «синглу». Мультиплеер — вот чего жаждут миллионы поклонников серии по всему миру. Многочисленные кланы прямо сейчас заводят новые сервера и устраивают локальные сражения в виртуальных горах и пустыне. В компании с живым противником не приходится «глотать» ошибки поведения врага или гневаться на бездарное отношение виртуальных болванчиков к укрытиям. Микрофон, товарищ по команде и уверенность в победе — главные составляющие получения настоящего удовольствия от Operation Arrowhead. Ведь теперь многопользовательские режимы стали еще разнообразнее, ошибки исправлены, а благодаря хорошей оптимизации островов, игра стала более плавной у большинства пользователей.

ArmA 2: Operation Arrowhead

Сложные игровые сцены теперь меньше нагружают систему.

Как мы уже говорили, оптимизация ArmA 2: Operation Arrowhead на этот раз чувствует себя несколько лучше. Правда, этого успеха удалось достичь лишь за счет упрощения локаций: вместо высокополигонального леса раскинулись пустыни и горы, а масштабы карт сократились. Все же графически игра немного «подросла»: в основном, конечно, разработчики постарались привести в порядок движок, что им и удалось. Однако с внешностью у ArmA 2 до сих пор не все в порядке: красивые модели транспортных средств и зданий на фоне медленно подгружающихся текстур местности и топорной анимации людей оставляют двоякое ощущение. На дорогостоящих мощных конфигурациях ситуация несколько лучше, однако для приобретения крутого компьютера придется нескромно раскошелиться, хотя игре до уровня современных высокотехнологичных хитов еще долго топать семимильными шагами.

ArmA 2: Operation Arrowhead

Приближающийся танк теперь наводит настоящий ужас — все вокруг трясется и гремит.

В любом случае, как ни ругай ArmA 2, ее возможности воистину впечатляют: это огромный конструктор, из которого можно собрать все что угодно. В коммьюнити можно найти аддоны на любой вкус. Тут вам и симулятор фермера, и песочницы в стиле GTA, и гонки на автомобилях. И это лишь малая толика того, что придумывают любители и профессионалы, занимающиеся модмейкерством.

Легендарное внимание чехов к деталям и в игре проявляется в полной мере. Физический движок учитывает скорость ветра и его направление, вес пули и оружия, скорость движения персонажа и так далее. В аддоне добавилось и еще кое-что: например, можно разбирать/собирать станковое оружие, притом для его переноски требуются два и более человек. Подобных мелочей сотни, они приводят в восторг профессиональных вояк, а «казуальщики» лишь гневно пишут на официальном форуме свои недоумения, глядя на все эти сложности.

Плюсы: снова лучший хардкорный тактический шутер; геймплейные элементы были расширены; полная свобода действий и несколько концовок; расширенный мультиплеер и кооперативный режим на трех игроков в кампании; доработанный искусственный интеллект; улучшенная система повреждений; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и боевика; вновь выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы: короткая кампания; снова недоработки и баги; заслуживающая пересмотра физика взаимодействия объектов; завышенные системные требования.

Читайте также: