Persona 5 обзор

Обновлено: 30.06.2024

Скажу сразу: я безумно люблю Persona 5. Настолько, что потратила на неё даже не 120, а как минимум 250 часов своей жизни, чтобы точно облазить там каждый угол, увидеть каждую реплику, собрать все персоны до единой, а потом любоваться на платину в списке ачивок. И нельзя сказать, что пятая «Персона» этого не заслуживает: поверьте, у неё недаром рейтинг 93 на Metacritic.

При этом её сложно с чем-то сравнивать: да, это JRPG, но она мало похожа на коллег по жанру и набором механик, и построением сюжета. Данжен-кроулер? Школьный гаремник? Неожиданно искренний и подробный социальный комментарий к целому списку проблем современного японского общества? Сразу всё, да ещё и в безукоризненно стильной аниме-рисовке, с джазовым саундтреком и парой дюжин отлично прописанных героев.

А Persona 5 Royal — это просто расширенная версия оригинальной Persona 5. С третьим семестром, который добавляется к жизни главного героя, двумя новыми персонажами, обновлёнными механиками и ещё сотней мелких добавок. Полный список дополнений с детальными комментариями я уже составила вот здесь, а потому не буду к ним возвращаться, иначе рецензия разрастётся до диких размеров. Тут — только финальное мнение по существу.

Ключевые правила

Если вы ничего не слышали про Persona 5 раньше, то вот как всё работает. Главный герой — обычный японский старшеклассник: ходит на учёбу, гуляет по городу, общается с друзьями, подрабатывает где придётся — словом, ведёт жизнь классического подростка. Геймплей в «реальном мире» очень расслабленный и напоминает визуальную новеллу с элементами RPG. В школе надо отвечать на вопросы учителей, а в свободное время — просто изучать разные уголки Токио, разговаривать с соратниками (в «Персоне» они зовутся конфидентами) да повышать социальные навыки.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Другое дело — Метаверс, параллельный мир человеческого подсознания, куда герои отправляются, чтобы «воровать сердца» злодеев. Их целями становятся испорченные взрослые — те, кто злоупотребляет своей властью, чтобы наживаться на других. У таких людей искажена внутренняя картина мира, а потому их подсознание выглядит как огромный дворец, отражающий грехи своего владельца. Именно туда и проникает протагонист со своей командой Фантомных воров: в каждом таком дворце им нужно найти и украсть сокровище — символ тёмных желаний его хозяина. И если кража проходит успешно, то злодей в реальном мире сам осознаёт свои преступления и сдаётся полиции.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Геймплей в Метаверсе уже совсем другой: эта часть приключений Фантомов куда больше похожа на традиционную JRPG с пошаговыми боями и сложной системой навыков. Тут герои борются с Тенями — монстрами, рождёнными из человеческих страстей. А чтобы их одолеть, участники команды используют персоны — мистические сущности, которые рождаются в душе у тех, кто не хочет закрывать глаза на окружающую несправедливость. У каждого члена Фантомных воров своя уникальная персона, а вот у главного героя, Джокера, их может быть сколько угодно. Протагонист их коллекционирует, скрещивает, переключает в бою — словом, механика почти как в «Покемонах». Правда, если там были в основном милые зверушки, то в Persona ростер более взрослый и пугающий: от сказочных существ до хтонических чудовищ и героев мировых религий.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Пошаговые бои работают по схеме «камень-ножницы-бумага»: у любой Тени есть уязвимость к конкретному виду урона. Крылатые враги обычно боятся пуль и воздушных заклинаний, огненные — замораживающих, и так далее. Благодаря этому каждый бой похож на задачку: надо не бить чем попало, а разобраться, в чём слабость противника. И при этом не попасть под удар самим, ведь у каждой из ваших персон тоже есть ахиллесова пята.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Удовольствие проживать чужую жизнь

Собственно, в этих двух мирах — реальном и Метаверсе — вам и предстоит провести все 150 часов геймплея. И, пожалуй, одна из самых завораживающих фишек «Персоны» в том, что находиться в реальном мире не менее, а даже более интересно, чем во дворцах. Когда я только знакомилась с серией, из рецензий у меня сложилось впечатление, что именно в данженах с боями и сосредоточен основной смысл игры. Но вышло совсем наоборот: прогулки в Метаверс — это максимум 30-40% всего времени, что вы проведёте в Persona 5 (и Royal тоже). Изучать непохожие друг на друга дворцы, конечно, захватывающе, но больше всего ты в итоге ждёшь совсем не их, а свободного времени, которое появляется у героя, когда зачистка очередного логова злодея подходит к концу. Наконец-то можно свободно шляться по Токио, не оглядываясь на дедлайн завершения миссии, читать книжки, ходить по заведениям и — самое важное — развивать отношения с конфидентами.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Именно друзья и соратники Джокера делают мир «Персоны» настолько живым, что ты просто молишься, чтобы эта и так бесстыдно длинная игра подольше не заканчивалась. Всегда остаётся чувство, что ты что-то не успел сделать. Можно ведь было лишний раз сходить с лучшим другом Рюдзи в его любимую раменную и послушать его дурацкие шутки. Или съездить в город с пятнадцатилетней хакершей Футабой — посмотреть, как она учится социализироваться и описывает свои успехи геймерскими терминами. Витающий в облаках художник Юске часто несёт полный бред, но временами говорит неожиданно мудрые для школьника вещи. У классной руководительницы Каваками столько проблем и тараканов в голове, что временами кажется, будто главный ребёнок в их отношениях с протагонистом — это именно она. А с юным детективом Акети у Джокера отношения почти как у Лайта и L в «Тетради смерти» — после каждого разговора задаёшься вопросом, кто тут кого обыграл в мысленные шахматы.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

После финальных титров вы, скорей всего, не вздохнёте с облегчением, а разочарованно отбросите геймпад и спросите себя: «Блин, и чем мне теперь заниматься в жизни?». А потом наверняка запустите «Новую игру +», потому что не успели увидеть весь контент за один раз.

Всё из-за того, что время в «Персоне» идёт по настоящему календарю: каждый день герой встаёт с постели, отправляется в школу, а после обеда решает, как провести свободное время. Можно пойти в Метаверс — но на это уйдёт весь день, и в реальном мире ничего сделать не получится. Можно остаться в Токио и выбрать, с кем из друзей прокачать отношения. А можно, например, сделать домашку и повысить уровень знаний, чтобы скорее открылась ветка дружбы с отличницей Макото. Часики-то тикают — и всё время приходится решать, что сейчас важнее, а что можно отложить на потом. Пожалуй, именно это чувство не даёт заскучать или расслабиться даже на сотом часу игры. Вас постоянно заставляют выбирать из нескольких возможностей — и жажда не упустить ни одну из них не уходит до последнего сюжетного дня.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Больше времени на отношения.

В этом плане Royal куда дружелюбнее к игроку, чем оригинальная Persona 5. Ту было слишком просто запороть: если с самого начала не разобраться, как всё работает, можно было зря потратить кучу времени и даже не добраться до серьёзной доли контента в реальном мире. А в Royal появилось сразу несколько вспомогательных механик.

Во-первых, вечера после сюжетных событий и заходов в Метаверс теперь свободные — из дома выходить нельзя, но можно заняться тем, на что раньше приходилось выделять по полдня. Крафтить, читать книжки, готовиться к школе, варить кофе, который восстанавливает ману во дворцах, — всё это теперь можно делать без потери игрового времени. Во-вторых, в быстром меню можно сразу посмотреть, какие занятия и конфиденты сегодня доступны — так проще сразу сориентироваться во всех опциях и выбрать самую удобную. В-третьих, после каждой встречи друзья сами звонят герою поделиться мыслями или просто узнать, как он вернулся домой, — в этом разговоре можно заработать ещё несколько баллов к их расположению.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Ну и, конечно, самая большая помощь — это дополнительный месяц после Нового года, который появился в Royal. Разработчики обещали «третий семестр», но по факту это только январь, а после него сюжетные события ведут уже прямиком к концовке. Так или иначе, даже если вы тратили время как попало, теперь будет шанс наверстать упущенное в дополнительные дни. Я вот, наоборот, старалась проходить Royal максимально эргономично, чтоб не упустить ничего нового, но, оказывается, можно было расслабиться: уже к середине декабря мне было попросту нечего делать.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

. И меньше фрустрации во дворцах

Метаверс тоже стал куда удобнее. Самым большим сюрпризом оказалось то, что теперь во дворцах можно с разбегу врезаться в слабые (подсвеченные зелёным) Тени, чтобы мгновенно их убить. Раньше так можно было делать только в тоннелях Мементос — отдельного данжена с процедурной генерацией уровней. После такого столкновения победа засчитывается сразу, а деньги и опыт выдаются в том же объёме, что и за обычный бой. Причём про эту фичу даже не рассказывают вслух — я просто случайно выяснила, что так вообще можно делать, когда врезалась в Тень в предпоследнем дворце. А жаль: это здорово ускоряет прохождение и вдобавок позволяет сохранить ману, чтоб потом щедрее тратить её в драках с мини-боссами. Знай я об этом с самого начала, наверняка сэкономила бы часов пять-десять на этих однообразных стычках.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Хотя надо признать, что и бои стали веселее и динамичнее. Новых Теней в Royal не так много, и в одном дворце их по-прежнему всего по 10-15 видов, так что они неизбежно начинают повторяться. Но улучшенная механика Baton Pass (передача дополнительного хода после того, как вы выбили противника в нокаут) отчасти решает эту проблему. Раньше Baton Pass повышал только урон, а теперь ещё и восстанавливает здоровье и ману — причём бонус повышается с каждой следующей передачей хода. А если правильно просчитать очерёдность атак и задействовать всех четверых членов отряда, то последний герой в цепочке сможет вообще бесплатно применить любое заклинание. Благодаря этому и бои разрешаются быстрее, и не так скучно по десять раз валить одних и тех же Теней. Каждая стычка превращается в головоломку, которую хочется решить за минимум ходов. А способов это сделать только прибавилось: помогают и новые комбинации технического урона, и пассивки союзников, и аксессуары со стихийными навыками, которые можно раздавать напарникам.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Тревога по поводу вечного недостатка маны вообще ушла на задний план. Если в первом прохождении P5 мне несколько раз приходилось покидать дворец на середине и возвращаться туда на следующий день, потому что мана и зелья просто кончались, то в P5R такого не произошло ни разу. Более того, я зря варила столько кофе: не израсходовала даже половину. Благодаря передаче хода и новым тайникам с «семенами воли», которые тоже восстанавливают всей команде немного маны, уровень SP очень редко падал в ноль.

Эксплоит со Жнецом — убийственно сложной Тенью из Мементос, на которой было удобно фармить опыт в несколько особых дней в году, — убрали. Но я всё равно без проблем докачалась до 99 уровня благодаря всё той же механике с наездом на слабые Тени. Она работает в геометрической прогрессии: чем больше вы используете этот приём (а с учётом респауна врагов этим можно заниматься бесконечно), тем выше ваш уровень и тем больше Теней становятся зелёными. Вы всё больше их давите… ну и так далее.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Вдобавок помогает бонус от нового героя Хосе, который появился в Мементос. Он обменивает особые печати, которые теперь запрятаны в тоннелях, на бонусы к деньгам, опыту или находкам, которые вы получаете в подземельях. Максимальный бонус к опыту — это 200%, и вкупе с механикой наездов он очень ощутимый. Ближе к концу игры за один заход в Мементос можно без всякого гринда повысить уровень, скажем, с 80-го до 90-го — достаточно просто проехаться по всем «этажам» самого глубокого уровня, задавить там всех, кто попадётся по дороге, да позакрывать доступные квесты. Того же Жнеца ради такого левелапа надо было поймать минимум три-четыре раза, и это доставляло куда больше головной боли.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Нужно больше неожиданных поворотов

Что же до нового сюжетного контента, то его не так уж и много — уж точно меньше, чем казалось по трейлерам. Ключевые дополнения можно пересчитать по пальцам. Два новых конфидента: Касуми Ёсидзава (девушка-гимнастка из той же школы, куда ходит протагонист) и Такуто Маруки (школьный психолог). Одна новая участница команды Фантомных воров (уж сами догадайтесь, какая). Один новый дворец — тот самый, что после Нового года. Одна новая локация — торговый район Китидзёдзи, где можно ходить с друзьями в дартс, бильярд или джазовый бар. И новая ветка конфидента Акети: теперь с ним тоже можно ходить на встречи, как с остальными друзьями, а не только видеться в рамках сюжетных сцен.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Про Касуми и Такуто сложно что-то сказать без спойлеров, так что просто подтвержу, что они не те, кем кажутся на первый взгляд, — как, впрочем, и большинство героев Persona 5. Другое дело, что их обоих снабдили 1) ну очень невнятными образами, с которыми нас знакомят изначально, и 2) ну очень драматичным прошлым, которое открывается позже. Их ветки выделяются даже на фоне основного сюжета P5 — а ведь сценаристы и до этого не скупились на трагедии! Возможно, именно поэтому Такуто и Касуми западают в душу куда меньше, чем уже знакомые герои с их более приземлёнными историями. Слишком уж много и пыли в глаза, и громких откровений в кульминации.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Дополнительный дворец вышел не хуже прочих: со своими изобретательными головоломками, занятным дизайном и полностью новым набором довольно-таки пугающих Теней. Вместе с ним в конце игры появляется и новый уровень в Мементос — он, кстати, сильно отличается от всех предыдущих. Что же до Китидзёдзи, то всё, что можно было о нём рассказать, уже изложено в первых впечатлениях. Он удачно вписался в набор остальных районов Токио, там весело и полезно проводить время, но на историю он особо не влияет.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Тот же совет касается и психолога Такуто — и он ещё более важный. Об этом нигде не говорится напрямую, но для того, чтобы открылся третий семестр, нужно, чтобы к утру 18 ноября у вас уже был 9-й уровень конфидента Такуто. Если не прокачаете его к сроку, история поедет по рельсам оригинала и кончится там же, где и раньше.

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Чем в итоге оказалась Royal? По большей части это всё та же Persona 5 — огромная, глубоко продуманная и просто безумно стильная RPG, которая обязательно разобьёт вам сердце хотя бы одним сюжетным поворотом. Изначальный сценарий переписывать не стали — просто дополнили то, что уже было, да вставили в конец ещё одну зрелищную главу с новыми концовками. И доработали геймплей, чтобы добираться до этого громкого финала было максимально удобно.

Стоит ли игра тех денег, которые за неё просят на релизе? Пожалуй, что да, учитывая, сколько счастливых недель вы в ней проведёте, начисто забыв о реальной жизни. Особенно если не играли в оригинал — и сейчас уже нет смысла за него браться, ведь именно события Royal будут считаться финальным каноном серии. Да и тем фанатам, кто уже облазил старую Persona 5 вдоль и поперёк, точно будет приятно вернуться. Чтобы с горящими глазами искать все незнакомые места, радоваться новым репликам в диалогах и всю дорогу гадать, что же там такое случится после Нового года.

Persona 5 так бьёт в глаза своим ярким визуальным оформлением, что умалчивать о нём — настоящее преступление. Тут как нельзя кстати уместна пословица про то, что встречают всё-таки по одёжке.

Третья и четвёртая части серии уже имели запоминающийся стиль и ключевые цвета — синий и жёлтый соответственно. Новая Persona пошла дальше и органично вписала свой внешний вид в игровой процесс. Оформление меню и битв, анимация переходов между сценами, разговоры с персонажами — всё это сделано максимально эффектно и при этом естественно, без лишних деталей.


Три главных цвета Рersona 5 — красный, чёрный и белый.
Графически новая игра от Atlus гораздо больше похожа на её же Catherine, чем на предыдущие части серии. Персонажи соответствуют человеческим пропорциям и смотрятся теперь вполне реалистично — в пределах аниме-стиля, конечно. Но самое главное, они не просто выглядят «как в жизни», но и испытывают те же проблемы и эмоции, что и реальные люди.

Школьные годы

Действие всех игр серии Persona происходит в современности, а каждая из не связанных между собой частей повествует о группе молодых людей, объединившихся для борьбы со злом. Persona 5 не стала исключением. Главный герой, которого игрок волен назвать по своему усмотрению, переезжает в Токио и поступает в новую школу. Одинокий и малообщительный, он постепенно находит там друзей, таких же белых ворон, как и он сам.

Завязка Persona 5 и обучение основам растягиваются на десяток часов. Да и сам игровой процесс движется очень неторопливо: шутка ли, мы буквально проживаем каждый день в шкуре старшеклассника. События начинаются в апреле — именно тогда у японских школьников и студентов стартует учебный год. Каждый день поделён на сегменты: утро в школе, обед, свободное время, вечер — и так неделя за неделей, месяц за месяцем.


В большинстве своём вопросы связаны с сюжетом и его деталями. Здесь, например, упоминается Арсен Люпен, в честь которого названа персона протагониста. Но учителям об этом, конечно, ничего не известно, и все совпадения совершенно случайны.

После звонка с уроков мы вольны распоряжаться досугом так, как душа пожелает. Можно устроиться на подработку, заниматься в библиотеке, посещать спортзал, играть в приставку, смотреть фильмы… И это далеко не полный список. Одно такое действие занимает временной отрезок — вечер, день (и не важно, разгадывали ли мы дома кроссворд или отправились в другой конец города в планетарий) — и развивает навыки протагониста, такие как мужество, обаяние, знание, доброта и профессионализм, которые, в свою очередь, открывают возможности для новых взаимодействий.

Общение с людьми тоже порой даёт плюсы к этим параметрам, но его основная роль всё же заключается в другом. Во-первых, социальные связи позволяют лучше узнать сопартийцев и прочих знакомых. У них есть своя история, и им действительно сопереживаешь, ведь все они — самые простые люди со своими тараканами и скелетами. Во-вторых, каждый собеседник закреплён за своей «арканой» Таро, и, активно общаясь с ним, герой повышает её ранг, открывает новые способности и увеличивает силу персон, связанных с этой картой.


Дружба и возможный роман с доктором Такеми улучшает «аркану» «Смерть», что весьма символично.

«Перемен требуют наши сердца»

Persona 5 так могла бы и оставаться симулятором свиданий, если бы не одно но. Её главные герои не просто обычные школьники, но борцы со злом. Каждый из них в определённый момент пробуждает свою персону и попадает в параллельное измерение. Там они в лучших традициях супергероев преображаются и дают друг другу новые имена. Так, протагониста окрестили Джокером, прямо как маньяка из Persona 2: Eternal Punishment. Объединившись в группу под названием Phantom Thieves of Hearts, школьники ставят перед собой цель очистить сердца злых, алчных, похотливых (и далее по списку) влиятельных взрослых или запутавшихся людей с тяжёлой судьбой и избавить многих от страданий.

«Призрачные похитители» — это вовсе не выдумка Atlus для своей игры, а архетипичный образ, который нередко встречается в литературе. Вышеупомянутый Арсен Люпен как раз принадлежал к их числу. В русском языке нет устоявшегося перевода этого выражения, но суть понятна и без него. Фантомные воры — своего рода благородные разбойники. Эти неуловимые мастера маскировки крадут не ради личной выгоды — их интересуют особо ценные сокровища и артефакты, а на месте преступления в качестве подписи они оставляют свою визитную карточку. И в результате таких антигероев часто преследует какой-нибудь великий детектив. Все эти особенности нашли своё отражение в игре.

Итак, как же работает банда воришек? Для начала Джокер и его товарищи подыскивают подходящую цель, а затем проникают в её внутренний мир, который зовётся дворцом. Каждые такие чертоги разума уникальны и воплощают в себе тёмные мысли хозяина. Тщеславный и жестокий учитель представляет себя королём в замке, а жадный до денег мафиози в другой реальности управляет банком. Основная задача «Призрачных похитителей» даже не победить владельца дворца (хотя без этого проникновение, конечно, не обойдётся), а выкрасть у него самое ценное сокровище. Тогда злодей раскается, расскажет о своих преступлениях в реальном мире и получит там заслуженное наказание.

Для того чтобы в ином измерении материализовалось сокровище, в обычной реальности герои оставляют ту самую визитную карточку, которая спровоцирует его хозяина на агрессию.

Дворцы сложно пройти за один заход — в них нужно возвращаться снова и снова и при этом рассчитывать время и силы так, чтобы уложиться в установленный срок и оставить ещё что-то на личную жизнь и досуг. В целом это сделать довольно просто — даже если через день чередовать вылазки и свидания, в запасе ещё будет время. По желанию его можно потратить на необязательные миссии, действие которых происходит в метро. Периодически похитители на своём фан-сайте получают письма о помощи. У агрессоров из этих запросов нет своих внутренних чертогов, и для того, чтобы перевоспитать их, героям нужно найти и победить их в тоннелях потусторонней подземки.

Если случайно генерирующиеся карты миссий незатейливы и однообразны, то дворцы проработаны на порядок лучше. Они по-хорошему запутанны и усложнены подстраивающимися под общий стиль головоломками. Врагов-теней в них видно заранее, и на каждой новой локации они принимают новое обличье: например, в банке это охранники с дубинками, а в замке — бронированные рыцари.


Всегда выгодно начинать битву первым, не дожидаясь, когда патрулирующий территорию враг заметит воришек, и получить тактическое преимущество. Для этого разработчики внедрили в игру стелс, но зачастую такие прятки только раздражают, так как управление в них не всегда адекватное.

Бой с тенью

Игра не стала экспериментировать с модной нынче боевой системой в реальном времени и оставила традиционные для жанра пошаговые сражения. А если речь зашла о битвах, значит, самое время поговорить о персонах — тех самых созданиях, которые дали название всей серии. Именно они играют ключевую роль в битвах и применяют различные заклинания, в то время как «Призрачные похитители» сами не используют магию напрямую. При этом у Джокера может быть четырнадцать разных персон, а вот его сопартийцев в этом плане сильно ограничили — у каждого по одной штуке. Но если развить отношения между ними и главным героем до максимального, десятого ранга, то их персоны автоматически трансформируются.

Зачастую в японских RPG битвы — это скучная и однообразная необходимость, но Persona 5 — совершенно не тот случай. Здесь постоянно нужно учитывать особенности противника, и за счёт этого бои напряжённые и интересные. Главное — нащупать его слабое место и сбить с ног. Найденная уязвимость позволяет нанести ещё один удар и в идеале не оставить врагу ни единого шанса. Но на практике ахиллесову пяту ещё нужно найти, да и работает эта схема и в обратную сторону — неприятель может точно так же нанести несколько ударов подряд. И если его жертвой станет Джокер, то игру придётся загружать с комнаты сохранений. Это выглядит странно и нелепо, так как возможность воскрешать сопартийцев в игре есть.


Удобно, что слабость врага к тому или иному виду атаки будет подписана, стоит её хоть раз обнаружить.

Задолго до Undertale Persona, как ответвление серии Shin Megami Tensei, позволяла общаться с монстрами. После второй части об этой особенности забыли, а теперь вернули её. Сбитого врага можно не только ударить мощным совместным приёмом, но и вывести на полноценный диалог, выманить у него деньги или вещи или завербовать и в дальнейшем использовать в бою.

Коллекционировать персон полезно, ведь потом их можно скрещивать и получать более сильные образцы. Если поднимется рука, то призывных существ можно повесить и этим «прокачать» силу других или посадить на электрический стул ради ценных предметов. Выглядит этот процесс жутковато, впрочем, как и сам хозяин Бархатной комнаты, где происходят все эти манипуляции.

Истории в деталях

В Persona 5 так много нюансов, что перечислить их все просто невозможно, как сильно бы ни хотелось. К примеру, такая, казалось бы, обыкновенная вещь, как погода, влияет на силу монстров (в ливень они опаснее) и на улучшение параметров: когда за окном капает дождь, самое время учиться или посещать общественные бани для «прокачки» обаяния.

Забота о комнатном растении делает добрее, а участие в медицинских экспериментах — мужественнее, что вполне логично. Если на столике в кафе лежит кроссворд, то в его разгадывании нужно принимать активное участие и развивать не только навыки протагониста, но и свои собственные. А уж сколько деталей сокрыто в общении с противоположным полом. Но о них всё же лучше узнать самому.


Каждая из девяти потенциальных девушек имеет свои предпочтения по части подарков, и для того, чтобы впечатлить их, нужно будет хорошенько побегать по Токио в поисках подходящих сувениров.

В последнее время рынок японских ролевых игр активно пополнялся новыми проектами. Какие-то из них (например, I am Setsuna) делали ставку на классику, какие-то ударились в жанровые эксперименты. Но всякий раз этим играм чего-то не хватало. В отличие от многих их них, Persona 5 — результат успешного скрещивания традиций и нововведений. Atlus взяла из предыдущих частей серии лучшее и облекла в историю, за которой интересно следить, как за остросюжетным телесериалом.

Persona 5, по сути, рассказывает не о каких-то выдуманных ситуациях, а о проблемах современного общества, пускай и не без участия потусторонних сил. Но эта доля фантастики всего лишь средство, благодаря которому герои могут бороться с бесчестными людьми и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Слишком пафосно было бы говорить, что Persona 5 чему-то учит, — скорее, она рассказывает такую историю, которая побуждает задуматься и при этом не скатывается в драму, а оставляет место для массы комичных моментов.

Плюсы: яркий визуальный стиль; приятный саундтрек, который хочется переслушивать и вне игры; запоминающиеся персонажи; огромное количество контента; прохождение истории займёт более чем сто часов.

Минусы: медленное развитие событий и ограничение свободы в начале игры; не всегда адекватный стелс-режим; прохождение истории займёт более чем сто часов.

Прямым текстом — Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

Мы сыграли в Persona 5 и готовы поделиться впечатлениями после первых десяти часов игры.

Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!
Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!
Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

После нескольких переносов даты релиза западный мир наконец-то увидит новую Persona 5, покорившую сердца японцев еще в прошлом году. Наиграв всего лишь десять часов, уже понимаешь, отчего игре поют дифирамбы в восточной профильной прессе, ведь перед нами, пожалуй, самая стильная игра нового поколения.

Обычный японский школьник

Если вы новичок в серии, можете спокойно начинать знакомство с франшизой именно с этой части, так как Persona 5 продолжает славную традицию самостоятельных игр: сюжетно новый проект не связан с остальными ничем, кроме собственно вселенной и законов, по которым она работает.

Сюжетная канва классическая: наш протагонист, безымянный японский школьник, вынужден переехать из захолустья в Токио (в Persona 4 все было наоборот), освоиться в новой школе и прожить целый год под надзором опекуна (не от хорошей жизни, как можно догадаться).


Пятая часть Persona богата на удачные кинематографические ракурсы камеры.

Двойственность здешнего мира никуда не делась. В первые же часы герой попадает в альтернативную реальность, где властвуют человеческие грезы и фантазии. Попадает он, конечно же, не один — его невольными помощниками становятся школьный «задира» Рюдзи, красавица Энн, от которой без ума все мальчишки в школе, и говорящая кошка Моргана (и вновь — привет Тедди из четвертой части!). Кажется, что авторы копируют свои же идеи, но это не так. Если мы говорим о Persona, то это, скорее, следование канонам.

Миры людских грез

Что касается геймплея, то и здесь компания Atlus не пытается изобрести велосипед. Зачем? Выведенная еще в третьей части (и отполированная в четвертой) формула прекрасно работает. Перед нами все та же японская ролевая игра, на одну половину состоящая из прохождения подземелий, а на другую — из симулятора жизни обычного японского подростка.

Днем герой — ничем не примечательный школьник со своими тинэйджерскими драмами (драмы здесь тоже «классические», по списку: выбор школьного кружка по интересам, страх перед экзаменами, первая любовь и тому подобное), а вечером он вместе с товарищами превращается в исследователя потусторонних миров, где сражается с жуткими «тенями», тайными пороками людей, принимающими облик монстров.


Где Persona 5 действительно отличилась, так это в дизайне подземелий. Именно их во всех предыдущих Persona хотелось пробежать побыстрей, и неудивительно: это были однообразные случайно генерируемые коридоры, где менялись только монстры. В новой игре у каждого подземелья уникальный дизайн (зачастую в них может меняться и способ навигации).

Любителям гринда тоже найдется потеха: Memento — случайно генерируемое подземелье, где вы вечно можете «фармить» опыт и оттачивать боевку. Но не забывайте, что это тоже занимает время: потратив его на прокачку, вы рискнете связью с друзьями. Баланс боевых и социальных навыков здесь важен как никогда.

Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

Сама же боевая система, а именно — пошаговая тактика в подземельях, почти не поменялась со времен четвертой части. Вашей главной задачей по-прежнему остается поиск элементальных слабостей противника и организация атак сопартийцев. Кроме физических и элементальных слабостей есть еще кое-что: теперь в отдельную категорию выделяется урон от огнестрела. Сами же «персоны» выглядят очень здорово, но количество их значительно уменьшилось.


О великолепном дизайне местного интерфейса можно слагать легенды.

Последняя в списке, но не последняя по важности вещь, делающая Persona 5 достойной нашей любви, — отличный дизайн интерфейса. Экраны загрузки, окошки меню, анимации переходов из стойки в стойку — все это невероятно эффектное. За последние десять лет не выходило, пожалуй, ни одной игры с таким чудесным интерфейсом.

Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

Persona 5: впечатления от первых часов. Король вернулся!

Об окончательной оценке, конечно, говорить рано, но пока Persona 5 влюбляет в себя с каждым часом все больше. А в подробностях обо всех преимуществах и недостатках игры мы расскажем в рецензии — она появится на нашем сайте уже совсем скоро. Следите за обновлениями!

В основе своей Persona 5 Royal остаётся той же игрой. Подростки, совмещающие учёбу и личную жизнь, обнаруживают, что способны с помощью загадочного приложения на смартфоне проникать в подсознание людей. Охотятся ребята в основном на негодяев, а себя называют «Призрачными похитителями сердец» – у каждого подлеца (хотя целями тут не всегда становятся злодеи) настолько извращённое представление о реальности, что в глубине души он видит себя в замке или другой роскошной постройке. Подобные локации называются дворцами, и в глубине каждого из них есть оберегаемое виновниками сокровище, после похищения которого цель в реальном мире внезапно подобреет и чуть ли не публично за всё извинится.

В Persona 5 очень много разнообразных элементов, которые прекрасно сочетаются в долгой, засасывающей в себя игре. Тут и на уроках надо сидеть, слушая учителей и отвечая на вопросы (лекции и экзамены, кстати, в Royal совершенно другие). И развлекаться после школы с друзьями – либо откликаться на их просьбы, либо брать инициативу в свои руки и приглашать их на свидания или просто ходить в кинотеатр и забегаловки. И зарабатывать деньги, продавая трофеи из дворцов или работая в цветочном или продуктовом магазине. И посещать параллельный мир, сражаясь там с противниками и улучшая характеристики.

Persona 5 Royal обзор игры

Иногда персонажи решают обратиться к школьному психологу. За их беседами мы наблюдаем со стороны.

Чем дольше играешь, тем больше становится вариантов и тем труднее выбирать, на что потратить день или вечер. Однако если раньше это действительно было проблемой, то в Royal свободного времени значительно больше. Одна из главных претензий к оригиналу была связана с котом Морганой – дескать, слишком часто этот персонаж вынуждал игрока ложиться спать и терять целый вечер. Теперь же кот просто запрещает покидать пределы кафе, где живёт протагонист, а внутри здания можно улучшать хоть какие-то характеристики. Варить кофе ради очков доброты, мастерить отмычки, заниматься учёбой, смотреть DVD. Диски, кстати, не покупаешь по отдельности, а лишь отдаёшь небольшую сумму за годовой абонемент – больше никаких штрафов за позднее возвращение фильма в магазин.

В то же время стало больше и развлечений. В Royal есть новая локация (Китидзёдзи) с джазовым баром, дартсом, бильярдом и храмом для медитации – всё это позволяет улучшить разнообразные характеристики. В местном «секон-хенде можно продавать грязную броню, которую постоянно забываешь сдать в стирку, и получать за неё очки для покупки ценных расходных предметов. А местный продавец аксессуаров предлагает отличные ожерелья, усиливающие атаки при использовании тех или иных приёмов во дворцах.

Persona 5 Royal обзор игры

Новые и старые друзья

Самое важное нововведение – совершенно новый семестр со своим сюжетом и дворцом, и этот бонусный эпизод оказывается одним из лучших в игре. Специально ради него в Royal ввели двух дополнительных персонажей: школьного психолога Маруки (появляется он, конечно, после первого дворца – игравшим в оригинал причины понятны) и очаровательную ученицу Касуми, увлекающуюся гимнастикой. У обоих героев, как и у остальных товарищей и напарников, есть уровни близости с протагонистом. Однако они не только даруют игроку новые способности, но и каждый раз повышают показатели на пять единиц: Маруки – ману, а Касуми – здоровье.

И Маруки, и Касуми вписались в историю отлично. Первый вызывает к себе учеников для задушевных разговоров, а с протагонистом обсуждает психологию, пытаясь лучше разобраться в том, как устроено человеческое сердце. Вторая при каждой встрече умиляет своей непосредственностью и приглашает героя в самые разные места, а иногда и вовсе попадается за пределами запланированных встреч. Диалоги с ней каждый раз вызывают улыбку, но всё же жаль, что играбельным персонажем она становится так поздно.

Persona 5 Royal обзор игры

Касуми может говорить о гимнастике бесконечно, но всё же переключается и на другие темы.

Оба новичка играют большую роль в бонусном семестре, так что для получения доступа к нему отношения с Касуми должны достичь пятого уровня, а с Маруки – девятого. Плюс необходим восьмой уровень с Акети, процесс близкого знакомства с которым изменился. Если условия не выполнены, игра закончится на том же месте, что и оригинал. Об этом ни разу не предупреждают, из-за чего можно оказаться в неприятной ситуации, когда потратил на игру кучу времени и лишился возможности оценить дополнительную сюжетную линию. С другой стороны, времени на всё это достаточно много, да и намеренно игнорировать новых героев вряд ли кто-то станет, особенно когда они постоянно напоминают о себе SMS-ками.

Заведения, предлагающие работу с частичной занятостью, теперь сообщают об особенно загруженных сменах и дают за них больше денег и бонусов к характеристикам. Друзья, с которыми проводишь время, звонят после встречи и обсуждают прошедший день – если нормально им отвечать, следующее повышение ранга получишь раньше и не придётся приглашать их лишний раз просто так. Это одно из многих нововведений, делающих персонажей ещё более живыми: в Royal нарисовали больше портретов в диалогах, благодаря чему эмоции передаются значительно лучше, а иногда нам показывают сцены со встречами героев без участия протагониста.

Persona 5 Royal обзор игры

Третье семя воли всегда охраняется крепким противником, к бою с которым лучше подготовиться.

Дворцовые тайны

Многочисленные нововведения бросаются в глаза и за пределами школьной жизни. Боссы в дворцах обзавелись новыми механиками или даже фазами боя, благодаря чему сражения с ними более захватывающие. Дизайн самих дворцов тоже частично изменили – теперь у главного героя с самого начала есть крюк, позволяющий цепляться аки Человек-паук за некоторые поверхности. Слишком большую свободу это не даёт, зато исследовать локации интереснее. Вдобавок в каждом дворце теперь спрятаны семена воли, о которых при приближении предупреждает Моргана. Собираете все три штуки и получаете аксессуар, плюс каждое семя при его нахождении восстанавливает часть маны.

Вообще, такого дефицита маны, какой был раньше, теперь не испытываешь, и проходить дворцы за один забег стало значительно легче. Поскольку Моргана реже заставляет спать по ночам, появляется свободное время для варки кофе, а во дворцах этот напиток восстанавливает аж 30 единиц маны. По мере прохождения разблокируешь мощнейшие атаки, названные Showtime, – возможность их использовать появляется случайно, и при этом никакие ресурсы на них не затрачиваются. Это уморительно смешные сценки с участием двух героев, причём в команде достаточно иметь лишь одного из них – опция всё равно будет появляться.

Ролики Showtime-атак можно пропускать, но даже в двадцатый раз они поднимают настроение.

Передача эстафеты (baton pass) здесь устроена иначе – теперь доступ к ней есть сразу у каждого героя. Основа осталась той же: если персонаж нашёл слабость у врага и оглушил его, герой получает ещё один ход и может передать его напарнику. В Royal при этом не только происходит постоянное увеличение урона, но и восстанавливаются здоровье и мана, а последний получатель и вовсе сможет использовать любой приём «бесплатно». За счёт этого пошаговые сражения становятся более яркими, но и это не предел – если играть с друзьями в дартс в Китидзёдзи, можно усилить бонусы за эстафеты, что сделает команду ещё опаснее. Да и сам дартс получился забавной мини-игрой, в которой кидать дротики нужно с помощью гироскопа DualShock 4.

Бои стали увлекательнее не только благодаря этому. Патроны теперь восстанавливаются после каждого поединка, что делает огнестрельное оружие куда полезнее. Если у побеждённого противника хочется забрать персону путём переговоров, Моргана подскажет, какой должен быть тон беседы, – больше никаких «угадаек». А среди врагов встречаются disaster shadows – оппоненты, которые совершают контратаку после каждого вашего удара и взрываются в случае смерти, нанося большой урон всем своим товарищам. Заодно они оставляют после себя всякие ценные предметы.

Если противник может взорваться, имеет смысл подумать над тактикой.

И многое, многое другое

Помимо дворцов редизайну подверглась и многоэтажная локация Mementos, где герои (в свободное время) пытаются проучить людей, преступления которых меркнут на фоне злодеяний сюжетных негодяев. В обновлённой Mementos появился новый персонаж – загадочный мальчик Джозе, открывший собственный магазин.

Исследуя локацию, протагонист собирает цветы и может обменять их на зелья, оружие, броню и прочие полезные вещи. А расставленные на каждом этаже печати, если их активировать, позволяют увеличить количество получаемых денег, предметов или опыта в пределах Mementos. Так что поездки по разным этажам становятся менее утомительными и занудными.

Джозе также встречается в Thieves Den, собственном дворце главного героя. Это ещё одна совершенно новая локация, посетить которую можно в любой свободный день в главном меню. В этом просторном зале есть обвешанные концепт-артами и скриншотами стены (всё удаётся приблизить и внимательно рассмотреть), стоит проигрыватель с музыкой (а новых композиций тут почти три десятка), в кинотеатре позволяют перезапустить ролики, на постаментах можно размещать украшения, статуи и прочие элементы декора, которые посещающие зал персонажи обязательно прокомментируют. Там же с виртуальными друзьями предлагается сыграть в карточную игру Tycoon, увлекающую похлеще основной истории. С Thieves Den, кстати, связаны многочисленные внутриигровые достижения вроде получения 30 персон или сотни побеждённых «огнестрелом» врагов.

Persona 5 Royal обзор игры

Аксессуары, полученные за поиск семян воли, Джозе сделает чрезвычайно полезными.
В Velvet Room, где протагонист жертвует старыми персонами ради новых, тоже полно изменений. Отныне там периодически запускается тревога, во время которой можно получить более мощные персоны, чем в обычные дни. Там же проводятся испытания с редкими наградами, где сражаешься с разными противниками. У персон теперь есть черты характера (traits) – пассивные эффекты, переносящиеся при слиянии. А с надсмотрщицами Каролиной и Джустиной есть новые забавные сценки, где вместе с главным героем они посещают локации в реальном мире и пытаются разобраться в человеческой психологии.

Всё это и многое другое, очевидно, в DLC не предложить, да и быстро становится понятно, почему старые сохранения не поддерживаются. Можно долго спорить о выбранном Atlus направлении и «неэтичности» выпуска таких изданий за полную цену спустя несколько лет, но в Persona 5 Royal достаточно нововведений, чтобы издание могло заинтересовать даже проходивших оригинал. В основе своей это по-прежнему невероятная игра, в которой даже спустя сотню часов надеешься, что финал увидишь не скоро. А в Royal и контента больше, и геймплей обновился, и новые персоны есть – и без того восхитительная JRPG стала ещё лучше, закрепив за собой статус одной из лучших игр поколения.

Плюсы: по-прежнему одна из лучших игр поколения; новые герои отлично вписались в историю; более 20 часов нового контента; изменения в расписании позволяют быстрее улучшить отношения и характеристики; нововведения в боевой системе делают сражения интереснее; режим Thieves Den и связанная с ним мини-игра придутся по душе фанатам; изменения в Mementos понравятся тем, кто считал эту часть игры не самой увлекательной; платиновый трофей получить значительно проще, чем в оригинальной Persona 5; множество других качественных изменений.

Минусы: дополнительный семестр не разблокируется, если не проводить время с новыми героями, и об этом нигде не предупреждают.

Читайте также: