Splinter cell последняя часть 2018 обзор

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время наметился тренд: крупные проекты стараются понравиться всем без исключения. Ситуация понятна, издателям хочется выпустить успешную игру и в спокойной обстановке пересчитывать стодолларовые банкноты.

Иногда кажется, что менеджеры следят за рынком слишком тщательно и все время пытаются вывести формулу современной, модной игры, как это получилось у Activision с Call of Duty или у Ubisoft с Assassin’s Creed. В первом случае смысл раз за разом повторяется, в другом — базовая механика обрастает каким-то неприличным количеством деталей вроде торговли или морских сражений. Отсюда такие игры, как Dead Space 3, — с опциональным мультиплеером, микротранзакциями и упором на зрелищность. Кому нужен постоянный саспенс в тесных коридорах, когда можно сделать яркое приключение с постоянно меняющимися декорациями?

Воздушный антитеррор

Splinter Cell: Blacklist как раз и есть такое вот приключение. На военной базе в Гуаме происходит взрыв. Оказывается, что за терактом стоит криминальная группа «Инженеры». Их требования просты: Америка должна вывести свои войска из ряда стран, а в случае неподчинения террористы обещают каждую неделю совершать что-нибудь нехорошее на территории США. Например, выводить из строя самые важные и необходимые для нормального существования страны системы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Проблема почти как в «Координатах «Скайфолл», только намного масштабнее, и против угрозы сражается не агент 007, а Сэм Фишер. Ему, может, и наплевать на спасение Америки, но во время отражения атаки на военную базу в Гуаме серьезно ранит его друга Виктора, а значит, у Фишера (по идее) появляется личный интерес и мотивы для мести.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Государство, впрочем, больше обеспокоено безопасностью страны. Дает Фишеру карт-бланш и целый самолет-базу под названием «Паладин». На воздушном судне установлены почти самые последние технологии и почти самое мощное оборудование. Таким образом, мобильная база может быстро реагировать на террористические атаки.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Судя по количеству всевозможных девайсов, можно смело сказать, что тот самый Фишер вернулся. Благодаря приспособлениям на все случаи жизни складывается впечатление, что агент непобедим и противникам просто-напросто нечего ему противопоставить. Куда там какому-то террористу против агента с навороченными гаджетами? У Сэма есть камеры-липучки с выводящим из строя газом, всевозможные мины и гранаты и даже радиоуправляемый трехроторный вертолет с дистанционным шокером. Словом, все условия, чтобы находиться как можно дальше от врага, оставаясь при этом смертельно опасным.

Во тьме ночной, при свете дня — бойся меня

Фишер — воплощение ужаса, кошмар для противника. При этом вас почти не ограничивают в выборе методов, даже поощряют. В Blacklist есть три основных способа прохождения: можно взять бронежилет покрепче, винтовку с калибром побольше — и вперед, в лобовую, приводить террористов в ужас. Более привычный метод — прятаться в тени, аккуратно убивая врагов и вовремя избавляясь от тел. Для перфекционистов же оставили возможность тихо усыплять противников или вообще избегать контакта, словно бесшумный призрак. За следование тому или иному стилю начисляются дополнительные очки, таким образом Blacklist побуждает игрока выполнять задания повторно и выбирать разные подходы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Тем не менее трудностей в одиночной кампании не возникает. Дело не в том, что игра какая-то казуальная и сильно упрощенная, — вовсе нет. На высоких уровнях сложности иногда хочется завыть от безысходности, особенно на «перфекционисте». Там на ключевых точках запасы гаджетов не восполняются, очки-сонары, позволяющие видеть врагов через стены, не работают, а пользоваться системой Mark & Execute (отметил, нажал на кнопку — несколько трупов) запрещено. Просто каждый сюжетный уровень предполагает несколько способов прохождения, благодаря чему перед игроком не встает определенной проблемы. Всегда можно найти какой-нибудь обход, разобраться с оппонентом изящно. Ну а в случае тревоги никто не запрещает просто убежать, затаиться и совершить вторую попытку.

Стелс-хардкор

В безликих побочных заданиях, которые мы берем у экипажа, почти нет сюжета (обезвреживаем опиумные поля, шпионим за британцами), все внимание сосредоточено на интересных игровых ситуациях. Именно в дополнительных миссиях у Ubisoft получилось продемонстрировать, что у игры действительно классная механика, а сюжетные поручения — это так, тренажер, в котором можно развлекаться и оттачивать навыки.

Хотели зубодробительный стелс, от которого по спине бегут мурашки, а лоб покрывается испариной? Вот вам крупный уровень, где на ключевых объектах нужно поместить шпионские жучки. Попадаться на глаза людям нельзя, поднятие тревоги — равносильно смерти и ведет к автоматическому провалу задания. «Не беда, наверняка после каждой ключевой точки будет чекпойнт!» — думает игрок. В этом его ошибка, никаких промежуточных сохранений здесь нет, будь любезен провести операцию идеально.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

В первом же таком поручении приходится не только иметь дело с людьми, но еще и избегать собак, а также аккуратно маневрировать среди лазерных лучей: одно неловкое движение, и весь комплекс встает на уши. Повторяем заново.

Более щадящими выглядят задания, где вас просят найти и незаметно устранить цель. Здесь, во-первых, можно попадаться (хотя, как только солдаты поднимают тревогу, внезапно появляется подкрепление, и шансы на выживание у Сэма резко снижаются), а во-вторых, многие миссии такого плана разделены на две части, так что перепроходить весь уровень целиком не нужно.

Самый же нехитрый вариант дополнительных заданий — horde-развлечение. Вас запирают на большой арене (условно — внутренняя архитектура уровня привычно сложная), где Сэму нужно продержаться до эвакуации, в то время как на локацию прибывают все более многочисленные группы врагов. Прогресс сохраняется после каждой волны, но легче от этого не становится. И вот почему.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

В необязательных миссиях как раз и скрывается смысл Splinter Cell: Blacklist. Только там становится понятно, насколько новый проект про шпиона зол и беспощаден к игроку. Чтобы выжить, требуются все гаджеты, а использование всяких высокотехнологичных штучек и вроде бы читерского Mark & Execute просто необходимо (опять же, если не играть на «перфекционисте»).

Поначалу кажется, что радиоуправляемый вертолет с шокером и взрывчаткой — штука неспортивная, а всякие беспроводные камеры и арбалет с транквилизатором вообще позволяют почувствовать себя хозяином ситуации. Но несерьезное отношение сразу пропадает, как только Фишеру нужно разобраться с отрядом из пятнадцати человек на небольшой карте. Враги ведут себя на удивление адекватно и слаженно. Ходят проверять открытые двери, тревожатся из-за выключенного света, часто переговариваются по рации. Если же Фишера обнаружили, то отряд не будет бежать напролом, вас обязательно окружат, неприятно удивив пулей в самый неподходящий момент. Только снайперы иногда ведут себя глупо — могут наблюдать через прицел, как устраняют их друзей, и даже не шелохнуться.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Плюс ко всему противники в Blacklist постоянно разные, выработать общую тактику под всех невозможно. На кого-то не действует электрошок, у других тяжелые бронежилеты и каски, сводящие на нет эффективность огнестрела. Словом, не на всех врагов действуют заветные гаджеты. Действенным остался лишь старый универсальный способ — подкрасться со спины и ручками нейтрализовать врага.

Игра, но не история

В том, что побочные задания получились интереснее основных, одна из главных претензий к игре с нашей стороны. Хочется, чтобы в кампании тоже были жесткие, беспощадные моменты, когда ты чувствуешь, что играешь за смертоносного, но такого уязвимого шпиона, — а выходит легкое разочарование.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Ладно бы сюжет был интересным, но он совершенно не увлекает. Складывается впечатление, что полная бравады история про защиту демократии и либеральных ценностей служит всего лишь предлогом, чтобы закинуть Сэма в места поэкзотичнее. На протяжении непродолжительной кампании Фишер проникает в частный особняк, вызволяет пленника из полицейского участка Ливии, устраивает диверсию в посольстве в Тегеране и даже становится пленником в Гуантанамо. Но следить за его похождениями все равно скучно — ни шпиону, ни США сопереживать не получается. В один момент, когда пожилой Сэм героически выполняет задание, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, интерес ненадолго возвращается, но после эту тему сценаристы совсем не поднимают.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Blacklist стремится понравиться всем без исключения, но вместе с тем ощутимо теряет в целостности. Да, в ней много контента. Хотите пощекотать нервы на сложных побочных заданиях? Без проблем. Желаете зрелищного боевика? Пожалуйста. Мультиплеер? Вот он. Загвоздка в том, что игра оставляет впечатление набора препятствий и интересных задачек, а не увлекательного приключения. Вспомните, как было просто сопереживать Сэму в Conviction, где он мстил за свою дочь и противостоял таким могущественным силам, что игрок понимал — c Фишером шутки плохи, он самый крутой спецагент в мире, лучше не найти. Blacklist в этом плане намного спокойнее, на предлагаемый конфликт смотришь отстраненно.

Не считая блеклого и невыразительного сюжета, игра получилась образцовой. Это умный и хардкорный стелс, которого мы давно ждали. Самое замечательное в Blacklist, что игра позволяет выбирать свою манеру прохождения. Персонализируется все — костюмы, гаджеты, оружие, сложность. На том же «перфекционисте» это совсем другая игра. Такая же история и с мультиплеером. Он не кажется бесполезным придатком, а отличается от сингла, приносит иные ощущения.

Это здорово, что у Ubisoft получилось сделать проект с таким количеством контента, но работает он только при одном условии: ни в коем случае не надо привязываться к какому-то отдельному элементу игры, нужно попытаться воспринять ее целиком, постараться вникнуть в каждый режим, все пристально изучить. В ином случае выйдет, что сюжет не такой уж и интересный, побочные задания слишком сложные, а Фишер в свои пятьдесят пять похож на Шепарда и говорит не своим голосом.

Анонсировав Blacklist, Ubisoft клятвенно обещала, что в продолжении с этим все будет в порядке и поклонники скрытного прохождения без единого убийства могут спать спокойно. Впрочем, подобные заявления не мешали демонстрировать ролики, где Сэм в яркий полдень на бегу расстреливал вражеских солдат, время от времени отдыхая за теми самыми укрытиями. Все это заставляло ждать релиза Blacklist с несколько смешанными чувствами — повторения пройденного в прошлой части совсем не хотелось.

Порох в пороховницах

Ubisoft особо не церемонится с развитием сюжета — игра начинается с небольшого ролика, в котором какие-то нехорошие ребята в очередной раз собираются поставить Америку на колени, устроив теракт на военной базе. Совершенно случайно здесь же оказывается старина Сэм, вроде бы отправившийся на пенсию, но боевых навыков не растерявший, что демонстрирует нам короткая обучающая миссия.

Плохие парни, как оказалось, зовут себя Инженерами и выступают против американского военного присутствия во всем мире. Нападение на базу в Гуаме — лишь первая строчка «Черного списка», в котором перечислены акции устрашения, что будут проведены террористами, если США не выполнят их требования по выводу войск из стран, подвергнувшихся американской интервенции. Само собой, президента (на этот раз в данной роли выступает суровая тетенька, чем-то напоминающая Хиллари Клинтон) Штатов такой расклад не устраивает. Однако решить вопрос привычным путем — уничтожить главу террористов с помощью масштабной военной операции, заодно захватив пару-тройку небольших государств, на свою беду обладающих значительными запасами нефти, — не получится. Никто не знает, откуда взялись Инженеры — в плен они не сдаются, раненых на поле боя не оставляют (но и с собой не берут). ЦРУ и АНБ разводят руками: все ниточки, ведущие к лидеру дерзкого противника, обрываются, едва начавшись.

Единственный, кто может противостоять таинственному врагу мировой демократии, — наш старый знакомый, когда-то шпион, а теперь обычный пенсионер Сэм Фишер. Руководство страны дает бывшему разведчику полную свободу действий — мол, делай что хочешь, но ни один из пунктов «Черного списка» не должен быть воплощен в жизнь. Так как Третий эшелон спустя некоторое время после событий Conviction прекратил свое существование, Сэм создает Четвертый эшелон (оригинально, да) — небольшой отряд высококлассных специалистов с собой во главе. Так как действовать придется по всему миру, штаб-квартирой новоявленной секретной организации становится специальный самолет «Паладин», оснащенный по последнему слову техники.

Радует, что укрытия — далеко не панацея. Неосторожно высунувшись из-за угла, можно с легкостью быть обнаруженным.

Место действия игры скачет по различным уголкам планеты, команда Сэма медленно, но верно загоняет Инженеров в угол, несмотря ни на какие препоны. В конце концов мир будет спасен, виновные — наказаны, а герои — награждены. В чем, само собой, никто не сомневался — законы жанра надо соблюдать. Впрочем, несмотря на достаточно незамысловатый сюжет с незатейливо торчащими из кустов роялями, кое-какие моменты запоминаются и выглядят несколько нетипично для подобных историй о бравых суперагентах без страха и упрека.

Тимур и его команда

Штаб на «Паладине» — весьма удачное место для погружения в атмосферу шпионских страстей. Меню в привычном понимании, где мы выбираем миссию, подбираем снаряжение и занимаемся другими, не относящимися непосредственно к игровому процессу вещами, можно и не заметить — его с успехом заменяет отдельная локация, тот самый суперсовременный самолет. Можно прогуляться по отсекам, слушая, как первый пилот предупреждает о предстоящей «болтанке» (и вскоре самолет действительно начнет ощутимо трясти), поговорить с другими сотрудниками Четвертого эшелона, зайти в оружейную комнату, позвонить дочери Фишера по спутниковому телефону… Именно благодаря «Паладину» сюжетная линия не провисает, а атмосфера работы в команде здесь под стать Mass Effect — разве что романы с напарниками крутить не получится.

Вдоволь набегавшись по штаб-квартире (будьте внимательны во время таких прогулок — в укромных уголках самолета можно найти тайники, открывающие доступ к дополнительным материалам), рано или поздно придется вспомнить, ради чего, собственно, Сэм получил карт-бланш от президента США.

Первые миссии, на первый взгляд, совсем не похожи на то, что ожидают увидеть поклонники серии. Сэм теперь действует не в темных закоулках, а на солнечных улочках: прятаться от врагов приходится путем исполнения акробатических номеров (вроде перебежек по крышам и прыжков с высоты), знаменитые очки ночного видения по понятным причинам совершенно бесполезны, а уровни представляют собой линейный коридор, в котором негде развернуться гению шпионской мысли. Зато всегда имеется возможность вынести очередной патруль в открытом бою, не утруждая себя поиском обходных путей. Спецагент с «калашом», палящий из-за укрытий по набегающим солдатам, взрывы гранат, крики на всю округу — все как в кошмарных снах фанатов Splinter Cell.

Впрочем, такие безобразия творятся недолго. Уже через парочку миссий локации становятся преимущественно ночными, террористы — толстокожими и многочисленными, а сценаристы начинают подсовывать игроку сложные задачки вроде требований не поднимать тревогу или необходимости выполнить задание за определенное время. Сам Фишер тоже не подкачал — несмотря на солидный возраст, спецагент все еще в форме и вполне в состоянии разобраться в рукопашном бою с любым противником, провисеть несколько минут над пропастью, уцепившись за еле заметный выступ кончиками пальцев, не говоря уже про всяческие прыжки и прочий паркур.

Вопреки кажущемуся перегибу в сторону стандартного боевика (однажды придется даже повоевать с видом от первого лица), Blacklist по сравнению с прошлой частью гораздо ближе к классическим Splinter Cell. Да, имеется возможность зачищать локации с помощью чего-нибудь крупнокалиберного, но чем дальше, тем более бестолковым становится такой способ прохождения. Куда интереснее действовать как и положено суперагенту — скрытно, по возможности не убивая, а обходя врагов. Желаете стелса? Он здесь есть — главное, не ленитесь его найти.

Единственный заметный минус — это дизайн уровней. Он так и остается сугубо линейным, никаких огромных локаций-«песочниц» во время прохождения кампании не найти. Каждая миссия — коридор, поделенный контрольными точками на эдакие подуровни, которые уже можно пересечь по-разному, но ощущения полной свободы, естественно, нет и в помине. А вот часть дополнительных заданий для кооператива, напротив, представляет собой ту самую «песочницу», поэтому игра на этих картах куда интереснее, тем более что действовать надо вдвоем с товарищем.

ПНВ практически бесполезен, а вот без второго режима очков — эхолокатора — не обойтись. Он подсвечивает противников, предметы окружения, следы патрулей… Ему и стены не помеха — отличная штука.

Служебные расходы

Выполнять дополнительные поручения можно только для собственного удовольствия, а можно и с вполне меркантильными целями. Война — дело затратное, пусть даже наша армия состоит из одного солдата. По завершении миссии высчитывается боевая эффективность каждого из трех возможных стилей игры: «Призрак», «Пантера» и «Штурм». Первые два требуют бесшумных и незаметных для противника действий, причем «призрачный» способ прохождения не допускает убийства врагов, что делает его самым сложным из всех трех. Что такое «Штурм», понятно и без лишних слов — забыв про спецподготовку, устраиваем ад и погибель с помощью всего доступного вооружения. Чем больше очков получено в том или ином стиле, тем больше денег достанется команде Четвертого эшелона. Валюту можно потратить на покупку оружия и снаряжения либо на улучшение самого «Паладина».

Денежки зарабатываются (и тратятся) не только в одиночной кампании. Кроме миссий для кооперативного прохождения в Blacklist имеется полноценный PvP — уже знакомый по предыдущим частям серии режим «Шпионы против наемников». Мультиплеер получился довольно занятным. Воюющие между собой команды разительно отличаются друг от друга — шпионы быстры и незаметны, но значительно уступают наемникам в огневой мощи и защите. Играть интересно и за тех, и за других, но удается это не так часто, как хотелось бы.

Самым большим препятствием для сетевых баталий становятся не самые прямые руки тех программистов Ubisoft, что занимались созданием PvP-режима. Тщетные попытки присоединиться хоть к кому-нибудь, постоянные вылеты, обрывы связи… Вкупе с совсем коротким «синглом» это заставляет отложить игру на дальнюю полку — за неделю вполне можно успеть пройти кампанию и кооперативные миссии всеми возможными способами, после чего остается лишь ждать дополнений и ремонта мультиплеера.

Пару раз нам доверят управление беспилотным дроном для пущего разнообразия. Идея не из лучших, если учитывать, что ждут от Blacklist вовсе не подобного тира.

Blacklist пусть и не дотягивает до Chaos Theory, но выглядит весьма достойно, особенно на фоне заметного застоя в жанре. Да, без уклона в сторону боевиков, давно превратившихся в конвейер красочных кат-сцен, не обошлось: будут здесь и перестрелки с прущими напролом злодеями, которых нельзя избежать, и несколько эпизодов, вполне уместных в какой-нибудь Call of Duty, но никак не в Splinter Cell. Но если суметь отбросить всю эту шелуху, призванную, по мнению авторов, привлечь к игре большую аудиторию, в сухом остатке получится тот самый стелс, благодаря которому Сэм Фишер обрел мировую известность.

Плюсы: отличная анимация; интересный мультиплеер — как PvP, так и кооператив; вариативный геймплей.
Минусы: перебор с экшеном в некоторых миссиях; нестабильная работа сетевой игры в PvP-режимах; неудобная система сохранений; коридорный дизайн уровней.

Потеряв родную дочь и собственноручно пристрелив лучшего друга, Ирвинга Ламберта, Фишер уходит из «Третьего эшелона», громко хлопнув дверью. Через некоторое время с ним связывается Анна Гримсдоттир и сообщает, что у нее есть важная информация. Сэм заглатывает наживку и идет по указанному следу, который приводит его к началу длинной вереницы событий, где его личное дело — лишь первое звено в цепи, на конце которой бряцают: связка электромагнитного оружия, правительственный заговор, предательство и прочая банальная и предсказуемая фигня.

Сэм изменился. Он заматерел, посуровел, освободился от поводка бывших начальников и вообще теперь сам за себя, что главным образом сказалось на его поведении. Теперь никто не нашептывает на ухо просьбы быть аккуратным и убивать поменьше людей, не грозит международным скандалом, поэтому можно идти напролом. Хотите вы того или нет, но наш герой уже не торт.

Утратив необходимость работать по-тихому, бывший агент предпочитает расправляться с врагами быстро, жестоко и эффективно. В его арсенале целая охапка трюков и умений, но кривой баланс и не самый удачный дизайн уровней позволяют обходиться двумя самыми простыми и надежными. Первая «козырная» способность Сэма — ликвидация: за секунду проделать по дыре в головах нескольких человек теперь не проблема. Достаточно лишь убить в рукопашке (а это — нажатие одной кнопки) отбившегося от группы простофилю (а такой всегда найдется), заполнив тем самым шкалу своеобразной «ярости», затем «пометить» цели и нажать клавишу — откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь зрелищной расправой в «сло-мо». Второй трюк — просто повытаскивать всех из окон да посбрасывать в ямы. Фишер висит на каком-нибудь карнизике, постреливает для привлечения внимания, а когда очередной балбес подбегает, без труда извлекает его из окна, отправляя в короткий последний полет.

Tom Clancy

С подлецами разговор у Сэма короткий.

Можно вообще не заморачиваться: идти напролом, перекатываясь от укрытия к укрытию, как в Gears of War, и укладывая всех на своем пути. На максимальном уровне сложности будет трудновато, но если вы не новичок в таких играх, то серьезные неприятности вам не грозят.

Кто-то с задних рядов пробурчит, что можно по старинке лазать по трубам, прячась в тени… и будет прав. Да, многие локации предусматривают и такой вариант прохождения, да вот дизайн, атмосфера и динамика никак не способствуют. Сами судите — какие к черту водостоки, когда проще и, что важнее, удобнее — скакать от бочки к забору, а от забора к прилавку, ведь все эти объекты так заботливо и удобно разбросаны по уровню?! Вместо кучи прибамбасов для взлома компьютеров, подглядываний, подслушиваний и многофункционального ПНВ — внушительный арсенал, забитый бомбами рюкзак и толпа оголтелых охотников на Фишера, которых тот прекрасно видит в темноте без всяких навороченных гаджетов.

Хоть стелс и остался в прошлом, нам позволяют «поиграть» с ИИ — если высунетесь из-за укрытия и вас заметят, в этом месте останется ваш призрачный силуэт, «маркируя» тот участок, к которому приковано все внимание врагов. Вы же тем временем можете обойти и замочить всех.

Tom Clancy

Дюжина «коммандос», сброшенных за пару минут в какую-то канализацию.

Другая забава — интерактивные допросы. Сам процесс незатейлив — надо просто лупить жертву либо кулаками, либо ногами, либо об стол лицом, либо еще как-нибудь, пока та не расколется. В такие моменты порой на стены проецируются черно-белые сценки, а вокруг появляются надписи с ключевой информацией.

След погибшей дочери ведет Сэма по всем знакомой ровной дорожке привычных заданий, событий и сюжетных поворотов. Стандартный набор хорошего боевика на месте — встреча со старыми товарищами, предательства, правительственные заговоры и обязательный босс-вертолет… Все обставлено со вкусом и красиво — как в дорогих блокбастерах. Вам не придется скучать, мотаясь по невзрачным уровням, каждый раз впереди ждет что-то новое и интересное: сначала столица Мальты, потом база тайной организации, ярмарка, экскурсия по достопримечательностям Вашингтона, секретная лаборатория и даже визит в штаб-квартиру «Третьего эшелона». Художники и дизайнеры потрудились на славу — выглядит Conviction дорого и здорово. Лишь жутковатые перестрелки близ Ирака с узколобыми противниками и Красными Бочками навевают уныние.

Увы, сдобрено все это счастье паршивеньким сюжетом, набитым клише до отказа, и банальными диалогами, но тут на выручку приходит сам Фишер — харизму из нашего Сэма так просто не вытравишь. Шутки по-прежнему колкие, а ответы на вялые протесты невольных собеседников так же бескомпромиссны, как и удары нашего героя. Прибавьте сюда любимый голос Майкла Айронсайда… м-м, повеяло ностальгией, чувствуете?

Tom Clancy

Раскаленная плита — отличный аргумент, если разговор не клеится.

… И вишенка сверху

А чтобы было веселее, разработчики добавили одну сюжетную кампанию на двоих, в которой нам поведают, откуда взялось треклятое ЭМ-оружие. Вы и ваш друг (ну, или случайный прохожий) в роли агентов Арчера и Сокола отправляетесь в заснеженную Россию бороться с медведями воевать с гопниками, без устали покрывающими все и вся отборнейшим матом, от которого даже у нас с Максимом Кулаковым уши сворачивались в трубочки. Действительно, самая запоминающаяся часть кооператива — феерические реплики встревоженных разбитой лампочкой или найденным трупом русских бандюганов.

В остальном же бегать на пару по баням и офисам — скука та еще, потому что чувства локтя здесь нет. Помните, как в «Теории хаоса» можно было спускать друг друга на тросах, карабкаться друг по другу, подсаживать и вытворять еще тысячу классных штук? Так вот, в Conviction ничего такого нет. Ну, почти нет. Мы ведь не будет брать в расчет реанимацию схватившего пулю товарища и освобождение незадачливого напарника из недружелюбных объятий?

Tom Clancy

Апогей взаимодействия в кооперативе — вместе выломать дверь.

Нравится вам это или нет, но серия Splinter Cell изменилась. Или просто деградировала. Трудно судить — это как с тем самым стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон. Конечно, преданные фанаты прибора ночного видения, Five-Seven с глушителем и многочасовых выжиданий за углом (а в числе этих фанатов и я) будут раздосадованы. Но что поделать, рынок диктует свои условия. Сами разработчики устами Виктора Косте, приятеля Сэма, в начале игры честно признаются: «Сэм Фишер, которого вы знали, мертв». Вместо осторожного дядьки в резиновом костюме нас теперь встречает суровый мужик, предпочитающий действовать агрессивно. Да, порой он может тряхнуть стариной и вскарабкаться на крышу по сточной трубе, скрывшись от лишних глаз, но это лишь отголоски былой службы в «Третьем эшелоне».

Зрелищность, дороговизна и красота — качества здоровские, но делая серьезный акцент на них, Ubisoft способна насовсем лишить Splinter Cell индивидуальности. Conviction — со всех сторон хороша, да вот рискует затеряться в огромной массе похожих друг на друга позиционных боевиков. Ведь подумайте: как долго будет жить в памяти превосходная «Теория хаоса»? И вспомнит ли кто-нибудь о Conviction через год. Не думаю, что еженедельные бесплатные гранаты и пистолеты помогут старине Сэму избежать забвения.

Плюсы: Сэм Фишер снова с нами; красиво и зрелищно; отличная анимация; превосходный саундтрек; стелс еле дышит, но пока все-таки жив.
Минусы: стелс еле дышит; огромный, но бесполезный арсенал; совсем плохой сюжет; скучноватый режим совместного прохождения.

Существуют определенные произведения в любом жанре или специальности, которые "поясняют за школу", что их создала: хеви метал существовал до того, как Iron Maiden выпустил "Holy Diver", научно-фантастические фильмы существовали до "Planet of the Apes" и "A Space Odyssey", хорроры существовали до того, как Edgar Allan Poe написал "Berenice", а Howard Phillips Lovecraft - "The Call of Cthulhu".

Тоже самое касается жанра стелс. Первый Metal Gear был игрой для NES. Он впоследствии получил сиквел, перезагрузку в Metal Gear Solid и сиквел перезагрузки, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, которая, по мнению некоторых, является одной из лучших игр, когда-либо выпущенных, и все это до того, как в 2002 году дебютировала первая Splinter Cell. Тем не менее, трудно вспомнить что на этот жанр доселе повлияла продолжительная серия от Ubisoft. Устранение источников света и свист из темноты, чтобы приманить очередного охранника к себе. Сокрытие упавших без сознания либо мертвых тел в плохо освещенных углах или за мусорными контейнерами - стандартная механика в таких играх и кажется, будто она всегда была в них.

Для всех, кто следил за этой франшизой, скорее всего не станет сюрпризом что Essentials попал в мой список. Этот эксклюзив PSP был попыткой привнести серьезности на мобильные устройства.

К счастью, повествование игры не имеет большого значения, так как она рассказывает небольшие истории из жизни нашего главного героя Сэма Фишера. Прохождение старых миссий - это интересная идея избежать попыток рассказать эпический шпионский триллер, которым славились игры для приставок. Критики в тот момент были не впечатлены и особенно ненавидели многопользовательский режим из-за багов и слабой версии классической "Spies vs. Mercs", представленной в Pandora Tomorrow.

К сожалению, попробовать Essentials довольно затруднительно. Нужны рабочая ПСПшка и диск. Хотя, может быть, это и к лучшему.

"Эксперименты - это ключ к инновациям" - это изречение, которое лучше всего подходит для двойного агента. Был совершен отход от чистого стелса первых трех основных игр для консолей. Также игра являлась единственной в серии, которая до сих пор была переходной для нового поколения приставок. Но для текущего поколения релиза не было.

Этот переход был сделан, потому что было выпущены две разные версии. Согласно сюжету канона, версия 360/PC/PS3, разработанная миланской компанией Ubisoft и шанхайской, которая сделала Pandora Tomorrow, является официальной версией. Другая версия, выпущенная на PS2/Xbox, была разработана Ubisoft Montreal, которая сделала первую игру и Chaos Theory с помощью того же движка, и как можно представить, намного больше похожа на ту оригинальную трилогию игр. Однако, кроме геймплея, в играх есть масса различий в сюжетных точках и развитии персонажа.

Первый релиз на X360 - это расхождение как по структуре, так и по стилю. По сюжету Сэм Фишер находится под прикрытием в одной террористической организации, пытаясь уничтожить их изнутри, в то же время скармливая информацию Третьему Эшелону. Несмотря на то, что это все еще стелс игра, некоторые из уровней проходятся при дневном свете, что требует гораздо более агрессивного плейстайла. В промежутках между основными сюжетными миссиями есть побочные, где Сэму приходится тайком пробираться в штаб-квартиру террористов и искать информацию о будущих нападениях, а также подниматься по служебной лестнице и завоевывать доверие организации. Существует система морали, отслеживающая, пользуется ли Сэм большим доверием со стороны террористов или Третьего Эшелона. Кроме того, эта игра была самой темной в серии, а официальный финал - это удар в самое сердце для большинства фанатов, которые долгое время были ее поклонниками. Главный положительный момент сюжета - это то, что Сэм Фишер перешел от простого болванчика в исполнении любимого Майкла Айронсайда к более активной роли в сюжете.

В конечном счете, Double Agent представляет собой, веселый и стоящий того времени опыт. Но он не соответствует стандартам, установленным предыдущими играми, и не зарекомендовал себя как нечто уникальное по своей механике. И то, и другое - это проблемы, которых не было ни в одной из двух игр. Если вы сами хотите попробовать, оба поколения игр доступны на XBOX ONE с обратной совместимостью, так что вы можете сравнить и противопоставить две версии для себя!

Сиквел оригинального Splinter Cell был больше. Он обладал новыми функциями, глубиной проработки и в целом невероятно расширял арсенал. В нём Сэм Фишер снова рыскал по глобусу, чтобы найти и демонтировать серию биобомб.

Как и две другие игры в начальной трилогии серии, повествование Пандоры - это солидная, выше среднего уровня, политическая интрига и шпионская фантастика. Стори-теллинг в целом медленно умирает в играх Tom Clancy, поскольку акцент делается на других элементах. Но здесь все было не иначе. Персонаж Сэма Фишера не был так развит, как в более поздних играх, но Майкл Айронсайд невероятно хорошо играет в грубую игру с сухим чувством юмора.

Однако, несмотря на все это, самой большой особенностью, добавленной в серию на этот раз, был увлекательный многопользовательский режим Spies vs. Mercs. Команда наемников, играющих от первого лица, соревнуется со шпионами, играющими в третьем лице, пытаясь завершить или помешать достижению цели, в данном случае размещая и активируя одну из биобомб из кампании. Режим имел огромный успех, и он будет продолжать оставаться одним из основных аспектов игры в будущем.

После этого у серии будут взлёты и падения. Но Pandora Tomorrow - это крепкий орешек, который является первым обновлением, так и средней главой в трилогии.

Оригинальная часть Splinter Cell может ощущаться «голой» в плане механик спустя два десятилетия. Но когда она была вышла в 2002 году, серьезный и взвешенный подход к стелс-экшну произвел фурор. Не было ничего общего между SC и синематиками игр Metal Gear Solid, где брал своё вдохновение наш герой. Для изложения истории: короткометражки, которые работают как завершение рассказа. Также, внутриигровые диалоги между новым героем Сэмом Фишером и двумя его кураторами, Ламбертом и Гриммом. Движения Сэма были более плавным и акробатическим, чем у Solid Snake, а его приемы уклонения и стелс были основаны на темноте и более реалистичны, учитывая вертикальную шкалу на экране, показывающая, насколько он скрыт.

Голос Сэма Фишера был озвучен баритоном Майкла Айронсайда. Его серьезность и тонкое чувство подлинного юмора прошли очень долгий путь, чтобы превратить мир Splinter Cell в по-настоящему деловой - с реальными ставками и напряжением: а не глупый, который не воспринимает себя всерьез. Эти аспекты, и официальная поддержка самого Тома Клэнси означали, что Splinter Cell показала уникальный и захватывающий жанр, приглашая игроков, которые желали стелс-экшн, но не были фанатами чрезмерно причудливой серии MGS.

Метафора названия игры - элегантная: один тайный оперативник, выходящий из ситуации, похожей на осколок стекла (невидимый, неотслеживаемый). Точное и смертоносное подпольное орудие. Ударная группа из одного человека, посланная делать то, что должно быть сделано во имя свободного мира. Одно лишь создание этой концепции означает, что эта игра не зря является классикой. Она заложила фантастический фундамент для остальной части франшизы.

После крайне неоднозначной реакции как поклонников, так и критиков на двух своих предшественников, которые показали более агрессивный и экспериментальный геймплей, Ubisoft столкнулась с противоречивыми идеями о том, где взять седьмую игру по франшизе, которой на тот момент было уже почти десять лет. Им пришлось, упростить всё, т.е. создать две группы фанатов, которые хотели совершенно разных вещей. Их решение состояло в том, чтобы создать такое продолжение, где выбор игрока вознаграждал его вне зависимости от того, как он будет справляться с уровнями и сражениями с врагами.

Хотите более напористый, быстрый темп в Conviction? А как насчет того, чтобы быть медленным, методичным и не давать ни одному охраннику или камере понять, что вы даже были там, пока не станет слишком поздно, или они не проснутся в мусорном контейнере на следующее утро, как в Chaos Theory? А что если, скомбинировать их вместе, в зависимости от ситуации? Ответ Ubisoft Montreal заключался в том, чтобы иметь три ветки опыта. Таким образом, все, что вы делаете, дает немного XP и валюты, чтобы помочь вам стать лучше в игре. Скрытные убийства разблокируют пистолеты с глушителем доступные для покупки, а взрывы открывают штурмовые винтовки в магазине. Это отличная система, которая повышает реиграбельность. Перейдем же к сюжету.

История происходит после событий Conviction. В этой истории, Фишер теперь директор новой организации под названием "Четвертый Эшелон". Организация, которая сама по себе является своего рода отколовшейся ячейкой в том, что официально не существует, она чрезвычайно мала, и она делает то, что необходимо ради мира, отвечая только перед самим президентом. Это захватывающая глобальная игра, которая обладает лучшим левел - дизайном.

Мультиплеер также вернулся с целым рядом опций: как для соревновательного режима, так и для кооператива. Это фантастическая игра, которую любой поклонник франшизы, стелс-экшена как жанра или видеоигр в целом должен хотя бы попробовать. Она вышла в 2013 году и на данный момент является самой последней. Надеюсь, что скоро мы получим новую.

Если бы Double Agent мог в более воинственный геймплей и смелое повествование, то стал бы Conviction. Сэм больше не агент Третьего Эшелона, он разыскиваемый человек в бегах. Он неустанно добивается мести или справедливости, в зависимости от того, как на это смотреть, и он в бешенстве. Это миссия мести, которая превращается в последнюю отчаянную попытку, чтобы спасти мир еще раз, после того как он узнает, насколько глубоко общество погрязло в коррупции. Это стоило ему лучшего друга и дочери. Более жестокий, злобный поступок Сэма даже отражается в главном меню игры: серия виньеток, демонстрирующих различные застывшие перестрелки с лужами крови и телами, лежащими на полу, как жестокий интерактивный театр.

Сэм меняет свой стиль. Вы больше не прячете тела. Вы выстреливаете прямо в голову, подбираетесь вплотную и убиваете в рукопашную и тем самым получаете "Mark and Execute" финишер, который заставляет Сэма выйти из укрытия и убить до четырех солдат в быстрой последовательности. Чтобы приспособиться к этой более быстрой игре, была переработана система "стелс". В предыдущих играх, когда вы прятались в темноте, на спине Сэма загорался зеленый свет, но в игре Conviction вместо одного света, когда Сэм прятался от посторонних глаз, цвет стирался, и экран становился черно-белым. Это означало, что вы можете двигаться быстрее и вам не нужно иметь идеальный контроль ситуации, чтобы знать, спрятаны ли вы. Бегать и катиться между укрытиями, ставя хедшоты между делом. Прежде чем вы окажетесь в засаде.

Игра явно находится под влиянием шутеров с укрытиями. Это все еще стелс, где нужно стратегически думать. Просто необходимая стратегия ускоряется и превращает то, что было медленным и подлым, в быстрое и разрушительное. Насилие тоже становится все более явным, с несколькими сценами допроса, которые включают в себя такие вещи, как разбивание раковины в ванной комнате головой заложника и нанесение ножевого удара в плечо особенно ненадежному злодею из белых воротничков миниатюрным американским флагом. И все это заканчивается одним из лучших финальных уровней в серии, так как вы должны столкнуться с террористической атакой, которая происходит в Белом доме, чтобы спасти президента.

Прием был, как уже упоминалось, смешанным. Кто-то любил и хвалил игру за более серьезный личный сюжет, интуитивный экшен стелс-геймплей и совместную многопользовательскую кампанию. Другие заходили так далеко, что не стоило даже выпускать ее в рамках франшизы Splinter Cell, но большинство считало, что это отличная игра. Conviction создал в фэндоме Splinter Cell двухпартийную систему. Именно это разделение привело к выбору дизайна почти каждого аспекта Blacklist 6 лет спустя. Тяжело признавать, что вы можете сделать счастливой только половину фанатов, при выпуске AAA тайтла. Это говорит о том, что люди до сих пор испытывают такие страстные чувства к Conviction и франшизе в целом.

Читайте также: