Panasonic dmc fz100 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Камера оборудована КМОП-сенсором, а в современных гиперзумах это обозначает, что возможна запись видео с высоким разрешением, ведь КМОП-сенсоры куда более быстрые, чем ПЗС. Кроме того, не стоит забывать, что фотокамеры Panasonic в режиме видеосъёмки опережают большинство конкурентов – чего стоит только возможность записи в формате AVCHD в двух режимах качества. Максимальное разрешение записи составляет 1920х1080 точек, но доступно оно лишь для в формата AVCHD, а при записи в MotionJPEG разрешение достигает лишь 1280х720 точек. Во время записи возможна работа автофокуса и оптического трансфокатора, запись звука ведётся в формате стерео (коме того, доступна установка внешнего, более качественного стереомикрофона и активирование функции шумоподавления). Настроек видеорежима довольно много – возможен выбор пресета и настройка баланса белого, выбор чувствительности, установка зоны фокусировки, выбор режима работы экспозамера, блокировка автофокуса и экспозиции, кроме того, доступны полуавтоматические (приоритет выдержки или диафрагмы) и ручной режимы установки экспопары. Также стоит отметить возможность записи с разрешением qVGA со скоростью 240 кадров/с. В общем, как и прежде, камеры Panasonic в режиме видеосъёмки радуют богатством настроек.

Пример записи в формате AVCHD с разрешением 1920х1080 точек

Пример записи в формате MotionJPEG с разрешением 1280х720 точек

Меню режима видеозаписи



Настройки параметров видеосъёмки

Выбор формата записи



Настройки параметров видеосъёмки



В камере используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 6,5 Вт*ч, что существенно больше, чем у Nikon Coolpix P100, который комплектуется аккумулятором ёмкостью 4,07 Вт*ч. Заявленное время автономной работы также довольно велико – 400 кадров при тестировании по стандарту CIPA, что на 150 больше, чем у Nikon P100. К сожалению, на тестирование был предоставлен комплект без зарядного устройства, но с полностью заряженным аккумулятором, поэтому провести испытания не удалось (заряда едва хватило на проведение тестирования и съёмки тестовых кадров). Одно можно сказать точно – реальная длительность автономной работы существенно больше заявленной. Индикатор уровня заряда трёхсегментный, но ориентироваться на него (по крайней мере, в версии прошивки v0.4) невозможно, потому как за 10 минут работы попеременно могут быть отображены все варианты – от одного до трех делений.

Начнём с недостатков камеры. Она одна из самых дорогих среди конкурентов, кроме того, самая тяжёлая и чуть крупнее прочих. Цветопередача у ее дисплея не так хороша, как хотелось бы, при искусственном освещении (галогеновое или флуоресцентное) автоматический баланс белого существенно ошибается, есть и ошибки экспозамера, которые особенно велики при съёмке в пасмурную погоду при установке максимального фокусного расстояния. Тут же стоит отметить, что в телеположении объектив довольно «тёмный», что нередко требует повышения уровня чувствительности, а соответственно, и шумов, максимальное разрешение снимков довольно велико, поэтому при высоких значениях чувствительности мелкие детали просто исчезают (а ведь на камеру обратят внимание в первую очередь опытные пользователи, которые знают, что не в миллионах точек счастье, поэтому тут стоило бы пойти по пути конструкторов Nikon Coolpix P100, которые уменьшили максимальное разрешение по сравнению с предшественницей). Еще один недостаток – медленная работа автофокуса в телеположении даже по сравнению с конкурентами.

К плюсам камеры стоит отнести большие углы обзора дисплея, а также его поворотную конструкцию, небольшие ошибки экспозамера в ШУ-положении объектива (во время тестирования в лабораторных условиях ошибка нередко вовсе отсутствовала!), быстрое включение, очень быстрый автофокус в ШУ-положении, аккумулятор большой ёмкости (проверить длительность автономной работы не удалось, но камеры Panasonic нередко показывают очень высокие результаты, да и заявленное время автономной работы на 60% больше, чем у конкурентов). Также нельзя не отметить высокую скорострельность камеры, съёмку с разрешением Full HD в формате AVCHD, и, конечно же, множество настроек в режиме видеосъёмки.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Panasonic за фотокамеру, предоставленную для тестирования.

Lumix FZ100 — один из самых плотно упакованных и профессионально ориентированных фотоаппаратов-ультразумов.

Взыскательный фотолюбитель будет удовлетворен вне зависимости от запросов. Тут есть все — и продвинутые настройки, и поворотный дисплей, и серийная съемка, и Full HD-видеозапись. Безусловно, важнейшую роль играет исполнение FZ100 в стиле зеркальной камеры и мощный 24-кратный оптический зум Leica DC Vario-Elmarit с фокусным расстоянием 25 мм в широкоугольном положении. Таким образом, фотоаппарат приспособлен и для пейзажной съемки, и для фотоохоты.

Из ближайших и новейших конкурентов стоит отметить Canon SX30 IS. FZ100 — последняя камера в линейке ультразумов Lumix.

Технические характеристики:

Внешний вид, функционал

Сборка камеры хороша, используется качественный матовый пластик, на ручке — мягкая резина. Поворотный дисплей защищен металлическим корпусом и очень устойчив к механическим повреждениям. Фотоаппарат немаленький, а с разложенным объективом — и подавно.


Ручка FZ100 — не самая удобная. При уверенном хвате проблематично дотянуться до кнопки спуска затвора. Это также осложняется очень тяжелым объективом, который действует как рычаг, когда вы держите камеру за ручку. Держать фотоаппарат удобно только придерживая его пальцем той же руки снизу или же ухватившись другой рукой за объектив. Впрочем, при съемке с повернутым дисплеем камеру можно придерживать и за него, что немного облегчает работу с устройством.


Фотоаппарат зачем-то пытались сделать максимально низким, что породит проблемы эргономичности для людей с нормальными и большими руками, тогда как для девушек, скорее всего, FZ100 окажется удобным.

Несмотря на минимизацию корпуса, Panasonic удалось вместить немало кнопок и переключателей на свободные места. Клавиши традиционно маленькие, но удобные и с четким кликом. Кнопка перехода в режим просмотра утоплена в корпус во избежание случайных нажатий.


Конечно же есть многофункциональный пятипозиционный джойстик, служащий и для навигации, и для вызова настроек съемки — ISO, таймера автоспуска, экспозиции и даже кнопки Fn, которой можно присвоить функцию на свое усмотрение. Джойстик расположен под небольшим углом к корпусу для удобства управления одной рукой. Экспозиция также может легко поправляться нажатием на колесо быстрой прокрутки и его поворотом — такое же решение используется в беззеркальных камерах Lumix системы Micro Four Thirds. Колесо здорово облегчает работу с камерой в режимах творческой зоны — можно быстро выставить выдержку и диафрагму.


На ручке FZ100 находится аккуратный удобный рычажок включения камеры, выделенная кнопка старта видеозаписи. Также там можно обнаружить клавишу быстрого включения режимов серийной съемки и конечно же большой барабан режимов съемки, включая автоматический, часто используемые сюжетные программы, режим ручной видеозаписи и режим «Мои цвета».

C таким богатейшим набором возможностей фотоаппарат будет не только прост в работе для начинающих, но и сможет удивить своими возможностями серьезного фотографа. В общем, такой дуализм в профессиональных моделях нередок, и у Lumix тут все отлично — интерфейс был опробован на беззеркальных камерах и пришелся целевой аудитории, жаждущей гибридной функциональности, по нраву.


Кроме встроенной вспышки фотоаппарат также имеет разъем «горячий башмак» для подсоединения внешних вспышек. Стереомикрофон расположен прямо на вспышке — такое решение мы видели в беззеркалке Lumix GH2. Вспышка возводится только вручную. Если автоматическая программа сочтет ее использование необходимым — на экран выведется предупреждение.

В камере установлен довольно крупный поворотный дисплей, но разрешение его невелико – 460,8 тыс. точек, что по современным меркам немного даже для бюджетной камеры с гораздо меньшим экраном. Справедливости ради стоит отметить, что у основного конкурента, Nikon Coolpix P100, разрешение дисплея такое же, а у Olympus SP-800UZ и вовсе вдвое меньше (хотя обе эти камеры и существенно дешевле). К углам обзора замечаний нет – они огромны, и, видимо, поэтому в настройках не предусмотрена функция «верхний ракурс», которая является фирменной «фишкой» многих ультракомпактных камер Panasonic.



А вот цвета передаются далеко не идеально, разница особенно заметна при съёмке в сумерках или в тёмном помещении, хотя при ярком свете отклонение не столь существенное. При падении на экран прямых солнечных лучей он остаётся читаемым (антибликовый слой применён явно не для «галочки»), но оценивать отснятый материал в таких условиях довольно трудно. Интерфейс камеры почти такой же, как и у остальных представителей камер Panasonic Lumix – есть и обычное меню, разделённое на несколько вкладок, и уже привычное быстрое меню, для вызова которого предусмотрена отдельная клавиша. К сожалению, в камере не предусмотрена возможность выбора параметров в быстром меню при помощи колёсика управления экспопарой, а ведь такая функция существенно бы ускорила работу с камерой. Хотя даже при навигации с помощью обычных клавиш реализация функции быстрого меню в камерах Panasonic с субъективной точки зрения кажется наилучшей среди конкурентов.



Главное окно режима фотосъёмки

Выбор предварительной настройки яркости, контраста, цветности



Выбор режима работы вспышки

Выбор режима работы экспозамера



Установка режима выбора зоны фокусировки

Выбор настройки баланса белого



Выбор соотношения сторон кадра

Выбор разрешения снимка



Выбор режима работы подсветки дисплея

Выбор режима протяжки



Меню настройки параметров фотосъёмки






Полноэкранный просмотр и вывод базовых метаданных

Матрица миниатюр 4х3



Матрица миниатюр 6х5



Выбор режима воспроизведения

Настройка параметров режима воспроизведения





Системные настройки камеры






Камера весьма интересна, но особенностей, как таковых, у неё не так уж много. Конечно, нельзя не отметить функции автоматического определения типа сцены и прочие автоматические режимы вроде интеллектуального управления светочувствительностью и интеллектуальной экспозиции, которые дополнены функцией определения интенсивности движения в кадре, что позволяет автоматически подобрать наилучший вариант выдержки и чувствительности. Также стоит отметить и функцию Panasonic VIERA Link (управление слайд-шоу на подключенном с помощью опционального HDMI-кабеля телевизоре и управление просмотром при помощи пульта ДУ телевизора). Стоит отметить, что аналогичная «фишка» есть только у камер Sony Cyber-shot.

Производитель акцентирует внимание на том, что в камере установлен широкоформатный объектив, хотя такой уж сверхширохоформатности тут нет, ведь у основного коукурента минимальное фокусное расстояние всего на 1 мм больше – 26 против 25 мм (в эквиваленте для 35-мм камер).

Главный козырь камеры – КМОП матрица, которая позволяет не только снимать Full HD-видео, но и делать фотографии со скоростью до 11 кадров в секунду при срабатывании механического затвора и 16 кадров/с при срабатывании электронного… и это при максимальном разрешении в 14 Мп. Можно добиться и еще большей скорострельности за счет снижения разрешения кадров – 40 кадров/с при разрешении 5 Мп и 60 кадров/с при разрешении 2,5 Мп. Примечательно, что доступна и серийная съёмка в формате RAW, но максимальная скорость ограничена 16 кадрами в секунду.

Скорость включения оказалась довольно высокой, и первый снимок можно сделать уже через 1,68 секунды после перевода переключателя в положение «On». Весьма неплохой показатель, но Nikon Coolpix P100 все жё чуть быстрее, ведь ему требуется на 0,2 секунды меньше. Трансфокатор у тестируемой камеры немного задумчивый – 2,6 секунды при движении от края к краю независимо от направления. При половинном нажатии рычажка управления трансфокации перемещение занимает в два раза больше времени. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера фокусировалась на бесконечность. В ШУ-положении съёмка велась с расстояния 30 см, а в телеположении – с минимально допустимого расстояния в 2 м. Камера тут отличилась дважды, поставив и рекорд, и антирекорд. В широкоугольном положении на фокусировку потребовалось всего 0,1 секунды. Лидер среди протестированных нами камер, Canon PowerShot SX20iS, продержавшийся на вершине больше года, наконец, сместился на одну позицию вниз, но всё же разница мизерна и невооружённым глазом совершенно незаметна – 1/100 секунды. В теле положении при съёмке с двух метров камера смогла навестись на центральную часть тестового натюрморта лишь за 2,8 секунды. Худший показатель в классе. Хотя стоит отметить, что при съёмке удалённых объектов на фокусировку затрачивается менее секунды, но для обеспечения корректности сравнения в сводный график идёт первый результат. Заявленные результаты скорости серийной съёмки были подтверждены на практике, но не всё так хорошо как хотелось бы – длительность серий со скоростями выше 5 кадров в секунду фактически ограничена лишь одной секундой. При скорости 2 или 5 кадров в секунду серия ограничена лишь доступным пространством на карте памяти, что является весьма неплохим показателем. К сожалению, провести замер скорости передачи данных не удалось, потому как на тестирование не был предоставлен дата-кабель с фирменным разъёмом.


Сравнительная диаграмма скоростных характеристик

Вариантов выбора зоны довольно много: приоритет на лицах, многозонный (23 зоны), однозонный (с возможностью указания одного из четырех размеров зоны) и следящий. Небольшого описания требуют только два последних. В однозонном режиме возможен ручной выбор зоны при помощи клавиш навигации, а изменение размера зоны производится при помощи кольца управления параметрами экспопары. Режим ведения оказался не просто заявленной, а работающей «фишкой». Но для корректной работы функции необходимо, чтобы ведомый объект перемещался более или менее плавно, а фон был максимально контрастным. Кроме того, стоит отметить, что при выходе объекта за зоны кадра, автоматика зачастую его снова подхватывает по возвращению. Ручной режим фокусировки оказался на удивление удобным. При переходе в ручной режим в нижней части дисплея выводится крупная шкала, на которой отображается 5 значений (1 см, 30 см, 1 м, 2 м и бесконечность). По мере перемещения курсора к бесконечности, его размер постепенно увеличивается, и наоборот, чем ближе к 1 см, тем он становился тоньше. Быстрое перемещение курсора осуществляется при помощи клавиш навигации (влево/вправо), а точная подстройка при помощи колёсика установки параметров экспопары. При настройке небольшая центральная часть кадра увеличивается на весь экран, что существенно облегчает процесс фокусировки.

Экспозамер работает в трёх традиционных режимах: точечный, центрально-взвешанный, матричный. Во всех режимах в пасмурную погоду либо при съёмке в помещении возможны ошибки, причём иногда весьма существенные. Особо промахивается автоматика при теле положении объектива. Конечно, камера предусматривает работу экспозамера не только автоматическом/программном режиме, но и в полуавтоматических (приоритет выдержки и диафрагмы), а также полностью ручном, разумеется предусмотрена и функция введения экспосдвига, причём в достаточно широком диапазоне от -3 до +3 с шагом в треть ступени. При съёмке тестовой таблицы и освещении двумя осветителями с флуоресцентными лампами ошибка экспозамера достигает +0,25 стопа, но иногда и вовсе отсутствовала! Забавно, но наименьшие ошибки экспозамера были получены при съёмке с высокими значениями чувствительности (800 и 1600 единиц в ISO эквиваленте).

В настройках баланса белого предусмотрено пять предварительных настроек: вспышка, солнечно, облачно, тень и лампа накаливания, а вот настроек для освещения флуоресцентными лампами по старой традиции Panasonic нет, что в целом правильно. Также доступна автоматическая настройка, пара контейнеров для ручной настройки и ручная установка цветовой температуры в диапазоне 2500-10000К с шагом 100K. Предусмотрена и тонкая настройка любого значения по осям A-B/G-M (по девять значений на каждой оси). Также возможна съёмка с автоматическим брекетингом по балансу белого, а настройка параметров брекетинга находится в том же меню, что и тонкая настройка.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Используемые осветители постоянного света флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400К, а также лампы накаливания. Результаты тестирование приведены ниже.


Автоматический ББ. Флуоресцентное освещение (6400K)


Автоматический ББ. Освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие – в градусах Кельвина [Мередах].

В настройках вспышки доступно четыре режима: авто, авто с режимом подавления эффекта «красных глаз», принудительное срабатывание и медленная синхронизация с режимом подавления эффекта «красных глаз» (в основном меню возможен выбор синхронизации по первой или второй шторке). Функция компенсации вспышки не предусмотрена. Перезарядка происходит довольно быстро даже при изрядно подсаженном аккумуляторе.

Предварительный тест Panasonic Lumix FZ100

Две недели назад компания Panasonic представила европейским журналистам две своих новых фотокамеры. Презентация проходила в столице Швеции, Стокгольме. Там были сделаны все тестовые кадры, которые вы найдёте в статьях об этих камерах. Сразу оговорюсь, что каждой камере посвящена отдельная статья, привязанная к описываемой камере в нашей базе фототехники — вторую статью вы найдёте по ссылкам в тексте.

Одна из представленных камер — новый суперзум Lumix FZ100. Начнём с небольшого исторического экскурса. В линейке FZ параллельно сосуществуют две ветви: одна — суперзумы с индексами FZ18, FZ28 и т.п. Вторая — с индексами, кратными 10. Началась же линейка с камеры Lumix FZ1, выпущенной в 2002 году. Предыдущая модель в линейке была выпущена в 2009 году — это был аппарат Lumix FZ38.

Посмотрим, каковы ключевые особенности новой FZ100:

  • 24-кратный зум LEICA DC VARIO-ELMARIT 25-600 мм;
  • 14-мегапиксельный сенсор;
  • съёмка FullHD-видео;
  • сверхскоростная серийная съёмка: 11 кадров/с с полным разрешением (с механическим затвором), 60 кадров/с при разрешении 3,5 МП;
  • новый процессор Venus Engine FHD;
  • 3-дюймовый поворотный экран, разрешение 460000 точек.

Конструктивно FZ100 — классическая псевдозеркалка (как было принято говорить ещё несколько лет назад; сейчас же, с появлением беззеркалок, должен прийти другой термин во избежание путаницы). При том, что камера относительно большая (по сравнению с тем же LX5, который запросто поместится в карман), она очень лёгкая, может быть, даже слишком.

Что ещё приятно удивило: экран, на котором можно работать при любом, самом ярком освещении. До сих пор я встречался с подобным эффектом только на ноутбуках с глянцевой матрицей: при попадании на них солнечных лучей верным решением было не увеличение яркости, а, напротив, отключение подсветки: её роль выполнял солнечный свет. То же самое и в FZ100. Конечно, о контроле за цветами и тонкими перепадами яркости в таких условиях говорить не приходится, но картинку в целом видно, а это лучше, чем ничего.

В FZ100 довольно мощно развито управление, однако ввиду ограниченности времени я всё время снимал в режиме P — результат был настолько хорош, что перейти в какой-либо другой режим желания не возникало.

Ещё FZ100 умеет снимать полноценное видео высокой чёткости, FullHD. Несколько примеров вы можете посмотреть и скачать на следующей странице в галерее. Скажу лишь, что видеорежим здесь реализован оень удобно — как и вдругих Lumix-ах, начать запись видео можно нажав одну кнопку (она расположена недалеко от кнопки спуска). В процессе съёмки видеоролика можно нажать на кнопку спуска и сделать фотокадр, не прерывая съёмки видео.

Одна из ключевых особенностей новой камеры — сверхскоростная серийная съёмка, ставшая возможной благодаря новому сенсору, используемому в FZ100. Скорость серийной съёмки может достигать 60 кадров/с (с понижением разрешения до 3,5 МП), при этом серия длится как раз одну секунду. После записи серии камера некоторое время копирует содержимое буфера на карту памяти, поэтому здесь особенно критично использование скоростных карт. Пример использования режима серийной съёмки вы найдёте в галерее на следующей странице (все 60 кадров можно скачать в архиве).

Читайте также: