Spelunky 2 обзор

Обновлено: 08.07.2024

Основатель и геймдизайнер студии Mossmouth Дерек Ю представил новые скриншоты Spelunky 2, которые можно найти ниже, а также поделился прогрессом процесса разработки игры.

Во-первых, авторы продолжают делать окружение более детализированным и увеличивают контраст, чтобы подчеркнуть уже существующие детали. Кроме того, различные эффекты стали более яркими, что поспособствовало ощущению динамичного и живого мира.

Во-вторых, Spelunky 2 получит новые предметы, которые позволят игрокам взаимодействовать с миром игры очевидными и неочевидными способами. Также геймеров ждут новые персонажи, вроде владельца магазина, которые могут помочь или помешать прохождению.

В-третьих, сиквел получит динамичный и многослойный звуковой ландшафт, который поспособствует погружению в мир игры. У каждой локации будет своя уникальная музыкальная тема, а у всех существ, ловушек, предметов и даже поверхностей — свои уникальные звуковые эффекты.

Наконец, авторы работают над обновлённым режимом Deathmatch, а также над улучшением журнала и меню. На данный момент разработчики не готовы назвать дату выхода Spelunky 2, однако отмечают, что она всё ближе и ближе.

Зато случившееся стало ценным уроком – либо всегда носи с собой на всякий случай бомбы, либо не разбивай вазы, не осмотрев предварительно окрестности. В этом вся Spelunky 2 – каждое прохождение и каждая смерть чему-то учат. Неподготовленному игроку даже первую локацию вряд ли удастся пройти в течение первого часа – то противники будут убивать, то с ловушками придётся мучиться, то начнёшь путаться в кнопках и кидать бомбы вместо использования верёвки. Это абсолютно нормально, в следующий раз наверняка получится выступить заметно лучше!

Первая Spelunky вошла во многие списки лучших и главных игр десятилетия – именно с неё начался бум «рогаликов» и без неё мы вряд ли получили бы Rogue Legacy, The Binding of Isaac и другие подобные игры. Непростой платформер с процедурной генерацией локаций завоевал большую популярность, и это справедливо как для бесплатного оригинала (который по-прежнему можно загрузить по этой ссылке), так и для вышедшей впоследствии HD-версии, ради которой иные обладатели PS Vita продолжали регулярно заряжать портативную консоль.

Spelunky 2 обзор игры

Как и в оригинале, персонаж носит с собой бомбы и верёвки. Первыми взрываешь препятствия, а с помощью вторых забираешься на высокие платформы.

Сейчас в Сети полно отзывов о Spelunky 2 от тех, кто потратил на первую часть сотни часов и считает её одной из любимых игр. Таким людям в сиквеле всё нравится, нововведения не выглядят лишними, и продолжение даже им лёгким не кажется. Новые ловушки и противники могут потрепать нервы, управление немножко изменилось (паутину прыжками не уничтожить, к примеру), а в настройках они при первой возможности отключают автоматический бег – в оригинале герой бегал лишь при зажатой кнопке.

У меня отношения со Spelunky не сложились – пропустил её на релизе, а потом не горел желанием к ней приобщаться, бегло ознакомившись в первый раз незадолго до выхода сиквела. Причина популярности этого «рогалика» оказалась понятна, и вторая часть, в которой я в первый день просидел почти дюжину часов, лишь подкрепила догадки – в Spelunky 2 сочетаются очень много положительных качеств, благодаря которым игра долго остаётся свежей и каждый раз предлагает новые испытания.

Служба и опасна, и трудна

В сиквеле мы вновь берём на себя роль спелеолога, на сей раз управляя Аной, дочерью персонажа из первой части. Она отправляется на Луну в поисках своих родителей, находит оставленные ими записки, после чего начинается её долгое приключение. За сюжетом сюда, понятное дело, приходить не следует. Главное – геймплей, который после простенького обучения сразу заваливает игрока опасностями и вынуждает с умом подходить к каждому участку локации.

Spelunky 2 обзор игры

По завершении каждой области встречаешь персонажа, который собирает ресурсы для создания коротких путей. Чем глубже погружаешься, тем труднее выполнять эти условия.

Персонаж появляется на карте с четырьмя «жизнями», и его задача – добраться от верхней части каждой локации до нижней. Поскольку области генерируются случайно, расположение объектов почти никогда не бывает одинаковым (за исключением комнат с боссами), а условия всегда оказываются разными. Иногда можно безболезненно добежать до следующей двери, не столкнувшись ни с какими преградами, в некоторых случаях удаётся без лишних проблем собрать кучу денег и прийти к торговцу (они попадаются на некоторых этажах) с полными карманами. А бывают моменты, когда врагов и ловушек достаточно много, чтобы трудности возникали на каждом шагу.

Из точки А в точку Б всегда есть проложенный путь – если ему следовать, добраться до двери будет не так уж сложно. Но трудно отказать себе в удовольствии изучить каждый угол: найти драгоценные камни, разбить все вазы в надежде обнаружить там золото, отыскать секреты. Больше денег – больше шансов купить что-то полезное, вроде джетпака, парашюта, обуви с шипами, стреляющего паутиной пистолета и других вещей. Что именно они делают, не объясняется, но обычно легко догадаться самому.

Когда хотел всё сделать красиво, но получилось как обычно.

В то же время жажда приключений может привести к неожиданным проблемам. Всегда нужно оценивать, стоит ли рисковать или можно обойтись без какого-то алмаза. На первых порах ловушки даже не замечаешь – слишком хорошо они сливаются с землёй. Но со временем начинаешь мастерски их активировать, не нанося себе урона. Носишь в руках камни или черепа, чтобы швырнуть их при необходимости, либо заранее продумываешь план действий, когда попадаешь в джунгли – там у платформ шипы вылезают со всех сторон, если слишком долго на них стоять.

К противникам относишься с большой осторожностью. Висящих на потолке пауков убиваешь хлыстом – он не так уж полезен в драках, поскольку взмахиваешь им то поздно, то рано. На кого-то запрыгиваешь сверху – это либо сразу убьёт оппонента, либо просто оглушит. Пока он в отключке, можно схватить его и закинуть куда подальше – сбросить с обрыва или активировать ловушки. В шахтах, где начинается путешествие, спасаешься от кротов, которые копаются под землёй и в любой момент могут вылезти на поверхность. А уж похожие на ящериц существа, сворачивающиеся в клубок и катящиеся в сторону героини, особенно опасны – после одного удара можно уже прощаться с жизнью.

Спасённые люди попадают в центральную локацию, в которой персонаж начинает свой путь.

В основном я привожу примеры из шахт (где персонаж начинает свой путь), поскольку в Spelunky 2 лучше играть без лишних спойлеров и всё находить и узнавать самостоятельно. Дойдя до последнего этапа локации и одолев босса, решаешь, куда двигаться дальше, – две двери ведут в разные области, чего в первой части не было.

Другое нововведение – проходы вглубь локаций, где встречаются испытания, сундуки с трофеями и всякие безделушки. Главное – не задерживаться слишком долго в одной и той же области, поскольку через три минуты прилетит призрак, гоняющийся за персонажем.

Беспокоиться о таймере не стоит – мне очень редко приходилось убегать от привидения, так как всё необходимое я успевал сделать до его прихода. Но и забавных ситуаций с его участием было достаточно, особенно когда во мне просыпалась жадность и было острое желание завершить три дела одновременно. Во-первых, спасти мопса (или кота – выбирайте в настройках сами) – если довести его до выхода, подарят бонусную «жизнь». Во-вторых, отнести к двери золотого идола – или к нему трудно добраться, или при его взятии активируется опаснейшая ловушка, зато денег за него дадут много. В-третьих, донести до выхода ценную вазу с бриллиантом внутри. Когда всем этим жонглируешь и добиваешься успеха, игра начинает нравиться ещё больше.

Spelunky 2 обзор игры

Иногда удаётся обзавестись напарником – им управляет ИИ, агрессивно нападающий на каждого противника.

Мастер-спелеолог

Прелесть Spelunky 2 в том, что уверенности в собственных силах у игрока со временем появляется всё больше. И такая многозадачность, которая поначалу кажется невозможной, становится чуть ли не обязательной. Первые робкие попытки дойти до выхода – просто бег от одной точки к другой, лишь бы выжить, пусть даже с одной «жизнью». А спустя час или два несчастного мопса, сидящего над усыпанным кольями полом в окружении двух аборигенов, пытаешься спасти даже не задумываясь о риске. Быстро окинул взглядом окрестности, обезвредил ловушки, победил слабых врагов (от которых уже знаешь чего ожидать) – даже если вдруг не повезёт и будешь ранен, удовольствие от этого не испортится.

Наблюдать за тем, как работает этот мир, и искать новые возможности не прекращаешь. Если крот копается рядом с ловушкой, можно заманить его туда. Когда нечаянно бросаешь предмет рядом с аборигеном, тот его поднимает и использует как оружие. В сиквел ввели ездовых существ – усаживаетесь на них, ждёте пару секунд и можете таким образом приручить, передвигаясь верхом до их гибели. Но, возможно, у них есть и другое применение? Ну а у торговцев необязательно покупать товары – кнопка «Подобрать предмет» работает и в магазинах. Только готовьтесь к последствиям.

Spelunky постоянно генерирует уникальные ситуации, а в сиквеле разнообразия ещё больше благодаря новым ловушкам, противникам и другим опасностям. Игра берёт не тем, что персонаж находит десятки предметов и трансформируется в чудовище, как в The Binding of Isaac, – она предлагает разные условия при каждом перезапуске, давая на размышления по три минуты, которых в большинстве случаев оказывается достаточно. В каком-то смысле это «рогалик»-головоломка, сложность которого зависит от игрока. От его способности учиться на своих ошибках, от скорости и аккуратности, от жадности и уверенности. Поэтому люди проводили в первой части сотни часов и поэтому продолжат это делать в Spelunky 2.

Плюсы: отлично реализованная процедурная генерация уровней, благодаря которой достигается высочайшая реиграбельность; каждая ошибка и каждая смерть чему-то учат и зачастую происходят по вине игрока, а не случайных событий; разнообразные локации, противники и ситуации; поддержка онлайн-кооператива.

Минусы: каждой области соответствует одна музыкальная композиция, и скудный саундтрек со временем надоедает.

Несколько дней назад, 29 сентября, состоялся РC-релиз двухмерного платформера-рогалика Spelunky 2. На на PlayStation 4 игра вышла чуть раньше, 15 сентября, и оказалась достойной наследницей первой части, только ещё сложнее и коварнее. Тем не менее сообщество спидранеров уже вовсю доказывает, что для них нет ничего невозможного.

Канадский игрок под ником d_tea удерживает три рекорда в таблице. Он оказался лучшим, в частности, в забеге без сбора золота. На полное прохождение в обход золотых жил ему потребовалось менее четырёх с половиной минут.

Ещё быстрее он оказался в забеге со свободными правилами. В обычном спидране d_tea смог уложиться в 2 минуты 53 секунды. Разумеется, для этого ему пришлось обходить врагов, использовать телепортацию и максимально быстро расправляться с финальным боссом.

Кладоискатель, проживший в пещере месяц, рассказывает:

– Сначала ты разговариваешь сам с собой; через неделю начинаешь разговаривать с камнями. Через две понимаешь, что они тебе отвечают. А потом оказывается, что ты их с интересом слушаешь.


На первый взгляд, Spelunky — простой двухмерный платфомер о злоключениях малыша спелеолога. Но только на первый. Приглядевшись, можно заметить, что его основа близка другой смертоносной игре — Dark Souls.

Скажем, если спросить Хидетаки Миядзаки и Дерека Ю, что помогает новичкам постигать азы игры, то ответ их будет краток и прост — смерть.

Разбил вазу, а в ней спала змея? Смерть. Отныне крушить древние реликвии будешь об стенку. Пожал лапу снежному человеку? Тебя ждёт полёт в неизвестность, а затем — смерть. Решил обокрасть торговца? Ха-ха-ха, ну и как быстро ты умер? Вот-вот, впредь будешь вежливее со старшими.

А знаешь, что ждёт тех, кто встречает диких обезьян? Смерть? Не совсем, но встреча окажется не менее «занятной».


На счастье, гибель в Spelunky прозрачна. В отличие от Rogue Legacy, здесь чётко и ясно понимаешь, что отправило тебя в могилу, и где ты совершил ошибку.

Вдобавок лёгкая гибель — хорошее подспорье для экспериментов. Поэтому мой вам совет: играя в Spelunky, старайтесь почаще задаваться вопросом: «А что, если?»


От близкого знакомства с шипами на моих штанах осталась пара-тройка непристойных дырочек. Стыд и позор на мою каску!
_____________________________________________________________________________________

А что, если прогуляться перед шипами? А что, если взорвать алтарь? А что, если, находясь в джунглях, забросить девицу на жёлтый язычок? Может, взорвать пару алтарей? Стоит ли дарить богине Кали подарок? Может, взорвать могилу? Или лучше — торговца? Интересно, дробь пробьёт силовое поле? А высота ранит? Нет, лучше всего взорвать гравитацию!

Позор от очередной глупой кончины скрасится жизненным опытом. А он — залог успешности в будущем.


Как и любой другой добротный платформер, Spelunky со временем изменяется. Коварные шахты сменяются на джунгли с безумными обезьянами и милыми вампирчиками. Затем джунгли переходят в яму без дна с чрезвычайно скользкими уступами. А после рекомендуют посетить древний ацтекский храм, златостенный город и ещё несколько совершенно секретных уровней. Убийственная экскурсия!

Но главное не это. Spelunky раз за разом даёт подпитку знаниям. И прекрасно поддерживает стремление к новым впечатлениям. Стоит три раза пройти каждую зону, и к следующей будет открыт короткий путь. Таким лёгким решением мы избавляемся от частой проблемы рогаликов — единообразия.


Здешний гид. За определённую плату прокопает туннель даже в Ад. Во всяком случае, так указано в брошюре
_____________________________________________________________________________________

Однако до конца игры вы так не доберётесь. Скорее всего, не выживете. Не соберёте достаточно золота для покупок, не обвешаетесь инструментами и жизней не подкопите. А с пустыми руками подвиги не совершаются!

Да и, чтобы открыть последний уровень — Город Золота, вам необходимо пройти все зоны за раз. По словам автора игры Дерека Ю, таким образом вы получите истинное наслаждение от достигнутого и восхититесь своей сообразительностью.

Но путь ваш будет труден. Случайная генерация (многоликая чертовка) сделает всё, чтобы вас и разозлить, и повеселить. Ведь грех под названием «монотонность» ей не знаком. Вообще, генерация пещер настолько хороша, что кажется, будто уровни создаются вручную!


Буроцветики-человекоеды могут чрезвычайно долго стеречь свою добычу. Эх, спинку ломит! И как Тарзан всю юность ночевал на дереве?
_____________________________________________________________________________________

Отчасти это правда. Дерек Ю сперва сваял множество исходников для отдельных «комнат» на уровне, а уже после обернул их в случайную генерацию. Причём работал он кропотливо, со вкусом и особой страстью к пыткам. Поверьте, настолько извращённых, но приятных мук вы ещё не испытывали.

И одна из особо изысканных — выбор.

Для прожжённых патриотов есть русские субтитры.



Игра на конфликтах

«Куда идти — налево иль направо?» — первая дилемма на вашем пути. Выход всегда лежит где-то внизу, да и дорога до него одна (если не пускать в ход взрывчатку), но игра частенько подбрасывает тупиковые ветки. И разглядеть их с первого взгляда получается не всегда.

Но и в тупике можно найти много интересностей. Скажем, золотого идола. Если донесёте его до выхода, отхватите знатный куш. Но для этого придётся расстаться с ручной поклажей. Носить в руках сразу две вещицы малыш спелеолог не способен.

Разумеется, можно поочерёдно перемещать то идола, то, скажем, факел. Но перебежки займут время. А когда невидимые часы отобьют срок, по спине пробегут мурашки, и вас навестит Призрак. Большой, могучий и почти непробиваемый. Он может сильно усложнить вам жизнь, если не сумеете вовремя сбежать.


Друзей на глазки не меняем!
_____________________________________________________________________________________

Выбор застанет вас и в магазине. В нём можно купить плащ для планирования, перчатку с когтями, что помогут цепляться за стены, ботинки на пружинах и прочее полезное барахло. Монет на всё, скорее всего, не хватит, поэтому придётся либо решать, что сейчас выгоднее, либо быстренько пополнять запасы золотишка. Но на это уйдёт время.

Может, плюнуть на правила и просто обокрасть старичка-торговца?


Местные красавицы жутко любвеобильны. Целуют всё подряд. Но Йорик, думаю, счастлив
_____________________________________________________________________________________

Spelunky то и дело ставит вас перед выбором. Что лучше — ещё одна жизнь или мощное оружие? А если оружие, то какое? Бумеранг или дробовик? И что вернее — получить сейчас прибавку к урону, но проблемы с торговцем в будущем или остаться при своём и спокойнее, но тяжелее проходить игру?

При этом Spelunky никогда не переусложняет поиск решения. Игра несёт в себе большое количество переменных: разномастные враги, оружия, экипировка, да и ваши знания в конце концов. Spelunky сложная, комплексная игра.

Но, что удивительно, в большинстве ситуаций есть максимум три переменных, которыми вы оперируете. Скажем, прыжок, предмет в ваших руках и враг. Поэтому любая переделка легко укладывается в голове. Стало быть, вы можете принимать решение быстро. А для аркады это чертовски важно.

Да и вообще, при должной сноровке и везении победные титры можно увидеть спустя 10 минут!

Но если вам «как всегда не везёт», на помощь могут прийти друзья.


А может, взорвать друзей?

Правда, на товарищей рассчитывать всегда не стоит. С количеством спелеологов Spelunky теряет в трудности, но приобретает в хаосе. Ведь добрый друг по неосторожности (или злому умыслу) может прибить и вас. А затем — вот же наглец! — кидаться вашим трупом в противников.

Но вы легко можете ему отомстить. И заодно проверить, кто лучше всего обращается с альпинистской верёвкой и взрывчаткой. Заманите его в режим арены и измывайтесь на здоровье.


Бои кладоискателей за свободу и паспорт — любимое развлечение местных жителей
_____________________________________________________________________________________

Одна проблема — перед этим придётся заманить друга к себе на диван. Понимаете, у нас тут уклон в старину, дружеские ночёвки и битвы за еду и подушку. Поэтому откладывайте деньги на лишний билет на метро, поезд или самолёт, закупайтесь геймпадами и вперёд — покорять пещеры!

Правда, иной выход всё же есть. Оригинальная версия игры, бесплатная и в меру пиксельная, имеет модификацию для коопной сетевой игры. Боже, да среди модов есть даже баскетбол!


Spelunky не мастак выстраивать сложные, многоступенчатые сюжеты. Размах не тот. Да и идея не та. Spelunky — это сборник жутких и забавных способов со вкусом убить спелеолога. Под обложкой простого двухмерного платформера таится целый кладезь курьёзных ситуаций и потешных баек.

И каждая байка, как и подобает хорошей истории, содержит ценный игровой опыт. Который не переводится в «зелёные шарики» на счету игрового аватара, а ровным слоем укладывается в голове игрока. И раз за разом проверяется на достоверность.

Но самое приятное — игра не циклится на случайной генерации. Она пользуется ею в размеренных дозах, позволяя нивелировать волю случая умениями игрока.

— приятная мультяшная картинка;
— великолепная генерация уровней;
— сбалансированная сложность;
— простор для смерти и экспериментов;
— в механике со временем открывается второе дно;
— непрерывное обучение;
— отзывчивое управление;
— забавный кооператив.

— нет онлайн-кооператива;
— додуматься и добраться до некоторых секретов чересчур трудно.

Оценка: затерялась в дебрях слов и предложений. Хотите узнать — ищите.

Читайте также: