Серп и молот обзор

Обновлено: 02.07.2024

Производство модов к популярным играм – занятие исключительно развлекательное и в чем-то даже бесполезное. Заменяющие главных героев персонажи голливудских фильмов, внедрение в геймплей элементов «клубнички», пародийные локации и минимум действительно значимых изменений в игровой механике – на большее создатели любительских дополнений, как правило, не претендуют. Исключения возможны, но только в одном случае – если за дело берется команда людей с общими интересами, возглавляемая Александром «Novik’om» Москальцом, в качестве продюсера выступает сам создатель оригинала, а в основу проекта заложен один из мощнейших игровых движков современности. Именно тогда простая модификация может не только превратиться в полностью самостоятельную масштабную игру, но и во многом превзойти своего прародителя.
За прошедший год с момента выхода «Операции Silent Storm: Часовые» произошла значительная смена приоритетов. Если знойным летом 2004-го вы примеряли на героев панцеркляйны, не задумывались о мирном решении проблем и отрядом гренадеров сносили с лица земли целые локации, то вряд ли сможете почувствовать себя как дома в «Серпе и Молоте». В главной роли – советский разведчик, на нелегальной основе пытающийся предотвратить начало Третьей Мировой, вынюхивая нужные сведения в оккупационных зонах на территории послевоенной Германии. Методы прохождения, разумеется, соответствующие. Тихое смертоубийство, общение с гражданскими, поиск важных документов и начало стрельбы только в критических случаях. Подбор паспортов, переодевания в соответствующую военную форму, обдумывание каждого шага и – о, ужас! – длительное размышление над вариантами ответа в диалогах, от которых в этой игре зависит если не все, то очень многое. Удивлены? Мы, признаться, тоже.




Дипломатический подход

RPG-одежка на теле чистокровной тактической стратегии с идеальной родословной поначалу сковывает, вызывает определенные неудобства и сильно жмет в боках, но впоследствии заставляет сыпать восторженными эпитетами направо и налево. Проработанные до мелочей члены команды, наделенные характерами, конфликтующие между собой, помогающие советом в сложных ситуациях и открывающие дополнительные сюжетные ходы – замечательно! «Живые» диалоги и записи в журнале, множество вариантов решения проблем и пьянящая возможность выбора линии поведения (можно даже заняться истреблением всего живого, чтобы через пару часов игры наткнуться на «ядерную» концовку) – превосходно! Сюжет, в конце концов, то и дело выдающий непредсказуемые повороты и организовывающий встречи со старыми знакомыми – великолепно!
Пацифизм и тяга к дипломатическому решению конфликтов приветствуется, впрочем, далеко не всегда, поэтому в определенных ситуациях кровопролития избежать не удастся. Причем зачастую кровь будет проливаться именно ваша – расстановка сил в локациях зачастую далека от равенства, и врагов оказывается в несколько раз больше, чем ваших соратников. Здесь, пожалуй, стоит сделать отступление – играть в «Серп и Молот» очень сложно, и быть готовым к этому нужно с самого начала. Привыкайте к тому, что игра действительно заставляет думать как в бою, так и во время выполнения разведывательных операций. Решения далеко не всегда лежат на поверхности и, что обидно, временами найти их с помощью логики не удастся при всем желании (в этих случаях поможет проверенный метод научного тыка). Но это, как нам кажется, не критично, а порой и весьма интересно – что ни говорите, а по настоящему сложных игр сейчас практически не делают.




Прелести тотальной деструкции

Но вернемся все-таки к боевой части игры, которая со времен оригинала практически не изменилась. У нас по-прежнему есть шесть классов бойцов, каждый из которых лучше других владеет определенным видом вооружения; масса различных способностей (в простонародье – «перков») и полностью разрушаемое пространство, предоставляющее феноменальный простор для маневров (любимый способ душегубства вашего непокорного – убивать супостатов, находящихся этажом выше). Хотя и без нововведений не обошлось – все предметы теперь обладают весом, а перегрузка персонажа ведет к уменьшению очков действия. Оружие стало намного чаще заклинивать и перегреваться, а солдаты получают гораздо больше травм и периодически зарабатывают кровоподтеки («залатать» последние, к слову, удается не всегда), что не раз вынудит вас взять в команду персонажей соответствующей специализации.
Движок Silent Storm, похоже, совсем не собирается стареть и, как вино, с каждым годом становится только лучше. Отличная анимация персонажей, симпатичный ландшафт, не менее достойные модели и (внимание – новинка) смена времени суток, оказывающая серьезное влияние на игровой процесс – претензии можно предъявить лишь к не очень качественным портретам героев в диалогах. Главная особенность моторчика – полная интерактивность мира – по-прежнему вызывает настоящий восторг. Остался на месте и другой отличительный момент – игра продолжает «славные» традиции предшественников и тормозит на абсолютно любой конфигурации. Вполне неплох звук и музыкальное сопровождение, хотя последнее понравится далеко не всем.

Резюме

У Novik&Co получилась замечательная игра, наглядно демонстрирующая, что бывает, когда разработчики не боятся идти на эксперименты. Сделать из тактической стратегии с ролевыми элементами полноценную RPG с элементами тактики – это, несомненно, верх мастерства. Искренне желаем молодой компании успехов – потенциал у неё, судя по дебютному проекту, действительно впечатляющий.

Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 9.0
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.0

Лучший стрит-арт августа

«Серп и Молот» - это история оперативника советской военной разведки, действуюшего на свой страх и риск на враждебной территории в тонкой паутине интриг различных спецслужб и организаций. В апреле 1949 года на границе с Германией объявляется группа польских подпольщиков, вплоть до конца войны боровшихся против нацистов. Члены группы долгое время считались погибшими, их внезапное появление и попытки выйти на контакт вызывают обеспокоенность Советов. В глубь англо-американской оккупационной зоны направляется опытный диверсант, работавший с группой еще во время войны. В начале операция кажется всего лишь легкой прогулкой, однако чуть позже герой понимает - что-то пошло не так.

Центру не до вас – вам необходимо самостоятельно находить выход из сложных ситуаций. Получая тем или иным способом различные сведения, вы сами составляете картину происходящего и решаете, как действовать дальше, прогнозируя последствия своих действий. Сюжет накладывает минимум ограничений на ваше поведение – единственным поводом для форсированного окончания игры является смерть главного героя.

Игровой мир представляет собой площадь в несколько тысяч квадратных километров на юге Германии. Вам предстоит действовать в городе, поселках, в лесу и даже в тайных подземельях Третьего Рейха – действовать аккуратно и скрытно, взвешивая, кому и до какой степени вы можете доверять. А довериться кому-то придется – ведь нужно найти себе место обитания, достать оружие, необходимые документы, одежду, не привлекающую внимания, найти и завербовать напарников в свою команду. Для всего этого нужны деньги, которые надо еще где-то достать, заработать или отнять.

Мир игры меняется в зависимости от ваших действий, жестко отвечая на агрессию. Тщательно обдумывайте каждый шаг, ведь перестрелка посреди города может не только привести к столкновению с представителями закона, но и заставить военного коменданта выслать патрули - местная газета увековечит это событие на своих страницах, что еще более осложнит ваше пребывание в данном районе. Если же вы будете злоупотреблять агрессией, американские оккупационные власти решат, что СССР активизировал диверсионную деятельность в преддверии общего наступления, США нанесут упреждающий удар – и начнется война.

Ключевые особенности:
- захватывающий нелинейный сюжет;
- единое игровое пространство;
- одежда и документы;
- нелинейные диалоги;
- экономическая составляющая;
- реальное оружие.

Box

Не совсем уже отечественная компания Nival Interactive уже давно зарекомендовала себя не только, как производителя гарантированно успешных продуктов, но и как создатель движков, на основе которых один за другим рождаются новые проекты. На основе «Блицкрига», например, уже вышло три независимых проекта: «Карибский Кризис», «Сталинград», «Койоты: Закон Пустыни», причем последний имеет весьма мало общего с прародителем. Движок Silent Storm подобной популярностью, отчего то, не пользовался — официальных проектов на его основе не делали, а игра, о которой сегодня пойдет речь сама, изначально являлась модификацией, а точнее говоря total conversion. Мод оказался настолько удачным, что его разработчикам был предложен контракт и вот уже на прилавках красуется совершенно новая игра, на которую мы настоятельно рекомендуем обратить внимание.

В шесть часов вечера после войны

Темой Второй Мировой нас в последние годы определенно перекормили, как отечественные, так и западные девелоперы. Ребята из Novic&Co сделали весьма хитрый ход — перенесли время действие игры на несколько лет вперед, в 1949 год на оккупированные германские территории. Время относительно мирное, но весьма напряженное, проще говоря — мир на грани ядерной войны, всеобщая шпиономания, столкновение идеологий и режимов и герой наш, играющий роль агента советской разведки, радикально не похож на того бравого пехотинца, которого мы вели по прямому сюжету Silent Storm и «Часовых».

Никаких последовательностей миссий, практически полная свобода действий, довольно большой игровой мир и отсутствие четких указаний. Герой, за прошедшие несколько лет, напрочь утратил все свои навыки, однако, память не потерял. Вызов к бывшему начальству, приказ, не терпящий возражений — сами понимаете, что делали с такими «отказниками» в СССР образца 1949 года. И вот, под покровом ночи мы переходим границу, проникаем на оккупированную американцами и англичанами территорию, где должны выйти на некоего Вацлава, от которого получите дальнейшие распоряжения. Явка, разумеется, провалена, Вацлав и его группа на ваших глазах расстреляны расторопными штурмовиками в черной коже, сами штурмовики, по мере сил, уничтожены вами, а среди поставленных к стенке оказывается одна выжившая, но сильно контуженая американка. Укладываем ее на лечение к местному доктору и оказываемся в весьма затруднительной ситуации: что делать — непонятно, денег минимум, с оружием напряги, местные жители крайне неохотно идут на контакт, а «центр» (благо вторая группа штурмовиков имела при себе радиостанцию) не отдает никаких четких приказов, кроме как «действовать по обстоятельствам, а в случае провала — мы тебя вроде как и не знали».



Забудьте про «базу», где можно было нанимать бойцов и запасаться необходимыми предметами. Участники в группу набираются самыми различными способами и из самых разнообразных национальных, идеологических и социальных групп. Скажем, Ларри — сын местного торговца оружием и бывший член гитлерюгенда — присоединится к партии только после выполнения миссии по атаки британского конвоя с оружием. Позже, на том же месте, где имела место вышеозначенная заварушка мы обнаружим британских солдат, арестовывающих знакомого нашему герою террориста Фиделя, коего также можно извлечь из застенков самыми различными способами, например переодеться в форму офицера британской контрразведки, подделать соответствующие документы и запросто потребовать у коменданта тюрьмы выдачи этого «особо опасного преступника». Как вариант — взять тюрьму штурмом, если хватит сил и наглости, а можно и вовсе об этом Фиделе забыть, как о страшном сне и заняться другими делами. А того же Ларри, равно как и его папашу Зигмунда, я во время первого прохождения пристрелил, в числе прочих обитателей бандитской базы, пытаясь выполнить задание первого попавшегося работодателя, оказавшегося, на поверку, мелкой сошкой и трусом.

Главный, на мой взгляд, козырь игры — подлинная нелинейность. Разработчики умудрились превратить тактический симулятор в почти полновесную социальную RPG, где каждое действие игрока оказывает самое непосредственное влияние на окружающий мир. На реакцию окружающих влияет даже внешний вид персонажа: разгуливать по британскому сектору с «Льюисом» наперевес и в камуфляже чревато непониманием, то есть помещением в тюрьму или большой бойней. Впрочем, можно откупиться и вернуться в родной нейтральный сектор или, там, в избушку к леснику-оружейнику, типа переночевать. Существенным аспектов является игровое время, это не просто смена режима освещения, но и реально тикающий таймер. Увлеклись сбором трофеев в локации, где только что закончили большую перестрелку — скоро подвалит карательный отряд и выход из сектора будет закрыт до полного уничтожения противника. В процессе массового истребления американских военных, однажды, у моей соратницы Элизабет (та самая контуженая американка из группы Вацлава) случилась истерика на тему «я больше не могу убивать своих!», после чего она сбежала в город и согласилась вернуться в группу только после воспитательной беседы. Кстати, не забывайте почаще сохраняться, так как реакция персонажей, в том числе и главного героя бывает непредсказуемой. Воспитательная беседа с Элизабет, о которой я только что упомянул, завершилась успехом только с третьей попытки — два раза герой обвинял ее в дезертирстве и расстреливал на месте.



В игре огромное количество диалогов, подчас довольно разветвленных. Нет, до хитросплетений Planescape: Torment здесь далеко, однако говорить придется много, и с соратниками, (узнавая о них много интересного), и с мирным населением (стараясь выведать нужную информацию), и с врагами, подкупом, шантажом или угрозами влияя на дальнейшие события и отношение к персонажу. Например, если разговорить бармена, для чего требуется заказать у него пива и это пиво похвалить, можно узнать много интересного о жильце со второго этажа, который (спойлер, конечно, ну да черт с ним), после обыска в его апартаментах оказывается опытным диверсантом и готовит крупный теракт, который можно предотвратить только в течение ближайших суток. А можно и не предотвратить. Ничего катастрофического не случится, просто сюжет игры повернет в несколько другое русло. Диалоги, кстати, написаны великолепно, адекватны с литературной точки зрения и, часто, заставляют от души посмеяться, причем сортирно-казарменного юмора и всевозможной петросянщины, свойственной, увы, многим отечественным играм, здесь минимум — все шутки действительно остроумны, оригинальный и грамотно вписываются в контекст. Случайные встречи выполнены в духе Fallout и являют собой заимствования, в том числе и из самого «Фолла», когда группа натыкается на. Фрэнка Хэрригана — главного босса Fallout 2, разыскивающего в окрестностях представителей нетрадиционной ориентации.



В условиях острого дефицита



Сами боевые эпизоды стали существенно сложнее. Общими словами — «Серп и Молот» на «легком» уровне сложности частенько оказывается сложнее, нежели Silent Storm на «нормальном» или даже «сложном». Группа небольшая, не всегда хорошо вооружена: особенно тяжело здесь с бронежилетами — их мало и они дорогие, патронов не хватает, оружие заклинивает, а силы противника значительно превосходят силы союзников. В ходу скрытые действия, ползание на пузе, игра в прятки и снайперские перестрелки на дальних дистанциях. Домики традиционно зачищаются гранатами, после чего, иногда, превращаются в руины. Не забывайте, к тому же, что каждый боец на особом учете и потеря кого-либо из соратников категорически нежелательна, хотя к геймоверу приводит только смерть главного героя, но за здоровьем однопартейцев наджежит тщательнейшим образом следить, вовремя накладывая бинты и применяя аптечки. AI противников весьма и весьма хорош и никаким скриптам они не подчиняются. Переигрывая в пятый раз очередной чрезмерно сложный эпизод вы ни разу не столкнетесь с одинаковыми схемами действий вражеской группы. Ну а в остальном, старая боевая система Silent Storm и «Часовых», описывать которую я не вижу смысла, осталась прежней. То же можно сказать и о ролевой системе, где было подкорректировано только «привыкание» персонажей к определенному виду оружия и влияние количества переносимого груза на скорость передвижения и количество очков действия.

В графическом плане игра изменилась незначительно. Используется модифицированный движок «Часовых», перерисовано большинство текстур, улучшено освещение, добавлена его динамическая смена в зависимости от времени суток, увеличено количество полигонов в моделях персонажей и техники, повышена детализация внутренних и внешних пространств. Все графические опции доступны в главном меню и настроить игру можно практически под любую систему. На максимальных настройках, разумеется, тормозить она будет абсолютно на любой машине, но тут уж ничего не поделаешь — такой движок, опережающий технический прогресс (шучу). Из багов были замечены единичные проблемы с EAX — неожиданно включавшаяся сильная реверберация, от которой спасал только перезапуск игры, а также непонятные шутки с быстрым сохранением — несколько раз игра просто не записывала сохранение. Кроме того, по неведомой причине размер директории с игрой раздувался со стандартных 3 ГБ до 4.5. По той же неведомой причине, после перезагрузки системы размер папки вернулся к исходному.



На этом, пожалуй, можно и закончить. Главное не забыть о четырех различных концовках, к которым приведут ваши действия. Те, кто пойдут напролом доиграются за два вечера до начала Третьей Мировой (тоже концовка, а вы думали), ну а если вдумчиво и тщательно проходить цепочки квестов, можно получить вплоть до 30 часов игрового времени и еще три, совершенно другие и разные между собой финала.

Вывод — уникальный случай, когда группа энтузиастов, начав с модификации, закончила полноценным коммерческим продуктом, издаваемым 1С и CDV (. ), оригинальным, качественным, чрезвычайно интересным и разнообразным для самых разных категорий игроков — для любителей Fallout, Jagged Alliance и самой Silent Storm вместе взятых. Это ли не показатель?

«Silent Storm». Сколько всего в этом названии для игрока из СНГ. Одна из лучших, если не лучшая игра, что выходила из под пера студии «Nival». Великолепный одноименный движок, который позволял взрывать все что видит игрок. И, на мой взгляд, до сих пор, это игра с одной из лучших систем повреждений. Разве что первый «Red Faction» мог дать нечто подобное.


И что радовало, в «Silent Storm» эта разрушаемость влияла на игровой процесс. Например, проделать дыру в стене, войти в здание и расстрелять всех кто внутри. Да, взрыв привлечет внимание, и скорее всего, вас будут ждать несколько бойцов с MP40. Но, такой элемент все же был и он невероятно радовал.

Так же, благодаря системе разрушений, на карте нет мест, в которые нельзя было бы проникнуть. Вопрос был лишь в том, нужно ли оно игроку. И это же, привело к тому, что в игре нет непробиваемых укрытий. Да, кирпичи защищают вас от пистолет-пулеметов и винтовок, но гранаты, панцершреки, базуки и панцеркляйны скажут вам: «привет, а я к тебе».

Что из себя представлял «Silent Storm»?

Геймплей позволял вам проходить как по стелсу, так и в лоб. Но… так как игра духовный наследник «X-COM: UFO Defense». Ваша команда профессионалов гибнет как мухи и получает кучу ран. Потому, я предпочитал стелс через разведчиков и снайперов, но, к сожалению, такое доступно не всегда. Потому, в запасе лучше всего было иметь трех четырех прокаченных солдат и гренадеров, ну и без медика ни куда.

Сюжет же был. И был любопытный. Если вы видели фильмы «Первый мститель» 2011 года, или знакомы с комиксами про «Капитана Америку», то он вам покажется знакомым.

Организация Молот Тора, вышедшая из нацисткой Германии. С помощью передовых технологий планирует ЗАХВАТИТЬ МИР. М да, Иоганн Шмидт с радостью бы к ним присоединился. Но игра вышла раньше, это стоит понимать.

И собственно, у нас было две компании: за Ось и за Союзников. Это было весело и интересно, да и сейчас играется отлично. Жаль нет хотя бы ремастера, с подтянутыми текстурами, обидно.

Следом за игрой, вышло масштабное дополнение «Часовые». Сюжет там развивался уже в 1947 году. Часовые, это бывшие солдаты Оси и Союзников, что продолжили борьбу с организацией Молот тора уже после войны и без поддержки государства. А потому, им нужны деньги. Много денег. Собственно это главное изменение в игре. Но, именно на базе этого дополнения и была сделана фанатская игра, выпущенная самой студией «Nival»: «Серп и молот».


Отличия в игровом процессе

Хоть игра и фанатская, но она принесла несколько важных изменений в игру.

  1. Гражданская и специальная одежда. В игре появились города, в которые нельзя было явится в военной форме СССР или Германии. Можно было явиться в гражданской одежде, как ее называют «штатской», но тогда стоит выложить все оружие крупнее пистолета. В форме союзников можно разгуливать с винтовкой на голо.
  2. Вес. Теперь нельзя запихать в бойца столько предметов, сколько у него ячеек в инвентаре. Точнее, можно. Но тогда боец не сможет бегать и тратит больше очков действий.
  3. Нельзя выбрать пол и нацию. Из-за сюжетной направленности игры, теперь мы советский солдат. Мужчина. Что служит в разведке.
  4. Из игры так же убрали полностью фантастический элемент. И, скажу честно, мне это понравилось.

РПГ-элемент

Но, как было сказано, игра стала полноценной РПГ. А потому, стоит углубиться немного в сюжет.

И так, на дворе 1949 год. В разгаре берлинский кризис. Одна спичка и может начаться новая война. И вот мы, главный герой. Ветеран войны, разведчик второго разряда. Получаем задание, отправится за кордон и встретиться там с группой некого Вацлава, о котором с 1945 года не было ни слова ни духу. Ну, делать нечего. А потому, используя помощь советских пограничников, танковой роты и какой-то матери, проникаем на нужную нам территорию. И вот тут то, начинается экшен. На наших глазах, расстреливают Вацлава и ещё двух человек. Мы можем стать четвертым, если быстро не определим сих товарищей в землю тепленькую.

Когда данное недоразумение решено самым культурным образом, мы узнаем что один из расстрелянных жив. Точнее будет жить коли к врачу определим. А после, она согласится нам помогать, если мы ей будем по пятьсот долларов еженедельно платить. Мы можем, конечно, отказать, но тогда в команде не будет опытного стрелка. И это сильно повлияет на варианты прохождения.

И собственно, раз группа Вацлава уничтожена, а уничтожена она неизвестными для нас солдатами. То нам нужно выяснить кто за этим стоит и кто, устроил теракт на территории советской зоны оккупации.


Собственно, в большинстве миссий у нас есть два варианта прохождения: мирный или геноцидный. Иногда вариантов больше, а иногда он вообще один. Но, что важно, так это наш отряд. Тут у нас чистый интернационал.

  • Капитан: главный герой.
  • Сандерс: американка, та самая, которую стреляли вместе с Вацловом, присоединяется лишь за 500 долларов.
  • Моше: Еврей, что после войны начал мстить недобитым ССовцам и другим палачам.
  • Ларри: боец гитлерюгента, после войны присоединился к торговцу оружием.
  • Паша: резидент советской разведки.
  • Зигфрид: немецкий партизан, воюющий против союзников уже после войны. Однако присоединился к Молоту Тора, в котором быстро разочаровался.
  • Фидель: испанец, бывший боец республиканской армии. После поражения Республики в гражданской войне, эмигрировал в СССР. Будучи опытным диверсантом, поступил инструктором в школу разведчиков, готовя опытные кадры. Однако, в 1943-ем, был мобилизован на фронт, в результате чего оказался в немецком тылу.

Для того чтобы получить каждого из этих бойцов свою команду, нужно выполнить ряд условий. Иначе, есть риск, пусть им пулю в лоб.

Персонажи между собой взаимодействуют. Ругаются, радуются, советуют, подшучивают и так далее. В общем, на экране настоящие живые люди, пусть и в низком разрешении.


И конечно же у нас есть несколько концовок. Не знаю, можно ли их делить по классическим: хороший, нейтральный, злой. Но они довольно интересны и хорошо вписываются в реалии игры.

Вывод

РПГ игр, или вообще игр про пост военный период крайне мало. Тут же нам предлагают, пусть и слегка корявую, но все же, довольно хорошую РПГ игру про советскую разведку. С разветвленным повествованием. Несколькими концовками. И интересными идеями.

Однако, рекомендовать игру всем я не буду. Это тактика старой школы. Она хардкорная, а все персонажи в ней смертные и их нельзя воскресить. Так что, это больше для любителей подобных игр.

Читайте также: