Panasonic lumix dmc lx10 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Поток утечек, связанных с предстоящей выставкой Photokina, не ослабевает. Источник опубликовал сведения о компактной камере Panasonic Lumix DMC-LX10, анонс которой ожидается накануне выставки.

Как утверждается, в камере установлен датчик изображения оптического формата 1 дюйм разрешением 20,1 Мп. Напомним, что размер такого датчика — вовсе не дюйм по диагонали, а существенно меньше. Говоря точнее, размеры его светочувствительной области равны 13,2 x 8,8 мм. Датчик такого же формата и разрешения используется в камере Panasonic Lumix DMC-ZS100, представленной в январе и показанной на иллюстрации.

Диапазон светочувствительности источник указывает равным ISO 125-12800 (расширенный — ISO 80-25600), подтверждая предположение, что датчик позаимствован у DMC-ZS100.

Датчик работает в связке с объективом Leica DC Vario-Summilux, охватывающим диапазон ЭФР 24-72 мм (при формате кадра 3:2), 26-78 мм (4:3), 27-75 мм (16:9) или 31-93 мм (1:1). Оптическая схема объектива состоит из одиннадцати элементов в девяти группах, включая четыре асферических элемента, два асферических элемента ED и один элемент UHR. Гибридная система стабилизации компенсирует сдвиги по пяти степеням свободы. Минимальная выдержка равна 1/16000 с, максимальная — 60 с. Предусмотрена серийная съемка видео 4K с частотой 30 к/с и Full HD с частотой 60 к/с.

В оснащение камеры входит подвижный трехдюймовый сенсорный дисплей разрешением 1,04 млн точек, адаптер Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n, слот для карт SD, SDHC и SDXC с поддержкой UHS-I. Размеры устройства равны 105,5 x 60 x 42 мм, масса — 280 г (с аккумулятором и карточкой памяти — 310 г).

Не так давно нами был рассмотрен компакт Canon PowerShot G9 X Mark II, который является самым маленьким фотоаппаратом с сенсором размером 1 дюйм. Но у данной камеры далеко не самая светосильная оптика в классе. Например, у Panasonic LUMIX DMC-LX15 светосила объектива f/1,4 — f/2,8.
Но это не все преимущества Panasonic DMC-LX15. Ещё имеется наклонный дисплей, функция записи 4K-видео, электронный затвор со скоростью до 1/16 000 с, да и минимальная выдержка в два раза короче, чем у конкурента от Canon. Добавим сюда функцию записи 4K фото на высокой скорости, а также видео FullHD со скоростью 120 кадров в секунду и получаем практически совершенный фотоаппарат путешественника, предпочитающего передвигаться налегке.


Технические характеристики

Внешний вид


В отличии от недавно рассмотренной камеры Canon G9 X Mark II у подопытного вообще нет фактурных накладок, обеспечивающих более надёжную фиксацию камеры, поэтому корпус довольно скользкий. Отчасти спасают небольшие выступы с лицевой и тыльной стороны, но всё же, с субъективной точки зрения, конкурент от Canon удерживать удобнее. Качество сборки высокое, при попытке скручивания и сдавливания не поскрипывают даже клавиши. При лёгком постукивании по корпусу клавиши также не издают каких-либо звуков, и дребезжит только 6-сегментная защитная шторка объектива. Тут сразу стоит отметить, что ход шторок уж слишком мягкий, поэтому при транспортировке без чехла вполне вероятно их произвольное частичное либо полное раскрытие, что грозит, как минимум, «пальчиками» на объективе.



Спереди находится объектив, окружённый двумя кольцами управления, одно из которых позволяет изменять раскрытие диафрагмы, а второе кольцо – программируемое. С тыльной стороны большую часть поверхности занимает сенсорный дисплей с возможностью наклона на 180 градусов вверх для съёмки «селфи». У правого края сосредоточена большая часть клавиш, а именно: три программируемые, навигации, а также перехода в режим просмотра, входа в основное меню и смены режима отображения дисплея.



Верхняя часть корпуса также довольно загружена. В левой части находится пара микрофонов и подъёмная вспышка, в правой – селектор режимов съёмки, дополненный рычажком питания, диск управления, клавиша видеозаписи, а также клавиша спуска затвора, окружённая кольцом управления трансфокацией (зум). Снизу заметны крышка отсеков установки аккумулятора и карты памяти, разъём установки на штатив, а также системный динамик.

Левая боковая поверхность пустовала бы вовсе, если бы не крепёжное ушко под ремешок. Справа кроме крепёжного ушка заметна резиновая заглушка, скрывающая разъёмы подключения кабелей HDMI и USB.

Дисплей и пользовательский интерфейс

Камера оборудована сенсорным дисплеем с разрешением 1040 тыс. точек и возможностью наклона на 180 градусов, что позволяет снимать «селфи». Отдельно стоит отметить наличие не только антибликового, но и олеофобного покрытия, что крайне важно при наличии сенсорного слоя. Благодаря использованию IPS-матрицы углы обзора огромны. Хороша и цветопередача. При максимальной мощности подсветки яркость белого поля составляет внушительные 568,56 кд/м 2 , при этом яркость чёрного поля составляет 0,62 кд/м 2 . В итоге имеем статическую контрастность 946:1, а это очень хороший показатель.


Пользовательский интерфейс беззеркальных камер, а также продвинутых компактных камер Panasonic остаётся практически неизменным уже много лет. Тандем сенсорного и классического управления в случае камер Panasonic работает практически безупречно. Практически любой параметр можно изменять как при помощи сенсорного дисплея, так и при помощи физических клавиш. К тому же имеется 8 программируемых клавиш (4 физические и 4 сенсорные в быстром меню), да и к дискам управления можно привязать различные функции. Отдельно стоит отметить виртуальный двухскоростной регулятор фокусного расстояния, который здорово помогает в режиме видеосъёмки. Всё работает чётко и понятно, несмотря на обилие разнообразных настроек, и, с субъективной точки зрения, гибридное управление камер Panasonic уже который год остаётся лучшим. Хотя стоит отметить, что конкуренты всё же подтягиваются, и преимущество уже не столь разительно, как пару-тройку лет назад. Для возможности ознакомления с меню ниже приведён ряд снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Камера оборудована модулем Wi-Fi, но ни NFC, ни Bluetooth, как в случае Canon G9 X Mark II, не предусмотрены, поэтому первое подключение может занять несколько минут. Примечательно, что камера умеет подключаться к другим беспроводным устройствам (смартфоны/планшеты, телевизоры, ПК, принтеры), а также к облачным службам через точку доступа, а не только при прямом подключении к смартфону. Это старая особенность камер Panasonic с беспроводным модулем связи, но до сих пор приятная. Программа удалённого управления позволяет изменять массу параметров, а также снимать видео, причём в том числе и с разрешением 3840х2160 точек. В общем, никаких ограничений при удалённом управлении. Примечательно то, что даже при съёмке 4K-видео задержки на экране смартфона относительно экрана камеры нет, по крайней мере заметить её не удалось.

Камера в работе

Для компакта, особенно со сложной оптической системой, скорость подготовки к работе при включении питания – это больное место. Например, Canon PowerShot G9 X Mark II способен сделать первый снимок только через 2,9 секунды, из-за чего можно упустить интересный кадр. В случае тестируемой камеры ситуация гораздо лучше, и первый снимок можно сделать уже через 1,6 секунды.

В плане скорости серийной съёмки тестируемая камера формально быстрее Canon PowerShot G9 X Mark II, ведь максимальная скорость съёмки составляет 10 кадров в секунду. Однако тут есть одна оговорка – максимальная скорость серийной съёмки доступна только при фокусировке по первому кадру, а при непрерывной фокусировке скорость серийной съёмки падает до 6 кадров в секунду, тогда как конкурент от Canon отстреливает серии со скоростью 8,2 кадра в секунду в обоих режимах работы автофокуса. В принципе, даже 6 кадров за секунду более чем достаточно для типовых ситуаций. В плане длительности серий при съёмке на максимальной скорости Panasonic DMC-LX15 способен тягаться с Canon G9 X Mark II только при съёмке в JPEG – 39 против 40 кадров. При использовании RAW и RAW+JPEG сегодняшний подопытный уступает оппоненту со счётом 24:14 и 20:13.


Настройки выбора зоны фокусировки чрезвычайно обширны. Кроме стандартных режимов (мультизонный, по одной зоне и по центральной точке) предусмотрена функция ручной настройки выбора зон фокусировки. Всего предусмотрено 49 зон настройки (матрица 7х7). В ручных настройках предусмотрены три шаблона (горизонтальная полоса 7х1, вертикальная полоса 1х7, а также центральный шаблон), а также три контейнера для хранения ручного выбора зон, что бывает весьма удобно при съёмке множества однотипных кадров. В тестируемой камере также предусмотрены режимы автофокуса ведение объекта и определение лиц. В последнем режиме предусмотрена функция создания списка избранных лиц (создаётся три фото с разной мимикой) с возможностью указания имени и возраста, что позволяет осуществлять автоматическую сортировку фото при последующем просмотре. В режиме ведения объекта автоматика приятно удивила – автофокус цепко ухватывается за объект даже на слабоконтрастном фоне. В общем, полная противоположность Canon PowerShot G9 X Mark II, в котором режим ведения есть, но толку от него нет вообще.

В плане скорости автофокуса тестируемая камера приятно удивила, ведь смогла сфокусироваться на стандартном тестовом шаблоне за 0,17 секунды. Это всего лишь на 0,01 секунду лучше, чем в случае Canon G9 X Mark II, что можно списать на погрешность измерений. Но тут не стоит забывать, что Panasonic выжимает максимум из контрастного метода фокусировки, тогда как в случае оппонента Canon используется гибридный метод фокусировки.


Ещё больше удивляет чувствительность автофокуса. В случае Canon PowerShot G9 X Mark II для фокусировки на тестовом шаблоне потребовалась освещённость 0,34 лк, что приблизительно соответствует уровню -3 EV. А это очень хороший результат. Но у тестируемой камеры автофокус оказался гораздо чувствительнее, и на тестовом шаблоне Panasonic DMC-LX15 смог сфокусироваться при освещённости 0,08 лк, а это рекорд в нашей базе данных. Для более полного понимания этих результатов отметим лишь то, что освещённость в полнолуние составляет 0,2 лк, а 0,1 лк – это освещение от четверти луны. В общем, камера без проблем фокусируется в таких условиях, где на глаза полагаться уже невозможно. Потрясающий результат!


Макрофокусировка возможна уже с 3 см, при этом скорость и чувствительность автофокуса остаётся высокой. В режиме ручной фокусировки подстройка осуществляется при помощи кольца объектива с электрической связью с оптической системой. К счастью, отсутствие механической связи не особо заметно, поэтому ручная фокусировка весьма удобна. Из помощников доступна функция увеличения зоны фокусировки в 3…10 крат, шкала расстояний, а также режим подсветки граней резкости или «пикинг». В общем, полный стандартный набор.

Настройки экспозиции вполне стандартны. Предусмотрены стандартные режимы установки экспопары (PASM) и экспозамера (точечный, центрально-взвешенный, оценочный). В режиме брекетинга камера приятно радует, ведь предусмотрена возможность съёмки от 3,5 до 7 кадров с шагом 1/3, 2/3 и 1 EV. Canon PowerShot G9 X Mark II с тремя кадрами в режиме брекетинга проигрывает с треском. В плане скорости работы механического затвора оппонент от Canon также проигрывает, ведь у него минимальная выдержка лишь 1/2000 секунды, тогда как у героя материала – 1/4000 с. Кроме того, в Panasonic DMC-LX15 также предусмотрен электронный затвор с минимальной выдержкой до 1/16000 секунды. Впрочем, тут не стоит забывать, что у Canon G9 X Mark II имеется встроенный нейтрально-серый фильтр с эффективностью 3 ступени. Автоматический экспозамер работает корректно при любом освещении. Хорошо автоматика показала себя и в лабораторных условиях. При освещении флуоресцентными лампами с цветовой температурой 5500 K ошибка экспозамера не превышает 0,15 EV. Примечательно, что величина ошибки экспозамера зависит от выбранного уровня чувствительности, и уменьшается до 0,06 EV при максимальном уровне чувствительности.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера

При отображении уровня яркостного шума в цифровом выражении в качестве оппонента была взята камера Canon PowerShot G9 X Mark II, которая также оборудована дюймовым сенсором. При съёмке в RAW Panasonic DMC-LX15 слегка превосходит оппонента во всём диапазоне чувствительности. Как уже упоминалось, при съёмке в JPEG шумоподавление работает в скрытом режиме, причём крайне активно, и особенно на больших значениях чувствительности. При чувствительности ISO 100 разница в уровне шумов между снимками в RAW и JPEG с отключённым шумоподавлением составляет лишь 0,8 дБ, а при ISO 25 600 уже 10,9 дБ.


Стабилизация

Производителем заявлен встроенный 5-осевой стабилизатор изображения HYBRID O.I.S.+. К сожалению, в характеристиках камеры эффективность стабилизации не заявлена. При тестировании по нашей методике камера способна сделать 10 чётких кадров из 10 лишь при выдержке 1/30 секунды, тогда как Canon PowerShot G9 X Mark II смог сделать 10 чётких кадров из 10 уже при выдержке 1/13 секунды. В общем, тут Panasonic Lumix DMC-LX15 существенно проигрывает. Впрочем, записывать стабилизатор тестируемой камеры в минусы не стоит, ведь оппонент от Canon показал один из наилучших результатов.


Вспышка

В камере установлена подъёмная вспышка с ведущим числом 12,1 при ISO Auto. Замок вспышки механический, поэтому автоматически выскакивать из корпуса вспышка не может. В настройках возможна установка синхронизации по первой или второй шторке, коррекция вспышки (-2…+2 EV с шагом 1/3 EV), а также выбор режима срабатывания (заполняющая, коррекция красных глаз и режим синхронизации). При последовательной непрерывной съёмке со вспышкой за минуту камера смогла отснять 34 кадра. Формально длительность зарядки вспышки составляет 1,77 секунды, но это лишь средняя скорость, а реальная длительность зарядки может составлять как 1, так и 3 секунды.

Примеры фото

Режим видеозаписи

В режиме видеосъёмки камера поддерживает полностью ручное управление параметрами экспопары и чувствительностью, в том числе и непосредственно во время съёмки ролика. К сожалению, при помощи виртуальных рычажков можно изменять настройки выдержки и чувствительности, а управление раскрытием диафрагмы возможно только при помощи кольца управления, которое обладает достаточно жёстким ходом и громко щёлкает. Это не доставляет проблем при фотосъёмке, но при видеозаписи звук щелчков отчётливо записывается на звуковую дорожку. Также из особенностей стоит отметить наличие «зебры» с двумя предварительными настройками и отдельным настраиваемым режимом.

Камера оборудована парой встроенных микрофонов, но возможности подключения внешнего микрофона нет, что немного расстраивает, учитывая потенциал камеры в режиме видеосъёмки. Настройки звука сведены к минимуму, и фактически можно лишь активировать режим подавления шума ветра с двумя уровнями активности.

пример работы стабилизации в режиме видео

стабилизация активирована

стабилизация отключена
Пример видео

пример 4K-видео в режиме 2160/30p (3840*2160 точек)

пример FullHD-видео в режиме 1080/60p (1920*1080 точек)

пример FullHD-видео в режиме 1080/30p (1920*1080 точек)

Автономная работа

Камера оборудована линий-ионным аккумулятором ёмкостью всего лишь 4,8 Вт*ч, но при этом производителем заявлена длительность автономной работы в 260 кадров при тестировании методике CIPA, что является лучшим результатом среди компактных камер с дюймовым сенсором и трёхкратной трансфокацией. На практике, при съёмке без вспышки и редким просмотром полученного материала камера смогла отснять 450 кадров. Зарядка аккумулятора осуществляется в корпусе камеры при помощи любого зарядного устройства с разъёмом USB либо вовсе от ноутбука.

Заключение

Камера Panasonic Lumix DMC-LX15 понравилась. С субъективной точки зрения, на данный момент это один из лучших, если не лучший компактный фотоаппарат. И даже больше, его вполне можно назвать лучшим фотоаппаратом путешественника, особенно если перелёты планируются на рейсах лоукостеров, где важен каждый грамм и каждый миллиметр багажа и/или ручной клади. Данную камеру можно попросту положить в карман, но при этом она позволяет получить картинку сопоставимую по качеству с базовыми камерами со сменной оптикой и сенсором с APS-C и 4/3. И это ещё не всё, ведь объектив у тестируемой камеры чрезвычайно светосильный, что позволяет не только снимать при слабом освещении, но и расширяет творческие границы, например, при съёмке портретов, что тоже важно во время путешествия. Из существенных недостатков можно отметить разве что не слишком длительную серию при съёмке в RAW, а также излишне активное скрытое шумоподавление на средних и высоких значениях чувствительности при использовании формата JPEG.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Компания Panasonic ориентируется на потребителя таких моделей, как Lumix ZS100 (aka TZ100, TZ110) и более оцененную модель Lumix LX100. Новинка сочетает в себе популярный размера 20.1 мегапиксельный датчик на ZS100 с быстрым коротким зум объективом подобно модели LX100. Последняя модель имеет больший размерами сенсор, но с меньшим разрешением 12-мегапикселей. Но LX100 по-прежнему обеспечивает лучшее качество фотографий в своем ценовом диапазоне и ZS100 имеет универсальный дружественный (относительно) большой зум-объектив, что делает их хорошим выбором. Новая модель Panasonic Lumix LX10 в обзоре действительно обеспечивает лучшее качество фотографии в целом, чем конкурирующие 1-дюймовые компактные камеры от Sony и Canon. Тем не менее, она не так быстро работает во многих функциях, как некоторые другие камеры. И хотя срок службы батареи очень ужасный, как для большинства компактных камер, но Panasonic Lumix LX10 имеет свою нишу и свои особенности.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Обойдется такая компактная камера не дешево и цена составит за модель LX10 около $ 700.

Красивые картинки и яркий фокус

В целом, фотографии выглядят отлично и для 1-дюймового сенсорного датчика компактная камера подходит — она лучше, чем ZS100-х и ее конкурентов.

При слабом освещении JPEG фотографии хорошо выглядят на ISO 1600; а на ISO 3200 есть некоторый цветовой шум, но до сих пор остаются острые детали в области фокуса, а вот за ее пределами, фотографии становятся все шумнее и грязнее, как и следовало ожидать. Тем не менее, даже на самом высоком уровне чувствительности, фотографий LX10 являются достаточно хороши при малых размерах.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Самая большая проблема здесь с балансом белого цвета, который выглядит слишком синий при дневном свете, и автоматическим балансом белого имелись некоторые проблемы со световым цветом наших тестовых LED панелей.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Видео съемка тоже очень хорошая. В условиях очень низкой освещенности есть некоторый шум.

Производительность

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Новинка немного меньше, чем карманные камеры от Sony, но все равно соответствуют удобству в свободных джинсах. Большая часть корпуса аналогична, как у ZS100; он имеет тот же неглубокий захват, который я нахожу скользким и кнопку записи видео сложно найти пальцами, несмотря на камеру. В других случаях, моделька имеет довольно простые функции для большинства операций, как, впрочем, и другие модели от Panasonic, вы можете настроить меню быстрого доступа.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Конфигурация объектива больше похожа на модель LX100 с циферблатом ручной диафрагмы и программируемым кольцом на объективе. Однако, так как объектив не выпирается, как у LX100, параметры режима фокусировки не управляются переключателем на объективе. Положение диафрагмы и масштабирования кольца поменялись местами на Panasonic Lumix LX10.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Дисплей откидной и позволяет снимать с низких углов, а его режим селфи довольно полнофункциональный. И в отличие от двух других моделей, в нем отсутствует видоискатель. Имеющий видоискатель действительно помогает при съемке в условиях яркого солнечного света. Panasonic имеет большое количество приложений для беспроводной передачи файлов и удаленной съемки, так что это один из способов, чтобы обойти проблемы с бликами.

Наиболее примечательным аспектом LX10 является то, что его 24-72мм линза есть эквивалентом линзы начиная в шире f1.4.

Panasonic Lumix LX10 Обзор Компактной Камеры

Плюсы камеры: Отличное качество фото за свои деньги, замечательный объектив и широкий набор функциональных возможностей.

Минусы камеры: Удовлетворительный срок службы батареи, скользкая рукоятка и кнопка записи трудно чувствительная, что может раздражать некоторых людей.

Итоги обзора Panasonic Lumix LX10

В то время как тонкая камера Panasonic Lumix LX10 / LX15 не выделяется в любом конкретном аспекте, камеру спокойно можно рассмотреть для повседневной съемки с улучшенными элементами управления.

Видеосъемка с размером кадра 4K уже давно не является чем-то необыкновенным, несбыточным. Снять подобное видео под силу многим современным видеокамерам — и даже миниатюрным устройствам, экшн-камерам и смартфонам. О фотоаппаратах и говорить нечего, прогресс никак не мог обойти их стороной. Один из таких фотоаппаратов — Panasonic DMC-FZ1000 — мы уже рассматривали, признав его почти идеальным инструментом для видеосъемки. Теперь черед за компактной камерой, характеристики которой в чем-то напоминают параметры озвученного аппарата.

Конструкция, технические характеристики

Комплектность оказывается довольно скромной для такой недешевой аппаратуры: съемная фотовспышка, сетевой адаптер питания, ремень, краткое руководство пользователя и диск с программным обеспечением.

Зум в камере регулируется традиционным фотоаппаратным миниатюрным рычажком, окаймляющим кнопку фотоспуска. Нельзя назвать удобным такой способ зуммирования. Нужно также напомнить, что, поскольку перед нами фотоаппарат, то и зум здесь — типично фотоаппаратный. Неточный, резковатый и дискретный. Второй способ регулировки зума — кольцо на объективе, которое расположено так близко к корпусу, что для его вращения требуются необычайно тонкие и ловкие пальцы. Этим же кольцом можно регулировать и другие параметры — переключение режимов производится в служебном меню. Также на объективе находится переключатель диафрагменного числа, выполненный в виде кольца. Наконец, совсем впритык к корпусу аппарата на объективе имеется переключатель соотношения сторон кадра и переключатель режима фокусировки.

В верхней части корпуса расположено колесо настройки скорости затвора, которое действует даже в режиме видеосъемки, и даже непосредственно во время видеозаписи. Следующее полезное для эксплуатации колесико — это компенсация экспозиции. Неприметная кнопочка iA переключает настройки камеры из автоматических в ручные и обратно.

В целом управление параметрами съемки оказывается довольно удобным — всё на месте, рядышком, компактно. Впрочем, даже слишком компактно. Но таковы габариты камеры. Особенно досаждает утопленная в корпус миниатюрная кнопка Rec: без привычки, не зная, где она находится, ее невозможно нащупать.

Оба интерфейса — HDMI и USB находятся в углублении, которое прикрыто откидывающейся крышкой. USB тут необычный — требуется специальный кабель, который имеется в комплекте. Этот порт также выполняет функцию аналогового аудио/видеовыхода, но для этого нужен другой кабель, который приобретается отдельно. А вот с портом Micro-HDMI, который, казалось бы, стандартней некуда, у нас возникли серьезные сложности. По всей видимости, до нас кто-то уже «поигрался» с ним, пытаясь вставить USB-кабель. В итоге внутри данного порта оказались отогнутыми лепестки, которые не пускают ни один из имеющихся у нас кабелей Micro-HDMI.


На максимальном зуме телескопическая туба объектива выдвигается на 5 см.

Батарейный отсек, в котором находится также слот карты памяти, располагается в непосредственной близости к резьбовому отверстию для крепления камеры к штативу. Таким образом, оперативно заменить севший аккумулятор или заполнившуюся карту памяти нельзя, не отвинтив перед этим штативную площадку.

Ресурс прилагаемого аккумулятора емкостью 1025 мА·ч измерить довольно трудно, поскольку в аппарате присутствует известное ограничение на длительность беспрерывной видеозаписи — 29 минут 59 секунд вне зависимости от выбранного режима или формата. По наступлении этого времени запись останавливается, и запустить ее можно лишь повторным нажатием на кнопку REC. Таким образом, провести съемку каких-то длительных событий фотоаппаратом можно, лишь находясь в непосредственной близости к камере. Сделать это мгновенно не получится, так как фотоаппарату требуется несколько секунд для финализации записанного файла, поэтому в записи неизбежно появятся нежелательные пробелы.

Видео/фотосъемка

  • имеющий расширение MTS стандарт AVCHD, ограниченный размером кадра Full HD
  • формат с расширением MP4 и размером кадра вплоть до 4K с частотой 25fps (PAL)


Продолжим тему разрешающей способности — и закроем ее следующими скриншотами:


Итак, разрешающая способность в нашем тестировании составляет примерно 850 условных ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра в Full HD-съемке и 1600-1700 линий в режиме 4K. Чем выше этот показатель, тем сложнее его определить. К тому же картинка поступает не напрямую с матрицы, а будучи обработанной процессором. Который «умнеет» от модели к модели, зачастую искусственно завышая детализацию, но и явно занижая там, где ее нетрудно увеличить. Если бы не чуть заметный муар, «зализавший» самую нижнюю область сходящихся линий в 4K съемке, то можно было бы с уверенностью утверждать, что наша тестовая таблица исчерпала свои ресурсы. Но нет! Поживет еще, старушка. По крайней мере, до появления камер, снимающих с размером кадра 8K. Поскольку ожидать разрешающей способности выше 2000 линий в видео, где широкая сторона кадра имеет 3840 пикселей, нельзя даже теоретически. К тому же, нереально ожидать повторения такого подвига — 1700 линий — от камер других брендов: Panasonic уже несколько лет серьезно обходит конкурентов в части разрешающей способности картинки, ее детализации (это касается как видеокамер, так и фотоаппаратов). Да, в каких-то иных вопросах камеры данной торговой марки уступают конкурентам, кто же спорит, но сейчас мы ведем речь только о разрешающей способности.

Камера оснащена несъемным объективом, в котором имеется система оптической стабилизации. Этот стабилизатор включается и отключается в меню, но сделать это можно, лишь переведя камеру в ручной режим. Для фотоцелей имеющийся стабилизатор подходит, возможно, идеально. Более того, допускаем, что для съемки в разрешении Full HD он также очень неплох. Однако в случае с видео 4K, которое имеет вчетверо большую площадь кадра, думается, нужен стабилизатор совсем иного уровня. Правда, здесь может возникнуть одно мелкое, но ключевое недопонимание. Действительно, если сравнивать видео, снятое в 4K и в Full HD, проделывая это на одном и том же телевизоре или мониторе, то ни за что и никогда не увидишь разницу в работе оптической стабилизации. А откуда ей взяться, разнице, если физический размер кадра одинаков что при просмотре 4K, что при просмотре Full HD? Однако, если подойти к вопросу формально, то окажется, что для просмотра видео, имеющего площадь кадра вчетверо большую, нужен и соответствующий дисплей, который также имеет вчетверо большую площадь. Не количество пикселей (точек) — с ними-то как раз все понятно, а именно площадь. Физическую, выраженную в осязаемых миллиметрах, или дюймах, кому как удобнее. Мы склонны рассматривать эту «проблему» именно с такой, формалистически-буквальной точки зрения, хотя на практике, разумеется, все происходит иначе: если Full HD-телевизор заменяется новым 4K, то диагональ экрана при этом не увеличивается на соответствующую величину, а всего лишь вчетверо увеличивается плотность пикселей, вследствие чего картинка становится гораздо более четкой. Тем не менее, наш формальный подход позволяет определить то, что и требуется при тестировании: эффективность стабилизатора при стопроцентном кадрировании, то есть, при сохранении одного и того же физического размера точки (пикселя).

Продемонстрируем данную проблему наглядно, с помощью простейшей съемки. В первой части ролика можно видеть два клипа, которые сняты в одинаковых условиях, но с разным размером кадра — Full HD и 4K. Пропорции каждого видео изменены так, чтобы кадр полностью умещался в рамки сравнительного ролика: 40% для Full HD, и 20% для 4K. Вторая же часть ролика полностью повторяет первую, но с тем отличием, что здесь пропорции исходного видео не изменялись. Таким образом, тряска в 4K должна увеличиться вдвое по высоте кадра X, и вдвое по ширине кадра Y.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Конечно же, тряска «увеличилась», а предшествующий ролик был совершенно не нужен для подтверждения этой элементарной догадки.

Теперь изучим систему автоматической фокусировки, которая является больным местом для подавляющего большинства фотоаппаратов. Прежде всего приведем несколько примеров, снятых рассматриваемой камерой. Съемка велась с включенным автофокусом, поскольку сфокусироваться вручную на быстродвижущихся объектах, да при полном зуме, почти невозможно.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Можно видеть, что автофокус начинает «гуляет» в тех случаях, когда контрастные объекты, на которых можно навести фокус, занимают менее четверти или даже трети площади кадра. Например, стоит опустить линию горизонта ниже середины кадра, приподняв объектив, как автофокус пускается в увлекательное путешествие. Миниатюрный объект, витающий в небе — самолетик — не представляет для автофокуса никакого интереса. Слишком мала площадь объекта.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Добавим, автофокус одинаково барахлит как при съемке в 4K, так и в Full HD. Еще одно важное замечание: выбранный режим работы автофокуса не играет никакой роли. Что AFS (фокусировка при наполовину нажатой кнопке спуска), что AFF (фокусировка на объекте с непредвиденным движением), и что AFC (постоянная фокусировка на движущемся объекте) — все эти типы автофокусировки ведут себя на практике абсолютно одинаково, сцена расплывается сразу же, как объектив поднимается выше горизонтали. Не исключаем, что в стерильных студийных условиях, с выставленным освещением и возможностью многократной пересъемки дублей, можно отыскать некую разницу в работе автофокуса в разных режимах.

Спасением здесь могла бы оказаться кнопка AF/AE Lock, удерживая которую, можно зафиксировать фокус (в настройках по умолчанию этой кнопкой фиксируется только экспозиция). Но увы, большая часть функций, заявленных в фотоаппарате, предназначена только для фоторежима. Зачастую, читая руководство пользователя фотоаппарата, невозможно понять, к какому из режимов относится та или иная функция. Ищешь ее, включаешь, а она не работает. Так и здесь — во время видеосъемки кнопка AF/AE Lock не действует. На ее нажатие попросту не следует никакой реакции. Удержание фокуса возможно только в режиме простоя камеры, от фотоснимка к фотоснимку. В видеорежиме можно использовать только два способа фокусировки: ручной и автоматический.

Вывод: спасение потерявших фокус — дело рук самих потерявших фокус. А точнее, их пальцев. Хорошо, что камера разрешает пользоваться ручной фокусировкой во время видеосъемки, даже с автоматическим настройками (переключатель режима фокусировки не зависит от текущего состояния камеры, и находится на объективе). Однако плохо, что оперировать фокусировочным кольцом крайне неудобно в силу слишком близкого его расположения к корпусу аппарата. С другой стороны, в ручной фокусировке сильно помогаетпомощник, выделяющий контуров объектов, находящихся в фокусе — фокус-пикинг (focus peaking).

Нам все же удалось изловчиться и «поймать» одну из авиамоделей с помощью ручной фокусировки. Но здесь нужно сказать спасибо направлению ветра, который удерживал авиамодель фактически на одном месте. Если бы пилот отправил самолетик по уходящей от нас траектории — мы вряд ли сумели бы сфокусироваться на нем вручную.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер



И совсем иное дело, когда в кадре присутствует много контрастных объектов — вот тут фотоаппарат ни за что не растеряется, какой тип автофокуса ни применяй: AFS, AFF, AFC.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер



Следующий фактор, который требуется изучить — это роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Уровень его невелик, такой, какого и следует ожидать от современной достаточно быстрой матрицы. Впрочем, это не означает, что фотоаппаратом при видеосъемке можно безнаказанно мотать из стороны в сторону. Во-первых, наклоны вертикалей обязательно дадут о себе знать. А во-вторых, так снимать нельзя.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

К съемке панорам, если в кадре имеется достаточно объектов, на которых можно сфокусироваться, нет никаких претензий. Также при достаточной освещенности камера безупречно определяет баланс белого, выставляя необходимую, правильную температуру.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Но это при хорошем, природном освещении. А вот в искусственных условиях автоматика аппарата может «гулять», ошибаясь с балансом белого. Один из ярких примеров таких ошибок продемонстрируем в ролике, где камера оказалась в замешательстве из-за наличия нескольких разных источников света. К тому же, автоматически выставленная частота затвора поссорилась с частотой мерцания люминесцентных ламп, в результате чего кадр получился полосатым.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Колесико регулировки экспозиции, работающее непосредственно в процессе видеосъемки, позволяет быстро откорректировать яркость кадра, если вдруг изменился уровень освещенности. Диапазон регулировки здесь достаточно велик, чтобы из ясного дня сделать сумерки. Контролировать яркость кадра поможет двухступенчатая настраиваемая «зебра», а также полупрозрачная гистограмма, выводимая в центр дисплея.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Наконец, о съемке в условиях недостаточной освещенности. Здесь в первую очередь придется вспомнить об автофокусе. Который точно так же неуверенно ведет себя, как и при съемке небольших объектов на равномерном фоне.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Также в кадре замечен значительный шум — видео снималось с автоматическими настройками. Все ясно, автоматика «задирает» усиление, пытаясь как можно больше высветлить кадр. Отсюда хотелось бы знать, при каком ISO этот шум начинает активно проявляться. Чтобы ответить на этот вопрос, проведем стандартную съемку с открытой диафрагмой и постепенным увеличением ISO (при видеосъемке фотоаппарат разрешает увеличивать значение ISO до 6400).

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Очевидно, что автоматические настройки камеры допускают появление излишнего цветного шума, выставляя ISO близко к максимальному. Компромиссным вариантом видится уровень ISO 800, при котором шумов почти не имеется, а картинка в целом более похожа на реальность, чем все остальные варианты.

Программное обеспечение

На прилагаемом компакт-диске находятся дистрибутивы программ для обработки фотографий, а также приложения LioLiScope, предназначенного для несложного и быстрого видеомонтажа.





Следует отметить, что при активации автоматического режима работы (iA) из настроек может исчезнуть большое количество пунктов. Так, в разделе видеонастроек при включении iA остается всего три строчки.


Это кажется нелогичным — гораздо правильнее было бы оставить отображение «ненужных» пунктов, но при этом сделать их неактивными.

Для беспроводной связи мобильных устройств с фотоаппаратом используется приложение Panasonic Image App, о его работе достаточно подробно рассказано в недавней статье «Видеосъемка фотоаппаратом. Panasonic DMC-FZ1000».

Читайте также: