Soma 2 обзор

Обновлено: 07.07.2024

Буквально несколько часов назад оживился сайт NextFrictionalGame, который шведская студия Frictional Games, как понятно из названия, использует для тизеров своих будущих проектов.

Последние три с половиной года на сайте висела «заглушка», на которой сообщалось, что следующая игра компании ещё не анонсирована. Однако теперь там воспроизводится короткое закольцованное видео с мигающей на чёрном фоне белой точкой.

Пока никаких более прямых намёков на новинку нет, но осенью прошлого года ожидалось, что игра выйдет до конца текущего года. Видимо, возникли осложнения.

Сейчас Frictional Games работает над двумя проектами, один из которых — не чистокровный хоррор, где не придётся беспомощно прятаться или убегать от немногочисленных противников, как это было в SOMA или Amnesia: The Dark Descent.

Ожидается, что одна игра будет сосредоточена на сюжете, а вторая игра всё же останется хоррором.

«Увидимся завтра» — Activision предупреждает читеров о возмездии

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

«Увидимся завтра» — Activision предупреждает читеров о возмездии

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

Западный релиз ролевой игры Monark состоится в феврале 2022 года

Утечка: Стало известно, какие персонажи появятся в будущих обновлениях Genshin Impact

Mojang в преддверии Minecraft Live запустила голосование за нового моба

В Destiny 2 стартовало бесплатное мероприятие Фестиваль усопших

Харрасмент, абьюз, мизогиния: сотрудники Paradox делятся воспоминаниями

Департамент, выступивший против Activision Blizzard, обвиняется в нарушении этики

«The Outer Worlds в средневековом фэнтези-мире»: новые подробности об Avowed

Приключенческий платформер Little Bug выходит на консолях

Switch-версия Alan Wake Remastered получила рейтинг от агентства ESRB

Сценаристы Call of Duty: Vanguard хотят сделать ещё два сиквела игры

Авторы Fortnite признали, что режим «самозванцев» вдохновлялся Among Us

Кража бриллианта «Иль Соврано», бонусы и скидки — что нового в Red Dead Online

NVIDIA добавляет DLSS ещё в десять игр, включая Baldur's Gate 3 и Chivalry 2

Disco Elysium – The Final Cut теперь доступна на всех актуальных платформах

Ремейк классической Pinchcliffe Grand Prix выпустят в Steam и на Nintendo Switch

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

Фанаты просят Rockstar выпустить больше ремастеров GTA с помощью мемов

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

Фанаты просят Rockstar выпустить больше ремастеров GTA с помощью мемов

20 часов в Forza Horizon 5: почти обзор лучшей некстген-гонки этого года

Far Cry 6 протестировали на более чем 20 видеокартах

Call of Duty: Warzone действительно останется без Верданска

На Blu-ray диск с Far Cry 6 для Xbox Series записано лишь 750 МБ данных

«Стражи Галактики» получили анимационный клип на песню Zero to Hero

Вышло свежее обновление PS5 — оно повышает производительность

18+ 2003-2021 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Предлагаю вспомнить, лучший, с моей точки зрения, проект шведской студии Frictional Games - Soma. Игра, далеко не новая, однако достойная внимания. И сегодня, когда наш мир, оцифрованный полностью. Вовсю прогрессируют нейро-сети и вытесняют человека, из цифрового пространства. Вопросы, поднимающиеся в игре, актуальны и сегодня. Данная игра, наглядно демонстрирует пример того, как это могло бы, отразиться на человечестве. С легким фантастическим домыслом, в духе старых фантастов.

Я предлагаю свежий взгляд на, далеко, не новую игру. В данном видео, я постараюсь рассказать вам, о том, как это играется сегодня. При этом, постараюсь обойтись без сильных спойлеров. Вдруг кто-то еще не играл.

Официально, сознание – это высшая форма отображения объективных, устойчивых свойств окружающего мира. Собственно, сам термин «со-знание» интерпретируется как «совместное знание». То, что вы знаете о себе, накапливается путем приобретения жизненного опыта, и проявляется только при взаимодействии с окружающим миром. Благодаря сознанию, мы ощущаем себя частью мира. Мы воспринимаем внешний мир, создаем и запоминаем привычные нам образы, испытываем эмоции и способны испытывать переживания. Но, что если ваше сознание, вовсе не ваше? Что если все, что вы знали о себе, это не ваши знания, не ваш опыт. Способны ли вы усвоить это, и сохранять при этом, человеческие свойства? К вашему вниманию научно фантастический хоррор Soma.

Это игра от шведских разработчиков Frictional Games. Известных по таким играм, как Amnesia и Penubra. Игра разрабатывалась почти пять лет. Изначально у разработчиков было в планах, как можно дальше отойти от концепции своих предыдущих игр. Но на деле, на протяжении всей истории не покидает чувство, что это таки Амнезия, только в фантастическом стиле, напоминающем произведения Айзека Азимова.

Вы Саймон Джарет, дружелюбный, жизнерадостный парень из Торонто, оказавшийся в нелегкой жизненной ситуации. На кануне Саймон с своей подружкой Эшли, попадает в автокатастрофу. Он выживает, она нет. Теперь, ему приходится бороться, с смертельно тяжелым повреждением мозга и внутренним кровотечением. Перспектива не особо воодушевляющая, так как врачи прогнозируют ему скорую смерть. И Саймон соглашается на экспериментальное сканирование мозга в лаборатории. Вы просыпаетесь у себя дома в Торонто, с вами связывается ваш доктор и напоминает, что сегодня по планам должно произойти то самое сканирование, а поэтому вам необходимо предварительно принять лекарство и отправляться в медицинское учреждение.

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

Вокруг типичная квартира-студия, а за окном привычный мир. Справившись со своими делами, вы выходите за двери. Вы Саймон Джарет. Вокруг вагон метро. Люди занимаются своими делами, у всех свои заботы. Типичная сцена обыденности и безразличия к устоявшимся нормам. Все идет своим чередом. Вам звонит друг, задать пару вопросов о работе. Этой сценой сценарист, как бы подчеркивает беззаботность и безразличие людей, живущих в мире, где всё идет в привычном темпе. Но, что будет если расшатать, привычные нам устои?

Вы Саймон Джарет. Вы прибываете по адресу. Здесь оказывается безлюдно. Чтобы попасть в лабораторию, надо как-то пройти закрытые двери. Загадка простая. Необходимо просто осмотреться вокруг, и найти код от двери. Двери открыты, вы внутри. Вас встречает доктор, и проводит краткий инструктаж перед сканированием. Настало время, садится в специальное кресло, и провести процедуру сканирования.

Во время сканирования, что-то пошло не так, и вы теряете сознание. Пробудившись вы обнаруживаете себя, не там, где предполагалось. Происходит полная смена обстановки. И первое время, вас охватывает паника. Вы Саймон Джарет, или нет?

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

Привычное глазу окружение, полностью преобразовывается. Толи — это лаборатория, толи научная станция, не понятно. Но где люди? Где персонал? Почему тут все выглядит заброшенным? С потолка течет подозрительная жижа. А за металлическими дверями, слышен истошный крик умирающего насильственной смертью человека. Вам никто это не объясняет, а предлагает разобраться в этом самостоятельно. В игре нет журнала заданий. Нет инвентаря. И по началу вам никто не говорит, что делать. И кроме интригующей завязки сюжета, нет ни одного мотива продолжать двигаться дальше.

Здесь игра принимает привычный темп повествования для Frictional Games. Только на смену готическому особняку, пришел научно исследовательский комплекс, расположенный на дне океана. Это удачно принятое решение сценариста. Так-как бескрайние просторы подводной бездны, способны напугать не хуже, чем мрачные коридоры заброшенной станции. Так же это здраво вписывается в сюжет, и логически объясняется невозможностью жизни на поверхности, после случившийся там катастрофы. По исследовательским данным ученых, у 12% людей могут случится неконтролируемые приступы паники, только от одного вида необъятной подводной бездны. Подводный мир получился хорошо. Разработчики грамотно передали, всю атмосферу безмятежности подводного царства, где игрок будет постоянно ощущать себя чужим. Так же, таким способом они ловко скрыли камерность некоторых локаций. Если с коридорами лаборатории все предельно просто, и интуитивно понятно, почему у вас не получится выйти за рамки металлических стен, то на открытом пространстве все работает иначе. Поэтому дно океана, с моей точки зрения, это удачный выбор.

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

По мере изучения подводной станции, мы постоянно будем сталкиваться с головоломками. Не все из которых будут очевидными. В паре мест, присутствуют загадки ради загадок. Однако большая часть из них логически объяснены. Игра любит злоупотреблять «пиксельхантингом». Вам частенько придется тыкаться носом, в различные предметы, дабы понять, что от вас требуется. Но и особо сложными загадки назвать тоже нельзя. Вообще, как и подавляющее большинство хоррор проектов, Soma состоит: из ходьбы, пряток от монстров, разгадывания головоломок, и чтения записок, через которые подаются подробности сюжета. Благо разработчики разбавили все чтиво аудио дневниками. Тут на помощь пришел сеттинг. Так как, в игре полностью отсутствуют кат сцены, развивающие сюжет, не усидчивые рискуют утратить суть всего происходящего. И прочувствовать глубину мысли, что сценаристы пытались нам рассказать. А те, кто наоборот, не упустит ни одной записки, а с интересом будет все читать, смогут предугадать конец игры. И хоть, сюжет тут способен удивить, это не исключает того факта, что эта игра таки остается симулятором ходьбы. Так как, именно процесс перемещения своего тела в пространстве, это 70% геймплея.

Без неожиданных поворотов конечно не обошлось. По началу, удивляют роботы. Не своим дизайном, а поведением. Забавно наблюдать, как электронно-механический погрузчик, убеждает тебя, что он самый настоящий человек, и вообще он ранен, и ему нужна помощь. Что выглядит весьма нелогично, хотя речь его звучит достаточно убедительно. Информация, проливающая свет на данные обстоятельства, как раз-таки скрывается в текстовых записях в компьютере, иногда в аудио записях. В прочем, это не единственный экземпляр, способный удивить вас диалогом. И ни все из них будут роботами.

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

Игра частенько будет давить на мораль. Готовы ли вы прервать жизнь, ради достижения своей цели? Или будет ли гуманным, оставить человека в живых зная, что, когда он проснется, ему придется остаться наедине с местными ужасами, без какого-либо намека на спасение. Может гуманней будет его убить? Или же, сможете ли вы дать человеку быстро умереть? Понимая, что, если вы этого не сделаете, он все равно умрет, только в муках. Что есть гуманно? Но приятное осознание того, что в игре таки есть выбор, нивелирует понимание того, что последствия, вас так и не застанут. И конкретного ответа, на вопрос правильно ли я поступил, вам не дадут, даже в конце игры. К сожалению, концовка в игре одна. На развязку истории вам никак не дадут повлиять.

SOMA — и во сне, и наяву. Обзор 2021

Хотелось бы отдельно упомянуть о русификаторе от Games Voice. Русификатор включает в себя не только дубляж персонажей, но и адаптированные текстуры, под русский язык. В озвучке по заверениям автора, приняли более сорока человек, так что повторяющихся голосов вы не услышите. На оценку игры это никак не влияет, но от себя настоятельно рекомендую. Лично мне всегда приятно слышать голоса, на родном языке.

В итоге, мы имеем добротную классическую игру бродилку, с элементами хоррора. Хорошую историю в духе старых фантастов. Которая, так или иначе, не оставит вас равнодушным. Глубина философской мысли, которой, зависит только от вашего погружения в игру. Что вы испытаете в завершении истории, дело сугубо индивидуальное. Могу вам только посоветовать, внимательно читать записки, и слушать аудио дневники. Те, кто не любит читать в играх, и слушал не внимательно, либо ничего не поймут, либо будут шокированы концовкой игры. В любом случае, любителям подобного жанра, очень рекомендую игру. Ежели вы не любите медитативное погружение в сюжет, вы здесь заскучаете.

SOMA обзор игры

Есть в гейм-дизайне один очень хитрый, но чрезвычайно мощный приём — добавить в повествование несколько сценок с участием главного героя, посвящённых выполнению каких-то простых, незатейливых действий. Есть нечто завораживающее и глубоко приятное в геймплее, имитирующем повседневность человеческой жизни. Прогулка Майкла с сыном в GTAV, попойка в «Ведьмаке 3», каждая вторая сцена из интерактивного кино вроде Heavy Rain — подобные эпизоды способствуют погружению, делая игрока непосредственным участником дальнейших событий.

SOMA начинается подкупающим «бытовым» прологом: главный герой просыпается в уютной современной квартире. Вокруг — десятки мелких предметов, книг, фотографий. Всё можно изучить, потрогать и повертеть в руках. Вещи ненавязчиво рассказывают историю протагониста. Он — обычный канадский парень Саймон Джаррет, работник книжного магазина, получивший черепно-мозговую травму в автомобильной аварии. На повестке дня — посещение доктора и процедура сканирования мозга. Незатейливая болтовня по телефону, чтение электронной почты, поездка в метро, прогулка по пустому больничному коридору… Парочка тривиальных сцен — и чувство присутствия уже достигнуто.

Последующие события, по большему счёту, никак не связаны с описанной будничной картиной. Однако именно такая завязка обеспечивает игре интригу на добрую половину прохождения. Через мгновение после сканирования мозга герой обнаруживает себя в безлюдной лаборатории, находящейся на дне океана. Что это — падение в глубины своего подсознания или неизвестное стечение внешних обстоятельств, которые были попросту забыты Джарретом?

SOMA обзор игры

SOMA — визуализированный мысленный эксперимент в духе современной философии сознания, всегда начинающей размышления со слов «давайте допустим, что…». Допустим, что сознание не связано со своим носителем, что его можно «скопировать»; допустим, что можно создать электронный аналог мозга; допустим, что человечество находится на грани гибели… И из этих допущений в результате нескольких умозаключений можно делать выводы о реальном положении вещей. Вопросы, поднимаемые в SOMA, вписываются в круг проблем отношения сознания и тела, самоидентификации личности и направлены на поиски сущности человеческого. Всё это обсуждается здесь прямым текстом, и ответы, которые предлагают нам авторы, оставляют почву для размышлений и после финальных титров.

Загадочное, двусмысленное, допускающее множество интерпретаций повествование в конце складывается в линейную цепочку и отвечает на все вопросы мощным аккордом. На протяжении прохождения мы не раз сталкиваемся с ситуациями выбора, которые, как кажется, должны повлиять на исход путешествия. Однако этого не происходит: концовка в игре одна, и все решения, принимаемые нами, не имеют никакого значения для развития сюжета. Это может несколько разочаровать, но, с другой стороны, возможно, именно таковым и был замысел авторов. Финал игры нельзя назвать однозначно ни положительным, ни отрицательным. Но именно к этому подводит игрока SOMA — если понимание устройства сознания невозможно на каком-то фундаментальном уровне, если сам вопрос о нём оказывается парадоксально порочным, тогда всё, что в наших силах, — это смирение с тем, что вера в незыблемость и уникальность нашего «Я» — всего лишь фикция.

Итого на старте игры мы имеем сильнейший эффект присутствия, качественный научно-фантастический сеттинг, глубокий сюжет с сильнейшей интригой. Из джентльменского списка особенностей игр Frictional Games пока не хватает одного элемента — страха. Но ещё задолго до встречи с первым монстром всё становится на свои места.

SOMA обзор игры

Разработчики остаются верны своим принципам: интерфейсный минимализм, отсутствие оружия и карты — всё нацелено на создание хоррор-атмосферы. Инвентарь игрока в течение прохождения редко заполняется. Уже на уровне управления героем чувствуешь свою беспомощность: никакой атаки или возможности воздействия на врагов не предусмотрено.

Визуальная реализация тварей оригинальна, это не скучные «многозубые» мутанты или материализующиеся из пустоты призраки. Внешний облик врагов выполнен в соответствии с общим сеттингом игры: нас ожидают жуткие кибернетизированные сплавы железа и человеческой органики. Впрочем, внимательно рассмотреть монстров будет нелегко — в тёмных коридорах различимы лишь контуры тварей, а их появление в кадре приводит к помутнению зрения у героя.

Логика поведения у каждого из монстров своя. Так, одна тварь реагирует исключительно на звук, другая терпеть не может, когда на неё смотрят. Гады, на первый взгляд, ведут себя довольно непредсказуемо, но отыскав индивидуальную уязвимость у каждого из них, вы значительно упростите прохождение. Однако пока не исследуешь особенности монстра, успеваешь получить несколько адреналиновых всплесков.

У страха уши велики

Общее количество встреч с тварями на протяжении игры невелико — но от этого легче не становится. Даже когда рядом нет ничего живого, SOMA удаётся поддерживать высокий градус напряжения. Постоянные шорохи, крики, раздающиеся из ниоткуда, — работа со звуком заслуживает отдельных оваций. Многие хорроры вызывают страх визуальными средствами, SOMA же лишает игрока психологического равновесия в первую очередь аудиофоном.

SOMA обзор игры

Здесь нет дешёвых «скримеров», страх — не мимолётная реакция на кульминационный эпизод встречи с противником, а фундамент, на котором возведён и функционирует весь игровой мир. Приблизительно так работала Alien: Isolation. Но хоррор-эффект SOMA усиливается чувством непонимания, ощущением таинственности всего происходящего — как на сюжетном уровне, так и в рамках каждого отдельного игрового эпизода. Как действует этот мир, на каких принципах он построен, чего от него ожидать? Игрок находится в таком же неведении, как и главный герой.

Геймплей SOMA ближе к Amnesia: A Machine for Pigs. Как и творение The Chinese Room, она тяготеет к рассказу, к созерцанию и безучастному изучению, давит на игрока в первую очередь атмосферой, а стелс-геймплей здесь довольно примитивен и встречается очень редко. Показательно даже то, что разработчики отказались от модных в хоррорах последних лет укрытий — cпрятаться от монстра в шкафчике или под кроватью не удастся.

Бесспорное преимущество SOMA заключается в убедительности, продуманности и логической замкнутости созданного авторами мира. В повествовании нет белых пятен: у каждого персонажа, локации, монстра — своя история. Каждая найденная записка, каждая фотография проливает свет на те или иные события. Дизайн уровней, будь то лабораторные коридоры или тёмные глубины океана, потрясающий. Многие элементы декора комнат уникальны и не повторяются в разных локациях. Изучение всех мелких деталей вовсе не обязательно для прохождения, но необходимо, если вы хотите собрать картину произошедшего.

В плане цельности повествования творение Frictional Games близко к совершенству, но в его геймплейной и сюжетной составляющих есть шероховатости. Так, несколько притянутой за уши кажется появляющаяся в середине игры линия с решившим положить конец компьютерному интеллекту учёным. А история с мелькающей в стартовом ролике девушкой Джаррета и вовсе не получает никакого развития, хотя в одном эпизоде герой несвоевременно вспоминает о своей влюблённости. Такое же чувство незавершённости оставляют после себя редкие головоломки. Но всё это мелочи, которые ничуть не разрушают атмосферу.

SOMA обзор игры

Такие игры, как SOMA, прививают художественный вкус и развивают воображение. Результат здесь далеко не главное. Хотя у Frictional Games в очередной раз получился великолепный хоррор, её новое творение — это нечто большее, чем комната страха или survival-аттракцион типа Alien: Isolation. Заходить сюда только ради тестирования прочности своих нервов не стоит. Но SOMA обязательна к приобретению для желающих получить отличную историю в духе книг Станислава Лема (Stanislaw Lem).

Плюсы: отличная научно-фантастическая история с мощной концовкой; жуткая атмосфера; оригинальные монстры.
Минусы: иногда графика напоминает о своём несовершенстве; слишком простые загадки.

Однажды Frictional Games, с Томасом Грипом во главе, можно сказать, изобрели целый поджанр: хоррор от первого лица, завязанный на взаимодействие с окружением: все двери нужно открывать собственными усилиями, вентили — вращать движениями мыши, а различные предметы — переносить в руках.

Вскоре они поняли, что гораздо страшнее бывает, когда ты ничего не можешь противопоставить монстрам, и убрали оружие. Отныне нужно было прятаться. Эту моду подхватили многие, и теперь Steam полнится низкобюджетными хоррорами от начинающих разработчиков, пользующимися бесплатными лицензиями держателей движков, где все точно так же.

Что делают Frictional Games? Они делают SOMA — совершенно не страшную в привычном смысле игру, игнорирующую все достижения своих создателей. Впрочем, если вы пролистаете рецензию до конца и посмотрите на оценку, то поймете — эта трагичная история закончилась хорошо.

Вы когда-нибудь думали о смерти? Нет, не о самоубийстве, боже упаси, а о самой сути смерти, о том, что будет потом. Умереть — это не ногу сломать или сердечный приступ перенести. Умереть — это превратиться в полное ничто, перестать мыслить, чувствовать и осознавать самого себя. Словами смерть описать невозможно, представить в общем-то тоже. Человеческий мозг просто не может создать мысленную модель, из которой он исключен. Закройте глаза. Представьте, что вас нет. Не получилось, я знаю.

Все мы мечтаем о клонировании, переселении разума в новые тела и о телепортации. Но дело в том, что все это — сродни смерти.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

► Обычный канадский парень Саймон проходит сканирование мозга, а затем просыпается спустя сотню лет на подводной станции. Представьте себя на его месте.

Может показаться, что SOMA — о конце света, о симбиозе органики и механики, о свихнувшемся искусственном интеллекте, о выживании человечества, наконец. Но на самом деле нет, она — о смерти. Обычно в массовом искусстве этой темы стараются избегать: слишком сложная, слишком спорная.

Но что будет, если, например, прямо после сканирования покончить с собой? По идее, ваше существование будет непрерывным, ведь когда вы ложитесь спать, ваш разум отключается, что, по сути, равносильно смерти. Однако при этом вы просыпаетесь собой — та же логика. Одна из тех вещей, которые мы не можем осознать, но при этом она исправно работает.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA
Мысли о смерти. Обзор SOMA
► Ученая дама Кэтрин Чун, скопировавшая свой разум в виртуальность, относится к трансмиграции совершенно нормально. Уму непостижимо, как она до сих пор не сошла с ума.

В массовом искусстве этой темой задавались многие. Телепортация — например, в Star Trek — работает по тому же принципу: вы становитесь в телепортатор, а тот расщепляет вас на мельчайшие частицы и запоминает структуру строения тела. Затем, на другом конце, другой телепортатор собирает вас из частиц по полученной модели. Вы остались собой, но при этом сначала умерли, а затем были заново рождены. Было переселение разума и в недавней Cradle. Но только SOMA ставит под вопрос само ощущение бытия.

Да, вы, должно быть, хотите получить ответ на вопрос: «Страшно ли в SOMA?» Ответ: да. Страшно до смерти.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA
Мысли о смерти. Обзор SOMA
► SOMA постоянно подбрасывает что-то новое. Это касается и монстров: они не похожи друг на друга, но все одинаково тупые, к сожалению.

Frictional Games, в сущности, ставят на то же, на что и Chinese Room в Amnesia: А Machine for Pigs. В потрясающих декорациях они разыгрывают не обычный хоррор со скримерами, но всамделишный интеллектуальный ужас.

Все, что было достигнуто ранее в жанре, сожжено и развеяно: монстры не выскакивают из-за углов и не падают с потолка, у них нет продвинутого интеллекта, да и прятаться от них в шкафчиках и под кроватями не нужно. Страшно здесь не от сиюминутных «пугалок», но от картины, которую рисует ваш разум.

Не игра вас пугает. Вы сами себя пугаете, пытаясь примерить ситуацию, в которой очутился Саймон Джаррет, на себя, а SOMA лишь заставляет вас думать и размышлять. И нам еще предстоит узнать — то ли это будущее жанра хорроров, то ли полный, бесповоротный тупик.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

► В стычках с монстрами обычно даются две попытки. Со второй биомеханическое чудовище вас убьет. Чтобы этого не произошло, суйте руку вот в такие милые светящиеся сфинктеры.

Даже сюжет здесь нарочито спокойный и плавный: никаких неожиданных развязок и переломных моментов, никакой глубокой интриги — вы просто идете через все станции подводного комплекса Pathos-II и постепенно опускаетесь на самое дно, в прямом и переносном смысле. Есть и моральный выбор, но — главная находка! — он вообще ни на что не влияет в самой игре. Только на картину в вашей голове, на восприятие действительности. Убить или не убить? Вот в чем вопрос.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

► У каждого сотрудника Pathos-II есть свой «черный ящик», и Саймон может услышать их последние слова. Получается нечто вроде эха из серии «Тишина в библиотеке» знаменитого сериала «Доктор Кто».

Возможно, Томас Грип ввел такие радикальные изменения не вовремя: сейчас даже самые скверные, одноклеточные, хорроры в Early Access собирают исключительно положительные отзывы, хотя не предлагают ничего, кроме зауми в диалогах и скримеров из-за каждого унитаза. Возможно, аудитория просто не готова испытывать интеллектуальный ужас, ибо привыкла к обычному, заурядному, и разучилась размышлять.

Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA
Мысли о смерти. Обзор SOMA
► Под водой потрясающе красиво, но и потрясающе скучно.

Впрочем, одно другому не мешает: интеллектуальный ужас можно разыграть и не в таких комнатных условиях, как в SOMA. Скримеры — отличный художественный прием, если уметь им пользоваться. Умные монстры наподобие Чужого из Alien: Isolation тоже не помешали бы, а лишь преумножили бы страх. В общий зачет пошли бы и игры с реальностью, как в какой-нибудь P.T.

Для истории на такую богатую тему SOMA исключительно бедна. Она не будет играть с вашей фантазией, подбрасывая туманные образы, не будет давить на вашу самость, пытаясь выбить из колеи. Черт подери, да тут даже книги вымышленные!

Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA
Мысли о смерти. Обзор SOMA
Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA

► Разные части станции выглядят по-разному. Frictional Games проделали потрясающую дизайнерскую работу.

Грамотно спланировав игру, можно было бы добиться более внушительных успехов. Зато вместо зашкаливающих эмоций вы будете время от времени испытывать скуку: неоправданно долго ходить по океанскому дну, глядя на рыб, смотреть бесполезные флэшбеки и долго искать нужный путь, потому что карты здесь нет. Местные монстры не смогут вас напугать, потому что, даже умерев, вы ничего не потеряете. И вот парадокс: в игре, культивирующей ваш страх смерти, сама смерть совершенно не страшна.

В игре финал только один, несмотря на частый моральный выбор. Но проблема не в этом — гораздо досаднее то, что Frictional Games побоялись поставить точку пожирнее. Как могла бы закончиться игра, будь ее авторы чуточку смелее? Осторожно, ни в коем случае не открывать тем, кто не прошел игру!

Саймон Джаррет, находясь в биомеханическом теле, отправляет в космос «Ковчег» — устройство виртуальной реальности с переселенными сотрудниками Pathos-II. Вместе с Кэтрин они переносят свои копии в идеальный мир «Ковчега», но. Саймон, за которого мы играли, остается на станции, один. Кэтрин, судя по всему, удаляет сама себя.

Затем идут титры, а после мы видим, что другой Саймон нежится в лучах солнца в виртуальности. Финал весьма логичный и честный, но вот четкого, жирного акцента явно не хватило. Что будет делать Саймон, оставшийся на Pathos-II?

Концовка стала бы действительно пробирающей, если бы игра попросту не закончилась. В вашем распоряжении вся станция, вы здесь один-одинешенек. Никто не поможет, не с кем поговорить, все ушли. Вы отправили свою копию в лучший мир, но сами остались в молчаливом аду. Живите с этим до скончания веков.

Читайте также: