Silent hunter 3 обзор

Обновлено: 03.07.2024

В принципе, в управлении в этой игре разобраться можно полностью дня за 3. Но чтобы научиться играть так, чтоб Вас не топили, потребуется гораздо больше времени!
Читайте книги! Тактики, используемые немецкими подводниками во время Второй мировой, срабатывают и в игре.

Совет №1. Во время патрулирования, особенно ночью и обязательно при плохой погоде, проводите больше времени под водой. Акустик может через гидрофон слышать шум винтов кораблей на гораздо большем расстоянии, чем вахтенные могут увидеть на мостике. Только не перебарщивайте, следите за количеством CO2, в противном случае команда попросту задохнется!

Совет №2. Ни в коем случае не вступайте в бой с самолетами противника! Срочно погружайтесь при виде вражеских самолетов. Они своими бомбами могут нанести довольно сильные повреждения лодке. А сбить их трудно; даже если собъете, то заплатите за это погиб шими членами экипажа и разрушениями на подлодке. Игра не стоит свеч.

Совет №3. При атаке одиночных кораблей следует выпустить одну-две торпеды в зависимости от величины транспорта. После попадания всплывать и добивать из палубного орудия. Но! Это срабатывает до определенного времени, пока на транспорты не стали монтировать пушки (приблизительно до 1942 года). Если через перископ видите орудия на носу или на корме, оставайтесь под водой.

Совет №4. Атаковать конвой следует ночью. Именно ночью у Вас будет возможность подойти к конвою максимально близко и атаковать с наивысшей эффективностью. Выбирайте цели покрупнее. Если есть большой танкер, обязательно стреляйте по нему двумя торпедами. Оставшиеся 2 можно выпустить либо по 2-м малым кораблям, либо по одному большому. После этого разворачиваемся на 180 градусов и стреляем из кормового аппарата. Можно выбрать корабль, который не утонул после первых торпед.

Совет №5. С другой стороны, очень сложно атаковать конвой, когда у противника появляются радары на кораблях охранения, а на лодке радара нет, либо он хуже. Поэтому, действуйте максимально осторожно! Атакуйте на предельной дистанции или близко к ней. Выпускаем торпеды и сразу на глубину.

Совет №6. Научитесь пользоваться магнитным взрывателем на торпедах! Надо в справочнике (который находится слева от перископа или UZO) найти нужный корабль и посмотреть глубину, на которой находится киль. Потом на тактической карте в настройках выставить нужную глубину хода торпеды и переключить на торпеде магнитный взрыватель. В идеале: торпеда проходит под днищем корабля максимально близко к нему, но не задевая; срабатывает взрыватель, и судно (почти любое) разламывается пополам!

В жанре морских симуляторов в последнее время творится что-то непонятное. С одной стороны, коммерческий успех таких игр, как правило, находится под большим вопросом. С другой — они почему-то продолжают выходить и каким-то чудом окупают расходы на свою разработку. Вот и Ubisoft , не так давно спустившая на воду многообещающий проект Larry Bond's Harpoon 4 , вдруг анонсировала Silent Hunter III .

В последней мы возьмем на себя роль капитана подводной немецкой лодки. Действовать придется как в одиночку (большая часть миссий сводится к уничтожению вражеских кораблей, преимущественно транспортных), так и в составе эскадры (а также в связке с подразделениями ВВС). По ходу игры нам предстоит посетить самые отдаленные уголки планеты (Арктика, Атлантика и тропики), поэтому природно-климатические условия от миссии к миссии могут меняться довольно сильно. Обещано 4 типа субмарин, в каждом из которых может быть до десяти различных модификаций “у-ботов” (так называли германские подлодки). В мультиплеере можно будет сообща потягаться силами с AI либо, наоборот, попробовать выстоять против живого и электронного противника одновременного.

Немало времени надо уделять команде подлодки. Каждый член экипажа имеет имя и звание (офицеры к тому же обладают специализацией — двигателист, минер и так далее), а также такие параметры, как мораль и усталость (поэтому службу все несут по определенному графику). Мы вправе повышать или понижать подчиненных в звании, награждать медалями и орденами, прокачивать их профессиональные навыки и заменять одних моряков другими.

В Ubisoft Romania уверяют, что на разработку графического движка (естественно, полностью трехмерного) они потратили целых четыре года, но по скриншотам этого не скажешь. Большой шаг вперед сделает физика (детальный просчет работы всех узлов кораблей, проработанные баллистическая и аэродинамическая модели).

Кроме всего вышеперечисленного, в списке особенностей игры было обнаружено упоминание о “кинематографичной камере”, что не может не радовать. Симуляторы никогда не отличались зрелищностью, так что подобные ухищрения пойдут игре на пользу.

Silent Hunter 3 я ждал с особенным чувством. В голове вертелись названия симуляторов, «зарезанных» еще на стадии разработки, перед глазами вставала чудесная картинка (чему активно помогали роскошные скриншоты), а разум отказывался от счастливого будущего в пользу здорового прагматизма. Делать симуляторы сегодня немодно и невыгодно. В отличие от воздуха, где дело пока обстоит неплохо, на море давно уже царит полный штиль.

Догадки неожиданно подтвердили ребята из Sonalysts, выпустив-таки многострадальную Dangerous Waters. Роды оказались трудными. Ни один приличный издатель не взял бы такой проект. В итоге мы получили превосходный симулятор и посредственную игру. Кто следующий?

Скриншоты 126

Впрочем, оставим лирику в покое. SH 3 вышла, и это по-настоящему радостное событие.

О чем-то лучшем

От Ubisoft никто не требовал подвигов. Всем хотелось увидеть аналог первой части в современной графической оболочке.

Авторы разумно начали с восстановления вида центрального поста. Во второй части он почему-то исчез, что вызвало волну народного гнева. Кстати, ЦП (а также отделения радиста и оператора сонара) — акт чистого искусства.

Тяжело оценить, сколько сил и времени отняли художества, — все-таки у лодок внутренний вид зависит от типа. Несмотря на несопоставимую сложность задач, попробуйте представить авиасим не с кабиной, а с набором приборов в окошках. Правда, распоряжаться таким богатством на протяжении игры не приходится. Работа проведена серьезная, но… бесполезная. Эстетика во всей красе. Зато если вы хотите знать, что такое игры — бизнес или ремесло, — взгляните на SH 3.

Это касается и графики. Серия никогда не была обделена передовыми графическими решениями, и Silent Hunter 3 — не исключение. Рассказывать тут особо не о чем — надо видеть1. Рассматривать свою красавицу — истинное удовольствие. Субмарины изображены даже не с тщанием, а с любовью. До мельчайшего пятнышка ржавчины. Естественно, все апгрейды отражаются на облике лодки.

Ради такой красоты не жаль и нескольких процентов реализма, пожертвованных внешней камере. Разработчики хорошо потрудились над деталями. Взрывы, столбы воды, обломки, летящие во все стороны, — неповторимое ощущение морского боя. Ночью — еще лучше. Огонь вышел на загляденье, осветительные снаряды неподражаемы.

На палубе матросы…

В механике игры изменений немного. Серьезная ставка сделана на менеджмент команды и модернизацию лодки. Над этим корпели, пытались, видимо, отойти от рутины бесконечного патрулирования. Задумка симпатичная, и ее воплощение мне понравилось. Атмосфера игры чувствуется всеми порами. Проходит время, и ты уже знаешь всех по именам; возишься с ними, награждаешь. Ведь каждый член команды — личность. К тому же от опытности экипажа в целом зависит успех похода. Если вы предпочитаете руководить, то расчет торпедного треугольника должен выполнять бывалый офицер, равно как и вести цель. И так везде. Стрельба из зенитных автоматов или орудия, загрузка торпед и обслуживание моторов… Чем опытнее люди, тем больше шансов на победу и тем выше вероятность пришвартоваться в желанном порту.

Устранение неисправностей и оперативная починка отныне осуществляются экипажем. Для этого даже выделена отдельная специализация. Бывает, ломается какое-либо оборудование — ремонтной бригаде все по плечу. Между прочим, ремонт наружных повреждений — занятие рискованное. Хотя рабочих на корпусе лодки не видно, их могут убить. Да и внутри лодки слесарям тоже приходится несладко. Особенно в затапливаемых отсеках.

Трудовые будни

Выход в море никаких сюрпризов не приносит. Все родное, знакомое. Похоже, разработчики симуляторов подводных лодок нашли единое решение для интерфейса, подходящего для таких игр. Контекстные меню с иконками — идеальный вариант.

Все претензии в основном к карте. Маркеры подписывать нельзя, поэтому их ценность стремится к нулю. Ну, и транспортира нет (добавляется патчем). А если в настройках убрать подсветку целей, не очень удобно работать только по пеленгу.

Организация кампании базируется на специфике предыдущих серий. Выдаются какие-то задания на патрулирование, но их можно игнорировать — никто не обидится. С одной стороны — жесткие миссии, с другой — свобода действий. И опять разрешили сохраняться там, где захочется.

История одного противостояния

Остается играть, полагаясь на фантазию либо используя игру в качестве учебного пособия.

Во втором случае SH 3 можно доверять, но не во всем. Напомню: речь идет исключительно о немецких подлодках. Основной ТВД — Атлантический океан. В самом начале что-то происходит в северной его части, чуть позже эпицентр переносится (по желанию) в Средиземное море. Лично я считаю такой расклад наиболее привлекательным. Битва за Атлантику — неисчерпаемая тема, хоть романы пиши. И кое-что у Ubisoft получилось неплохо.

Если проводить исторические параллели, то напряжение в борьбе с силами ПЛО нарастает к 1943 году, а ближе к 1944-му игра принимает драматический (для подлодок) оттенок.

Что же до кораблей ПЛО, то тут разработчики из огня сразу прыгнули в полымя. Раньше зверству охотников за подводными лодками не было пределов, будь то миноносец или судно береговой охраны. Глубинными бомбами по рубке доставалось в обязательном порядке. Теперь играть в кошки-мышки стало проще. До конца 1942 года об эсминцах можно забыть. Более того — топить их пачками. Здесь начинается самое интересное. Наиболее действенный способ разорения конвоя — всплыть на поверхность и разбить единственный корабль охранения. Конечно же, вообразить такую ситуацию в исторической реальности нельзя.

Однако бывает и хуже. Мне удавалось перестреливаться с парой эсминцев одновременно, попутно отбиваясь от самолетов. Что могло бы заставить командира подводной лодки поступить так добровольно? Но в SH 3 это рядовое, обыденное явление. Отчасти в том виноваты послабления в модели повреждений самой лодки, обычно отличающейся отменной живучестью, и неоправданная эффективность палубного орудия. Точность нашей стрельбы великолепна даже в сильную качку. Зато ИИ с удовольствием мажет.

Тем не менее, рано или поздно с такими фокусами придется попрощаться. Дуэлянты по-прежнему будут чувствовать себя привольно, но настойчивость эсминцев к 1943 году ощутимо возрастает, и возможностей избежать наказания, как на раннем этапе войны, появляется все меньше.

Стреляем веером

Трудности вообще идут SH 3 на пользу. Автоматический расчет торпедного треугольника отбирает львиную долю адреналина высшей пробы. Отключите его — тогда каждая единица потопленного тоннажа будет вызывать непомерный восторг. Бороться придется и с плохой погодой, и со стрелкой секундомера, которая крадет драгоценное время на подготовку к залпу, и с многочисленными капризами ненадежных немецких торпед.

В общем, в Silent Hunter 3 всегда найдется занятие. Это очень редкий случай, когда недовольных и равнодушных просто нет. Как написал бы уставший музыкальный критик: пленных игра не берет.

1Учтите, что на видеокартах без поддержки пиксель-шейдеров v1.1 (минимум) сделать этого не удастся. Игра крайне требовательна к ресурсам компьютера. Готовьте процессор покрепче и гигабайт оперативной памяти.

Молча преследуя торговое судно, экипаж подводной лодки должен быть умным и терпеливым. Нужно выследить цель, встать в удобную позицию для атаки, после чего выпустить торпеды и быстро улизнуть, прежде чем корабли сопровождения выследят и уничтожат вас. Хотя подводные лодки участвовали во многих войнах в самых разных местах, операции немецких “волчих стай” в Атлантике являются классическим образцом подводной войны.

Silent Hunter III, разработанная компанией Ubisoft Romania, прекрасно имитирует эти сражения за контроль над Атлантикой. Вы играете в качестве командира одной из подводных лодок на протяжении всей подводной войны. Можно начать как в 1939 году, когда субмарины только начали нападать на конвои Союзников, так и в 1943, когда удача отвернулась от подводников.

Как командир подлодки, вы будете нести ответственность за решение самых разных задач. Во-первых, нужно установить курс, быстро двигаясь над водой ночью, и тихонько передвигаясь в глубине днём, когда у врагов есть большие шансы обнаружить вас. Когда противник будет замечен, нужно найти лучший способ уничтожить его, а заодно проработать план отступления на случай, если вашу субмарину обнаружат в процессе. Но кроме этих азов нужно выучить целый ряд сложных систем, чтобы всё прошло так, как вы хотите. Хоть можно и команду заставить взять на себя некоторые вещи, куда интереснее участвовать во всём лично.

Обучение в игре сделано просто великолепно. Разработчики решили дополнить текстовые пояснения видеороликами — и не прогадали. После просмотра/прочтения туториала можно выполнить практический экзамен, где вы сами управляете своей субмариной. Перед выполнением кампании тренировка не помешает, чтобы в случае какой-либо ситуации быть готовым лично сесть за палубную пушку или зенитный пулемёт.

Установка уровня реалистичности игры позволит получить приятные впечатления от неё как новичкам, так и опытным игрокам. Если вы - казуальный игрок, то можно играть без такой опции, как, например, “нестабильность торпед” (торпеды не всегда взрываются даже при хорошем попадании). Также можно уменьшить время перезарядки. Но если вам хочется почувствовать себя настоящим капитаном подводной лодки, можно настроить игру так, чтобы самому рассчитывать скорость и тип вражеского корабля для правильной стрельбы, а также следить за уровнем кислорода, пока вы находитесь под водой. Единственная проблема с реализмом состоит в том, что ваша команда всегда докладывает, когда враг получает достаточно повреждений, чтобы идти на дно. Так как знание того, был ли нанесён фатальный удар, иногда очень важно, было бы лучше, если бы игра давала более смутные представления об успехах.

Миссии в кампании сделаны намного лучше, чем скриптовые задания Silent Hunter II. Да, вам даются какие-то цели, но всё же игроку дают достаточно шансов пострелять по случайным мишеням. В миссиях на патрулирование, например, иногда может не найтись никаких целей, поэтому, если хотите, можете атаковать незащищенные торговые корабли по пути домой. Ускорение времени отлично устраняет скучность и монотонность долгих патрулей.

Искусственный интеллект может оказаться серьёзным противником. Эсминцы сопровождения очень агрессивны и работают в паре с противолодочными самолётами. Однажды случилось так, что эскадренный миноносец врезался в мой перископ, уничтожив его. Интеллект грузовых кораблей тоже хорош: они начинают лавировать, когда чувствуют опасность. Но, к несчастью, иногда попадаются корабли, просто стоящие на месте и ждущие ваших торпед. Я проверил, могут ли они позвать кого-нибудь на помощь по рации, но, просидев с танкером около двух дней, я не выдержал и уплыл. После уничтожения его, конечно же.

Silent Hunter III является одним из лучших симуляторов подводной лодки. В игре тонны визуальных деталей. Внутренняя отделка субмарины выполнена в полном 3D; также можно увидеть, как работают члены экипажа. Конечно, разнообразием ваши подчинённые не блещут, но парочка различных моделей для людей всё же найдётся, что придаёт игре больше живости. А уж когда ваше судно получает повреждения, эта живость на борту и вовсе льётся через край. Особенно красиво это проявляется в то время, когда возле вас красивым фейерверком взрываются глубинные бомбы и подлодку шатает из стороны в сторону. Если получены действительно серьёзные повреждения, то можно увидеть, как внутри судна лопаются трубы и вода из них брызжет во все стороны.

Эти кинематографические эффекты проявляются также и за пределами субмарины. Когда торпеда уже готова поразить цель, можно переключиться на внешнюю камеру, которая показывает, как ваш смертоносный снаряд плывёт к цели; после попадания камера переключается на вид над водой, чтобы показать взрывы, произошедшие в результате попадания. Тонут корабли тоже красиво, причём это может происходить совершенно по-разному: бывает, они разламываются пополам, заваливаются на бок, нос или корму. Камера следует за тонущим кораблём и показывает игроку, как противник постепенно опускается на дно моря.

Но эти спецэффекты разработаны не для всего: наша подводная лодка, получив большие повреждения, не сминается резко, будто жестянка, как ей бы положено под весом водной толщи, а просто тихо идёт на дно. С одной стороны, создаётся гнетущая атмосфера, когда ты смотришь на падающий датчик глубины и слышишь скрип корпуса, но она быстро рассеивается внезапным появлением "провального экрана".

Вода смоделирована просто изумительно. Никогда ещё волны не выглядели столь реалистично. Когда перископ поднят и вода касается его, она немного затуманивает, размывает всё, что вы видите. Но если опустить его ниже уровня воды, можно увидеть восхитительные текстуры морского дна и пузырьки воздуха, поднимающиеся вверх с корпуса субмарины.

Окружение выглядит великолепно. Модели кораблей со всеми пушками, грузами, пятнами ржавчины на них выполнены отлично. Если ваша миссия начинается утром, можно увидеть толпу людей, машущих руками и желающих вашего возвращения, а также военный оркестр, маршем провожающий вас на задание.

Ну и то, что мне понравилось больше всего, это взрывы. При поражении корабля торпедой, вы увидите огромный столб воды, а также пламя и дым, исходящие из корпуса. Сильно повреждённые корабли начнут покачиваться от ударов, отправляющих в воздух ящики и спасательные шлюпки. Единственная проблема состоит в том, что нет визуальных повреждений ниже ватерлинии. Мне бы хотелось видеть опалённые и деформированные вследствие торпедных ударов части корпуса.

Звуки в игре выполнены также хорошо. Скрип корпуса от перепадов давления при погружении или всплытии создаёт чувство тревоги за подлодку. Звуки аппаратуры, винтов двигателей и всего прочего являются достоверными и тоже позволяют почувствовать всю атмосферу игры. Взрывы и стрельба выполнены профессионально, как, впрочем, и шумы окружения. И всё это создаёт ощущение полной правдоподобности происходящего.

Наконец, в игре есть мультиплеер, правда, серверов существует очень мало, к тому же большинство из них защищено паролем. Не узнав игрока заблаговременно, будет тяжело просто подключиться и получить часок приятной игры.

Вердикт
Silent Hunter III – действительно стоящая игра. Это настоящая мечта фаната симуляторов. Кампания выполнена просто отлично. Игра предлагает нам поплавать на самой настоящей подводной лодке. Временами, когда ничего не происходит, становится утомительно, но волнение от преследования цели, её потопления и быстрого ухода с места событий в целом делает данный симулятор очень интересным. Кинематографические эффекты выглядят просто захватывающе.

Рынок PC игр, ввиду их малой востребованности, может поддерживать малое количество симуляторов подводной лодки - фанаты получают лишь только то, что есть, иногда довольствуясь вялыми, слабыми с точки зрения геймплея и прочих особенностей играми. Но Silent Hunter III с лихвой всё это возмещает. Он также устанавливает высокую планку для Silent Hunter IV.

Читайте также: