Ortofon 2m silver обзор

Обновлено: 07.07.2024

Жалко что нету в тэсте АТ440MLa. Подскажите если кто в курсе, есть мысль заменить ее на 2M Black. AT славится низким воспроизводимым уровнем шумов, а как обстоят дела у 2M ? Ну и вообще будет ли сильная разница между ними.
Спасибо.

Цитата
Петр Олейников пишет:
Ну и вообще будет ли сильная разница между ними.


Сильной разницы не будет. АТ440 очень достойная голова.

Да, но ценнник в 4 раза выше не за красивую упаковку наверное

Что в общем то и логично.
И не важно сколько за него здесь хотят продавцы.

Компания Ortofon — один из самых именитых производителей головок звукоснимателей, с более чем 95-летней историей. Сейчас в модельном ряду Ortofon одних только головок — более 50 моделей (в Hi-Fi- и High-End-линейке, а есть еще и DJ-картриджи). Кроме того, имеются сменные иглы, тонармы, шеллы, повышающие трансформаторы, фонокорректоры, аксессуары и всевозможная кабельная продукция. Помимо своих собственных, Ortofon разрабатывает и выпускает головки и тонармы для сторонних производителей.

Критерии оценки

В нашем тесте всего пять головок. Впрочем, больше охватить было бы сложновато, учитывая и разные конструкции, и разные требования по сочетанию с тонармами у разных моделей. Но наша выборка только на первый взгляд покажется сумбурной, на самом деле это не так.

Итак, первой мы рассмотрим высоковыходную MC-головку Ortofon MC 3 Turbo (отмечу, что высоковыходные МС — точно не основное направление в компании). Дальше будет представлена классическая ММ-головка Ortofon M2 Bronze — представитель семейства М2, в которое входят ММ-модели с разными характеристиками, разными типами крепления, а также стерео- и моноголовки. Потом разберем Ortofon Quintet Bronze из самой новой линейки Quintet. Наконец, две головки из верхней линейки Ortofon — Cadenza Red и Cadenza Bronze. Сразу скажу, что эта пара, хоть и старшие модели, но не самый топ, потому что флагманы у Ortofon существуют в виде самостоятельных моделей, как, например, Ortofon SPU — одно из самых долгоживущих семейств головок на рынке (созданы в 1957—1959 годах). Такие головки слишком специфичны, чтобы включать их в подобный тест на общих основаниях, и заслуживают отдельного внимания.

Звукоснимательная головка Ortofon MC 3 Turbo

Внешне очень простая, даже грубоватая головка, с корпусом, изготовленным из черного пластика, названного «норилом» — видимо, это что-то непростое. Пластиковое здесь все, и сам корпус, и ушки для крепления. Верхняя поверхность ребристая, чтобы минимизировать площади контакта головки с шеллом. Для крепления используются не отверстия, а ушки — с их помощью можно закрепить головку к любому стандартному шеллу. Процедура эта не столь удобна, как если бы у головки была металлическая площадка с резьбой, но в ней нет ничего необычного. В комплект головки входят только крепежные винты, гайки, небольшая отвертка и защитный колпачок.



Звукоснимательная головка Ortofon MC 3 Turbo

По типу Ortofon MC 3 Turbo относится к МС-головкам с высоким выходом — уровень выходного сигнала в 3,3 мВ вполне позволит головке работать с любым ММ-фонокорректором, но по принципу преобразования сигнала это все же МС-головка. У модели алюминиевый иглодержатель (у него не самая низкая податливость), вполне «всеядная» и не особенно капризная заточка иглы. Головка весит немного, у нее вполне среднестатистическая прижимная сила. Другими словами, модель подойдет ко многим современным тонармам с не самой большой эффективной массой (хотя это, конечно, надо просчитывать в каждом конкретном случае), не обязательно 12 дюймов, и 9 вполне хватит.

МС с высоким выходом в понимании Ortofon — некоторое компромиссное решение, позволяющее использовать сильные стороны МС-головки, но в сочетании с явно более дешевым ММ-корректором. Плюс именно для этой модели — она окажется не самой капризной в настройках и спокойно будет работать с пластинками разной степени потрепанности, и не обязательно пластинками, обработанными помывочной машинкой. Практика и прослушивание это вполне подтвердили.

По звуку головка немного мягкая, но очень музыкальная. Детальность и динамика не самые высокие, но в умеренно-бюджетном тракте эти черты даже полезны — слышно меньше огрехов самого тракта и дефектов пластинок. В звуке есть некие «винтажные» черты, сглаженность и слитность воспринимаются как нечто совершено естественное. Также присутствует доля аккуратности и деликатности в сочетании с умеренным количеством теплоты. Бас чуть смягченный, вполне глубокий и объемный. Средние частоты прорабатываются достаточно подробно, но слегка гладко. Верхи хоть и слышны отчетливо, но в них нет резкости. Сцена средней ширины и глубины, плотная и насыщенная, но ощущение воздуха есть. Образы и планы прорисованы пропорционально правильно, однако линии не очень четкие.

В целом хоть у головки и есть некоторый почерк, на практике она достаточно универсальна, а если говорить о жанровых предпочтениях, то разве что с тяжелым роком, симфонической или хоровой музыкой могут возникнуть сложности. В остальном же отдельные звуковые черты распределяются равномерно и звук в целом не имеет навязчивой окраски.

Паспортные данные

Звукоснимательная головка Ortofon M2 Bronze

Bronze в линейке M2 занимает второе место сверху. Это самая что ни на есть классическая ММ-головка с высоким выходом и сменной вставкой. Корпус — пластиковый, частью полупрозрачно-красный, частью черный (основа головки изготовлена из специализированного пластика, разрабатывавшегося с учетом его виброразвязывающих свойств). Название Bronze продублировано в цвете корпуса вставки, что традиционно для всех линеек Ortofon, имеющих «цветовую» маркировку.



Звукоснимательная головка Ortofon M2 Bronze

В плане установки и крепления головка очень удобна — в верхней части корпуса имеется пластина с двумя отверстиями с резьбой, и для установки нужны только два винта — никаких гаек не потребуется. Кстати, помимо классических головок в линейке M2 есть модификации всех моделей с индексом «Verso» — это для тонармов, где предпочтительнее по каким-то причинам крепить головку гайками. Т.е. головки те же самые, но в корпус уже вмонтированы два винта с резьбой (без шляпок) — нужно только вставить их в прорези, отверстия тонарма или шелла, и притянуть сверху гайками. Не самый востребованный, но интересный вариант. Еще интереснее модификация Plug and Play — конструкция, представляющая собой головку, собранную вместе с шеллом со стандартным выходным разъемом. Точнее, это шелл, «заточенный» под головки М2. Притом все головки М2 имеют одни и те же размеры и одинаковый вес, поэтому легко заменяются без перенастроек тонарма, а версия Plug and Play еще больше упрощает этот процесс. Единственный минус — у конструкции нет регулировки азимута, но это скорее вопрос не к головкам, а к тонармам как таковым.

Вернусь к M2 Bronze. Выход — в 5 мВ, заявлены хорошие частотные характеристики, головка всеядная, у нее некапризная заточка иглы. При этом небольшая прижимная сила в какой-то мере способствует бережному отношению к пластинкам.

Звук у головки хлесткий, быстрый, немного резковатый и яркий. Динамика и детальность очень неплохи, но в них чувствуется характер, свойственный многим ММ-головкам, — акцент на основные тона и некоторое пренебрежение послезвучиями. Бас неплох по глубине и наполненности. В нем нет вальяжной степенности, основные черты — упругость, умеренная плотность и хорошая подвижность. Серединка подчеркнутая, чуть приподнятая, разборчивая, но немного прямолинейная. Верхние частоты прорабатываются очень неплохо, а количественно их несколько больше, чем обычно. Есть немалая доля задора и эмоциональная насыщенность. Сцена немного шире, чем обычно, но не очень глубокая. Образы и планы даже не прорисовываются, а прочерчиваются — остро и точно.

Сложив все черты, можно сделать вывод, что хоть головка и весьма универсальна, но первое ее предназначение — это, конечно, рок-музыка, даже вполне тяжелых жанров. Хотя и со всеми прочими жанрами результат уверенный, но для той же классической музыки немного не хватит нюансов и оттенков, тонких эмоциональных переливов.

Паспортные данные

Звукоснимательная головка Ortofon Quintet Bronze

Так же как и предыдущая испытуемая, Ortofon Quintet Bronze — вторая сверху модель в новой линейке Quintet. Кроме нее, в линейку входят еще три стерео- и одна моноголовка. Эта серия — промежуточное звено между дорогой Ortofon Cadenza и предыдущими линейками. И если Cadenza пришла на смену серии Kontrapunkt, то линейка Quintet разрабатывалась с нуля как самостоятельный модельный ряд. В практическом плане в линейке интересно то, что все головки имеют одинаковые размеры, вес и диапазон прижимной силы, что явно идет на пользу возможностям взаимозаменяемости. И как минимум в варианте моно/стерео это очень полезно.

Внешний корпус головки изготовлен из ABS-пластика, основа — из алюминия. Если посмотреть на верхнюю площадку, то можно заметить, что в поверхность шелла головка упирается только тремя точками с минимальной площадью контакта. Для крепления используются винты.



Звукоснимательная головка Ortofon Quintet Bronze

По характеристикам — вполне привычная МС-головка, с уровнем выходного сигнала 0,3 мВ, намоткой катушек 4N-медью, неодимовыми магнитами, алюминиевым иглодержателем с высокой податливостью и достаточно «острой» эллиптической заточкой иглы. Здесь на ум скорее приходят сочетания с современными 12-дюймовыми тонармами, но с тонармами не самой большой эффективной массы. Да и в целом складывается впечатление, что хоть это и не старшая линейка, но головки весьма требовательные и к окружению, и к настройкам. Впрочем, именно это и логично было бы предположить, исходя из стоимости моделей, входящих в серию Quintet. Может быть, где-то что-то разработчики и упростили, но по всем характеристикам и наша испытуемая, и другие головки из этой серии уже попадают в категорию местами капризных инструментов. Опыт подсказывает, что чаще всего столь требовательные головки (как и тонармы) с лихвой компенсируют «капризность» отличным звуком, а также возможностью точной подстройки на слух — когда можно подстроить механические параметры и достигнуть слышимого результата.

Звучание детальное, аккуратное и точное, с крошечной, едва заметной долей теплоты. Вообще впечатление от соотношения детальности, динамики, общей слитности и музыкальности очень хорошее. Звук подробный, но совсем не навязчивый. Бас глубокий, чуть-чуть смягченный, хорошо наполненный и богатый нюансами и оттенками. Серединка открытая, чуть теплая, с хорошей проработкой даже самых тихих звуков. Верхние частоты светлые, детальные и точные. Все составляющие звука очень неплохо сбалансированы, и картинка получается цельной и ровной. Сцена несколько шире среднестатистической, да и с прорисовкой по глубине все очень хорошо. Образы пропорциональные и точные, а сцена хорошо читается даже в мелочах. При этом нет ни излишней резкости, ни яркости, ни навязчивости.

В целом звук, даже при хороших формальных данных, скорее настраивает на долгое и эмоционально наполненное прослушивание, нежели на детальный анализ записи. Жанрово эта головка больше тяготеет к малым и средним составам, хотя и со сложными записями результат уверенный.

Паспортные данные

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Red

Младшая МС-головка в линейке Cadenza, которая пришла несколько лет назад на смену линейке Kontrapunkt. Как мне кажется, это была некая работа над ошибками. У меня были головки из линейки Kontrapunkt, и они, с одной стороны, радовали некоторыми узнаваемыми ортофоновскими чертами, а с другой — звук вызывал некоторое недоумение своей несостыкованностью, отсутствием цельного характера. Но сейчас все поменялось. Конструкция в чем-то осталась схожей — исключительно жесткий корпус из стали и алюминия с минимальной площадью контакта с шеллом за счет трех опорных точек, алюминиевый иглодержатель со средней податливостью, достаточно острая заточка иглы, небольшой импеданс, катушки, намотанные проводом из 6N-серебра.



Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Red

Все в целом указывает, с одной стороны, на классическую и ожидаемую от Ortofon МС-головку, с другой — на то, что над этой линейкой была проделана серьезная работа, ведь головки — такая тонкая материя, что часто достаточно изменить материал корпуса, заточку иглы или намотку катушек, и конечный результат, звук, будут сильно отличаться.

В плане общих рекомендаций в процессе установки и настройки стало понятно следующее. Головка критична и к тому, в какую систему ее пытаются установить, она чутко реагирует на разные сочетания, и к настройкам стоит отнестись с должным вниманием, и про «длинные» 12-дюймовые тонармы помнить стоит. Может быть, это в чем-то мое предубеждение, но практически чем ниже угловая ошибка, тем лучше. В плане капризности — да, здесь она проявляется не только в виде требований к настройкам, но и в том, что сильно запиленные или грязные пластинки противопоказаны. Для запиленных лучше выбрать другую головку, в серьезной системе это может быть не просто отдельная головка, а отдельная головка на своем тонарме (а пластинки неплохо бы помыть). Это скажется и на звуке, и на сохранности пластинки, да и на срок жизни головки повлияет — все-таки чем «острее» заточка иглы, тем она может быть менее долговечной.

Звучание светлое, чуть-чуть прохладное и отстраненное. Детальность на достойном уровне, динамика тоже, но звук в целом воспринимается и как легкий, и как обстоятельный, неторопливый. В характере меньше подчеркнутой музыкальности и более заметны точность, склонность к аналитической трактовке записей. Бас не очень глубокий, но быстрый, хлесткий и легкий. Серединка ровно-нейтральная, с хорошей слышимостью нюансов и деталей. Верхние частоты подробны, с долей прохлады, но без резкости. Сцена получается чуть камернее, чем обычно, но все пропорции выверены идеально, нет ни раздутости, ни смазанности. Образы очень неплохо разделены, да и ощущение воздушности присутствует в должной мере.

Жанрово головка практически универсальна, только что на хоровых и оркестровых произведениях хотелось бы большего масштаба. В остальном — очень цельный и сбалансированный результат, к тому же головка оказалась не сверхкритичной к настройке, в том числе и на 9-дюймовых тонармах. Да и с пластинками разной степени изношенности головка в итоге справилась хорошо.

Паспортные данные

Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Bronze

Вторая сверху головка в линейке Cadenza. Внешне от младших, да и от старших моделей отличается только цветом алюминиевых деталей. Форма, размеры, вес и рекомендованная прижимная сила в линейке одинаковы. А вот конструктивно различия существенны, и не всегда понятны на первый взгляд. Да, все головки линейки — низковыходные МС, корпуса практически одинаковы. Одинаковы и крепления — головки притягиваются к шеллу при помощи винтов, никаких гаек здесь не потребуется.

У модели помладше — Ortofon Cadenza Blue (с ней мне пока познакомиться не довелось) — заявлен рубиновый иглодержатель. Технология интересная, сложная, но далеко не новая. А вот у старшей модели — Ortofon Cadenza Bronze — иглодержатель алюминиевый (боровый только у старшей Ortofon Cadenza Black), но заточка иглы отличная от других моделей, как и намотка катушек, которая сделана 6N-медным позолоченным проводом.



Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Bronze

Если сопоставить все характеристики, то Ortofon Cadenza Black, старшая модель в линейке, выглядит, с одной стороны, бескомпромиссным вариантом, с другой — вариантом уязвимым. Заточка иглы Shibata — отличный вариант, но в моем понимании — это вариант для референсных прослушиваний или оцифровок. Срок жизни такой иглы, к сожалению, меньше, чем у прочих вариантов. А Ortofon Cadenza Bronze, пусть и с алюминиевым иглодержателем (боровый в теории, конечно, лучше, но вот в сочетании со всеми прочими параметрами не так чтобы обязателен) и острой, но хорошо зарекомендовавшей себя заточкой Nude Replicant, представляется, с одной стороны, точным инструментом для звукоизвлечения, с другой — инструментом вполне долгоиграющим. Хотя тут, конечно, многое будет зависеть и от состояния пластинок, и от идеальной точности настройки. Гонять на такой головке непонятно что в непонятно каком состоянии при настройках «на глазок» — форменное расточительство. Да и не в том дело, без соблюдения всех условий не сможет головка такого уровня раскрыться так, как ей полагается. Помните, чем точнее техника, которой вы пользуетесь, тем требовательней она и к условиям работы.

По звуку эта головка в чем-то похожа на «предшественницу» по модельному ряду, но есть и отличия. Схожесть в том, что в звуке есть некая доля прохладной нейтральности и очень хорошая слаженность всех составляющих звука. Бас немного глубже и фактурнее, а верхние частоты чуть более подчеркнуты. Детальность и динамика несколько выше, а значит, и тяготение к аналитичному звучанию. Вообще по проработке нюансов и их соотношению с основными тонами все очень хорошо, звук цельный и уравновешенный. Сцена средней ширины и глубины, точная и прозрачная.

В плане жанров головка практически универсальна, и каких-то явных предпочтений я не заметил. А вот в плане настройки при внешней выраженной схожести моделей Red и Bronze у старшей головки требования повыше. Как к настройкам, так и к состоянию и чистоте пластинок. И если совсем абстрагироваться, то при прочих равных 12-дюймовые тонармы, на мой взгляд, окажутся предпочтительнее.

Паспортные данные

Выводы

Основные выводы нужно искать не здесь, а в описании характера и особенностей каждой головки, тем более что цели именно сравнить протестированные модели у меня не было. Но некоторые общие черты подметить все же интересно. В плане «матчасти» мне понравилось то, что в конструкциях нет экзотики, а по исполнению все головки сделаны очень аккуратно. Также приятно, что производитель дает подробнейшие технические характеристики для каждой модели. Это кажется очевидным, но сейчас так делают далеко не все. А в отношении звука точно можно сказать, что практически у каждой протестированной головки, с одной стороны, есть свой почерк и характер, с другой — нет явных недостатков и каждому почерку и каждой головке можно найти свое место и свое применение с учетом возможностей и пожеланий.

Юбилейное посвящение 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Сохранить и прочитать потом —

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250

Выпускать юбилейные модели по самым разным случаям в компании Ortofon любили и раньше — и, надо заметить, обычно получались весьма интересные вещи. Это категорически не те случаи, когда просто меняется цвет корпуса или на него наносится какая-то кастомизация: в традициях Ortofon создавать что-то новое, отличающееся от всего прочего модельного ряда. Безусловно, это гораздо интереснее, чем одни лишь внешние эффекты.

Никаких причин для сомнений

Обычно юбилейные или именные серии попадали в старшие сегменты модельного ряда — а потому это были головки MC-типа. Понятный подход, но в нашем случае все иначе: за основу для Ortofon 2M Black LVB 250 была взята старшая ММ-головка производителя — Ortofon 2M Black.

Модель совсем не новая и довольно хорошо зарекомендовавшая себя в сегменте недешевых ММ-картриджей. Весьма часто 2M Black используют даже владельцы дорогих систем, где и MC-вариантов в наличии несколько.

Дело в том, что 2M Black хорошо отрабатывает изношенные пластинки и пластинки с поверхностными повреждениями, что вполне закономерно для иглы Nude Shibata на подвижном и податливом иглодержателе. А использование в параллель позволяет и проблемные пластинки послушать, и сберечь куда более дорогие головки.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Ortofon 2M Black LVB 250

Кроме того, существует еще одна, особая сфера применения 2M Black — это пластинки с тяжелым роком и металлом. Ведь эти картриджи обладают отменной динамикой, неплохой детальностью и способностью вытащить звук из каши. Послезвучия и воздух все-таки несколько отличаются от MC-головок — но кто бы их выслушивал в таких жанрах! Скорострельность, разборчивость и напор тут куда актуальнее.

И вот такая модель стала основой для новой версии, модификации LVB 250. Разберемся в технических отличиях. Внешне их немного, но тут особенно и не развернешься — устройство ММ-головок куда проще, чем головок МС, и вариантов для полета инженерной фантазии меньше. Поэтому «тело» головки осталось прежним, как у 2M Black и 2M Bronze, которые различаются только сменными вставками.

Кстати, нужно сразу оговориться — владельцам 2M Black и 2M Bronze сменная вставка будет доступна в качестве апгрейда. Прямо сейчас в России именно сменных вставок нет, но они появятся осенью.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Головка в поставке имеет специальный футляр с держателем — такой же, как у моделей линейки Cadenza. Их удобно использовать для хранения снятых головок

Соответственно, все изменения и отличия — в сменной вставке. Первое, что видно и внешне, и по паспортным данным — у головки та же игла Nude Shibata с размерами r/R 6/50 мкм, но закреплена эта игла на боровом иглодержателе. Это существенное отличие.

Много раз сравнивал на практике схожие модели разных производителей, различающиеся иглодержателем, и, если есть выбор, в большинстве случаев я при прочих равных выбрал бы бор или сапфир. Интереснее, чем та же самая заточка, но на алюминии.

Практика с модифицированными и отремонтированными головками (с заменой алюминия на бор) указывает примерно в том же направлении. Такая же игла на боровом иглодержателе, например, используется в конструкции MC-головки Cadenza Black. И только совсем старшие модели получают заточку Nude Ortofon Replicant 100.

С прикладной же точки зрения скажу, что настраивать 2M Black LVB 250 несколько удобнее. Иглодержатель тонкий, он не закрывает алмаз сверху, так что при установке легче точно позиционировать головку. Но есть и наблюдение «в другую сторону»: при точно такой же заточке иглы эта старшая версия более критична к настройкам в принципе. И простая-то 2M Black требует внимания, а эта версия — еще больше.

В плане попадания в геометрию все более-менее одинаково, а вот ту же прижимную силу нужно подгонять точнее, с меньшим шагом — и это слышно. То же самое можно сказать и в плане подгонки тонарма по высоте. Видимо, поведение головок в динамике немножко различается. Но это уже не столько вопрос иглодержателя, сколько следующего пункта доработок конструкции.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Защитный колпачок иглы у Ortofon 2M Black LVB 250 такой же, как у всех головок 2М серии. Не самый удобный, но защищает

Увидеть этот следующий элемент, не разломав головку, не получится, так как речь идет о материале полимерной вставки, демпфирующей иглодержатель. Но ломать мы ничего не будем, тем более что это всего лишь крошечная полимерная деталька, но ее физические свойства крайне важны для конечного результата.

В 2M Black LVB 250 использован необычный полимер MWCNT, что можно расшифровать как «многослойные карбоновые нанотрубки». Не будучи специалистом по полимерам интерпретировать это сложно, однако стоит помнить, что у Ortofon есть свое подразделение, разрабатывающее полимеры, и собственное производство.

В том числе оно снабжает полимерными микродеталями многие сторонние компании, которые даже не относятся к аудиоиндустрии, но нуждаются в точно изготовленных миниатюрных деталях с заданными и контролируемыми физическими свойствами. Я видел это производство в Дании — смотрелось более чем убедительно. Так что причин для сомнений ровным счетом никаких.

Перед прослушиванием осталось лишь рассказать про комплектацию. Здесь все так же, как и у остальных головок Ortofon, не считая самых-самых старших — то есть весьма аскетично. Разве что упаковка, как у головок серии Cadenza, но внутри все то же самое: две пары винтиков, отвертка, щетка для чистки иглы и механические весы. Ничего лишнего.

Хотя весы для настройки я бы рекомендовал использовать электронные — тут точность важнее. И есть еще паспорт головки с характеристиками. Надо сказать, они весьма неплохи, но, так как речь идет об ММ-головке, тут все проще, и подстройкой импеданса заморачиваться не придется.

И никаких вопросов

Еще не начав прослушивание, заметил хороший признак: головка очень тихая в фоновом режиме. Корректор находится в режиме ММ, коэффициент усиления практически на минимуме, звук громкий, но в режиме простоя — тихо.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Контактная группа у Ortofon 2M Black LVB 250 имеет несколько необычную раскладку: у большинства головок контакты правого и левого каналов расположены, соответственно, справа и слева, а у серии 2M с одной стороны плюсовые контакты, с другой — минусовые. Это стоит учесть тем, кто привык подсоединять все на автомате, иначе можно ошибиться

В какой-то момент у меня было желание протестировать головку только на классической музыке — ее разновидностей в принципе хватило бы целиком и полностью, чтобы составить представление. Но все же пойдем привычным путем. А в конце обязательно дойдем до произведений Людвига ван Бетховена.

Первой послушал пластинку «Live At The Nordsea Jazz Festival» с Оскаром Питерсоном, Джо Пассом и многими другими замечательными музыкантами. Первые впечатления о звуке — он скоростной, в меру острый и открытый на слушателя, при этом присутствуют слитность и пластичность. И уже при первом сравнении эта версия головки показалась мне немного менее яркой, чем классическая 2M Black, а еще — более ровной и точной. Впрочем, это было предсказуемо.

Динамика подчеркнута, но резкости нет, звук светлый, но не очень яркий, в нем присутствует аккуратность. Баса в достатке, но он скорее легкий и быстрый, чем раздутый. Самой раздутости нет вовсе, тут полный контроль, хотя в этой части диапазона фактуры проработаны не слишком заметно: контуры практически безупречно точные, а вот наполнение немного формальное.

Серединка в звуке практически не приподнята, почти все ровно. Но наполненность и насыщенность здесь присутствуют в хорошем количестве. Верха же понравились — нет излишней резкости или яркости, есть динамика, неплохая детальность и аккуратность. И нет явного ощущения спада ближе к верхней части диапазона: насыщенности звуку хватает до верхней границы того, что есть на записи.

В подаче хорошо сочетаются беглость и слитность, звук совершенно не скучный. Хотя, конечно, слышно и принципиальные особенности ММ-головок. Послезвучия чуть отодвинуты на второй план, затухают чуть быстрее и резче, чем хотелось бы.

Тонкой фактурности и воздуха немного меньше, но он есть, и акценты в звуке расставлены иначе. А вот читаемость инструментальных партий не вызвала никаких вопросов. И сцена неплоха — средних размеров, правильная, без перекосов пропорций.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250

Следующая пластинка — уже совсем другой джаз: Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell «Charged». Звук весьма глубок по басу (но тут его много и на самой записи), подача в меру яркая, скорее ритмично-динамичная, чем голографичная в плане пространства, и с чуть меньшим масштабом. Но все это прекрасно дополняется скоростью, да и живая эмоциональность присутствует в полной мере — лишь акценты в звуке расставлены иначе.

Иногда предпочтение в прочтении отдается напористости, а не интимности второстепенных звуков. Эмоционально же головка вполне способна отработать эту запись, не упрощая ее. Вот явного упрощения, наглости или вульгарности в звуке я не заметил — и это при скорее форсированной динамике и некоторой яркости. Если же сравнивать с серийной 2M Black, то юбилейная версия кажется чуть менее экспрессивной, но более точной, более детальной. Казалось-бы, разница в нюансах, но именно эта разница и важна.

Еще один прыжок в сторону по джазовой теме — аналоговое переиздание пластинки Johnny Hartman «I Just Dropped By To Say Hello» на 45 оборотов. Поканальное разделение достаточно странное, но такова уж эта запись. Всю специфику слышно, инструментальные партии и вокал хорошо разделены, звучание наполненное, теплое и объемное.

А в плане поканальной раскладки — в случае с такими пластинками я часто просто включаю моно-режим на предусилителе, и все получается естественнее. Хотя сама по себе запись отыгрывается и полновесно, и неплохо по прозрачности, без упрощения.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Вот и все, что идет в комплекте с Ortofon 2M Black LVB 250 за исключением паспорта с характеристиками

Еще одна проблемная пластинка — Brian May «Another World». Тут и цифровая запись, и издание на Picture Disc — в усредненных условиях слушать это не захочется. Но в нашем случае — можно. Диск в паузах шумноват, но головка справляется с ним неплохо — шума меньше, чем обычно.

Суховатую и плосковатую запись вытягивают динамика, прозрачность, и здесь даже чуть быстрее гаснущие послезвучия воспринимаются как прибавка по воздушности и отчетливости звука. Вообще, такие релизы логичнее держать как культурные артефакты, а слушать при этом цифровые издания, но если хочется включить именно пластинку — такой вариант ее воспроизведения выглядит убедительно, насколько это вообще возможно при таком исходнике.

Наконец, переходим к классической музыке и произведениям Людвига ван Бетховена. Сначала послушал пару пластинок из коробки «Complete Piano Trios». Все чистенько, аккуратно, без заметной окраски — разве что есть чуть-чуть теплоты. Вполне честно по тембру и разборчиво. Чуть меньше послезвучий и воздуха, но при этом нет никакой каши — лишь стройность.

Очень даже можно слушать — кривиться поводов не будет. Особенно если уже привык к подаче головки, а под нее подстраиваешься достаточно быстро, потому как хоть разница и слышна, все же она не критична. Здесь нет явных дефектов в звучании — только иначе расставленные приоритеты.

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Black LVB 250


Ortofon 2M Black LVB 250 в упаковке

Последняя пластинка — аналоговое переиздание записи Symphonie 6 «Pastorale» Ouvertüre «Egmont» с Карлом Бёмом и Венским Филармоническим. Стройно, красиво, динамично. И без явной окраски.

Ширины и глубины сцены вполне хватает для оркестрового произведения, хотя сама по себе сцена среднего масштаба. Прозрачность и раскладка планов присутствуют. Чуть не хватает воздуха и послезвучий, но при этом стройность и прозрачность неплохо сохраняются даже на сложных фрагментах.

Выводы

Сейчас выпускается не так уж много топовых ММ-головок, и не у всех производителей они понятны и «одинаково полезны». В данном случае вопросов к концепции и реализации нет — все совершенно прозрачно.

Если вы поклонник звука действительно хороших ММ-головок — это весьма сильный вариант. Если захочется, как я писал выше, использовать в системе и МС-, и ММ-головки — Ortofon 2M Black LVB 250 не будет выглядеть провальной в таком сравнении. Просто другой.

Также эту головку можно рассматривать в том случае, когда есть неплохая вертушка и хороший — например, ламповый — ММ-корректор без МС-секции, но нет возможности сразу приобрести и достойный повышающий трансформатор, и МС-головку. С таким звуком вполне можно жить.

Последним пунктом можно еще раз вспомнить про владельцев 2M Black и 2M Bronze, которые вполне довольны своими головками, но хотят еще большего без кардинальных перемен. Хотя в сравнении с 2M Bronze, если совершить такой апгрейд, разница будет очень существенной.

Музыкальный материал

Brian May — Another World — Parlophone/Duck Records 7243 4 94973 1 3 / Stereo, Picture Disc

Johnny Hartman — I Just Dropped By To Say Hello — Impulse! / Original Recordings Group AS-57/ORG027 / Stereo

Ludwig van Beethoven, Beaux Arts Trio, Daniel Guilet, Menahem Pressler, Bernard Greenhouse — Complete Piano Trios / Philips — 6725 035 / Stereo

Ludwig van Beethoven, Wiener Philharmoniker, Karl Böhm — Symphonie 6 "Pastorale" Ouvertüre "Egmont" / Pro-Ject Audio Systems — PR-LP001 / Stereo

Oscar Peterson, Joe Pass, Toots Thielemans, Neils Henning Ostred Pedersen — Live At The Nordsea Jazz Festival, The Hauge, Holland, 1980 — Pablo Records / Polydor Japan 40MJ3054/5 / Stereo

Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged / Apollo / R&S Records — AMB 9955 / Stereo


Самая что ни на есть классическая ММ-головка с высоким выходом и сменной вставкой. Вообще в линейку М2 входят пять типов головок — четыре стерео и одна моно, Bronze — вторая сверху модель. Плюс есть еще модификации по типу крепления. Корпус головки пластиковый, частью полупрозрачно-красный, частью черный (основа головки изготовлена из специализированного пластика, разрабатывавшегося с учетом его виброразвязывающих свойств). Название Bronze продублировано в цвете корпуса вставки, что традиционно для всех линеек Ortofon, имеющих «цветовую» маркировку. В плане установки и крепления головка очень удобна — в верхней части корпуса имеется пластина с двумя отверстиями с резьбой, и для установки нужны только два винта — никаких гаек здесь не потребуется. Здесь, кстати, стоит сказать об одной системе, которую придумали разработчики, и надо отдать им за это должное. Кроме классических М2 (как и наша испытуемая), все пять головок в линейке имеют две дополнительные модификации. Существуют модификации Verso для тех тонармов, где предпочтительнее по каким-то причинам крепить головку гайками. Т.е. головки те же самые, но в корпус уже вмонтированы два винта с резьбой (но без шляпок) — нужно только вставить их в прорези или отверстия тонарма, или шелла, и притянуть сверху гайками. Не самый востребованный, но интересный вариант. Еще интереснее модификация Plug and Play — конструкция, представляющая собой головку, собранную вместе с шеллом со стандартным выходным разъемом. Точнее, это шелл, «заточенный» под головки М2. Притом все головки М2 имеют одни и те же размеры и одинаковый вес, поэтому легко заменяются без перенастроек тонарма, а версия Plug and Play еще больше упрощает этот процесс. Единственный минус — у конструкции нет регулировки азимута, но это скорее вопрос не к головкам, а к тонармам как таковым.

По характеристикам М2 Bronze — классическая ММ-головка, с выходом в 5 мВ, хорошими частотными характеристиками и всеядной,некапризной заточкой иглы. При этом небольшая прижимная сила в какой-то мере способствует более бережному отношению к вопросу износа пластинки.

Звук у головки хлесткий, быстрый, немного резковатый и яркий. Динамика и детальность очень неплохи, но в них чувствуется характер, свойственный многим ММ-головкам, — акцент на основные тона и некоторое пренебрежение послезвучиями. Бас неплох по глубине и наполненности. В нем нет вальяжной степенности, основные черты — упругость, умеренная плотность и хорошая подвижность. Серединка подчеркнутая, чуть приподнятая, разборчивая, но немного прямолинейная. Верхние частоты прорабатываются очень неплохо, а количественно их несколько больше, чем обычно. Есть немалая доля задора и эмоциональная насыщенность. Сцена немного шире, чем обычно, но не очень глубокая. Образы и планы даже не прорисовываются, а прочерчиваются — остро и точно. Сложив все черты, можно сделать вывод, что хоть головка и весьма универсальна, но первое ее предназначение — это, конечно, рок-музыка, даже вполне тяжелых жанров. Хотя и со всеми прочими жанрами результат уверенный, но для той же классической музыки немного не хватает нюансов и оттенков, тонких эмоциональных переливов.

Читайте также: