Орлеан настольная игра обзор

Обновлено: 02.07.2024

Этот год для меня знаменателен знакомством со многими хорошими еврогеймами. С америтрэшем что-то совсем плохо стало видимо, потому что из этой категории ничего толкового мне не попадалось, к сожалению. Вот и сегодня у меня в обзоре будет евроигра, посвященная средневековой Франции (если быть точнее, Орлеану и его округе). Многие разработчики настольных игр любят называть свои игры в честь какого-то города. Райнер Штокхаузен решил не отставать от тренда и назвал свою игру просто Орлеан. Приглашаю вас посетить вместе со мной этот замечательный город 😉

Порою некоторым издательствам хочется сказать отдельное, особенное спасибо. Иногда они локализуют такие игры, на которые я раньше никогда не обращал внимания. Мне они казались неинтересными и не заслуживающими внимания. А потом игра выходит, и ты сначала бросаешь косой взгляд на нее, потом начинаешь изучать, заинтересовавшись некоторыми элементами игры, а потом решаешь во что бы то ни стало заполучить игру в свою коллекцию. Вот так и Орлеан, вышедший в 2014 году, прошел бы мимо меня, если бы GaGa Games не объявила о локализации этой игры. Быстренько перечитав несколько обзоров (довольно хвалебных, но на эту игру почти все такие обзоры пишутся), я очень заинтересовался игрой и стал ждать ее прибытия из Китая на склады ГаГи.

И вот коробочка уже у меня. Она приятно тяжелая, а это почти всегда хорошая примета. Примерно такой же неподъемной была Агрикола. Вес игры тонко намекает о том, что игровой процесс будет явно не на уровне филлера, что меня весьма радует, т.к. я люблю большие игры.

В коробке лежит довольно много рамок с жетонами, которые без особого труда выдавливаются (а некоторые даже сами заочно выдавились без моего вмешательства). Большое поле подозрительно хрустнуло, когда я его раскладывал. Сначала показалось, что центральная часть поля была плохо проклеена, но я отыграл вот уже 4 игры и ничего плохого с ним не случилось. Значит, показалось.

Один планшет игрока были с маленьким сюрпризом. Его немного криво обрезали китайцы. Играть можно, конечно. А если знаешь китайский, то можно еще сбоку прочитать заклинание, которое позволяет вытягивать сразу нужные жетоны из мешочка.

Черные мешочки приятные на ощупь и не имеют никаких неприятных запахов.

Деревянные компоненты сделаны на славу. Брака не обнаружено.

В целом по качеству получилось все на хорошем уровне. Если не считать одного косячного планшета, у китайцев получилось все замечательно, и с ними можно спокойно продолжать работать.

Очень поверхностно Орлеан можно назвать игрой на размещение рабочих. Но это очень необычное размещение рабочих, потому что рабочие здесь не просто однотипные миплы-болванчики, а разнообразные жетоны персонажей, которые лишь частично доступны игрокам во время раунда.

Каждый раз, когда игрок получает в свое распоряжение новый жетон персонажа, он помещает его в свой мешочек и продвигает свой маркер по треку данного персонажа на игровом поле. Каждое продвижение по треку дает игроку бонус. Моряк дает монеты, ремесленник дает жетон технологии (им можно закрыть любую ячейку на планшете, уменьшив требуемое количество жетонов для активации действия), торговец позволяет бесплатно построить дополнительное место, которое будет доступно для активации только вам, ученый продвигает ваш маркер по шкале знаний (что влияет на количество очков, получаемых в конце игры), рыцарь увеличивает количество жетонов, которые игрок вытягивает из мешочка каждый раунд, фермер приносит игроку товар.

Вкратце расскажу про фазы раунда. Всего в игре 18 раундов, каждый из которых поделен на 7 фаз.

В фазу 1 переворачивается верхний тайл событий, который обычно срабатывает в 6-ом раунде.

В фазу 2 игрок, отстающий по треку фермеров, теряет одну монету, а лидирующий по тому же треку берет одну монету.

В фазу 3 игроки вынимают из своих мешочков жетоны персонажей в количестве, указанном на шкале рыцаря (от 4 до 8) и размещают их на рынке, находящемся на планшетах игроков.

В фазу 4 игроки распределяют персонажей с рынка по ячейкам мест (действий) на своих планшетах.

В фазу 5 игроки по очереди активируют места, на которых все ячейки заполнены персонажами. Это единственная фаза, когда игрокам нужно играть действия по очереди (остальные можно играть одновременно). После активации мест использованные жетоны персонажей возвращаются в мешочек.

В фазу 6 срабатывает событие. Например, игроки платят налог за собранные товары или получают монеты за построенные фактории. Есть негативные события, а есть позитивные.

В фазу 7 жетон первого игрока передается следующему игроку.

После окончания 18 раунда игроки приступают к подсчету победных очков. По одному ПО приносят монеты, далее каждый вид товара приносит от 1 до 5 ПО, и в финале игроки получают очки за фактории, количество собранных жетонов горожан и уровень развития. Само собой разумеется, кто набрал больше очков, тот и победил.

За 4 партии я перебирал разные стратегии, и у меня есть еще задумки по некоторым другим вариантам стратегий. Например, я пока не попробовал строить больше дополнительных мест с помощью торговца. Я немного боюсь того, что когда переберу все возможные варианты и найду для себя оптимальный, играть будет не так интересно. Но я надеюсь, что такого не будет.

В недавнем обзоре Покорения Марса я восторгался по поводу того, что в этой игре нужно не только выкладывать карточки перед собой, но и обращать внимание на игровое поле, на котором также происходят разные события. Примерно такие же ощущения у меня и от Орлеана, в котором ты не только думаешь над накоплением новых жетонов персонажей, но и отвлекаешься на игровое поле, по которому можно и даже нужно путешествовать. Скажем так, это как бы еще одна игра в игре. Если забыть про карту, то в конце игры недополучишь большое количество очков. Построенные фактории и найденные товары приносят очень много победных очков, поэтому про них забывать нельзя. И если во время набора персонажей практически никак нельзя повлиять на других игроков, то уже на игровом поле возникает хоть какая-то конфликтность. Во-первых, за самые дорогие товары на дорогах и реках приходится бороться, во вторых, нужно стараться быстрее всех добежать до пустого города и построить там факторию. Если все это дело прошляпить, то можно бессмысленно тратить персонажей на передвижение с нулевым КПД. Поэтому желательно побыстрее переключиться на путешествие по карте.

В игре нет трека очков, поэтому до самого конца игры вы не будете точно знать, кто лидирует, а кто отстает. Возможно, это кому-то не понравится, но я считаю, что отсутствие трека и промежуточных начислений очков положительно влияет на геймплей, т.к. игроки не отвлекаются на подсчеты. Вы просто играете, а в конце кто-то побеждает=) Но даже если бы вы знали, что Вася лидирует, то каких-то особенных инструментов по давлению на игрока в игре нету. У каждого игрока есть свой планшет, в котором он копается. Общее игровое поле с картой Франции создает конкуренцию, но там опять же нету никаких возможностей быстро перелететь через полкарты и занять город, на который покусился Вася, купец которого находится рядом с этим городом. Поэтому с самого начала игры нужно стараться набирать много монет и товаров, набирать горожан и строить фактории, а также следить, что делают ваши соперники, чтобы не давать им забирать все жетоны подряд и занимать любые города.

Чем больше жетонов в вашем мешке, тем сложнее вытянуть нужное. У меня не раз так было, что в последних раундах я не мог вообще ничего толкового сделать, так как вытягивалась одна ерунда. Например, у меня есть в мешке 5 рыцарей, мне нужны хотя бы 3 из них, но ни один не пришел, монахи также меня проигнорировали. В итоге раунд сыгран впустую.

Спустя несколько партий я все же решил, что это не баг, а фича. Да, это очень специфический момент, и он в каком-то плане похож на броски кубиков. Если вы любите все на свете просчитывать заранее, то Орлеан вам может не понравиться. А если вы любите неожиданности, то рандома с жетонами даже не заметите. Когда я вытаскиваю жетоны из мешочка, то всегда волнуюсь, потому что я знаю, что хочу вытянуть, и надеюсь, что это и вытяну. В противном случае придется корректировать свои планы. Да, у вас могут быть неудачные раунды, но на этом и построен бэгбилдинг. Никуда не денешься.

Напоследок пару слов хочется сказать о сетапе. Не то чтобы он сильно-пресильно долгий и нудный, но минут 10-15 забирает точно. Благо, в коробке есть прозрачные зиплоки, которые помогают рассортировать компоненты. После партии нужно опять все аккуратно разделить и рассовать по пакетикам. Если вас не пугает лишняя трата 10-20 минут на игру, то можете смело пропускать этот минус.

К Орлеану уже вышло 2 дополнения и 1 апгрейд-кит. Говорят, что второе дополнение частично исправляет недочеты, перечисленные мной. Апгрейд-кит меняет картонные жетоны на деревянные миплы, которые удобнее тасовать в мешочке и они не стираются при частых играх. Мне очень хочется, чтобы GaGa Games локализовала эти дополнения и может быть сумела привезти в Россию (а там уже и в Беларусь что-нибудь перепадет) немного апгрейд-китов. Т.к. Орлеан вышел недавно, то пока сложно говорить об удовлетворительных или неудовлетворительных продажах, а ведь именно от них зависит судьба дополнений. Так что я очень надеюсь, что игра будет хорошо продаваться (и вы поможете ей в этом=)), чтобы ГаГа не сомневалась в выпуске дополнений.

Идеальной игрой Орлеан назвать нельзя, но как минимум пару раз сыграть в нее точно интересно. Я очень рад, что GaGa Games решилась на локализацию этой игры. Тем более, что огромное количество положительных обзоров и 24 место в рейтинге BGG говорят сами за себя. Обязательно попробуйте Орлеан! На мой взгляд, получилась стоящей внимания.


Сразу ответственно заявляю, что «Орлеан» — самодостаточная игра. То есть купив коробку, вы можете играть в неё очень и очень много партий, вырабатывать какие-то свои стратегии, пробовать новые. Не зря же базовый «Орлеан» входит в топ-100 BGG (25 место) как среди всех настолок, так и среди стратегий (19 место), и обходит в рейтинге такие признанные еврохиты, как «Конкордия», «Виноделие», «Цолькин».

Но какой русский не любит дополнений?! Гулять, так гулять. Давайте в рамках второй части попробуем разобраться с ними, чтобы понимать, какой потенциал кроется в «Орлеане». На данный момент вышли 2 больших официальных дополнения, о которых сейчас расскажу подробнее. И несколько мелких, о которых тоже стоит упомянуть.

С первым дополнением разработчики удивили всех. Казалось бы, евроигра — клепай стандартные «пятый игрок» и пару новых способов набора очков. Но Райнер Стокхаузен подключил к разработке Инку и Маркуса Бранд («Летопись», «Замок на все времена», Exit) — и вместе они создали нечто необычное.

Invasion в своей основе содержит 6 дополнительных сценариев: 3 одиночных, 1 дуэльный, 1 кооперативный и 1 классический соревновательный. Что значит, сценарий? Каждый содержит новые правила и нюансы.


Для расширения базовой игры добавлены 7 новых зданий.

Скажу честно, что мне это дополнение по правилам не понравилось. Пытался вникнуть хотя бы в один сценарий, но не понимал, зачем это нагромождение новых механик. И даже не знаю, что меня бы заставило его купить? 7 новых зданий? Это не серьёзно.


Во-первых, половина контента — это соло-сценарии, во-вторых, стоимость у него, как у некоторых полноценных игр. Всё-таки я привык, что дополнение к евро должно стоить немного (15–25 долларов) и за счёт не очень большого числа компонентов существенно расширять возможности базовой игры. С этим Райнер отлично справился в одиночку во втором дополнении.

Дополнение, которое привносит несколько новых модулей в базовую игру. Теоретически вы можете добавлять любой модуль или модули по отдельности, чтобы разнообразить игровой процесс.


Вместо поля добрых дел, которое в базовой версии приносило в основном деньги, появились два новых поля. На партию выбирается одно.


Второе поле интриг нацелено на более тесное взаимодействие между игроками. Тут и кража шестерёнок у другого игрока, и обмен товарами, и внеплановая чума для соседа. Есть и забавное свойство: Kidnapper (похититель) отправляет фишку другого игрока на карте путешествия обратно в Орлеан. Есть и жёсткое свойство — движение по одному из треков вперёд с одновременным шагом назад соперника.


Также появились десятки новых тайлов событий. Для большего разнообразия. Теперь их не 6 разных по 3 штуки.

Ещё один модуль — карты целей на карте. Несколько карт лежит в открытую, и любой игрок может прийти в заданный город, скинуть из игры ресурс и получить чуть больше победных очков. То есть движению по карте добавили чуть больше осмысленности.

По правилам всё звучит вкусно. А значит этот топ — очень вероятный претендент для покупки любым поклонником «Орлеана». Если «Гага» вдруг задумается о локализации допов, я бы хотел, чтобы именно этот был рассмотрен в первую очередь.

Также издатель выпустил несколько промо-дополнений к «Орлеану». Каждое дополнение — это 1, либо 3 здания. Дополнения с тремя зданиями нумеруются и в этом году на «Эссене» будет уже пятый сет.


Дополнения доступны на сайте издателя по 4 евро за штуку плюс доставка.

Эти промо-дополнения необязательны и нацелены исключительно на самых-самых фанатов игры. Ну и их ценность падает из-за правила «Орлеана», которое гласит, что все здания доступны сразу. Зато реиграбельность возрастает до небес.


Я изучил все эти доп-здания. Есть интересные на мой вкус, есть не очень.

У «Орлеана» есть неочевидный недостаток — жетончики быстро стираются. Потому что постоянно достаются из мешка, там тасуются и трутся друг от друга. Есть два отличных решения проблемы.

Официальный Fan-Kit от издательства:

В составе деревянные компоненты: жетоны для улучшений, анимиплы и куча наклеек. Этим всем можно заменить стандартные жетоны. Также в состав входят компоненты для пятого игрока, запасные жетоны, 4 промо-здания и блокнотик для записи очков.


По отзывам Владимирса и Михаила Лойко это обновление опасное. То есть, попробовав, никогда не вернёшься к жетонам.


Минус — высокая стоимость: 27 евро + доставка около 20 евро. 3 000+ рублей — не та цена, которую хочется отдавать за необязательный апгрейд игры. Но если фанат, то почему бы и нет? Всё это можно взять отдельными лотами, исключив какие-то ненужные вещи, но экономия 3–5 евро того не стоит — доставка миплов съест выгоду.

Неофициальный способ защитить жетоны:

В принципе пятый игрок для «Орлеана» мне даром не нужен, а вот жетоны хотелось бы сохранить от потёртостей и они меня более чем устраивают. На BGG я подсмотрел способ, решающий эту проблему. Защита для монет, которую используют нумизматы, идеальна и для жетонов. На «Али» я купил 100 штук за 5,32 доллара (или 340 рублей) с доставкой. Пришли за неделю авиапочтой в Краснодар из Китая. Покупал у этого продавца (а альтернативных там и нет).


Обратите внимание, что для «Орлеана» нужно 104 жетона. Во мне проснулась жаба и я заказал 100, решив не одевать в защиту 4-х монахов. Если уж их все будут выкупать к концу партии, то просто будем менять бесчехловых с поля добрых дел.


Для «Орлеана» нужны самые маленькие чехлы — 21 миллиметр. Сами жетоны 20,5 миллиметра. Таким же образом можно одеть жетоны к другим играм («Ужас Аркхэма. Карточный» (25 мм), Runebound и т.п.).


Жетоны приходят в специальной пластиковой упаковке. На ощупь приятные и крепкие. Во время партии они не раскрываются даже от сильной встряски в мешке. Из мешка доставать их гораздо удобнее.

Вот такие пироги. Надеюсь, я помог хоть чуть-чуть разобраться во всём, что дополняет классную настолку «Орлеан»!

Но и это ещё не всё. В третьей части — уже в дневниках — я покажу чуть улучшенные мешочки. Не переключайтесь. :)

Коробка с игрой Орлеан (Orleans)

Круговорот рабочей силы в мешочке

Итак, что же нам предстоит делать в Орлеане и его окрестностях? А предстоит нам набирать жетоны различных работников и складывать их в свой мешочек, что в свою очередь позволит выполнять действия, указанные на личных планшетах игроков и приобретаемых тайлах мест. Но рассмотрим все это немного подробнее.

В нашем распоряжении имеется большое поле, условно разделенное на две половины. На одной половине располагается схематичное изображение региона, где город Орлеан выступает в качестве нашей отправной точки. На данной карте нам предстоит перемещаться от города к городу, используя морские и сухопутные пути, мимоходом собирая выложенные жетоны товаров. Помимо этого, в каждом городе мы можем строить свои фактории (в каждом городе, за исключением Орлеана, может стоять только одна фактория).

Игровое поле

На второй половине поля изображены несколько треков. Каждый из них соответствует определенному типу работника и обладает своими особенностями и свойствами. Решая взять тот или иной жетон, мы обязательно должны продвинутся по соответствующему треку на одно деление вперед, выполнив при этом надлежащее действие. Например, при продвижении по треку фермера мы получаем жетон ресурса, изображенного над ячейкой. Более того, если мы опережаем других игроков, то каждый раунд мы получаем одну дополнительную монету. Или, скажем, торговец, позволяет взять из указанной стопки тайл места, дающий новое доступное действие или эффект. При этом, необходимо помнить одно но: как только вы доходите до конца того или иного трека, данное действие становится для вас недоступным, даже если там еще остаются жетоны.

Игра в процессе

Вкратце весь процесс выглядит следующим образом. В начале раунда переворачивается очередной жетон события (о которых мы поговорим немного позже), эффект которого либо действует на протяжении текущего раунда, либо выполняется в определенной фазе. Все игроки вытягивают определенное количество жетонов рабочих из своего мешочка (это количество определяется вашим положением на треке рыцарей) и выкладывают на доступные ячейки рынка, располагающиеся на их личных планшетах. Затем каждый должен запланировать и выполнить действие (или действия), исходя из вышедших и уже имеющихся жетонов.

Личный планшет игрока

Например, вы хотите получить уже упомянутого рыцаря. В этом случае вы выкладываете жетоны фермера, моряка и торговца на действие Замок, после чего во время соответствующей фазы вы продвигаетесь на одного деление на треке рыцаря, берете жетон и помещаете его в свой мешочек. Вдогонку за рыцарем отправляются и жетоны, использовавшиеся для активации действия. Теперь число доступных вам жетонов увеличилось, а в следующем раунде вы сможете вытащить больше работников, в соответствии с числом, указанным над делением на треке.

Игра продолжается 18 раундов, после чего происходит подсчет очков. В нем учитываются все имеющиеся у игроков монеты, товары, а также фактории и жетоны горожан, которые можно получить с разных ячеек различных треков. Здесь нужно упомянуть еще один важный момент – работники в конце игры очков не приносят.

Приятным ли будет лето в Провансе?

Компоненты игры Орлеан (Orleans)

Планшет благих дел

И не пугайтесь проскользнувшей выше фразы о всегда одинаковом начале. Реиграбельность у игры имеется в достаточной мере. Обеспечивается она не только немалым количеством различных комбинаций треков и зданий, которые приятно находить и распробовать самому, но также жетонами товаров, которые каждый раз выкладываются на поле случайным образом, что может заранее предоставить понимание в какую сторону предпочтительнее начать развитие. Более того, во всех раундах, за исключением первого, в котором всегда выкладывается жетон Паломничество, по-разному выходят различные события.

Кстати, поговорим немного о них. События бывают как полезные, так и такие, что способны подпортить вам жизнь. Скажем, уже упомянутое Паломничество запрещает в текущем раунде получать жетон монаха. Или, например, Чума может привести к потере работника – вы должны вытянуть из своего мешочка случайный жетон: если это стартовый работник, то вам повезло и его вы не теряете; если это любой другой, то вы обязаны вернуть его в соответствующую стопку. Есть и хорошие события: как насчет получить столько монет, сколько ваших факторий находится на поле?

События

Следует признать: в теории все это звучит интересно, но вот на практике результат получается немного странным. С одной стороны, случайный выход событий способен придать перчинки в начале игры, особенно если это будет что-то вроде Чумы. С другой же, выход некоторых событий в первой половине игры может пройти незамеченным – на какие деньги стоит рассчитывать, если во втором раунде у вас нет ни одной фактории? Учитывая, что в стопке всего шесть типов событий, по три жетона каждого, то не исключен вариант, что все полезные эффекты выйдут в первой половине игры, оставив вас только с плохими. Хотя ничего ужасного в этом нет (поскольку добавляется определенная интрига), общая реализация данного элемента создает впечатление какой-то сырости идеи. Но вроде бы в одном из дополнений к игре добавляется больший выбор событий, так что этот аспект должен раскрыться лучше.

А в конце нашего пути…


Не так давно я познакомился с игрой «Орлеан». Это евростратегия про развитие средневекового города. Оригинально, не правда ли? Знаете, ведь, как это бывает в евро. Ты получаешь какие-то ресурсы, что-то с ними делаешь, а потом обмениваешь на победные очки. Поначалу мне казалось, что в «Орлеане» нет ничего подобного. Как оказалось, всё-таки есть. Просто ресурсы тут очень хорошо замаскированы, и на первый взгляд не опознаются в качестве таковых. Ах, да, и ещё игра похожа на «Доминион». И даже на «Звёздные империи»! Заинтригованы?! 🙂

Если в двух словах, «Орлеан» – это игра про развитие одной из городских семей, основанная на механике колодостроения. Только без карт. В их роли выступают разноцветные жетончики рабочих, которых мы тянем из мешка каждый ход. Кажется, ничего нового, ведь механика bag-building, «мешочкостроения» уже не новость? Всё верно. Но с единственной поправкой, в «Орлеане» нет такого понятия как «колода» и «сброс». Каждый ход все ваши рабочие отправляются в мешочек, и вы тянете оттуда положенное количество жетонов. Знаете, что это означает на практике? То же самое, как когда вы замешиваете всю колоду в «Звёздных империях» и набираете карты в руку – каждый раз вы делаете лучший из возможных ходов. В общем-то, если коротко, в этом вся игра и есть. В начале хода вы достаёте из мешочка жетоны, потом выполняете с их помощью различные действия. Затем сметаете использованных рабочих в назад мешочек. И достаёте снова. И так – 18 раз. Ровно столько ходов длится партия в «Орлеан».


Ну а теперь поговорим подробнее о том, что в игре происходит. Как это обычно и бывает в евро, все игроки борются за победные очки. И, по правилам хорошего евро-тона, эти очки добываются из различных источников. Но какой вы вариант вы не выбрали, принцип один и тот же – нужно выполнить необходимое действие своими рабочими.

Как же выполняются действия? Да очень просто. У каждого игрока есть персональный планшет, где обозначены несколько возможных действий. Логика такая: в нижней части указано какие работники необходимы, чтобы выполнить действие. В верхней – его эффект. Разнообразие действий невелико: можно добывать новых рабочих (их, к слову, в игре 5 видов плюс монах-джокер), можно добывать очки, можно двигать фишку свою торговца по общему игровому полю. Важно, что для выполнения действия нужен полный набор подходящих работников. Если у вас, скажем, четыре человека, а для действия потребовались только трое, неиспользованный рабочий никуда не пропадает и остаётся в вашем распоряжении на следующий ход. И ещё по ходу партии можно будет «расширять» свой планшет и получить доступ к другим действиям.

Итак, основная идея понятна. Тянем из мешка рабочих, выставляем их на личное поле, можем добывать новых рабочих, таким образом «качая колоду». А как добывать очки? Тут надо сделать небольшое отступление. Обычно в евроиграх по периметру поля есть счётчик очков на котором отмечаются достижения игроков. Иногда он не отражает актуальную информацию, потому что частично очки начисляются только в финале (как, например, за выполненные задания в Ticket to Ride). А иногда очки подсчитываются только в самом-самом конце, и по ходу партии можно понять кто вырывается вперёд, а кто отстаёт, только полагаясь на личные ощущения. Вот «Орлеан» ближе к последнему варианту.

Тут есть счётчик очков, но важно понимать, что помимо него есть ещё и «скрытые» очки. Дело в том, что успехи игроков тут вознаграждаются по-разному и в разных сферах. И источников очков несколько. Первый, и более-менее очевидный – это прокачка учёных, двигающая вас по счётчику очков на поле. Тут всё более-менее понятно. Ты строишь учёного и получаешь очки. Фишка двигается по счётчику, прогресс виден всем. Правда, есть подвох. На счётчике отображаются не сами очки, а лишь ваш прогресс, который учитывается при оценке других достижений (о них см. далее).

Второй вариант – это строительство домиков на игровом поле. Тут уже выгода не очевидна. В отличие от случая с учёными «домики» приносят очки только в конце партии. Причём, ценность каждого домика в очках зависит от того, как сильно вы «прокачали» счётчик учёных.

Третий источник – это так называемые «достижения». На общем игровом поле есть более десятка позиций, за которые игроки получают специальные фишки достижений. Устроены они по одному и тому же принципу: сделай первым то-то и то-то. Например, первым прокачай учёных до определённого уровня. Первым «отправь на заклание» таких-то рабочих. Построй больше всех домиков. Ценность достижений, как и домиков, зависит от прокачки учёных.

Наконец, в игре есть ещё монеты. Может показаться, что это обычная валюта, деньги, на которые нужно что-то покупать. Но это не так. Да, иногда монеты нужно платить, но в целом это просто очки, которые лежат кучкой перед тобой. Заработать их можно с помощью продвинутых зданий, расширяя личный планшет, в результате некоторых случайных событий и при получении одного из видов работников (купцов). И есть ещё пятая позиция – товары. Их можно добывать, двигая свою фишку по полю и качая «крестьян».


Подобное разнообразия способствует вариабельности и даёт игрокам простор для стратегий. Скажем, кто-то нацелится на достижения, кто-то пойдёт строить домики по полю, а кто-то примется зарабатывать монеты. При этом вполне возможна конкуренция (хотя и в привычно-опосредованном для евроигр стиле). Планшент-то у каждого игрока свой, но вот новые работники, например, берутся из общего ограниченного запаса. И, поэтому, если кто-то усиленно качает, скажем, рыцарей (они увеличивают «лимит руки», т.е. позволяют каждый ход тянуть из мешка больше рабочих), кому-то их может банально не хватить. Точно также, если кто-то активно строит домики на общем поле, кто-то может и не успеть этого сделать, потому как в каждой локации может быть только одна постройки. Зазевался немного, а уже везде всё занято! С теми же монетами, для заработка могут позаботиться новые здания, а их число ограниченно, причём все в одном экземпляре. Ну и достижения тоже причитаются только одному игроку, тому, кто выполнил необходимое условие первым.


Вот, в общем-то, и всё об игре. Тянем из мешочка рабочих, расставляем их на своём планшете, выполняем действия. В результате получаем новых рабочих, можем двигать фишку по общему полю, собирая приносящие очки товары, и строя ею домики, зарабатываем городские достижения и возводим новые строения рядом с персональным планшетом, открывающие доступ к продвинутым действиям. В игре есть ещё несколько нюансов, например, можно создавать орудия труда, упрощающие выполнение отдельных действий, плюс каждый ход разыгрывается какое-то событие, есть стартовые рабочие, которых нельзя потерять, но всё это – уже частности.

Приступая к знакомству с «Орлеаном», я отметил, что у игры в активе немало наград и номинаций. Так что, это какая-то сногсшибательная «оскароноская» настолка? Я бы сказал, что перед нами хорошее, крепко сбитое евро. Игра нормальная, я вижу в ней положительные и отрицательные моменты. Хотя, первых, безусловно, больше.

Для начала пробежимся по минусам. Первое – это длительная подготовка. Перед началом игры нужно разложить на поле много-много мелких картонных жетончиков. Нужно выложить на положенные места жетоны рабочих, отдельно кучками каждого вида (и желательно, чтобы они не рассыпались). Ещё на общем поле нужно разложить жетончики товаров. В целом это не очень долго, пожалуй, в пределах 5 минут. Но просто из-за того, что жетончиков много, и они очень мелкие, это ощущается несколько утомительным.


Ещё нюанс – в игре изначально непонятно за что даются очки. Я бы рекомендовал для новичков в самой первой партии после 6-го хода сделать паузу и провести демонстрационный подсчёт очков. В этот момент все увидят кто за что и сколько заработал, сразу осознают какие действия в игре приносят очки, а какие – нет и будут играть так, как нужно.

Наконец, большой минус лично для меня – это здания с дополнительными действиями. Их в игре штук 20, и практически все они доступны для строительства с самого начала. Не люблю, когда игра вываливает на тебя такой богатый выбор, мол, строй, что хочешь. Для новичка это всегда непонятно, потому как вариантов слишком много, а оценить какой из них ценен, а какой – нет, сложно. Понятно, с опытом будут наработаны какие-то дебюты, но лично я за большое разнообразие зданий ставлю жирный минус.


Теперь переходим к плюсам. Самый большой – игра динамичная. В основном все действия тут происходят одновременно. Все тянут руки в мешок, все достают рабочих, все раскладывают их по своим планшетам. И только когда речь идёт о выполнении действий, тут всё должно быть по очереди. Потому что важно кто первым двинет фишку по общему полю. Кто заберёт последнего рабочего. Кто первым сделает что-то, за что полагается достижение.

Залог динамики – простая механика. Когда смотришь на «Орлеан», может показаться, что игра перегружена компонентами, а поле – информацией. На деле это не так. Тут всё очень строго, лаконично и органично. Достаточно один раз показать человеку как делаются ходы, и всё, он уже может играть. И, правда, чего тут сложного-то? Тяни из мешка цветные жетоны и пробуй разложить их по комбинациям. И за динамичностью следует ещё один плюс – игра ограничена по времени. 18 ходов – это достаточно быстро. Раз, раз, и уже треть партии за плечами. Ещё чуть-чуть поиграли, и вот уже финал маячит.

Но простота и быстрота в данном случае не скатываются в примитивность. Из-за различных способов добычи победных очков и возможности конкурировать друг с другом, от игроков требуется работать головой. Думать, как развиваться и что нужно для этого делать. Скажем, кто-то может качать один вид работников, идти на достижения или на сбор товаров на поле. Кто-то может строить ремесленников с орудиями труда, снижая свою потребность в новых жетонах. А кто-то будет раскачивать рыцарей, чтобы каждый ход тянуть из мешка как можно больше людей.

Ещё большой плюс игры – правильно выверенная длительность партии. Игра длится строго 18 ходов, и это ровно столько, сколько нужно. К этому времени игроки успевают достаточно раскачать экономический движок, но ещё не оказываются погребены под огромным количеством рабочих и ресурсов. Вышел на крейсерскую скорость, поиграл немного, и хватит. Очень правильное решение.

Вот такая игрушка «Орлеан». Хорошее современное евро с достаточно оригинальной механикой, низким порогом вхождения и разными путями к победе, из-за которых её смело можно называть стратегией.

Читайте также: