Singularity игра обзор

Обновлено: 03.07.2024

«Мы собрали отличную команду, и нам удалось сделать массу превосходных игр, но всегда казалось, что нас не воспринимают как настоящих творцов, способных на реальный прорыв, — жалуется Брайан Раффл, директор студии Raven, авторов великолепных Heretic, HeXen и Star Wars Jedi Knight 2, — поэтому после завершения работ над Quake 4 мы решили создать собственный независимый проект, который перетряхнул бы жанр шутера от первого лица. Над концепцией новой игры работали сразу две команды — каждой из них на создание прототипа мы выделили десять недель. В итоге победила идея игры, которая использовала в качестве основного игрового объекта время. Получился фактически не 3D-, а 4D-экшен. Наш издатель (и совладелец. — Прим. «Игромании»), Activision, нечасто дает зеленый свет абсолютно новым проектам, но ради Singularity они сделали исключение».

Действительно, никому до сих пор не приходило в голову записать Raven в список новаторов жанра. id Software, Valve, Infinity Ward, Epic — это да. Возможно, даже 2K Boston (бывшая Irrational Games) и Bungie (авторы трилогии Halo). Но Raven исторически всегда оказывались за спиной первопроходца. Взяв за основу технологии id Software, Raven неизменно выпускали игры более интересные и глубокие: HeXen 2 на движке Quake, Heretic 2 на технологии Quake 2, уникальный Star Trek: Voyager — Elite Force на движке Quake 3: Arena. Но вся слава традиционно доставалась id. Singularity — первая самостоятельная (не основанная на чужом бренде или кинолицензии) игра Raven за, страшно подумать, одиннадцать лет. И судя по тому, что «Игромания» увидела в их офисе в Миддлтоне, миру пора, наконец, вспомнить, за что мы любим эту студию.

Советские ученые — в борьбе за мир

Врагов можно состарить до смерти…

Singularity — яркий представитель нового поколения шутеров, который прекрасно вписывается где-то между BioShock и Call of Duty. От первого игра заимствует импровизационный геймплей, а от второго — кинематографичность и подход к сюжету. Raven — классические представители старой шутерной школы; когда они сделали свой первый FPS, сюжет в таких играх было принято прикладывать в отдельном TXT-файле. Но сегодня жанр изменился практически до неузнаваемости. «Обычно, когда речь заходила о сценарии, мы садились и придумывали его за день, — признается Джон Цук, креативный директор Singularity. — Но в этот раз у нас отдельный штат сценаристов: сидят, пишут, обсуждают с нашими аниматорами кат-сцены!»

Сюжет в Singularity действительно играет большую роль, а для нас с вами он вдвойне интересен, потому что дело происходит… в России. Вдохновленная научно-фантастическими агитрассказами 50-х годов, Singularity построена на знакомой любому американцу (и русскому) паранойе холодной войны. В то время миллионы граждан США в любой момент ждали атомного удара со стороны СССР, рыли бомбоубежища под каждым домом и всерьез считали, что в случае взрыва главное быстро спрятаться под стол или кровать. Любой читатель «Игромании» с закрытыми глазами может рассказать, что будет дальше: русский specnaz, ушанки с красными звездами и прочая vodka-balalaika. Но не тут-то было — Raven рассказывают свою научно-фантастическую историю с абсолютно серьезным лицом. И, что гораздо удивительней, это работает.

…или омолодить до этого же состояния. В случае с омолаживанием процесс превращения в младенца, к счастью, не демонстрируется.

Итак, в начале пятидесятых годов, когда холодная война набрала обороты, ученые по обе стороны баррикад вступили в противоборство. Революционный научный прорыв мог обеспечить превосходство всей нации — новаторские исследования и эксперименты велись обеими сторонами в обстановке строжайшей секретности. Согласно Singularity удача улыбнулась советским ученым — им удалось открыть новый химический элемент, который был вписан в таблицу Менделеева под номером 99. При совершении определенных манипуляций из него получалось выделить невероятные объемы энергии, и этим, конечно, нельзя было не воспользоваться. Кстати говоря, в реальности 99-й номер имеет название эйнштейний, ничем примечательным не выделяется и может быть синтезирован только в лабораторных условиях.

Но в Singularity события развернулись иначе. Эксперименты над новым элементом проводились на засекреченном объекте — острове с романтическим названием Katorga 12. Разумеется, в определенный момент случилось несчастье — во время очередного опыта выделилось столько энергии, что связь материи и времени оказалась нарушена, а остров превратился в гигантский временной парадокс. Катастрофу быстро замяли, эксперименты прекратили, а окрестности острова взяли под усиленную охрану.

Советские охранники пятидесятых обходятся без бутылки водки за пазухой.

Спустя много лет американский военный летчик по имени Нэйтан Ренко (это, соответственно, главный герой), совершает рутинный полет над малоизученными территориями. Его самолет сбивают неизвестные, герой катапультируется и, конечно, оказывается в самой гуще событий на давно позабытом клочке земли.

Время как таковое существует даже на злосчастном острове, но оно искривлено и нестабильно. Разработчики игры объясняют, что ситуация меняется как при катании на детских качелях. Взмах — и ты в одной эпохе. Еще один — уже в другой. На острове то и дело возникают «временные бури», переносящие вас то в наши дни, то обратно в день неудавшегося эксперимента. Игрока поочередно бросает из прошлого в настоящее, но есть стойкое подозрение, что будет и будущее, хотя таких подробностей Raven пока не раскрывают.

Мгновение — и остров становится типичным элитным академгородком, с чисто побеленными зданиями, развевающимися на ветру знаменами и обязательной статуей Ленина в каждом скверике. Поднимается ветер, в воздухе проносится энергетическая волна — и все меняется. Вокруг — разруха и запустение. Некогда пришвартованный к нарядной набережной корабль ржавеет на дне залива. Транспаранты на стенах выцвели и обветшали. Металлические конструкции покрылись ржавчиной, здания покосились, а некоторые — разрушились. По городу бродят бестелесные призраки — люди, потерянные во времени. А где-то за углом копошатся зловещие твари, происхождение которых пока не известно.

Временные парадоксы

Как и их современные specnaz-коллеги.

Чтобы хоть как-то защитить себя в этой престранной обстановке, наш герой получает в свое распоряжение таинственное устройство, которое позволяет выборочно манипулировать временем. Девайс называется TMD (Time Manipulation Device), надевается на руку, c его помощью можно в любой момент изменить временные характеристики объекта.

Raven иллюстрируют идею: наш герой застрял в коридоре перед внушительного вида металлической решеткой. Ни замков, ни ключей, ни тайных рычагов — традиционные методы решения проблемы отсутствуют. Нет даже бочки с горючим, которую можно было бы взорвать, — только старый ржавый обод валяется в углу. Но тут Ренко направляет на него манипулятор времени и на наших глазах «омолаживает» обод до состояния знакомой всем любителям шутеров красной взрывоопасной бочки. Которую, конечно, можно подорвать.

Или вот еще один пример. Мы попадаем в обширное помещение, которое когда-то было то ли лабораторией, то ли фабричным цехом. Чтобы как следует его исследовать, не хватает освещения — внутри темно, а фонариком много не высмотришь. Однако тут на глаза попадается трансформаторная будка: электропроводка раскурочена, трансформатор обуглился — неудивительно, что электричества нет. Легкий взмах TMD, и трансформатор возвращается в 1950 год, свет в зале зажигается. Есть и более простые способы применения чудо-устройства. Не можете допрыгнуть до высокой платформы? Посмотрите вокруг — возможно, где-то найдется старый сплющенный контейнер (или ссохшееся дерево, например). Встаньте на него и воспользуйтесь манипулятором — возрожденный из пепла объект сам поднимет вас куда надо.

Вот эта семенящая гадость называется временной клещ. За кадром остался прекрасный монстр по имени Zek.

Мы во время подобных примеров мрачнеем — все это напоминает очередной шутер, к которому прикручена остроумная идея для того, чтобы не скучно было решать традиционные для жанра односложные головоломки. Но тут происходит кое-что интересное.

На наших глазах Ренко подтягивает к себе обод бочки (TMD также умеет притягивать и отталкивать предметы, как gravity gun в Half-Life 2), восстанавливает ее у себя перед носом и швыряет обратно, поднимая в воздух целую группу врагов. Оказывается, манипулятор может не только вернуть объект из прошлого, но также состарить или даже заморозить его во времени. Игровые законы распространяются на тысячи предметов в игре — с ними возможны самые невероятные манипуляции. Помочь разобраться с правилами игрового мира должен специальный хронофонарик. Помимо своей основной функции, он способен выделить для вас те элементы интерьера, с которыми возможны временные манипуляции.

Врагов при желании можно заманить в ловушку с монстрами и понаблюдать за результатом со стороны.

Ренко тем временем входит во вкус: он состаривает колонны, на которых держится балкон с врагами, после чего вся конструкция осыпается и погребает под собой советский спецназ. Присутствующие в зале заметно оживляются: американский летчик на наших глазах превращает в пыль укрытия, за которыми сидят его враги, берет в руку брошенную в него гранату (пока она в ладони, таймер перестает тикать) и швыряет ее обратно.

«Воздействию подвержены не только неодушевленные объекты, — с чувством глубокого удовлетворения отмечает Джон Цук, подходя к вооруженному до зубов солдату. — При помощи манипулятора я могу состарить его за считанные секунды». Мужчина на экране в этот момент покрывается морщинами и рассыпается в пыль.

Конечно, манипуляции со временем ограничены здравым смыслом и возможностями движка: портативный манипулятор, доставшийся герою, не имеет достаточной мощности, чтобы перемещать во времени крупные объекты. Так что затонувший корабль придется доставать со дна (будет в Singularity и такое) несколько более сложным способом.

Тем не менее Raven сделали очень важный для себя и жанра шаг. В рамках заданной сюжетной линии Singularity — это все-таки линейное произведение. Однако здесь есть свобода выбора, есть импровизация, есть пространство для эксперимента — отдельные элементы Singularity комбинируются между собой причудливым образом. И не в последнюю очередь такому sandbox-геймплею способствуют противники.

Враг у ворот

Устройство TMD работает на энергии E-99, однако она тратится только при взаимодействии с живыми объектами.

Таинственные и весьма неприятные обитатели застрявшего во временном парадоксе острова дадут о себе знать практически сразу после прибытия на Каторгу-12. В 1950 году вам будут противостоять обычные солдаты, агенты госбезопасности и прочие чекисты. Это в общем-то ничего страшного — разве что их на режимном острове очень много. Однако после возвращения в наше время на свет выползают многочисленные монстры — за долгие годы всевозможные мутанты образовали здесь свою собственную экосистему. Отвесив большой поклон 2K Boston, геймдизайнеры Raven отчасти перенимают гениальную систему межвидовых взаимоотношений из BioShock. В Singularity не всегда можно понять, кто друг, а кто враг. Правило «враг моего врага — мой друг» тоже не работает. Но каждую ситуацию можно умело использовать и трактовать в свою пользу, заманив, к примеру, отряд противника в гнездо маленьких рыжих насекомых (зовутся тут временными клещами), которые, стоит их потревожить, немедленно взрываются, уничтожая все вокруг.

За процессом можно наблюдать из укрытия — специальной сферы, внутри которой время останавливается (еще одна интересная возможность манипулятора времени).

Собрание монстров — настоящая кунсткамера из фантастических романов середины XX века. Арахниды-многоножки, тролли-зомби, хищные растения, живые гнезда.

Отдельная история — боссы. Они огромные, они рушат все вокруг, и… по их поводу нас попросили не вдаваться в детали. Мы, однако, не можем пройти мимо того факта, что в битве с одним из главгадов нам пришлось швыряться товарными вагонами вместо пуль и гранат. Приятное времяпровождение, ничего не скажешь.

И Ленин такой молодой.

Будучи еще одним шутером, расписанным под хохлому, Singularity удивительным образом не скатывается в китч и угар. Из всех последних произведений «на тему», пожалуй, только World in Conflict была сделана настолько же серьезно, без применения формулы «водка-селедка-матрешка». С другой стороны, и подход Red Alert вряд ли может раздражать человека разумного. CCCР для американцев и европейцев уже давно превратился в некую сказочную легенду, а события холодной войны — во что-то вроде старого любимого телесериала. При этом интерес к русской теме не исчез — спрос на эту экзотику пока стабилен, и абсолютно не важно, есть ли в подобных играх хоть слово правды.

С этой точки зрения авторы Singularity хоть и не устраивают маскарада в жанре «красная тревога», но изрядную долю клюквы, конечно, добавляют. Местами все на удивление точно — аутентичные произведения советской пропаганды, плакаты «Шпионы везде» и «Новая эра» и так далее. К тому же в этот раз обошлось без орфографических и стилистических ошибок — в команде Raven трудится несколько русских, так что никакой «пены пива».

Но есть и чудесные зарисовки. Так, в момент исследования одного из помещений поднятого на поверхность корабля срабатывает триггер и прямо на игрока падает здоровенный бронзовый бюст Владимира Ильича Ленина.

Как и большинство современных шутеров, Singularity работает на Unreal Engine 3. Raven не привыкать — они всю жизнь работают с чужими технологиями.

Геймдизайнеры утверждают, что в Singularity можно будет сыграть как в обычный шутер, без применения TMD. Но кому это интересно?

После выхода Quake 4 — игры хорошей, но не выдающейся — про Raven стало принято говорить в том смысле, что, «да, была такая студия». Но с Singularity все может измениться. Мы летели в Миддлтон, ожидая увидеть очередной шутер про управление временем, со стандартным набором функций: рапидом, перемоткой и т.д. Однако Raven как будто пробудились ото сна и делают серьезное, богатое, монолитное жанровое произведение. Сегодня таких чистых, не замутненных RPG- и прочими элементами представителей как раз не хватает.

1. Старение. Многие объекты в игре можно состарить: укрытия и замки рассыпаются в пыль, а враги — в прах.

2. Обновление. И наоборот — врагов можно омолодить до смерти или вернуть только что разрушенное перед вашим носом укрытие.

3. Стазис. Как и gravity gun в Half-Life 2, TMD можно использовать, чтобы подтянуть к себе объекты. Разница в том, что в ваших руках время замирает и у брошенной гранаты останавливается таймер.

4. Импульс. Говоря языком «Звездных войн», force push. То есть мощная волна энергии, сбивающая с ног и толкающая объекты. Наверняка Raven позаимствовали это из своего собственного Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast.

Мир Singularity нестабилен, вас постоянно бросает из одного временного промежутка в другой. Это досадное неудобство компенсирует тот факт, что переход между эрами выглядит крайне эффектно.

Heretic (1994)

Потрясающий готический шутер, созданный совместно с id Software на движке Doom. От своего примитивного предшественника отличался классами персонажей, инвентарем (можно было собирать предметы, носить с собой и применять когда вам захочется — неслыханная для того времени вольность), а также возможностью смотреть вверх и вниз.

HeXen (1995)

Продолжение практически ничем не отличалось от вышедшего за год до этого Heretic, разве что персонаж научился, наконец, прыгать. Однако HeXen поломал привычную для шутеров линейную структуру: между уровнями можно было свободно перемещаться, решая серьезные комплексные задачи.

Star Trek: Voyager — Elite Force (2000)

Первая известная науке игра по мотивам сериала Star Trek (работала на технологии Quake 3), в которую было интересно играть. Star Trek: Voyager — Elite Force — это выдающийся шутер, который увлекал независимо от того, знаете ли вы, кто такой мистер Спок, или нет.

Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast (2000)

Одна из лучших компьютерных игр по мотивам «Звездных войн». Jedi Knight 2 начиналась как обычный шутер от первого лица, но ближе к середине герой обучался Силе, камера вдруг переезжала ему за плечо, а игра превращалась в наглядное пособие по тому, как делать Star Wars-шутеры.

Иногда сотрудников студии Raven Software становится даже жалко. Как и их ближайшие соратники из id Software, в 90-х эти люди задавали моду в шутерах, но с тех пор безнадежно отстали во времени и уже много лет не могут выдумать в своем любимом жанре ничего хоть сколько-нибудь оригинального.

Singularity выступает в той же весовой категории, что и Wolfenstein год назад. Эта игра похожа на ярмарочного фокусника: появляется в разгар лета, стремительно показывает одуревшей от жары публике пару шумных, но не очень-то изобретательных трюков, после чего спешно раскланивается и проворно убегает обратно за кулисы — ровно за секунду до того, как зрители начинают зевать. И насколько бы заманчиво ни звучала формулировка «шутер про тайные советские эксперименты, мутантов и путешествия во времени» — получившийся в итоге продукт оказывается компиляцией, пускай и довольно талантливой, наработок из BioShock и Half-Life 2. Вопрос только в том, насколько это критично именно для вас.

Заветам Ленина верны

Там, где в BioShock были изящные дамы-мутанты в коктейльных платьях, у Raven — опухшие уроды в бронежилетах с надписью «Спецназ». Очень жизненно.

Первые десять минут у разработчиков еще получается маскироваться: они пускают пыль в глаза, демонстрируя гигантскую каменную руку с серпом, торчащую посреди океана, кружат голову агитплакатами с кириллицей и гордо показывают пятиметровую голову Сталина в фойе КПП исследовательского комплекса «Каторга-12». Затем начинаются подозрительные вещи: игрок находит катушечный магнитофон с записанной на нем речью какого-то научного сотрудника, а также видеопроектор с агитационным мультфильмом про холодную войну и отважный труд коммунистических ученых. Визуальный стиль последнего ни капли не похож на продукт советской школы анимации, зато подозрительно напоминает рекламу плазмидов из BioShock.

Неловко свернув за угол, главный герой (американский спецназовец с неповторимым именем Натаниэль Ренко) неожиданно попадает в 1955 год, в день, когда на базе произошла некая ужасная катастрофа. В порыве благородства Ренко вытаскивает из пожара какого-то типа с сатанинской бородкой, после чего стремительно возвращается назад в 2010-й и выясняет, что благодаря его поступку настоящее изменилось: гигантскую голову Сталина заменила статуя того самого подозрительного субъекта с бородкой («доктор Демичев» — подсказывает табличка), а остров, на котором находится «Каторга-12», наводнили отвратительные твари, большинство из которых — мутировавшие бывшие сотрудники комплекса.

Апгрейды МВП никак не отражаются на внешнем виде устройства, очень жаль.

Если к этому моменту сходство с игрой 2K Games еще не начало бросаться вам в глаза — разработчики быстро исправят этот недостаток: покойные жители комплекса и прилегающей деревни оставляют в произвольных местах жалостливые записки, кто-то неизвестный малюет на стенах зловещие надписи, а апгрейдить оружие и спецспособности героя предлагается на специальных станциях. Ну а когда Ренко в руки попадает мобильный временной преобразователь, выясняется, что у Singularity и BioShock есть еще одна общая черта — механика перестрелок. Номинально зловещая перчатка на нашей левой руке — это мощный прибор, способный перемещать объекты во времени. В реальной жизни он становится альтернативой плазмидам, однако Raven не позволяют игроку выбирать тактику боя, и пройти игру, пользуясь одним лишь МВП, нельзя.

Зато с помощью этого волшебного устройства можно сделать любую перестрелку если не проще, то как минимум веселее: набор возможностей, которые дает МВП, радикально отличается от того, что мы привыкли видеть в шутерах. Вместо ожидаемого рапида в Singularity предлагается старить врагов до смерти (по сути — просто возможность прихлопнуть любого рядового противника одним ударом либо замедлить/ослабить его), устанавливать специальный купол, внутри которого течение времени замедляется в несколько раз, а также разрушать избранные объекты легким движением пальцев.

Даздраперма

Чтобы не портить вам удовольствие, мы не будем комментировать этот скриншот.

Смотрится все это… скажем так, по-разному. С одной стороны, все очень круто: можно «заморозить» противников в куполе, выпустить в их сторону очередь и с чувством мрачного торжества наблюдать, как пули ползут к вражеским черепам сквозь воздух, сделавшийся вдруг вязким, словно кисель. Можно за секунду лишить противников спасительных укрытий. Можно ловить ракеты и гранаты и «старить» бочки с зажигательной смесью, превращая их из опасного оружия в бесполезную груду металла. А чтобы у недоброжелателей совсем уж не осталось шансов, в игре есть винтовка и гранатомет с управляемыми патронами. При этом от метких выстрелов вражеские головы разлетаются в труху — это чтобы вы не забывали, что эту игру сделали авторы Soldier of Fortune.

Все эти искусственные ограничения никак не дают почувствовать себя супергероем, хотя все необходимые для этого данные у игры есть. Пусть сюжет Singularity в общем и целом ничем не выделяется: злые и добрые ученые, зловещие эксперименты, временные парадоксы, власть над миром и так далее, — зато набор аттракционов разработчики заготовили более чем внушительный. Действие несколько раз перемещается из 2010-го в 1955 год и обратно, ход истории неоднократно меняется. Нам противостоят мутанты, советские солдаты, а порой и те и другие разом. Есть, наконец, битва с гигантским *СПОЙЛЕР* и огромный корабль (простите, но об этом мы уже никак не можем умолчать), который восстанет из праха прямо на ваших глазах и точно так же рассыплется в пыль, пока вы будете прогуливаться внутри.

Винтовка «Охотник» с управляемыми боеприпасами позволяет достать противника где угодно.

С помощью замедляющего поля можно пройти чуть ли не всю игру. Когда удается поймать в него нескольких противников, случаются забавные истории: поле исчезло — и вдруг все умерли.

Singularity

Клюквенную кашку в начале Холодной войны заварил СССР, откопав на каком-то таинственном острове новый элемент — Е99. Находка грозила обеспечить Союзу невероятный прорыв чуть ли не во всех отраслях и серьезное превосходство над США с их жалким ядерным оружием. Естественно, совсем скоро дело пошло не по плану, и безалаберные russian работяги Каторги-12 (именно так называлось прекрасное место, где исследовали Е99) все поломали, взорвали и уничтожили, а правительство СССР быстренько свернуло лавочку.

Все было тихо и мирно, пока американские спутники в 2010 году не зафиксировали радиоактивный выброс посреди Охотского моря. Разбираться отправили несколько коммандос, но «разведка облажалась» — на месте их поджидал ЭМ-удар, уронивший отряд, в составе которого был и наш герой, прямо на злополучный остров.

Очнувшись, Нэтан Рэнко обнаруживает себя у врат Каторги-12, откуда и начинается его долгий путь по выставке лучших идей создателей BioShock, Half-Life 2, F.E.A.R., Portal, Timeshift, Dead Space… Raven Software без всякого стеснения позаимствовала целый воз чужих наработок, за что, впрочем, винить студию совсем не хочется, уж больно ладно она эти наработки скроила.

Singularity

Суровый русский злодей во всей своей брутальной красе.

Итак, перед нами огромный и заброшенный советский научный комплекс, насквозь пропитанный духом Восторга. Похожие архитектура, манера подачи крупиц информации через диктофоны и записки, плакаты, видеофильмы — все напоминает о разрушенной утопии Эндрю Райана. Даже, что забавно, стилистика агитматериалов намного ближе Америке середины прошлого века, нежели СССР. Пускай знатоки истории поправят меня, если я ошибаюсь.

Продвигаясь вперед, мы попадаем в первую временную аномалию, являющуюся сюжетообразующей для Singularity, после чего нас захватывает водоворот событий с забавными встречами, напряженными перестрелками, путешествиями в прошлое и обратно. Поначалу экскурсия по Каторге-12 кажется чуть ли не ужастиком со всеми ее голосами из ниоткуда, мрачной дождливой погодой, призраками детей и выпрыгивающими из-за спины монстряками. Особенно хорошо поддержанию мистической атмосферы способствуют послания на стенах от неведомого доброжелателя, тонко намекающего нам, что тортика в конце не будет. Но чем дальше — тем быстрее темп, тем больше Singularity становится похожа на классический боевик.

Singularity

Жутковатая картина: скелет, обнимающий мишку, лежит возле детской кроватки.

Верна заветам товарища Фримана

Совсем уж расставляет все по своим местам главная «фишка» Singularity — мобильный временной преобразователь, оказавшийся на деле чуть модернизированной грави-пушкой (в наличии еще совсем не похожая на Аликс Вэнс боевая подруга Катька). МВП умеет несколько вещей: старить и омолаживать удивительно малый ассортимент объектов, швыряться бочками, отталкивать врагов сильным импульсом, создавать замедляющую сферу и еще кое-чего по мелочи. Само собой, прибор можно улучшать, для этого нужно найти особую схему и накопить достаточно Е99, который валяется в избытке буквально на каждом шагу. Дальше отправляетесь к специальному верстаку и там уже выбираете то, что по душе: делаете МВП мощнее, удлиняете полоску жизни и так далее.

С оружием та же фигня — все привычно, знакомо и улучшаемо. Правда, полезность внушительного арсенала сводится практически к нулю кривым балансом. Прокачанный дробовик и замедляющая сфера — дуэт бескомпромиссный абсолютно для всех, кто находится на ближней или средней дистанции.

Менделеев вертится в гробу, небось…

На пути к трем развязкам вам встретятся твари всех мастей и калибров — от обычных спецназовцев до огромного жука, который может без труда остановить поезд. Бестиарий монстров приятно радует разнообразием и необходимостью искать индивидуальный подход к каждому клиенту. Мелких и шустрых таракашек лучше не подпускать к себе, а вот постоянно телепортирующихся чудиков стоит уничтожать вблизи. Огромным амбалам и паукообразным жертвам мутации советую вообще не давать действовать — сразу замедляйте и мочите из дрободана.

Периодические «боссы» не то чтобы жутко оригинальны, но вполне интересны и порой заставляют попотеть. Например, ближе к середине путешествия Рэнко запрут на тесной «арене» с телепортирующимся верзилой: тот сперва будет закидывать его взрывающимися бочками, которые надо успевать перехватывать и отсылать обратно, а чуть позже начнет орудовать огромной дубиной. Второй запомнившийся мне «босс» — перекормленная саранча размером с Кинг Конга (сцену расправы над ней вы можете увидеть в видеообзоре).

Singularity

Тварь хоть и огромная, но убивается на удивление легко.

Каторжные работы

Как только шум боя стихает, Рэнко обычно подбрасывают пачку нехитрых головоломок в стиле Portal и Half-Life 2: приходится перетаскивать всякий мусор, с помощью МВП уничтожать преграды и заклинивать лопасти в вентиляционных шахтах. Все задачки совсем простенькие и не напрягают, хотя порой попадаются и более-менее заковыристые. Например, на одном из уровней нужно сперва откачать воду из огромного резервуара, затем спуститься на дно, чтобы освободить там ящик, вновь заполнить резервуар и уже по всплывшему ящику забраться на мост.

Что касается самого временного преобразователя, то его скромные возможности удручают. Воздействует он лишь на всякие контейнеры с полезным «лутом», сейфы, Красные Бочки, кое-какие лестницы, рубильники и на местные «кубы-компаньоны». Еще можно замедлять монстров и превращать в прах людей, но это совсем неинтересно.

Любителям хитроумных тактик разгуляться особо негде, но парочка интересных фокусов в Singularity найдется. Про стандартные поджигающие и замораживающие объекты говорить не будем, а вот умение превратить человека в мерзкую тварь, озадачив тем самым его друзей, — штука веселая.

Singularity

Сначала люк в Wolverine, теперь вот это. Разработчики явно любят LOST.

Мультиплеер на одного

Одна из самых слабых сторон Singularity — жуткий многопользовательский режим. На выбор есть два типа схваток: «Истребление» и «Твари против солдат». Честно признаюсь: в «Истребление» я так и не смог поиграть. Виной тому потрясающей убогости система организации матчей. В век Bad Company 2, Counter-Strike и Team Fortress 2 делать такое — издевательство. Грубо говоря, тут как в Modern Warfare 2: создается лобби, подтягиваются участники, затем начинается раунд. Вот только популярность Singularity чуть поменьше, так что будьте готовы прождать у моря погоды полчаса, но так в итоге ни с кем и не сразиться. Нет ни нормальных фильтров — ничего. Зато в наличии модные ранги и никому не упавшая система рейтингов (там-то фильтры уже есть!). Что до «Тварей против солдат», то режим довольно забавный — можно примерить шкуру мутанта.

Singularity

Если сумеете найти сервер, сможете поиграть вот таким монстром.

Нахватав чужих идей и добавив немножко от себя, «вороны» сварганили хороший боевик старой закваски. В Singularity есть все, что нужно для развлечения жарким летним днем: дробовик, монстры, стремительно развивающийся и не обременяющий мозг сюжет, зрелищные сценки, большие «боссы» и подгружающий прямо у вас под носом текстуры Unreal Engine 3. Другое дело, что на второй раз вас наверняка не хватит.

Плюсы: интересные противники; динамичные перестрелки; симпатичный дизайн уровней; интригующий сюжет.
Минусы: порой долго подгружаются текстуры; возможности у МВП весьма скромные.

В видеоиграх ситуация совсем другая: современные разработчики пока что упиваются самой возможностью манипулировать временем, а о «технике безопасности» думают в последнюю очередь. В последнее время всерьез заговорить на эту тему пытался Braid, но многие игроки были так увлечены борьбой с сердитыми колобками и кроликами-убийцами, что благополучно пропустили всю мораль.

Помимо игры Джонатана Блоу, вспоминается разве что слабенькая The Darkest of Days, а из действительно шикарного есть только Chrono Trigger, да и тому уже стукнуло пятнадцать лет. Поэтому мы хотим обратить на Singularity особое внимание: в этой игре неосторожное обращение со временем может нечаянно привести к торжеству коммунизма в масштабах отдельно взятой планеты.

Периодический стол Менделеева

Энергетический удар слабо действует на монстров, но хотя бы отшвыривает их подальше. Реакция хлюпких человечишек на тот же прием описывается словами «солдат улетел, а ноги остались».

Начинается все с того, что группа американских спецназовцев отправляется проведать заброшенный остров с романтическим названием «Каторга-12», на котором в пятидесятых годах прошлого века, как раз в разгар холодной войны, Советский Союз проводил секретные опыты.

Дело в том, что остров оказался единственным в мире месторождением загадочного элемента E99, который является источником огромной энергии. Как выяснилось позже, Е99 обладает еще целым набором замечательных для светлого коммунистического будущего свойств: в небольших дозах он может делать людей сильнее и агрессивнее, а главное — с легкостью перемещает предметы во времени. Представляете, какие горизонты открылись перед Красной армией? Никакие ядерные ракеты ей теперь не страшны, ведь их стало возможным обратить в прах еще на подлете. Но планы так и остались планами: в один прекрасный день очередной плановый эксперимент вышел из-под контроля, что-то громко бабахнуло, половина жителей острова превратилась в монстров и съела с потрохами вторую половину. Остров стал непригодным для жизни, проект закрыли и обо всем, как водится, быстро забыли.

Голубоватый оттенок конечности намекает, что смотрим мы на проекцию событий прошлого. Будьте уверены: обладатель клешни дожил до настоящего времени!

Наши дни. Вертолет с американскими спецназовцами попадает в возмущение пространственно-временного континуума и падает как раз в районе распределительного пункта «Каторги-12». Следующие пятнадцать минут вы с умилением будете рассматривать десятки атрибутов жизни простого советского человека: памятник Сталину, бюстики Ленина, литой советский герб над входной дверью, красные растяжки с надписью «Слава КПСС», а также научно-просветительские фильмы о загнивающем капитализме и огромной пользе советской науки.

А потом вдруг случается необычное: по острову проносится волна, и наш герой оказывается в далеком прошлом, спустя считанные секунды после той самой страшной аварии. Бушует пожар, кричат люди, а какой-то мужчина вот-вот свалится в горящую дыру и непременно погибнет. Натаниэль Ренко (так зовут главного героя), конечно же, спасает человека и в тот же момент, как в сериале «Квантовый скачок», перемещается во времени — назад в 2010 год.

Электрического плазмида в советских лабораториях не изобрели, но того же эффекта можно добиться, восстановив потрепанный временем энергетический щиток.

Удивительно, что при таком сюжете все действо не превращается в Red Alert от первого лица. Смешные моменты, конечно, встречаются: однажды, например, вас чуть не придавит огромная бронзовая голова вождя мирового пролетариата. А традиционные взрывоопасные бочки красного цвета именно в этой игре смотрятся особенно колоритно благодаря изображенному на них серпу и молоту и надписи «СССР».

Особый шик — поймать в сферу времени группу монстров, неторопливо пустить каждому очередь в голову и с удовлетворением наблюдать, как они одновременно упадут на землю, когда время «оттает».

Но в целом «Каторга» получилась довольно мрачным отражением советской эпохи. Без ошибок (часть из них вынесена в подзаголовки статьи) и намеренных шуток не обошлось, но ни о какой «клюквенной» комедии речи не идет. Тем, кто еще застал наше советское прошлое, наверняка будет немного интереснее, чем тем, кто родился позже. Конечно, легко заметить, что в советской культуре западные разработчики разбираются плоховато (ну где вы видели табличку «Здание офиса» в СССР?), а специально для тамошних игроков многие плакаты и вывески зачем-то дублируются на английском языке. Тем не менее видно, что разработчики старались передать дух той эпохи. В этом заключается одна из особенностей Singularity: какое-то время ее просто приятно разглядывать, подмечая мелкие детали и умиляясь очередному агитплакату с надписью «Секреты вредят. Молчок!».

Главный источник вдохновения Singularity — это BioShock. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить еще очень много интересных заимствований. Вот некоторые из них.

Агитационные советские видеоролики про буржуев, пролетариат и пользу науки один в один срисованы с рекламы плазмидов из BioShock. Сходство настолько поразительное, что невольно задумываешься: не один ли и тот же художник их рисовал?

Помните гигантских монстров из Lost Planet? Похож, правда? Если считаете, что это просто совпадение, обратите внимание на уязвимые точки, которые подсвечиваются до боли знакомым оранжевым цветом. Причем когда они лопаются, то из них вытекает оранжевая жижа. Остались еще сомнения?

А вот еще одна знакомая картина. Ничего не напоминает? Ответ: Fallout 3. На статичной картинке сложно передать сходство, но поверьте: конечности от солдат и монстров отлетают абсолютно точно так же, как и в игре Bethesda Softworks. Причем даже возможна ситуация, когда стреляешь в тело, а отлетают обе руки.

Реактор инаугурационный день

Советский спецназ еще никогда не был настолько суров!

Во время разработки игры Raven Software не раз заявляли, что собираются двигать жанр шутеров вперед. Если именно ради этого вы и ждали игру, то можете смело идти по своим делам: самая оригинальная идея, которую смогли реализовать создатели, находится на левой руке Ренко и называется мобильным временным преобразователем (МВП). Теоретически это всемогущая перчатка для управления временем, однако состарить или омолодить тысячи предметов, как обещали разработчики, нельзя — применять устройство можно в строго отведенных для этого местах.

Но гаджет все равно получился интересным. По мановению руки вы можете рассыпать в труху лестницы, ящики, сейфы, мостики, причудливые растения, баки, бочки и прочие контейнеры. Точно так же легко все это можно восстановить в первозданном виде: из кучи мусора на ваших глазах материализуется взрывоопасная бочка, бетонное перекрытие или наполненный патронами ящик. На живые существа устройство тоже действует, правда, по-разному: обычные люди сгнивают заживо или превращаются в монстров, чудовища же просто замедляются.

Эффекты старения и омолаживания, безусловно, удались. Наблюдать за тем, как из бесформенных кусочков образуется новенький баллон, лестница или целый электровоз, не надоедает до конца игры.

На этом функционал чудо-девайса не ограничивается. По ходу игры Ренко научится притягивать и швырять предметы (в том числе гранаты и ракеты), создавать небольшую сферу, внутри которой ход времени замедляется, или просто посылать энергетическую волну в рукопашной схватке, буквально разрывающую слабых противников на части.

На этом намеки на оригинальность заканчиваются и начинаются заимствования. Singularity впитала в себя идеи огромного количества игр и фильмов, но главным источником вдохновения для авторов, несомненно, был BioShock. Сходство получилось практически портретным: по темным уголкам распиханы емкости с элементом E99 (адам), МВП по своим функциям похож на плазмиды и питается специальной энергией (EVE), иногда можно найти чемоданчики с улучшениями для оружия и формулы для усиления главного героя (тоники). Все манипуляции с апгрейдами происходят на специальных мобильных станциях.

Откровенной чернухи в Singularity немного. Но она есть. Беременным и впечатлительным в такие моменты лучше закрыть глаза.

Геймплейные и сюжетные идеи тоже утянуты из великой игры про ар-деко и уменьшены до масштабов, на которые хватило фантазии разработчиков. На уровнях раскиданы десятки записочек, дневников и аудиозаписей — как относящихся к сюжету, так и призванных показать жизнь обычных людей на «Каторге-12». Ну а когда дело доходит до боя, Singularity включает тот же мини-сендбокс из BioShock с поправкой на меньший бюджет. То есть врагов можно прикончить самыми разными способами: просто расстрелять, прячась за ящиками, поймать в сферу времени, пойти в рукопашную, швырнуть обратно адресату гранату или ракету, состарить укрытия, за которыми прячутся враги, превратить человека в монстра и наблюдать, как тот разрывает на части бывших коллег, а потом закидать всю честную компанию красными бочками, баллонами с газом или жидким азотом. В последнем случае враги замораживаются и рассыпаются на осколки. Все как в BioShock.

Слово «сингулярность», вообще говоря, впервые появилось у астрофизиков. Сингулярностью называют точку с бесконечно большой массой и бесконечно малым объемом. Иначе говоря, это Вселенная до большого взрыва. Но в игре имеется в виду другая сингулярность — технологическая. Это взрывной, практически мгновенный рост технического прогресса, в результате которого человечество либо претерпит существенные изменения (киборги, интеграция с машинами, возможность копирования сознания), либо попросту вымрет. Теория основана на том, что чем больше знает живое существо, тем быстрее и быстрее оно развивается. Вспоминая, что всего сто лет назад люди еще ездили на лошадях, а сегодня ездят на лошадях, но уже в виртуальной реальности, поверить в теорию несложно.

Ученые считают, что техническая сингулярность случится в период между 2016 и 2020 гг. Давайте посмотрим, какие интересные события планируются в это время? Если, конечно, в 2012 году нас не накроет очередным концом света.

2016 — в космос будет запущен российский аппарат «Бион-М» с живыми организмами на борту, призванный помочь в подготовке пилотируемого полета на Марс. Репетиции последнего как раз недавно начались. На заметку: в игре Mass Effect человечество нашло протеанские технологии на Марсе.

2016 — предположительно будет запущен первый в мире термоядерный реактор ITER. Этот эксперимент считается вторым по величине за все время существования человечества.

2016 — аппарат Juno выйдет на орбиту Юпитера и начнет исследование планеты.

9 мая 2016 года — Меркурий пройдет между Землей и Солнцем.

2017 — Южная Корея впервые полетит в космос.

2017 — капитализация Газпрома достигнет триллиона долларов.

7 ноября 2017 года — в честь столетия Октябрьской революции будет открыта капсула с посланием коммунистам будущего. В этом же году будет восстановлен СССР и в него войдет Евросоюз. По-крайней мере, так считает Павел Бородин, госсекретарь Союзного государства России и Беларуси.

2018 — в Китае снимут запрет на рождение больше одного ребенка в семье.

2019 — появится суперкомпьютер с вычислительной мощью в один экзафлоп (это число с 18 нулями)

Декабрь 2019 — три астронавта НАСА высадятся на Луне.

2020 — на Луне высадятся астронавты-роботы.

2020 — Россия начнет добывать гелий-3 на Луне.

2020 — с лица Земли исчезнет Аральское море.

2020 — начнется миссия НАСА на Венере по изучению планеты с посадкой беспилотного корабля.

2020 — технологическая сингулярность.

Комната запаса

Процесс инсталляции устройства управления временем на запястье героя показывается во всей красе. Процедура почти безболезненная.

Конечно, Raven Software — это не 2К Boston и даже не 2K Marin, поэтому совсем уж биошоковских масштабов в Singularity нет: не хватает чувства стиля, внимания к деталям, культурного подтекста. Raven — честные ремесленники, они не умеют и не хотят морочить игрокам голову и без всякой задней мысли раз за разом напускают на него толпы голозадых мутантов. Но даже прямого заимствования чужих идей в сочетании с прямыми руками оказывается достаточно, чтобы удержать людей за мониторами на 2-3 вечера (именно столько занимает прохождение игры).

Как и в случае с Call of Duty, рецепт прост: нужно просто не давать игроку опомниться, раз за разом помещая его во все более дикие ситуации. Однажды мы, например, наткнулись на фотоаппарат, который можно было «использовать». На выехавшей из советского «Полароида» фотографии проявился Ренко, закрывающий руками лицо от яркой вспышки, и. монстр за его спиной, заносящий лапу для удара! Эффект был потрясающий: после панического рывка в сторону когти чудовища пронеслись в сантиметре от Натаниэля, а пульс еще несколько минут приходил в норму.

Разработчики хорошо держат темп повествования, поэтому Singularity не оставляет игроку шанса остановиться и начать брюзжать. Вот Натаниэль находит скорострельный пулемет и вихрем несется за похищенной боевой подругой, снося все на своем пути. Вот он же на карачках крадется мимо десятков слепых, но не глухих монстров. А в следующем эпизоде скачет по вагонам сверзившегося в пропасть поезда, удирая от гигантской помеси ящерицы и богомола. С разнообразием у Raven Software всегда все было в порядке.

Но не стоит забывать и про то, что на счету компании нет ни одной гениальной игры. Точно так же получилось и с Singularity. В ней то и дело мелькают недоделки, устаревшие вещи и просто раздражающие моменты. Вроде бы все шумно и ярко, но иногда невольно обращаешь внимание на пластиковую графику не первой свежести, с глухим раздражением вспоминаешь о необходимости лечиться аптечками (автоматического восстановления здоровья нет) и по десять раз решать одну и ту же головоломку в разных декорациях. Ну а самый главный недостаток Singularity — очень слабая проработка оружия и туповатые противники. За оружие обиднее всего: его не слышно, оно не чувствуется, и стрелять из него совершенно неинтересно. Нет обратной отдачи, нет ощущения попадания по врагам. Такое чувство, что в руках пластмассовый китайский автомат. Ситуация слегка исправляется с появлением трехствольного пулемета, но полностью проблема не решается.

На такие трюки расходуется много энергии. Иначе бы получился узаконенный чит-код. Впрочем, в самом конце игры разработчики снимают все ограничения.

Люди в Singularity появляются тогда, когда надо отвести душу и расслабиться. Основную опасность представляют монстры.

Но, несмотря на все это, мы убеждены — Singularity придется по душе всем, кто считает, что современные игры стали слишком уж заумными. Лишенный ар-деко, «похрустывающего из колонок джаза» и отсылок к Айн Рэнд, BioShock в редакции от Raven Software остался честным линейным шутером про мутантов и Советский Союз. Механика работает как надо, связка «стрельба плюс спецспособности» сбоев не дает, а раздражающей клюквы в этот раз практически нет. Вместо нее — ряд мелких, но раздражающих недостатков, но игра, к счастью, заканчивается раньше, чем они успевают стать действительно серьезной проблемой. Все это делает Singularity идеальным летним шутером: простым, быстрым и насыщенным. Слава КПСС!

ПЕРЕВОД: Про локализацию Singularity сказать особенно нечего. Текст переведен. Актеры подобраны. Шрифт идеально соответствует и так далее. Примерно половину осмысленных реплик в колонках занимают монологи ближайшего союзника Ренко, доктора Барисова, поэтому уже одно то, что его голос не раздражает, могло бы спасти всю локализацию. Но к счастью, все остальное выполнено примерно на том же уровне. Для полусерьезной игры вроде Singularity этого более чем достаточно.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 8

Рейтинг локализации: 2/3

Дождались? Бюджетная версия BioShock в советском антураже и с возможностью перемещать предметы во времени. Никаких откровений, но играется на удивление бодро.

Читайте также: