Patapon 3 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Вот они, вечные нарушители общественного спокойствия.

«В жизни не видел более глупой игры…»
пес Чижик
«А мне ничего, понравилось…»
пес Пыжик
«На третий день игры со мной заговорили собаки…»
автор обзора
«Пата-пата-пата-пон. »
жена автора обзора

Есть на свете нормальные игры, доставляющие игрокам удовольствие сюжетом, насыщенным игровым процессом, проработанным миром и не калечащие при этом психику. Есть спорные игры, пытающиеся по максимуму реализовать лишь один из аспектов, наплевав на остальные. Существуют игры, ярко неадекватные реальности и гордящиеся этим. А есть серия Patapon. Вряд ли кто-то когда-либо пытался подытожить общий социальный вред, нанесенный обществу первыми двумя частями, достаточно лишь того факта, что мало кому удается спокойно реагировать в течение длительного времени на игрока, мнящего себя богом Патапонов. А виной всему — несложный, но весьма оригинальный игровой процесс.

Еще совсем недавно ритм-игры находились на вершине игрового олимпа. Один успех следовал за другим, и казалось, что новым Rock Band и Guitar Hero не будет конца. Примерно на той же волне в массовое сознание ловко въехала еще и внезапная ритм-стратегия Patapon. Сейчас жанр переживает не лучшие времена, и, кажется, это отразилось даже на сериале о воинственных патапонах.

Чувство ритма

Враги тут как в God of War — на несколько размеров больше игрока.

Напомним, что в предыдущих сериях раса разумных глаз на ножках (собственно патапоны) разыскивала край света и нечто, известное только под кодовым именем Оно. Что это за Оно и зачем патапонам нужно Его найти, до сих пор загадка, но для разработчиков сериала сюжет всегда был лишь задником, декорацией для самобытного геймплея.

В Patapon нужно не просто повторять за программой последовательность кнопок. Ритм-элементы здесь — способ управления войском. Четыре барабана, издающие четыре разных звука (и привязанные к четырем кнопкам PSP), четыре такта, четыре удара в каждой команде — Patapon этого всегда хватало с лихвой. Более того, на простейшей механике разработчики построили довольно глубокую игру — победить, тупо отбивая две основные команды («вперед» и «в атаку») в любой части сериала можно только на самых первых уровнях, а затем приходится разучивать сигналы вроде «обороняться» или «отступать». Дополнительную сложность добавляет и то, что вы управляете своими солдатами-патапонами не напрямую и не постоянно. Игра как бы разделена на два цикла по четыре такта: в первый вы отдаете приказ, во второй он выполняется. Звучит достаточно просто, но на практике означает, что действовать в Patapon всегда нужно с упреждением.

Наконец, довольно важную роль в сериале всегда играли ролевые компоненты. И в первой, и во второй части вы выращивали и прокачивали новых патапонов, а всеми презираемый гринд был возведен в ранг нормальной игровой механики: вам периодически даже приходилось ходить на охоту, чтобы добыть необходимые для очередного апгрейда материалы.

Юные мутанты

У многих противников особо мощные атаки предваряются специфической анимацией — чтобы вы могли подготовиться и, скажем, временно отступить.

В Patapon 2 авторы обошлись точечными доработками (например, улучшили систему прокачки, сделав ее более прозрачной), но эффект они дали поразительный. В Patapon 3 разработчики пошли дальше и сделали довольно спорную вещь — отобрали у нас армию.

Дело в том, что это больше не ритм-стратегия. Третий Patapon — самая настоящая партийная ритм-RPG (минус увлекательный сюжет). Забудьте о многочисленном войске и о том, как оно накатывалось волной на вражеские укрепления, — теперь в вашем распоряжении, помимо знаменосца-хатапона, вокруг которого группируются ваши подопечные, есть всего четыре бойца. Первый и главный — герой и формальное воплощение игрока, остальные три — обычные вояки, представители трех базовых классов Patapon 3: лучник, мечник и копейщик.

Хитрость в том, что у каждого класса есть собственное дерево развития. Зарабатывая в сражениях опыт и получая новые уровни, вы постепенно открываете все новые и новые патапонские формы, в которые можно затем заставить «мутировать» своих товарищей. Копейщик-ярида, например, на третьем уровне можешь получить повышение до кавалериста (или «кибадды» по внутренней терминологии игры), а на пятом берет в руки щит и становится менее мощным, но гораздо лучше защищенным «пиекроном». Апгрейды нелинейны, у каждой формы есть свои преимущества и недостатки, и один из важнейших навыков в Patapon 3 — правильно подобрать состав отряда перед очередной вылазкой.

А еще — терпение, потому что каждая форма каждого патапона развивается отдельно от других, а накопленный опыт вкачивается только в ту личину, которой вы пользуетесь в данный момент. Поэтому, если вы два часа назад превратили лучника в волшебника и вам вдруг снова понадобилось утыкать врагов стрелами, есть хороший шанс, что перед тем, как приступить к актуальному квесту, придется сначала несколько раз пройти что-нибудь уровнем пониже — подкачаться. Как мы и говорили, к гринду разработчики Patapon относятся крайне легкомысленно.

Чтобы окончательно заморочить вам голову, авторы игры позволяют улучшать не только самих бойцов, но и их экипировку (именно на это теперь уходят деньги и материалы, которые вы собираете на заданиях), да еще и щедро осыпают после каждой миссии сокровищами, так что очень скоро в инвентаре становится практически невозможно разобраться.

Хатапон и ярипон

Patapon 3 начинается как абсолютно новая игра — о том, что происходило в первых двух частях, авторы почему-то вспоминают неохотно.

А вот чего никакие изменения не коснулись, так это базового геймплея. Каждый «квест» — небольшой двухмерный уровень, полный врагов, крайне недружелюбных чудовищ и разнообразных препятствий. Ваша задача — дойти до конца, расправившись с оппозицией и сохранив в живых хотя бы героя со знаменосцем. Проблема в том, что радовавшая две игры подряд механика в третий раз уже не срабатывает: звоночек вроде прозвенел, а слюна у собаки не отделяется.

Возможно, дело в изменившемся масштабе происходящего или в том, что в Patapon странным образом совмещаются довольно высокий уровень сложности и полное отсутствие наказаний за провал. Если в первой части половину вашего войска мог безвозвратно схарчить голодный дракон, то в третьей между миссиями все погибшие чудесным образом воскресают. Игра даже не лишает вас набранного во время неудачного захода опыта. С одной стороны, приятно, а с другой — одной из самых эффективных тактик в результате становится тупой напор. Не получилось — попробовали еще раз, рано или поздно квест поддастся в любом случае.

А может, дело в том, что просто надоело. К третьей части виртуальные колдовские барабаны из пикантной новинки превратились в давно привычный инструмент. Даже сама игра будто ждет, что все давно знают, в чем соль и что надо делать, так что даже не объясняет многих важных нюансов. Например, того, что в Patapon ветер не просто прикольный эффект и от его направления зависит, у какой из двух армий дальше летят стрелы. Мелочь, но отношение к себе и игроку Patapon 3 демонстрирует наглядно.

Старых фанатов Patapon 3, скорее всего, отпугнет приевшимся геймплеем, новых — некоторой недружелюбностью и всех вместе — большим количеством прокачки. Если вы очень любите патапонов и обладаете неисчерпаемыми запасами терпения, жить еще можно, но таким набором качеств может похвастаться, мягко говоря, не каждый.

«Новые фотографии Playstation Portable 2!». «Сколько времени будет работать батарея NGP?» Подобными заголовками уже несколько месяцев пестрят ведущие игровые издания и сайты. Из-за этого ажиотажа вокруг будущего PSP 2, скромно и незаметно вышла в свет третья часть оригинального симулятора бога – Patapon 3.

Обзор Patapon 3. Наверное, боги сошли с ума

Платформа PSP

Жанр rhythm game/RTS

Разработчик Pyramid

Издатель Sony Computer Entertainment

Возраст 7+

Pyramid
Японская студия, которая долго не решалась выйти за пределы рынка Страны восходящего солнца. И зря. О LocoRoco и Patapon мы могли бы узнать гораздо раньше.

Игры серия Gunslinger Girl, Gobs of Fobs, Musikapa, The Goobs, LocoRoco, Patapon

Идея Бог любит троицу

Графика Есть еще порох в пороховницах

Звук Завораживающая музыка

Игра Банальная смена декораций

Итог 3.5/5

Японская студия Pyramid давно снискала всенародную любовь и признание благодаря проектам для PSP, в том числе оригинальными LocoRoco или Patapon. О сиквеле последней и пойдет речь. Сага о приключениях маленьких «чернильных пятнышек» заставляет влюбится буквально с первого взгляда. Включив консоль, игрок погружается в неповторимый, неординарный с точки зрения визуальной составляющеймир. Уникальным графическим стилем проект обязан французскому дизайнеру Ролито (Rolito).

Чувство ритма – что может быть легче? Верно, вначале игра кажется простой, но со временем уровень сложности растет. Идеально выбить несколько различных комбинаций подряд – дело непростое. А уж постоянное держать свою армию в так называемом режиме Fever, т.е. безошибочно следовать за ритмом и того сложней. Наименьшая осечка быстро приводит к крайне неприятным последствиям.

Игроку в буквальном смысле приходится спуститься с небес на землю. Да и правда, нехорошо в трудную минуту нежиться в облаках и наслаждаться ритуальными песнопениями. Потому мы оказываемся в роли земного героя и сполна вкусим жизнь смертных. Звучит вроде бы убедительно, но на самом деле такой ход не вносит особой новизны в геймплей.

Не хочется отпугивать начинающих, но Patapon 3 совершенно безжалостен к новичкам. И хотя тренировочные режимы здесь имеются, но даже они реализованы в формате испытания, причем весьма сложных.

Авторы продолжают эксплуатировать ролевые элементы, хотя здесь имеются нововведения большинство геймеров, как правило, не заморачивается над такими вещами, как настройки талантов каждого патапона? К счастью, автоматической прокачки и функции Optimize никто не отменил.

Разработчики не без оснований опасались, что в третий раз геймеры могут и не купиться на одну и ту же, по сути, игру. Поэтому в триквеле больше внимания уделено мультиплеерной составляющей. Стоит отметить возможность кооперативного прохождения отдельных миссий и битву четыре на четыре. Но все же несмотря на все старания, авторов все же постигла неудача.

Мультиплеер на PSP – вещь, мягко говоря, не самая популярная. Хотя исключения случаются, например, прошлогодняя Metal Gear Solid: Peace Walker. Что же происходит в нашем случае? Как только начинается бой игроки надеваю наушники и сосредоточенно вглядываясь в экран, выбивают ритм. Ни о каком общении и социализации речи не идет. Очевидно, что руководить патапонами интереснее в гордом одиночестве.

Patapon 3 постигла судьба сиквела: разработчикам не удалось повторить успех оригинальной части. Ощущение новизны нет. Проект отшлифован до блеска, но, за исключением декораций в нем ничего не изменилось. В игровой индустрии, как и в спорте и политике, важно вовремя уйти. Приключения же патапонов немножко затянулись. Поэтому остается только пожелать ребятам из Pyramid удачи и новых творческих достижений на грядущей Playstation Portable 2. Надеемся они найдут еще одну не менее гениальную, чем у Patapon идею.


Круглым одноглазым существам, патапонам, определенно не везет в жизни. В Patapon 3 семь злых духов, вырвавшись на свободу, обратили и без того настрадавшийся народец в камень. Избежать незавидной участи посчастливилось немногим. Последние из патапонов жили в страхе, пока боги не послали на выручку спасителя, супергероя с волшебным бубном. «Колобки» объединились в отряд, и отправились в путь. Им нужно победить злых демонов и избавить соплеменников от каменного проклятия.

Концепция Patapon осталась неизменной. Вам нужно выбивать при помощи кнопок PSP различные музыкальные ритмы, чтобы помочь героям преодолевать испытания. За каждой из кнопок закреплен свой звук. Квадрат — «пата», круг — «пон», крест — «дон», треугольник — «чака». Большинство ритм-комбинаций состоят из четырех звуков. Например, «пата-пата-пата-пон» заставляет отряд маршировать вперед. «Пон-пон-пата-пон» — это сигнал к атаке. «Чака-чака-пата-пон» — защитное построение, а «Пон-пата-пон-пата» — сигнал к отступлению.



Одолеть злобного дракона без помощи ледяного духа патапонам не под силу
Самое главное в сражении — держать ритм. Получив команду, бойцы бросаются ее выполнять, но уже через несколько секунд теряют энтузиазм и в нерешительности застывают — требуется повторить комбинацию. Эффективность патапонов в сражении напрямую зависит от того, насколько стабильно поступают приказы. Если несколько раз набрать комбинацию без ошибок, подопечные впадают в этакий ритм-экстаз и берутся за дело с удвоенным рвением. Пока патапоны в экстазе, на экране сверху слева наполняется шкала. Когда она засияет золотом, можно призвать на подмогу могущественного духа. Игра перейдет в особый режим, где следует за определенное время успеть ввести как можно больше ритм-комбинаций.

По сравнению с предыдущими частями держать ритм стало проще. Этому способствуют и мерцающая в такт рамка и всегда находящийся перед глазами список команд. Игра уже не так тщательно следит за тем, насколько своевременно вы нажимаете кнопки. Это, несомненно, плюс. На экране столько всего происходит, что было бы проблематично следить за событиями и попутно выдавать безупречный ритм. Впрочем, Patapon 3 нельзя назвать легкой. Серия, ставшая PSP-эксклюзивом, остается на удивление недружелюбной к портативному формату. Напряженные сражения требуют абсолютной концентрации. В предыдущих двух частях запрещалось даже ставить игру на паузу! В третьей это возможно, однако от процесса лучше все-таки не отвлекаться. На ходу, урывками, в Patapon 3 точно не поиграешь.



Проходить зимние миссии гораздо проще с морозоустойчивой экипировкой
Музыкальные игры, как правило, незамысловаты и легки в освоении. Плохо, только если медведь на ухо наступил и слуха нет вообще. Но в Patapon 3 одного постукивания по барабану войны мало для успеха. Нужно плотно заниматься подопечными: снаряжать и тренировать войско. В третьей части число бойцов в армии заметно сократилось, зато каждый стал полноценным персонажем со снаряжением, умениями и рядом параметров — прямо как в RPG.

Помимо олицетворения игрока — супергероя, во всех миссиях участвуют еще четверо патапонов: рыцарь, копейщик, лучник и знаменосец. От последнего никакого проку. А вот остальные юниты постепенно становятся сильнее. Открываются новые классы. Так, для копейщика следующая ступень развития — кавалерист. У каждого класса — своя специализация, и нужно планировать, кого на какое задание брать. Вдобавок, разным классам доступна разная экипировка. На рыцаря можно повесить дополнительную броню, а кавалеристу подобрать хорошего скакуна. Каждая вещь в игре представлена в нескольких вариантах. Есть просто усиленные версии (+1, +2 и так далее), но попадаются и предметы с уникальными свойствами.

Читайте также: