Shining force обзор

Обновлено: 07.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рассвет в мире Shining.

Ретро-обзор Shining Force и Shining Force 2.

У каждого из нас знакомство с миром компьютерных игр начинается по-разному. Но устойчивая любовь к виртуальным развлечениям у всех появляется после встречи с одной единственной Игрой, которая впервые заставляет почувствовать человека необоримую тягу к новым открытиям виртуального мира. Один из таких миров, который увел тысячи игроков далеко-далеко от реальности и который стоял истоков целого жанра, носит название Shining. Вообще, Shining – это даже не название вымышленного мира, это общий эпитет целой серии игр различных жанров (от архаичного dungeon crawler до hack-n-slash), в которой на данный момент числится аж 20 наименований, включая всевозможные гайдены, эпизоды и римейки. Согласитесь, объем впечатляет. Правда, все это сказочное разнообразие официально доступно только владельцам консолей, да и то в большинстве своем на японском языке. Поэтому речь пойдет о тех играх серии, которые пережили европейские релизы, а, значит, добрались и до нас.

Rise and shine…
Начало миру Shining положила игра Shining in the Darkness, разработанная в 1991 году молодой студией Climax для популярной в то время 16-битной консоли от SEGA. Это была не очень удачная попытка сделать dungeon crawler от первого лица для японской аудитории. Тем не менее, Shining in the Darkness была издана на Западе и получила свою фанатскую аудиторию, которая настоятельно требовала «продолжения банкета».
Оно вскоре последовало. Только фанаты получили совсем не dungeon crawler от первого лица, а принципиально новую игру - Shining Force: The Legacy of Great Intention. Так начался рассвет мира Shining.
Игра представила игрокам молодой и неосвоенный еще жанр тактической RPG (TRPG). Разработчики из Climax взяли за основу геймплейный концепт от Warsong (первой успешной TRPG для Mega Drive от студии Massaya, в Японии издавалась под названием Langrisser), добавили мультяшное очарование мира Shining in the Darkness и расширили RPG-элемент. В результате аудитория Mega Drive получила безусловный хит – более 15 часов увлекательной истории о сказочном мире, около 30 полновесных и нелинейных сражений, почти две дюжины действующих лиц, множество секретов и оригинальных локаций, и – самое главное – идеальный игровой баланс.
На волне популярности игры вышло несколько гайденов для портативной Sega Game Gear, продолжающих историю оригинальной игры. Но самое главное событие ждало игроков спустя год после выхода The Legacy of Great Intention – релиз Shining Force 2: Return of the King (позднее она получила второе название – Ancient Sealing). Эта игра попала в список самых успешных игр для Mega Drive, фактически став одним из главных тайтлов консоли.
Развивая идеи предыдущей части, Shining Force 2 еще больше расширила возможности игрока. Теперь нам доступен для изучения огромный мир, разделенный на два материка. Количество сражений увеличилось до 40 (включая секретные и бонусные бои), увеличилось и количество персонажей, которые присоединяются к «Сияющей Силе» по ходу игры. Сюжетная линия хоть и пестрит типовыми разводами, но заставляет уйти в игру с головой за счет своей динамичности и смены декораций. В целом Shining Force 2 представляет собой великолепную работу над ошибками первой серии, с улучшенной картинкой, обновленным балансом и новой историей.
История Shining пишется и сейчас, однако жанр TRPG уже давно не проповедуется в этом мире. Последней игрой серии, созданной в этом жанре, была Shining Force 3 для Sega Saturn. Российские потребители этой игры практически не видели, к тому же на английский язык был переведен только первый сценарий. Фактически TRPG на Mega Drive родилась с The Legacy of Great Intention, достигла своего апогея с Return of the King и умерла с Shining Force CD.

Shining Force: The Legacy of Great Intention
События первой серии уносят нас в королевство Guardiana, которое то и дело подвергается нападкам со стороны некогда миролюбивого соседа – королевства Cypress. То, что заставило доброго соседа пойти на наше родное королевство войной, является главной интригой на протяжении всей игры. Сама история представляет довольно типичное противоборство добра и зла, пропитанное назидательным патриотизмом.

Shining Force. Таинственное святилище, оставленное Древними, уже давно осквернено слугами Dark Sol'a. До приезда ЮНИСЕФ придется помахать мечом. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Сценарий построен в классическом стиле «мыльных опер» японских RPG. В игре встречается масса персонажей, обладающих яркими характерами и драматической судьбой – здесь и предательство родной крови, и несбывшиеся мечты, и месть за убитых. Отрицательные герои, которым, конечно, далеко до обаяния своих коллег из Final Fantasy, такие же монструозные и белокожие, с горящими глазами. Положительные персонажи – смелые, открытые и улыбчивые.
Главный герой – юный мечник Max (мы вольны дать ему любое другое имя) – фактически не имеет прошлого. Мы не встретим ни его родителей, не найдем его дома. Даже вероятный брат Max’a – один из главных злодеев Kain – лишается своего родства с героем в американской и европейской версии игры. Max играет роль классический героя-избранного, которому суждено собрать «Сияющую Силу» и дать бой воплощению зла – Dark Dragon.
Правда, в отличие от классики jRPG, нравственными дилеммами в игре нас никто загружать не собирается, история легкая и не навязчивая, и только ближе к финалу события приобретают глобальный эпический характер.

Shining Force. Кентавры - наши верные спутники. Звено из двух-трех таких воинов может стать мощной ударной силой до конца игры. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Мир The Legacy of Great Intention тоже достаточно типичен для jRPG. Здесь мы можем увидеть на одном поле боя рыцарей, закованных в латы, и боевых роботов, а лучники с одинаковым успехом могут метать стрелы и кластерные гранаты. В лесах живут эльфы, в башнях живут сумасшедшие ученые, а на глубине мирового океана покоится напичканный высокими технологиями замок Древних, который по совместительству выступает порталом в параллельный мир.

Shining Force. Так выглядит поле боя. Наши бойцы распределены по диагонали - это верный способ избежать ударов магией массового поражения. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Первая «Сияющая Сила», как уже было сказано, развивает идеи молодого жанра TRPG (впрочем, как и все остальные). Основа геймплея – пошаговые сражения, между которыми у игрока есть относительная свобода действий в виде путешествий между локациями, шопинга и общего продвижения по сюжету.
Разработчикам удалось найти идеальное соотношение между ролевой и тактической составляющими игры. Весь игровой процесс выстроен бесшовно – сражений ровно столько, сколько надо по сценарию, никаких надоедливых рандомных стычек, битвы проходят бодро и совсем не утомляют. В игре не встречается ни одного тупика, ни одной не разрешимой задачи, которая бы заставила нас слоняться без дела по всему игровому миру.
Боевой баланс так же на высоте. Каждое отдельное поле боя обладает уникальными особенностями, завязанными на особенностях ландшафта. Соответственно формируются и вражеские отряды и выстраивается их тактика. В горах мы встретим бойцов с дистанционными атаками и летающих юнитов, а на равнинах нам противостоят колдуны и тяжелая конница. Враги умеренно сильные, их количество соразмерно их качеству – нам никогда не встретится отряд, который был бы намного сильнее или слабее нашего. Это отбрасывает необходимость постоянно искать возможность лишний раз прокачать своих бойцов.

Shining Force. Битва механизированных юнитов. Изобретатель-самоучка Кокичи сейчас разберет по болтикам вершину робототехники Древних. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Наша «Сияющая Сила» к концу игры будет насчитывать в общей сложности два десятка бойцов, однако на поле за раз можно выставить не более дюжины. Поскольку сложность сражений к финалу возрастает, игроку не раз придется задуматься о составе боевой группы. От состава, кстати, зависит и тактика. Можно набрать в отряд одних рубак и брать врага грубой силой с тыловой поддержкой лекарей, а можно устроить тонкие диверсионные войны с летающими бойцами и волшебниками – все зависит от фантазии играющего.

Shining Force. Множество маленьких Ктулхов напало на наш корабль. Кто тут еще не любит морепродукты? (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Реорганизация отряда происходит в специально отведенном в каждом городе месте – в Штабе. Помимо всего прочего, здесь можно побеседовать со своими соратниками, распределить полезный груз и получить пару тактических советов.
За каждое успешное действие, будь то поверженный враг или удачно произнесенное заклинание, боец получает порцию опыта, при накоплении критической массы которого происходит повышение уровня. На определенном уровне каждому персонажу можно устроить повышение класса, которое позволит ему владеть более крутым оружием и изучать новые атаки.

Shining Force. Dark Dragon получает по башне огненным мечом. Финты с разворотом Max (названный мной в честь меня) выучивает после продвижения в новый класс. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Картинка «Сияющей Силы» довольно типична для игр на Mega Drive – много условности, рисованная графика, постоянно повторяющиеся элементы и т.д. Но надо учесть, что игра появилась в то сказочное время, когда давались большие скидки на качество видеоряда. Люди были непритязательны, а картинка всего лишь выполняла роль незамысловатого посредника между игроком и игровыми событиями.
В 1991 году Shining Force не была самой красивой игрой, она не выжимала из консоли максимум производительности. Единственное, чем могла похвастаться игра в визуальном плане – это отличная работа художников. Все действующие лица великолепно нарисованы и достаточно хорошо анимированы. Некоторые бэкграунды впечатляют даже искушенных красотами Landstalker и Light Crusader.
Фактически, первая Shining Force открыла нам новый мир и новый жанр. Пожалуй, это был прорыв в игровом мире не менее важный, чем появление Final Fantasy на SNES. В целом, The Legacy of Great Intention подготовила великолепную почву для новых всходов в мире Shining.

Shining Force 2: Return of the King (Ancient Sealing).
Shining Force 2 (японский релиз – октябрь, 1993 года, в США – октябрь, 1994) доказала всему миру, что такая не RPG-шная платформа, как Mega Drive может дать фору даже самой SNES. Картридж с этой игрой ценился в разы больше чем, Ultimate Mortal Combat и Sonic 3D, даже не потому, что тираж его был значительно ниже обозначенных аркадных хитов, а потому что вторая «Сияющая Сила» стала символом TRPG эпохи 16-битных консолей.

Shining Force 2. Типичная условность консольных RPG. Главный герой рядом со столицей королевства Granseal выглядит как Годзилла на фоне "хрущевки". (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Тема тотального противостояния добра и зла в мире Shining была развита и во второй части эпопеи. Только сценаристы к ее раскрытию подошли несколько иначе и «нарисовали» сюжет с несколькими сценарными пластами. На первом плане обычная история о похищении принцессы, на втором борьба за собственную Родину и на третьем – богатый мифологический пласт, в котором есть место великим демонам, великим героям и великим ученым. Именно это триединство создает ту невероятную игровую атмосферу, благодаря которой Shining Force 2 приобрела столько поклонников.

Shining Force 2. Битва за Печать. Вражеские клерики пытаются вылечить войска до того, как будет нанесен контрольный удар мечом в голову. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

История Ancient Sealing происходит спустя много лет после приключений «Сияющей Силы» под командованием Max’а. Главные злодеи - Dark Sol и Dark Dragon - больше не угрожают миру Shining, материки Granseal и Parmecia знать не знают о войнах и разорении. Пока местный «Робин гуд» Slade не поживился драгоценными камнями в святилище Granseal. Как оказалось, очень зря – камни были не простыми, а очень даже волшебными. Два кристалла Добра и Зла удерживали своей силой великого демона Zeon’а, который когда-то давно сразился с самим Dark Dragon’ом за титул Властителя зла и победил. Только поцарствовать ему не удалось – загадочные Древние нашли на него управу и с помощью бога Volcanon’a заперли его в параллельном измерении. Гарантией надежности заключения Zeon’а стала Великая Печать, которая и была нарушена Slade’ом.
С этого момента в мире стали происходить странные вещи – в лесах и полях появились чудовища, а справедливые правители сказочных королевств сошли с ума. Беспорядки покрыли материк Granseal, начались войны – и виной тому возвращение Zeon’а. Сам демон пока беспомощен, но его верные слуги сильны и коварны. В своем стремлении подготовить мир к пришествию своего господина они готовы пойти на любые злодеяния.
Главному герою – мечнику Bowie – приходится бросить школьные занятия и вступить на трудный путь «Сияющей Силы». Регулярные войска заняты обороной городских стен, союзники отказались от своих мирных договоров, так выходит, что драться некому – приходится браться за меч школьникам. Только на этот раз главный герой, все же, имеет свой дом, в котором его ждет любящая мать.

Shining Force 2. В магазинах нам сразу указывают, какому бойцу какой военный девайс подходит. Мы, например, не сможем вооружить лекаря топором, а человеко-птице не сможем дать боевые перчатки. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)


Как и в первой серии, главный герой на протяжении всей игры не скажет ни слова. Фактически он будет немым свидетелем разворачивающегося действа. Зато в те моменты, когда говорят мечи и стрелы, Bowie за словом в карман не лезет. Да и времени для слов ни у кого не будет. Действие развивается ошеломительными темпами, заваливая нас новыми событиями. Не успели изучить материк Granseal, как нас в спешном порядке заставляют отплывать на материк Parmecia. Только осваиваемся там – нас отправляют обратно сводить счеты с главными злодеями.
Злодеи еще больше очаровательны. Как вам, к примеру, бывший великий демон Creed, который спокойно себе выращивает капусту (этакий Диоклетиан мира Shining) и совсем не стремится к мировому господству, устав от него пару тысяч лет назад? Слуги Zeon’a – так называемые greater demons – все как на подбор. Жуткие, коварные и «сливают» бой при первом же столкновении. Как водится, в самый последний момент их жалкой демонской жизни многие раскаиваются в содеянных злодеяниях (а куда деваться?) и закладывают своих же соратников.
«Сияющая Сила» быстро набирает вес за счет новых рекрутов. Всего в игре нам встретится чуть больше двух дюжин бойцов. Все персонажи уникальные, со своей собственной историей и своим характером. Как и в первой серии, за все успешные действия бойцы получают опыт, за который им повышают уровни. Продвижение в новый класс происходит теперь на 20 уровне (раньше на 10) и боец при этом не теряет свои характеристики. Это сохраняет баланс нашей «Сияющей Силы» при переводе на новый класс сразу нескольких бойцов.

Shining Force 2. Битыва в замке королевства Galam. Вот вам, вражины, за то, что нарушили с нами торговые связи. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Игра дает нам еще больше свободы передвижения и общения. Конечно, о расширенных диалогах не идет и речи, но количество NPC, у которых можно добыть кое-какие полезные сведения, увеличено. В секретных сундуках мы можем найти новые полезные вещи, кольца, оружие и мифрил, из которого в гномской кузнице можно состряпать нечто запредельно смертельное.
В середине игры нам достается уникальная машина – Caravan – великое изобретение Древних. Caravan способен уменьшать предметы и людей, что позволяет транспортировать в нем целые армии и неограниченное количество полезных вещей. Здесь же можно провести реорганизацию отряда.

Shining Force 2. От типа ландашфта зависит дальность передвижения бойца. На месте, где Land Effect превышает 30% наши ребята почти топчутся на месте. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

Shining Force 2 сделана на усовершенствованном движке The Legacy of Great Intention. Из нововведений можно отметить более красивые текстуры, более плавную анимацию и новые боевые спецэффекты. Отлично сработали не только художники, но и композиторы – основные музыкальные темы игры не бьют по ушам синтезированными звуками, не приедаются и создают вполне доброжелательную атмосферу.

Shining Force 2. Зловещий дымок внезапно превращается в руку (загребущую) и наносит урон нашему герою. Таких метаморфоз нам встретится не мало. (Скриншот версии, переведенной студией Шедевр)

В целом первые две Shining Force очень похожи. Геймплей, окружающий мир, главные герои – все это практически идентично. Но все же вторая часть эпопеи, как идеал сбалансированности геймплея, как эталон работы сценаристов, художников и композиторов, идет впереди. Shining Force 2 – это та самая Игра, которая «сломала» судьбы многим геймерам, став началом богатой игровой биографии. Стоит ли говорить одиозную фразу «сейчас таких игр не делают»? Нет, пожалуй. Просто игры Shining Force обозначили целую эпоху, когда игры любили за выточенный геймплей и красочный мир, а не за бюджеты и заоблачные технологии. Хочется верить, что такие Игры, как и их герои, будут жить, не смотря ни на что.


Сегодня Vespa выпустила дебютный трейлер грядущей мобильной JRPG Shining Force: Heroes of Light and Darkness.

Трейлер демонстрирует как аниме-ролики, так и кадры геймплея, также показывая, что сам игровой процесс кажется довольно классическим по своей природе.

По словам разработчика, в Shining Force: Heroes of Light and Darkness будут представлены два новых главных героя и герои, собравшиеся вместе со всего времени и пространства.

Игра была анонсирована несколько дней назад, и она выйдет для iOS и Android в 2022 году, включая Северную Америку и Европу. При этом трейлер пока доступен только на японском и корейском языках.

Серия Shining JRPG от Sega дебютировала еще в 1991 году на Mega Drive с Shining in the Darkness, которая была фактически локализована как для Северной Америки, так и для Европы в том же году.

Франшиза значительно изменилась за всю свою историю, и ее последняя JRPG Shining Resonance вышла в 2014 году. Ее ремастер Shining Resonance Refrain вернул Shining на запад после долгого перерыва в 2018 году.

С тех пор Sega еще не анонсировала какие-либо новые игры по франшизе. Будем надеяться, что скоро услышим что-то об этом.


Библиотека игр Sega Mega Drive (Genesis) не может похвастаться богатой коллекцией ролевых игр. Большинство суперхитов жанра конца прошлого тысячелетия выходили на Super Nintendo, например, Dragon Quest и Final Fantasy. Но если вы спросите любого фаната Sega о его любимых ролевых играх на Mega Drive, то услышите: «Phantasy Star и Shining Force».

В 1990 году Sega создаёт подразделение Sega CD4, позже названное Sonic! Software Planning. Основная цель – помешать доминированию на рынке ролевых игры компаниям Square с Final Fantasy и Enix с Dragon Quest. Руководителем назначается сценарист, дизайнер и продюсер Хироюки Такахаши, который ранее работал в Enix над Dragon Quest IV.


Разработчики создали мир с отсылкой к массе культур и произведений: к фэнтези в духе «Властелина Колец», древнегреческой и скандинавской мифологиям, обнаруживаются стимпанк-нотки и библейские корни.

Большинство фанатов не знает, что сериал «Shining» начался с «in the Darkness» в марте 1991 года. И эта игра сильно отличалась от продолжателей, поскольку была dungeon-crawler’ом и напоминала Wizardry, Might and Magic и Phantasy Star 1.

Shining in the Darkness разрабатывалась небольшой командой с мизерным бюджетом совместно со студией Climax Entertainment. Одним из авторов был Сюдо Такахаши, брат Хироюки, – в последующие годы они будут совместно планировать развитие серии.


Действие игры происходит от первого лица в лабиринте, наполненном ловушками, монстрами и сокровищами. Разработчикам удалось смоделировать трёхмерную среду, манипулируя двухмерной технологией. На пути к цели герой побеждает врагов, становится сильнее, повышает уровни, обретает друзей и получает новое обмундирование.

Чем примечательна первая игра, кроме проблем с картой и растянутого игрового процесса из-за надоедливых столкновений с монстрами? В ней были придуманы важные для цикла элементы: стиль персонажей, иконок, зоопарк героев, торговцы, священник и множество отдельных мелочей.

Несмотря на недостатки, Shining in the Darkness ждали положительные оценки и успех. Только в Японии было продано 300 тысяч копий, поэтому через год выходит продолжение.

Shining Force: The Legacy of Great Intention стала ответом Sonic! Software Planning и Climax Entertainment на Fire Emblem от Nintendo. Разработчики решили уйти от вида из глаз и ползанья по подземельям и сделали ставку на тактическую составляющую. И это первая настоящая стратегическая ролевая игра, которая попала на западный рынок! Релиз игры в Японии состоялся в марте 1992 года.

Фундамент Shining Force – массовые сражения с видом сверху. Перед нами большая локация (шахматная доска) и фигуры-персонажи с уникальными параметрами и способностями. Ландшафт влияет на дальность движения и защиту. Количество юнитов выросло с трёх до тридцати, из которых в битвах может участвовать до двенадцати: эльфы-лучники, дворфы с топорами, кентавры с копьями, полурослики-целители, антропоморфные животные и другие экзотические индивиды. Опыт приносит не только убийство противника, а даже простой удар и лечение.


Если партия умирает, опыт не теряется, поэтому армия усиливается даже после проигрыша. По достижении 10 уровня герои могут получить «повышение», то есть, новый более сильный класс с лучшими характеристиками, заклинаниями и оружием. Например, рыцарь становится паладином, воин – гладиатором, священник – викарием и так далее.

Shining Force – сюжетно первая часть, где рассказывается о мечнике Максе, которому король государства Гардиана поручает собрать полк и сразиться с воинами Рунефауста. Войско королевства Рунефауст возглавляет персонаж с именем Даркcол (отец Мефисто из Shining in the Darkness), жаждущий освободить из тысячелетнего плена тёмного дракона.

Shining Force нельзя назвать графически продвинутой даже по тем временам, но впечатление существенно улучшали портреты персонажей и анимации в бою, когда камера переключалась и детально показывала участников поединка. Игра получила достойные оценки и повлияла на проекты того времени. Да, её можно ругать за медлительность, откровенно слабый ИИ, банальную историю без изюминки, короткую продолжительность, но конкурентов в те времена попросту не было.

В 2004 году игру улучшили для портативной консоли Game Boy Advance и назвали Shining Force: Resurrection of the Dark Dragon. Разработчики доработали сюжет, немого Макса научили говорить, добавили новых персонажей, ввели системы ходов и карт, бонусы и добавили место для складирования предметов Item Box.

В декабре 1992-го Sonic! Software Planning выпускает Shining Force Gaiden для портативной консоли Sega Game Gear. Это прямое продолжение Shining Force: The Legacy of Great Intention, где таинственный Ник и дети героев прошлой части спустя 20 лет отправляются на острова Сайпрес и Йом освобождать солдат Гардианы и ищут способ излечить королеву Анри.


Действие Shining Force Gaiden II происходит спустя два месяца после Gaiden. Ник и его приятели будут противостоять нации-агрессору и сразятся с Дьяволом.


Обе Gaiden на момент релиза хвалили, но они не получили должного внимания из-за того, что вышли только в Японии на не самой популярной консоли и лишь спустя два года были переведены для западной аудитории.

Вот мы и добрались до самой известной и почитаемой части серии – Shining Force II: The Ancient Seal. После слабых продаж Gaiden братья Такахаши поняли, что если очередная игра не станет хитом, то серию закроют. Sega выделила мизерный бюджет, сравнимый с Shining in the Darkness, поэтому часть коллектива Sonic! Software Planning сменилась.

На первый взгляд, игра сюжетно не связана с остальными частями, но это не так – здесь есть общие нити. В заставке показывается, как ночью в башню города Грансиль проникают воры: гигантская крыса Слейд и два приятеля, чтобы украсть драгоценные камни Тьмы и Света. Неожиданно всё начинает трястись, и грабители скрываются. В это время в замке в короля оглушает некое зелёное существо.

Мы начинаем игру в роли паренька Боуи, который идёт в школу, встречается с приятелями кентавром Честером и эльфийкой Сарой. Урок не успевает начаться, так как учителя Астраля (местный аналог Гэндальфа) вызывают в замок, так как король лежит без сознания. Герои образуют отряд Сияющая Сила (Shining Force) и следуют за ним. Астраль осматривает тело короля и решает вместе с персонажами пойти в башню, где начинается первое сражение.

Вскоре злые силы похитят принцессу и начнётся землетрясение, из-за чего все жители вынуждены переселиться на материк. Окажется, что воры случайно освободили демона Зеона, с которым после череды приключений придётся сразиться возмужавшей и разросшейся Сияющей Силе.


Shining Force II после релиза в октябре 1993 года получила смешанные отзывы. После успеха первых частей завышенные ожидания многих рецензентов не оправдались. Кто-то жаловался на банальный сюжет в духе «спаси принцессу – убей демона», кто-то – на слишком большие поля сражений, посредственную графику, надоедливые музыку и битвы, и так далее. Но спустя время мнение об игре поменялось, и сейчас это культовая классика.

В игре выделяются: более открытый мир, когда можно возвращаться и заново искать скрытые вещи; яркие персонажи; улучшенная боёвка с контратаками; расширение в системе классов;, появление металла мифрила, из которого делается сильное оружие; два вида транспорта (лодки и караваны); более 40 битв и увеличение общей продолжительности прохождения. Как следствие всего перечисленного – высокая реиграбельность.


Да, к игре можно придраться. Хотелось бы систему телепортов по городам, карту, возможность пропускать анимации в сражениях, вменяемых описаний предметов. Но они не умоляют достоинств одной из крутейших игр для Mega Drive, которые многие назовут безоговорочно лучшей.

В июле 1994 года выходит Shining Force CD, содержащая переиздания Shining Force Gaiden 1 и 2, а также включает новые главы 3 и 4. Последняя открывается, если найти скрытый во второй части элемент. Это одна из лучших игр консоли Sega CD, но она получила смешанные отзывы и вышла на не самой распространённой платформе (продано 2,24 млн устройств). Но позже Такахаши говорил, что версия игры создавалась специально, чтобы получить опыт работы с устройствами Mega CD / Sega CD. Но он не пригодился.


В июне 1995-го на портативке Sega Game Gear появляется Shining Force: Final Conflict, связывающая сюжеты Shining Force и Shining Force 2. В ней продолжается история Макса из первой части, но главное действующее лицо – Йен. Игра не появлялась за пределами Японии и переводилась на английский фанатами.


В конце 1994 года наступает эра пятого поколения консолей, когда практически одновременно выходят Sega Saturn и первая PlayStation. Чуть позже подтягивается Nintendo 64. В итоге Saturn (продано 9,5 млн устройств) провалилась по ряду причин, включая цену на $100 больше, чем у PSOne, плохой маркетинг и проблемы с программированием игр.

Sonic! Software Planninng получает деньги на разработку двух спин-оффов серии для Sega Saturn, которые продюсирует Хироюки Такахаши. Ролевой боевик Shining Wisdom раскритиковали за устаревшую графику и скучный сюжета, а dungeon crawler от первого лица Shining the Holy Ark получает более позитивные отзывы. Параллельно Camelot Software Planning создаёт самую амбициозную игру в серии – Shining Force 3. Но из-за плохих продаж Saturn и набиравшей популярность новой консоли Sega Dreamcast, за пределы Японии попал только первый Сценарий.



Shining Force 3 выходила в течение года с декабря 1997-го тремя Сценариями. В каждом мы играем за разных персонажей, дороги которых пересекаются, но перед ними стоит одна задача.

Здесь рассказывается о двух враждующих империях, история перегружена именами и политическими событиями. Игра получила трёхмерную графику, полигональные модели, а камеру можно вращать. Она вобрала лучшее из Shining Force и Shining Force 2 – тактические битвы, путешествия по городам, посещение магазинов и секреты. Персонажи научились разговаривать во время атаки, появилась механика дружбы с повышением характеристик союзника-друга, скрытый опыт насчитывается во владение определённым оружием, количество характеристик увеличилось. Игра получила инновационную систему синхронизации сохранений, позже применяемую в Mass Effect.


Практически все трёхмерные игры тех лет страдали от одних проблем и сейчас плохо воспринимаются – угловатые модели, громоздкое окружение, проблемы с камерой. Кому-то не понравится и масса текста.

Shining Force 3 – фактически «magnum opus» и самая проработанная игра братьев Такахаши, которая из-за политики Sega так и не стала популярной, хотя многие называют её лучшей для Saturn. Из-за этого студия рвёт отношения с Sega, начинает сотрудничать с Nintendo и делает Mario Golf, Mario Tennis (игры серии выходят до сих пор) и ролевую серию Golden Sun.

Бренд Shining Force остаётся у Sega и покоится до 2002 года, после чего начинают регулярно выходить боевые ролевые игры сомнительного качества от разных студий – Shining Soul, Shining Tear, Shining Force Neo и так далее. В 2009 году для Nintendo DS появляется пошаговая тактическая игра Shining Force Feather, хоть как-то приблизившаяся к играм с Mega Drive. Далее вновь следует череда боевых ролевых игр и даже файтингов со словом «Shining» в названии, последняя из них – Shining Resonance Refrain переиздавалась для всех современных платформ в 2018 году и набрала 70% на Metacritic.


Analysis

Чем же так хороша серия, об играх которой помнят и возвращаются даже спустя три десятилетия? Да, большую роль играет элемент ностальгии. Для многих — это первая тактика, оставившая яркие воспоминания, но есть и другие достоинства.

Несмотря на мрачность повествования со злыми драконами, демонами и тёмными магами, атмосфера здесь едва ли серьёзная – герои шутят и разыгрываются забавные сценки. В играх множество блестящих сражений, запоминающаяся музыка и куча секретов. Многих героев в разных частях соединяют родственные связи и другие отношения, что способствует погружению в мир.

Неужели на тактической серии поставлен крест? В 2016 году Хироюки Такахаши заявил, что готов разработать Shining Force 4, но ответ от Sega мы так и не услышали. Зато в августе 2021 года произошёл внезапный анонс – Shining Force: Heroes of Light and Darkness. Это мобильная игра для iOS и Android с механикой гача (донатная помойка, другим словом). Другого от современной игровой индустрии и не ожидалось.

Живой рассказ от истории серии Shining Force:


Я с детства люблю Sega и японские RPG. А если соединить это вместе, то получится одна из самых шикарных JRPG начала 90х — Shining Force 2, благодаря которой я и пристрастился к жанру.

Я познакомился с серией Shining еще задолго до того как впервые поиграл в неё — все случилось благодаря "Энциклопедии лучших игр SEGA", которая была посвящена популярным ролёвкам на Mega Drive: Phantasy Star, Landstalker, Story Of Thor и, конечно, серии Shining.

Shining Force 2 запала мне в душу сразу, крепко и надолго. Я на тот момент даже не предполагал, что на старой доброй Сеге могут быть игры такого масштаба и размаха. Десятки играбельных персонажей, у каждого из которых была хоть и простая, но СВОЯ история, разные классы со своими возможностями и шикарные сражения, напоминающие шахматы, в которых участвуют по паре десятков фигур с каждой стороны. Лут, прокачка, сюжет, герои, злодеи и мировое зло, с которым нужно сразиться— все вместе это представлялось чем-то нереальным и я буквально потерял покой в мечтах когда-то в это поиграть.

Обложка Shining Force 2. Игра вышла не такой агрессивной по подаче)

Я так часто читал прохождение Shining Force 2, что ни разу не поиграв успел выучить буквально наизусть все сюжетные повороты, нюансы всех 30 сражений и механики боссов. Меня очень подкупила атмосфера доброй сказки о подростках, которым доверили судьбу целого королевства и им довелось вместе вырасти в настоящих воинов, бросив вызов необоримому злу. Конечно, сейчас я понимаю, что для JRPG этот сюжет был весьма клишированным и простецким, но в свои 12-13 лет я максимально проникся этой историей.

Атаки героев выполнялись вот на таком шикарном экране

Разумеется, картридж Shining Force 2 в моем провинциальном городе было найти почти нереально, но мне удалось это сделать через пару лет (!) совершенно случайно на одной из маленьких точек продажи, куда я зашел просто на удачу. Вы просто не представляете, каким было мое счастье, когда я увидел заветную пластиковую коробку на прилавке. Хорошо помню, что даже не спросил сколько стоит картридж и просто отдал все деньги из карманов, удивившись тому, что мне дали еще и какую-то сдачу.

Стадия перемещения персонажей в бою. Выглядит как маленькие няшные шахматы

Разумеется, этот картридж был насквозь пиратским, не поддерживал сохранения и, до кучи, был на японском языке. Но я тогда даже этому не удивился, потому что микро мечта таки сбылась. Однако, отсутствие сохранений сыграло весомую роль при прохождении. Я не мог перезагрузить неудачную битву — проиграв я просто терял половину заработанной голды и укатывался в ближайший храм воскрешать своих соратников. За счет этого ближе к концу игры я ощутил некоторую нехватку голды на новую экипировку. Несколько раз я просто прекращал прохождение на шахматной битве и сражении с Зальбардом (которые я до сих пор считаю сложнейшими в игре) потому, что просто не мог заплатить за возвращение к жизни боевых товарищей. Приходилось просто начинать проходить игру с самого начала. А еще нужно было оставлять приставку включенной неделями чтобы не потерять прогресс, поэтому моргнувшее электричество или неудачно извлеченный из розетки адаптер тоже могли легко похоронить труд нескольких дней. Но я ни на секунду не сомневался, что оно того стоит, возвращаясь в Грансил снова и снова.

Один из артов, посвященных основным персонажам Shining Force 2. Слева направо: воин Яха, маг Казин, лекарь Сара и главный герой Боуи (не Дэвид)

Shining Force 2 я все-таки прошел c 4 или 5 попытки. Конечно, я остался очень впечатлен, особенно концовкой игры, историями персонажей (как хороших, так и плохих), сражениями с боссами и этим большим путешествием по огромному миру, наполненному сказаниями, легендами и увлекательными историями. Мои ожидания полностью оправдались. Позже я познакомился и с другими JRPG на Mega Drive и очень полюбил серию Phantasy Star, но именно Shining Force 2 осталась самым ярким впечатлением сеговской юности, привила любовь к JRPG в частности и жанру Turn Based RPG в целом. Именно эти ностальгически-приятные чувства и побудили меня написать целую статью об одной из самых впечатливших меня игр — Shining Force 2, за прочтение которой я вам очень благодарен!

Читайте также: