Samurai warriors 5 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Разработчики называют Samurai Warriors 5 перезапуском серии — события пятой части разворачиваются до того, о чём рассказывала первая. Логично предположить, что для новой аудитории это идеальный момент для знакомства с серией, которая существует аж с 2004 года и завоевала немало поклонников. Потому я решил наконец влиться в Samurai Warriors — тем более что с жанром «мусоу» я знаком лишь благодаря Hyrule Warriors и Persona 5 Strikers .

Учим историю по абсурдному экшену

Samurai Warriors 5 рассказывает о периоде Сэнгоку, который начался после десятилетней гражданской войны в Японии в конце XV века. Центральный персонаж — Ода Нобунага, амбициозный лидер, который до последнего дня стремился объединить разобщённую страну. На его стороне — верный помощник и старый друг Маэда Тосииэ, а уже после первой миссии к ним присоединяется Токугава Иэясу, который провёл всё детство в плену у разных правителей.

Хотя с геймплейной точки зрения серия, конечно, даже близко не реалистична, исторической достоверности разработчики уделяют много внимания ещё с первой части. Я не рекомендовал бы слепо верить показанному в многочисленных роликах на движке — не всему удаётся найти подтверждение в англоязычном Интернете. Хотя наверняка дело в том, что немалая часть информации об истории Японии попросту не переведена, а у коллектива Koei Tecmo полно собственных источников.

Samurai Warriors 5: Обзор

Забавно, что игра по несколько раз показывает имена персонажей, чтобы вы уж точно не запутались и запомнили их. В играх серии Yakuza этого порой не хватает.

Или взять битву при Окэхадзаме — Нобунага решил повести своё трёхтысячное войско на бой с противником, чья армия была примерно в восемь раз больше. Многие его отговаривали, но тот был уверен в своих силах. Чудесное стечение обстоятельств: шёл сильный дождь (из-за него не было видно наступающее войско Нобунаги), гремела гроза (пехоту не было слышно), а солдаты противника праздновали успехи в своём лагере и не были экипированы — идеальные условия для нападения. Хотя в роликах в подробности вроде грома не вдаются, это одна из немногих миссий, в которых идёт дождь.

Samurai Warriors 5: Обзор

Начало каждой миссии оформлено как историческая справка с демонстрацией действующих лиц.

Поскольку события как минимум похожи на реальные, становится особенно интересно следить и за историей — за предательствами, появлением неожиданных союзников и врагов, за решениями героев. Спустя несколько миссий за Нобунагу открывается сюжетная линия самурая Акэти Мицухидэ, который не раз пересекается с Нобунагой в его истории. Мы либо смотрим с другой стороны на уже известные события, либо попадаем в новые ситуации. Есть и несколько эпизодов с участием других героев, хотя на самом деле брать остальных персонажей позволяют во многих сюжетных миссиях — бегать за одних и тех же необязательно.

Один против толпы

Ну а геймплейно это точно такой же экшен, как и остальные игры жанра «мусоу» — выбранный нами герой способен за считаные минуты уложить сотни и тысячи противников. Основной урон наносится обычными («Квадрат» на геймпаде) и сильными («Треугольник») атаками — лишь двумя кнопками. Соль в том, что сильная атака зависит от того, сколько обычных мы совершили до неё и какое оружие в наших руках. Одной комбинацией лучник вызовет дождь из стрел, а другой — выпустит мощную стрелу, которая отбросит толпу врагов на несколько метров.

В процессе избиения несчастных солдат мы заполняем шкалу «мусоу» и, как только она начинает блестеть, нажатием на «Круг» активируем мусоу-атаку — очень сильный приём, который становится ещё мощнее, если здоровье нашего персонажа почти на нуле. Попутно заполняется шкала духа — этот процесс занимает значительно больше времени, зато с помощью духа можно на время впасть в ярость и стать заметно быстрее, сильнее и крепче.

Мусоу-атаки сопровождаются анимацией с демонстрацией персонажа.

Другая деталь «боёвки» — особые умения (в оригинале — ultimate skills), которые активируются с помощью R1 кнопками в правой части геймпада. Эффекты сильно разнятся: одно умение заполняет часть шкалы «мусоу», другие временно повышают характеристики, а есть и те, что активируют боевые способности вроде серии атак или крутых приёмов. Восстанавливаются они довольно быстро, так что пользуешься ими постоянно — и против боссов полезны, и толпу врагов позволяют зачистить.

Благодаря тому, как просто здесь совершать красивые и эффективные атаки, Samurai Warriors 5 (как и практически любая «мусоу») способна увлечь. Это я ещё не упоминал парирования, совместные мусоу-атаки и прочие нюансы — к примеру, некоторые умения особенно хороши против определённых типов врагов, поэтому перед началом миссии можно подкорректировать свой арсенал и лучше подготовиться. По мере прохождения игры солдаты противника всё разнообразнее: копейщики, щитоносцы, лучники, артиллеристы, ниндзи, боевые монахи — всех не перечесть.

В то же время жаль, что спустя столько лет разработчики не смогли сделать игру более разнообразной в плане заданий и предпочли идти по проторенной дорожке. Какую бы миссию вы ни выполняли, заниматься в ней предстоит одним и тем же: убивать офицеров и командиров одного за другим, продираясь сквозь толпы «миньонов». В пределах одного эпизода вас могут попросить победить около дюжины крупных оппонентов — сначала двоих, потом одного на другом конце карты, затем ещё троих и так далее. Изредка авторы пытаются внести разнообразие, но, даже когда вы сопровождаете кого-то к указанной точке, по пути всё равно придётся устранить парочку командиров.

Важные детали

Тут на помощь приходят другие элементы игры. К примеру, бонусные задания: пусть для их выполнения также нужно устранять важных шишек, разработчики делают их интереснее — ограничивают время или вообще скрывают эти задачи, предлагая пробежать по карте на лошади и наткнуться на эти поручения самому. Или возьмём оценки за прохождение — в конце миссии игра считает, как быстро вы прошли эпизод, скольких офицеров и обычных солдат убили, а также каким было ваше максимальное комбо. Если получили оценку S за любой пункт, вам вручат приз, ну а если ниже, то ничего не дадут. И тебя уже волнует не столько однообразие, сколько желание сделать всё как можно лучше и даже перепройти миссию при необходимости.

Samurai Warriors 5: Обзор

А призы за высшие баллы очень полезны. В меню крепости, куда мы попадаем в перерывах между сюжетными моментами, есть много пунктов — и магазин, и крупное древо способностей у каждого играбельного персонажа (а их всего 37), и кузница для продажи и улучшения оружия. За оценки мы получаем золото, новых скакунов и прочие полезные вещи, вроде запасных очков опыта — можете вливать их в какого угодно персонажа, чтобы за секунду повысить его уровень и сделать грозой вражеских армий. Так что стимул зачищать всё по максимуму в Samurai Warriors 5 определённо есть — за пределами миссий хватает занятий.

Также можно проводить время в режиме «Цитадель». Суть примерно та же, что в сюжете, но тут вы обороняете одну или несколько точек от наступающих армий. Особенность в том, что игрок может призывать на поле боя солдат, выбранных заранее, — всё те же копейщики, щитоносцы и прочие будут появляться прямо рядом с ним, а также зарабатывать уровни за участие в боях. Здесь тоже полно наград, в том числе материалов, позволяющих улучшать постройки в крепости и разблокировать новые возможности. Кроме того, если одни и те же герои будут вдвоем оборонять цитадель в течение нескольких миссий, разблокируется бонусная сценка с их участием — не всегда эти ролики интересны, но всё же.

Samurai Warriors 5: Обзор

Таким количеством врагов в «мусоу» никого не испугаешь.

Хотя в первую очередь играть за разных персонажей хочется не ради сценок, а чтобы опробовать все типы оружия — у всех свои приёмы, и даже трудно определиться, что больше нравится. С нагинатой можно буквально передвигаться по воздуху, безостановочно размахивая ею, с катаной удаётся совершать заряженные удары и так далее. Правда, независимо от оружия нужно мириться с тем, что камера начинает неадекватно вести себя рядом со стенами — если враги зажали в угол, понять, что происходит, получится не сразу.

Возможно, давние фанаты серии найдут в Samurai Warriors 5 больше недостатков — к примеру, я видел жалобы на малое количество персонажей и отсутствие возможности создать своего героя. Но для новичка вроде меня это забавное развлечение, не требующее много думать и идеально подходящее для прослушивания подкастов, когда начинаешь гнаться за высокими оценками в миссиях. Яркий, красивый экшен, в котором чувствуешь себя могущественным воином, способным одним взмахом отбросить к противоположной стене десятки беспомощных солдатиков, — что ещё для счастья надо?

Плюсы: неплохая история, во многом основанная на исторических фактах; боевая система предлагает достаточно возможностей, чтобы не было скучно; геймплей позволяет почувствовать себя всесильным самураем; награды за высокие оценки побуждают показывать лучшие результаты в миссиях; симпатичный визуальный стиль в духе японской живописи.

Минусы: от однообразия в миссиях никуда не деться; камера неадекватно себя ведёт рядом со стенами.

Shovel Knight

Компания Koei Tecmo уже давно занимается конвейерным производством игр серии Warriors (Musou). Одни новинки получаются очень интересными – к таковым, например, можно отнести Samurai Warriors 4 и Hyrule Warriors: Age of Calamity, – а другие – скучными и однообразными. Разработчики нередко пытаются экспериментировать с некоторыми деталями, однако базовая концепция почти не развивается со времен PlayStation 2. Даже в Dynasty Warriors 9, где специалисты из Omega Force реализовали открытый мир и “стелс-элементы”, сам геймплей остался практически таким же, что не позволило идее раскрыться полностью. После анонсирующего трейлера Samurai Warriors 5 стало понятно, что нас ждет обновленная стилистика, но мне было гораздо интереснее узнать об отличиях в игровом процессе.

Изначально концепция Warriors (или Musou в японской версии) строилась на трех элементах: экшене, тактике и прокачке. Здесь позиционирование на поле боя всегда было гораздо важнее, чем количество убитых врагов. Однако с каждой новой частью персонажи получали все более размашистые атаки, а тактика сводилась к выполнению тех или иных миссий на поле. В Samurai Warriors 4 разработчикам удалось соблюсти некий баланс между зрелищными атаками с обширным радиусом поражения и стратегическим подходом к передвижению по полю боя. В Samurai Warriors 5 все кажется проще, атаки стали еще более размашистыми, а провал определенных заданий практически никак не влияет на ход боя, что заметно уменьшает тактическую составляющую.

В игру были добавлены новые специальные умения (ultimate skill), которые можно выбирать перед боем и которые открываются по мере прокачки персонажа, а также меняются в зависимости от выбранного вооружения. К слову, у каждого бойца есть предпочитаемое оружие, но при должном старании любой персонаж может стать мастером любого клинка, дубины или лука из арсенала. Это полезно в тех случаях, когда герой понравился визуально, но его базовый боевой стиль не привлекает. Также этот момент позволяет внести некоторое разнообразие, когда приходится играть за одного и того же бойца.

На поле боя появились новые противники со светящимся оружием, которые стараются не пропускать вас мимо себя. Предполагается, что для победы над ними проще всего использовать те самые специальные умения (ultimate skill), упоминавшиеся выше. У каждого навыка есть эмблема, показывающая тип войск, против которого конкретное умение лучше подходит. Перед началом битвы авторы рекомендуют подбирать приемы с учетом противников, ожидающихся в бою. Их обозначение демонстрируется на карте до начала миссии. Сама идея кажется интересной и должна была привнести ту самую тактическую составляющую в игровой процесс, но на деле это почти ни на что не влияет. Новый тип противников встречается не так часто, и разлетаются враги в разные стороны практически после любого спецприема, что на корню разрушает саму идею противопоставления того или иного приема какому-то конкретному типу войск. Единственное, на что влияет правильное применение такой атаки – это бонусные золотые монеты, которыми осыпают героя после успешного удара.

В остальном геймплей остался прежним. В игре присутствуют разные персонажи со своими навыками и умениями, которые сражают наповал толпы противников. Как и раньше, сильные и слабые удары складываются в комбо, а еще бойцы могут проводить специальные гиператаки. Они мощно бьют по площади и косят толпы простых солдат, но при столкновении с вражеским офицером персонаж может нарваться на парирование, которое не только останавливает натиск, но и оставляет героя беззащитным перед контратакой. Поэтому гиператаками нужно пользоваться с умом и вдали от сильных врагов.

Глобально суть каждой миссии сводится к противостоянию двух или трех армий. Бои ведутся в окрестностях замков или на запутанных локациях со множеством проходов и закрытых ворот. Так как игроку нужно следить не только за своим уровнем здоровья, но и за жизнями кого-то из важных сюжетных персонажей, то выбор местоположения играет важную роль. К слову, простые солдаты сражаются друг с другом неохотно, и чаще всего просто стоят друг напротив друга и ждут, пока появится игрок. Хотя после Berserk and the Band of the Hawk мы ожидали, что разработчики будут развивать идею активных сражений между массовкой, так как это выглядит очень эпично и позитивно влияет на атмосферу.

Получается странная ситуация: пятая часть в техническом плане уступает четвертой, которая вышла в начале прошлого поколения консолей.

Здесь стоит упомянуть, что игры серии Warriors никогда не славились агрессивностью рядовых врагов, а всю сложность представляли вражеские офицеры. Хотя обычно, если зайти глубоко в тыл врага, поведение солдат становилось более ожесточенным, и можно было больно получить даже от простых сержантов. Однако в Samurai Warriors 5 даже в тылу и на нормальном уровне сложности массовка ведет себя очень пассивно. За время прохождения я проиграл всего один раз. Даже в финальных битвах, которые обозначены как усложненные по сравнению с начальными, каких-то особых затруднений у меня не возникало.

Подняв уровень до “Сложного” (Hard), я не заметил серьезных изменений в поведении рядовых противников - они просто стали немного сильнее бить и получили несколько повышенный запас здоровья, что нивелируется, если играть прокачанным персонажем.

Баланс агрессивности врагов в играх семейства Warriors очень важен для тактики, ведь чем дальше игрок заходит на чужую территорию, тем больше сопротивления ему оказывают. Это заставляет думать не только о своем продвижении вперед, но и о позиционировании всей армии, особенно в ситуациях, когда противник окружает вас. Здесь же, если герой попадает в засаду или забирается глубоко в тыл врага, проигрыш получить сложно, потому что противники атакуют раз в несколько секунд, и даже с низким уровнем здоровья всегда можно успешно сбежать и поискать предметы для лечения. Исключением можно назвать несколько сюжетных эпизодов, где необходимо пробираться через толпу стрелков, которые просто не дают подойти к себе. Во всех остальных случаях главная сложность - это просто увеличенное количество жизней и более сильные удары у врагов, что в итоге сводится исключительно ко времени, которое нужно на них потратить. При этом начинать игру сразу на “Харде” попросту не имеет смысла, так как слабым бойцом придется очень долго бить вражеских офицеров, что лично мне кажется не самым интересным занятием.

Для победы в битве нужно пробраться к главному генералу противника и победить его. Чаще всего сразу прорваться к нему не получается, так как доступ закрыт. Поэтому нужно выполнять разные задания. Практически все они делятся на разные типы поручений, вроде “истребить в обозначенной зоне определенное количество врагов”, “сопроводить того или иного персонажа к обозначенной точке на карте” или “победить конкретного офицера”. Иногда задания ограничиваются по времени или наслаиваются друг на друга. При этом в Samurai Warriors 4 можно было не успеть сделать все квесты, что влияло на расклад сил и расположение войск на карте, а в Samurai Warriors 5 почти всегда можно всё завершить. При этом даже если какое-то поручение провалено, то особого влияния на ход битвы тут не произойдет, за исключением квестов, связанных с защитой главнокомандующего.

Что касается графики, то разработчики обновили общий стиль и изменили дизайн всех персонажей. Художники из Omega Force постарались сделать картинку похожей на мультфильм, при этом контуры героев и некоторых объектов как будто обведены тушью. Этот эффект может напомнить стилистику Street Fighter IV. Сами персонажи теперь выглядят гораздо моложе, чем обычно, а их костюмы базируются на исторических аналогах без каких-то современных элементов и поп-культурных отсылок. Разве что лица и прически смотрятся по-анимешному, что, впрочем, никак не мешает.

Визуальные изменения придают Samurai Warriors 5 свежести, а сама концепция кажется интересной, но реализация заметно подкачала. В игре может встретиться очень плохое сглаживание и сильная пикселизация на объектах с мелкими деталями, вроде костюмов и некоторых элементов окружения. Во время активных боевых действий происходящее на экране периодически превращается в пиксельную кашу, от которой глаза начинают уставать через полчаса активной игры. При этом в некоторых особо насыщенных местах можно увидеть, как толпы врагов появляются из воздуха, а частота кадров начинает немного проседать.

Shovel Knight

Идея сделать Musou игру с японским колоритом пришла на волне успеха Dynasty Warriors 3 и 4. Эпоха воюющих провинций подарила Японии множество культовых личностей. Самураи и ниндзя того периода гораздо более известны в мире, чем великие китайские полководцы и стратеги. Однако Samurai Warriors не получила должного внимания и даже на родине была принята прохладно. Позже разработчики решили использовать серию для экспериментов с Wii, но особого успеха это тоже не принесло.

Samurai Warriors 4

Samurai Warriors 4 – это во многом перерождение серии. Усовершенствованный графический движок и обновленная анимация персонажей сделали эту часть самой красивой игрой Musou на сегодня. При Full HD разрешении разработчики сумели добиться плавной картинки с частотой обновления экрана 60 кадров в секунду. Анимация движений также улучшилась, даже лошади стали выглядеть более естественно с их разворотами тела в зависимости от маневра.

Учитывая, что масштабных изменений в серии не происходило со времен PlayStation 2, такой прогресс действительно воспринимается как прорыв. Однако уровень графики по сравнению с другими проектами на PlayStation 4 кажется средним. В некоторых местах окружение выглядит серо и примитивно.

На контрасте с локациями дизайн персонажей радует глаз. Внешний вид героев балансирует между национальными японскими традициями и современными тенденциями в моде. Так, например, Oda Nabunaga и его союзники выглядят готично, а Koshōshō и Motochika похожи на jRock звезд, что вносит приятное разнообразие и толику фансервиса.

Сюжет игры, как и в предыдущих играх серии, базируется на периоде японской истории под названием Сэнгоку, однако некоторые моменты были изменены в угоду игровому процессу. Например, братья Nobuyuki и Yukimura Sanada, участвуют в битве Kawanakajima, хотя в то время они ещё не родились. Также в битвах можно встретить персонажей, которые не сражались на поле боя, но были влиятельными фигурами того времени. Хитроумная Koshōshō была наложницей Motochika Chōsokabe, а в игре становится его основным соперником и представителем клана Miyoshi.

Samurai Warriors 4

История поделена на десяток глав, каждая из которых представляет собой набор из четырех-пяти битв, посвященных определенным персонажам или клану. Самая длинная сюжетка у клана Oda. Она насчитывает около десяти битв.

В каждой битве герои получают различные задания, которые часто зависят от предыдущих результатов. Например, провалив миссию по поиску шпиона, в одном из следующих поручений нужно будет защитить главнокомандующего от прокравшихся к нему офицеров противника. Результат каждого задания влияет на расположение войск в бою, а в некоторых сюжетных линиях запускает альтернативную ветку развития событий.

Сами миссии достаточно однотипные - Omega Force в очередной раз предлагает уничтожить эпические армии противника или ликвидировать опасного врага определенным образом. Конечно, ситуацию немного исправляет возможность смены персонажей и сюжетных веток, а также строгая дозировка, но не ждите от Samurai Warriors 4 невероятных откровений.

Samurai Warriors 4

С другой стороны, боевую систему неплохо обновили. В список приемов каждого персонажа добавилась новая ветка гипер атак, предназначенных для поражения большого количества врагов молниеносным выпадом. Однако эти атаки противник может заблокировать, что временно дестабилизирует подконтрольного персонажа.

Кнопка блока, в Samurai Warriors 4 имеет гораздо большее значение, чем раньше. Вовремя отраженная атака открывает возможность нанести могучий выпад, нередко с летальным исходом для оппонента.

Игровой процесс сохранил некоторые неприятные условности в балансе игры. Простые солдаты, в том числе сержанты и лейтенанты, практически не оказывают никакого сопротивления. Окружив нашего героя, противники выступают в роли статистов размахивающих копьями и мечами. Обескураживает еще и то, когда после уничтожения сотни вражеских воинов, ваш персонаж погибает от пары ударов какого-нибудь офицера, и приходится начинать всю битву с самого начала. Отчасти эту проблему решает возможность сохраняться во время боя, однако по ходу сражения про это можно забыть.

Наконец-то перед боем можно выбрать несколько предметов и положить их в инвентарь. Взяв с собой пару рисовых шариков, вы не будете опасаться потерять все здоровье с дальнейшим поиском аптечек в углах локации.

Samurai Warriors 5

В центре внимания

Впечатления от ОБТ Battlefield 2042

Впечатления от ОБТ Battlefield 2042

Большое интервью по Undecember: торговля, сборки, системные требования, отсутствие сезонов и другое

Большое интервью по Undecember: торговля, сборки, системные требования, отсутствие сезонов и другое

Обзор Far Cry 6 — «Больше — не значит лучше»

Обзор Far Cry 6 — «Больше — не значит лучше»

Обзор Free Fire MAX — Новая графика, новые функции и новая жизнь

Обзор Free Fire MAX — Новая графика, новые функции и новая жизнь

Гайд по Undecember — Базовая информация для новичков

Гайд по Undecember — Базовая информация для новичков

Читайте также: