Обзор умк spotlight для среднего этапа обучения

Обновлено: 07.07.2024

Используемые дополнительные материалы : Тестбуклеты, Сборник упражнений, Сборник устных тем 5-9, аудиокурсы MP 3. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома ("Просвещение"-ABBYY).

Кратка характеристика учебных пособий:

Отдельные части УМК:

рабочая тетрадь – Рабочая тетрадь (Workbook) включает рубрику Translator’s Corner. В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

книга для учителя – Книга для учителя (Teacher’s Book) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

сборник тестовых упражнений – Контрольные задания (Test Booklet) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Поурочный англо-русский словарь.–

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

, книга для чтения - Книга для чтения (Reader) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

Содержание УМК

С целью предоставления учащимся качественного образования, соответствующего программным требованиям и с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2014-2015 учебный год в 5 классах перешли на УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией «Просвещение» Авторы: Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е.Подоляко, В. Эванс. УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по иностранным языкам. В основу данного УМК положен коммуникативно-когнитивный подход к изучению иностранного языка, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.

Учебник является центральным элементом учебно-методического комплекта серии «Английский в фокусе» для 5 классов общеобразовательных учреждений. Отличительной особенностью УМК является модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, заданий, соответствующих требованиям международных экзаменов, готовящим к Единому государственному экзамену по английскому языку. Анализируя средства массовой информации для себя узнали, что учебник получил положительные заключения Российская Академия Наук и Российское авторское общество на соответствие федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

Методические особенности

УМК представляет собой закрытую концепцию - упражнения и материал тесно связаны друг с другом; задания выполняются в строго заданной последовательности (открытая концепция - возможность выбора последовательности выполнения упражнений и построения урока).

Прослеживается типовое построение отдельных разделов учебника: текст -вопросы - лексика/грамматика - упражнения на развитие языковых навыков -задания на развитие речевых умений - дополнительные тексты для чтения. В книге для учителя дан краткий поурочный комментарий с объяснением возможных сложностей для учителя, ключи к упражнениям, тексты для аудирования и дополнительный материал (страноведческие тексты). Тестовые задания с ключами даны отдельно в приложении. В УМК преобладают элементы грамматико-переводного метода с элементами современных коммуникативных методик (при развитии умений говорения и аудирования).

Важное условие эффективности учебника – его связь с другими компонентами УМК, обеспечивающая системность и целостность процесса обучения, а именно: электронная информационно-образовательная среда (интернет - поддержка УМК, учебные фильмы, электронные «Книги для учителя», аудиокурсы, методические портфели, другие электронные образовательные ресурсы, расширяющие возможности печатных

Тексты

аутентичные, отвечают возрастным интересам учащихся, в достаточное количество информативных и функциональных текстов.

Уроки культуроведения – как стран изучаемого языка ( Culture Corner ), так и России ( Spotlight on Russia ), представленные также в каждом модуле учебников 5 – 9 классов, обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют реальному включению их в диалог/полилог культур. Вслед за Пассовым Е. И. и Сафоновой В. В., авторы глубоко убеждены в том, что учебник должен помочь школьникам осознать неповторимость и богатство своих культурных традиций, испытать гордость за свою Родину – все это играет огромную роль в становлении личности школьника. Особую роль в решении этой задачи играет раздел Spotlight on Russia , включённый в учебник в формате журнала для подростков. Помимо текстовых материалов о разных аспектах жизни родной страны, в том числе о жизни сверстников, журнал содержит вопросы для обсуждения и задания, направленные на составление рассказов самих детей о родном крае, их городе, поселке, школе, классе, на основе личных интересов и склонностей учащихся. И снова, следуя одному из принципов УМК, учащимся предлагается выйти за рамки урока английского языка, прислав свои материалы на сайт учебника. Интернет-страница - полноценный компонент УМК “Spotlight”, одной из многих функций которой является размещение писем и работ школьников, а следовательно, создаётся возможность для чтения, общения детей на английском языке вне урока.

Речевые умения

Учебник построен на интеграции всех видов речевой деятельности при освоении нового лексико-грамматического материала. Упражнения расположены в последовательности, способствующей наиболее успешному освоению материала.

Развиваются сбалансировано, акцент сделан на развитие навыков говорения и письменной речи; диалогическая речь развивается достаточно, с избытком представлены упражнения для формирования навыков спонтанного говорения; УМК содержит достаточное количество творческих заданий, интересных по тематике, ориентированых на тексты.

УМК содержит достаточное количество текстов для аудирования, которые записаны на диске носителями языка (учащиеся имеют возможность скачать аудиозаписи к учебнику на сайте изд-ва Просвещения), тематика текстов интересна, развиваются в основном навыки понимания с полным или выборочным охватом содержания. Развиваются и совершенствовуются восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание

(с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и

функционального типа текста.

Жанры текстов прагматические, публицистические.

Содержание текстов соответствовует возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.Аудирование с

полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 мин.

Послетекстовый этап служит опорой для развития умений устной и письменной речи.

Монологическая речь учащегося строится на основании прочитанного текста. Отрабатываются умение выделить основную мысль, высказать свое мнение и кратко аргументировать его.

Диалогическая речь представлена в разных вариантах: при изучении лексики (диалог – обмен мнениями, диалог-расспрос), непосредственно при выполнении упражнений устного характера (комбинированные диалоги, диалог-расспрос).

Так же вводятся фразы этикетного характера, которые учат грамотно вести диалог в повседневной жизни.

Письменные упражнения даются с избытком, позволяют применять дифференцированный подход в обучении. Учебный материал позволяет в должной мере научить ученика писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания ;заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Письменные упражнения УМК позволяют подготовить учеников к письменной части ОГЭ.

Общеучебные и компенсационные умения

Учебник составлен таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение английского языка. Новые слова и структуры вводятся понятными и эффективными способами с помощью контекста, изобразительной наглядности, и т. д. Новый языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов. Разнообразие упражнений, текстов, анкет, опросников помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал. Учащиеся чувствуют себя уверенными пользователями английского языка, благодаря грамотной организации языкового материала – постоянное «повторение без повторения» создает необходимые условия для прочного запоминания ЛЕ.

Формированию общеучебных умений уделяется существенное внимание.

УМК содержит упражнения, целенаправленно формирующие такие умения и

В конце каждого параграфа учебника дается анкета для самостоятельной

оценки учащимися, какими умениями они овладели.

УМК содержит большое количество упражнений на формирование

общекомпенсационных умений. Большое внимания уделяется развитию

языковой догадки и простейшим способам использования компенсационных

речевых и языковых средств.

В УМК совершенствуются компенсаторные умения:

– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

– использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

– прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

– использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Формируются и совершенствуются общеучебные умения:

– работать с информацией сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

– работать с прослушанным/прочитанным текстом извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и

– работать с разными источниками на иностранном языке справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;

– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами

(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с

аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной

– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Языковые знания

Грамматика дается индуктивно, но правила сформулированы самими авторами, объем упражнений на развитие грамматических навыков достаточный.

Лексика не всегда отобрана с учетом критерия актуальности и соответствия возрастным интересам, мало игровых заданий и заданий, развивающих контекстуальную догадку.

Фонетический аспект представлен в достаточной степени; упражнения основаны только на изучаемой лексике, доступны для самостоятельного выполнения дома, записаны на аудиокассете.

Орфография представлена в виде заметок на полях относительно сложностей в отдельных словах, отсутствуют диктанты, необходимые для данной ступени обучения.

Упражнения Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся. Разнообразны, в данном УМК приёмы семантизации новой лексики – при этом все они основаны на активной деятельности учащихся, например, соотнесение слов (словосочетаний, предложений) с предметными картинками или объектами на сюжетной картинке, а также звуковыми образами в аудиозаписи . Лексические игры, кроссворды, задания, основанные на словообразовании, синонимах и антонимах, поиск соответствий и аналогий в родном языке, категоризация и классификация ( mindmaps , spidergrams ) способствуют более лёгкому и интересному освоению лексического материала и развивают общеучебные умения и навыки учащихся.

Особое место на последней странице каждого модуля отводится рефлексии учебных достижений и способов деятельности – через рубрику Now I Can … in English . Формированию навыков самооценки и самоконтроля уделяется серьёзное внимание.

Имеют четкую типологию и выстроены по схеме, описанной в книге для учителя; типы упражнений выделены пиктограммами, что очень удобно для учащихся - они сразу понимают, что им предстоит делать. Однако типы упражнений однообразны, нет игрового элемента, в основном предполагается индивидуальная или фронтальная работа по формированию языковых навыков, наблюдается явный недостаток упражнений на развитие речевых умений.

Внешнее оформление

Учебник многоцветный, рабочая тетрадь многоцветная, отдельные методические части выделены графически, формулировки заданий и типы упражнений сопровождаются пиктограммами. Очень удачное постраничное расположение материала - много функциональных и сопровождающих иллюстраций, текст идет без перерыва, в рабочей тетради с избытком места для выполнения заданий.

Особенности дополнительных материалов

Используемые в школе дополнительные материалы позволяют полностью компенсировать недостатки УМК, связанные с формированием коммуникативных умений и языковых навыков. Выбранные материалы полностью соответствуют возрастным особенностям учащихся. Однако очевиден недостаток материала, направленного на формирование общекомпенсационных и общеучебных умений и навыков.

Специальные учебные умения

При создании программы автором учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в

выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.

Формируются и совершенствуются умения:

– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

– семантизировать слова на основе языковой догадки;

– осуществлять словообразовательный анализ;

– выборочно использовать перевод;

– пользоваться двуязычным и толковым словарями;

– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» в целом следует отнести:

аутентичность языковых материалов;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация, постановка цели, деятельность по достижению цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция;

современные, в том числе компьютерные технологии;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

система работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;

возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

Опытная работа проводилась в несколько этапов- констатирующий, формирующий и заключительный.

На констатирующем этапе опытной работы с целью определения современного состояния проблемы нами был проведен анализ УМК по английскому языку, разработан диагностический материал и проведена диагностика уровня сформированности навыков говорения у учащихся контрольной и опытной групп.

На формирующем этапе опытной работы был разработан и апробирован комплекс упражнений к УМК “Spotlight -7 ” авторов В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной .

На заключительном этапе нами были проанализированы и обобщены результаты опытной работы.

На констатирующем этапе опытной работы нами был проведен сравнительный анализ учебно-методических комплексов (далее – УМК) по английскому языку для общеобразовательных школ. Главной целью было ответить на вопрос: используется ли метод «мозговой штурм» в данных УМК для развития навыков монологической и диалогической речи.

Для проведения анализа мы выбрали следующие комплексы:

«Spotlight 7» совместного производства российского издательства «Просвещение» и «Express Publishing» (Великобритания) под авторством Ваулиной Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс;

“ English 7” - Учебник для школ с углубленным изучением английского языка под авторством Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.

“ Forward 7” – Учебник для учащихся общеобразовательных организаций под авторством Вербицкой М.В.,Гаярделли М.,Миндрул О.С.

Все вышеперечисленные УМК рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методический комплекс “Spotlight 7”

Рассмотрим УМК “Spotlight 9” на предмет наличия упражнений с использованием методики «мозговой штурм». УМК является совместным производством российского издательства «Просвещение» и «Express Publishing» (Великобритания) под авторством Ваулиной Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс.

УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы. Данный УМК разработан специально для общеобразовательных школ России, а главной целью комплекса является развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной.

Компоненты УМК «Английский в фокусе»

• книга для учителя;

• книга для чтения с CD;

• аудиокурс для занятий в классе;

• аудиокурс для самостоятельных занятий дома;

• сборник контрольных заданий;

• электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для

самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo);

• сборник тренировочных упражнений в формате ГИА.

Учебники для 7 классов имеют следующую структуру:

• 10 тематических модулей;

• каждый модуль состоит из 9 уроков и одного резервного урока (по усмотрению учителя);

• раздел Spotlight on Russia ;

• тексты песен и упражнения к ним;

• поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным вокабуляром);

Каждый модуль имеет чёткую структуру:

• новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c);

• урок English in Use ( урок речевого этикета );

• уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia);

• уроки дополнительного чтения ( Extensive Reading . Across the Curriculum );

• книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);

• урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check).

Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи на одном уроке.

Каждый модуль разбит на 7 частей, в каждом из которых реализуются все четыре вида деятельности ( аудирование, чтение, письмо, говорение). Упражнения на каждый вид речевой деятельности выделены- Vocabulary , Reading & Listening , Speaking , Grammar , Writing .

Рассмотрим подробнее все модули на предмет наличия упражнений, формирующих навыков говорения, с помощью метода «мозговой штурм».

Для развития навыков говорения представлены как подготовительные, так и речевые упражнения.

Первый модуль содержит достаточное количество упражнений на развитие навыков говорения, но недостаточное использование техники «мозговой штурм».

Второй модуль “ Tale time ” . ”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Книголюбы», грамматический материал “ Past Simple ” и упражнения на улучшение произношения, также представлены упражнения для развития навыков чтения.

Формированию навыков говорения у учащихся, на наш взгляд , будут способствовать следующие упражнения:

Подготовительные упражнения

Имитация без преобразования материала ( прослушайте и повторите звуки и слова; прочитайте диалоги по ролям)

Имитация с частичным преобразованием структур (прочитайте текст, заменяя выделенные слова на синонимы)

Речевые упражнения

Видоизменение и дополнение высказывания

а) с опорой на формальные признаки (прочитайте заголовок и подумайте, о чем пойдет речь в тексте)

б) с опорой на источники информации (посмотрите на картинки и прослушайте звуки, подумайте, о чем говорится в тексте)

Развитие неподготовленной речи

с опорой на источник информации (продолжите историю, начало фразы дано; придумайте диалог между мистером Отисом и Кантервильским приведением)

В каждом разделе второго модуля мы обнаружили большое количество различных упражнений, формирующих навыки говорения. Но среди них не оказалось ни одного упражнения, направленного на формирование навыков говорения с использованием методики «мозговой штурм».

Третий модуль “ Profiles ”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Известные люди», грамматический материал – причастия настоящего и прошедшего времени, порядок имен прилагательных, относительные местоимения и наречия, упражнения на развитие навыков говорения, а именно на развитие навыков монологической речи( монолог о своих увлечениях на основе прочитанного; рассказ об удивительном человеке, изложение содержания прочитанного; составление тезисов), диалогической речи ( диалог-описание внешности и характера; диалог-расспрос на основе прочитанного).

В данном уроке также мы нашли большое количество упражнений, формирующих навыки говорения учащихся. Но не было ни одного упражнения, в котором бы ссылались на использование метода «мозговой штурм». Но хотелось бы отметить, что в книге для учителя есть подсказка, что при выполнении проектной работы в классе можно использовать мозговой штурм.

Четвертый модуль “In the news”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме «Об этом говорят и пишут»,грамматический материал- Past Continuous , Past Simple , фразовый глагол “ go ” .

В данном модуле учащиеся знакомятся с таким понятием, как полилог. Упражнения в разделах 4с(Действуй!) и 4 d (Журналы для подростков Великобритании) направлены на то, чтобы учащиеся составили полилог о событии и полилог в связи с прочитанным текстом. Большое внимание уделяется развитию неподготовленной диалогической речи- в разделе 4 b ( А вы слышали о. )ученикам предлагается взять интервью о событии, учащиеся учатся сообщать новость и реагировать на нее. В разделе дополнительного чтения учащимся предлагается ролевая игра «Радиопрограмма новостей». Игра проводится с помощью методики «мозговой штурм».

Четвертый урок содержит большое количество различных упражнений на формирование навыков говорения. Также в данном уроке было найдено упражнения, направленного на формирование навыков говорения с использованием методики «мозговой штурм».

Пятый модуль “What the future holds”. В данном модуле содержится лексический материал по теме « Что день грядущий нам готовит?», грамматический материал- Future Simple , Zero & 1 st Conditional , фразовый глагол “ look ”.

В пятом уроке представлено большое количество различных упражнений, формирующих навыки говорения учащихся. Также в книге для учителя предлагается использовать метод мозгового штурма при выполнении проекта «Города будущего».

Шестой модуль “Having fun”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Развлечения», грамматический материал – Present Perfect , словообразование (прилагательные с отрицательным значением).

На формирование навыков говорения в данном модуле можно найти следующие упражнения: большое внимание уделено упражнениям для развития навыков диалогической речи. В разделе 6 b предлагается составить диалог-расспрос, в разделе 6с- диалог на основе прочитанного, следует отметить, что в разделе домашнего чтения учащимся предлагается составить диалог этикетного характера. Также в этом модуле представлена лексика и упражнения для построения диалога-расспроса- приглашения , принятия приглашения или отказа. В конце модуля предлагается ролевая игра- беседа инструктора безопасности в бассейне, что способствует развитию навыков неподготовленной диалогической речи.

Шестой урок содержит значительно большое количество упражнений, формирующих навыки говорения, но среди них нет упражнений, при выполнении которых рекомендуется использовать метод «мозговой штурм».

Седьмой модуль “In the spotlight” . В данном уроке представлен новый лексический материал по теме « В центре внимания» , грамматический материал- степени сравнения прилагательных и наречий, фразовый глагол “ turn ”, Present Perfect vs Past Simple , словообразование прилагательных с суффиксами – ful /- less .

Седьмой урок также содержит в себе достаточное количество упражнений, формирующих навыки говорения, но нет упражнений, которые бы советовали выполнить при помощи методики «мозговой штурм».

Восьмой модуль “ Green Issues ”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме « Экология», грамматический материал- Present Perfect Continuous , фразовый глагол “ make ”, словообразование( глаголы от прилагательных).

Девятый модуль “ Shopping time ”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Время покупок», грамматический материал- Present Perfect vs Present Perfect Continuous , фразовый глагол “ take ”.

В девятом модуле представлены упражнения для развития навыков говорения, но, внимание больше уделяется диалогической речи и нет упражнений, выполнение которых требует использование метода «мозговой штурм».

Десятый модуль “Healthy body, Healthy mind”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме «В здоровом теле – здоровый дух», грамматический материал- модальный глагол should / shouldn ’ t , reflexive pronouns ( возвратные местоимения), фразовый глагол “ fall ”, словообразование( прилагательные от глаголов).

Десятый модуль предлагает достаточно большое количество упражнений, формирующих навыки говорения. Следует отметить , что в данном модуле уделено внимание как монологической, так и диалогической речи. Но упражнений, где бы подразумевалось использование метода «мозговой штурм», не предусматривается.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что УМК “ Spotlight 7” содержит большое количество упражнений, формирующих навыки говорения. Преимуществом данного УМК является то, что он имеет значительно большое число упражнений, направленных на развитие монологической и диалогической речи. Несмотря на то, что упражнений формирующих навыки говорения при помощи метода «мозговой штурм» практически нет, учитель может самостоятельно подготовить такие упражнения для учеников.

Проанализировав три вида УМК для 7 класса, мы пришли к выводу, что по составу учебника и количеству упражнений, формирующих познавательные универсальные учебные действия, для проведения опытной работы мы выбираем УМК « Spotlight 7». Этот выбор обусловлен тем, что виды заданий в учебнике систематичны, разнообразны и интересны для учащихся. Для проведения опытной работы по данному комплексу мы столкнулись с необходимостью разработки дополнительных упражнений, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ УМК "Spolight 7" с точки зрения развития рецептивных и продуктивных видов деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.»

Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.

Авторами учебно-методического комплекта для седьмого класса общеобразовательных школ “Spotlight – 7” являются Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е. и Эванс В.

УМК состоит из учебника (Student’s Book), рабочей тетради (Workbook), книги для учителя (Teacher’s Book), книги для чтения (Reader), CD к книге для чтения (Reader CD), языкового портфеля (My Language Portfolio), CD для занятий в классе, CD для самостоятельных занятий дома и сборника контрольных заданий (Test Booklet).

УМК имеет модульную структуру и состоит из 10 модулей. Модуль урока состоит из вводного урока, трех основных уроков, в которых вводится новый лексико-грамматический материал, урока речевого этикета (English in Use), двух уроков культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia) и урока дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the curriculum).

Рассмотрим УМК с позиции развития рецептивных (чтения и аудирования) и продуктивных (говорения и письмо) видов речевой деятельности.

Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся 7 класса. (e.g. Mod.5 “Predictions”, “Online or IN class”, Mod. 6 “The fun starts here”, Mod. 7 “Avril Lavigne, Let Go”, etc.).

Задания по чтению направлены на формирование умений пользоваться различными стратегиями чтения: ознакомительное чтение, изучающее, поисковое чтение.

Ознакомительное чтение – чтение с общим охватом содержания. Приведу несколько заданий из УМК, направленных на обучение ознакомительному чтению:

- выписать по одному наиболее интересному факту по каждому из достопримечательностей (Mod. 1 “Landmarks of the British Isles”);

- определить тему текста по иллюстрациям (Mod.1 “Do you live in a big city?”, Mod. 2 “A classis Read”);

- определить тему текста по заголовку (Mod.1 “Teenage life swap”);

- выбрать заголовки к каждому абзацу текста (Mod.1 “Mexico City”);

- прочитать и расставить картинки в правильном порядке (Mod. 2 “A classis Read”);

- пересказать текст по картинкам (Mod. 2 “A classis Read”);

- пересказать текст группой – chain story (Mod. 2 “Vanished”);

- соотнести заголовки статей с заголовками журнала, в которых они печатаются (Mod.4 “Teenage Magazines”);

Изучающее чтение – чтение с глубоким/детальным пониманием.

-назовите факты, которые впечатлили вас больше всего, обоснуйте ответ (Mod.4 “Take action”);

- выразите свое мнение по прочитанному (Mod.3 “Children in Victorian Times”)

Поисковое чтение - чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации. Примеры заданий на развитие навыков поискового чтения в УМК:

- составить список аргументов за и против компьютеров-учителей (Mod. 5 “Online or IN class”);

- найти в тексте прилагательные, которыми автор описывает героев, место повествования, таланты и т.д. (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”, Mod.2 “The Gift of Storytelling);

- прочитать текст и заполнить анкету по фактам из жизни (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”);

- прочитать и ответить на вопросы (Mod.2 “Bookworms”, “Mod.2 “Vanished”);

- прочитать и вставить пропуски в предложения (Mod. 2 “A classis Read”, Mod.3 “Children in Victorian Times);

- выбрать правильный ответ – True/False (Mod.3 “The Yeoman Warders”);

Упражнения, направленные на обучение чтению в УМК Spotlight – 7, разнообразны и интересны, но большая их часть направлена на развитие ознакомительного и поискового чтения. Обучение изучающему чтению сводится лишь к обучению полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря) и выражению мнения о прочитанном.

УМК “Spotlight – 7” позволяет в системе развивать и совершенствовать умение понимать иноязычную речь в естественном предъявлении.

Данный УМК предлагает работу над аудированием в каждом модуле. Тематика упражнений на аудирование в учебнике по каждому модулю соответствует тематике упражнений по аудированию в рабочей тетради.

Все упражнения на аудирование в УМК Spotlight - 7 нацелены на:

- развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации (прослушать и ответить на вопросы, выбрав картинку - Mod.3 “Who is who?”) или с опорой на контекст (прослушать и вписать недостающую информацию – Mod.1 “Stop Crime Now”, Mod.5 “Gadget Madness”, Mod.8 “Donations”, Mod.10 “A Get Well Card”, прослушать и определить соответствия – Mod.6 “Teen Camps”, выбрать правильный ответ – Mod. 7 “Famous Russian Figure Skaters”).

- развитие умений аудирования с выделением основной мысли (прослушать репортаж и определить тему, выбрав одну из предложенных Mod.4 “Take Action”).

Работа с аудированием проходит в 3 этапа: 1) до прослушивания, 2) во время прослушивания, 3) после прослушивания. На этапе до прослушивания используется догадка по заголовку или картинкам. На этапе после прослушивания материал аудирования используется для переноса новых знаний на личный опыт и развития навыков устной речи.

Развитию навыков письма в данном УМК уделяется большое внимание. В рабочей тетради представлен широкий круг упражнений на развитие навыков письма. В упражнениях представлены сочинения-образцы, ряд заданий на осмысление и переработку информации, план или ключевые слова для написания собственного сочинения. Учащиеся имеют возможность попрактиковаться в различных видах письменных работ: статья о любимом городе (Mod.1), об интересном человеке (Mod.3), рассказ (Mod.2), новостной репортаж (Mod.4), объявление (Mod.6), рецензия на фильм (Mod.7), эссе за и против (Mod.8), электронное письмо (Mod.9) и т.д.

Одной из задач УМК Spotlight – 7 является развитие умении учащихся выражать свои мысли в разнообразных повседневных ситуациях и взаимодействовать с собеседником, т.е. адекватно реагировать не его реплики и поддерживать разговор.

Работа над развитием навыков диалогической речи ведется в основном двух разделах УМК “English in Use” и “Everyday English”.

В разделе “English in Use” представлены упражнения с опорой на диалог-образец в рамках изучаемых тем (например, “В кассе метро” – Mod. 1, “Перед телевизором” – Mod. 4, , “В магазине” – Mod. 8, “У школьной медсестры” – Mod. 10 и т.д.). Алгоритм работы в этих упражнениях един. Рассмотрим в качестве примера работу с диалогом-образцом в 7 модуле “Покупая билеты в кино”. Учащиеся отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога (фразы билетного кассира в кино и реплики посетителей), отвечают на вопросы учителя по тексту диалога (Какой фильм посетители хотят увидеть? и на какой сеанс они покупают билеты?), читают диалог в парах. Далее, с опорой на программу киносеансов учащиеся делают необходимые трансформации в диалоге и разыгрывают собственные диалоги (диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации).

В разделе “Everyday English” работа над диалогической речью ведется несколько иначе. В данном разделе нет диалога-образца, представлены лишь речевые клише. Тематика клише очень многообразна. Учащиеся учатся заинтересовывать собеседника/выражать свою заинтересованность (Mod.4), соглашаться/не соглашаться с собеседником (Mod.5), приглашать/принимать или отказываться от приглашения (Mod.6), предлагать помощь/принимать или отказываться от помощи (Mod.8).

Учащимся предлагается сопоставить представленные клише со структурами родного языка. Затем на основе представленных аргументов или ключевых слов учащиеся должны разыграть свой диалог. В данном случае диалоги являются более свободными, чем в разделе “English in Use”, поскольку общая логика развития диалога жестко не фиксирована. Целью упражнений данного раздела нам видится развитие умения адекватно и быстро реагировать на реплики собеседника, что создает связность любого диалога.

Что касается развития навыков монологической речи в УМК, то их формирование основывается на различных этапах работы с текстом. На дотекстовом этапе учащиеся прогнозируют содержание текста по заголовку или картинкам. Задания после прочтения текста нацелены на формирование более продолжительных высказываний. Часто в заданиях предлагается план, пункты которого предлагается раскрыть в монологическом высказывании (например, Представьте себя на необитаемом острове, подумайте над тем, как вы можете -построить хижину, -добыть еду, -сохранить еду. – Mod.10; Расскажите о своем родном городе, раскрывая следующие пункты: -достопримечательности, -дома, -досуг, -еда). Высказывания учащихся с опорой всегда более логичные и пространственные. Однако некоторые задания сформулированы очень лаконично (например, Что впечатлило вас в тексте больше всего?–Mod.5). В этом случае высказывания учащихся сводятся только к ответу на вопрос, они затрудняются расширить свое высказывание без дополнительных вопросов.

Перейдем к рассмотрению УМК с позиции развития социокультурной компетенции.

В УМК принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере.

В каждом модуле учебника есть урок English in Use, в котором представлены формулы речевого общения в иноязычной среде. Приведу примеры лишь части из них:

- покупаем билет (Mod.1);

- бронируем место в летнем лагере(Mod.6);

- выражаем благодарность и восхищение (Mod.9);

В учебнике представлены тексты лингвострановедческого и социокультурного плана. Тексты предоставляют сведения:

- о географическом положении и достопримечательностях страны изучаемого языка (Mod.1 “Landmarks of the British Isles”, Mod. 3 “The Yeoman Warders”);

- о жизни и интересах британских подростков (Mod.5 “High-tech Teens”, Mod. 4 “British Teenage Magazines”);

- о жизни известных американских подростков (Mod.3 “American Teens With Drive”)

- о популярных фильмах (Mod.7 “DVD Frenzy”);

- о самом популярном виде спорта в Англии (Mod. 7 “The National Sport of England”);

В учебнике представлены также отрывки из литературных произведений (Mod. 2 “The Canterville Ghost”, Mod 10 “Robinson Crusoe”) и факты из истории (Mod.3 “Children in Victorian Times”).

УМК обеспечивает установлению межпредметных связей, что реализуется в разделе Extensive Reading. Across the Curriculum. В данном разделе представлены: география (Mod.1), литература (Mod.2, Mod.10), история (Mod.3), физическая культура (Mod.6), музыка (Mod.7) и т.д.

Особый интерес представляет раздел Spotlight on Russia, в котором представлены материалы о России. Все темы раздела перекликаются с тематикой модулей. Раздел выполнен в виде журнала для подростков. В разделе представлены тексты различных жанров и форматов: описание родного города (“Teens”), анонс клубов и кружков по интересам (“Activity Time”), материалы школьных журналов (“School Magazine”), обзор телевизионных передач (“TV”), фоторепортаж с места событий (“Party Time”), рецепты народной медицины (“Health Matters”) и т.д.

Большое преимущество этих двух разделов в том, что английский язык видится учениками не как изолированный учебный предмет, а как всецело интегрированный в учебный процесс (Extensive Reading. Across the Curriculum). Они осознают, что с помощью английского языка можно получить интересную информацию из разных областей знаний, можно рассказать о своей родной стране, ее реалиях, традициях, истории (Spotlight on Russia). В этом смысле английский язык как учебный предмет приобретает осознанную практическую значимость для учащихся, что способствует росту мотивации к обучению.

А теперь рассмотрим УМК с точки зрения формирования и развития лексико-грамматических навыков.

Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи таблиц. Упражнения на закрепление и отработку грамматического материала многообразны (множественный выбор; раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму; заполнение пропусков; установление соответствий (например, начало и конец предложений)). В рабочей тетради в конце каждого модуля есть раздел Grammar Practice, в котором представлены дополнительные упражнения на отработку нового грамматического материала модуля. В конце учебника имеется грамматический справочник по всем изучаемым темам, что дает возможность учащимся для самообразования, для повторения материала как на уроке, так и самостоятельно. Названия грамматических явлений в справочнике представлены как на русском, так и на английском языке. Это связано с тем, что на данном этапе возникает необходимость освоения английской грамматики с точки зрения терминологии.

Лексические единицы вводятся разными способами, в том числе при помощи сюжетных картинок и предметной наглядности. В отличии от более ранних ступеней обучения новая лексика вводится преимущественно в словосочетаниях. Среди других приемов семантизации – использование синонимов, антонимов, перефразирования и дефиниций. Упражнения на отработку лексики представлены в основном в рабочей тетради и они разнообразны по форме: диаграммы, установить соответствия, заполнить пропуски, подписать картинки, разгадать головоломки со словами или кроссворды, найти лишнее слово в строке. В УМК уделяется внимание словообразованию, а именно: аффиксации, конверсии, словосложению и распознаванию и использованию интернациональных слов.

Но хотелось бы отметить, что, несмотря на разнообразие упражнений на отработку лексико-грамматических навыков, нам видится недостаточным их количество, поэтому необходимость использования дополнительных учебных пособий с упражнениями по грамматике и разработки дополнительных упражнений на закрепление лексики остается актуальной.

Общие выводы

- Представленные в УМК тексты интересны с познавательной точки зрения и соответствуют возрастным интересам школьников.

- Упражнения, направленные на обучение коммуникативным видам чтения, разнообразны и интересны. Но упражнений на обучение поисковому и ознакомительному чтению гораздо больше, чем упражнения, направленных на обучение изучающему виду чтения.

- Большое внимание уделяется формированию навыка письменной речи и говорению.

- Принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере, но при желании представленный страноведческий материал следует дополнить более систематизированными материалами о географическом положении, символам и традициям стран изучаемого языка.

-Упражнения на отработку лексико-грамматических навыков разнообразны по форме, но ограничены по количеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен подробный анализ учебно-методического комплекса "Английский в фокусе". Дается описание всех разделов модуля, определяются цели обучения, отличительные особенности данного УМК. Работа предназначена для учителей английского языка, которые стоят перед выбором учебника, или которые еще не знакомы с данным комплектом.

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК "Английский в фокусе"»

Анализ УМК «Английский в фокусе»

УМК «Английский в фокусе» соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.

УМК входит в Федеральный и региональный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях.

УМК «Английский в фокусе» состоит из следующих компонентов:

- Книга для чтения;

- Книга для учителя;

- Аудио CD для работы в классе;

- Аудио CD для самостоятельной работы дома;

Учебник состоит из10 тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков. Каждый модуль имеет четкую структуру:

- уроки a, b – введение нового лексико-грамматического материала;

- урок речевого этикета (English in Use);

- уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner), России (Spotlight on Russia);

- раздел Study Skills;

- урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum).

Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой,

социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

Данный УМК хорошо развивает умение самооценки и самоконтроля. УМК готовит к новым формам аттестации.

Теперь более подробно остановимся на каждом из разделов модуля.

Каждый модуль начинается вводной страницей, на которую следует обратить особое внимание. Она играет важную роль как в работе с мотивацией, так и с постановкой учебных задач. Все разделы страницы, предваряющей работу над определённой темой, напрямую отражают деятельность детей, включая развитие конкретных речевых навыков. Характерны сами названия рубрик, охватывающих всё содержание модуля: Посмотри на модуль …; Найди страницы для …; Послушай, прочитай и скажи…; Узнай как…; Потренируйся…; Напиши, сделай

В каждом модуле дается подборка ситуативных диалогов. Цель работы над ними – познакомить учащихся с естественным, живым языком. В диалогах также представлены полезные выражения для практики разговорной речи по повседневной тематике.

Обучение аудированию осуществляется через разнообразные задания, в которых используется активный лексико-грамматический материал модуля в контекстах и ситуациях, приближенных к реальным. Это обеспечивает более глубокое понимание учащимися языкового материала, изучаемого в модуле.

Новые лексические единицы вводятся разными способами, в том числе при помощи предметных и сюжетных картинок: учащимся предлагается подобрать к той или иной единице соответствующую картинку. Среди других приемов семантизации — использование синонимов, антонимов, перефразирования и дефиниций. Закрепление организуется через разнообразные задания, такие, как соотнесение слова с картинкой, дополнение устойчивых словосочетаний и др.

Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи четких, лаконичных таблиц. Специальные задания и упражнения различных форматов обеспечивают понимание учащимися и закрепление в речи новой грамматической структуры.

Третий урок каждого модуля направлен на развитие у учащихся умений письма на основе всех других видов речевой деятельности. Сначала организуется введение и закрепление соответствующих лексических конструкций, затем приводится текст-образец и организуется его тщательный анализ. Во все модули включены задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья, эссе. Большинство заданий на развитие умений связного продуктивного письма предполагается выполнять дома, так как они требуют значительных затрат времени. Однако подготовка к их выполнению всегда планируется как отдельный важный этап урока. Этот этап представляет собой повторение, рефлексию изученного на уроке материала, который предполагается к использованию в письменной речи.

Раздел «Учись учиться» (Study Skills) содержит короткие советы, объяснения и памятки в отношении различных видов деятельности в процессе изучения английского языка, которые способствуют развитию холистических учебных умений и навыков у учащихся, умений самостоятельной работы при изучении английского языка.

Culture Cornerуроки культуроведения стран изучаемого языка и Spotlight on Russia обеспечивают учащихся учебными материалами для развития соцокультурной компетенции, способствуют реальному включению их в диалог культур. Раздел содержит соответствующие задания и творческие проекты, например, изготовление постеров. Это дает учащимся возможность переработать изученную на уроках информацию и сопоставить ее с аналогичным феноменом родной культуры.

English in Use

Этот раздел позволяет учащимся познакомиться с языком повседневного общения в функциональных диалогах в реальных жизненных ситуациях, в которых содержатся полезные выражения и устойчивые словосочетания живого разговорного языка. Раздел также содержит коммуникативные задания, позволяющие учащимся освоить в речи изученный языковой материал.

Раздел дополнительного чтения (Extensive Reading) дает возможность учащимся связать тему модуля с одним из предметов школьной программы, помогает учащимся использовать изученный языковой материал в новом контексте, часто в соответствии с их личными интересами и склонностями. Раздел включает в себя интересные творческие задания, мотивирующие учащихся и позволяющие им лучше освоить языковой материал модуля.

Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся. Предложенная система оценки позволяет учащимся объективно оценить свою успешность в овладении материалом, определить свои сильные и слабые стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в УМК «Английский в фокусе» коммуникативная цель обучения достигается при помощи использования разнообразных упражнений, направленных на развитие всех видов речевой деятельности. В полной мере сбалансирована языковая и коммуникативная практика. Упражнения ситуативно направлены. Повторение материала внутри циклов уроков и во всём УМК хорошо организовано. Происходит взаимодействие всех видов речевой деятельности. Обеспечивается сочетание различных форм работы. На мой взгляд, эффективно организован диалог культур. Достаточно материала по родной культуре, также учитывается родной язык учащихся. Данный УМК в полной мере предоставляет все возможности для самостоятельного овладения его материалом. Это развивает самостоятельность ученика.

Читайте также: