Psychonauts обзор игромания

Обновлено: 06.07.2024

16 лет потребовалось Тиму Шейферу, чтобы наконец-то выпустить продолжение одного из своих лучших проектов. В связи с этим мы решили окунуться в чертоги разума и выяснить, чем же была так хороша первая часть Psychonauts .

Чтош… Надо бинго по Разбору сделать. Кто-то будет жаловаться что Раз не умеет плавать, потому что скипнул диалог?

WINBACK: Covert Operations

Urban Chaos: Riot Response

Black (шутер с PS2)

Будет интересно глянуть на разбор сей пропущенной когда-то игры. Тем более Тим Шейфер и стилистика должна быть огнище.

— игра по мотивам в свое время популярного сериала Дж. Дж. Абрамса «Шпионка», проект обещавший соединение элементов стелса, экшена и квеста. Игра вышедшая на PS2 и PC и сразу же забытая. Ирония заключается в том что в момент выхода наш игрожур оценил игру от средней до хорошей, но при этом она мгновенно исчезла в никуда.

Spartan Total Warrior

— компьютерная игра в жанре action adventure и Hack and slash, являющаяся спин-оффом игровой серии Total War, разработанная The Creative Assembly и изданная компанией Sega. Релиз игры состоялся на консолях Xbox, PlayStation 2 и GameCube. В игре есть 14 различных уровней, в которых игрок выступает в роли спартанского воина, сражающегося вместе с греками и богом войны Аресом против Римской империи. По сути первая попытка Creative Assambly выйти за пределы бесконечных стратегий. Однако сама игра вышла буквально в никуда, про нее забыли не смотря на средние оценки.

Vampire the Masquerade Redemption: каким недооцененным и недоделанным шедевром стал Бладлайнс знают почти все, но первая попытка зайти в Мир Тьмы со стороны виртуальных развлечений и cамой настоящей западной jRPG была быстро забыта — справедливо ли.

Почти 2 часа. Это рекордная продолжительность! На разбор предлагаю Xenus II: Белое золото.

Может первый Just Cause разберете?

Manhunt 2
The Darkness
Shellshock: Nam '67
Dark Messiah of Might & Magic
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure

Можете сделать разбор на одну из этих игр?

Sniper Elite (который первый)

James Bond 007: NightFire

Как вариант взять сиквел ObsCure 2

К сожалению, не ясно, будут ли озвучивать вторую часть те же прекрасные люди, которые озвучивали первую. Бука ничего мне не ответила. Вообще.

Уже начал волноваться что так долго не выходил выпуск, отлегло…

Рад видеть что Вася опять себе усложнил всё на ровном место, как же он это любит. PS2 Classics версия самая всратая из всех возможных кроме, наверное, самой PS2 версии на настоящей PS2. Есть же Бокс, там есть нормальная версия в 4К за копейки в Геймпассе, и даже эмуляция PS2 версии лучше работает чем версия PS2 Classics.

Всё ещё надеюсь на разбор Zanzarah. Шикарная игрушка.

Даёшь Brutal Legend на разбор — слэшер/стратегия/гонка с открытым миром; сделана и портирована кривовато — и как слэешер слабовата, и на стратегию с натягом тянет, да и производительность для такой графики так себе, но, имхо, саунд, дизайн и сюжет вытаскивают.

Дневной Дозор

Вася и Макс, так вышло что вы прошли в рамках разбора полётов 3 из 4 игр-катастроф, некогда указанных в списке Игромании, который они составили во время превью I am Alive. Осталась всего одна игра из этого списка, вами не тронутая — Raw Danger на ps2. Может стоит заценить? И получить платину от Игромании.

На разбор The Getaway 2: Black Monday

Вася, Макс. Спасибо вам за разборы полетов. Не слушайте хейтеров. Вы молодцы. Я назову детей в честь вас.

Там на ютубе в комментах уже написали, но я здесь продублирую. Там вы не до конца разобрались в сюжете, и поэтому у вас вопросы возникли.

Сейф с историей цыпленка (которые пошел в парк развлечений и начал всех валить) — это НЕ история Догена (паренька который белок сжег). Это искаженный план Олеандра (военного). И Раз очень удивился обнаружив это в собственном мозгу. Он еще там фразу обронил типа «неужели у меня все настолько плохо с головой?». И в дальнейшем в эксперименте с тумблером Раз видит ошметки плана Олеандра (он гонится за кроликом, видит куски мяса, фигменты в виде цыплят), включая и финальную сценку где у Догена отбирают мозги. А происходит это потому, что Олеандр заснул рядом с микрофоном, и начал транслировать свои мысли (да, так это видимо работает). И это не извращенец мастурбирует через динамики — это именно Олеандр храпит. А Лили видит примерно то же самое во сне, и потом они вдвоем догадываются что происходит. В самой, как мне кажется, прекрасной катсцене «let's make out!». Так что по сюжету там все прекрасно укладывается, просто это нетривиально понять.

Ну и заодно уж докину про рестлеров. «Художник» (его зовут Эдгар), он не в «гачи-качалку» ходил. Он рестлер, т.е. спортсмен в греко-римской борьбе. У него предыстория что от него девица (как и положено спортсмену — чирлидерша) ушла прямо перед финалом чемпионата, и он слил. А схватки в его мозгу являются пародией уже на другой рестлинг — на тот что WWE. «Профессиональный рестлинг», что есть по сути театральная постановка с элементами драки. И над ними как раз смеются, что там пафосные речи перед дракой занимают чуть ли не больше времени чем сама драка. Поэтому затянутые витиеватые оскорбления вначале — это отсылка именно к этому.

Ну блин, после психонаута будет преступлением не разобрать Brutal Legend)

Го разбор Ex Machina 2005

Call of Cthulhu: Dark corners of the Earth

Manhunt (обе части)

Chaser: Вспомнить все

Clive Barker's Jericho

Nocturne (от нее, собственно, и отпочковались Blair Witch Project, что уже были в разборах и там дают поиграть за того самого Стрейнджера, который ребятам показался интересным)

Предлагаю на разбор Chaser: Вспомнить всё.

Игры на разбор — 1. Project Nomads (2002) 2.Cold Fear (2005) 3. Gene Troopers (2006) 4. Turok (2008)

Как здорово, что вы взяли эту игру на разбор — не ожидала. Одна из любимых.

• Гэг: Отвязное приключение

• Deus Ex: Invisible War

• Hell: A Cyberpunk Thriller

• Kiss: Psycho Circus

• The City of Lost Children

Это нечто! И такой долгий разбор. Сразу видно, что игра не обычная.

Итак, 10 игр на разбор

Шерлок Холмс и секрет Ктулху,

Jedi Knight: Jedi Academy,

Головорезы: Корсары XIX века,

Soldier of Fortune 1 или 2,

Destroy All Humans!,

Full Spectrum Warrior,

Master of Orion 3

Когда Вася говорит, что многие ученики ему не запомнились, это чисто его проблема.Характеры у них сильно отличаются, а некоторые фриками пожестче мальчика в фольге являются. Со многими можно разговаривать больше, чем 3 раза по типу Михаила Булгакова, чье имя Вася так не мог вспомнить (я думаю, Разпутин не просто так придумали, если Шейфер на полном серьезе дал одному из героев имя автора Собачьего сердца и Мастера и Маргариты).Как вообще можно забыть это имя?XD

Ну, а по играм для разбора я бы предложил The Darkness 2.Очень недооцененная игра, которую многие считают сюжетно намного слабее 1(что не так) и с очень веселым геймплеем за плечами))

Мне повезло: я поиграл в «Психонавтов» до того, как посмотрел «Начало» Нолана. Поэтому, то, что недоговаривал Дикаприо в фильме, мне было понятно.

Вообще, по-моему, Нолан многое подсмотрел у этой игры, например, сейфы, цензоров и общую концепцию влияния на решения человека через воздействие на его подсознание. «Психонавты» — это «Начало» для самых маленьких, предтечи пиксаровской «Головоломки». Очень жаль, что сиквела пришлось ждать так долго.

Кстати, когда отец Раза пришёл на финальную битву, то он пришёл как и Раз — через дверь. То есть, их нашли в реальности, и отец вошёл в разум Раза.

Чего-то ваша привычка скипать диалоги а потом недумевать «а шо происходит?» иногда выходит боком.

Поиграть — нет, спасибо. Морально не потяну. Однако, посмотреть подобный разбор VR и второй части — с удовольствием.

На разбор: Project: Nomads

Вот это уже реальная халтура, а не работа. Хватило на 4 минуты просмотра, просто нет слов про ту «аналитику», которую они провели. Кто-то издал игру, вроде бы после этого обанкротился, кто-то разработал, вроде Тим Шеффер. А кто это такой? Да ХЗ, ни в одну его игру не играл. Многообещающее начало) Хоть бы в Википедии посмотрели игруны 100 уровня. Какой стыд.

Макс, Василий, пожалуйста, сделайте полноценный Разбор Полетов на Alone In The Dark 2008 года выпуска. Но только что бы один из вас играл в PC версию, а другой в доработанную Alone In The Dark: Inferno, которая вышла спустя год после PC версии эксклюзивно на PS3 (ее как раз очень хорошо эмулирует rpcs3 в 4К и 30-60FPS). Гарантирую — это будет один из самых эмоциональных выпусков в истории РП.

Круто. Единственное я чуть не уснул пока смотрел разбор. Играть в это интереснее чем слушать. Спасибо.

1:37:57 Неужели эти сетки починили, а то я лет 6 назад играл на стимовской версии, так это место почти невозможно было пройти, то ли персонаж не цеплялся, то ли камера бесилась, то ли все вместе. А так игра топ, отлично игралась даже спустя 10 лет после выхода и это я ее в первый раз проходил, прошел за 26.5 часов на 100%, помню на уровне с бегающим быком час-два не мог найти последнюю картинку, а она где-то сверху над уровнем висела и надо было каким-то образом по платформам-балконам прыгать к ней :).

Поиграл впервые в этом году на боксе в пассе, а вчера по скидке купил за 0,69 долларов. Игра очень крутая

Ну где же выпуск по Chaser: Вспомнить всё!?

Предлагаю взять несправедливо проигнорированную в свое время harry potter quidditch world cup

возьмите на рабор игру turok или

Как кто-то писал в комментариях про «Разбор полетов» ранее — «На этой рубрике мир держится». Целиком и полностью поддерживаю, ибо выход очередного видео как небольшой праздник. Может у кого-то пятые точки и пригорают с того что Вася или Солод в чем-то не разобрались или что-то пропустили, но не мне, казуалу, на такое роптать. К тому же про одну из любимых игр детства многое узнал, так что честь вам, хвала и отдельные благодарности за выбор Психонавтов. Хотел бы сказать, что видео согрело душу в этот холодный день, но в +35 жары, будь она неладна, ничего согревать не хочется. Так что, ролик стал как прохладное пенное для полурасплавленного тела. Но речь не только об этом. Хотелось бы предложить игру, которая концептуально отлично подойдет для одного из следующих выпусков, а именно Alice Madness Returns,

Поводов к тому чтобы взять вторую Алиску от МакГи достаточно. Было бы интересно глянуть ваш разбор потому что
1. МакГи в «Разборе» репрезентован исключительно через Bad day L, A., что пожалуй… худшее творение неоднозначного и в каком-то смысле одиозного геймдизайнера. Нет, Грим тоже был далек от идеала, но там и игра ощущалась и описывалась как фановая поделка на коленке из-за чего прощалось ей многое. И одна из знаковых персон для мира видеоигр из творчества которой взята даже не спорная, а откровенно неудачная штука, как мне кажется заслуживает еще одного упоминания. Отсюда вытекает вторая причина
2. Вторая Алиска как раз довольно спорная. Ее оценки варьировались от 5,5 от… кхем… морально устаревших уже тогда ребяток из игрожура до 9-10 от ведущих порталов. Пожалуй именно что нейтральными к Алисе люди не оставались. И если первая запомнилась как признанный шедевр, то вторая этим похвастаться не может.
3. Игра забыта и забыта, как опять же кажется мне, незаслуженно. Лишь маленькая горстка фанов помнит о Алисе и потенциальной третьей части. И если уж вспоминать, то красиво и подробно, как обычно в «Разборе» и получается. Благо зацепиться и пообсуждать в Алисе есть что. Хотя бы ту же жанровую пренадлежность.
4. Вообще интересно узнать мнение по поводу платформеров. Если говорить начистоту Алиса это платформер/слэшер с элементами головоломок, однако, ситуации это не меняет. Не устарел ли этот жанр в целом, нужны ли новые платформеры такого типа на PC и т.д. — может вопросы я задаю банальные, но мне ответы неочевидны.
5. Ну и да, игра очень красива и необычна местами. Зрелищности выпуску это точно добавит.

Вот такие вот мысли по следующему варианту. Уж извиняйте что растекся мыслью по комменту, так сказать. Древ в панельке индустриального города не нашел, потому все вылилось сюда. Хотелось бы еще конечно «Тургор» увидеть или вообще хоть что-то из творчества Ледорубов. Но вряд ли это формат, вряд ли какая-то их игра вызывала в свое время достаточно сильный резонанс и нужна кому-то кроме совсем уж преданных фанатов. И вряд ли у них вообще выходят игры в традиционном понимании этого термина. Хотя это отдельный момент для дискуссии.

Хотелось бы предложить вам в разбор следующие игры:
1) «Sudeki» т.к., у вас были мысли на счет игр жанра JRPG, который вы вроде ни разу не брали. Данная игра не длинная и неплохо подойдет в разбор.
2) «Dante's Inferno». Понимаю, что данная игра по большей части клон куда более популярной серии игр «God of War», но как по мне игру все же незаслуженно забыли и обидно, что продолжение так и не увидело свет. Было бы интересно взглянуть на разбор данной игры от Вас. Может вы бы разобрались, насколько заслуженно был забыт Данте, со своим Адом :)

Какой на консоли оказывается стремный графон был. Текстуры фигментов вообще не разобрать. А в них столько труда вкладывали художники.

В моё время топ игры это NARC и Total Overdose, топ игры моего времени!

Здравствуйте, может попробуете сделать разбор на:

Это старенький космический симулятор, жутко клюквенный, но интересный.Там нет проблем с запуском на современных компьютерах, да и у вас не разу не было такого жанра в разборе.А рассказать что об игре будет)))

“ Если вы спросите меня, чего нам стоили Psychonauts . ох, лучше не спрашивайте, — признается Тим Шафер , глава Double Fine Productions и человек, ответственный за ваше счастливое детство ( Grim Fandango, Full Throttle , Day of the Tentacle и еще целая обойма квестов от LucasArts ). — Если представить разработку этой игры как футбольный матч, то ее выпуск можно считать тачдауном из тачдаунов. Зато сама разработка была пятилетней пробежкой (Psychonauts разрабатывали с конца 1990-x. — Прим. ред. ) по футбольному полю, усеянному минами и медвежьими капканами, битым стеклом вместо травы и колючей проволокой вместо разметки. В команде соперников — шестиметровые жлобы с пулеметами в одной руке и ядовитыми змеями в другой. После полутора лет игры треть зрителей покинула стадион, треть начала возмущенно гудеть, а остальные демонстративно уткнулись в газеты. Потом пошел дождь, снег и град, следом за ними — кислотный дождь, ядовитый снег и радиоактивный град. Сразу после этого на поле разбился дирижабль, наполненный водородом, а его пассажиры превратились в зомби. А в конце произошло землетрясение, извержение вулкана и высадился передовой отряд сил Ада. В таких в общем-то штатных условиях мы и работали”.

Это, не удивляйтесь, эмоциональный багаж.

Паренек по имени Раз (сокращенно от Разпутин) всю жизнь мечтал стать психонавтом — специальным агентом, для которого проникнуть в чужой разум так же просто, как открыть незапертую дверь. Сбежав из родного цирка, он пробирается в их тренировочный лагерь и просит обучить его всем ментальным премудростям. Те поначалу ломаются (“ Без согласия родителей ничего делать не будем! ”), но потом, углядев в Разе нечто особенное, берутся за его подготовку. Вскоре главный герой обнаруживает, что во всем лагере учеба интересует только его одного — остальные лишь играют и дурачатся. “ Очнись, чувак, психонавты давным-давно никому не нужны ” , — говорит ему большеглазая девочка Лили, раздраженно думая про себя: “ Лучше бы ты заткнулся и поцеловал меня! ”. “ Лучше бы я что?! ” — изумленно восклицает Раз, научившийся к тому времени читать мысли других людей.

Однако не все так просто, как кажется. Быстро пройдя курс начальной подготовки, главный герой отправляется в глубины собственной психики (тоже нечто вроде обучения — познай самого себя, разберись со своими тараканами, а уж потом лезь в голову к другим), где сталкивается сначала с неким монстром, а потом видит, как какой-то жуткий доктор удаляет мозг одному из учеников. По возвращении в реальность Раз узнает, что этому парнишке действительно удалили мозг. Через некоторое время то же самое происходит и со всеми остальными. Безмозглые (в буквальном смысле) дети целыми днями смотрят телевизор и вообще ведут себя как всамделишные зомби (намек на то, что от телевизора цветы жизни быстро тупеют). Взрослые сотрудники лагеря тоже нейтрализованы, и Раз остается единственным, кто может что-то сделать. Единственный, кто помогает ему, — это Форд Клюррел, легендарный некогда психонавт, а ныне трясущийся старикашка, который прячется от всех и вся в своей подземной резиденции.

Удивительно, но до сих пор идея поместить игрока во внутренний мир игровых персонажей практически нигде не использовалась. Со времен American McGee's Alice не было ни одной такой игры, и с чем это связано — решительно непонятно. Ведь это просто сказка для любого дизайнера: придумывай, что хочешь, место найдется даже самым бредовым фантазиям — в воображаемом мире возможно все.

Чего-чего, а фантазии и воображения дизайнерам «Психонавтов» не занимать.

После уничтожения всех вооруженных сил города и освобождения его от гнета диктатора Kochamera (тот самый мерзавец, что контролировал мозг рыбы) главный герой перемещается в мозг бывшего полицейского, двинутого на идее найти некоего молочника-убийцу (видимо, когда-то он расследовал его дело). Этот уровень — лучший во всей игре. Вообразите себе тихий пригородный район в США образца 50-х годов, где дороги и здания расположены во всех мыслимых плоскостях. Наплевав на законы Ньютона, поверхность земли ветвится, змеится и переворачивается так, как ей заблагорассудится. Дорога у ближайшего поворота вполне может оказаться наклоненной под углом 90 градусов, а место, по которому вы пробежали пятнадцать секунд назад, — у вас над головой. Вестибулярный аппарат отчаянно протестует против такого безобразия — где это видано, чтобы надо было прыгать по платформам, стоящим чуть ли не ребром друг к другу. Ненормальный коп, плюс ко всему, страдает еще и паранойей, поэтому ему везде чудится слежка. Из мусорных бачков и сквозь жалюзи на окнах за главным героем неотрывно наблюдают чьи-то глаза, из декоративных фламинго и гидрантов выскакивают фотоаппараты, а на каждом шагу дежурят агенты спецслужб в серых пальто, прикидывающиеся дорожными рабочими, сантехниками, связистами, почтовиками, садовниками и служителями кладбища. Попробуй только ступить на территорию, огороженную ими желтыми ленточками, — сразу скрутят и начнут допрашивать.

Иконка градусника означает, что Раз пытается использовать пирокинез. Но с этой мадам такой фокус не прокатит.

В чем игру можно упрекнуть в самую последнюю очередь, так это в отсутствии разнообразия. Каждая новая локация Psychonauts обязательно преподносит что-то новое. Самый первый уровень по ту сторону ментального фронтира: Раз прыгает по платформам и трапециям, с изяществом циркача (впрочем, он и есть циркач) прогуливается по канатам и мастерски скользит по стальным рельсам, подвешенным на головокружительной высоте. На следующих уровнях игра мутирует в несложный платформер — знай себе, беги вперед, раздавай тумаки и собирай бонусы, коих здесь в изобилии. Еще чуть позже, когда Раз попадает на дискотеку Миллы, специалиста по левитации, с Psychonauts происходит новая метаморфоза: здесь на вас уже никто не нападает, нужно лишь прыгать, как ужаленный мартовский заяц, и летать, используя восходящие потоки воздуха (прямо как в American McGee’s Alice ).

Полеты во сне и наяву плавно переходят в гонку с препятствиями, а она в свою очередь — в занимательную пробежку в воздушном пузыре по дну озера (!). Уже знакомое вам глубоководное чудо-юдо Линда толкает этот пузырь перед собой, стоит только свалиться куда-нибудь, чуть замешкаться или не рассчитать длину прыжка, как главный герой окажется в объятиях водной стихии (у него жуткая водобоязнь). В городе рыб игра прикидывается симулятором Годзиллы — никаких головоломок и замороченных прыжковых паззлов, один сплошной krush, kill ‘n destroy. В воображении полицейского-параноика вы играете уже чуть ли не в квест: те самые агенты, о которых чуть выше, пропускают мимо себя только при наличии Специального Предмета. Если они косят под садовников, у вас при себе должна быть лейка (где ее искать — отдельный вопрос), если под сотрудников кладбища — раздобудьте букет цветов, если под ассенизаторов — обзаведитесь вантузом (честное слово, это не шутка), и так далее.

Жители Lungfishopolis отбрасывают ласты от одних только звуков голоса Раза.

Боссы тоже требуют своего подхода. Как и в большинстве других аркад, просто так долбить их бесполезно — сначала нужно найти “болевую точку”. Например, танк, заряженный мозгом одного из товарищей Раза, уязвим лишь будучи перевернутым, а рыбина Линда поддается ударам, только если защемить ей язык в раковине (раскрывать остальные секреты не будем, чтобы не портить вам удовольствие). Проблема в том, что метод убиения боссов не всегда очевиден. Да, в любой момент можно выйти на связь с Фордом Клюррелом и спросить у него совета, но понять, что конкретно имел в виду старый хрыч, удается далеко не всегда. Похожей бедой страдают и некоторые головоломки — иногда они ужасно нелогичны.

Разумеется, игра с приставкой “пси” в названии никак не могла обойтись без целого вороха пси-умений. Левитация, пирокинез, телекинез, энергетический луч, щит, невидимость, возможность взглянуть на мир глазами близстоящего персонажа — в общем, полный набор. Как и в Psi-Ops , новые навыки открываются по мере прохождения и в каждом случае игрока протаскивают за уши по маленькому обучающему уровню.

В каждом втором предмете запрятаны аптечки и всевозможные бонусы, вылетающие после первого же удара кулаком (собирать их не приходится — сами подбегают!). На все эти бонусы в магазине местного барыги можно приобрести апгрейды, которые меняют цвет заклина. пардон, пси-способностей, увеличивают максимальный запас жизни и т.п.

Поначалу кажется, что сориентироваться в этом безумном нагромождении совершенно невозможно. Но на поверку все довольно просто.

Даже раскачиваясь над пастью рыбины, Лили продолжает кричать: «Не трогай моего бойфренда!».

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. В полной мере это утверждение относится и к играм. Если уж Psychonauts —игра неординарная, то она неординарна во всем. Например, очень необычно сделано главное меню. После запуска перед игроком появляются не знакомые до боли во всех частях тела кнопки меню. а трехмерная модель мозга, на самой макушке которой стоит главный герой. Сами же кнопки (“Новая игра”, “Загрузить игру” и все остальные) выполнены в виде дверей, вмонтированных в поверхность “думалки” (в них нужно запрыгивать). Схожим образом сделан и сайт “Психонавтов”.

Не менее концептуально меню создания профиля. Раз входит в домик в лагере психонавтов и выбирает понравившуюся койку (то бишь слот для профиля). Затем вы вписываете свое имя, и мальчик вслед за вами выводит его на привязанной к кровати табличке.

Не все, конечно, шоколадно в королевстве Psychonauts. Игра создавалась с прицелом на консоли, поэтому управление явно заточено под геймпад. Мышь и клавиатура тоже сойдут, но они не дадут той четкости движений, которая присуща маленькой коробочке с несколькими клавишами (особенно сильно это чувствуется в тех эпизодах, где часто используется левитация — с ума можно сойти, пока запрыгнешь в какое-нибудь особо заковыристое место).

Камера тоже не отличается покладистостью. Обычно она исправно слушается мышки, но когда дело доходит до схваток с боссами — туши свет и сливай воду. Вместо того чтобы показывать то место, куда направлен курсор, она упрямо продолжает держать в кадре босса и дезориентирует игрока.

Едем дальше. Диалоги в скриптовых роликах не согласованы с лицевой анимацией, поэтому часто можно видеть примерно такую картину: реплика уже сказана, а персонаж все еще шевелит губами. Что характерно, в Xbox-версии подобного безобразия не наблюдается.

И все же эти недостатки столь незначительны, что обратить на них внимание стоит лишь на секунду. Psychonauts — игра яркая и неординарная, копаться в ней вилкой и занудно гундеть о том, что, дескать, тут пересолили и переперчили, а здесь переборщили и смешали с рассольником, просто не хочется. Лучше наслаждайтесь моментом — когда еще мы увидим столь роскошную аркаду.

Классный сюжет — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Безбашенная во всех смыслах аркада от бывшего квестовика-затейника Тима Шафера. Ничего лучше в плане дизайна не было со времен American McGee’s Alice , в плане геймплея — со времен Beyond Good and Evil .

Скользя по астралу, делимся впечатлениями о самой необычной игре для PlayStation VR.

Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности

Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности
Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности
Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности

Двенадцать лет назад наша рецензия на игру Psychonauts закончилась фразой «Лучше наслаждайтесь моментом — когда еще мы увидим столь роскошную аркаду?», и с тех пор наши впечатления не изменились. «Психонавты» и сейчас оригинальная, где-то непонятная, местами сложная, но при этом эффектная и веселая игра про Разпутина — молодого парня, путешествующего по мыслям различных персонажей и переживающего на себе всевозможные эмоции. Но кто бы мог подумать в 2005 году, что начало первых «Психонавтов» окажется пророческим — ведь для посещения ментальных миров Раз надевает очки. Точно так же, как мы надевали PlayStation VR для знакомства с Psychonauts in the Rhombus of Ruin.

Мост в параллельную реальность

Прежде чем начать погружение в виртуальную реальность, напомним, что Psychonauts in the Rhombus of Ruin — это не вторая часть, а VR-переход от первой части ко второй, она должна выйти в 2018 году. После событий оригинала Разпутин все-таки стал кадетом школы психонавтов и получил предложение сделаться агентом, без испытательного срока и других проверок.

По случаю такой радости он отправляется домой вместе со своим отцом и другими агентами, но в дороге на них обрушивается неприятная новость: глава психонавтов Труман Занотто похищен таинственными врагами. Пикантности ситуации добавляет то, что вместе с Разпутиным и компанией путешествует Лили, его подружка и по совместительству дочь Занотто, и она, понятное дело, беспокоится об отце.


Как и прежде, Разпутин без раздумий бросается друзьям на выручку.

Игрок получает доступ к управлению персонажами как раз в тот момент, когда все узнают новость, но некоторые особенности виртуальной реальности заметны уже в главном меню. Например, вы выбираете, начать ли новое прохождение или продолжить игру, движениями головы, что позволяет сразу привыкнуть к ориентирам.

Привыкание занимает максимум секунд десять. С первых же кадров игра бросается на игрока с вопросом «Где же ваш VR был раньше?». Вопрос вполне логичный не только потому, что всю первую часть мы вместе с Разпутиным разгуливали по фантазиям персонажей и смотрели на мир их глазами, но и потому, что в игре всегда был важен телекинез, отлично работающий в VR.


Почти все герои Psychonauts in the Rhombus of Ruin будут знакомы тем, кто играл в первую часть.

И в Psychonauts in the Rhombus of Ruin это замечаешь сразу же. Первые минут пятнадцать совершенно не хочется играть, а хочется вместо этого разглядывать каждый уголок необычного летательного аппарата, рассматривать стены и потолок, даже пол изучать! Добавьте к этому возможность заглянуть под каждое кресло, высунуться в иллюминатор, и вы поймете, что на первых порах и впрямь не до заданий. Все настолько красиво и интересно, что хочется только изучать окружение и читать надписи на экранах и в книгах. Даже туалетная бумага приобретает не только сюжетный смысл, но и фактуру — из рулонов, к примеру, при желании можно построить пирамидку.

Носом в подушку!

А потом замечаешь, что интерактивных объектов на уровне очень много и со всеми можно взаимодействовать. Увидели объект, зажали кнопку на геймпаде и двигаете головой, если речь идет о вертикальном перемещении, или же подтягиваете левым стиком к себе.

И тут VR работает во всей красе — каждая нитка на подушке, каждая буква на обложке книги выглядит так, словно вы сами смотрите на нее. Более того, максимальное приближение заставляет реагировать все рецепторы организма. Например, если подтянуть любой объект к глазу, его сразу же захочется инстинктивно закрыть.


Визуально игра просто прекрасна. От VR-проекта и не ждешь такого качества графики.

Конечно, первая локация во многом ознакомительная и позволяет освоиться, но именно в ней понимаешь, насколько удобным может быть VR в приключенческом жанре. Все объекты можно рассмотреть и изучить в мельчайших подробностях. Эти подробности предельно естественно выглядят в декорациях «Психонавтов», словно бы Тим Шейфер знал, что его игра когда-нибудь будет поддерживать устройства виртуальной реальности.

Все последующие уровни выполнены в стиле классических приключенческих игр с элементами головоломки. Мы переключаемся между головами персонажей, видим ситуацию не только перед глазами, но со всех сторон, попадающих в наше поле зрения. Нужно только активно крутить головой, чтобы все разглядеть.

Нельзя сказать, что с VR-элементами все гладко. Все-таки основа игры — головоломки, что автоматически означает изобилие в каждой локации объектов, получивших эффект глубины: в каждый угол теперь можно всмотреться, немного придвинувшись к камере. Но это не помогает, когда речь идет о каком-нибудь мелком объекте, который нужно найти и «выделить» взглядом. Тут следует очень аккуратно двигать головой до того момента, пока нужный объект не подсветится. Да, это придирка, но иногда бывает неудобно.

Игра в виртуальность

С точки зрения игры как таковой Psychonauts in the Rhombus of Ruin тоже неоднозначна. Она очень эффектно выглядит, не вызывает дискомфорта даже после часа игры, ласкает слух отменным звуком и радует глаз выверенным дизайном. Но игры как таковой в этом всем немного.

Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности

Все персонажи статичны. Возможностей по взаимодействию с окружающим миром мало, интерфейса нет вовсе, а подсказки настолько лаконичные, что к решению очевидных загадок часто подходишь неочевидными методами. Из игровых механик есть только телекинез и пирокинез. Мы или притягиваем вещи, или поджигаем их огненным лучом, исходящим откуда-то изо лба. Правда, само притяжение выполнено очень зрелищно: зажав кнопку на геймпаде и посмотрев на шторку иллюминатора, эту шторку удастся закрыть или открыть движением головы вверх-вниз.

Несмотря на это, базовый геймплей, который без VR стал бы рутиной, здесь обретает новые краски и смысл. Ведь все, что происходит, вы видите собственными глазами и именно с той перспективой, с какой видели бы в реальной жизни. Объекты получили очертания, а расстояния стали осязаемы: дальний угол сделался взаправду дальним, а у высокого персонажа будет совсем иной угол обзора, нежели у героя пониже ростом.

Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности

В итоге получилась притягательная аркада, от которой в прямом смысле слова трудно оторвать взгляд. Она будет совершенно непонятна тем, кто никогда не играл в оригинал и не знаком с творческими изысками Тима Шейфера. Но именно эта игра способна продемонстрировать мир виртуальной реальности в таком виде, в каком его задумывали разработчики. Все симпатично, эффектно и необычно.


В параллельной вселенной, где Electronic Arсs занимаются вибро-ободками для унитазов, Питер Молинье сам разбирает свои гребаные кубы, а Бобби Котик стоит у кассы в Макдаке и изо дня в день повторяет: «Свободная касса!».

Пару лет назад Тим Шейфер (Tim Schafer) — человек, сделавший ваше детство (Grim Fandango, Full Throttle) и юношество (Brutal Legend) — заявился на Кикстартер (фактически, на Fig, да какая нафиг разница?) с анонсом новой приключенческой игры. Просил всего ничего — 3 миллиона вечнозеленых. Бесконечные возгласы «заткнись и возьми наши деньги!» под каждым промо-роликом Double Fine дали о себе знать — сумму собрали с небольшим (пол-лимона!) лишком, и разработка закипела.

И вот она вышла. Переполняющий меня восторг не поддается словесному описанию. Купив в сомнительной конторе пиратскую копию (денег с обедов на лицуху не хватило), я пулей отправился домой, к компьютеру. Стоило запустить игру, как меня выбросило из реальности на несколько дней. Краснота глаз и жесткость моей щетины были абсолютно оправданы этим затяжным наркотическим трипом. Эх, приятно знать, что даже в наше время такие игры все еще делают.

Thing


Герой, который нужен Готэму. Болтливый страж и бдительный защитник.

Новый проект Шейфера, Psychonauts, позиционируется как трехмерный платформер о сюрреалистическом путешествии по человеческой психике. Главный герой, десятилетний Распутин, вырос в цирке. Родители не одобряли его увлечение экстрасенсорикой, потому юный максималист решил сбежать и стать психонавтом — элитным агентом, мастерски владеющим пси-способностями. На вожатых мальчик как с неба (берите ниже — с дерева) свалился, но его не прогнали — врожденный талант парня незамеченным не остался, и психонавты согласились его обучить. Не бывает сюжета без конфликта: все, как обычно, пошло не так, и теперь юному Разу приходится спасать детей из психолагеря от расхитителя человеческих мозгов, пробираясь через дебри чужих извилин. Причем буквально: прилепил к голове объекта дверцу и ныряй распутывать его психологические проблемы, попутно натыкаясь на неожиданные скелеты в шкафах. Как хотите, так и понимайте.

Ментальный мир одного человека совершенно не похож на психику другого, потому и дизайн уровней разнится кардинально: в голове у импульсивного военного инструктора свое поле боя с колючей проволокой и противотанковыми ежами, а у столичной модницы — вечные 80-е, диско и сверкающие шары. Локации эти как гирлянды на елке: выглядят потрясающе и чуть ли не лопаются от наполнения. Повсюду раскиданы контурные образы, собирание которых повышает уровень Раза. Местами в самом буквальном виде валяется эмоциональный багаж, страдающий от отсутствия бирки. Где-то бегают сейфы, содержащие несколько слайдов-флэшбеков о хозяине черепной коробки. А еще паутина, психо-карты, куча объектов, которые можно сломать — полностью зачистив здешние уровни и самому станет до дурки недалеко.



Вот так, например, выглядит психика параноика.

Юмор, как говорится, из всех щелей: тут вам и соблазнительный голос вагонетки-транспортировщика прямиком из шпионских боевиков, и долговязый психопат, в коем ожила «генетическая память Наполеона» и огромное учтивое морское чудище, в разуме которого Разу предстоит Годзиллой пронестись по городу Ихтиополису — так выражается страх чудища перед парнем. В голос не ржешь, но улыбаешься бесконечно.

Это обилие распространяется и на игровые механики: на всем протяжении своей миссии Раз страстно желает стать настоящим психонавтом и постоянно получает нашивочки на рюкзак, открывающие новые способности: телекинез, левитацию, щит и другие. Каждая способность может применяться как в бою с психоцензорами и прочими человеческими тараканами, так и для решения необременительных головоломок. Есть даже незамысловатая система прокачки и условно-открытый мир. Боссы заслуживают отдельного внимания: визуальное исполнение выше всяких похвал, а подход к одному боссу отличается от подхода к другому чуть менее чем полностью. В общем, контента в Psychonauts столько, что нужно постараться, чтобы заскучать.



«Нет!» — сказал Шейфер, — «Одних грибов нам не хватит!»

В определенный момент, к сожалению, это изобилие начинает досаждать. Способностей слишком много, активных слотов для них всего три, но некоторые порою пригождаются только один раз на уровне — приходится беспрестанно переключаться. Со сбором коллекционных предметов та же проблема — они сотнями по локациям раскиданы. Временами выступают излишества в геймдизайне: например, для повышения уровня вам нужно собрать 9 психо-карт и купить очень дешевое ядро, а затем отнести и засунуть их в специальный механизм. Локация, где он расположен, доступна в любой момент, за ядрами придется еще немного протопать. Что мешало избавить игрока от лишних трудозатрат и при сборе карточек давать уровень сразу, не совсем понятно. То же и с перекладинами — направление Раза на перекладине переключается отдельной кнопкой, хотя раскачка на ней производится вручную. То же и с боссами — все они разные, но редко имеют более одной фазы и вызывают челлендж. То же и… а, ладно.

Зато локализаторы постарались: переведено все, включая таблички и всякие плакаты. Голоса каждому персонажу достались подходящие, звонкие и соответствующие характерам. Правда, несмотря на все потуги актера, отвечавшего за озвучание главного героя, скрыть свой возраст ему не удалось. Ну и продолжительность речей персонажей зачастую не соответствует желаниям звукорежиссеров: липсинк, короче, хромает. В какой-то мере это даже придает отечественной локализации собственный шарм.

Читайте также: