Санта мария настольная игра обзор

Обновлено: 05.07.2024

OMGames — блог о настольных играх

OMGames — блог о настольных играх

OMGames — блог о настольных играх запись закреплена

САНТА-МАРИЯ — свежий обзор на игру о колонизации Нового света

Это игра средней сложности в жанре евро – тут вам и просчёт ходов почти без случайности, и вариативность действий игроков и реиграбельность, которые многократно увеличиваются с дополнением «Американские королевства».


Последнюю неделю активно играем в Santa Maria. Это внешне абсолютно непривлекательное евро от норвежского дуэта авторов, специализирующихся на несложных филлерах и играх с кубиками (ранее они приложили руку к таким наиболее известным наименованиям, как Escape: The Curse of the Temple, Automania, Capital Lux, Doodle City) на поверку оказалось очень прикольным.

Но перед тем, как поговорить непосредственно об игровом процессе, хочется поподробней остановиться на оформлении. Когда речь заходит о евро, я, конечно, не питаю особых надежд на шедевральные арты, но такого я не встречал давно. Обычно у евроигр всё либо достаточно симпатично, либо нейтрально. Тут же финальный продукт выглядит так, как я бы побоялся оформить ПНП.



Честно говоря, от оформления меня ещё ни разу так не бомбило. Я думал, что современные игры проходят не только ряд тщательных тестов игрового процесса, но их ещё и проверяют на то, чтобы они радовали глаз и были функционально пригодными. Похоже, Santa Maria не тот случай.

Помимо халтурного арта хромает удобство и функциональность. Коробка полупустая и без какого-либо намёка на органайзер. Символы на тайлах местности еле видны, типы тоже еле проглядываются, а монахи, вместо того, чтобы быть миплами, выполнены в виде тонких жетонов.


Вдвойне обидно из-за того, что за всем этим скрывается действительно увлекательная игрушка, а это убогое оформление лишает нас доли удовольствия. Даже спустя несколько партий я не могу абстрагироваться от этой посредственности. Каждый раз, когда нужно перевести взгляд на центральное поле или взять жетон победных очков, я в душе тихонько плачу.

Ну да ладно, хватит об оформлении, оно недостойно того, чтобы его так долго обсуждали. Давайте-ка лучше поговорим о главном – игровом процессе.


Santa Maria представляет собой несложную и недолгую игрушку на драфт кубов. Правда, помимо драфта она ещё предлагает и другие опции развития своих колоний. Да, о теме. Тут всё так нелепо намешано (конкистадоры, вигвамы и т.п.), но если в двух словах, то игрокам предстоит основать в Америке европейские колонии. Тот, кто в течение трёх раундов сделает свой народ наиболее счастливым, и станет победителем. В общем, тот случай, когда авторы могли не заморачиваться, а дать нам застроить очередные фермы.


В начале партии каждому игроку выдаётся планшет колонии, набор из шести жетончиков монахов, три диска-маркера и синий кубик.

В центр стола кладётся общее поле, на котором изображены всевозможные памятки, локации для размещения монахов, шкала паса, а также два трека: религии и конкистадоров.


Слева от поля выкладываются тайлы отправки товаров, сверху идут по три случайных тайла учёных и епископов, снизу распределяются предварительно брошенные белые кубки (по 3 на игрока) и, наконец, справа формируется рынок доступных участков местности (5 малых и 5 больших).

Маркеры игроков отправляются на треки и поле паса, все берут стартовые монетки, по два дерева, и можно начинать.


В свой ход игрок выполняет одно действие из трёх доступных или пасует. Также в любое время можно продать любые ресурсы или купить пшеницу и дерево по не особо выгодному курсу. Итак, какие бывают действия:

Активировать здание. Выбираем любую производственную локацию, кладём на неё монетки и применяем эффект. Активация каждого следующего здания дорожает на одну монету. То есть первое обойдётся в одну, второе в две и т.д.


Ряды и колонки активируются строго слева-направо и сверху-вниз. После активации кубик помещается на самую последнюю производственную локацию, блокируя её для повторного применения. Кстати, пропустить придётся и здания с монетками (предыдущее действие).


Эффекты зданий делятся на пять основных типов:

Производство. Тут просто получаем то, что указано на здании: дерево, пшеницу, мешки сахара, драгоценные камни, монеты или сразу очки.


Торговля. Тоже всё предельно ясно – меняем шило на мыло. Один ресурс на другой, на монеты или очки. Обмен можно провести строго один раз.

Отправка. Выбираем один из тайлов отправки товаров, скидываем указанные ресурсы, переворачиваем тайл и прикладываем его к соответствующему доку справа от своего планшета.


Конкистадоры. За каждого дядьку двигаемся по треку конкистадоров, где за преодоление определённых отметок полагается золото (ресурс-джокер). Также в конце раунда среди лидеров по данному треку распределяются очки.

Религия. Аналогично, только за руки двигаемся по треку религии, где открываются синие кубы и монахи. При этом можно заплатить одну пшеницу, чтобы продвинуться на дополнительное деление.


При получении монаха игрок тут же должен выложить его в одну из специальных зон: на одного из учёных, на епископа либо на так называемую палатку миссионеров. Учёные снабжают игрока уникальным свойством, допустим: позволяют активировать колонки синими кубиками либо за дерево или пшеницу повернуть кубик на любое значение.


Епископы – это своего рода цели, на которых можно заработать дополнительные очки (до 12 за цель). Но тут придётся хорошенько подумать, так как монах на цели в конце даст два штрафных очка. Цели, в основном, заставляют определённым образом выкладывать типы местности (например так, чтобы в ряду или колонке была и ферма, и лес, и горы, и город).


С палатками миссионеров всё гораздо проще, они просто единожды приносят указанные ресурсы или очки.

Ещё один нюанс: если в локации находятся монахи оппонентов, то, чтобы положить туда своего, каждому следует заплатить по две монеты.

После того, как игрок потратил все свои кубики, ресурсы и деньги, ему ничего не остаётся, как спасовать. При этом он может выбрать один из пяти бонусов на шкале паса: те же монетки, продвижение по трекам, отправку товаров или тайлик местности, которым можно залепить дырку.


Затем игрок получает доход согласно своим кораблям в доках. За каждый корабль в зависимости от ряда полагается либо по две монеты, либо прокачка на треках конкистадоров/религии, либо просто по одному очку.

В конце раунда распределяются очки за лидерство на треке конкистадоров (затем он обнуляется), выкладываются новые тайлы местности, убираются монеты с колоний, перебрасываются кубики.


Партия заканчивается после трёх раундов. Остатки ресурсов продаются за монеты, которые, в свою очередь, конвертируются в очки по курсу 3:1. Каждый застроенный ряд или колонка приносят по очку за каждого нарисованного на тайлах колониста. Начисляются ПО за тайлы способностей и целей с монахами, а каждый набор из кораблей напротив всех четырёх доков даёт 3 очка. И наконец, все корабли переворачиваются и начисляются очки за отгрузку товаров.

Впечатления

Игровой процесс – полная противоположность стрёмному оформлению. Имея вменяемые правила, Santa Maria за адекватное время предлагает интересную головоломку на оптимизацию выгоды из имеющихся ресурсов, денег и кубиков.


Каждый раунд – это интересный выбор в условиях конкуренции и ограниченности. Нужные кубики, тайлы местности (восполняются только в следующем раунде), тайлы отправок, локации монахов – всё это могут забрать/занять соперники, поэтому приходится постоянно прикидывать, что лучше сделать сейчас, а что отложить на потом.


Второй увлекательный момент – это развитие колонии таким образом, чтобы активации рядов и колонок приносили наибольшую выгоду. Более того, важно не просто количество плюшек, но и их последовательность. Тут даже можно формировать своего рода мини-движки на производство и последующую отправку или обмен ресурсов на очки.


Ну, и не забываем про возможность использовать здания за монетки. Если начать делать это рано, то соперники разберут кубики/тайлы, если поздно, то может нарушиться эффективная цепочка действий.

В общем, тут достаточно много факторов, которые нужно держать в уме (те, кто любит подумать, могут знатно подвисать). Те же цели, трек конкистадоров, дополнительные очки за колонистов в заполненных рядах или колонках и т.д. Я, например, даже спустя несколько партий хоть и набираю больше ПО, но продолжаю совершать глупые ошибки. Зато есть, куда стремиться.


Что касается реиграбельности, то за неё отвечают случайные тайлы учёных (на партию выбирается 3 из 10) и епископов-целей (3 из 6). Но, как мне кажется, наиболее важный аспект, который заставляет снова и снова садиться за игру – это соревновательность, взаимодействие при драфте и вызов самому себе (насколько эффективно у меня получится сыграть на этот раз).


Если говорить о стратегиях, то самой очевидной кажется прокачка трека конкистадоров (золото и ПО) и корабли (доход и ПО). С другой стороны, когда этим занимаются все, можно прогореть. Сам выигрывал преимущественно на конвертациях и целях. Конечно, основных стратегий не много, но опять же тут дело не в количестве глобальных путей развития, а в том, насколько оптимально и качественно тебе удастся реализовать задуманное в условиях открытого драфта.


У игры есть два дополнительных режима, которые оказались очень годными. Первый (так называемый продвинутый) играется на обратной стороне планшета без стартового здания администрации. Его в случайной связке с одним из тайлов учёных предлагается выбрать тоже путём драфта, начиная с последнего игрока. Получается, что уже в начале партии предстоит принять несколько судьбоносных решений: куда пристроить стартовый тайл, какую взять администрацию и свойство (оно будет доступно только вам).


Второй режим – с драфтом синих кубиков. Если в обычной игре синие кубы после получения кидаются и кладутся в личный запас, то здесь их предлагается класть в общий пул к белым. Это позволит немного нивелировать рандом и расширить выбор.

Мы теперь играем по полной – с драфтом способностей и синих кубов. Хотя и обычный режим не показался каким-то ущербным.


Что касается отличий между дуэлями и мультиплеером, то в первом случае процесс более контролируемый и мирный. При игре большим составом чувствуется острая конкуренция за тайлы местности (и, следовательно, за определённые здания), идёт битва за очки на треке конкистадоров, плюс, немного другое отношение к целям (не очень-то хочется платить по 2 монеты за монахов каждому сопернику).

Вот такая она, Santa Maria. Страшненькая, но способная зацепить процессом. Для меня стало неожиданностью, как плотно в ней всё сплетено и какую пищу для размышлений дают три простейших действия.


Оригинальных моментов тут немного, и они отнюдь не революционные (например: блокировка зданий, прокачка дохода через отправки, механика монахов), но вкупе с уже проверенными приёмчиками (драфт, выкладывание тайлов, треки) получаем приятную игру, которая заставляет думать, подстраиваться и экспериментировать. Закрыв глаза на оформление, поставил 8/10. Ждём дополнение, которое уже анонсировано. Да, игра полностью языконезависимая, у меня, к примеру, французская версия. Видел польскую за какие-то смешные 25 евро.

Игровой отчет за майские праздники

Амон-Ра (Amun-Re)

Современное искусство (Modern Art)

Аукционы бывают следующих видов:

Карты из игры Современное искусство


Transatlantic

Игровой процесс Transatlantic

Волшебные королевства (Fantasy Realms)

Неплохо. Хороший филлер на 5-10 минут. Чисто семечки. А большего и не надо. Приятное чувство удовлетворения от сбора крутых комбин.

Переходим к сложным играм, вызвавшим у меня весьма и весьма смешанные чувства, ближе к негативным. Сложным не с точки зрения процесса, который простецкий, а с точки зрения оценки самой игры.

Архитекторы западного королевства (Architects of the West Kingdom)

Игра, в принципе, очень даже быстрая. У каждого игрока на старте 20 рабочих. В свой ход ставишь рабочего, выполняешь действие того слота, который занял.

Игровой процесс Architects of the West Kingdom

Второй твист: в игре нет раундов. Мы просто ставим рабочих и делаем действия. И так до конца игры. Возникает вопрос: как же поднимать их в руку? Отвечаем: есть особый слот поля, поднимающий ВСЕХ рабочих с одного из слотов поля, причем можно целить этим действием и сам данный слот поля.

Третий твист: можно поднимать этим слотом и чужих рабочих, беря их в плен. Из плена их можно сдавать в тюрьму, получая кучи монет. Так что, ты делаешь себе вдвойне приятно: и развитие другого игрока замедляешь (ему опять приходится постепенно стакать рабочих на слоте для повышения эффективности, плюс рабочие в тюрьме недоступны игроку, пока он не зайдет их всех освободить, подняв их обратно в руку, но это, сам понимаешь, надо потратить ход), и сам немало денег зарабатываешь.

Четвертый твист: есть один из слотов поля, за размещение рабочего в который ты либо строишь здание с руки, либо вкладываешься в постройку монастыря. Этот рабочий кладется в этот слот до конца партии, снижая доступное тебе количество рабочих. За монастырь дают среднее число ПО и всякие мелкие награды, за здания обычно дают много ПО и небольшие бонусы во время игры или дополнительные ПО на подсчете очков. Игра заканчивается как раз тогда, когда в этом особом слоте поля заканчиваются места под рабочих (все занято игроками).

Карты построек

Карты помощников

Последний нюанс: каждый играет каким-то персонажем с особой асимметричной абилкой и различным сетапом в плане ресурсов и положения на треке добродетели.

Вот, в принципе, и вся игра. Казалось бы, что с ней не так? Тут тебе и твисты, и карточки с разными абилками, и занятный движок, и взаимодействие игроков за счет тюрьмы и взятия в плен чужих рабочих. Однако:

Санта-Мария (Santa Maria)

Компоненты игры Санта-Мария

Здесь стоит сказать, что при использовании кубика на активацию ряда ты можешь сначала заплатить монетки, чтобы изменить значение кубика: за 1 монету добавь или вычти 1 из взятого значения. Так можно сделать сколько угодно раз, например, взять пятерку, заплатить 4 монеты и использовать как единицу, активировав первый ряд, а не пятый.

Это полный список возможных действий, потому перейдем к деталям, благо их немного. В игре есть два трека, по которым ты продвигаешься, используя здания:

Планшет игрока в Санта-Мария

Есть чуть-чуть продвинутые правила (прямо в базовой коробке), которые на старте дают каждому игроку один уникальный тайл ученого и один стартовый тайл 2*1. Они дают разный сетап и уникальную абилку каждому игроку. Добавляем сюда еще и тот факт, что планшеты игроков слегка отличаются. Эти правила обязательны к применению.

Факторы вариативности: различающиеся планшеты, дайс-менеджмент, порядок выхода кораблей и накладок, используется только часть жетонов ученых и епископов, борьба за продвижение по треку конкистадоров, стартовый ученый и накладка каждую игру выбираются из пула.

Эверделл (Everdell)

Компоненты игры Эверделл

Карты из игры Эверделл

Игровой процесс Эверделл

Итак, помимо крутого оформления (пафосные компоненты, красивые картинки), в игре прикольные комбо из карт. Пособирать поначалу интересно. На этом плюсы заканчиваются.

Санта Мария Настольная Игра – это отличный пример классических европейских настольных игр. Подобного рода играм свойственно отсутствие или малое количество влияние удачи на игровой процесс. И максимальная открытость информации перед всеми игроками. В Санта Мария Настольной Игре вы возьмете на себя роль руководителя небольшой колонии Нового Мира и ваша задача привести ее к процветанию.


Санта Мария Настольная Игра – Строим самую счастливую колонию

По ходу игры вы будете заниматься производством ресурсов, созданием торговых маршрутов, будете делать вылазки за золотом и повышать религиозность населения. Победы достигнет лишь тот, чья колония после трех лет (игровых раундов) Санта Мария Настольной Игры будет самой счастливой.

По большей части ваше соперничество происходит на личных планшетах земель и на первый взгляд может показаться, что Санта Мария Настольная Игра, это обычная фармилка. Но это не совсем так, Санта Мария Настольная Игра о правильном менеджменте и просчете своих и вражеских ходов наперед.

Основная механика Санта Мария Настольная Игра состоит из активации цепочек строений и размещении рабочих обозначенных кубиками. Для активации отдельного строения вы должны заплатить одну монету, а за каждое последующее придется заплатить больше на целую монету, а в условиях тесной конкуренции каждая копейка на счету. Вы можете активировать и целый ряд строений при помощи кубиков, разные кубики дают разный результат.

Для достижения победы в Санта Мария Настольной Игре вы можете выбрать один из трех путей. Это дает немалую вариативность в выборе стилей и тактик игры. Да и по ходу игры в случае чего вам никто не мешает сменить цель, к которой вы стремитесь.


Ну а если все друзья вдруг оказались заняты, вы всегда можете поиграть в Санта Мария Настольную Игру в одиночку. Игровой процесс от этого сильно не пострадает, а вы интересно проведете время за чудесной игрой. Также в правилах игры вы сможете найти достижения, которые будут своеобразным вызовом для одиночного игрока.

Санта Мария Настольная Игра – это интересный языконезависимый еврогейм, так что вы точно не сломаете ногу в кипах правил и текста. Вся информация перед вами - вы видите сильные и слабые стороны вас и ваших противников. Здесь побеждает не самый удачливый, а самый хитрый или самый умный. Игра отлично подойдет начинающим игрокам, поскольку ее сложность не столь велика, чтобы отпугнуть новичка. Опытные же гики будут в восторге от возможности пораскинуть мозгами и обдумать свой следующий ход на пути к победе. Не стоит бояться невыразительного внешнего вида Санта Мария Настольной Игры, ведь за ним скрывается отличная настольная игра, что понравиться многим игрокам, если не большинству.

Купить Санта Мария Настольную Игру можно в магазинах Единорог в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге.

Читайте также: