Сталкер на пс4 обзор

Обновлено: 06.07.2024

S.T.A.L.K.E.R. 2 не выйдет на консолях уходящего поколения, поскольку разработчики не хотят ограничивать себя их железом — об этом прямо заявил PR-менеджер GSC Game World Захар Бочаров.

«S.T.A.L.K.E.R. 2 — это игра нового поколения. Её невозможно запустить на Xbox One и PS4».

«Во время переговоров с Microsoft мы увидели несколько хороших возможностей для бренда — включая Game Pass. Мы сосредоточены на производстве версий для Xbox Series X и S».

Сейчас шутер создаётся для Xbox Series и PC — у него нет даже примерной даты выхода, но многое указывает, что GSC планирует релиз к концу года.

Хаос и ловушки в трейлере переосмысления «Один дома» Disney

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

Хаос и ловушки в трейлере переосмысления «Один дома» Disney

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

Очередное закрытое тестирование World War 3 стартует 25 ноября

Утечка: Стало известно, какие персонажи появятся в будущих обновлениях Genshin Impact

В новом трейлере перезапуска Saints Row рассказали про районы города

К красочному платформеру River Tails: Stronger Together выпустили альфа-демоверсию

«Твой выход, Дракс!»: релизный трейлер «Стражей Галактики»

Моддер добавил в Cyberpunk 2077 новые автомобили и байк

Оценки New World в Steam сменились со «смешанных» на положительные

Моддер растянул анимации лиц персонажей Resident Evil Village на 400%

Работа Blizzard с поддержкой Diablo II: Resurrected продолжает вызывать критику

В док-станции Nintendo Switch с OLED-дисплеем обнаружен чип с поддержкой 4K UHD

В конце года Disney Studios покинет творческий руководитель Алан Хорн

Продюсеры «Соника в кино» экранизируют Sable, Night Call и Mosaic

Мобильное подразделение Sony возглавил бывший руководитель Apple Arcade

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

Фанаты просят Rockstar выпустить больше ремастеров GTA с помощью мемов

Ubisoft планировала сделать главного героя Far Cry злодеем в Far Cry 2

Far Cry 6 протестировали на более чем 20 видеокартах

Call of Duty: Warzone действительно останется без Верданска

20 часов в Forza Horizon 5: почти обзор лучшей некстген-гонки этого года

«Стражи Галактики» получили анимационный клип на песню Zero to Hero

18+ 2003-2021 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Базовая формула с тех пор осталась неизменной — основной акцент в Chernobylite сделан не на отстреле мутантов и бандитов, а на выживании и выстраивании отношений с приятелями. Не знаю, в курсе поляки или нет, но те, кто горячо ненавидят S.T.A.L.K.E.R., частенько называют её «симулятором бомжа». И если для культовой игры GSC Games такое определение подходит с большой натяжкой, то Chernobylite вписывается в «жанр» идеально: главный герой варит супы из подножного корма, собирает электронику из проржавевшей рухляди, постоянно ругается с сожителями по складу и выясняет, кто кому приходится родственником.

Обзор Chernobylite. Неждалкер

Удачной охоты, сталкер

Сюжет игры крутится вокруг минерала чернобылита, который якобы изучали на Чернобыльской АЭС ещё до трагедии 86-го года — у этого таинственного материала больше свойств, чем у всех артефактов вместе взятых. Он наделяет человека способностью к телепатии, позволяет перемещаться во времени и пространстве, его можно использовать как мощный источник энергии и даже создать на его основе некий коллективный разум в духе группировки «Монолит». Именно эксперименты над чернобылитом стали причиной взрыва четвёртого энергоблока: окрестности вокруг станции оказались заражены, из порталов полезли неведомые твари, людей эвакуировали, а территорию продали международной военной корпорации под названием НАР. Собственники изменились, но суть осталась той же. Секретные исследования по-прежнему продолжаются, только теперь их тайны охраняются ещё строже — бойцы НАР отстреливают всех любопытных ещё на дальних подступах к АЭС. Так возникла ещё одна версия Зоны отчуждения.





Разработчики воссоздали в игре реальные пейзажи Чернобыльской зоны отчуждения с помощью 3D-сканирования

Играть предстоит за Игоря Хименюка — бывшего сотрудника Чернобыльской станции. Спустя тридцать лет после аварии герой получает необычную посылку — кусок чернобылита и фото его возлюбленной (Татьяны), которая без вести пропала незадолго до взрыва на АЭС. Отчаянный профессор решает вернуться в Зону, чтобы найти любимую. Откуда он знает, что искать надо именно там? На это у физика есть железобетонный аргумент — голос Татьяны в голове.

Штурмовать оцеплённую солдатами АЭС в одиночку, без какой-либо подготовки, в своё время не решился даже Стрелок. Вот и нам предстоит позаботиться обо всём необходимом — переоборудовать старый склад в настоящую военную базу, найти союзников и собрать разведданные. Каждый игровый день начинается с подготовки к вылазке: нужно раздавать указания напарникам, мастерить станки для производства оружия, лабораторные приборы и целые компактные ядерные реакторы, ну и крафтить все необходимые расходники. Если есть из чего крафтить, конечно, — первые несколько дней ключевой задачей будет именно сбор лута.



Зона разделена на пять локаций: порт и центр Припяти, око Москвы, рыжий лес и Копачи. Кликнув на значке любой из зон, можно узнать, какие задания там доступны и какими ресурсами они богаты. Но часто бывает так, что сюжетная миссия появляется на локации, которую вы днём ранее ободрали как липку (ресурсам нужно некоторое время, чтобы восстановиться), и тогда приходиться решать — двигаться вперёд по сюжету, но вернуться с пустыми карманами, или отложить важный квест до лучших времён и сначала пополнить запасы.

Так или иначе, что бы вы ни выбрали, перейдя в Зону с помощью чернобылитового генератора порталов, первым делом нужно достать детектор. Нет, не аномальной активности, а хлама. Артефактов в классическом понимании в игре нет, а вот бесценной рухляди — навалом. Придётся лазать по заброшенным деревням и загрязнённым лесам, искать еду, тырить пайки у военных и, ничем не брезгуя, подбирать с земли всяческий мусор (иногда прямо под запрещающим знаком с радиацией) — железки, детали на свалке техники, канистры с остатками топлива. Самое забавное, что из всего этого хлама наш мастер очумелые-ручки создаёт на базе просто-таки чудеса техники.




Не знаю, откуда у разработчиков такая любовь к грибам, но здесь они — самый ценный ресурс. Из них можно и расслабляющую похлебку сварить, и кровать собрать, и даже ядерный реактор сконструировать

Сбоку, сбоку заходи!

Собирательство в Chernobylite довольно незатейливое и вряд ли покажется утомительным даже тем, кто терпеть не может выживалки. Детектор подсвечивает весь ближайший полезный мусор, так что собрать его — плёвое дело. Опасностями местная Зона тоже не богата: остерегаться нужно лишь чернобылитового тумана (надетый противогаз решает проблему) и радиоактивных участков, которые нужно либо обходить стороной, либо быстро пробегать и потом глотать лекарство от радиации.

Ненадолго отвлечь от беззаботной охоты за грибами и металлоломом могут только бойцы НАР и чудовища, но бестиарий, к сожалению, весьма куцый: рядовых монстров всего три вида и выглядят они невнятно. Тени — как черно-зелёное неразборчивое нечто, черноносители — как коричнево-зелёное чёрт-те что. Пыльники… А вот пыльники выглядят вполне понятно: точь-в-точь лицехваты из «Чужих», перекрашенные в другой цвет. Они даже вылупляются из похожих коконов, только, опять же, чёрных.



Два вида аномальной активности: чернобылитовый туман и чернобылитовый шторм. Видите туман — надевайте противогаз. Увидели шторм — залезайте в кусты или доставайте пушку помощнее, скоро к вам в гости пожалует Чёрный сталкер

Сражения с чудовищами в Chernobylite всегда скоротечные и неловкие. Не последнюю роль в этом играет механика стрельбы: стандартного перекрестия посреди экрана нет, целиться можно только через мушку или прицел на оружии, а каждый выстрел обладает сильной отдачей. Возможно, оно так и задумывалось — реализм, все дела — но удобнее от этого не становится, особенно если не повезло наткнуться на быстрого черноносителя. Эти монстры несутся к герою прямо в лоб, любят уткнуться головой в его грудь и продолжать куда-то бежать, будто хотят протаранить его насквозь. И даже из такого положения попасть по ним непросто из-за вертлявой головы, так что лучше отстреливать их на дальней дистанции, пока они не успели броситься в атаку.

Столкновения с солдатами — не меньшая боль. Бойцы НАР, если их не тревожить, ведут себя как едва живые истуканы: вперёд-назад, перекур. Однако красться мимо них по-тихому — всё равно что играть в русскую рулетку. Они могут не заметить вас в десяти шагах, а могут услышать через две стены и тут же броситься на поиски, даже если прокачали навыки скрытности. Каждая стычка с противниками-людьми за несколько секунд превращается в хаос. Солдаты мельтешат туда-сюда, их форма сливается с серо-зелёными кустами и домами, но стоит различить их очертания на мутном фоне, как они умирают с одного хедшота из автомата (кроме тех, что в шлемах). Протагонист на фоне шустрых врагов кажется неповоротливым псевдогигантом — двигается неуклюже и медленно, но и пули готов лопать пачками, особенно в броне. Вот и получается, что либо ты успеешь несколькими выстрелами прикончить солдат, пока они не разбежались кто куда, либо придётся долго и занудно вылавливать их в однотонном окружении.

Обзор Chernobylite. Неждалкер
Обзор Chernobylite. Неждалкер
Обзор Chernobylite. Неждалкер

Есть в Chernobylite и свой Чёрный сталкер — да-да, почти тот самый, о котором травили байки у костра в S.T.A.L.K.E.R. Он появляется из чернобылитового шторма, если слишком долго задержаться на миссии, и выполняет примерно те же функции, что Мистер Икс из Resident Evil 2: подгоняет и нервирует игрока, не позволяя планомерно заниматься собирательством. Однако реально напугать он способен только в начале игры, особенно если вы уже имели дело с тем же Мистером Икс или Немезидой. Если в их случае действительно возникало ощущение, словно тебя преследует неубиваемый, неутомимый охотник, то Чёрного сталкера можно загнать в тупик простыми прятками в кустах. А стоит прокачать винтовку, как после серии точных попаданий он моментально сдувается и сваливает назад в портал.

Но даже если вдруг придётся туго, на помощь придут баги с сохранениями, которые здесь работают ничуть не хуже читов. Перезапустил игру с контрольной точки — и чернобылитовый шторм может просто испариться, а Чёрный сталкер так и не появится. К тому же, на локациях заново вырастут грибы и появится очередная порция мусора для сбора. Правда, иногда бывает и наоборот: часть того, что успел насобирать до сохранения, пропадёт и из рюкзака, и с полянок. Здесь уж как повезёт.

Захреначим синей изолентой

Помимо этого, чтобы получить хэппи-энд после финальной миссии, нужно соблюсти все необходимые условия, ключевое из которых — собрать полный комплект союзников. Всего в отряде самоубийц пять свободных мест. Но так как желающих немного, учёному-интеллигенту придётся иметь дело с откровенными неадекватами: повернутым на грибах наркоманом; отмороженным АУЕшником; сумасшедшим стариком в противогазе, которому везде мерещатся крысиные заговоры; бывшей эмо, которая называет себя королевой леса… Весь этот сброд нужно дотерпеть до финала, ни с кем не поссорившись, а это ой как непросто. Практически в каждой миссии встречаются задачи, где нужно принять то или иное решение: его последствия порадуют одних союзников и гарантировано разочаруют других. По ощущениям эти дилеммы порой напоминают детский сад. Одному шутки ради хочется взорвать крыс, которые утащили всю взрывчатку, но защитница животных против. Другой балбес, отстреливаясь от противников в закрытом здании, взорвал там бочки с химикатами и теперь не может выбраться, а мы, надев противогаз, идём его вытаскивать под улюлюканье воображаемых призраков… Причём стоит пару раз проигнорировать просьбу напарника или сделать что-нибудь, что ему не по нраву, как вчерашний союзник злобно сообщит: «Ты меня достал, я ухожу!» — и обязательно устроит подлянку во время штурма АЭС.




Параллельная реальность, где можно изменить прошлое. Каждый камень — пройденная миссия. Здесь можно выбрать другие варианты прохождения и посмотреть, к чему они приведут

Однако даже если из отряда сбегут последние бойцы, проходить игру заново или откатываться на старые сейвы не придётся: изменить свои действия можно в любой момент благодаря механике перерождения. Ошибки прошлого в Chernobylite исправляются с помощью собственной смерти. По сюжету, чернобылит даёт власть над временем и пространством, а потому, погибнув, герой перемещается в параллельную реальность. Там очень удобно в два рядка вдоль чернобылитовой дорожки выстроены ключевые сюжетные решения — застывшие сцены из игры; за несколько кусков минерала их можно поменять. А вернувшись в Зону, увидеть, как эффект бабочки повлиял на мир: кто-то из напарников вернулся, другой, напротив, ушёл. Или, например, может оказаться, что одно из решений разозлило солдат НАР и теперь по всей Зоне усиленно рыщут военные.

Проходи, не задерживайся

The Farm 51 явно понимает, на какие чувствительные точки нужно давить, чтобы завлечь фанатов S.T.A.L.K.E.R., — озвучка превосходно играет на ностальгии. Её невозможно не узнать — это именно те голоса, которые врезались в память ещё в «Тенях Чернобыля». Вычурные, переигрывающие, комично изображающие сталкеров «с района», но такие ламповые… Создатели Chernobylite не стесняются вторичности, они будто гордятся ею, ставят её на передний план — ведь даже главного героя озвучил Александр Вилков (голос Стрелка и всей группировки «Долг»). Коварный приём! Коварный, но эффективный. Заставляет простить игре многое.





Видимо, в целях экономии на лицевой анимации, все персонажи всегда носят противогазы — притом что герой-то их спокойно снимает и надевает, в зависимости от обстановки

История чернобыльской катастрофы также подана очень мрачно и гнетуще. На площадях Припяти включают реальные записи оповещения об аварии, в коридорах ЧАЭС эхом разносятся крики персонала, сцены трагедии всплывают перед глазами — тем, кто смотрел сериал «Чернобыль», некоторые из них покажутся до боли знакомыми. И это скорее комплимент, чем обвинение в плагиате — пробирает до дрожи.

Местами игре удаётся по-настоящему нагнать жути. Когда в обветшалом, пустом здании натыкаешься на кукол, которые смотрят работающий телевизор, хочется поскорее его выключить, чтобы сделать происходящее хотя бы капельку нормальнее. А мрачные силуэты на стенах, нарисованные непонятно кем и когда, — чем дольше в них всматриваешься, тем сильнее кажется, что это лишь тени чего-то большого и злобного, что стоит за твоей спиной. И оборачиваться совсем не хочется. Но, увы, саспенс заполняет всё вокруг ровно до того момента, как раздастся очередной скример — призраки здесь любят тараторить как бы мрачным голосом. На самом же деле их театральные угрозы больше напоминают злодеев из советских детских сказок: стоит их услышать — вся жуть мигом улетучивается.




Периодически Chernobylite включает хоррор, демонстрируя довольно криповые пейзажи

Некоторые локации проработаны чуть ли не фотореалистично — разработчики явно не впустую занимались 3D-сканированием Зоны отчуждения. В коридорах ЧАЭС создаётся ощущение, что тебя окружают реальные стены, на которых можно разглядеть каждую трещину, почувствовать рельеф. Но вслед за ней сразу встречается комната, полная неразборчивой мешанины из расплывчатого мусора и чернобылита. Всего миг, и окружения как не бывало — сразу спускаешься с небес в компьютерную игру эдак пятнадцатилетней давности.

Или вот, например, забрёл на детскую площадку. Всё давно заросло, заброшено, оставлено: облупившаяся краска на карусели, проржавевшие качели, знак радиации прямо там, где могли бы играть дети. Безысходность, жуть, красота. Ты там, в этом мире, погрузился в него с головой — подходишь к качелям, чтобы толкнуть их, услышать скрип, который сделает картину еще безотраднее. Но скрипа нет, как и какой-либо физики — качели стоят на месте, как их не толкай. И вот тебя опять выбило из погружения, ты больше не в Припяти, а в полной условностей выживалке, хмуро идёшь собирать грибочки, чтобы слепить из них автомат.


Невнимательно посмотрев на Chernobylite можно решить, что это очередной онлайновый шутер или survival без сюжета, или что угодно еще. Но разработчики намешали в проекте столько возможностей, сеттингов и жанров, что поначалу это выглядит дико. Поможет ли игра скоротать время поклонникам S.T.A.L.K.E.R. или стоит так и оставить амбициозный шутер в недрах Steam? Это достаточно сложный вопрос, но сегодня мы попытаемся пролить на него свет.

Действие происходит в альтернативном 2016 году. На месте чернобыльской аварии появилось загадочное вещество — чернобылит. Несмотря на то, что в реальном мире оно также существует , здесь ему приписывают абсолютно фантастические свойства. Зону отчуждения оккупировала корпорация НАР, которая исследует его и занимается чем-то мутным на ЧАЭС, а также пытается не дать кому-либо еще проникнуть в окрестности.

Главный герой Игорь Химинюк — ученый, который отправляется в окрестности Припяти, чтобы найти свою возлюбленную Татьяну. Они оба работали на ЧАЭС в апреле 1986-го, но девушка пропала за несколько дней до известной катастрофы. Спустя 30 лет она начала являться Игорю во снах, поэтому тот все бросил, нанял несколько наемников и отправился с ними искать правду.

Кажется, «миссия в Припяти» раньше выглядела по-другому…

В основном история развивается в диалогах, сделанных на манер jRPG. При этом все они озвучены, но актеры чудовищно переигрывают, даже хуже, чем в Metro 2033 или сюжетном трейлере S.T.AL.K.E.R. 2. Не помогает делу и странное отношение авторов к современной российской политике: время от времени проскакивают фамилии и организации, о которых вне политических передач говорить не принято. Само по себе это может и неплохо, но что это дает сценарию? Абсолютно ничего.

Несмотря на то, что завязка звучит довольно банально, на самом деле сценаристы переусложнили историю. Здесь очень много элементов научной фантастики — тот же чернобылит позволяет открывать червоточины в пространстве и времени. Химинюк использует их для того, чтобы быстро возвращаться на базу, но в игре даже есть возможность изменять принятые ранее решения, меняя события в прошлом. Также из-за чернобылита в Зоне стали появляться монстры, которым уделили на удивление мало внимания в сюжете. Впрочем, они не представляют особого интереса и в геймплее.

Во вступлении на ЧАЭС игра цитирует сериал от HBO практически дословно

На странице в Steam авторы навешивают на Chernobylite в том числе ярлык хоррора, но это совершенно неоправданно. Да, здесь есть несколько скримеров, есть бесполезные монстры, есть разные паранормальные события, главное из которых — время от времени возникающая в неожиданных местах Татьяна в красном платье. Есть даже местный Мистер Икс — Черный Сталкер, который охотится на Химинюка и пытается усложнить ему жизнь. Но все это совершенно несостоятельно и не страшно.

Основная задача игрока — подготовка к финальной миссии, эдакому «ограблению» ЧАЭС, где, по мнению Игоря, злые наемники зачем-то держат Татьяну. На пути к этому необходимо выполнить несколько подготовительных этапов: составить план, собрать команду, найти всю необходимую экипировку. Чтобы узнать правду о произошедшем, вы ищете различные документы, которые проливают свет на некоторые события. Когда достаточное количество фактов собрано, Игорь с помощью специального шлема «переживает» в виртуальном пространстве произошедшие события, которые зачастую меняют сюжет.

Зона меняется каждый день, что влияет на геймплей: например, становится больше патрулей или монстров, а в тумане Игоря труднее заметить. Каждое утро мы смотрим на ситуацию свысока и назначаем миссии нашим напарникам

Команда соберется сама по себе, главное никому не отказывать. Пять напарников представляют собой в основном странноватые личности, но по-своему интересные. С ними можно поговорить, они часто влезают в диалоги и навязывают свою точку зрения на те или иные выборы. Принятие решений вообще похоже на игры от Telltale, но время от времени это действительно на что-то влияет. Если ухудшить отношения с кем-то из команды, он уйдет по-настоящему.

Улучшить отношения (или еще больше их подорвать) можно на выдаче пайков. Игра разделена на дни, в конце каждого из которых вы распределяете, кто сколько еды получит. Каждый день начинается с раздачи заданий — нужно назначить миссию для себя и каждого из своих напарников, путешествовать вместе нельзя. В конце дня приходят результаты: этот принес столько-то пайков, другой нашел патроны, третий медикаменты, а последний свою миссию по добыче строительных материалов провалил. После этого у Игоря остается время на прокачку и обустройство базы.

Юмор в игре специфический, но шуткует в основном лишь один коллега

Если строительство похоже на Fallout 4 и при грамотном расходовании ресурсов уже к середине игры полностью не нужно, то прокачка реализована интереснее. Химинюк получает очки опыта за свои действия, и может обменять их у своих напарников на различные заметные бонусы: увеличение урона на 25%, бесшумное перемещение, увеличение размера инвентаря, улучшение сканера, увеличение скорости бега и так далее. Прокачка проходит не просто так, а на специальной локации, куда мы отправляемся с партнером и проходим тренировку.

С помощью специального сканера можно искать различные материалы на локациях и следить за радиацией. Он подсвечивает все предметы поблизости, а также может указать направление к определенному ресурсу прямо на экране. Их видов всего ничего, что приводит к забавным казусам — ученый умудряется создавать сложные устройства буквально из сломанных электрических схем, металлических пластин и травы. Также можно готовить различные мази и успокоительные средства. Поставить костер, на котором из пары травинок и грибочков получится слабое вещество можно прямо в поле, а вот армейскую аптечку или серьезные капли от радиации можно приготовить только на верстаке.

Застройка базы напоминает Fallout 4, только камерную

Расходники нужны для восстановления показателей. У Игоря две важные характеристики: здоровье и психика. Здоровье поглощает урон, а его общее количество сокращает радиация, которую надо выводить отдельными средствами. На психику влияют разные паранормальные события, а также убийство людей и даже использование сильнодействующих расходников вроде аптечки. Впрочем, чтобы противников можно было незаметно оглушать без урона для психики, нужно всего лишь пройти одну тренировку у напарника.

Вообще, стелс в игре довольно примитивный. Чтобы стать абсолютно невидимым, достаточно просто спрятаться в кусты. Конусы зрения врагов странные, как и искусственный интеллект. Иногда солдаты и монстры могут заметить персонажа с другого конца локации, а иногда никак не реагируют на трупы соратников, сквозь которые проходят.


Солдат спокойно проходит сквозь своего мертвого сослуживца

Альтернатива стелсу — боевая система. Видов оружия всего полдюжины, а стрельба сделана довольно средне. Возможно, разработчикам стоило сделать ее более реалистичной, на манер той же Escape from Tarkov. Но в Chernobylite из реалистичного только необходимость прицеливаться из оружия перед стрельбой. Впрочем, этот аспект сделан на вполне удовлетворительном уровне и как минимум не вызывает большого дискомфорта на средней сложности.

Исследовать и участвовать в сражениях предстоит в окрестностях Припяти — и это одновременно лучшая и худшая сторона игры. Разработчики хвастаются тем, что Зона в их игре создана с помощью фотограммометрии и благодаря этому выглядит реалистичнее, чем где бы то ни было. Это действительно так: кафе «Припять», рыжий лес, радар «Дуга», здание ЧАЭС, жилые районы — все это воссоздано достаточно похоже на прототипы, и, скорее всего, лучше, чем в любых других аналогичных проектах. Также все это пропитано русским духом. Серость, безысходность, панельные дома, родные просторы — если это вас привлекало в S.T.A.L.K.E.R., то в Chernobylite такого даже больше.


Если играть агрессивно, к концу истории противники станут бронированными

С другой стороны, в локациях заключается большая проблема: на всю игру их всего пять штук, не считая ЧАЭС, на которой мы побываем лишь во вступлении и в финальной миссии-ограблении. И даже эти пять локаций сами по себе маленькие, на них часто встречаются одинаковые ассеты и даже целые помещения и здания. Не раз и не два важные для сюжета события будут происходить в кафе «Припять» или в припятском госпитале, доводя роль этих зданий в истории до абсурда.

Стоит сказать и о техническом исполнении. Chernobylite провела достаточно много времени в раннем доступе, и выданная на обзор версия, судя по отзывам, лишена многих проблем более ранних билдов. За 15-часовое прохождение случился лишь один вылет и несколько графических артефактов. Также стоит похвалить и хорошую оптимизацию — игра запустится даже на средних конфигурациях, а выставить «ультры» и получить хороший фреймрейт можно будет уже на карточках уровнях GTX 1060. Впрочем, картинка хоть и симпатичная, но воображение не поражает. Хотя для отображения красот местной Зоны отчуждения ее вполне хватает.


Valve патологически не любит цифру «3». И если с Portal и Half-Life все понятно, то вот у Left 4 Dead появился шанс заиметь не третью часть, но духовного наследника. Впрочем, предыдущий эксперимент студии оказался неудачным, что внушало опасения и за Back 4 Blood. Получилось ли у Turtle Rock вернуть Left 4 Dead к жизни, или новинка пахнет как несвежий мертвец? На этот вопрос с разных точек зрения ответят двое: ветеран серии Антон Белый и простой любитель подавить гашетку Егор Бабин. Но сначала об основах.

Стоит сразу отметить, что буквально в августе разработчики провели закрытый и открытый бета-тесты. Журналисты и неравнодушные поклонники смогли плотно поиграть и оценить первый из трех полноценных актов, доступных в финальной версии. Не стали исключением и мы: большинство из написанного в превью двухмесячной давности осталось верным для релизной версии. Впрочем, не обошлось без сюрпризов.

Многое в Back 4 Blood пришло напрямую из Left 4 Dead — к этому отсылает даже название, не говоря уже про сеттинг и сюжет. В игре 2008 года зомби появились из-за вируса «зеленого гриппа», а в Back 4 Blood мир терроризируют черви, превращающие людей в живых мертвецов. Но некоторые люди с особо сильным иммунитетом оказались невосприимчивыми к заразе, и в итоге на их плечи легла задача по зачисткам улиц от недоброй мертвечины. Таких специалистов называют «чистильщиками».


Наш феминистический отряд по спасению мира

За одного из них и предстоит играть. Сначала доступно четыре персонажа, но к концу первого акта их число увеличится до восьми. Герои отличаются внешностью, озвучкой и стартовым оружием. Также каждый имеет по одному личному и командному бонусу: например, Холли дает повышенное сопротивление урону для себя и десятипроцентное увеличение выносливости для всего отряда, а Эванджело умеет самостоятельно выпутываться из ловушек и предлагает увеличить скорость бега остальных героев. По итогу игроки собираются в группу из четырех; в случае, если место не занято человеком, его занимает глуповатый компьютерный напарник.

Выбрав персонажа, игрок попадает в хаб — в маленьком Форте Хоуп можно сменить снаряжение, поупражняться в стрельбе, попрыгать с друзьями и выбрать следующую миссию. Стоит отметить, что все функции поселения доступны через меню, хотя можно ножками бегать от NPC к NPC.

Кампания разбита на три акта, в каждом из которых по 10-13 миссий. Где-то на фоне все это связано некой историей про вылазки из безопасной зоны, но в целом сюжета как такового в игре нет — отсутствует даже завязка. Задания проходятся довольно быстро, обычно не выходя за рамки 10-20 минут. Карты небольшие и в целом кишкообразные, временами они повторяются. Каждая из них начинается с безопасной зоны, где можно закупиться аптечками, патронами, оружием, улучшениями для него и расходуемыми предметами. Поднятые на уровнях деньги зачисляются в бумажник всем, независимого от того, кто поднял монеты, но тратится каждый из своего кармана. Важно не просто пополнять запас патронов и расходников для себя, но и покупать бонусы на всю команду — такой вот насаждаемый альтруизм.


Огр на деле оказывается гораздо безобиднее, чем может показаться

После подготовки игрокам предстоит преодолеть «полосу препятствий» с зомби, чтобы закончить миссию уже в другом убежище. По пути предстоит отстреливать толпы и выполнять задачи, которые помогут пройти через различные надуманные преграды вроде стоящих не в том месте лодок и закрытых дверей. Игра всячески старается склонить к кооперации: заставляет нескольких членов отряда таскать ящики, делая их уязвимыми; вынуждает заколачивать окна долгой анимацией; просто запирает в узком пространстве и вынуждает отстреливаться. Часто это выглядит натужно — те же окна никак не влияют на передвижения зомби и нужны только для «помощи выжившим» по сюжету.

Другое дело с обороной. Игроков постоянно запирают на небольших клочках земли, откуда надо вести ожесточенный обстрел по орущим ордам мертвецов. Это происходит практически на каждой миссии и быстро надоедает, потому что даже на минимальной сложности рядовые зомби кусачи и живучи; особые твари портят нервы еще сильнее. Также и игроки — на сложности выше минимальной появляется злой friendly fire, который отнимает оставшиеся крохи здоровья, а общий выпадающий лут накаляет обстановку изнутри.

По сравнению с бета-тестом разработчики заметно подняли агрессивность и урон врагов: даже на «Рекруте» происходящее нельзя назвать легкой прогулкой. Учитывая слабый искусственный интеллект компьютерных напарников, прохождение в одиночку можно считать практически недееспособным вариантом.


Наверное, примерно так и выглядят склады Amazon

В свое время Left 4 Dead прославилась системой «виртуального режиссера», который подбрасывал игрокам разные виды зараженных в зависимости от их успехов. В Back 4 Blood эту систему, видимо, должны были заменить карты, которые модифицируют игровой процесс.

Они бывают двух типов. «Положительные» картонки игроки заранее составляют в колоды, из которых в начале каждого уровня предлагают выбрать несколько. Они дают баффы вроде «+30% к скорости перезарядки», «+15 очков здоровья» и тому подобное. Есть и более заметные модификаторы, например, заменяющие все рукопашные атаки на удары ножом. Прогрессия прямая, новые карты можно покупать за очки, выдаваемые после миссий.


Персонажи в убежищах ничего не говорят и ни на что не реагируют

Карты с негативными эффектами («карты помех» в русской версии) появляются в начале каждого уровня независим от игрока и чаще всего как-то связаны с ордой: огромной группой зомби, появление которой можно спровоцировать и другими способами. Некоторые такие карты ставят дополнительные условия для ее появления, а некоторые вообще включают таймер, по истечению которого появляется буйная куча, а отсчет начинается заново. Впрочем, встречаются и действительно серьезные модификаторы вроде густого тумана или прокаченных видов особых зараженных.

В итоге эта система не меняет игровой опыт кардинально. Основные события на уровнях жестко заскриптованы — упомянутый туман и разрекламированный разработчиками Огр (огромная детина, которая вылезает из-под земли и туда же сбегает) появляется на строго определенных уровнях в строго определенное время, лишь изредка нарушая традиции. Карты в основном влияют на различные дебаффы и орду — которую и сами игроки могут вызвать, нечаянно вспугнув птиц или включив автомобильную сигнализацию.

Основу армии мертвецов составляют самые обычные зомби. Как уже упоминалось, в финальном релизе им заметно подняли живучесть и кусачесть, но кто знает, что будет дальше. Помимо них, на уровне вас встречают особые зараженные: толстяки, блюющие и взрывающиеся при смерти токсичной жижей; здоровяки с одной огромной рукой, которой они бьют по площади; плевуньи, которые либо плюются и приклеивает чистильщиков, либо захватывают и жрут.


Из музыкального автомата играет очень плохая музыка, привлекающая зомби

Есть еще и несколько видов боссов, которые чаще всего появляются по скрипту, но иногда и просто так заходят проведать игроков. Как уже могли заметить ветераны Left 4 Dead и Killing Floor, зоопарк похож на классический набор, но гораздо скромнее. Спасать ситуацию призваны три вида каждого из особых зараженных, но в пылу боя не успеваешь заметить, обычный это толстяк или особо вонючий.

С противниками есть и другие проблемы — они плохо показывают, что именно собираются делать, а также лихо «приклеивают» свой прицел к конкретному игроку. Из-за этого тяжело увернуться от дальнобойных атак, которые в Back 4 Blood стали какими-то совсем уж артиллеристскими — тот же Вонючка (ранее известный как Boomer) блюет на добрых 50 метров вперед.

Ненамного веселее и выжившим. По ощущениям стрельба напоминает старую-добрую Call of Duty: Modern Warfare 2, вышедшую рядом с сиквелом Left 4 Dead. Помимо этого, Back 4 Blood делает реверанс в сторону лутер-шутеров: на уровнях вы находите белые, зеленые, синие и даже легендарные пушки. Они заметно отличаются характеристиками, но с какой-нибудь Borderlands тягаться не получится: интересных эффектов на оружии не бывает, а обвесы вроде увеличенных магазинов, прицелов и удлиненных дул можно найти поблизости и поставить даже на самые дохлые пукалки.


Играя за монстров, можно возродиться в любом месте, лишь бы вне поля зрения выживших

Управлять зараженными еще хуже. Попробовать можно в режиме «Рой» — единственном доступном варианте PvP-мультиплеера, в котором игрокам предлагается отдыхать от прохождения кампании. В нем группа выживших оказывается заперта на небольшом пятачке, поджимаемом стаей агрессивных насекомых, имитирующей стены из королевских битв. Четырем чистильщикам противостоят четыре живых игрока, управляющие одним из трех видов (напоминаем, у каждого вида еще три модификации, итого девять) особых зараженных; также им ассистирует искусственный интеллект в роли простых зомби.

Выжившие обязательно умрут — кольцо насекомых в любом случае сомкнется, после чего стороны поменяются местами. В матче выигрывает команда, которая продержится больше времени в роли чистильщиков. Развлекательный потенциал исчерпывается уже после нескольких игр: для чистильщиков подобных сражений полным-полно и в обычной кампании, а играть зараженными неудобно и оттого неинтересно. К тому же, в отличие от своих собратьев из сюжетного режима, в соревновательном мультиплеере они мрут как мухи, вынуждая постоянно возрождаться.

С объективной частью обзора мы закончили. Теперь об игре выскажутся два игравших в кооперативе автора в более субъективных тонах — один из них большой фанат Left 4 Dead, а другой знаком с ней по касательной. Таким образом мы должны получить срез впечатлений от двух категорий геймеров: тех, кто знаком с оригиналом, и тех, кто влетает в Back 4 Blood с нуля.


Давайте скажем прямо — если вы играли в навязший на зубах L4D, то прочитав даже половину текста, уже все решили. В Back 4 Blood, похоже, не так весело играть, как в его именитого предка, а контента (пока что) меньше, чем в Killing Floor 2, но это все еще компетентная кооперативная игра.

Хотя когда кооператив становится основным плюсом — это дурной знак. В случае с Back 4 Blood ей просто нечем еще привлекать. Лутер-составляющая слаба, тем более что все снаряжение пропадает при проигрыше и даже смене акта. «Виртуальным режиссером» здесь как будто и не пахнет — различий между забегами не так уж и много. Система карт оказалась не настолько ужасной, насколько казалась на анонсе игры, но и толку от нее не так много. В конце концов, хорошо хоть, что нет лутбоксов! Но есть их альтернатива.

Что ж, это может измениться со временем. Как и сложность, и контент, и оптимизация. К слову о ней — на PlayStation 5 игра радует каким-то высоким разрешением (подождем Digital Foundry) и супер стабильными 60 кадрами в секунду. Пока что есть проблемы с сетевым кодом: нас пару раз выбрасывало, а для переподключения что пострадавшему на ПК, что на PS5 приходилось перезапускать игру.

В основном игра выглядит посредственно, но иногда освещение радует

Выскажусь за тех, кто никогда не сходил с ума по Left 4 Dead, но обратил внимание на Back 4 Blood. Играть в это одному или с рандомами точно не стоит — никаких откровений здесь нет и терпеть эту пятикратно переваренную идею с невыдающейся реализацией абсолютно незачем. В данный момент в одиночной кампании даже прогресс не работает нормально! Тем, кто имеет компанию из четырех друзей (обязательно!), любовь к зомби и хочет вечерами понажимать — можно осторожно подумать о покупке. Главное, помните о существовании оригинала и Killing Floor 2.


Back 4 Blood — это «любовное письмо», фанатское послание, которое заметно не дотягивает до величия оригинала, но может порадовать в отдельных аспектах. Поначалу игра ощущается клоном — все кажется слишком вторичным, слишком раздражающим. Но по мере прохождения одной локации за другой, она все-таки способна смягчить сердце геймера-олда, и быть может, даже раскрыться с лучшей стороны. Разработчики пытались преобразить классическую формулу геймплея, и поэтому переусложнили его откровенно ненужными элементами.

Основная претензия — карточки, которые необходимо выфармливать. Валюту, само собой, можно получить двумя способами: честно играть или честно заплатить за бустеры. Наборы с карточками чем-то напоминают лутбоксы — они называются каналами снабжения и содержат различные баффы для вашего героя, а также элементы одежды и кастомизации профиля. Ну, хоть прогрессия хотя бы линейная: содержимое следующего «пака» известно заранее.

Зачем-то добавили супербоссов с унылыми полосками здоровья на весь экран. При этом от огра или разрушителя нет того чувства страха, которое испытываешь от Танка из L4D2 на «эксперте» с его 8 000 хитпоинтов. Боссы выглядят пошло и даже предсказуемо, а об их присутствии на уровне сообщают заранее. Танки в L4D всегда были сюрпризом — ИИ-режиссер мог вообще пощадить на одном уровне и не призвать ни одного, а на следующем натравить по очереди двух или трех.


Туман очень плотный и действительно уменьшает видимость

Модификации для оружия — уже более удачная идея. Они добавляют щепотку Borderlands, разделяя пушки по редкости на разные цвета, от обычного серого до эпического сиреневого с промежуточными зеленым и синим. Кастомизация позволяет сделать стрельбу не то чтобы разнообразной, но подстроенной под наши нужды. И особенно круто, что в этой игре есть возможность прицеливаться из любого оружия. В L4D у всех пушек была лишь стрельба от бедра.

Но при этом игра каким-то непостижимым образом умудряется наскучить куда быстрее, чем старенькая L4D2, несмотря на то, что обладает современной графикой и в каждой второй сцене умудряется то ли цитировать, то ли ремастерить хит двенадцатилетней давности. Дело доходит вплоть до использования бронированных зомби или призыва орды с помощью музыкального автомата в баре. Так что первое, что хочется сделать после сессии в новинку, это зайти в L4D2 — начинаешь ценить старушку еще сильнее за комфортный, привычный, более простой и вместе с тем фановый геймплей. Ведь в Back 4 Blood даже нормальный Versus-режим до сих пор не завезли, а сольное прохождение кампаний никоим образом не вознаграждается.

В итоге Back 4 Blood не смогла впечатлить ни олдфага, ни ньюфага. Создатели оригинальной Left 4 Dead убрали из формулы пару анахронизмов, добавили современную, но невпечатляющую графику, элементы лутер-шутера и заполировали все беззубой системой карт. На бумаге эта смесь вызывает хоть какие-то эмоции (положительные или отрицательные), но оказалось, что играть в это скучнее, чем обсуждать. Единственное, что оправдывает существование B4B в текущем виде — кооператив, в котором с хорошей компанией можно получить толику удовольствия. Возможно, со временем разработчики хотя бы частично исправят проблемы и добавят контент, но в данный момент дилогия Left 4 Dead все еще выглядит лучшим выбором.

Читайте также: