Sega mega drive 2 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Краткий ввод! Пока писал данный материал, оказалось что он очень большой и первая часть будет посвящена полностью самой консоли и воспоминаниями о ней от 90х к современности. Во второй части поговорим уже об играх. Спасибо за внимание, надеюсь Вам будет интересно.

Тема Денди еще не закрыта, но самое время и вспомнить поколение 16-бит! С Вами снова Юрий, а значит я поделюсь с Вами воспоминаниями из детства и расскажу про любимые игры из детства. Прошлые материалы про Денди опубликованы тут и тут .

Начнем по традиции с рекламы Sega Mega Drive 2 . Об этом можно рассказывать вечно, ибо это все связано с компанией Steepler , благодаря которой мы обязаны ей за наше игровое детство. Если вдруг Вы не читали прошлые материалы, то меня зовут Юрий и я хочу поделиться с Вами историей об играх вдалеке от Москвы.

1000км и уже совсем другой колорит. Торговый город со сложной судьбой и прозвищем Ростов-Папа. Большое количество игровых клубов, семки, корты и секции бокса, все это было неотъемлемой частью жизни в 90х. Ростов от Москвы отставал в развитии (да и сейчас отстаёт) примерно на 5-6 лет. Если где-то эпоха игровых залов уходит к концу, то в Ростове это процветает. Это касается всех отраслей. Порой не нужно лететь за границу, чтобы подсмотреть что-то новое, достаточно просто приехать в Москву, посетить местные рынки или большие торговые центры и можно прикидывать, чего нет у нас и что возможно выстрелит.

В начале 90х к нам привозили консоли с Тайвани, они были клонами, но крайне высокого качества. На всех корпус независимо от страны происхождения была надпись " Made in Japan ". Даже спустя столько времени, есть вполне себе живые экземпляры. Первые ревизии были в таких же оригинальных коробках. Плотный картон, на некоторые коробки наклеивали стикера Денди , так как продавались они в фирменных магазинах. Внутри был пенопласт, специальный переходник с s-video на RF для подключения к старым телевизорам. Всегда был 1 геймпад. Опять же был рандом. Кому-то клали 3х кнопочный геймпад, кому-то клали 6ти кнопочный геймпад. Блок питания был большой и тяжелый, при этом вилки были разные. У кого-то длинные, у кого-то короткие. Так же из-за относительно большого веса он не под все розетки подходил. Сама же консоль имела логотип Sega на коробке, а сбоку был разъём под Sega Mega CD . Консоль, хоть и воспроизводила пиратские картриджи (других на тот момент практически не было, 60$ за игру еще никто не отменял) переключение региона не было, и для этих целей был использован Mega Key , который позволял эмулировать другой регион. В детстве мы не знали что такое понятие региональности, мы просто знали что игра не работает без мега-ключа.

Не все консоли в то время были в то время пиратские. Компания Steepler смогла договориться с Sega и заключить договор на поставку лицензионной продукции. У отечественного покупателя конечно был шок, когда в магазине на прилавках одновременно продавалась как оригинальная продукция так и пиратская. Попутно Steepler вела переговоры с Nintendo и чтобы конкурировать с Sega , японцы требовали от Российской компании снять с продажи SMD и дала спец. условия. Увы, но отсутствие на прилавках в фирменных магазинах Денди сеги, носило временный характер, так как покупать консоль за 6000 рублей, что примерно составляло 1000$ при курсе 1к6. Было ну просто грабительски. Ведь на прилавках рядом за туже цену можно было купить Sony Playstation 1 , это уже был совершенной другой уровень развлечений и графики. И SMD спустя несколько месяцев снова вернулись на прилавки, так как покупатели требовали "народных игр".

В постсоветское время даже покупка Денди требовала откладывания от 2х до 4х зарплат. На Сегу можно копить от 4х до 8ми месяцев. При этом по ценам был полный рандом. Более старшие товарищи рассказывали, что сейчас продажа видеоигр это не бизнес. Это хобби или состояние души. В 90х можно было спокойно за день распродать от легковой машины до камаза, под завязку забитый денди и сегами. При этом некоторые из них понятия не имели что такое игры. Они просто работали челноками. Им говорили что привезти и они делали это. Спрос рождал предложение. Некоторые настолько увлекались этим, что открывали свои магазины, расширяли ассортимент создавали свои фирменные магазины. У нас в Ростове практически не осталось культовых магазинов из 90х. Остались только люди, которые еще продолжают работать в индустрии видеоигр.

А что с играми? А с играми все было хорошо они стоили по тому времени от 160 рублей и заканчивались 400 рублями. Самый дорогой картридж это был Mortal Kombat 3 Ultimate . Он первые года после выхода, никогда не менялся, был только под продажу. Про то что нас кинули с сохранениями я вообще молчу. Если Вы вдруг не в курсе. С приходом эпохи 16-бит в нашу жизнь пришли и сохранения. При этом не обязательно было покупать специальные книги с кодами или читами. Просто нужно было иметь лицензионный картридж и батарейку, которая держала в памяти сохраненный прогресс. Не во всех играх требовалось сохранение, но все же нас лишили этого удовольствия. Представьте как было весело проходить маленьким детям того времени, final fantasy еще и на английском языке и без возможность сохранять прогресс? И ведь проходили же. Просто не выключали приставку и надеялись что не выключат свет или родители не выключат. Ибо если не было кодов или возможности ввода кодов (для примера Lost Vikings ) игру приходилось начинать заново. На моей памяти в детстве у меня был всего лишь 1 лицензионный картридж - это был Road Rush 3.

Большая коробка, книжечка на английском языке, качественная полиграфия и картридж был выше, а сбоку была желтая клипса, которая скрепляла картридж. Она позволяла заменить батарейку, если та разряжалась. А какие картриджи с батарейкой были у Вас?

Сейчас то уже понятно, что не было выгодно давать нам возможность сохраняться. Это же "бизнес по-русски". Мы будем дополнительно наряду с играми продавать книги с кодами и прохождением. Порой в них был абсолютный бред, типа после прохождения Battletoads дадут возможность поиграть за третью жабу. (привет Battletoads in Battlemaniacs для SNES ) и прочие коды, которые как ни в води толку не будет. При этом тиражи были ну просто бешенными!

Продажи данных книг могли не уступать продажам самих игр. Да и опять же тема книг и журналов в 90х на игровую тематику явно заслуживает отдельного материала.

После того как перед очередным Новым Годом, моя Денди приказала долго жить. Моя сломанная, перед этим чудесным праздником нога принесла определённую радость. Родители подарили мне Sega Mega Drive 2 + второй джойстик + мою первую игру и как бы это было не прикольно - это был сборник. Там было 4 игры среди которых был Batman от Sunsoft, были Sunset Riders , Chase HQ , Bare Knuckles . Все эти 4 игры были со мной все праздничные дни. Увы, но кроме Bare Knuckles пройти до конца остальные игры мне не удалось. Собственно второй геймпад простаивал, а играл я что удивительно с дедушкой. Так как я оккупировал его телевизор и ему не оставалось выбора. Так в моей жизни вновь появились Боевые Жабы и Братья Драконы! Сейчас наверное в пору было добавить приписку Remastered или Enhanced Edition и счастью моему не было предела. Но как я писал выше, об играх поговорим в следующем материале.

Более ли менее с качеством дела обстоят у консолей Genesis . На борту этой штуки имеется от 50игр. Эмулятор работает наиболее аутентично. Ромы в большей части используются NTSC региона, а это значит полноценные 60Гц и следовательно игры работают быстрее. Есть вариант с подключением через HDMI, но при этом картинка фиксируется жестко по соотношению 4:3 и включается сглаживание. Если данных игр Вам не хватает, Вы всегда сможете докупить картриджи, которые даже в 2019 еще производятся. Несмотря на то, что волна ностальгирующих людей прошла, катриджи не теряют своей популярности. Беспроводные контроллеры сейчас это норма, в то время это было диковинным и редким событием.

Наиболее классным вариантом окунуться в прошлое в 2019 году это покупка Sega Mega Drive 2 mini . Если ценник в 7000 рублей Вас не пугает, то с точки зрения железа и фана это отличный вариант. Если Вам интересна тема современных новоделов, я смогу Вам более развернуто написать о том, какие новоделы можно брать, а какие стоит обходить стороной.

Сега у меня была весьма долго, она пережила 4 сломанных джойстика, 2 сгоревших блока-питания. Картриджей было около 20-30шт. Увы, но куда она потом делась я не помню. После SMD ко мне в руки попала Super Nintendo и это даже круче чем я ожидал. Одно дело сидеть и смотреть программу " Денди, Новая Реальность ". Другое же дело играть дома в эту самую реальность. Увы, но картриджей у меня было мало, а друзей у кого была такая же консоль еще меньше. Она ушла из моей жизни так же быстро как и пришла. Но и это уже совсем другая история.

У тех кто родился в 88 году, есть масса историй и наше время очень удивительно. Мы смогли увидеть много консолей, благодаря игровым залам с поминутной оплатой (Привет - Антикафе) могли познакомиться с новыми моделями. Чьи родители могли позволить купить диковинную игрушку собирали вокруг себя и дома много друзей. Была по своему ламповая атмосфера. Мы чаще проводили время на улице. Наша песочника была нашей социальной сетью. И договоренность о встрече была нерушима. Можно было пропустить либо по болезни, либо после наказания родителей и стояния в углу.

Надеюсь, что Вам было интересно читать данный лонг-рид. Так как написание и подготовка к нему заняла достаточно много времени, да и не все что хотел написать попало в данный материал.

Процессор
Центральный процессор: 16-битный Motorola 68000 (или полностью совместимый)
Тактовая частота: 7,61 МГц в PAL-приставках, 7,67 МГц в NTSC-приставках.

Память
Загрузочное ПЗУ: 2 Кбайт
Известно как «Trademark Security System» (TMSS)
Проверяет наличие лицензии игры, пиратские игры не запускает
Загрузочное ПЗУ отсутствует в ранних версиях приставки
Некоторые ранние игры, разработанные без учёта TMSS, могут не запускаться в поздних версиях

Основное ОЗУ: 64 Кбайт

Часть адресного пространства M68000
Видеопамять: 64 Кбайт
Центральный процессор может обращаться к ней только посредством VDP
Дополнительное ОЗУ: 8 Кбайт

Часть адресного пространства Z80
Используется как основное ОЗУ в режиме совместимости с Sega Master System
Область памяти картриджа: до 4 Мбайт (32 Мбит)

Игровые картриджи объёмом более 4 Мбайт должны использовать переключение банков памяти
Графика
Видеоконтроллер Sega Mega Drive (VDP, Video Display Processor)
Слои: 4 (2 прокручиваемых слоя графики фона, 1 слой спрайтов, 1 слой 'окна')
Спрайты: До 80 одновременно отображаемых, в зависимости от экранного режима (до 20 на одной горизонтальной строке)
Палитра: 512 цветов

Одновременно отображаемые цвета: для палитры выделены 64 девятиразрядных слова ОЗУ. Всего доступно 4 палитры по 16 цветов, при этом один цвет в каждой палитре всегда прозрачен, а также присутствует общий цвет фона. Это позволяет отображать до 61 цвета одновременно (и до 1536 с использованием растровых эффектов или затенения/высветления).

Разрешение экрана: До 320Ч240 (40Ч30 ячеек) для PAL-версии, и до 320Ч224 (40Ч28 ячеек) для NTSC-версии
Чересстрочные режимы могут обеспечивать удвоение разрешения экрана по вертикали.

Четырёхканальный PSG (Programmable Sound Generator, Программируемый Звуковой Генератор)
Три канала с прямоугольной формой сигнала, один шумовой канал
Программируемые тон/шум и затухание
Используется в режиме совместимости с Sega Master System

Выходы
Антенный выход
Аудиовидеовыход (звуковой стерео, композитный и RGB)
Разъем для блока питания.
Два гнезда для контроллеров (используя адаптер «4 Way Play» можно играть вчетвером).

Адаптер 10 В, 1.2 А, более поздних версий 9 В, 850 мА

В 1987 году персональные 16-битные компьютеры показывали себя не с лучшей стороны. В тоже время Nintendo имела 95% процентов рынка США и 92 % в Японии со своим NES. Sega осознала что дальнейшее борьба Master System с NES бесполезна… Использование 16-битных технологий со своих игровых автоматов для Sega подходило как нельзя кстати. И тогда же руководство компании решает, что настала пора внедрить эти технологии и в домашние приставки…Компания решила разработать новую 16-битную консоль на основе System-16 позаимствованную у игровых автоматов. Рабочее название консоли было MK 1601, но это название быстро отклонили, так как для грамотного маркетинга оно абсолютно не подходило. Тогда же было придумано новое название хорошо знакомое нам, а именно Mega Drive. В США консоль не смогли назвать тем же именем, так как посторонняя, не имеющая к играм компания зарегистрировала это название. И поэтому в штатах консоль назвали Genesis.

Sega Mega DriveТакже в то время к выходу готовился конкурент Mega Drive – PC Engine, и Sega было чего опасаться так как за этой приставкой стояла довольно крупная и богатая компания NEC. Запуск PC Engine состоялся 30 октября 1987 года в Японии и не произвёл особого фурора, также как и запуск Mega Drive годом позже 29 октября 1988 года… Но это только поначалу.

Вскоре, 9 января 1989 года Sega объявила дату американского релиза первой по настоящему 16-битной системы, так как другие 16-битки до этого официально в штаты не поставлялись. Дата была назначена на 14 августа 1989 (только в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке) года и цена на консоль составляла 190$, в остальные города США консоль поступила месяцем позже, 15 сентября. Европейский релиз произошёл как всегда в последнюю очередь 30 ноября 1990 года. Первым делом консоль поступила в продажу в Великобритании (так как в этой стране был популярен Master System) по цене в 190 фунтов. Также в 1990 году консоль поступила в продажу в Австралии.

Вскоре геймеры стали замечать, что на их новую консоль выходит слишком много портов с игровых автоматов и ни одного по настоящему убойного хита они не наблюдают. Несмотря ни на что к середине 1990 года продажи приставки в одной только Северной Америке достигли 1.000.000 экземпляров. Тем временем Nintendo стала понимать, что Sega стала отбирать у них клиентов и Nintendo зашевелилась. Она также стала разрабатывать новую 16-битную консоль (кстати их Famicom (NES) изначально тоже планировался 16-битным, но для 1983 года это было бы безумно дорого и от этой затеи отказались) Super Famicom и уже 21 ноября 1990 года новая консоль появляется в Японии. В США она выходит, под названием Super Nintendo, 1 сентября 1991 года. Война 16-битных приставок началась!

Чтобы дать отпор Nintendo, Sega должна была срочно изобрести какой-нибудь нестандартный ход и этот ход был найден в лице всем нам известного синего ежика. Это был гениальнейшая идея, просто поразительная графика, бешеный темп игры, запоминающийся герой все это вкупе с прекраснейшим маркетингом приставки просто вознесли Sega на пьедестал почёта. Продажи взлетели. 1992-1993 годы были лучшими в истории компании. Все усилия потраченные на рекламу, продвижение окупились сполна, каждый ребёнок мечтал иметь дома консоль от Sega. Выходило множество хитов, сторонние разработчики игр также охотно поддерживали Mega Drive. Особенно высока была популярность в Бразилии, где позиции Sega были традиционно сильны благодаря компании Tectoy.

В тоже время было выпущено дополнение к Mega Drive, приставка с CD-приводом которая носила название Mega CD. В 1993 году выходит видоизменённый Mega Drive имевший более стильный дизайн, и отсутствие входа для наушников. В то время Sega лидировала на рынке Северной Америке и могла позволить себе такие эксперименты. Все эти дополнения, в лице Mega CD, уже не были так уж хороши для стоящего на дворе 1994 года, также сказалась скупость на их рекламном бюджете, и вследствие этого продажи Mega CD оставались удручающе малыми. Далее сомнительные эксперименты были продолжены новым подопытным стал 32-X, расширение для оригинального Mega Drive позволяющее сделать её 32-х битной. Также постоянно возникали споры и разногласия между Японским и Американским отделением компании, всё это не могло не сказаться на имидже компании.

И ко всему прочему по Америке развернулась борьба с насилием, которое присутствовало на консолях от Sega, и если Nintendo как-то ограждала детей от жестких сцен, то Sega из игр абсолютно ничего не вырезала. Вспомнить хотя бы историю с выходом Mortal Combat который был выпущен на Mega Drive в оригинальном варианте, то есть с морем крови и кровавыми Fatality, а на Super Nintendo вышел вариант игры для детей “дошкольного” возраста без малейшего намека на какую-то там либо кровь в игре. Чтобы попытаться восстановить уважение к компании ввела VRC (некий совет по оценке игр который присваивал игре определённый ценз возраста играющего) и это несколько разрядило ситуацию с общественностью. Но доля рынка, занимаемого компанией, продолжала падать, всего лишь за год Sega упала с 65% занятости рынка до 35%. Также в это время заявляют о выходе своих новых консолей такие гиганты как Sony и Nintendo. Sega крайне нуждалась в новой консоли, чтобы остаться на рынке консолей и им стал Saturn, который прославился шикарной рекламной компанией и персонажем Segata Sanshiro, который и был главным героем видеоролика. В 1996 году Sega объявила, что прекратит поддержку Mega Drive, для того чтобы полностью сконцентрироваться на разработке новой консоли Saturn.

Продукция компании DVTech
Российская компания DVTech выпускает приставки семейства Magistr Drive. Отличаются они низкой ценой, посредственным качеством и широким ассортиментом спецверсий, ориентированных на тот или иной жанр игр. Такие версии различаются лишь коробкой и вшитыми в память играми. Свои игры записать невозможно. Пару лат назад приставки активно рекламировались в детских журналах. Производство приставок осуществляется, что странно, в России.

Китайские нонейм-устройства
Самые разные приставки, разный дизайн, память, жанры, качество. Называться могут Mega Genesis, Seda, SegaDrive, Super Drive. Да как угодно. Продаются как в наших магазинах, так и на всяких там алиэкспрессах. Производятся в любом китайском подвале, качество, как правило, имеют низкое. Но бывают и исключения.

Sega Nomad
Эта приставка является второй портативкой Sega. Она появилась в 1995 году, имела довольно неплохой экран 3.5" и могла запускать оригинальные картриджи, причём без региональных ограничений. Её можно было подключить к телевизору и использовать как контроллер, наблюдая за игрой на большом экране. Питание обеспечивали 6 батареек. Сама приставка была очень громоздкой и тяжёлой, продано было около миллиона штук.

Sega Gopher
Третья по счёту портативная приставка Sega была выпущена в 2007 году и производится до сих пор на Тайване на предприятии AtGames под контролем Sega. Да, это не подделка, а оригинальная приставка Sega. На её основе появилось множество клонов.

Tectoy Megadrive Portable
Компания Tectoy долгие годы была популяризатором Сеги в Бразилии, именно её стараниями в этой стране всегда были популярны приставки Sega. Бразилия была запасным аэродромом Сеги благодаря Tectoy. И в 2007 году по лицензии была выпущена приставка Tectoy Megadrive Portable (Megadrive в одно слово). Запуск игр осуществляется только через собственные картриджи, электрическая схема которых идентична оригинальным, а размеры меньше.

Продукция Zoga
Zoga-небольшая китайская компания, выпускающая разнообразные модификации портативок. Разные дизайны, цвета, но невысокое качество.

Игровая индустрия без Mega Drive — как комиксы без картинок или Ван Дамм без шпагата. Если вы росли в 90-х, но не владели приставкой, она наверняка имелась у вашего друга. И держим пари, тот прослыл душой компании. По случаю 30-летия знаменитого аппарата бьём по больному и грустим над драгоценным барахлом.

16 бит — звучит как хит

Мы говорим «Сега» — подразумеваем приставку. 16 бит, чёрные картриджи, некогда лучшая альтернатива системам Nintendo. Ведь там Скорпион не сдирал кожу с черепа и никого не кромсали на ломтики шляпой с острыми краями. Но чтобы мир это понял, понадобились годы противостояния двух японских гигантов. И началось всё не с Mega Drive, а задолго до её появления: с выходом в 1983-м легендарной Famicom, изданной на Западе как NES.

30 лет SEGA Mega Drive

Специалисты SEGA поняли, как именно нужно действовать, чтобы тягаться с могучими соперниками на равных. Раз уж компания приобрела репутацию в сфере аркадных развлечений, стоило поднажать на производительность железа и качество графики. То есть на преимущества, которых геймер не имел дома. Поэтому для восьмибитной Mark III, которая прославилась под именем Master System и стала прямым конкурентом NES, взяли более быстрый процессор и вдвое увеличили объём ОЗУ.

Но обойти большую N не вышло: в Японии удалось урвать лишь 10% рынка.

«Пфф, всего-то!» — скажете вы. Но, согласитесь, лишить монополию даже десятой доли продаж на её же вотчине — это тоже результат. Не говоря об успехе в Европе и, скажем, Бразилии, где Master System популярна до сих пор. Так что со стратегией производитель не прогадал. К середине 80-х генеральным директором SEGA стал Хаяо Накаяма, известный своим оптимизмом: где другие видели препятствие, он находил возможность.

30 лет SEGA Mega Drive

Практически сразу после выхода Master System в США Накаяма назначил разработчиков следующей системы — как вы, наверное, догадались, речь о Mega Drive. Правда, для замены дежурного названия Mark V на более броское пришлось перебрать 300 вариантов. Коллектив инженеров возглавили Хидеки Сато и Масами Исикава. За основу будущего устройства они взяли плату аркадного автомата SEGA System 16, а в качестве главного процессора использовали Motorola 68000. Что до Zilog Z80, трудившегося в SG-1000 и Master System, то в новой конструкции ему досталась вспомогательная роль.

Чип Motorola как раз подешевел, мы вовремя ухватились за эту возможность. Выбор дизайна тоже не случаен. Тогда у нас было ощущение, что в скором времени потребители начнут относиться к видеоиграм примерно так же, как относятся к музыке. Добавьте сюда место Mega Drive возле телевизора — вот почему мы сделали её похожей на аудиоплеер. А чёрный корпус дополнила надпись золотом 16 BIT. Кстати, эта золотая печать была очень дорогой, но мы действительно хотели подчеркнуть, что создали первую 16-битную домашнюю систему.

Хидеки Сато разработчик Mega Drive

30 лет SEGA Mega Drive

На деле первенство оказалось спорным. 29 октября 1988 года, когда SEGA представила новинку, в борьбу за место под солнцем уже вступила NEC с системой PC Engine, известной в США под именем TurboGrafx-16. Напряжение росло.

Оставался лишь один спасательный круг — маркетинг: жёсткий, как удар Саб-Зиро, и резкий, как спринт ежа Соника.

Бойцовский клуб пиарщиков

Для презентации Mega Drive выбрали не самый удачный момент. Достаточно сказать, что буквально за неделю до этого вышла Super Mario Bros. 3, поэтому азиаты с головой ушли в сбор мухоморов и спасение принцесс. Какая там SEGA? Вы о чём вообще? Вечеринки для прессы вроде той, где журналистам предложили сыграть в Altered Beast на консоли и аркадном автомате, помогали слабо. Как результат, в Японии удалось продать всего 400 000 экземпляров за год. И это при том, что компания Накаямы не халтурила: система и впрямь была мощной, а основу игротеки составляли эксклюзивы — не в пример 3DO, юбилей которой мы отмечали совсем недавно.

30 лет SEGA Mega Drive

Вот почему перед вторжением в Штаты Накаяма нанял нового директора SEGA of America (SoA) — прагматика Майкла Каца. Человека с опытом в индустрии: он успешно продавал Intellivision, ColecoVision, а затем переметнулся к конкурентам, чтобы раскручивать Atari 7800. В 1989-м, когда приставка SEGA сменила имя на почти библейское Genesis, избавилась от золотой надписи и появилась-таки на американских прилавках, амбициям Майкла был брошен очередной вызов.

От менеджера потребовали сбыть миллион консолей за полгода.

В остальном он мог действовать по своему усмотрению и строить маркетинговую кампанию с нуля. Кац обострил войну с Nintendo: реклама того времени всячески задевала конкурентов, а позже возник лозунг Genesis does what Nintendon’t («Genesis умеет, что Нинтенет»). Заодно он собрал команду для местной разработки, ведь народ в США особенный — любит спорт. Грех было этим не воспользоваться. Так что новобранцев усадили за тематическую линейку: Pat Riley Basketball, Arnold Palmer Tournament Golf, Joe Montana Football, Tommy Lasorda Baseball — имена знаменитых атлетов на картриджах гарантировали интерес. Но и влетели в копеечку: контракт с тем же Джо Монтаной стоил 1,7 миллиона долларов. Солидная сумма, особенно если учесть, что поначалу план выполнялся кое-как.

За шесть месяцев мы продали половину от обещанного. Но даже 500 000 единиц я считаю чертовски хорошим результатом, ведь Genesis была новичком и не блистала огромным количеством эксклюзивов. Да и к Nintendo было трудно подобраться, а геймеры с ключевыми ритейлерами ждали выхода SNES … Тогда-то мы и показали зубы со своим слоганом Genesis does what Nintendon’t.

Майкл Кац экс-директор SoA

Несмотря на экстравагантность решений, ролики по ТВ и спортивная серия принесли плоды. Счёт проданных устройств пошёл на миллионы, а Mega Drive начала уверенно теснить системы Nintendo, став в 1994-м лидером американского рынка. Фактически это открыло путь к мировой гегемонии. На любое действие конкурентов Кац тут же находил свою хитрость. В этом ему помогал отдел маркетинга во главе с Томом Калински — неутомимым генератором идей, который точно понимал, чего хотят подростки. И умел по-приятельски настроить их на нужный лад. А в ответ на споры о техническом превосходстве SNES отдел Тома раскрутил мнимую технологию Blast Processing. Дескать, она обеспечивает такую скорость работы, какой фанатам Марио век не видать. И поди докажи обратное!

Не удивительно, что в середине 90-х, когда SEGA по всему миру заняла почётное второе место, на должность Майкла Каца назначили Калински. Тот уже показал себя в деле и прославился благодаря двум эпохальным решениям. Он предложил специально удешевить систему до $150, чтобы зарабатывать на картриджах, и заменил комплектную игру с Altered Beast на Sonic the Hedgehog.

Признаюсь, я недооценил потенциал Соника. И слава богу, что затея сработала. Ведь сама мысль о том, чтобы влюбить американских детишек 6-16 лет в японского персонажа-ежа, казалась мне безумной.

Майкл Кац экс-директор SoA

Всё жёсткое — детям

Почему же Соник так важен? Успех Mega Drive, как и любой другой платформы, зависел прежде всего от качества и количества хитов. А уж потом — от железа, «бласт процессинга» и пикировок с конкурентами. Тут SEGA проявила незаурядную удаль. Пока в Nintendo изо всех сил поддерживали семейный, миролюбивый имидж, фирма Накаямы была свободна в выборе тем. Пусть никого не смущает дружелюбный маскот, который, если разобраться, не совсем уж и японский — снимите-ка с ежа туфли Майкла Джексона и избавьте его от палитры флага США. Потому что с милыми зверушками из The Lion King соседствовали монстры из Ecco the Dolphin, а весёлые потасовки ниндзя-черепашек чередовались с мясорубкой серии Mortal Kombat.

30 лет SEGA Mega Drive

Герой Boogerman снабжал юных геймеров дозой сортирного юмора, Rock N’ Roll Racing погружала в атмосферу дорожного беспредела под риффы Deep Purple и Black Sabbath. Робот-полицейский из RoboCop versus The Terminator показывал своему коллеге с NES, что остаётся от людей после очереди в упор. А как вам шутер Zero Tolerance со стекающими по стенам мозгами? И это не считая откровенной жести типа Splatterhouse 2, где крови и уродов было больше, чем всего остального вместе взятого. Даже стратегия Dune II порой удивляла: вот давишь солдат харвестером — они превращаются в красные пятнышки.

Вроде мелочь, но Nintendo не позволяла себе и таких шалостей.

В блокбастерах SEGA монстры пугали, шутки смешили, адреналин не бодяжили с какао. Конечно, такой подход пришёлся ко двору не везде. Власти некоторых стран ужаснулись от перспектив, а в США виртуальный мордобой от Midway привёл к появлению возрастного рейтинга ESRB. Традиционно раскрепощённые европейцы тоже не сразу поддались обаянию фаталити.

Бум видеоигр был глобальным, но в Германии действовали законы о защите молодёжи, поэтому некоторые из наших хитов там запретили. И это была единственная страна Европы, где мы не выбились в лидеры рынка — семейные идеалы Nintendo казались немцам более привлекательными.

Ник Александер экс-директор подразделения SEGA в Европе

30 лет SEGA Mega Drive

Зато бывший СССР чаша сия миновала. Проводником электронных развлечений в массы здесь стали пираты, с которыми цивилизованный мир худо-бедно боролся. В России же силами компании «Стиплер» обрёл колоссальную популярность тайваньский клон NES. Но вот парадокс: вместе с нелегальными Dendy в магазинах предлагали и лицензионные системы — Mega Drive двух версий и SNES.

В отличие от какой-нибудь Японии, у нас «Сега» победила нокаутом в первом раунде.

Каким образом? За счёт низкой цены, что в 90-х было критически важно, и большего ассортимента оригинальных игр. А также модуля Mega Key, который конвертировал телестандарт NTSC в PAL, смягчая тем самым региональные ограничения.

Эти истины постигались и во время походов на радиорынок, и в спорах с одноклассниками. Самым непонятливым излагал матчасть Сергей Супонев в передаче «Денди — Новая реальность». Вот он показывает жуткий бутлег Duck Tales со случайной уткой на стикере, а вот достаёт шикарную коробку с «Аладдином», где и графика, и звук на голову выше. Почувствуйте разницу! И мы чувствовали. Потому-то восьмибитка попала в разряд условно-дошкольных — в противовес безусловно крутой, пацанской «Сеге».

Когда 16 больше, чем 32

Тем удивительнее упрямство, с которым продлевали жизнь легендарной платформы. Вытворять такое с техникой — ещё та задача. Но рынок диктовал условия: в начале 90-х набрали популярность компакт-диски, чем тут же воспользовались производители игровых систем. Компания NEC выпустила аддон TurboGrafx-CD, о новых возможностях заговорили в Nintendo. Накаяма же договорился с JVC о сборке дополнений Mega-CD для 16-битной приставки. Они увеличивали объём данных, сулили обилие игр с FMV (full motion video), прибавку к мощности железа и возможность делать сейвы. Правда, каждое стоило аж по 300 долларов.

30 лет SEGA Mega Drive

Хотя, как признался продюсер SEGA Скотт Бэйлесс в интервью Eurogamer, приходилось экономить даже на проводах. Выбор дешёвого Audio-CD вместо CD-ROM привёл к серьёзным проблемам на запуске, а от усложнения аппаратной части задымились головы кодеров. Конечно, развлечений хватало уже в момент релиза. Sewer Shark, Night Trap, Prize Fighter дополнили портами с аркадных машин Dragon's Lair и Time Gal. Но кто в трезвом уме предпочтёт эти произведения блокбастерам оригинальной Mega Drive? Как результат, провал Mega-CD в Японии, но относительный успех в Европе и Штатах, откуда удалось-таки вытеснить TurboGrafx.

Но крутые ребята не оборачиваются на взрыв: в SEGA продолжили пороть горячку, причём по нескольким фронтам сразу.

Чтобы конкурировать с Atari Jaguar, придумали ещё один аддон, который назвали 32X. Однако его продажи оказались даже ниже, чем у CD-дополнения. Зачем втридорога собирать монстра Франкенштейна, если за ту же сумму легче взять более мощное устройство?

30 лет SEGA Mega Drive

А параллельно с презентацией 32X в США анонсировали 32-битную консоль Saturn. С тем же успехом можно было продавать снег эскимосам. Хаяо Накаяма упускал одну возможность за другой.

Мы связались с главой Silicon Graphics Джимом Кларком, чтобы заказать чипсет для новых систем. Нам схема понравилась, но японские инженеры остались недовольны и размером, и техническими характеристиками. Это нас огорчило, ведь мы считали, что нашли превосходный вариант с точки зрения быстродействия, графики и звука. К тому же пришлось оправдываться перед Кларком, который спросил, что ему теперь делать. Тогда я ответил: «Есть ещё одна игровая компания. Вроде бы её название начинается с N». Он пошёл туда и продал плату, послужившую основой для Nintendo 64.

Том Калински экс-директор SoA

Так часто бывает, и не только с производителями железа — вспомните хотя бы историю Telltale Games. Минута славы не резиновая. SEGA долго напрягала аппаратные мышцы и носилась со счётчиком мегагерц, как с писаной торбой, хотя на собственном примере доказала, что в играх это не главное. Да что там, 16-битная классика актуальна до сих пор. Ставишь эмулятор, запускаешь Contra Hard Corps, Golden Axe или Comix Zone, рубишься в третий Mortal, управляешь червяком Джимом либо Соником — и словно не было тех 30 лет. Mega Drive умерла, но мегадрайв остался.

Как-то раз попалась мне вот такая приставка, которую совершенно свободно можно купить в магазине в наши дни. Стало интересно, что это за зверь, ведь оригинальная Sega Mega Drive 2 у меня была, и я мог сравнить ощущения. Далее будет много фотографий во всех ракурсах, в том числе снимков внутренностей, печатных плат со всех сторон и прочих непотребств. Напоследок я покажу внутренности современных картриджей (их тоже можно приобрести в наши дни, даже Aliexpress торгует картриджами на mega drive 2) и добавлю низкокачественные снимки с экрана телевизора.

megadrive-sega-fake-01

Коробка классическая, с «тем самым» дизайном. Правда, изуродованная одобрительной плашкой и вау-перспективной информацией о встроенных играх. К играм ещё вернёмся.

В коробке сама приставка, два джойстика, адаптер питания, кабель для подключения к телевизору. Ещё там была инструкция, но в кадр она не попала.

megadrive-sega-fake-02

Дизайн приставки заботливо позаимствован с оригинальной Сеги, только торговая марка тут нигде не фигурирует. Пластик матовый, лёгкий, с серым отливом.

megadrive-sega-fake-03

Донная часть демонстрирует заботливо слизанный дизайн: крупные решётки вентиляции, крышка разъёма расширения – всё это ненужные в современной приставке детали, которые существовали в оригинальной Sega. Зато появилось два переключателя видеорежимов – в оригинале их не было. Здесь же есть наклейка с информацией о приставке. В ней значится Mega Drive 2 (заметьте, марка Sega нигде не фигурирует), модель VG-1627, непонятно зачем фраза «USE 16 BIT», фраза «AC ADAPTER ONLY», серийный номер C/N130300276 и информация о производителе: DongGuan DeWel Electronic Co., LTD. И, разумеется, гордое «Made In China».

megadrive-sega-fake-04

Разъёмы для подключения кабелей и блока питания. Небрежно высверленное непонятно зачем отверстие позволяет оценить качество пластика – он очень тонкий и лёгкий.

megadrive-sega-fake-05

Разъёмы джойстиков выдают низкое качество сборки. Первое подключение даётся с трудом.

megadrive-sega-fake-06

Под крышкой расширительного разъёма в оригинальной Sega MegaDrive 2 находился (внезапно!) расширительный разъём. В поддельной Мегадрайв2 – пусто.

megadrive-sega-fake-07

А теперь – внутренности! Вся приставка умещается на центральной плате. Если бы не разъём для картриджа, приставку можно было бы уменьшить в несколько раз. Кстати, предустановленные игры навели меня на мысль, что на основной плате могла бы быть микросхема памяти или распайка под внешнюю память, что позволило бы закачивать игры напрямую. Увы, такой возможности нет.

Для тех, кто не видел внутренностей оригинала, объясняю: всё внутреннее пространство приставки занимала одна цельная плата, которой и требовались такие большие решётки вентиляции.

Основная плата приставки Mega Drive 2. На центральной микросхеме применена технология защиты авторских прав – часть маркировки стёрта. Видно лишь CT-6801 и Z**2XCB*B8A, где звёздочками отмечены нечитаемые символы.

megadrive-sega-fake-09

Сама плата обозначена как SW-16T-01FN(6801), что очень похоже на маркировку центральной микросхемы – 16T-6801.

megadrive-sega-fake-10

Боковая часть платы предусматривает три (а не два) переключателя. Один не пропаян до конца, второй и вовсе закорочен припоем, третий пропаян нормально. Именно где-то здесь выбирается режим PAL/NTSC, регион картриджа (да-да, и такое было), а наглухо пропаяно, я полагаю, напряжение картриджа (бывают на 5 и 3.3 вольта, второе встречается только в японских картриджах).

megadrive-sega-fake-11

Плата для подключения джойстиков с маркировкой DW-162-04J разводит шлейф на два разъёма, кнопку включения и кнопку сброса. Кнопка сброса, кстати, несмотря на визуально целую пайку, у меня не работала.

megadrive-sega-fake-12

Плата подключения питания и сигнальных шнуров не содержит ни одного элемента электрической цепи, а тупо разводит шлейф на контакты. Маркировка платы: DW-162DC.

megadrive-sega-fake-13

Распайка платы для блока питания и телевыхода. В разъёме видео и аудио используется всего три контакта и земля.

megadrive-sega-fake-16

Вот так выглядит кабель для подключения к телевизору.

megadrive-sega-fake-24

Теперь посмотрим на основную плату со стороны переключателей. Здесь выделяется микросхема с наклейкой, на которой китайские иероглифы, число 07, а в верхней строке – GZ GNZ02. На самой микросхеме есть следующие опознавательные знаки: M59PW1282, 100M1 E, AAWP8 VS, и TWN 8B 516.

megadrive-sega-fake-14

Адаптер питания приставки не трансформаторный кирпич, а импульсный худыш модели AD-1602. На входе принимает 100-240 Вольт, на выходе постоянные 5 Вольт и 300 миллиампер.

megadrive-sega-fake-23

Перейдём к играм. В приставку встроены 25 игр. Вот полный список (орфография сохранена):

  • Sonic the hedgehog 2
  • Dune the battle fore arrakis
  • Barbie vacation adventure
  • Batman returns
  • Battletoads double dragon
  • Road rash 2
  • Bubba’n’stlx
  • Alien 3
  • Alien storm
  • Streets of rage
  • Batman
  • Battletoads
  • Golden axe
  • Chase HQ 2
  • The Flinstones
  • Super hang-on
  • Robocop 3
  • The Simpsons
  • Sonic the hedgehog
  • Spider-man vs the Kingpin
  • James Bond the duel 007
  • Tazmania
  • Tiny toon adventures
  • Turbo outrun
  • Tetris

На оборотной стороне коробки все эти игры перечислены вместе со скриншотами.

megadrive-sega-fake-31

А ещё на обороте коробки есть обстоятельная техническая информация о приставке.

megadrive-sega-fake-32

Дополнительно к приставке был приобретён картридж, который тоже не проблема купить в наши дни. На нём было 19 игр. Вот список:

  • Road rash 3-tour de force
  • Rock n roll racing
  • Top gear 2
  • Road rash 2
  • Lotus 2
  • Chase H.Q.2
  • Lotus turbo challenge
  • F1 hero
  • Turbo outrun
  • Road rash
  • Road blasters
  • Super off road
  • Micro machines
  • Street racer
  • Championship pro-am
  • Outlander
  • Super hang-on
  • Combat cars
  • Fun car rally

megadrive-sega-fake-19

Если разъединить половинки корпуса картриджа, то можно увидеть саму плату внутри. Никаких опознавательных знаков, кроме маркировки J-912 на плате.

megadrive-sega-fake-20

С обратной стороны тоже никаких данных. Но вот эта чёрная пластина, сопоставимая с размерами самой платы занятная – она дополняет картридж до нужного размера, чтобы он встал в корпус.

megadrive-sega-fake-21

Некоторые оригинальные картриджи занимали всё внутреннее пространство корпуса, большинство были стандартного размера, а рассматриваемая поделка Екатеринбургских умельцев ещё меньше.

megadrive-sega-fake-22

Теперь о джойстиках приставки MegaDrive 2. Они легче оригинальных сеговских.

megadrive-sega-fake-33

С задней стороны вообще никаких опознавательных знаков.

megadrive-sega-fake-34

Внутри плата с маркировкой AP1N5040A-R. С задней стороны ничего интересного: кнопка Mode и скромный резистор.

megadrive-sega-fake-35

Лицевая часть печатной платы джойстика от MegaDrive более интересна. Здесь из доступных маркировок DW-165 и 2002.4.10. Дополнительно припаянный серый провод выглядит кустарно. Хотя сами джойстики довольно отзывчивы для скоростных игр, не резиновые, не дубовые.

megadrive-sega-fake-36

А теперь будем играть.

Игры переведены на русский язык и это очень непривычно. Перевод, кстати, местами неплох.


«- Саня-а! Саня-а! - кричал белобрысый пацан, сидящий на мощном велике "Салют" с хулиганскими "трещотками" на колёсах и обмотанным синей изолентой рулём. Рядом с ним, под окнами типовой хрущёвки, июньским утром субботы, на потрёпанном "Орлёнке" с глубоко презираемой "девчачьей" рамой, сидел Мишка, по кличке Сопля. У Мишки даже летом из носа всегда текли сопли, за что он почти каждый день страдал от насмешек сверстников. Да и от друзей тоже перепадало.

Мегаслив топовой 3070 Gigabyte Aorus дешевле любого Палит

- Чо? - сказала конопатая физиономия Саньки, высунувшаяся из открытого с третьей попытки окна второго этажа.

- Гулять пойдёшь?- щурясь, крикнул белобрысый Миха.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

- Не, я потом. Ща не могу. - с озабоченным видом ответил Санька.

- Как хотел! Мы на карьере, если чо. - сказал Миха и под треск почтовых открыток, прижатых бельевыми прищепками к вилке, скрылся вместе с Соплёй в известном направлении».

Сопля и Миха ещё не знали, что вчера вечером типичное и пока ещё счастливое постсоветское детство Саньки оказалось под угрозой — мама с папой подарили ему многострадально выклянченную Sega Mega Drive! Позже они пожалеют об этом, неустанно высказывая Саньке про "посаженые" кинескоп и зрение.

В 1988 японская компания Sega явила миру 16-битную игровую приставку Mega Drive. Годом позже она начала продаваться под именем Genesis в США. Название было изменено из-за невозможности зарегистрировать в США торговую марку Mega Drive. Еще через год приставка начала своё шествие по странам Европы. В России же консоль начала появляться лишь с 1994 года. Мы, как всегда, никуда не торопились.

реклама

Sega Mega Drive - это успешная и массовая игровая приставка своего времени. Стать "хитом всех времен" в нашей стране ей помешала довольно высокая цена, как на саму консоль, так и игры к ней. Приставка привнесла графику нового уровня, от которой испытывали "вау-эффект" все, кому посчастливилось впервые лицезреть её в действии. Правда для этого нужно было запустить на ней игру ААА-уровня (как бы выразились сейчас). Простенькие 2D игры мало чем отличались от игр на том же Dendy, который стал для россиян входным билетом в мир видеоигр на телевизионных приставках.


В отличие от Dendy, приставки Mega Drive поступали в нашу страну по легальным каналам. Это сказалось на их стоимости. Но и качество «Сег» было лучше многих клонов Dendy. В комплекте с приставкой шел лишь один джойстик с тремя основными игровыми кнопками. Раньше все геймпады называли джойстиками! В дальнейшем появились более компактные приставки Sega Mega Drive 2 (вариант Genesis) c двумя “шестикнопочными» джойстиками. Никаких акселерометров, датчиков давления и прочих «наворотов» в джойстиках в те времена не существовало и в помине, но геймеры отчаянно размахивали ими и давили кнопки со всей силы, как будто от этого что-то зависело. А в гоночных играх самые погрузившиеся в виртуальную реальность качались всем телом на каждом повороте. Мозг сам имитировал инерцию и другие законы физики. И даже не нужно было его об этом просить.

реклама


Подключалась приставка к телевизору при помощи провода с так называемыми «колокольчиками» (rca кабель). Невероятного качества фантастическая картинка достигалась за счёт вывода цвета из палитры 512 цветов при разрешении экрана 320x240 пикселей.

Сами игры продавались на картриджах. «Спиратить» или переписать у друга их было невозможно. Оставалось только меняться. Причём игры для обмена должны были быть равноценными. Никто не стал бы менять какого-нибудь «Пакмана» на «Алладина». Ну только если на время и только хороший друг. В магазинах, где продавали «сеги» и игры к ним, всегда стояла кучка подростков, которые как загипнотизированные часами смотрели на демо-режим какого-нибудь «Mortal Combat».


Но время шло и обладателями «Сег» становилось всё большее количество постсоветских детей. Парк игр расширялся. Возможности обмена увеличивались. Причём большинство картриджей для американского региона «Genesis» нормально запускались и на наших «сегах». Позже, для приставки Mega Drive было выпущено множество устройств для апгрейда. Был даже считыватель компакт-дисков - Sega CD. Но скажу честно, у нас их вряд ли кто-то видел. В то время наскрести на картридж было уже невероятным счастьем для большинства геймеров.

«Может хватит уже, что там с играми?» – спросит читатель. Да, игры. Это самое главное. После того, как Dendy избаловала россиян цветной графикой, в которой на квадрате из 8х8 пикселей было больше двух цветов, в отличие от ZX Spectrum, казалось бы, Mega Drive не предлагает особого прорыва. Разрешение не сильно выше, чем у Dendy, цветов всего в 8 раз больше. Но не видеокартой единой тогда жили игры. Более мощный микропроцессор делал движения игровых персонажей более плавными и разнообразными, а игровой мир более насыщенным. Звуковое сопровождение поднялось на новый уровень. После двух-трёх кадровых движений персонажей, более статичного мира и бедного звука на Dendy, именно эти качества вызывали тот самый вышеупомянутый эффект «Вау!». Правда вместо «Вау!» дети и молодёжь тогда говорили несколько иные слова.

Конечно, у каждого геймера свой «лавлист» игр.

Я приведу ТОП-10 игр на Sega Mega Drive. Не то чтобы это мой топ, это скорее те игры, от которых «тащились» большинство геймеров тогда. Естественно, тех геймеров, которых я знал. Ведь интернета у нас не было и круг общения был невелик.

10. The Lion King.

Знаменитая эпопея про львиного котёнка. В описании не нуждается.


9. The Lost Vikings.

Приключения трёх викингов, обладающих разными навыками (а вы думали откуда в Trine эта идея?). Для достижения цели и преодоления всех препятствий требовалось научиться правильно использовать навыки всех трех скандинавов. Очень затягивающая игра. Кажется, я прошел её до конца.


8. Comix Zone

Самому мне в неё поиграть не посчастливилось, но слышал что очень интересно.


7. Urban Strike

Отличная псевдотрёхмерная игра, где вы управляете вертолётом и выполняете опасные задания. Существовало несколько частей этой игры. Прошёл их все.


6. Zero Tolerance

Моё первое знакомство с трёхмерной графикой и шутерами в стиле DOOM. Вы находитесь в многоэтажном здании и у вас есть ответственное задание – убить всех. Игра затягивала на много часов и дней. Но в ней было пустовато и одиноко порой.


5. Red Zone

Чрезвычайно захватывающая игра, в которой «русский» маньяк-полковник, захватив ядерный арсенал, угрожает западной демократии. Командос должны остановить его. Ничего не напоминает? В игре были очень классные графические эффекты. Геймплей был нов для меня. Ведь в игре можно было управлять и вертолетом и человечками. И даже был сюжет из более, чем одного предложения. А заставка! Она была потрясающая! Настоящий короткий видеоролик, от которого мурашки прям прыгали с кожи. Так зарождались "свидетели графона".


4. Aladdin

История воришки. Её знают все. В игре была потрясающая анимация персонажей и мультяшная графика с элементами юмора.

3. Mortal Kombat II

Фаталити! Что тут ещё скажешь.


2. Earthworm Jim 2

История червяка-супергероя, который надыбал супер скафандр и пошел устанавливать свои порядки. Ставлю эту игру в ряд с Аладдином по анимации и потрясающей графике.


1. Лучшая игра на Sega Mega Drive.

Это место я оставлю вакантным. Пусть каждый, кто тепло и с благодарностью вспоминает легендарную Sega Mega Drive, которая принесла столько радости и злости, насытила детство и опустошило его одновременно — поставит сюда свою игру!

Читайте также: