Serious sam 3 bfe обзор

Обновлено: 02.07.2024

Пепельный блондин, определивший лицо сатирических 3D-шутеров в 1996 году, почивал на лаврах так долго, что за время его отсутствия расстановка сил кардинально поменялась. В 2001 году на сцену взобрался удачливый подражатель Дюка, Сэм Стоун, и очень быстро и естественно перетянул на себя внимание всех любителей отпустить туалетную шутку над трупом разваленного надвое монстра.

Сэм, как и положено истинным брюнетам, был чуть более интеллигентен, некоторые его репризы можно было назвать тонкими, он не устраивал массированных мочеиспусканий и в целом вел себя сдержаннее. Но когда дело касалось схватки, устраивал такой геноцид, какой Дюку не мог пригрезиться даже в ночных кошмарах.

Croteam сделали эталонный мясной шутер, превзойти который, как бы странно это ни звучало, так никто и не смог. Быстрый и кровавый, смешной и слегка неопрятный — Serious Sam: The First Encounter по-прежнему остается лучшим кровавым балаганом от первого лица. Даже самим создателям не удалось повторить успех. В The Second Encounter они худо-бедно умудрились взять ту же высоту, но уже в Serious Sam 2 устроили беспросветное карамельное шапито.

Белый и черный

После этого было еще шесть лет бессмысленных ожиданий, что придет Дюк и продемонстрирует все прелести садомазо с инопланетянами. Что из этого вышло, мы все хорошо помним: кроме как на Сэма, уже и надеяться-то было не на кого.

А с Сэмом меж тем творились странные метаморфозы. С одной стороны, Croteam рассказывали, как они изо всех сил гребут к истокам и хотят устроить массакр в духе The First Encounter. С другой — демонстрировали Сэма с крайне непривычных ракурсов. Герой сменил стиль, перестал быть похожим на перекачанного порноактера, а большинство трейлеров были просто скучны: в худшем случае они показывали корриду один на один, в лучшем — поединок Сэма с десятком противников. Игра, напомним, представляет собой приквел, повествующий о событиях, произошедших незадолго до того, как герой занырнул в «Ключ к вечности» и отправился истреблять приспешников Ментала в Древнем Египте.

Serious Sam 3: BFE

Начали закрадываться опасения, что Сэма в угоду моде превращают из рубахи-парня в персонажа с глубокой душевной организацией и непростой судьбой. В самом подходе нет ничего страшного — в конце концов, именно этот финт в кинематографе позволил вытянуть из могилы Брюса Уэйна и еще немало других персонажей, застрявших в возрасте неудовлетворенного жизнью подростка, — но не с Сэмом же. Игр, делающих серьезную мину, простите за тавтологию, при плохой игре сейчас и без того много, а вот веселые, безбашенные шутеры наперечет.

Не так страшен черт

Начало игры пробуждает самые страшные опасения. Сэм бурчит что-то себе под нос, натужно шутит, как маленький ребенок радуется найденной кувалде, непрерывно переговаривается по рации — в общем, занимается чем угодно, кроме того, чего от него ждешь.

Противников ужасающе мало, а из тех, что есть, хоть какой-то интерес представляю только гнаары — они задорно разваливаются на части от меткого удара по черепу; наловчившись, можно вырвать гнаару единственный глаз и швырнуть им в кого-нибудь еще. Остальная фауна худосочна, бестолкова, метко садит в Сэма издалека и большими толпами не встречается. Страшно сказать, но первые миссии Serious Sam 3: BFE напоминает диковатую и неумелую пародию на серию Call of Duty, где в роли людей снялись инфантильные пришельцы. Даже декорации и цветовая гамма похожи. Сэма долго гоняют по узким улочкам, заставляют уворачиваться от лазеров, нажимать кнопки и лишь изредка разрешают подстрелить — заметьте, издалека — десяток-другой врагов.

Serious Sam 3: BFE

Выглядит это настолько дико, что хочется удалить игру и забыть о ней навсегда. Здесь важно не поддаться эмоциям и скрепя сердце перетерпеть первый час. Уж не знаем, по трагической ли случайности, по злой иронии или по предварительному сговору (если так, то аплодируем стоя), но Croteam умудрились сделать начало настолько безликим и аморфным, каким не был, наверное, ни один уровень второй, худшей части игры.

В морду, в глаз

Тут нужно не теряться: вовремя собирать патроны, отыскивать аптечки (да, игра старомодна и отказывается восстанавливать здоровье героя автоматически), правильно подбирать оружие для каждого вида врагов, своевременно прятаться в укрытиях, отступать, заходить с фланга, бить, стрелять, поджигать, бомбить, крушить, рвать руками.

Примерно с третьей миссии и до самых титров игра превращается в того самого Serious Sam, которого мы полюбили в 2001 году. В этот момент понимаешь, что за десять лет Сэм нисколько не состарился. Простая и всем понятная механика до сих пор актуальна и прекрасно работает. Более того, именно банального «убей их всех» — с кровищей, с мясом, с выдавливанием глаз и раздрабливанием черепов, абсурдного и веселого, а не реалистичного и серьезного — так не хватает современной игровой индустрии.

Serious Sam 3: BFE

Завалив первую тысячу монстров в Serious Sam 3, задумываешься, какими же глупцами были id Software, когда решили променять простую механику шутеров, которые они все еще умеют делать, на непонятную им самим RPG. А ведь из Rage мог получиться экшен похлеще Serious Sam 3.

Дробя врагов кувалдой, снося им головы из дробовика, расстреливая из гатлинга, испепеляя ракетами, невольно осознаешь, что эта первобытная суть игры далеко не так проста и примитивна, как принято о ней говорить и думать. Что «спинномозгового» в ней немногим больше, чем в любой, даже самой размеренной, стратегии. Просто думать и принимать решения здесь нужно настолько быстро, что мысль буквально сливается с нервным импульсом, идущим от сетчатки в затылочную долю, а оттуда к ладони, сжимающей мышь.

Игра на рефлексах

Serious Sam грубо и беззастенчиво обращается к нашим базовым инстинктам и использует их в своих целях. Игра то засовывает нас в узкие темные подземелья и заставляет шарахаться от тварей, едва различимых в свете подствольного фонаря (в эти моменты Serious Sam даже становится страшным), то выпускает на простор. Когда вылезаешь по узенькой, почти вертикальной лестнице из склепа к солнцу, хочется сначала затаить дыхание, а затем, оказавшись под открытым небом, вздохнуть полной грудью. Грубый, примитивный, но до сих пор безотказно работающий прием, про который разработчики большинства игр, кажется, давно забыли.

Serious Sam 3: BFE

Serious Sam жонглирует ощущениями и успевает менять их ровно в тот момент, когда какое-то одно начинает надоедать. Предпоследний уровень игры — это и вовсе апофеоз жанра «мясных» шутеров. Почти два часа непрерывной бойни. Игра планомерно, соблюдая строгую очередность, спускает на вас весь свой виварий, начиная с примитивных гнааров и ракетчиков и заканчивая хнумами и ведьмами Ахримана. Раз десять вам будет казаться, что уже все, финал близок, но Ментал (если быть точнее, то один из его прихвостней — Угх-Зан Четвертый, который исполняет в Serious Sam 3 роль главного босса) будет снова и снова натравливать на Сэма своих цепных псов. В конце уровня, уничтожив почти две тысячи монстров, вы будете чувствовать себя выжатым, как почти две тысячи лимонов, но довольным, как почти две тысячи слонов. Про финальную битву рассказывать не станем, чтобы не портить ощущения тем, кто еще не прошел игру, но и она запомнится вам надолго.

Мал золотник

К сожалению, кроме массы достоинств, игра собрала пышный букет мелких недоработок и багов. Помимо смазанности и неуместной серьезности первых миссий, здесь встречаются затянутые подземные уровни, глуповатые головоломки, примитивный юмор, который и юмором-то можно назвать лишь постольку-поскольку.

На некоторых уровнях бывает сложно найти проход в очередную локацию, а иногда игра странно обращается с триггерами — в одном из эпизодов после серьезной схватки нам пришлось больше пяти минут ждать, когда прилетит вертолет и начнется скриптовый ролик. В такие моменты, разумеется, думаешь, что что-то в игре не сработало и раз за разом жмешь кнопку загрузки последнего сохранения.

Serious Sam 3: BFE

Кому-то не понравится режим спринта — чтобы ускориться, нужно зажимать клавишу Shift. Напомним, что в предыдущих частях герой носился с огромной скоростью в режиме нон-стоп. Кто-то может всплакнуть по яркой, слегка кислотной гамме предыдущих игр серии: Serious Sam 3 большую часть времени старается выглядеть реалистично, а монстры подрастеряли часть своего шарма и выглядят именно как. монстры, а не как пародии на всех монстров, вместе взятых. Даже к оружию можно придраться: дробовик и особенно автомат звучат, мягко говоря, неубедительно, бензопилы же в игре и вовсе нет.

Но все эти неприятности малоразличимы, когда на экране начинается настоящий замес — когда свинец льется рекой, а трупы падают на землю со скоростью отстрелянных гильз. Игра умудряется вернуть нас на десять лет назад и заставляет пережить практически те же самые ощущения, что и при первом прохождении The First Encounter. А это, согласитесь, немало.

Нам почему-то кажется, что почти все рецензенты получили немало удовольствия, проходя кампанию Serious Sam 3, но побоялись себе в этом признаться да еще и решили научно объяснить свой юношеский необоснованный страх. Простые игроки намного честнее. В первую очередь по отношению к самим себе: они не стесняются признаться, что новый Serious Sam им нравится, пускай даже он играется точно так же, как десять лет назад.

Локализация: Переводить в Serious Sam 3: BFE особенно нечего — диалогов едва ли наберется на пару-тройку страниц. Главное, на что следовало обратить внимание локализаторам, — подбор голоса главного героя. И тут как раз вышла несуразица. Раскатистый, звучный, эмоциональный голос Сэма из оригинала в русской версии отчего-то превратился в хорошо поставленную, идеально выверенную, но бездушную речь диктора с какого-нибудь новостного канала. В ней нет чувства, нет страсти, нет эпатажа. Из-за этого львиная доля шуток воспринимается не как юмор, а как неудачные потуги сострить. Кто бы что ни говорил про Никиту Джигурду, а его голос, звучавший в The First Encounter, идеально ложился на характер Стоуна, чего никак не скажешь о голосе Максима Пинскера, которым говорит Сэм в третьей части.

Движемся по темному подвалу, по лестнице поднимаемся наверх. Справа забаррикадированная дверь, поэтому поворачиваем направо. Выбираемся в зал, где уничтожаем коконы и находящихся в них «Антаресских пауков, детенышей». Не дойдя до конца, повернем налево. Встретим «Антарреского паука, молодую особь». Детеныши, как и молодые особи, отлично лазают по потолкам, так что внимательно смотрим по сторонам.

По комнатам попадаем в длинный коридор, в конце появится камикадзе. Поднимаемся по лестнице и затем бежим вперед. Обходим пропасть, слышим крики о помощи. Спускаемся в подвал, крики прекращаются, но зато появляется звук мобильного телефона. Смотрим ролик.

Выбираемся из подвала и движемся вперед, продолжая убивать «Клонов». Вскоре мы встретимся с первым боссом – «Арахноидом, взрослой особью». Стараемся стрелять в голову, так как тело этого существа надежно защищает панцирь. Держимся на средней дистанции, вблизи «Арахноид» атакует своим жалом. Постоянно перемещаемся от укрытия к укрытию, чтобы не попасть под шкальный огонь пулеметов противника. Не забываем собирать броню и аптечки. После победы появятся несколько «Гнааров», которые проломят стену, тем самым открыв нам путь.

Сломанные крылья.

Поворачиваем налево, движемся через подворотни. Некоторые из «Клонов» вооружены автоматами, но это оружие нам пока не доступно. Убиваем их из дробовика и пистолета. Выбираемся на большую улицу, проходя под мостом подвергнемся атаке большого количества «Гнааров» и «Арахноида». Отбегая назад, расправляемся с монстрами и, вернувшись, добиваем скорпиона.

Заворачиваем в новую подворотню, сталкиваемся с «Камикадзе» и «Безголовыми ракетчиками». Переход на другую сторону через здание слева.

Еще один «Арахноид», куча врагов в подворотне и снова скорпион. Выбираемся к длинному коридору, где враги будут чередоваться парами. Сначала «Безголовые ракетчики» с «Гнаарами», затем «Скелеты» с «Камикадзе». Под конец нас ожидает «Сирианский бык-оборотень». Исключительно в прыжке уклоняемся от его атак в сторону. Бык весьма опасен и может нанести серьезный урон при ударе с разбега.

Пока дожидаемся спасательного вертолета с Гарретом, уничтожаем десятки «Безголовых», «Гнаар» и «Скелетов». Так же появятся несколько «Камикадзе».

Главный противник на десерт. Он стреляет мощными ракетами, которые способны размазать нас буквально с нескольких выстрелов. Центральная постройка не разрушается, но бегать вокруг нее всё равно опасно, так как уж больно короткое расстояние между стенами. Зато разработчики явно просчитались в некоторых местах. В углах арены также есть не разрушаемые столбы. За ними то и можно прятаться притом, что мы можем стрелять из дырок, а ракеты не смогут пройти сквозь них.

Без укрытия.

Добираемся до места крушения вертолета. Гаррет мертв, а на месте вертолета появляется «Технополип-вертолет». Убегаем прочь, и ждем, пока он улетит. Снова турели, но теперь всё усложняется. Обходим их, изучаем провода, которые выведут нас к переключателям.

Вскоре снова появится противник с вертушкой. Из нашего оружия его не убить, так что даже не пытаемся. Прорываемся вперед не останавливаясь, «Клоны» будут возрождаться бесконечно. К стене выбираемся с правой стороны, так как только оттуда можно отключить турель, которая мешает забрать гранатомет. Из него мы с легкостью уничтожим главного врага.

Свинцовая туча.

Новый враг «Скифская гарпия» умеет летать и нападает сверху. На расстоянии атакует электрическими зарядами. Рекомендуется убивать еще на подлете. Продвигаемся по широкой улице прямо по центру, чтобы вовремя замечать «Гарпий». Когда на горизонте появится «Арахноид», то, конечно же, сворачиваем в сторону. В конце улицы сворачиваем налево и отключаем турель.

Взрываем мост, а затем взбираемся на него. Идем вперед, из ящика забираем двустволку. Очень мощное оружие на очень близкой дистанции. Спрыгиваем на другой стороне. Перед нами две большие улицы, которые в итоге сольются воедино. Нас ожидают десятки врагов разных мастей, а также совершенно новый прототип «Арахноид, детеныш». Слабое место – шея. Используем автомат против них. Не бежим постоянно вперед, чтобы не набирать за собой целую кучу врагов. Разделываемся с ними по мере поступления.

Под мостом собираем боеприпасы, впереди на нас нападут множество «Скелетов», поэтому отходим назад. Улицы практически аналогичные, просто в этот раз мы выберемся через пролом прямо к пирамидам.

Встречаемся с боссом – инопланетный корабль. Бой будет затянутым, долгим и тяжелым, если делать не так, как нужно. В первую очередь уничтожаем «Гарпий», затем разбираемся со всеми врагами на земле. Корабль будет частенько посылать новых противников, в это время мы должны стрелять по порталам, из которых исходит красноватый луч. Стреляем из автомата, а врагов уничтожаем из гранатомета. Ибо порталы быстро закрываются, и снаряды гранатомета могут не долететь до назначенной цели. В принципе можно поступить так: когда портал только-только откроется, выпускаем 5–6 снарядов (они-то уж точно долетят) и стреляем из автомата. Таким образом, мы нанесем максимальный урон по кораблю пришельцев.

Немые загадки.

Выбираемся к памятнику Сфинкс. Безусловно, нас ждет еще большой напор различных существ. Наша задача добраться до противоположной стороны и забрать динамит из ящика. Затем заложить его по три штуки с каждой стороны Сфинкса. Детонируем и входим внутрь через центр.

Полюбовавшись макетом, открываем следующую дверь и убиваем «Безголового» нашим браслетом (должны быть выбраны кулаки). Это достаточно мощное оружие, но действуем оно очень медленно. Эффективно сразу против нескольких врагов. Выбираемся наружу, собираем боеприпасы. Последняя схватка на этом уровне. Постоянно перемещаемся по огромной территории, в поисках боеприпасов и аптечек. Враги могут быть, где угодно, поэтому нужно будет прочесать всю территорию, чтобы не упустить ни одного. Так как из-за этого не прилетит вертолет, если даже один противник остался не убитым.

Открывая Солнце.

Старый путь перекрыт, поэтому перепрыгиваем через обломки и встречаем огромного «Хнума». Пробегаем мимо него и движемся вперед, пока не доберемся до ящика с динамитом. Стараемся попасть динамитом прямо в центр «Хнума», на его теле даже отметка есть. Таким образом, мы нанесем гораздо больше урона и быстрее прикончим его. Проходим через открывшуюся решетку.

Мрачная невеста.

Продвигаемся по темному коридору. Выбираемся в зал, где уничтожаем нескольких «Биомеханоидов» и «Демонов». Примерно в центре находится рычаг, активируем его и ищем открывшийся проход в стене. Там будет еще один рычаг, дергаем за него, ищем следующий проход. Таким образом, добираемся до последней комнаты, которая выведет нас наверх. Расправляемся с кучкой «Пауков» и выходим на поверхность.

Продвигаемся вперед, уничтожаем множество «Безголовых» и парочку «Камикадзе». Проходим дальше, слева спрятался «Толстяк», так же как и справа. В воду можно не спускаться, идем дальше. Все двери закрыты – ищем ключ. Он находится внутри одного из помещений. Рядом с колоннами появится «Хнум», уничтожаем его с помощью найденного динамита. Открываем решетку, убиваем всех врагов. Карабкаемся по лестницам конструкции.

Спрыгиваем вниз и отправляемся к первому ключу. Нужно пройти до конца прямо и повернуть налево. В конце в комнате находится ключ, который открывает решетку справа от того места, где мы спрыгнули. Проходим, через дверь, которую мы открыли, вперед и добираемся до второго ключа. Встречаем нового противника – «Ведьму Ахримана». Имеет слабое здоровье, но зато обладает уникальной способностью искривлять пространство, тем самым становясь невидимой. Если долго не атаковать ее, то она поднимет нас в воздух и нанесет серьезный урон. Срелять нужно, когда полоска здоровья осветлится. Открываем следующую дверь, которая будет рядом с «Утиль-ракетчиками». Заметить их будет несложно.

Пробираемся меж каменных горок, практически за каждым углом нас поджидают десятки «Клонов». Используем динамит, для быстрой расправы над ними. Также на этой территории ищем ключи и открываем следующую дверь. У дверей снова встретим «Ведьму Ахримана», разделываемся с ней и проходим дальше.

Перед нами длинная тропа, забираем все боеприпасы. Вскоре появятся враги, миниган прибережем против «Быков». Уничтожаем «Безголовых» и «Камикадзе» обычным автоматом. Подбираемся поближе к «Толстякам», стреляем по ним из гранатомета или автоматического дробовика. Настало время пустить в ход миниган. Расстреливаем «Быков», находясь в постоянном движении боком. На десерт остаются «Скелет», используем на них остатки боеприпасов от минигана.

Мощь подземного царства.

Проходим вперед, перед нами задача, которую мы уже выполняли до этого, а то есть найти четыре артефакта, чтобы попасть в плазмогенератор «Анубис». Вниз спускаться не будем, а сразу отправимся на поиски. Пойдем по левой стороне, бежим до конца и заглянем в будку у стены. Забираем ключ. Возвращаемся обратно и открываем все закрытые храмы – их всего три. Четвертый находится справа, также бежим почти до конца и увидим большую яму, где по центру расположился храм. Выбраться отсюда можно через одну из комнат, поэтому внимательно осматриваем их. Собрав все четыре артефакта, возвращаемся в плазмогенератор и, спустившись вниз, вставляем артефакты и едем на лифте. Активируем «Анубис» и возвращаемся обратно.

Нас поджидают множество «Скелетов», а также изредка появляющиеся «Биомеханоиды». Не нужно тратить боеприпасы царь-пушки на мелких врагов, это оружие предназначено для крупных представителей, чтобы как можно скорее уничтожать их. «Хнумы» более крепкие на них понадобится два ядра. Выбираемся на большую территорию и немного разомнемся на волнах противников, пока не появится корабль пришельцев. С ним разделываем как обычно, расстреливая порталы, откуда излучается красноватый луч. С тем арсеналом, который у нас имеется, сделать это будет гораздо проще, чем в прошлый раз. Ожидаем прибытия эвакуационного вертолета.

Затерянные храмы Нубии.

Идем дальше, впереди появятся буквально пара сотен «Камикадзе». Отходим назад, в довесок будут парочка «Быков» и один «Арахноид». Собираем все боеприпасы, которые только можно собрать. Автомат оставим на «Арахноида», против быков двустволка, а на «Камикадзе» подойдет обычный дробовик.

Далее, еще одна огромная территория. Как можно скорее убиваем «Ведьму» и «Технолипа». С остальными проблем не будет. В округе много аптечек, брони и боеприпасов. Тут же сможем подобрать миниган, в центральном здании – динамит.

Проходим дальше, снова десятки «Камикадзе», «Скелетов» и на этот более тяжелая артиллерия – где-то примерно пять-шесть «Биомеханоидов». Отходя назад, разделываемся с мелкими противниками, в том числе с «Быками» и затем добиваем крупных тварей. Перед входом в здание, расправляемся с «Гарпиями».

Последний человек на Земле.

Собираем множество боеприпасов. Проходим в зал с колоннами, где находятся «Мартышки». Заглядываем в каждую из комнат по бокам и активируем три найденных рычага. После чего откроется проход в самой последней комнате справа. Поднимаемся наверх и видим, как внизу кишат «Арахноиды, детеныши». Забросаем это место динамитом, перейдя на другую сторону и спрыгнув вниз – детонируем. Если нет динамита, то ничего не делаем. В комнате рядом, куда мы спрыгнули, на стене есть три рычага. Каждый из них открывает дверь к комнате с «Арахноидами». Можно открыть все три двери сразу или открывать их по одной. Разделавшись со всеми, активируем рычаг по центру той комнаты, где находились враги. Бежим вперед, спускаемся вниз по узкой лестнице. Затем поднимаемся наверх по наклонной. Наверху каменный шар, который начнет скатываться прямо на нас! Можно тут же запрыгнуть в сторону, либо постараться добежать до прохода, откуда мы появились. Камень проломит дверь, там по центру активируем рычаг и быстро бежим дальше. Поднимаемся наверх и успеваем запрыгнуть на мостик. Таким образом, выбираемся на поверхность.

Дальше все традиционно, сотни врагов и прямая дорога. Добравшись до ключа, открываем с помощью него дверь. Теперь нужно добежать до машины, прихватив с собой одну из канистр. Все канистры подсвечиваются, так что найти их будет несложно. Чтобы машина заработала необходимо восемь канистр с бензином. Враги постоянно будут давить на нас. Особую опасность представляют «Толстяки» и «Камикадзе». Если со вторыми проблем не возникнет, то первых будет много, поэтому расправляемся с ними как можно скорее.

Страж времени.

После ролика, быстро бежим в безопасную зону, пока чудище не поглотило нас. Собираем боеприпасы.

Итак, последний и самый главный враг – «Колдун Угх-Зан IV». За что его так прозвали? Можно узнать в нашем дневнике нажав среднюю кнопку мыши. Там же можно подчеркнуть, что у этого «Колдуна» есть одно слабое место на спине. Порядок расправы над ним таков:

1) Подбираем Джет-пак в одном из помещений
2) На земле в кучках лежат подсвеченные куски труб, берем одну из них
3) Подлетаем к «Колдуну» сзади, когда он занят в схватке с «Червем»
4) В том самом слабом месте будет подсвечен контур, куда нужно метнуть кусок трубы, что мы благополучно и делаем
5) Втыкаем пять труб в спину противника и на этом можно закончить с этим делом
6) Ждем удара молнии, и добиваем подручным оружием «Колдуна»

Примечание: Воткнув первую трубу, не обязательно ждать, пока «Колдун» вступит в схватку с «Червем». У нас есть отличный шанс вонзить очередную трубу в тело врага, когда его ударит молния. Самое главное действовать быстро и по минимуму отвлекаться на врагов находящихся внизу.

Serious Sam 3 позиционируется как олдскульный шутер, где вместо стрельбы из-за укрытий герой носится по уровням, накачивая врагов свинцом и уворачиваясь от их атак. Автоматическое восстановление здоровья уступает место сбору аптечек, а фабула умещается на полях газеты, в которую заворачивали рыбу.

Зачем этой игре сюжет — умом не понять. Но он есть: на Землю напали инопланетяне, и теперь земному герою Сэму нужно добраться до найденного в Египте древнего артефакта, чтобы остановить вторжение. Поскольку BFE является приквелом оригинальной игры, Serious Sam: The First Encounter, мы уже знаем, что будет в конце: наш герой перенесется в прошлое и даст захватчикам по щам. Но сначала он наваляет им в настоящем — а там гори оно все огнем.

Serious Sam 3: BFE

На первый взгляд, игра по сравнению с предыдущими частями совершенно не изменилась: Сэм шествует по абсолютно линейным уровням, превращая врагов в фарш и изредка отвлекаясь на поиск тайников. Периодически героя запирают в условном помещении («условном», потому что это может быть и огромная равнина) и заваливают тоннами вражеского мяса. В порядке вещей одновременно уворачиваться от рогов разьяренного быка и одновременно садить из двустволки в лоб скелету. Удовольствие, надо сказать, не для всех: если вы выросли на Call of Duty, Serious Sam 3 вам вряд ли понравится.

Serious Sam 3: BFE

Иногда авторы дают передышку от бесконечных волн монстров и запирают нас в катакомбах, заставляя светить фонарем по сторонам, мыкаясь в поисках выхода. Зачем нам такой Half-Life, решительно непонятно — если истребление живности на открытых аренах приносит какое-никакое удовольствие, метание по темным коридорам только раздражает. Особенно это неприятно в кооперативной игре, когда напарники уже убежали, а ты пытаешься найти очередной неприметный коридорчик, чтобы их догнать. Какая радость шарить фонарем по черному экрану, когда знаешь, что друзья уже вовсю развлекаются?

Совместное прохождение — главное, ради чего стоит купить Serious Sam 3. BFE лишний раз подтверждает собственную олдскульность, в частности, и тем, что поддерживает до 4 игроков на одном PC (в режиме сплит-скрина), а по Сети могут играть до 16 человек. Но это уже чересчур — врагов на всех не хватает, поэтому такой большой компанией лучше зарубиться в PvP.

Serious Sam 3: BFE

На выбор представлены все классические режимы вроде дефматча и захвата флага. Проблема только с поиском серверов — то ли еще не все наигрались в кооператив, то ли желающих воевать друг с другом нет в принципе. К сожалению (или к счастью), верным кажется второй вариант. По динамике местный режим «все против всех» напоминает Quake 3, но сильно проигрывает последнему по дизайну карт. Да и с балансом оружия проблемы: ракетница и двустволка обычно убивают с одного попадания, а остальные стволы практически бесполезны. Бездумно сделан и респаун — нередко противники возрождаются прямо у тебя за спиной (быстро отправляя на тот свет) или прямо под носом (даря бесплатный фраг). Окончательно портит впечатление анимация — она тоже напоминает о третьем Quake: если монстры хоть как-то шевелятся, то вот персонажи, управляемые игроками, бегают, будто швабру проглотив.

Serious Sam 3: BFE

Не лучше и графика. Несмотря на нескромные системные требования, даже на ультранастройках графики Serious Engine 3.5 выдает картинку уровня Half-Life 2 или Modern Warfare. Очевидно, проблема в художниках: обратившись к более реалистичному стилю, им не удалось сложить из четырех известных букв слово «вечность». Если честно, мы очень скучаем по разудалому мультяшному Сэму образца 2001 года и яркой, веселой картинке.

Но ужаснее всего звук. Создается впечатление, что разработчики просто взяли озвучку монстров из первого Serious Sam. Хотя даже это не самое страшное. Звук абсолютно неинформативен: например, невозможно определить, откуда к вам приближается очередной безголовый камикадзе, по его крику. Кажется, будто толпа товарищей с бомбами поселилась прямо у Сэма в голове.

Serious Sam 3: BFE

Зато музыка подходит игре практически идеально: саундтрек от хорватских металлистов Undercode столь же старомоден, как и сама Serious Sam 3. Неплохо озвучен и сам Сэм. Хотя его шутки редко вызывают улыбку, образ беспредельного мачо бережно сохранен.

По иронии судьбы, из всех достоинств первой Serious Sam до третьей в целости и сохранности дожил только главный герой. Впрочем, даже несмотря на многие недостатки, BFE превосходит ближайшего конкурента — Duke Nukem Forever. Жаль только, что ни одна из них лучше от этого не становится. Еще одна легенда умерла.

BFE отлично поддерживает напряжение, каждая новая волна врагов отзывается адреналиновым пуском в печени. Очень скоро начинает казаться, что враг повсюду, и, скорее всего, именно так оно и есть, но вы стараетесь об этом не задумываться. Главное, чтобы прицел точно выцеплял на блекло-сером фоне цели, а указательный палец не свело судорогой. Проанализировать все можно будет потом. По-моему, это ценное умение вполне достойно похвалы.

Нынешний ноябрь богат на триквелы — Battlefield, Call of Duty: Modern Warfare, Uncharted, Saints Row. А теперь вот еще и Serious Sam подтянулся на волне ностальгии, чтобы поставить уже точку в давнем споре «Кто круче — Сэм или Дюк?». Насколько хорошо это у него получилось и получилось ли вообще — сейчас расскажем.

Серьезный геймплей десятилетней выдержки

При первом запуске Serious Sam 3: BFE способен пробить ярых фанатов серии на скупую мужскую, ибо это без пяти минут ремейк первой части приключений товарища Стоуна. Примерно такие же декорации, знакомые до боли враги, полное отсутствие сколько-нибудь вменяемого сюжета и минимум назойливых нововведений. К тому же снабжено это безобразие приличным движком, выдающим вполне нестыдную картинку.

Минутка историиПервая часть Serious Sam увидела свет в 2001-м году и произвела фурор. Это был яркий, сочный боевик с тысячами врагов, крутым героем в главной роли и клиническим сюжетом. По сути, первых частей было даже две — Serious Sam: The First Encounter и Serious Sam: The Second Encounter. Отличались они друг от друга исключительно сюжетом и декорациями.
Позже, в 2005-м, вышла полноценная вторая часть, яростно оплеванная фанатами. Игра стала какой-то слишком игрушечной и несерьезной. Русскоязычную публику порадовал только голос Джигурды на озвучке.
А в 2009-м и 2010-м вышли переиздания первых частей оригинального «Сэма» в HD.
Получается, что третья часть, в отличие от второй, скроена по лекалам, которым уже десять лет. Поклонники скажут: «Так и надо! Это ведь Сэм! Дайте нам здоровенную пустую площадь, суровые пушки, миллион злобных врагов, и мы будем счастливы!» Однако на дворе, прошу прощения, 2011-й год, и так давно никто не делает. А если и делают, то ничего хорошего в итоге не получается (все ведь помнят Duke Nukem Forever?). Начинается все на тесных улочках разрушенного города.

Разумное, доброе… крутое?

Поначалу BFE действительно воодушевляет. Тут ведь в лучших традициях старообрядчества нет никаких регенераций, а разбросанные вокруг аптечки восстанавливают в среднем от одного до пяти процентов здоровья из сотни. Игровой процесс сводится к перемещению из одной комнаты в другую и непрекращающемуся отстрелу недружелюбных монстров.

К слову, там же, на первых уровнях, удастся вдоволь насладиться новоиспеченным ближним боем. Теперь, подойдя к врагу вплотную, можно лишить его чего-нибудь важного буквально за пару секунд. Подобная тактика хорошо работает против небольших групп врагов, однако потом за эту пару секунд Сэма будут разносить в клочья.

Чем дальше в лес, тем яснее понимание, что ничего больше здесь не ловится. Динамичные перестрелки и огромные локации уже не так радуют, появляется постоянное ощущение дежавю из-за вечно повторяющихся декораций, а сложность растет в геометрической прогрессии, что отнюдь не способствует скорейшему продвижению вперед.

Serious Sam 3: BFE

Одна из самых красивых и бессмысленных локаций за всю игру.

Сюжетно новые приключение Сэма Стоуна являются приквелом к событиям The First Encounter. Британские ученые раскопали в Египте что-то инопланетное, потом что-то инопланетное свалилось на планету, и теперь только наш главный герой, вечно охочий до выпивки, может всех спасти.

Хотя словом «сюжет» те три с половиной строчки диалогов и в два раза меньшее количество неказистых заставок называть очень сложно. Оно бы, конечно, и простительно такого рода развлечению, но все происходящее слишком серьезно, если считать его пародией. Целых две более-менее смешных шутки за всю компанию — это как-то немного. С другой же стороны, для серьезного сюжета тут многовато клише.

То же самое и с декорациями. Что-то новое можно увидеть только в первой трети. Потом начинается планомерный «копипаст» по принципу «больше, еще больше и еще больше». Причем делают так не только с локациями, но и с противниками. Они здесь умудряются регулярно появиться прямо под носом или в метре за спиной.

Serious Sam 3: BFE

Сэм родился с таким лицом, с таким лицом всю жизнь прожил и с ним же умрет.

А последние уровни вообще отдали какому-то ребенку из детского сада. Огромные пустынные поля, по которым бегают миллиарды вражьих тушек, заливающих все ракетно-лазерным огнем. А посреди всего этого разгуливает здоровенный «босс», бороться с которым надо с помощью неуправляемого летательного ранца и каких-то палок.

Чувак-братан!

Спасает ситуацию, как водится, кооператив. Проходить одиночную компанию можно толпой аж до шестнадцати человек. В таком случае на картах творится полнейший бардак и неразбериха, но это-то и весело!

Мультиплеер как таковой тоже особо не изменился и мало чем отличается от предыдущих частей. Затянет на пару вечеров, не более.

Сэм «Серьезный» Стоун наступил на те же грабли, что и Дюк Нюкем. С момента выхода в 2001-м первой части он совершенно не изменился. На его стороне остался только увлекательный и до боли «хардкорный» игровой процесс, что, впрочем, не спасает от позорной оценки «проходняк». Bulletstorm, выступая в той же категории, оказался на несколько голов выше Сэма.

Плюсы: неплохая графика; задорное начало; сочный кооператив; «хардкорность».
Минусы: убогая последняя треть игры; проблемы с музыкой; кривые заставки.

Во времена Quake 2 было модно разделываться с финальным боссом, используя исключительно «фонарик». Так в наборе игрока назывался самый первый пистолет — до того вялый, что патроны к нему были бесконечными, а главным геймплейным достоинством оружия было освещение темных комнат. Когда после нескольких часов истязаний двадцатиметровый монстр падал замертво, открывалась простая истина: враги в играх бесконечно слабы. Даже самых сильных из них при должном упрямстве можно уничтожить при помощи самой хилой пукалки.

А теперь представьте, что произойдет, если в руках у вас корабельная пушка с двухсоткилограммовыми ядрами, за один выстрел укатывающая в асфальт десяток врагов. А если вы не один, а с друзьями? А если вас с друзьями ШЕСТНАДЦАТЬ человек и у каждого — по такой вот пушке?!

Что-то такое нам сулят в намеченном на лето Serious Sam 3: BFE. Вдохновившись сокрушительными образами, мы решили поговорить с главным человеком в команде разработчиков игры, Романом Рибариком.

Игромания.ру: Скажите, пожалуйста, что значит BFE? У нас есть пара идей, и мы бы хотели проверить догадки.

Роман: Поверьте, это настолько ужасно, что лучше вам и не знать!

Игромания: В свое время Serious Sam возродил жанр безумных мясных шутеров, и на РС для него всегда найдется аудитория. Но не кажется ли вам, что именно 2011-й как нельзя хуже подходит для релиза? Только что вышел Bulletstorm, на подходе Duke Nukem Forever… Как же вы будете с ними сражаться?

Сеттинг игры заметно помрачнел, теперь это натуральный Modern Warfare с монстрами.

Роман: Ну, если выбрать одну, самую главную, особенность нашей игры, то это, конечно, кооператив. В названных вами проектах и других подобных боевиках либо вообще нет совместного прохождения, либо оно рассчитано максимум на четверых бойцов. В Serious Sam кооператив быстрый, сумасшедший и яростный: куча игроков носится по карте и изо всей дури фигачит по монстрам, которые сотнями прут со всех сторон!

Игромания: Нет, мы, конечно, все понимаем, но шестнадцать человек! Это же очень много. Вы собираетесь хоть как-то дисциплинировать эту толпу?

Роман: Кооперативный режим в Serious Sam: BFE — это бомба. Когда 16 человек вместе принимаются рвать монстров на части, начинается полнейший беспредел. Очень может быть, что вам захочется включить friendly fire и пристрелить пару коллег, — так вам больше очков достанется! С другой стороны, когда монстров станет совсем уж неприлично много, команде не помешает лишняя пара миниганов. Вообще, кооператив такая сложная штука, что, может, и правда лучше играть одному. Ну а если серьезно, то с увеличением числа игроков мы делаем монстров сильнее, а для 16 персон попросту выкручиваем сложность на максимум, в результате чего драйв начинает бить через край.

Игромания: BFE — приквел. В чем конкретно это выразится? Все-таки Serious Sam сложно назвать сюжетно-ориентированной игрой…

Перед вами скрэпджек, новый любимец Croteam и главный повод опробовать в действии кувалду.

Роман: Если помните, прошлые игры были про путешествия во времени — теперь мы объясним, как вообще началось все это безобразие. Сэму придется активировать Timelock, чтобы вернуться в прошлое и там убить главного злодея серии, Ментала, еще до того, как он завоюет Землю. Вообще временные парадоксы — замороченная штука, но в нашей игре вы с ними быстро свыкнитесь. Сэм — он все такой же, как раньше, только заново смоделированный и текстурированный, отчего смотрится еще круче. Большинство старых врагов, например одноглазые гнаары, тоже вернутся. И конечно, появится много новых противников вроде песчаного кита и скрэпджека.

Игромания: О, а расскажите, пожалуйста, кто такие скрэпджеки?

Роман: Их вы можете видеть на большинстве наших скриншотов. Это разновидность солдат Ментала — демоны, сшитые из разных кусков плоти погибших солдат. Вместо рук у них ракетометы, и у каждого по три головы, крутящихся как рулетка, с одним общим глазом. Эти монстры и так крайне опасны, но если их еще и как следует разозлить, герою придется совсем туго.

Игромания: И много чудищ встретится нам в пути?

Роман: Если в прошлых играх их были сотни, то теперь как минимум тысячи. Наш новый движок — Serious Engine 3.5, который мы отточили в работе над двумя Serious Sam HD. Он выдает блестящие результаты, когда дело касается огромных толп превосходно детализированных монстров.

Игромания: Раз врагов так много, вы наверняка готовите новые, более разрушительные виды оружия?

Оригинальный Serious Sam был знаменит еще и гениальным кооперативом — втроем с одной клавиатуры. Теперь игроков 16, но мы настаиваем на старой системе управления и одной клавиатуре на всех.

Роман: А то! Сейчас я могу рассказать вам только об одном — кувалде. Вот вы спросите, это что, волшебная кувалда? Нет. Из нее вылетают огненные шары и она жарит лазерами? Нет! Тогда в чем же дело? И я вам отвечу — дело в «операторе». Ей орудует наш герой, а это сразу все меняет. Если как следует долбануть (Сэм сделает широкий замах из-за головы), то вы в один прием прикончите клира (рогатого скелета), а если начать крутить эту штуку вокруг себя, то вы запросто повыбиваете зубы дюжине гнааров и запустите на орбиту десяток безголовых камикадзе. Самые отчаянные игроки могут попробовать дуэли с бешеными быками — это сложно, опасно и чертовски интересно. Как говорит Сэм: «Дайте мне десяток черепов и кувалду — будет вам вечеринка!»

Игромания: То есть Сэм обучился ближнему бою?

Эти гнаары, видимо, самцы. А еще, как вы помните, есть самки.

Роман: Именно! В игре теперь так много врагов, что наш герой при всем желании не сможет держать их на расстоянии, — ему приходится идти в рукопашную. Например, на вас бежит безголовый камикадзе — при помощи специального приема вы сможете увернуться от него, как Макс Пейн — от пули. Да, самоубийца взорвется и нанесет вам урон, но это, как вы понимаете, куда менее болезненно, чем лобовое столкновение. А коронный прием — это коррида с быком. Спровоцируйте его атаку, в красивом прыжке увернитесь от рогов и в высшей точке полета выхватите динамит и воткните ему в ж***! Потом — наслаждайтесь фейерверками.

Игромания: Вот это да! Что ж, спасибо за ответы!

Роман: Pozhaluysta! И, пользуясь случаем, я бы хотел передать привет всем российским игрокам — нашим самым преданным фанатам. Релиз уже вот-вот, Сэм скоро вернется.

Читайте также: