Stronghold legends обзор

Обновлено: 07.07.2024

Жанр: simulation, strategy
Год выпуска: 2006
Разработчик: FireFly Studios
Издатель в России: 1С

Лоскутное одеяло

Казалось, пульс у Stronghold 2 окончательно пропал, игру бесполезно реанимировать. Безобразное исполнение обещаний фанаты так быстро не забыли и на новую «Цитадель» глядели с нескрываемым подозрением. А тем временем в недрах Firefly Studios незаметно для широкой общественности работала крупная человеческая мысль, и мысль эта, обрастая удивительными подробностями, набрасывалась на бумагу и переносилась в память компьютеров.

Теперь Англия в своем неизменном «платье» ушла, предоставив вести спектакль веселому шуту, каждый лоскут одежды которого — кусочек мифа, легенды или былины. Игра была не просто выпотрошена и высушена — каждый байт пространства нового окружения воссоздавался с нуля. Благодаря внедренной технологии блюма безукоризненно проработанные объекты обрели симпатичное свечение. Что касается игрового процесса — делать в замке практически нечего, позволяя взять в руки саблю и отправится вместе с рыцарями и сотней копейщиков громить супостата. Критическая незамысловатость игрового процесса окупается эффектной внешностью Stronghold Legends. Красота требует жертв? В этом случае — очень и очень многих.

Прежде чем начать разбирать изменения, коснувшиеся игры, стоит заметить: разработчики вновь остановились именно на этой игре серии. Или попросту заткнулись, поняв, как приелись геймеру современности и народные борщи, и буржуйский фастфуд… даже экзотичность тайской лапши осточертела. В сальном котле мнимой толерантности и напускного дружелюбия варятся сотни проектов, и каждый из них, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Но лишь единицы имеют возможность мозолить глаза навязчивым глянцем рекламы. Дай Бог, раз в год какое-нибудь сенсационное чудо жанра прокатится по миру, гонимое ветром «сарафанного радио». Игра Stronghold Legends либо слишком низко пала, либо пытается привлечь к себе внимание, обстоятельно набирая обороты, мол: «вот он — я, отпрыск той самой Цитадели!». В любом случае сейчас она лишь одна из сотни стратегий, практически ничем кроме фундамента старой системы и известного имени не отличающаяся от сонма себе подобных.

Король курятника

К сожалению, в припадке праведного гнева, желая вынести из игры «лишний» мусор, разработчики из Firefly Studios затронули святая святых линейки Stronghold — структуру замка и его жизнеобеспечение. Нет, игрока не то чтобы вытурили из родных покоев прямо на улицу, дав на прощание хорошего пинка и бросив вдогонку казначея… всё обошлось, меньшими жертвами, но какими!

Серия Stronghold всегда отличалась специфической системой строительства. Здания возводились моментально, управлять жителями напрямую нельзя, войска, не знакомые с понятием субординации, рано или поздно разбредаются по всей карте. Однако позже, освоившись с управлением, привыкнув к выходкам местного населения, легко наладить поставку ресурсов и крепко взять бразды правления в свои руки.

Лесники, лениво потягиваясь, брели к недавно поваленным березкам; на каменоломнях нетерпеливо мычал оставленный вол, наполовину груженный камнями; издалека прибывал долгожданный груз железа и ровными штабелями со звонким пристукиванием укладывался заботливыми руками на складе. С ближайших пшеничных полей как-то пришла весть о кончине урожая. На пару месяцев для поддержания популярности среди населения пришлось поднажать на хмель двойным разливом эля в кружки зевак, вечно жаждущих веселья.

Рано или поздно появлялись новые причины для беспокойства о дальнейшей судьбе уютного городка. В то время как инженеры и другие добровольцы занимались копанием рва с водой, по периметру замка над крепостными стенами поднималась зловещая череда высоких башен, а за ней другая, и третья. Бывало, казна пухла от золота, а угнетенное население бегало от колодок: пекари учтиво просили пристроить их на виселицу, нежели на дыбу. А в другом замке, что напротив этого, — люди боготворили своего правителя, создавшего для них настоящий рай, в котором жители время от времени теряли голову, бросая повседневные дела. Сады, памятники, святыни… даже карусели для детей, пестрящие разноцветными ленточками. Но, поливая бесценную взгляду клумбочку цветов, лорд позабыл о битком набитом складе оружия, зовущего собираться в поход на злопыхателя.

Сражаться приходилось много. Коли приспичило владыке разнести по камушкам замок соседа — не отвертеться. Широкую поляну перед главным барбаканом заполнило море бесчинствующих копейщиков, рыцарей, пехотинцев с булавами; за стеной из переносных щитов укрылся отряд арбалетчиков, невесело обмениваясь тучами снарядов с лучниками на стенах осажденной крепости. Раскидав жадную на фееричность щебенку крепостной стены, умолкли катапульты, позволив скопу кавалерии ворваться в недра цитадели. Звучал боевой клич, гибли люди, горели и рушились дома. Искусственный звон стали и крики умирающих воинов наполнили воздух, напряженно висящий над крепостью.

Таким Stronghold родился, удивлял, злил и радовал новоиспеченных баронов, рыцарей и герцогов, молодых и не очень. Но время стирают всё: традиции, нравы, законы, в том числе, жанровые. Идея игры Stronghold, поначалу заключенная в синтез продуманного градостроительного симулятора и стратегии в реальном времени с возможностью осадить или защитить прототип какого-нибудь известного замка, иссохла и уменьшилась. Первый удар в солнечное сплетение нанёс Stronghold 2, а затем «бравый» Stronghold Legends мощным апперкотом отбросил интерес страдающих фанатов к собственному «я». Короче, вторая пластическая операция не обошлась без побочных эффектов.

Верните крысу, изверги!

Во-первых, графика. Как было сказано выше, внешний вид претерпел кардинальные изменения: юниты основательно «приоделись», весь комплекс сооружений переработан под архитектурный стиль легенд и мифов средних веков. Отныне замковые стены не только защищают владения благородного лорда, но и украшают его главное поместье. В каменной кладке можно разглядеть чуть ли не каждый кирпичик, а во время осады куски стен рассыпаются фарфоровыми блюдцами на мириады осколков. В сравнении с заскорузлой предшественницей Stronghold 2, именно Stronghold Legends выигрывает в равном бою за более-менее адекватный внешний вид.

Но, помимо удобоваримого внешнего вида, «Легенды» радуют почти втрое увеличенным ассортиментом войск. Для каждой стороны конфликта доступна только своя особенная солдатня. Силы Добра сгрудились за круглым столом, напоминающим алтарь: здесь мудрый владыка призовёт (на100%ящих героев нельзя купить!) почти всех рыцарей Круглого стола, защищающих, по известной легенде о короле Артуре, земли Британии от набегов сил Зла. Каждый герой требует приличный гонорар, но их способности — бесценны. Небольшой отряд из пяти дружинников Артура способен практически без урона для себя разнести в пух и прах среднюю по величине армию недруга. Раскидать воинство неприятеля в разные стороны, не оставив им шанса удержаться на ногах? Или призвать мощный кавалерийский отряд? А может, испепелить строптивца молнией? Примечательно, что даже погибнув, эти примечательные персонажи могут вернуться вновь, правда, за ту же плату. А кто сказал, что будет легко?

Остальные нововведения в военной сфере разделились поровну между двумя другими сторонами конфликта. И силам Зла, и лордам Севера дали возможность возвести башенные казармы, где можно разжиться мифическими существами с незаурядными способностями. Смотря на это разнообразие, невольно вспоминается сногсшибательная стратегия Age of Mythology, сюжет которой разворачивается вокруг битвы древних титанов и монстров из забытых легенд усопших цивилизаций. Тем не менее, в Stronghold Legends не прослеживается особой колоритности или самобытного шарма, чем отличалась AoM. Величественные драконы, тяжелые великаны, демонические псы, «терминаторы» в доспехах, — всё это, безусловно, красиво и необычно для Stronghold, но эталонная концепция «Цитадели» не ограничивается односложным ведением войны. Теперь ей не хватает масштаба и разнообразия в управлении. Своими последующими «сюрпризами» Firefly Studios просто убивают возможность отложить непрерывную войну, чтобы заняться созданием прекраснейшей цитадели в мирное время — экономической кампании попросту нет. А почему?

Упс, небольшой коллапс вышел

Всему виной катастрофа, случившаяся в сфере жизнеобеспечения замка. Крайне спорная необходимость следить за крысами, преступностью и фекалиями в родных хоромах, видимо, исчерпала свой потенциал и полностью исчезла. Сделав «наудачу» длинный прыжок вперёд, разработчики из Firefly Studios почему-то решили, что игра будет тем интереснее, чем проще в ней достаётся победа. Никто не говорит о возвращении к прежней формуле успеха, подобное безрассудство уже не раз подтверждало свой заведомый провал. Разработчикам нужно было лишь приспособить Stronghold Legends к нуждам пользователей, упростить «общение» между игрой и геймером, выкорчевать ошибки и, конечно, увеличить пространство, каждый свободный дюйм которого используется в плотной, хаотичной застройке. Карты тесны настолько, что приходится выбирать между необходимыми и желаемыми постройками. Количество багов заметно сократилось, но кое-какие «переселенцы», иммигрировавшие из Stronghold 2, остались. Возможно, намеренно.

Кроме вышеперечисленных деталей можно отметить внедрение независимой торговли. Теперь продукты и материалы приобретаются на соответствующих производственных предприятиях. Данная реформа кажется совершенно бесполезной, пока речь не пойдет о стоимости строительства рынка и… прочих архитектурных сооружений. Оказывается, кризис затронул даже средневековые просторы Британии. На строительство одного только рынка понадобится двести единиц древесины. Для сравнения: в первых двух играх серии требовалось пятнадцать единиц, а в Stronghold 2 то же здание можно было возвести абсолютно бесплатно. Тем не менее, идея кооперативных лесопилок, появившаяся в Stronghold 2, прекрасно функционирует и в Stronghold Legends. Не менее важная ввиду своей удобности возможность автоматической купли и продажи ресурсов, лишь ради которой стоит потратиться на рынок, также осталась без изменений. Достали восклицания «Склад полон, ваша светлость»? Отныне писцу нечего будет сказать.

Некто очень постарался, чтобы его дурацкие реформы коснулись каждой сферы деятельности. Свечные мастерские клепают лучины без наличия ульев, больше никаких пиршеств, а лорд теперь обречен на аскетизм одинокой жизни без кушаний и женщин. Видимо, правду говорят — семейная жизнь не для военных людей. Выгнав женушку и ликвидировав палаты первой леди, лорд лишился овчарен и тканевых мастерских. Олени торжествуют! Охотники, разобрав избушки, демонстративно покинули окрестности, предоставив новым монополистам завалить продовольственный рынок курятиной и… мясом морских котиков. Представителей столь экзотичного вида пищи добрые «фермеры» в соломенных шляпах отлавливают в прорубях с помощью лассо и глушат палками.

Куда-то подевались развлечения. и это уже совсем не смешно. Нет ни ристалища, ни ярмарки, ни гильдии менестрелей. Банально отсутствуют даже цветочные клумбы, не говоря уже о других украшениях. Прежде упитанный игровой процесс под влиянием угрюмого милитаризма серьезно исхудал. Зато появился очередной «ресурс» — военные достижения! Специальные монументы, положительно влияющие на количество чести, требуют много пролитой крови, но, честно говоря, без этой «потрясающей» возможности еще можно было как-то обойтись. Ах да, с целью окончательно выпотрошить игру в угоду обленившимся игрокам, рыцари и лорды без всяких конюшен научились то ли воскрешать, то ли ловить, то ли покупать свежих коней не отходя, как говорится, от поля боя.

Ну и, наконец — поместья и укрепления. Удачная реализация деления карты на территории в Stronghold 2 не прижилась в Stronghold Legends. Если раньше лично отстроенные лордом владения верой и правдой служили для нужд дополнительного производства, то теперь прямой контроль поместий исчез, сохранив возможность отдавать сугубо хозяйственные приказы, посему справедливо смелое игнорирование советов о приобретении соседних территорий. Кстати, теперь лорд не мелочится — на поместья можно не тратить ни копейки.

Неизбежно обеднел арсенал оборонительных принадлежностей. Количество башен сократилось до трех; деревянных укреплений снова нет в наличии, но рвы с водой и нефтью, как и волчьи ямы, остались, чего не сказать о ловушках; актуальны мангонели, гарпуны и горящие бревна. Аренда места, которое ранее занимал котел с маслом, аннулирована, но теперь можно вешать на стены корытца с кипящей смесью и, в случае необходимости, сливать варево на головы недругов. По сравнению с предыдущей игрой серии видно невооруженным глазом, насколько урезали возможности обороны крепости. И ради чего?

Момент истины

Сюжет — единственное, что вдыхает в Stronghold Legends жизнь и демонстрирует всю красоту игрового процесса. Правда, и здесь не обошлось без подвохов. Полотно событий, безобразно склеенное из кусков разноплановой тематики, получает свой «проходной» бал. Отчего же не сделать полноценную сюжетную ветку, пускай и выдуманную самими разработчиками? Миссии сценария мечутся от одной легенды к другой, не позволяя насладиться поэтапным достижением какой-нибудь глобальной цели. Задания «убивают» условиями: не то, чтобы кто-то был против избавления мира от очередного злодея… но не в пятьдесят пятый раз! К сожалению, слабые ноги сюжета регулярно подкашиваются и еле-еле тащат на себе массу игровых новшеств, большая часть которых откровенно бесполезна. Извлекая из готового продукта недостаточный для величия серии Stronghold минимум, игроку остается либо бросить всё это к чертовой матери, либо окунуться в изрядно поредевший мир игры, глобально применяя предложенный остаток возможностей на практике.

Безусловно, дух былых времен витает где-то рядом. Однако Stronghold Legends окончательно отходит от принципов прежней «Цитадели», не посчитавшись с потенциальными талантами Stronghold 2, которая лишь ввиду кривой реализации блестящих задумок не смогла завоевать и половины славы предыдущих игр сериала. Нарядив игру в чуть ли не бесподобную для задуманной концепции графику, разработчики из Firefly Studios попросту наплевали на все остальное, традиции и правила, которые и составляли в своей общности известную долю уникальности игры. Если смотреть на Stronghold 2 и Stronghold Legends, складывается впечатление, будто эти две игры созданы в совершенно разное время и для абсолютно непохожих аудиторий. Поклонникам градостроительных симуляторов в антураже средних веков не остается ничего, кроме как возлюбить Stronghold 2 за расширение границ прежней «Цитадели».

А Stronghold Legends, как игра предназначена, скорее всего, для тех, кто еще не успел познакомиться со старыми частями серии, как в своё время уже было написано о Stronghold 2. Например, для любопытного взгляда детей, которым ещё далеко до понимания классики и слабых подражаний современности, так как они имеют важнейшую способность воспринимать вещи объективно, «как есть». А также для взрослых товарищей, той части их контингента, которая играет, чтобы «убить» время. И для всех остальных, кому конфигурация компьютера не позволяет запускать более совершенные, или наоборот, совсем старые стратегические игры. Каждый любитель планировать боевые действия, хитростью побеждать оппонентов, брать крепость в долгосрочную осаду и до последней капли терпения отбиваться от наседающих супостатов сможет что-то найти для себя. Конечно, действовать придется в ограниченных пределах, но теперь доподлинно известно — Firefly Studios вряд ли будет снова неприятно удивлять намерением вырваться в лидеры продаж за счет славного имени своего детища.


Показать все мультимедиа

Организуйте осаду магическими существами! Stronghold Legends: Steam Edition окружит любимую всеми серию мифами и легендами. Играйте Королём Артуром и его Рыцарями Круглого Стола, Графом Дракулой или могучим Зигфридом из героических саг Германии в 24 исторических миссиях. Стройте и разрушайте замки с помощью могущественных заклинаний, мифических зверей и легендарных юнитов!

Особенности

  • Ремейк для Steam - Steam мультиплеер, Мастерская, достижения, новые карты, цифровой артбук, торговые карты и все DLC-кампании.
  • Станьте легендарным героем – Уникальный фентезийный сеттинг и кампании за Короля Артура, Зифгрида и Влада Дракулу.
  • Командуйте мифическими зверями – Три игровые фракции с доступом к ледяным гигантам, криперам, оборотням и многим другим!
  • Используйте мощные заклинания – Героические юниты, включая волшебника Мерлина, огнедышащих драноков и Рыцарей Круглого Стола.
  • Сразитесь с ИИ-Лордами – Играйте в многопользовательском режиме против ИИ и реальных игроков.
  • Осадите игроков онлайн – Режимы Царь Горы, Игра на выживание, Экономическая Война и Захват Флага.

Steam-издание

Вдохновлённая средневековым фольклором и магией, Stronghold Legends представит в игру новое окружение, юнитов, события и геймплей для каждой одиночной кампании. Перебросьте оборотней через стены противника, сожгите его войска огнём дракона и сокрушите защиту ледяными гигантами! Играйте онлайн в режиме до четырёх игроков или сразитесь против хитроумных ИИ-соперников.

Эта эксклюзивная для Steam версия игры содержит полноценный мультиплеер, достижения, новые карты, дигитальный артбук, торговые карточки и все DLC-кампании. Steam-издание также добавит в игру поддержку Мастерской Steam! Создайте свою ледяную тундру, огненную пустыню или возведите магическое королевство для самого Короля Артура! Молниеносный RTS-геймплей и огромный набор многопользовательских режимов делает Stronghold Legends: Steam Edition самой полноценной версией уникальной фентезийной стратегии.

Stronghold Legends это фэнтезийное ответвление в серии игр Stronghold, созданное в 2006 студией Firefly Studios.

Сторона света (сторона Артура) представляет собой можно сказать стандартную фракцию средневековья из прошлых частей с небольшим дополнение в виде магов. Основная тактика игры за них будет знакома всем любителям этой игровой серии (создаем свой замок, создаем войска, штурмуем замки).

Сторона тьмы (представителем которой является сам Дракула) имеет уже куда больше отличий. Начиная от внешнего вида строений и заканчивая разнообразной нечистью, демонами и даже драконом. К тому же сторона тьмы может с помощью катапульт забрасывать за стены оборотней, а их демоны могут взбираться на стены замков.

А вот представителя холода выступают северные народы, что сразу бросается в глаза. Всюду валькирии, снега, люто волки, боевые медведи (привет Red Alert 3) и ледяные великаны. Играть за них одно удовольствие ведь великаны могут ломать стены замков, а ведьмы на метлах способны не плохо так пакостить с воздуха.

Игра, как и ее предшественники предлагает нам компанию за каждую из фракций, сражения с ботами и самое главное отличные, сложные и зрелищные сетевые баталии.

И хоть серия позиционирует себя как историческая стратегия данное фэнтезийное ответвление очень хорошо себя показывает как со стороны сюжета така и со стороны увлекательного игрового процесса.

Цена в Steam 399 рублей.

Плюсы: Хороший сеттинг, динамичные бои и осады, разнообразие игровых тактик.

Минусы: Старовата.

Итог: Игра хоть и делает уклон в фэнтези все же достойна быть продолжателем идей Stronghold. Поэтому мы однозначно рекомендуем ее всем любителям хороших стратегий, а в особенности все кто любит серию Stronghold.

Спасибо что дочитали до конца. Мы также будем очень благодарны если вы оцените эту статью и подпишетесь на наш канал. И мы всегда за конструктивные замечания, общение и идеи в комментариях. Наш коллектив очень вам благодарен.

Старомодное и совершенно безобразное выступление Stronghold 2 на торжестве других “мамонтов” игроиндустрии, казалось бы, должно было поставить точку на серии Stronghold. Но разработчики решили взять реванш, предупредительно выстрелив в общество несколькими холостыми – новая Stronghold будет!
Общество совершенно не разделяло оптимистической точки зрения Firefly. Затоптанная, заплеванная Stronghold 2, тащимая под руки несколькими сотнями (а может и десятком?) преданных фанатов, окончательно потерпела фиаско. Не помогли ей даже очень даже интересные нововведения. От былой популярности даже в узких кругах осталось название и наличие в продаже старых частей игры – Stronghold и Stronghold Crusader. Но мастера на все руки из Firefly снова чуть-чуть обнадежили нас: улучшенная графика, по сравнению со второй частью, пополнение списка сооружений и войск, перенос всех действий в самые дебри мифологии разных стран и эпох. Тут вам и граф Дракула, и Король Артур с одиннадцатью собутыльниками, волшебник Мерлин и небезызвестный Зигфрид с кольцом нибелунгов. Через год на полках возникла новая “Цитадель”, теперь совсем запутанная и потерявшаяся во времени.


Жанр: simulation, strategy
Год выпуска: 2006
Название: Stronghold Legends
Разработчик: Firefly Studios
Издатель в России: 1CЛоскутное одеяло

Казалось бы, пульс у Stronghold 2 окончательно пропал и игру даже реанимировать бесполезно. Безобразное исполнение обещанного фанаты так быстро не забыли и на новую Цитадель смотрели с подозрением. А тем временем в недрах Firefly опять тихо и бесшумно работала большая человеческая мысль, обрастала фактами и подробностями, набрасывалась на бумагу и переносилась в память компьютеров.

Теперь Англия в своем неизменном и заурядном платье сменилась веселым шутом, где каждый лоскут его одежды есть кусочек мифа, легенды или былины. Вся игра не просто была выпотрошена и высушена – каждая ее клеточка была с нуля воссоздана в новом окружении. Текстуры обрели симпатичное свечение и безукоризненную проработанность, в замке мы вообще можем практически ничего не делать, а взять в руки саблю и отправится вместе с рыцарями и сотней копейщиков громить супостата. Игра упрощена донельзя, но при этом все окупается внешним видом. Красота требует жертв? В этом случае очень многих.

Прежде чем начать разбирать изменения, коснувшиеся игры, стоит также заметить, что почему-то на этой части разработчики замолкли. Или просто заткнулись, потому что поняли – геймеру современности приелись и народные борщи, и буржуйский фастфуд, даже экзотика в виде тайской лапши осточертела. В котле всеобщей толерантности и международного сального дружелюбия варятся сотни проектов, и каждый из них заслуживает внимания, безусловно. Но единицы достойны навязчиво мозолить вам глаза глянцевой рекламой, и только один раз в год какое-нибудь чудо жанра будет у всех на устах. Stronghold Legends либо слишком низко пал, либо пытается привлечь к себе внимание, набирая обороты, мол: “вот он я, отпрыск той самой Цитадели!”. В любом случае сейчас она лишь одна из сотни стратегий, практически ничем не отличающаяся, кроме фундамента старой системы и известного имени.


Король курятника

К сожалению, в припадке праведного гнева и желания вынести из игры все “лишнее”, разработчики из Firefly затронули святая святых – структуру замка и его жизнеобеспечение. Нет, не подумайте, что нас вытурили из родных покоев прямо на улицу, дав на прощание хорошего пинка и бросив вдогонку казначея – обошлось все меньшими жертвами, но зато какими!

Серия Stronghold всегда отличалась специфической моделью созидания – здания строятся моментально, жителями управлять напрямую нельзя, войска беспорядочно разбросаны по всей карте. Но потом, освоившись с новым управлением и привыкнув к местным выходкам населения, мы налаживаем поставку ресурсов: лесники, лениво потягиваясь, бредут к недавно поваленным березкам, на каменоломнях мычат в ожидании волы, нагруженные камнями, издалека к нам несут долгожданные слитки железа и со звонким пристукиванием укладывают на складе в ровные штабеля. С ближайших пшеничных полей пришла весть о том, что весь урожай погиб и ближайшие пару месяцев нам придется обойтись хмелем и двойным разливом эля в кружки вечно жаждущего веселья населения.

Потом приходила пора беспокоиться о дальнейшей судьбе этого городка: инженеры копали рвы с водой, по периметру крепости поднималась зловещая стена с несколькими башнями, за ней другая и третья. Казна пополнялась новой сотней золотых, население в угнетении бегало от колодок, пекари учтиво просили пристроить их на виселицу, нежели на дыбу, а в замке напротив нашего общество боготворило своего правителя; он создал для них настоящий рай, в который они и окунались, бросая работу и производство оружия. Сады, памятники, святыни. Даже карусели для детей, пестрящие разноцветными ленточками. Поливая дорогую глазу клумбочку цветов, лорд совсем забыл, что склад оружия полон, и пора собираться в поход на неприятеля.

И сражаться тоже приходилось. Решит какой-нибудь лорд разнести ваш замок по камушкам – ждите беды. Поляна перед главным барбаканом заполнилась морем бесчинствующих копейщиков, рыцарей и пехотинцев с булавами, за переносными щитами укрылись лучники и арбалетчики, то и дело происходит невеселый обмен тучами стрел между атакующими и осажденными. Раскидав жадную на фееричность щебенку крепостной стены, катапульты замолкали, предоставив коннице возможность ворваться в цитадель всем скопом. Разносились боевые кличи, гибли люди, рушились дома, горели поселки. Крики и искусственный звон стали наполнили напряженный воздух над крепостью…

Таким Stronghold родился, удивлял, злил и радовал новоиспеченных баронов, рыцарей и герцогов, молодых и не очень. Но времена стирают все – традиции, нравы и законы. В том числе и у жанра. Будучи продуманным средневековым градостроительным симулятором и стратегией в реальном времени с колоритной возможностью устроить осаду или поучаствовать в обороне прототипа какого-нибудь известного замка, Stronghold вконец иссох и уменьшился. Первым ударом в солнечное сплетение отличился Stronghold 2, а за ним бравый Stronghold Legends мощным апперкотом отбросил интерес и все внимание страдающих фанатов к своему “я”. Пластическая операция, к сожалению, не обошлась без побочных эффектов.




Верните крысу, изверги!

Но помимо внешнего вида, Легенды радуют нас увеличенным почти втрое(!) набором войск, правда, для каждой стороны доступна своя особенная “солдатня”. У сил добра появился круглый стол, напоминающий алтарь. В этом алтаре мудрый владыка может призвать (нет, рыцарей мы ТОЛЬКО призываем) практически всех рыцарей круглого стола, что по известной легенде о короле Артуре защищали земли Британии от набегов сил зла. Стоит каждый “герой” прилично, с нас сдирают и чести и золота “немножко”. Зато если эти воины погибнут, они смогут снова возродиться, но за ту же плату. А кто сказал, что будет легко? Но положительная черта этих бравых парней – их способности. Небольшой отряд из пяти дружинников Артура разнесут среднюю по величине армию недруга, сами практически не пострадав. Раскидать все воинство неприятеля в разные стороны, не оставив им шанса удержаться на ногах? Или призвать мощный кавалерийский отряд?

У двух остальных сторон произошло равное деление воинов. Силам Зла и Ледяным лордам дали возможность строить башни-казармы, где можно разжиться незаурядными мифологическими существами. Смотря на это разнообразие, невольно вспоминается Age of Mythology с битвами титанов, кучей монстров из греческих легенд и сногсшибательной графикой. В Legends особого колорита не прослеживается, да и шарм куда-то пропал. Все это, безусловно, красиво – величественные драконы, великаны, демонические псы и “терминаторы” в доспехах, но Цитадель не рассчитана на односложное ведение войны – не хватает масштабов и разнообразия в управлении войсками. А Firefly своими следующими “сюрпризами” просто убивают все желание устать от войн и взойти на трон, чтобы начать созидание прекраснейшей цитадели в мирное время. Тем более, что экономической кампании попусту нет, почему?


Упс, небольшой коллапс вышел

Всему виной катастрофа, которая произошла в жизнеобеспечении замка.
Очень спорная необходимость следить за крысами, преступностью и количеством фекалиев в родных стенах теперь, видимо, исчерпала себя и полностью пропала. Сделав вперед длинный шаг “наудачу”, Firefly решила, что с нее хватит, ведь ее игра становится сложнее, и, наверное, от этого теряет интерес к себе. Но на самом деле суть не в том, чтобы упростить Stronghold до уровня первых частей, это безрассудно и никому не нужно. Разработчикам нужно было приспособить новую Legends для того, чтобы геймеру было комфортно “общаться” с игрой: искоренить все баги и ошибки и конечно увеличить пространство, в котором нам приходится день ото дня сражаться новыми силами. Ни первого, ни второго, ни третьего фанаты не увидели – карты такие же тесные, нам приходится выбирать между необходимыми и желаемыми постройками. Ошибок и глюков стало на порядок меньше, но остаются “переселенцы”, иммигрировавшие в игру с созданием новой оболочки.

Помимо этого Firefly внедрила независимую торговлю. Теперь в каждом производящем здании можно приобрести то, что заведение выпускает, или даже материал, который оно заимствует. Совершенно не нужная система, но это только так кажется, пока не посмотришь на стоимость рынка и… всех прочих зданий. Оказывается, кризис затронул еще и средневековые просторы Британии. Один рынок требует 200 единиц дерева, когда как в первых частях он стоил всего 15 единиц, а в Stronghold2 рынок абсолютно бесплатен (в наше время все было дешевле!). Теперь в этом заведении можно настроить автопокупку и автопродажу ресурсов, удобная вещь. Доставали восклицания пищика “Склад полон, ваша светлость”? Отныне ему будет нечего сказать.

И прошелся новый лорд этих земель со своими дурацкими реформами: свечные мастерские клепают лучины без наличия ульев, пиры все отменяются, лорд теперь будет жить один без жены (видимо правду говорят – семейная жизнь не для военных людей). А, выгнав женушку вместе с ее Палатами Леди, лорд еще лишился овчарен и тканевых мастерских. В сфере добычи пищи тоже изменения – больше нет охотничьих избушек, и олени торжествуют. Вместо них появились курятники, а для снежной поверхности -проруби, в которых живут морские котики. Добрые “фермеры” в соломенных шляпах ловят особо разъевшихся представителей с помощью лассо и глушат палками.

Население просто угнетено – куда-то подевались все развлечения. Нет ристалища, ярмарки, гильдии менестрелей. Даже банальных цветочных клумб нет! Нынешний Stronghold превратился в какого-то угрюмого представителя стратегий без стратегии, которому просто не повезло с родителями (а точнее с Firefly). Разработчики внедрили новый ресурс – военные достижения. На него будут строиться статуи (всего двух видов), которые прибавляют вам чести, но, честно говоря, мы могли обойтись и без этой “потрясающей” возможности. Ах да, с целью сделать игру окончательно приспособленной для особо “зажравшихся” – рыцари и лорды теперь могут покупать коней сразу на поле боя, никакой конюшни не надо.

Ну и, наконец – поместья и укрепления. Почему-то удачно внедренная возможность дробления карты по территориям в Stronghold 2 не прижилась в Legends. Если раньше купленные и отстроенные владения служили нам производственными точками оружия и пищи, то отныне мы можем лишь приказать, что именно производить. Строить на территории своих владений запрещено, что вызывает удивление. Свою основную полезность поместья утеряли, поэтому можно смело игнорировать всяческие советы по покупке соседних территорий (хотя теперь лорд не мелочится – на владения можно не тратить ни копейки)

Замок тоже обеднел на разнообразие оборонительных принадлежностей. Количество башен сократили до трех, отменили строительство деревянных стен и оставили нам ров с водой и нефтью, волчьи ямы (ловушки тоже куда-то делись), мангонели, гарпуны на башнях, и конечно горящие бревна. Аренду на место для котла с маслом тоже аннулировали, теперь мы можем вешать на стены корытца и в случае необходимости выливать кипящую смолу на головы недругов по приказу (солдаты тоже умрут, если им не приказать сражаться?). Но по сравнению хотя бы со второй частью видно, насколько урезали возможности. И ради чего?




Момент истины

Да, единственное что вытягивает из Stronghold Legends жизнь и всю красоту геймплея – это сюжет. Но и здесь не обошлось без подвохов. Безобразно склеенное из кусков разноплановой тематики, это полотно, именуемое “сюжетом”, получит свой “проходной” бал, но ведь можно было сделать полноценную сюжетную ветку, пускай и выдуманную самими разработчиками. Сценарные миссии метаются от одного к другому, не дают сосредоточиться на поставленной цели. Сами же задания убивают своими условиями. Нет, мы не против избавить мир от еще одного злодея, но не в пятьдесят пятый раз! К сожалению, слабые ноги всего сюжета подкашиваются и еле-еле тащат на себе массу игры со всеми новыми (а половина из них вообще бесполезна) юнитами, изрядно поредевшим набором зданий и глобальным применением всего предложенного на практике.

Безусловно, дух старых частей еще присутствует, но Legends окончательно уходит от прежних Цитаделей, даже не посчитавшись со второй частью, которая была бы гораздо успешнее, если бы не кривая оболочка. А Legends, получив практически бесподобную для своих возможностей графику, просто наплевал на все старые традиции и правила, которые были заложены отцами из Firefly. По идее, если смотреть на Stronghold 2 и Stronghold Legends, складывается впечатление, будто эти две игры созданы в разное время и для разных аудиторий. Любителям участвовать в жизни замка и его жителей не остается ничего другого, как полюбить вторую часть, ибо она расширила границы прежней Цитадели.

А Legends скорее для тех, кто еще не успел познакомиться со старыми частями (как в свое время было написано о Stronghold 2). Для детей, которым интересно все новое и они не могут сравнить классику со слабым подражанием современности. Для взрослых, но только для той малой части, которая играет, чтобы убить время. А также для тех, кому не позволяет конфигурация компьютера запускать более совершенные и разносторонние стратегии. Любители планировать боевые действия, хитростью побеждать оппонентов или вести долгосрочные осады крепостей смогут что-то найти для себя, но при этом действия их будут слишком ограничены. Одно лишь утешает – Stronghold больше не будет пытаться свернуть горы и вырваться в лидеры продаж своими неожиданными сырыми выступлениями в 3D-обличье.

Читайте также: